05.04 Нелинейная акустика твердых тел

Гусейнов С.А. «О нелинейных колебаниях двухслойных неоднородных прямоугольных пластинок» Естественные и технические науки, № 1, с. 22-27 (2013)

Исследуется задача о колебании двухслойных прямоугольных пластинок, слои которые изготовлены из различных непрерывно неоднородных материалов. Используя гипотезы Кирхгофа–Лява для всей толщины элемента, получены системы уравнений движения пластинки с учетом геометрической нелинейности. С помощью метода Бубнова–Галеркина определены амплитудно-частотные характеристики пластинки.

Естественные и технические науки, № 1, с. 22-27 (2013) | Рубрики: 05.02 05.04

Богданов В.Р., Сулым Г.Т. «О решении задачи плоского напряженного состоянияматериала с учетом процесса разгрузки и упругопластических деформаций придинамическом нагружении» КОНСОНАНС-2011. Акустический симпозиум (27–29 сентября 2011 г.), с. 44-49 (2011)

КОНСОНАНС-2011. Акустический симпозиум (27–29 сентября 2011 г.), с. 44-49 (2011) | Рубрика: 05.04

Галазюк В.А., Сулим Г.Т., Прокопiв А.I. «Ефект межового шару в нестацiонарнiй плоскiй деформацiï цилiндра за ненульових початкових умов» КОНСОНАНС-2011. Акустический симпозиум (27–29 сентября 2011 г.), с. 89-92 (2011)

КОНСОНАНС-2011. Акустический симпозиум (27–29 сентября 2011 г.), с. 89-92 (2011) | Рубрика: 05.04

Елагин А.В. «Кинематические характеристики волн, возникающих при нелинейном взаимодействии продольно-сдвиговой и крутильной нормальных волн в цилиндре» КОНСОНАНС-2011. Акустический симпозиум (27–29 сентября 2011 г.), с. 117-122 (2011)

Представлены теоретические численно-аналитические исследования нелинейных вторых гармоник, генерируемых в изотропном цилиндре кругового сечения с закрепленной боковой поверхностью при одновременном распространении вдоль его осевого направления осесимметричных нормальных упругих волн продольно-сдвигового и крутильного типа. Для цилиндра из дюралюминия проведен анализ форм волновых движений в нелинейной волне, генерируемой в результате взаимодействия нормальных волн указанного типа с варьируемыми относительными длинами.

КОНСОНАНС-2011. Акустический симпозиум (27–29 сентября 2011 г.), с. 117-122 (2011) | Рубрика: 05.04

Панин В.Е., Егорушкин В.Е., Панин А.В. «Нелинейные волновые процессы в деформируемом твердом теле как в иерархически организованной системе» Физическая мезомеханика: Международный журнал, 15, № 1, с. 7-22 (2012)

Теоретически и экспериментально показано, что в механике деформируемого твердого тела наряду с трехмерной структурно равновесной кристаллической подсистемой следует описывать поведение структурно неравновесной планарной подсистемы в виде совокупности поверхностных слоев и всех внутренних границ раздела с нарушенной трансляционной инвариантностью. Первичное пластическое течение в нагруженном твердом теле развивается в неравновесной структуре планарной подсистемы по ротационному механизму каналированных нелинейных волн локальных структурных превращений, которые определяют закон самоорганизации многоуровневого пластического течения. Они вызывают ротационные поворотные моды деформации на мезомасштабном уровне и обусловливают генерацию в планарной подсистеме всех видов деформационных дефектов на микромасштабном уровне. Деформационные дефекты испытывают эмиссию в кристаллическую подсистему как ингибитор нелинейных волн пластического течения в планарной подсистеме. При любом виде нагружения пластическая деформация твердых тел развивается в поле поворотных моментов. Нарушение иерархического самосогласования поворотных мод деформации завершается разрушением материала как нескомпенсированной поворотной моды деформации на макромасштабном уровне.

Физическая мезомеханика: Международный журнал, 15, № 1, с. 7-22 (2012) | Рубрика: 05.04

Панин В.Е., Егорушкин В.Е., Деревягина Л.С., Дерюгин Е.Е. «Нелинейные волновые процессы при распространении трещин в условиях хрупкого и хрупковязкого разрушения» Физическая мезомеханика: Международный журнал, 15, № 6, с. 5-13 (2012)

Теоретически и экспериментально показано, что распространение трещины в условиях хрупкого и хрупковязкого разрушения твердых тел есть нелинейный волновой процесс. Описано влияние структурно-фазового состояния материала и жесткости напряженно-деформированного состояния образца на тип трещины (нормального отрыва, поперечного или продольного сдвига) и характер волнового процесса разрушения.

Физическая мезомеханика: Международный журнал, 15, № 6, с. 5-13 (2012) | Рубрика: 05.04

Маркидонов А.В., Старостенков М.Д., Павловская Е.П., Яшин А.В., Полетаев Г.М. «Низкотемпературное растворение поры вблизи поверхности кристалла под воздействием ударных волн» Фундаментальные проблемы современного материаловедения, 10, № 2, с. 254-260 (2013)

Методом молекулярной динамики исследуется процесс растворения вакансионной поры вблизи свободной поверхности кристалла под воздействием ударных волн. Показано, что ударные волны инициируют растворение поры даже при температурах, недостаточных для термоактивации данного процесса. Также показано, что в данном случае доминирующим механизмом растворения поры становится диффузионное течение материала.

Фундаментальные проблемы современного материаловедения, 10, № 2, с. 254-260 (2013) | Рубрика: 05.04

Шимановская М.В., Рыбаков Н.А., Рыбаков А.П. «Превращение воды в лёд VII при ударном сжатии» Химическая физика и мезоскопия, 12, № 2, с. 276-280 (2010)

Получено общее выражение для константы скорости реакции произвольного порядка. В частных случаях результаты совпадают с известными. Для фазового перехода вода-лёд VII при ударно-волновом нагружении воды оценены значения постоянных скоростей реакции в зависимости от температуры и давления.

Химическая физика и мезоскопия, 12, № 2, с. 276-280 (2010) | Рубрика: 05.04

Шимановская М.В., Кочкина М.А., Козлов А.Н., Рыбаков Н.А., Рыбаков А.П. «Закритические и соответственные состояния ударно-сжатых конденсированных тел» Химическая физика и мезоскопия, 13, № 3, с. 437-443 (2011)

Проанализированы экспериментальные данные по изменению с температурой различных физико-химических свойств веществ, подвергнутых воздействию ударных волн. Отмечено, что при температурах близких к критическим проявляются особенности в ходе изменения этих свойств с температурой. Показана возможность применения закона соответственных тел.

Химическая физика и мезоскопия, 13, № 3, с. 437-443 (2011) | Рубрика: 05.04

Фатуллаева Л.Ф. «Предельное состояние нелинейно-упругого многослойного стержня при комбинированном закреплении.» Вестник Бакинского университета. Серия физико-математических наук, № 3, с. 95-103 (2006)

Всевозрастающее значение задач устойчивости и выпучивания сжатых и сжато-изогнутых стержневых элементов конструкций связано с необходимостью экономии веса и материала при проектировании современных конструкций и машин. Последнее, в частности, можно добиться за счет использования композитных материалов, которым присуще свойство кусочной неоднородностью по толщине. В этой связи, исследуется выпучивание нелинейно-упругого многослойного стержня при комбинированном защемлении торцов.

Вестник Бакинского университета. Серия физико-математических наук, № 3, с. 95-103 (2006) | Рубрика: 05.04

Мехтиев А.А. «О существовании решения задачи оптимального управления для уравнения колебаний стержня» Вестник Бакинского университета. Серия физико-математических наук, № 1, с. 63-74 (2008)

Ставаится задача оптимального управления для слабо нелинейного уравнения колебаний стержня. Сначала, применяя метод Галеркина, доказывается теорема существованимя и единственности решения соответствующей краевой задачи для фиксированного допустимого управления. Далее, используя известные результаты Филиппова, Цезари и Берковича, доказывается теорема существования оптимального управления в поставленной задаче.

Вестник Бакинского университета. Серия физико-математических наук, № 1, с. 63-74 (2008) | Рубрика: 05.04

Кулиев Г.Ф., Мехтиев А.А. «Вычисление градиента в задаче оптимального управления для уравнения колебаний стержня.» Вестник Бакинского университета. Серия физико-математических наук, № 2, с. 40-48 (2008)

При приближенном решении прикладных задач оптимального управления необходимо вычислить градиент критерия качества, определенного на решениях уравнения, описывающего процесс. Рассматривается задача оптимального управления для слабо нелинейного уравнения колебаний стержня и для этой задачи вычисляется градиент функционала.

Вестник Бакинского университета. Серия физико-математических наук, № 2, с. 40-48 (2008) | Рубрика: 05.04

Манжосов В.К. «Моделирование волновых процессов при продольном удареконического стержня о полуограниченный стержень» Вестник Ижевского государственного технического университета (ИжГТУ), № 1, с. 126-129 (2009)

Рассмотрена задача продольного удара конического стержня о полуограниченный стержень. Представлены результаты моделирования волновых процессов в коническом стержне, диаграммы изменения во времени продольной деформации в ударном сечении при различных значениях угла уклона конуса.

Вестник Ижевского государственного технического университета (ИжГТУ), № 1, с. 126-129 (2009) | Рубрика: 05.04

Вшивков О.Ю. «Эмпирическая оценка характера разрушения металлических пластин при ударно-волновом воздействии» Вестник Ижевского государственного технического университета (ИжГТУ), № 2, с. 28-31 (2009)

Предложен новый критерий определения пробивной способности поражающих элементов и вида разрушения преград в условиях импульсных ударно-волновых нагрузок.

Вестник Ижевского государственного технического университета (ИжГТУ), № 2, с. 28-31 (2009) | Рубрика: 05.04

Алиев А.В., Вшивков О.Ю., Гладков А.Н. «Локализация зоны полной поврежденности при отколе» Вестник Ижевского государственного технического университета (ИжГТУ), № 2, с. 30-33 (2010)

Обсуждаются экспериментальные результаты по откольному разрушению стальных и алюминиевых образцов при нагружении взрывом листового заряда взрывчатого вещества. Рассматривается локализация зоны поврежденности из условия, что концентрация энергии, запасенной при деформировании, больше плотности энергии образования новых поверхностей при нарушении сплошности. Ключевые слова: ударная волна, твердый материал, откольное разрушение.

Вестник Ижевского государственного технического университета (ИжГТУ), № 2, с. 30-33 (2010) | Рубрика: 05.04

Каримов А.Х., Ганиев М.М., Старостина И.А., Махрова Н.В. «К определению свободной поверхностной энергии металлов и влияние на нее ультразвукового ударного воздействия» Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, № 3, с. 50-53 (2010)

Рассмотрены методы определения свободной поверхностной энергии металлов. Показано, что ультразвуковое виброударное воздействие мало изменяет значение поверхностной энергии сталей и сплавов, но может заметно влиять на ее дисперсионную и кислотно-основную составляющие.

Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, № 3, с. 50-53 (2010) | Рубрика: 05.04

Каримбаев Т.Д. «Влияние характера динамического нагружения на формирование пластической зоны и волны разгрузки в стержне конечной длины» Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, № 4-1, http://www.kai.ru/vestnik/4-1_12.shtml (2012)

Численно исследуется влияние характера динамического нагружения на формирование пластической зоны и волны разгрузки в стержне конечной длины. Показано, что с уменьшением скорости убывания внешней нагрузки область пластических деформаций расширяется, а с увеличением скорости возрастания внешней нагрузки область пластических деформаций преобразуется в узкую приграничную область у закрепленного конца. С возрастанием скорости снижения нагрузки изменяется характер распространения волны разгрузки.

Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева, № 4-1, http://www.kai.ru/vestnik/4-1_12.shtml (2012) | Рубрика: 05.04

Иванова Ю.Е., Рагозина В.Е. «Эволюционное уравнение для одномерных сдвиговых волн разрыва деформаций» Вестник Самарского государственного университета (Естественно-научная серия), № 2, с. 91-104 (2011)

Решается задача об образовании и последующем движении одномерной сдвиговой ударной волны в нелинейно-упругом несжимаемом изотропном полупространстве. Применение метода сращиваемых асимптотических разложений в прифронтовой области ударной волны приводит к эволюционному квазилинейному волновому уравнению, отличному от уравнения Хопфа, характерного для объемных ударных волн. Предлагаются несколько методов построения решений для эволюционного уравнения сдвиговых волн, позволяющие рассматривать разнообразные функции времени в качестве краевого условия для поля перемещений.

Вестник Самарского государственного университета (Естественно-научная серия), № 2, с. 91-104 (2011) | Рубрика: 05.04

Крысько А.В., Жигалов М.В., Солдатов В.В., Подтуркин М.Н. «О выборе типа вейвлета при изучении нелинейных колебаний балок с учетом поперечных сдвигов» Вестник Саратовского государственного технического университета (СГТУ), 3, № 1, с. 14-22 (2009)

Исследован выбор вейвлета для изучения колебаний нелинейных распределенных систем – гибких балок. Рассмотрены две модели: модель С.П. Тимошенко и Шереметьева–Пелеха. Показано, что наиболее полную информацию о колебаниях гибких балок позволяет получить вейвлет Морле.

Вестник Саратовского государственного технического университета (СГТУ), 3, № 1, с. 14-22 (2009) | Рубрика: 05.04