06.02 Скорость, дисперсия, дифракция и затухание в жидких кристаллах, суспензиях и эмульсиях, полимерах

Битюков В.К., Тихомиров С.Г., Хвостов А.А., Бнютин А.Ю. «Компенсационно-реверберационный метод ультразвукового контроля вязкоупругих характеристик растворов полимеров» Датчики и системы, № 5, с. 55-57 (2009)

Предложен метод, позволяющий компенсировать влияние амплитудно-частотной характеристики пьезоэлектрических преобразователей и эхосигнала на измеряемые при ультразвуковом контроле вязкоупругих свойств растворов полимеров параметры в широком частотном диапазоне.

Датчики и системы, № 5, с. 55-57 (2009) | Рубрика: 06.02

Umaley K.D., Pethe G.B., Aswar A.S. «Volumetric, Viscometric, Acoustical, and Optical studies of Glutamic acid in aqueous Zinc and Copper chloride solutions» Химическая физика, 32, № 1, с. 44-55 (2013)

Ultrasonic velocity, density, viscosity and refractive index measurements of L-glutamic acid in aqueous zinc chloride and copper chloride solutions have been carried out at 303.15 K. From these experimental data isentropic compressibility, acoustic impendence, relative association, free path length, apparent molar volume, apparent molar isentropic compressibility and molar refraction of L-glutamic acid in aqueous solutions of electrolytes are evaluated. These values have been used to explain molecular association, solute-solvent interaction through hydrogen bonding and solvation. Viscosity data have been analyzed in the light of Jones–Dole equation and the constants A and B have been estimated and interpreted in terms of ion-ion, ion-solvent and molecular interactions occurring in solutions. DOI: 10.7868/S0207401X13010123

Химическая физика, 32, № 1, с. 44-55 (2013) | Рубрика: 06.02

Кольцова И.С., Дейнега М.А., Полухина А.С. «Интерференция ультразвуковых волн в гетерогенно-дисперсных осадках» Акустический журнал, 59, № 3, с. 327-331 (2013)

Впервые экспериментально показано, что при осаждении множества неконсолидированных частиц возможно образование гетерогенно-дисперсного слоя, в котором при прохождении ультразвуковых волн возникают стоячие волны. Время формирования слоя из множества частиц имеет непосредственную связь с индивидуальными свойствами диспергированной фазы и дисперсной среды. Исследования проводились на частоте ультразвуковых волн 3 МГц. В качестве диспергированной фазы были взяты частицы крахмала и Al2O3, а дисперсными средами были вода и раствор глицерина. DOI: 10.7868/S0320791913030076

Акустический журнал, 59, № 3, с. 327-331 (2013) | Рубрики: 06.02 06.19

Богданов Д.Л., Геворкян Э.В., Банникова Е.М., Константинов М.С., Обыденков Ю.Н. «Ультразвуковые исследования диссипативных коэффициентов нематических жидких кристаллов» Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Физика–Математика, № 3, с. 32-37 (2009)

Представлены результаты ультразвуковых исследований зависимостей диссипативных коэффициентов нематических жидких кристаллов Н-8 от частоты и температуры. Показано, что измерения анизотропии коэффициента поглощения ультразвука при низких и высоких частотах позволяют рассчитать целый ряд важных физических параметров. Определены анизотропные коэффициенты сдвиговой и объемной вязкостей, времена ориентационной релаксации, энергии активации и другие параметры Н-8 в широком диапазоне частот и температур.

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Физика–Математика, № 3, с. 32-37 (2009) | Рубрика: 06.02

Максимочкин Г.И., Пасечник С.В., Краль С. «Ультразвуковые исследования фазовых переходов в эмульсиях жидких кристаллов» Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Физика–Математика, № 2, с. 89-101 (2010)

Исследованы скорость распространения и коэффициент поглощения ультразвука на частоте 2,7 МГц в эмульсиях жидкого кристалла (ЖК) Н96 в воде с размерами капель в диапазоне 200–5000 нм (образец I) и 200–1500 нм (образец II). Показана возможность изучения на основе анализа акустических параметров ЖК эмульсий характеристик фазового перехода нематик–изотропная жидкость и критической динамики ЖК в каплях микронных и субмикронных размеров.

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Физика–Математика, № 2, с. 89-101 (2010) | Рубрика: 06.02

Богданов Д.Л., Геворкян Э.В., Обыденков Ю.Н. «Возможное нарушение общепринятой гидродинамики смектиков и низкочастотная зависимость коэффициента поглощения ультразвука» Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Физика–Математика, № 3, с. 62-72 (2011)

Показано, что в частотном интервале 95–760 кГц эффект возможного нарушения общепринятой гидродинамики смектических жидких кристаллов, как правило, не наблюдаем. Отклонения от квадратичной частотной зависимости коэффициента поглощения в ультразвуковых экспериментах определяются процессами акустической релаксации. Эта зависимость не является ни универсальной, ни характерной только для смектической А фазы. Кроме того, её характер меняется при изменении ориентации волнового вектора относительно индукции магнитного поля.

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Физика–Математика, № 3, с. 62-72 (2011) | Рубрика: 06.02

Пирожков Б.И., Вольхин И.Л. «Поглощение звука в нематико-холестерических смесях жидких кристаллов» Вестник Пермского университета. Серия: Физика, № 1, с. 22-25 (2010)

Впервые проведено измерение коэффициента поглощения звука в нематико-холестерических смесях жидких кристаллов (растворах холестерил-пропионата в нематике МББА) в области температур, где исследуемые смеси находились в жидкокристаллическом состоянии, состоянии изотропной жидкости и на фазовом переходе между этими состояниями. С ростом концентрации холестерика в смесях температура фазового перехода сначала падает, а затем повышается. Коэффициент поглощения, небольшой при малых концентрациях холестерика, становится очень большим при повышенных концентрациях. Причина этого явления связывается с увеличенной вязкостью смесей.

Вестник Пермского университета. Серия: Физика, № 1, с. 22-25 (2010) | Рубрика: 06.02

Кожевников Е.Н., Самойлова Я.В. «Пространственно модулированные структуры в нематическом жидком кристалле при воздействии осциллирующего течения Куэтта на сверхнизких частотах» Вестник Самарского государственного университета (Естественно-научная серия), № 6, с. 113-123 (2012)

Теоретически описано искажение гомеотропной структуры нематического жидкого кристалла при воздействии периодического сдвига на сверхнизких частотах. Показано, что воздействие периодического сдвига приводит к появлению в НЖК слое пространственно модулированной структуры. Пороговая амплитуда и пространственный период новой ориентационной молекулярной структуры определяются методом Галеркина на основе нелинейных уравнений гидродинамики нематического жидкого кристалла. Теоретический анализ показывает, что пороговая амплитуда сдвига не зависит от частоты, а пространственный период – порядка толщины НЖК-слоя. Теоретические результаты сравниваются с данными эксперимента.

Вестник Самарского государственного университета (Естественно-научная серия), № 6, с. 113-123 (2012) | Рубрика: 06.02