П

Павловский А.С.

Павловский А.С., Семенова Н.Г. «Акустогидродинамичеcкие явления вблизи малого акустического диполя, работающего в вязкой несжимаемой жидкости в широком диапазоне чисел Рейнольдса» Письма в Журнал технической физики, 40, № 8, с. 14-22 (2014)

Смоделирована задача о колебаниях малого акустического диполя в вязкой несжимаемой жидкости в свободном пространстве и вблизи жесткой стенки. Показано, что в зазоре между диполем и жесткой стенкой образуется знакопеременное поле давления. Величина разрежения зависит от числа Рейнольдса, относительной толщины зазора в долях толщины пограничного слоя и от относительного размера диполя и толщины зазора. Этому полю давления соответствует поле мгновенных скоростей в виде осциллирующих потенциальных потоков. Кроме них в местах ненулевой тангенциальной скорости диполя генерируются вязкие волны, которые при взаимодействии со средой вызывают вихревые акустические течения. Численно исследованы их структура и динамика в пространстве и времени. Структура течений оказалась аналогичной наблюденной ранее в натурном эксперименте. Подобные решенной задачи возникают в ряде акустических технологических процессов, реализуемых в малых объемах вязкой жидкости на низких ультразвуковых частотах.

Письма в Журнал технической физики, 40, № 8, с. 14-22 (2014) | Рубрика: 04.11

Павловский М.С.

Зиненко В.И., Павловский М.С., Крылов А.С., Гудим И.А., Еремин Е.В. «Колебательные спектры, упругие, пьезоэлектрические и магнитоэлектрические свойства кристаллов HoFe3(BO3)4 и HoAl3(BO3)4» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 144, № 6, с. 1174-1183 (2013)

Для кристаллов HoFe3(BO3)4 и HoAl3(BO3)4 были получены спектры комбинационного рассеяния света при различных температурах, из которых были определены частоты колебаний кристаллической решетки в центре зоны Бриллюэна, а также было установлено наличие фазового перехода в кристалле HoFe3(BO3)4 при Tc≈К. Экспериментально исследован магнитоэлектрический эффект в парамагнитной фазе рассматриваемых соединений. В рамках метода функционала плотности вычислены частоты колебаний решетки, упругие и пьезоэлектрические модули, динамические заряды Борна и высокочастотная диэлектрическая проницаемость. Обнаружено необычное поведение поперечной акустической ветви колебаний в направлении Г→Z зоны Бриллюэна кристалла HoFe3(BO3)4 . Проведена оценка величины индуцированной внешним полем электрической поляризации с использованием вычисленных значений пьезоэлектрических модулей и экспериментальных величин магнитострикции.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 144, № 6, с. 1174-1183 (2013) | Рубрика: 06.03

Паймушин В.Н.

Паймушин В.Н., Полякова Т.В. «Уточненные уравнения движения многослойных оболочек с трансверсально-мягкими заполнителями при среднем изгибе» Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Физико-математические науки, 155, № 2, с. 167-183 (2013)

Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Физико-математические науки, 155, № 2, с. 167-183 (2013) | Рубрика: 04.15

Палаткин Н.Н.

Киселев В.С., Палаткин Н.Н., Радченко М.В., Радченко Т.Б. «Технологические аспекты управления процессом сверхзвуковой газопорошковой наплавки» Вестник Алтайской науки, № 2-2, с. 227-231 (2013)

Представлены результаты исследования процесса сверхзвуковой газопорошковой наплавки порошковых сплавов системы Ni-Cr-B-Si.

Вестник Алтайской науки, № 2-2, с. 227-231 (2013) | Рубрика: 14.07

Панкратьева Г.В.

Меркурьев И.В., Панкратьева Г.В., Подалков В.В., Сбытова Е.С. «Нелинейные колебания микромеханического гироскопа с резонатором в виде упругих пластин» Вестник Московского энергетического института (МЭИ), № 4, с. 13-18 (2013)

Разработана математическая модель микромеханического вибрационного гироскопа с резонатором в виде четырех одинаковых упругих пластин, жестко закрепленных по краям на рамке, которая соединена упругими торсионами с основанием гироскопа. Определено влияние конечных деформаций упругой системы на показания прибора, установленного на подвижном основании. Найденное решение нелинейной задачи о колебаниях упругой системы позволяет повысить точность гироскопа с помощью аналитической компенсации погрешностей.

Вестник Московского энергетического института (МЭИ), № 4, с. 13-18 (2013) | Рубрика: 04.15

Паршин П.П.

Паршин П.П., Алексеев П.А., Немковский К.С., Persson J., Чумаков А.И., Ruffer R. «Фононы и электронная щель в FeSi» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 145, № 2, с. 279-291 (2014)

Методом ядерного резонансного неупругого рассеяния синхротронного излучения, в диапазоне температур 46–297 К измерены парциальные спектры тепловых колебаний атомов железа в интерметаллиде FeSi. Установлено существенное смягчение спектра при увеличении температуры. Показано, что наибольшее смягчение тепловых колебаний атомов железа происходит в области длинноволновых акустических фононов, для акустических ветвей вблизи границы зоны Бриллюэна и для низколежащих слабодисперсионных оптических ветвей. Полученные результаты анализируются в рамках представлений, связывающих изменение спектра колебаний атомов железа с температурной эволюцией электронного спектра соединения. DOI: 10.7868/S0044451014020096.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 145, № 2, с. 279-291 (2014) | Рубрика: 08.07

Патракеева А.А.

Добровольский Ю.Ю., Патракеева А.А. «Сравнительная оценка эффективности ряда вариантов объемных гидроакустических цилиндрических антенн» Гидроакустика, № 12, с. 29-32 (2010)

Рассматриваются антенны, которые образованы приемными решетками, располагаемыми на боковых поверхностях концентрических цилиндров. Оценивается зависимость значений их коэффициента концентрации от количества цилиндров, их диаметров, а также геометрических соотношений.

Гидроакустика, № 12, с. 29-32 (2010) | Рубрика: 07.19

Пахомов Ф.М.

Голованов А.Н., Пахомов Ф.М. «Сверхзвуковое осесимметричное обтекание затупленного конуса при его низкочастотных продольных колебаниях» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 1, с. 126-130 (2014)

С использованием модели идеального невязкого совершенного газа исследуются аэродинамические характеристики колеблющегося конуса при нестационарном осесимметричном сверхзвуковом обтекании в отсутствие и при наличии сильного вдува воздуха с поверхности торцевого затупления в ударный слой.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 1, с. 126-130 (2014) | Рубрика: 08.15

Пелиновский Е.Н.

Талипова Т.Г., Пелиновский Е.Н., Куркина О.Е., Рувинская Е.А., Гиниятуллин А.Р., Наумов А.А. «Безотражательное распространение внутренних волн в канале переменного сечения и глубины» Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 6, № 3, с. 46-53 (2013)

Найден класс точных решений для линейных длинных внутренних волн в двухслойном потоке переменной глубины и сечения. Эти решения описывают так называемое безотражательное распространение, когда волновое поле может быть представлено суммой двух независимых волн с переменными амплитудой и фазой, распространяющихся в противоположных направлениях. Существование таких безотражательных волн возможно лишь при определенных конфигурациях водного потока. В работе обсуждаются приложения безотражательных волн для описания трансформации внутренних волн на реальных шельфах в заливах и бухтах.

Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 6, № 3, с. 46-53 (2013) | Рубрика: 07.03

Петрухин Н.С., Пелиновский Е.Н., Бацына Е.К. «Безотражательное распространение акустических волн в атмосфере Солнца» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 38, № 6, с. 439-445 (2012)

Исследована возможность прохождения температурного минимума вертикальными акустическими волнами с частотами меньше, чем частота отсечки, соответствующая этому минимуму. Также показано, что усредненный температурный профиль в атмосфере Солнца может быть аппроксимирован несколькими так называемыми безотражательными профилями, на которых акустические волны распространяются без внутреннего отражения. Тем самым объясняется возможность проникновения вертикальных акустических волн, в том числе низкочастотных, в корону Солнца.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 38, № 6, с. 439-445 (2012) | Рубрика: 06.08

Пенкин А.Г.

Пенкин А.Г., Терентьев В.Ф., Ашмарин А.А, Рощупкин В.В., Кораблева С.А. «Исследование особенностей пластической деформации трип-стали с использованием методов акустической эмиссии и рентгеноструктурного анализа» Деформация и разрушение материалов, № 12, http://www.nait.ru/journals/number.php?p_number_id=1811 (2013)

Исследованы механические свойства и наличие фазового превращения аустенит γ-мартенсит деформации α' в закаленной высоколегированной трип-стали при статическом растяжении с использованием методов акустической эмиссии (АЭ) и рентгеноструктурного анализа. Показано, что комплексная оценка параметров АЭ и данных рентгеноструктурного анализа позволяет достаточно точно определить пороговую степень пластической деформации, при которой в трип-стали начинает интенсивно образовываться мартенсит деформации.

Деформация и разрушение материалов, № 12, http://www.nait.ru/journals/number.php?p_number_id=1811 (2013) | Рубрика: 14.04

Пережогин А.С.

Пережогин А.С., Шевцов Б.М., Сагитова Р.Н., Водинчар Г.М. «Моделирование зон геоакустической эмиссии» Солнечно-земные связи и предвестники землетрясений: IV междунар. конф., с. Паратунка Камч. обл., 14–17 авг. 2007 г.: сб. тез. докл., http://www.ikir.ru/ru/Publications/Conferences/2007-IV- (2007)

При проведении геоакустических наблюдений на Камчатке регистрируются предвестники землетрясений в килогерцовом диапазоне частот за сотни километров от эпицентров. В настоящей работе предлагается модель формирования зон геоакустической эмиссии, объясняющая особенности этих наблюдений, которые выражаются в том, что фоновый уровень акустических сигналов соответствует уровню приливных относительных деформаций 10–8, а в период подготовки землетрясений происходит повышение деформаций и интенсивности геоакустической эмиссии примерно за день до события на один-два порядка. Для анализа напряженно-деформированного состояния среды в фазе подготовки землетрясения использована математическая модель простой сосредоточенной силы в упругом полупространстве. Выполнены расчеты полей напряжений и деформаций для произвольно ориентированной простой силы и рассмотрено формирование пространственных зон геоакустической эмиссии с различными уровнями деформаций в районе наблюдений. Эта простая модель геодеформаций на основе решения Миндлина объяснила три экспериментальных факта: наблюдаемость геоакустических эффектов на расстояниях за сотни километров от центра подготовки землетрясений, отсутствие геоакустических предвестников землетрясений на малых расстояниях в результате пространственной неоднородности поля деформаций и, наконец, вследствие поляризации сдвиговых источников совпадение пеленга акустических сигналов с направлением на эпицентр.

Солнечно-земные связи и предвестники землетрясений: IV междунар. конф., с. Паратунка Камч. обл., 14–17 авг. 2007 г.: сб. тез. докл., http://www.ikir.ru/ru/Publications/Conferences/2007-IV- (2007) | Рубрика: 09.04

Пережогин А.С., Шевцов Б.М., Сагитова Р.Н., Водинчар Г.М. «Моделирование зон геоакустической эмиссии» Математическое моделирование, 19, № 11, с. 59-64 (2007)

Рассмотрена модель формирования зон геоакустической эмиссии в период подготовки сильных землетрясений. Проведены расчеты напряженно-деформированного состояния среды. Выполнено сопоставление результатов расчетов с экспериментальными данными.

Математическое моделирование, 19, № 11, с. 59-64 (2007) | Рубрика: 09.05

Пережогин А.С. «Нестационарная задача отражения волн в неоднородных средах с фрактальными свойствами» Солнечно-земные связи и физика предвестников землетрясений. V международная конференция 2–7 августа 2010 г., с. Паратунка, Камчатский край, http://www.ikir.ru/ru/Publications/Conferences/2010-V- (2010)

Исследована нестационарная задача отражения волн в неоднородных средах с фрактальными свойствами. Получено уравнение для оператора рассеяния назад в обобщении на неоднородные среды с дисперсионными эффектами с помощью метода инвариантного погружения. В этом случае электрическая индукция содержит дополнительное слагаемое, которое включает функцию характеристики среды. Рассмотрены фрактальные свойства среды, связанные с типом процесса релаксации наведенной электрической поляризации, который следует из уравнения осциллятора с дробным порядком. Приведены численные решения уравнения для оператора рассеяния назад, которое соответствует отклику среды на облучение её дельта-импульсом. Обсуждены изменения отклика среды на падающий дельта-импульс в зависимости от значения показателя уравнения дробного осциллятора.

Солнечно-земные связи и физика предвестников землетрясений. V международная конференция 2–7 августа 2010 г., с. Паратунка, Камчатский край, http://www.ikir.ru/ru/Publications/Conferences/2010-V- (2010) | Рубрика: 04.12

Перепичка В.В.

Шацкий И.П., Перепичка В.В. «Распространение ударной волны в упругом стержне с вязкопластическим внешним сопротивлением» Прикладная механика и техническая физика, 54, № 6, с. 175-180 (2013)

С использованием модели вязкопластического трения исследована волновая задача о распространении возмущений вдоль упругого стержня, взаимодействующего со средой. Получено точное решение задачи для произвольного момента времени действия нагрузки. Проведен анализ полученных результатов.

Прикладная механика и техническая физика, 54, № 6, с. 175-180 (2013) | Рубрика: 05.04

Пересёлков С.А.

Кузькин В.М., Куцов М.В., Пересёлков С.А. «Влияние поверхностного волнения на изменчивость интерференционного инварианта» Акустический журнал, 60, № 1, с. 76-80 (2014)

Исследовано влияние поверхностного волнения на изменчивость интерференционного инварианта и погрешность его индикации. При моделировании использовался спектр Пирсона–Неймана для полностью развитого волнения. Акустическая трасса ориентирована вдоль направления ветра, когда максимально проявляется взаимодействие нормальных волн. Рассмотрение проведено применительно к зимней и летней гидрологиям в широком диапазоне частот и интервале расстояний. Получены статистические оценки для интерференционного инварианта и ошибки его измерения.

Акустический журнал, 60, № 1, с. 76-80 (2014) | Рубрики: 07.03 07.04

Перова Л.В.

Перова Л.В. «О колебаниях полубесконечной стратифицированной жидкости при возбуждении ее свободной поверхности движущимися источниками» Журнал вычислительной математики и математической физики, 45, № 6, с. 1107-1124 (2005)

Изучается распространение малых возмущений в невязкой стратифицированной жидкости, заполняющей нижнее полупространство. В качестве возбуждающего источника выбрана плоская волна, бегущая по свободной поверхности жидкости. Строится явное аналитическое решение задачи, доказываются теоремы существования и единственности, исследуется вол-новая картина, складывающаяся в жидкости при больших временах.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 45, № 6, с. 1107-1124 (2005) | Рубрика: 04.11

Перова Л.В. «О колебаниях стратифицированной вращающейся жидкости при возбуждении ее свободной поверхности движущимися источниками» Журнал вычислительной математики и математической физики, 47, № 5, с. 903-922 (2007)

Исследуется распространение малых возмущений в слабо стратифицированной невязкой вращающейся с постоянной угловой скоростью жидкости, заполняющей нижнее полупространство. Возбуждающим источником является плоская волна, бегущая по свободной поверхности жидкости. Строится явное аналитическое решение задачи, обосновывается его существование и единственность, изучается волновая картина, складывающаяся в жидкости при больших временах.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 47, № 5, с. 903-922 (2007) | Рубрика: 04.11

Перова Л.В. «О колебаниях полубесконечной вращающейся жидкости при возбуждении ее свободной поверхности движущимися источниками» Журнал вычислительной математики и математической физики, 46, № 5, с. 932-947 (2006)

Исследуется распространение малых возмущений в однородной невязкой вращающейся с постоянной угловой скоростью жидкости, занимающей нижнее полупространство. Возбуждающим источником является плоская волна, бегущая по свободной поверхности жидкости. Строится явное аналитическое решение задачи, доказываются теоремы существования и единственности, изучается волновая картина, складывающаяся в жидкости при больших временах.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 46, № 5, с. 932-947 (2006) | Рубрика: 04.12

Петников В.Г.

Луньков А.А., Петников В.Г. «Когерентность низкочастотного звука в мелком море при наличии внутренних волн» Акустический журнал, 60, № 1, с. 65-75 (2014)

Аналитически и в численном эксперименте проведена оценка времени и поперечного радиуса когерентности низкочастотного (100–300 Гц) звукового поля, формируемого ненаправленным точечным излучателем на расстоянии 10–30 км в мелководном акустическом волноводе, характерном для открытого океанского шельфа. В качестве источника пространственно-временных флуктуаций рассмотрено анизотропное поле фоновых внутренних волн. Показано, что время когерентности падает с увеличением частоты, а также сильно зависит от направления движения возмущения. Поперечный радиус когерентности определяется в первую очередь фазовыми набегами, связанными с цилиндрической формой фронта звуковой волны. В случае поперечного распространения фоновые внутренние волны могут приводить к значительным вариациям этого радиуса. Введение компенсирующих фазовых поправок при обработке обеспечивает значительное увеличение среднего значения поперечного радиуса когерентности.

Акустический журнал, 60, № 1, с. 65-75 (2014) | Рубрика: 07.02

Петров А.Г.

Варин В.П., Петров А.Г. «Гидродинамическая модель слуховой улитки человека» Журнал вычислительной математики и математической физики, 49, № 9, с. 1708-1723 (2009)

Предложена двухкамерная модель слуховой улитки человека. Костный спиральный канал в развернутом виде представляется в виде двух отделов: верхнего и нижнего, разделенных мембраной. Оба отдела заполнены вязкой жидкостью (перелимфой) и сообщаются между собой через пролив. Звуковые колебания поступают на окно преддверия и вызывают периодическое изменение давления в перелимфе, которое, в свою очередь, вызывает колебания мембраны. Движение жидкости описываются уравнениями гидродинамики и дополняются уравнением колебания мембраны. Уравнения линеаризуются по амплитуде колебаний, а решение их ищется в виде гармоник Фурье с заданной частотой. Для определения гармоник получена система линейных краевых задач для обыкновенных дифференциальных уравнений с переменными коэффициентами. Численное решение этой системы разностными методами не представляется возможным ввиду наличия большого параметра, а также близости этой задачи к сингулярной. Предложен новый численный метод без насыщения, который позволил получить решения в широком диапазоне частот с произвольной и контролируемой точностью. Расчеты подтвердили теорию Бекеши. Низкие звуки вызывают прогибание мембраны у верхушки улитки, а звуки высокой частоты – в области основного завитка улитки.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 49, № 9, с. 1708-1723 (2009) | Рубрика: 13.06

Петров И.Б.

Матюшев Н.Г., Петров И.Б. «Математическое моделирование деформационных и волновых процессов в многослойных конструкциях» Журнал вычислительной математики и математической физики, 49, № 9, с. 1690-1696 (2009)

Рассматриваются волновые и деформационные процессы в задачах соударения ударника с деформируемыми многослойными преградами различной конструкции. Численное решение подобных задач связано с проблемой адекватного описания волновых процессов в сплошной среде, что особенно трудно реализуется в случае многослойных преград. Для решения первой проблемы предлагается использовать лагранжевы перестраиваемые треугольные расчетные сетки. Для описания волновых процессов используется сеточно-характеристический метод, позволяющий корректно строить вычислительные алгоритмы на границах области интегрирования и многочисленных контактных границах, а также гибридные и гибридизированные сеточно-характеристические схемы, позволяющие заметно улучшить качество численных решений с большими градиентами (разрывными решениями). Использование этих методов позволяет получать адекватное описание волновых процессов в многослойных преградах (отражение и преломление волн от контактных поверхностей, взаимодействие вторичных волн, смена условий на этих границах и т.д.)

Журнал вычислительной математики и математической физики, 49, № 9, с. 1690-1696 (2009) | Рубрика: 04.12

Петрухин Н.С.

Пирожков М.В.

Солдатов С.К., Зинкин В.Н., Кукушкин Ю.А., Драган С.П., Пирожков М.В. «Анализ антропоэкологической опасности шума, образующегося при заходе самолета на посадку» Экология промышленного производства, № 4, с. 76-81 (2013)

Представлены результаты гигиенических исследований акустической обстановки на территории жилой застройки, находящейся в 10–12 км от аэродрома, при заходе самолетов на посадку. Проанализированы возможные пути улучшения акустической обстановки, показана насущная необходимость пересмотра нормативных и руководящих документов, регламентирующих правила застройки территории, прилегающей к аэропортам, аэродромам и авиаремонтным предприятиям, и уровня авиационного шума на таких территориях.

Экология промышленного производства, № 4, с. 76-81 (2013) | Рубрика: 13.01

Поволяев С.Т.

Гирин А.М., Поволяев С.Т. «Исследование свободных колебаний цилиндрических оболочек переменной жесткости» Вестник Московского авиационного института, 20, № 4, http://www.mai.ru/science/vestnik/publications.php?ID=46570 (2013)

Предложен метод расчёта колебаний, основанный на решении краевых интегральных уравнений. Создана экспериментальная установка, которая позволяет автоматически определять собственные частоты и формы колебаний в окружном и в продольном направлениях. Проведены расчеты собственных частот колебаний цилиндрической оболочки с переменной толщиной стенки вдоль её образующей. Полученные теоретические значения собственных частот хорошо согласуются с результатами экспериментальных исследований.

Вестник Московского авиационного института, 20, № 4, http://www.mai.ru/science/vestnik/publications.php?ID=46570 (2013) | Рубрика: 04.15

Подалков В.В.

Подгайский Ю.П.

Ицыксон М.Б., Подгайский Ю.П. «Адаптивная обработка многолучевых сигналов в задачах обнаружения» Гидроакустика, № 12, с. 94-98 (2010)

Адаптивная обработка многолучевого сигнала связана с применением адаптации к помехе морской среды и методов декорреляции, например, пространственного сглаживания, которые уменьшают потери сигнала от воздействия межлучевой корреляции. Потери помехоустойчивости рассматриваются в виде оценки изменения коэффициента помехоустойчивости при изотропном поле помех – коэффициента концентрации адаптивной системы при пространственном сглаживании сигнала.

Гидроакустика, № 12, с. 94-98 (2010) | Рубрика: 07.18

Подгорнова О.В.

Александров А.В., Дородницын Л.В., Подгорнова О.В. «Сравнение неотражающих граничных условий на примере задачи с внешним источником колебаний» Математическое моделирование, 19, № 8, с. 55-65 (2007)

Рассматривается газодинамическая задача с внешним источником акустических колебаний, которая служит упрощенной моделью звукопоглощающей конструкции. Условия на свободной границе должны обеспечивать беспрепятственный выход акустических волн из области одновременно с генерацией заданной входящей волны. Строятся два типа неотражающих, граничных условий: локальные и нелокальные. Оба подхода тестируются в применении к вариантам постановки указанной задачи

Математическое моделирование, 19, № 8, с. 55-65 (2007) | Рубрика: 04.12

Подгорнова О.В. «Построение оператора дискретных неотражающих граничных условий для моделирования волн в движущейся среде» Математическое моделирование, 19, № 8, с. 75-82 (2007)

Получено дальнейшее развитие метода построения неотражающих граничных условий для задачи с азимутальной зависимостью скорости звука. Предложенные модификации вычисления вспомогательных дискретных функций Грина с использованием сплайнов Рябенького второго порядка гладкости позволили существенно улучшить точность расчетов при тех же вычислительных затратах. Приводится описание метода, численной реализации и результатов тестирования.

Математическое моделирование, 19, № 8, с. 75-82 (2007) | Рубрика: 04.12

Подтуркин М.Н.

Крысько А.В., Жигалов М.В., Солдатов В.В., Подтуркин М.Н. «О выборе типа вейвлета при изучении нелинейных колебаний балок с учетом поперечных сдвигов» Вестник Саратовского государственного технического университета (СГТУ), 3, № 1, с. 14-22 (2013)

Исследован выбор вейвлета для изучения колебаний нелинейных распределенных систем – гибких балок. Рассмотрены две модели: модель С.П. Тимошенко и Шереметьева–Пелеха. Показано, что наиболее полную информацию о колебаниях гибких балок позволяет получить вейвлет Морле.

Вестник Саратовского государственного технического университета (СГТУ), 3, № 1, с. 14-22 (2013) | Рубрика: 04.15

Пожар В.Э.

Фадеев А.В., Пожар В.Э. «Построение адаптивных спектроанализаторов на основе акустооптических спектрометров» Оптический журнал, 80, № 7, с. 50–57 (2013)

Рассмотрена проблема выбора рабочих спектральных точек в методе выборочной спектральной регистрации, используемом для обнаружения в воздухе веществ-загрязнителей с помощью дифференциальной оптической абсорбционной спектроскопии акустооптическими спектрометрами с произвольной спектральной адресацией. Сокращение числа регистрируемых точек спектра, позволяющее на порядок сократить время измерений, одновременно может снижать селективность анализа, что представляет проблему в случае неизвестного состава примесных веществ. Предложено частное решение проблемы, заключающееся в предварительном изучении вариаций спектров газовой смеси, что позволяет выделить статистически основные меняющиеся компоненты в составе газовой смеси и отождествить их с определенными газами. Предложены варианты построения адаптируемых систем на основе акустооптических спектрометров с использованием разработанных методик.

Оптический журнал, 80, № 7, с. 50–57 (2013) | Рубрика: 06.17

Висковатых А.В., Мачихин А.С., Пожар В.Э., Пустовойт В.И., Висковатых Д.А. «Комбинированная оптическая когерентная и спектральная микроскопия на основе перестраиваемых акустооптических фильтров изображений» Письма в Журнал технической физики, 40, № 4, с. 33-41 (2014)

Предложена оптическая схема для проведения микроскопических исследований биообъектов, комбинирующая функции оптической когерентной и спектральной микроскопии. В основе системы лежит акустооптическая фильтрация изображения в приемном канале микроинтерферометра. Разработан и изготовлен макет данного прибора. Экспериментально показано, что акустооптическая фильтрация не нарушает интерференцию двух пучков, переносящих изображения, что позволяет получать информацию как о трехмерных пространственных, так и о спектральных свойствах объекта.

Письма в Журнал технической физики, 40, № 4, с. 33-41 (2014) | Рубрика: 06.17

Мачихин А.С., Пожар В.Э., Батшев В.И. «Акустооптический видеоспектрометрический модуль для медицинских эндоскопических исследований» Оптический журнал, 80, № 7, с. 44-49 (2013)

Описан макет акустооптического видеоспектрометрического модуля, стыкуемого с жесткими линзовыми и гибкими оптоволоконными медицинскими эндоскопами. Приведены примеры полученных спектральных изображений, демонстрирующих основное качество разработанной схемы – минимизацию пространственно-спектральных искажений. Это позволяет использовать прибор в задачах фотолюминесцентной диагностики в медицинских применениях для быстрого получения как спектральных изображений, так и неискаженных полных спектров любой точки изображения внутреннего органа. Проанализированы возможности и перспективы данного подхода.

Оптический журнал, 80, № 7, с. 44-49 (2013) | Рубрика: 15.01

Покрасин М.А.

Новиков И.И., Рощупкин В.В., Ляховицкий М.М., Покрасин М.А., Минина Н.А., Чернов А.И., Соболь Н.Л., Кольцов А.Г., Клименко С.А. «Исследование акустических свойств циркония» Перспективные материалы, № 11, с. 75-79 (2013)

Приведены результаты экспериментального исследования акустических (скорость и коэффициент затухания ультразвука), акустико-эмиссионных свойств и относительного температурного расширения циркония в температурном диапазоне 20–1000° С. Методом наименьших квадратов получены аппроксимирующие уравнения для температурных зависимостей исследованных и рассчитанных теплофизических свойств циркония.

Перспективные материалы, № 11, с. 75-79 (2013) | Рубрика: 06.03

Ползикова Н.И.

Хазанов Е.Н., Таранов А.В., Алексеев С.Г., Ползикова Н.И. «Влияние анизотропии на кинетику и акустические характеристики фононов в керамике на основе YAG, Y2O3, Lu2O3» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 145, № 1, с. 101-107 (2014)

Проведен сравнительный анализ влияния фактора кубической анизотропии на акустические и транспортные характеристики фононов в лазерной керамике на основе YAG и полуторных оксидов Y2O3, Lu2O3. Измерены акустические характеристики (скорость и поглощение акустических волн) в образцах керамики YAG. DOI: 10.7868/S0044451014010106.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 145, № 1, с. 101-107 (2014) | Рубрика: 06.07

Поликарпов А.М.

Исаев А.Е., Матвеев А.Н., Некрич Г.С., Поликарпов А.М. «Комплексная градуировка приемника градиента давления с использованием процедуры метода взаимности» Акустический журнал, 60, № 1, с. 48-55 (2014)

Рассмотрена абсолютная комплексная градуировка по полю приемника градиента давления. Градуировка выполнена с использованием процедуры метода взаимности при излучении продолжительных сигналов с линейной частотной модуляцией в отражающем бассейне. Для получения частотных зависимостей по полю использован метод скользящего комплексного взвешенного усреднения. Показано, что этот метод, разработанный для градуировки приемников звукового давления, позволяет при наличии отражений эффективно выделять и измерять векторную компоненту прямой звуковой волны. Применение метода позволило определить модуль и фазовый угол комплексной чувствительности, а также выявить недостатки экспериментального образца приемника градиента давления.

Акустический журнал, 60, № 1, с. 48-55 (2014) | Рубрика: 07.20

Поликарпова Н.В.

Дьяконов Е.А., Поликарпова Н.В., Волошинов В.Б. «Двумерное описание акустооптического взаимодействия с учетом поляризации света» Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/file/2013/5/135066.pdf (2013)

Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/file/2013/5/135066.pdf (2013) | Рубрика: 06.17

Мальнева П.В., Поликарпова Н.В. «Влияние пьезоэлектрического эффекта на распространение акустических волн в кристалле теллура» Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/file/2013/5/135072.pdf (2013)

Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/file/2013/5/135072.pdf (2013) | Рубрика: 06.03

Полтавцева Е.В.

Гаврилов В.А., Морозова Ю.В., Полтавцева Е.В., Яковлева Ю.Ю. «Изменения уровня естественного электромагнитного излучения СНЧ-диапазона в сранении с результатами скважинных геоакустических измерений» Солнечно-земные связи и предвестники землетрясений: IV междунар. конф., с. Паратунка Камч. обл., 14–17 авг. 2007 г.: сб. тез. докл., http://www.ikir.ru/ru/Publications/Conferences/2007-IV- (2007)

Полунин В.М.

Боев М.Л., Полунин В.М., Ряполов П.А., Карпова Г.В., Прохоров П.А. «Колебания пузырька при отрыве от воздушной полости, сжатой магнитным полем в магнитной жидкости» Акустический журнал, 60, № 1, с. 31-35 (2014)

На основе концепции отображения геометрии свободной поверхности слабомагнитной среды топографией изолиний модуля напряженности магнитного поля изучена форма свободной поверхности магнитной жидкости в статическом состоянии на начальном этапе сближения кольцевого магнита с поверхностью столбика магнитной жидкости в трубке и на этапе прижатия полости к донышку. Показано, что отрыв пузырьков от воздушной полости происходит в непосредственной близости от плоскости симметрии кольцевого магнита на его оси. Описаны метод и экспериментальная установка для изучения возможности электромагнитной индикации размеров воздушных пузырьков, находящихся в магнитной жидкости. Обсуждаются результаты экспериментального исследования процесса отрыва воздушного пузырька от полости, удерживаемой в магнитной жидкости и сдавленной пондеромоторными силами магнитного поля, которые представляют интерес для создания новой методики дозированной подачи малых количеств газа в реактор.

Акустический журнал, 60, № 1, с. 31-35 (2014) | Рубрики: 06.05 06.17

Полякова Т.В.

Поплавская Т.В.

Кудрявцев А.Н., Поплавская Т.В., Хотяновский Д.В. «Применение схем высокого порядка точности при моделировании нестационарных сверхзвуковых течений» Математическое моделирование, 19, № 7, с. 39-55 (2007)

Рассматривается использование методов сквозного счета высокого порядка точности для численного моделирования сложных сверхзвуковых течений. Дан краткий обзор процедуры построения и основных свойств WENO (weighted essentially non-oscillatory) схем. Обсуждаются вопросы, возникающие при их практическом применении к решению уравнений Эйлера и Навье–Стокса. Приводится ряд примеров решения конкретных задач вычислительной аэродинамики с помощью подобных схем. Во многих случаях результаты, полученные при численном моделировании, сравниваются с данными экспериментальных измерений.

Математическое моделирование, 19, № 7, с. 39-55 (2007) | Рубрика: 08.15

Попов В.А.

Попов В.А., Шифман Ф.Н. «Талантливый инженер, храбрый партизан, умелый директор (к 100-летию со дня рождения Н.Н. Свиридова)» Гидроакустика, № 12, с. 134-137 (2010)

Гидроакустика, № 12, с. 134-137 (2010) | Рубрика: 03

Попов И.К.

Голубев А.Г., Лебедев Г.А., Попов И.К. «Анализ предельной отражающей способности айсберга, необходимой для его дальнего обнаружения низкочастотной гидролокационной системой на шельфе Баренцева и Карского морей» Гидроакустика, № 12, с. 105-113 (2010)

Выполнен теоретический анализ предельной (пороговой) отражающей способности айсберга, при которой он может быть обнаружен низкочастотной гидролокационной системой дальнего (порядка 100 км) обнаружения айсбергов для предупреждения их возможного столкновения с гидротехническими сооружениями шельфовой зоны Баренцева и Карского морей. Задача анализа решается применительно к гидролокационной системе, параметры которой на сегодня технически достижимы.

Гидроакустика, № 12, с. 105-113 (2010) | Рубрика: 07.14

Попов П.А.

Попов П.А., Синдюков А.А., Крючков А.Н. «Особенности акустического нагружения космического аппарата внутри головного обтекателя при его запуске в составе ракеты-носителя типа "Союз"» Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева (СГАУ), № 1, с. 80-90 (2013)

Описан метод нахождения резонансных акустических мод, учитывающий влияние геометрии космического аппарата (КА) и головного обтекателя (ГО) ракеты-носителя "Союз". Приведён пример нахождения резонансных акустических мод под ГО. Описан метод определения влияния плотности компоновки КА под ГО на акустическое нагружение. Проведён анализ звукоизоляционных характеристик отсека ГО с учётом влияния вырезов элементов звукоизоляции. Даны рекомендации по снижению акустических нагрузок на верхнюю поверхность КА.

Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева (СГАУ), № 1, с. 80-90 (2013) | Рубрика: 10.06

Попов С.П.

Попов С.П. «Численное исследование взаимодействия ударных волн и волн разрежения в идеальном газе» Журнал вычислительной математики и математической физики, 47, № 1, с. 155-161 (2007)

В рамках одномерных уравнений Эйлера для идеального газа численно исследовано взаимодействие ударных волн и волн разрежения. Выявлен особый вид решений, названных контактными областями. Они представляют собой протяженные зоны непрерывного изменения плотности и температуры при постоянных значениях давления и скорости. Определено, что решения задач о взаимодействии стремятся при больших временах к решениям задач о распаде разрыва, в которых контактный разрыв заменяется контактной областью.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 47, № 1, с. 155-161 (2007) | Рубрика: 08.10

Попов С.П. «Солитонные решения обобщенных дискретных уравнений Кортевега-де Вриза» Журнал вычислительной математики и математической физики, 48, № 9, с. 1698-1709 (2008)

Рассмотрены новые дискретные уравнения простейшего трехточечного вида, являющиеся обобщением дискретного уравнения Кортевега-де Вриза. Численно исследованы свойства солитонов, кинков и осцилляторных волн для трех типов взаимодействий между соседними элементами цепочек. Проведены аналогии с решениями предельных континуальных уравнений.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 48, № 9, с. 1698-1709 (2008) | Рубрика: 05.02

Попов С.П. «О формах двумерных солитонных возмущений в простейших решетках» Журнал вычислительной математики и математической физики, 49, № 2, с. 323-331 (2009)

Численными методами исследуются цепочка Тоды и дискретное уравнение Кортевега-де Вриза, обобщенные на двумерный случай. Предполагается идентичность взаимодействий по обоим направлениям. Установлено существование решений в виде плоских линейных и локализованных солитонов. В отличие от уравнений, интегрируемых методом обратной задачи рассеяния, взаимодействия солитонов сопровождаются изменением их параметров и образованием дополнительных волновых структур. Приводятся основные типы решений, характеризующие данные процессы.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 49, № 2, с. 323-331 (2009) | Рубрика: 05.10

Портнова Г.В.

Портнова Г.В., Мартынова О.В., Иваницкий Г.А. «Возрастные различия слуховых вызванных потенциалов при восприятии последовательных и пространственных компонентов звуковой информации» Физиология человека, 40, № 1, с. 26-35 (2014)

Восприятие пространственных и последовательных компонентов звуковой информации развивается в процессе взросления ребенка. Мы сравнили вызванные потенциалы (ВП) у 5–6-летних детей (n = 15) и взрослых испытуемых (n = 15) в ответ на предъявление цифровых рядов с пропущенными цифрами, для того, чтобы изучить возрастные особенности в восприятии последовательной звуковой информации. Для изучения развития восприятия пространственных компонентов звуковой информации исследованы ВП в ответ на звук падающих капель, предъявляемый в правое и левое ухо. ВП, регистрируемые на пропуски цифр в числовых рядах, значительно отличались по амплитуде и латентности компонентов N200 и P300 между взрослыми и детьми. Данные различия, возможно, связаны с тем, что восприятие последовательно предъявляемой структурированной звуковой информации менее автоматизировано у детей по сравнению с взрослыми. ВП в ответ на предъявление звука падающей капли в правое и левое ухо у взрослых испытуемых были идентичны. У детей при предъявлении звука падающей капли в левое ухо наблюдалась задержка в латентности и увеличение амплитуды компонентов P300 и N400 в правой височной области, предъявление звука в правое ухо отражалось на увеличении амплитуды компонента N100. Таким образом, полученные различия в ВП у взрослых и детей отражают возрастные изменения в восприятии последовательной и пространственной звуковой информации.

Физиология человека, 40, № 1, с. 26-35 (2014) | Рубрика: 13.06

Постнов С.С.

Бакланов B.C., Постнов С.С., Постнова Е.А. «Расчёт резонансных звукопоглощающих конструкций для современных авиационных двигателей» Математическое моделирование, 19, № 8, с. 22-30 (2007)

Проведены расчеты импеданса и коэффициента поглощения для различных типов резонансных звукопоглощающих конструкций, одно-, двух- и трехслойных постоянного по высоте сечения и однослойных непостоянного по высоте сечения (расширяющихся и сужающихся). В случае двухслойных конструкций результаты находятся в согласии с расчетными и экспериментальными данными других авторов. Для этого типа показано, что дополнительная оптимизация по параметрам, неиспользуемая другими авторами, позволяет достичь большей эффективности

Математическое моделирование, 19, № 8, с. 22-30 (2007) | Рубрика: 10.07

Постнова Е.А.

Математическое моделирование, 19, № 8, с. 22-30 (2007) | Рубрика: 10.07

Потапов М.М.

Потапов М.М. «Приближенное решение задач граничного управления и наблюдения для уравнения поперечных колебаний стержня» Журнал вычислительной математики и математической физики, 45, № 6, с. 1015-1032 (2005)

Построены взаимодвойственные разностные аппроксимации задач граничного управления и наблюдения для дифференциального уравнения второго порядка по времени и четвертого порядка по пространству, описывающего процесс поперечных колебаний неоднородного стержня. Условие управляемости и наблюдаемости, требующее, чтобы длина временного промежутка превышала определенное критическое значение, считается выполненным. Показано, как с учетом априорной информации, доступной в таком случае, можно построить приближенные решения обеих разностных задач, обладающие свойствами сильной сходимости для произвольных целевых и наблюдаемых состояний из рассматриваемых классов.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 45, № 6, с. 1015-1032 (2005) | Рубрика: 04.05

Преображенский М.Н.

Преображенский М.Н. «Экспериментальное изучение изменения характеристик наклонных пьезопреобразователей с глубиной» Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Естественные и технические науки, № 4, с. 51-56 (2013)

Проведены экспериментальные исследования влияния глубины залегания отражателя на угол ввода ультразвука в изделие и диаграммы направленности пьезоэлектрических преобразователей при углах призмы, близких к первому критическому.

Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Естественные и технические науки, № 4, с. 51-56 (2013) | Рубрика: 04.11

Проскорякова Ю.А.

Проскорякова Ю.А., Мотренко П.Д., Шамшура С.А. «Моделирование виброакустической динамики при центробежной обработке труб лонжеронов вертолётов» Вестник Донского государственного технического университета (ДГТУ), 13, № 3-4, с. 91-95 (2013)

Приведены результаты теоретических исследований уровней шума при упрочнении поверхностных слоёв труб лонжеронов вертолётов методом центробежной обработки. Лонжерон рассматривается как изделие на двух опорах, подверженное импульсному силовому воздействию периодического характера. Получены расчётные зависимости для определения уровней звукового давления на собственных частотах колебаний. Приведённые формулы учитывают геометрические, механические параметры и технологические режимы упрочнения, которые задаются амплитудой, длительностью и периодичностью воздействия ударных импульсов, позволяют определить уровни шума при центробежной обработке с учётом конструктивных параметров заготовок и технологических режимов обработки. На этой основе расчётным путём определяются величины превышения уровней шума по сравнению с предельно-допустимыми значениями в соответствующих частотных диапазонах. Эти данные являются основополагающими для выбора и акустического расчёта средств шумозащиты на стадии проектирования оборудования для центробежной обработки.

Вестник Донского государственного технического университета (ДГТУ), 13, № 3-4, с. 91-95 (2013) | Рубрика: 14.04

Прохоров П.А.

Акустический журнал, 60, № 1, с. 31-35 (2014) | Рубрики: 06.05 06.17

Проценко И.Г.

Жук В.И., Проценко И.Г. «Асимптотическая структура волновых возмущений в теории устойчивости плоского течения Куэтта–Пуазейля» Журнал вычислительной математики и математической физики, 45, № 6, с. 1060-1080 (2005)

Устойчивость вязкого течения Куэтта–Пуазейля изучается в пределе стремящихся к бесконечности чисел Рейнольдса. Выводимые асимптотическими методами дисперсионные соотношения, связывающие параметры собственных линейных пульсаций, обладают качественно новыми свойствами, которые не имеют места в случае течения Пуазейля. Картина флуктуационных полей существенно зависит от соотношения между числом Рейнольдса и скоростями стенок, причем можно выделить четыре характерных режима, для которых существуют нейтральные (или близкие к нейтральным) моды в спектре собственных колебаний.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 45, № 6, с. 1060-1080 (2005) | Рубрика: 08.05

Пустовойт В.И.

Письма в Журнал технической физики, 40, № 4, с. 33-41 (2014) | Рубрика: 06.17

Пухов В.М.

Уваров В.Н., Исаев А.Ю., Пухов В.М., Санников Д.В., Мельников А.Н. «Акусто-электромагнитное излучение литосферы» Солнечно-земные связи и физика предвестников землетрясений. VI международная конференция 9–13 сентября 2013 г., с. Паратунка, Камчатский край, http://www.ikir.ru/ru/Publications/Conferences/2013-VI- (2013)

С целью обнаружения связи между геоакустической эмиссией литосферы и ее деформационно-электромагнитным изучением в сентябре 2011 г. была проведена синхронная регистрация акустических и электромагнитных сигналов на наблюдательной станции р. Карымшина, на которой достаточно низкий уровень техногенных помех и высокий уровень микросейсмической активности. Визуальный анализ полученных данных показал, что для наибольших всплесков в акустическом канале наблюдается проявление в сигналах, получаемых с квадрупольного и дипольного датчиков вертикальной магнитной компоненты поля. Однако обнаружить отчетливое проявление акустической эмиссии с помощью аппарата кросскорреляции не удалось из-за сильного различия структуры сигналов в акустическом и электромагнитных каналах. Поэтому был разработан метод, основанный на подсчете количества появлений экстремальных значений электромагнитного сигнала во временной окрестности экстремального значения акустического сигнала. Наиболее сильной оказалась связь квадрупольного и акустического каналов. Для которого квадрупольный канал запаздывает на 0,05 мс. Гораздо более слабой оказалась связь между акустической эмиссией и электромагнитным излучением дипольных каналов. Такая взаимосвязь проявляется синхронно с акустическим и с запаздыванием акустического относительно электромагнитного на 0,2 мс.

Солнечно-земные связи и физика предвестников землетрясений. VI международная конференция 9–13 сентября 2013 г., с. Паратунка, Камчатский край, http://www.ikir.ru/ru/Publications/Conferences/2013-VI- (2013) | Рубрика: 09.04

Пшеничнюк А.И.

Шаймарданова И.О., Пшеничнюк А.И. «Об условиях применимости дипольного приближения при описании акустического сигнала от трещины» Перспективные материалы, № 15, с. 139-142 (2013)

Проведено исследование сходимости мультипольных приближений, используемых при расчете акустического сигнала от дискообразной трещины.

Перспективные материалы, № 15, с. 139-142 (2013) | Рубрика: 14.04

Пышная С.В.

Пышный М.Ф., Кузнецов А.А., Кузнецов О.А., Пышная С.В. «Специализированные методики ультразвуковой доплерографии для контроля локализациимагнитных микрочастиц в мягких тканях» Медицинская физика, № 3, с. 81-86 (2013)

Разработана новая специализированная методика ультразвуковой тканевой доплерографии с магнитной модуляцией для обнаружения и визуализации магнитных ультрадисперсных частиц в мягких тканях, а также усовершенствована одна из предложенных авторами ранее методик синхронной ультразвуковой тканевой доплерографии. Чувствительность метода тканевой доплерографии к низкочастотным осцилляциям мягких тканей удалось увеличить более чем на по- рядок, что привело к увеличению чувствительности как к наличию магнитных частиц в мягких тканях, так и к напряженности модулирующего магнитного поля в области частиц. В сочетании с повышением частоты магнитной модуляции это позволило улучшить пространственное разрешение метода и уменьшить количество артефактов изображений.

Медицинская физика, № 3, с. 81-86 (2013) | Рубрика: 15.01