04.11 Излучение источников, импеданс, картины полей

Суханов Д.Я., Ерзакова Н.Н. «Восстановление изображений звукоизлучающих объектов по многопозиционным широкополосным дистанционным измерениям звукового поля» Известия вузов. Физика, 56, № 8-2, с. 57-61 (2013)

Предлагается метод визуализации широкополосного источника звука по дистанционным многопозиционным измерениям акустических сигналов в воздухе, основанный на методе пространственно-согласованной фильтрации. Рассматривается возможность определения дальности до объекта. Приводятся результаты экспериментальных исследований по визуализации вибрирующей прямоугольной пластинки в диапазоне частот 10–30 кГц, которые подтверждают возможность визуализировать форму источника акустических волн.

Известия вузов. Физика, 56, № 8-2, с. 57-61 (2013) | Рубрика: 04.11

Суханов Д.Я., Латипова Л.М. «Ультразвуковидение в воздухе с применением крестовидной матрицы ультразвуковых излучателей и приёмников» Известия вузов. Физика, 56, № 8-2, с. 145-148 (2013)

Разработан метод визуализации объектов в воздухе по широкополосным ультразвуковым локационным измерениям с помощью перпендикулярных матриц ультразвуковых излучателей и приёмников. Предлагается быстродействующий алгоритм обработки данных измерений. Создан действующий лабораторный макет установки из 32 излучателей и 32 приёмников, позволяющий визуализировать объекты в воздухе на расстояниях до 50 см. Приводятся результаты экспериментальных исследований.

Известия вузов. Физика, 56, № 8-2, с. 145-148 (2013) | Рубрика: 04.11

Бочарова О.В., Лебедев М.Г. «Моделирование нестационарного взаимодействия звуковой струи с преградой» Математическое моделирование, 19, № 8, с. 31-36 (2007)

Метод С.К Годунова использован для численного моделирования истечения звуковой недорасширенной струи в затопленное пространство и ее взаимодействия с преградой, перпендикулярной оси струи. Полученные результаты находятся в хорошем соответствии с экспериментальными данными. Обсуждаются возможные механизмы возникновения автоколебаний.

Математическое моделирование, 19, № 8, с. 31-36 (2007) | Рубрика: 04.11

Сипатов A.M., Чухланцева Н.О. «Моделирование акустических характеристик вентиляторной ступени» Математическое моделирование, 19, № 8, с. 97-104 (2007)

Проведено акустическое и газодинамическое моделирование различных вариантов геометрии вентиляторной ступени с точки зрения ее аэродинамических и акустических характеристик. Все исследования проведены на основе трехмерных газодинамических расчетов ротор–статор взаимодействия рабочего колеса вентилятора с лопатками статоров наружного и внутреннего контуров перспективного авиационного двигателя. В используемом подходе распределения разности нестационарного давления на средних поверхностях лопаток спрямляющего аппарата наружного контура рассматриваются как распределенные акустические источники. Проведен анализ шести различных вариантов геометрии вентиляторной ступени. Выбраны варианты геометрии, позволяющие получить оптимальное соотношение между газодинамическим совершенством вентиляторной ступени и ее акустическими характеристиками.

Математическое моделирование, 19, № 8, с. 97-104 (2007) | Рубрика: 04.11

Перова Л.В. «О колебаниях полубесконечной стратифицированной жидкости при возбуждении ее свободной поверхности движущимися источниками» Журнал вычислительной математики и математической физики, 45, № 6, с. 1107-1124 (2005)

Изучается распространение малых возмущений в невязкой стратифицированной жидкости, заполняющей нижнее полупространство. В качестве возбуждающего источника выбрана плоская волна, бегущая по свободной поверхности жидкости. Строится явное аналитическое решение задачи, доказываются теоремы существования и единственности, исследуется вол-новая картина, складывающаяся в жидкости при больших временах.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 45, № 6, с. 1107-1124 (2005) | Рубрика: 04.11

Перова Л.В. «О колебаниях стратифицированной вращающейся жидкости при возбуждении ее свободной поверхности движущимися источниками» Журнал вычислительной математики и математической физики, 47, № 5, с. 903-922 (2007)

Исследуется распространение малых возмущений в слабо стратифицированной невязкой вращающейся с постоянной угловой скоростью жидкости, заполняющей нижнее полупространство. Возбуждающим источником является плоская волна, бегущая по свободной поверхности жидкости. Строится явное аналитическое решение задачи, обосновывается его существование и единственность, изучается волновая картина, складывающаяся в жидкости при больших временах.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 47, № 5, с. 903-922 (2007) | Рубрика: 04.11

Знаменская Л.Н. «Наблюдаемость упругих колебаний систем с распределенными и сосредоточенными параметрами по двум границам» Журнал вычислительной математики и математической физики, 47, № 6, с. 944-958 (2007)

Получены решения задач граничного наблюдения (восстановления начального состояния) за колебаниями объекта с распределенными и сосредоточенными параметрами. Эти колебания описываются краевыми задачами с граничными условиями различных типов у объекта с распределенными параметрами, объект с сосредоточенными параметрами описывается обыкновенным дифференциальным уравнением второго порядка

Журнал вычислительной математики и математической физики, 47, № 6, с. 944-958 (2007) | Рубрика: 04.11

Зеньковская С.М., Новосядлый В.А. «Влияние вертикальных колебаний на двухслойную систему с деформируемой поверхностью раздела» Журнал вычислительной математики и математической физики, 48, № 9, с. 1710-1720 (2008)

Исследуется влияние одночастотных и двухчастотных колебаний на поведение системы, состоящей из двух вязких однородных жидкостей, ограниченных твердыми стенками. Предполагается, что система как целое совершает вертикальные поступательные периодические колебания по некоторому закону. Для анализа устойчивости относительного равновесия получена спектральная задача. Рассмотрены случаи конечных частот и произвольных амплитуд модуляции, а также высоких частот и малых амплитуд модуляции. В первом случае изучены области параметрических резонансов в зависимости от параметров системы. Во втором с применением метода осреднения показано, что высокочастотная вибрация создает эффективное поверхностное натяжение, тем самым сглаживая поверхность раздела, и может подавить неустойчивость в случае, когда тяжелая жидкость находится сверху.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 48, № 9, с. 1710-1720 (2008) | Рубрика: 04.11

Господчикова И.Е., Сарнацкий В.М. «Электромагнитное возбуждение продольных и сдвиговых ультразвуковых колебаний тонкими пленками железо-иттриевого граната» Ученые записки физического факультета МГУ, № 6, http://uzmu.phys.msu.ru/file/2013/6/136301.pdf (2013)

Работа посвящена исследованию бесконтактного возбуждения ультразвуковых колебаний тонкими пленками железо-иттриевого граната (ЖИГ) на подложке галлий-гадолиниевого граната при приложении суперпозиции постоянного подмагничивающего и переменного внешних магнитных полей. Исследовано влияние на эффективность возбуждения ультразвука геометрических размеров пленки (толщины), интенсивностей и геометрии внешних магнитных полей. В ходе работы наблюдались не находящие объяснения в рамках существующих теорий размерно-резонансные эффекты в зависимостях эффективности возбуждения ультразвука от параметров пленок ЖИГ и внешних магнитных полей. Было выдвинуто предположение об обусловленности явления участием в возбуждении ультразвука колебаний доменных границ.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 6, http://uzmu.phys.msu.ru/file/2013/6/136301.pdf (2013) | Рубрика: 04.11

Преображенский М.Н. «Экспериментальное изучение изменения характеристик наклонных пьезопреобразователей с глубиной» Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Естественные и технические науки, № 4, с. 51-56 (2013)

Проведены экспериментальные исследования влияния глубины залегания отражателя на угол ввода ультразвука в изделие и диаграммы направленности пьезоэлектрических преобразователей при углах призмы, близких к первому критическому.

Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Естественные и технические науки, № 4, с. 51-56 (2013) | Рубрика: 04.11

Шульга Н.А., Левченко В.В., Макиевский О.И. «Влияние граничных условий на собственные частоты неосесимметричных электроупругих колебаний пьезокерамических пластин» Прикладная механика, 48, № 5, с. 122-131 (2012)

Прикладная механика, 48, № 5, с. 122-131 (2012) | Рубрика: 04.11

Иванова Е.А., Колпаков Я.Э. «Описание пьезоэффекта в полярных материалах с использованием моментной теории» Прикладная механика и техническая физика, 54, № 6, с. 146-160 (2013)

Предложен метод описания пьезоэффекта в полярной среде, основанный на использовании модели сложной частицы с семью степенями свободы, обладающей ненулевым дипольным моментом. На основе микрополярной теории получена система уравнений, отличающаяся от классической теории пьезоэлектричества наличием дополнительных слагаемых. Показано, что при определенных допущениях предложенная система уравнений переходит в классическую, однако пьезоэлектрические модули существенно зависят от вектора спонтанной поляризации. Показано, что для анизотропных сред с различной симметрией структура пьезоэлектрических тензоров третьего ранга, полученных в рамках предлагаемой микрополярной теории, совпадает со структурой тензоров, получаемых в рамках классической теории. Для рассматриваемых сред приведены дисперсионные соотношения и показано, что в предлагаемой теории, в отличие от классической теории, пьезоэлектрические модули пропорциональны спонтанной поляризации.

Прикладная механика и техническая физика, 54, № 6, с. 146-160 (2013) | Рубрика: 04.11

Павловский А.С., Семенова Н.Г. «Акустогидродинамичеcкие явления вблизи малого акустического диполя, работающего в вязкой несжимаемой жидкости в широком диапазоне чисел Рейнольдса» Письма в Журнал технической физики, 40, № 8, с. 14-22 (2014)

Смоделирована задача о колебаниях малого акустического диполя в вязкой несжимаемой жидкости в свободном пространстве и вблизи жесткой стенки. Показано, что в зазоре между диполем и жесткой стенкой образуется знакопеременное поле давления. Величина разрежения зависит от числа Рейнольдса, относительной толщины зазора в долях толщины пограничного слоя и от относительного размера диполя и толщины зазора. Этому полю давления соответствует поле мгновенных скоростей в виде осциллирующих потенциальных потоков. Кроме них в местах ненулевой тангенциальной скорости диполя генерируются вязкие волны, которые при взаимодействии со средой вызывают вихревые акустические течения. Численно исследованы их структура и динамика в пространстве и времени. Структура течений оказалась аналогичной наблюденной ранее в натурном эксперименте. Подобные решенной задачи возникают в ряде акустических технологических процессов, реализуемых в малых объемах вязкой жидкости на низких ультразвуковых частотах.

Письма в Журнал технической физики, 40, № 8, с. 14-22 (2014) | Рубрика: 04.11

Шляхин Д.А. «Нестационарная осесимметричная задача обратного пьезоэффекта для круглой биморфной пластины ступенчато-переменной толщины и жесткости» Вестник Самарского государственного университета (Естественно-научная серия), № 6, с. 133-140 (2013)

Рассматривается нестационарная осесимметричная задача для тонкой круглой биморфной пластины при действии на торцевых поверхностях электрического потенциала, являющегося произвольной функцией времени. На основании теории Тимошенко методом конечных интегральных преобразований построено новое замкнутое решение для рассматриваемой электроупругой системы ступенчато-переменной жесткости и толщины. Полученные расчетные соотношения позволяют исследовать частотные характеристики и напряженно-деформированное состояние биморфных элементов.

Вестник Самарского государственного университета (Естественно-научная серия), № 6, с. 133-140 (2013) | Рубрика: 04.11