06.08 Плазменная акустика

Афанасьев А.Н., Уралов А.М., Гречнев В.В. «Распространение быстрой магнитозвуковой ударной волны в магнитосфере активной области» Астрономический журнал, 90, № 8, с. 648-656 (2013)

В рамках метода нелинейной геометрической акустики рассматривается проблема распространения быстрой магнитозвуковой ударной волны в магнитосфере активной области на Солнце. Магнитное поле моделируется подфотосферным магнитным диполем в окружении радиального поля спокойной короны. Начальные параметры волны задаются на сферической поверхности в глубине активной области. Волна распространяется асимметрично и испытывает отражение от областей сильного магнитного поля, что приводит к излучению энергии волны преимущественно вверх. Значительные градиенты альфвеновской скорости способствуют существенному возрастанию интенсивности волны. Нелинейное затухание волны и расходимость волнового фронта приводят к обратному эффекту. Анализ совместного действия этих факторов показал, что выходящее из активной области быстрое магнитозвуковое возмущение может представлять собой ударную волну умеренной интенсивности. Полученный результат поддерживает сценарий, согласно которому первичным источником корональной волны может быть эруптивное волокно, импульсно расширяющееся внутри магнитосферы активной области.

Астрономический журнал, 90, № 8, с. 648-656 (2013) | Рубрика: 06.08

Беспалов П.А., Савина О.Н. «Поток тепла как источник ионно-звуковых колебаний в переходном слое солнечной атмосферы» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 35, № 6, с. 382-388 (2009)

В рамках модельных расчетов показана возможность возбуждения ионно-звуковых колебаний потоками тепла в плазме. Обсуждается вероятное влияние ионно-звуковых колебаний на формирование температурных перепадов при критических потоках тепла. Величина локального критического потока тепла в переходном слое солнечной атмосферы близка к известному экспериментальному потоку тепла из короны в атмосферу.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 35, № 6, с. 382-388 (2009) | Рубрика: 06.08

Петрухин Н.С., Пелиновский Е.Н., Бацына Е.К. «Безотражательное распространение акустических волн в атмосфере Солнца» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 38, № 6, с. 439-445 (2012)

Исследована возможность прохождения температурного минимума вертикальными акустическими волнами с частотами меньше, чем частота отсечки, соответствующая этому минимуму. Также показано, что усредненный температурный профиль в атмосфере Солнца может быть аппроксимирован несколькими так называемыми безотражательными профилями, на которых акустические волны распространяются без внутреннего отражения. Тем самым объясняется возможность проникновения вертикальных акустических волн, в том числе низкочастотных, в корону Солнца.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 38, № 6, с. 439-445 (2012) | Рубрика: 06.08

Латышев А.В., Юшканов А.А. «Отражение и прохождение плазменных волн через границу раздела кристаллитов» Журнал вычислительной математики и математической физики, 47, № 7, с. 1229-1247 (2007)

Сформулирована и аналитически решена линеаризованная задача об отражении и прохождении плазменной волны через границу полупространства – плоскость, разделяющую два кристаллита. Найдены функция распределения электронов и электрическое поле внутри полупространства вырожденной плазмы. Коэффициенты отражения и прохождения волны найдены как функции исходных параметров задачи. Анализируется длинноволновой предел – резонансный случай, когда частота колебаний самосогласованного электрического поля близка к собственной (ленгмюровской) частоте колебаний плазмы.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 47, № 7, с. 1229-1247 (2007) | Рубрика: 06.08

Грициенко Н.В., Латышев А.В., Юшканов А.А. «Отражение плазменных волн от границы с зеркально-аккомодационными граничными условиями» Журнал вычислительной математики и математической физики, 50, № 8, с. 1506-1519 (2010)

Аналитически решена линеаризованная задача об отражении плазменной волны от границы полупространства. Рассматриваются зеркально-аккомодационные условия отражения электронов от границы плазмы. Коэффициент отражения волны найден как функция исходных параметров задачи, показана его зависимость от коэффициента аккомодации нормального импульса электронов. Анализируется длинноволновой предел – резонансный случай, когда частота колебаний самосогласованного электрического поля близка к собственной (ленгмюровской) частоте колебаний плазмы.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 50, № 8, с. 1506-1519 (2010) | Рубрика: 06.08

Бахолдин И.Б., Егорова Е.Р. «Исследование магнитозвуковых уединенных волн для уравнений электронной магнитной гидродинамики» Журнал вычислительной математики и математической физики, 51, № 3, с. 515-528 (2011)

Выводятся уравнения электронной магнитной гидродинамики с учетом нелинейности, дисперсии и диссипации, обусловленной трением между ионами и электронами. Делается преобразование этих уравнений к виду, удобному для построения численной схемы. Проводятся расчеты взаимодействия однонаправленных и разнонаправленных магнитозвуковых уединенных волн в отсутствие диссипации. Обнаружено, что в первом случае уединенные волны ведут себя как солитоны, т.е. после взаимодействия амплитуды остаются такими же, как и до взаимодействия, во втором случае наблюдаются излученные волны, приводящие к уменьшению амплитуд. Рассчитывается распад уединенной волны за счет диссипации. В случае слабой диссипации решение интерпретируется как распад, аналогичный решению задачи о распаде произвольного разрыва, где имеется структура типа комбинации разрыва и уединенной волны. Рассчитывается также распад уединенной волны за счет дисперсии. В этом случае решение также можно интерпретировать как решение с разрывом. Далее исследуется распад за счет совместного воздействия диссипации и дисперсии.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 51, № 3, с. 515-528 (2011) | Рубрика: 06.08

Ажаронок В.В., Абраамян А.С., Гончарик С.В., Мкртчян А.Р., Филатова И.И., Чубрик Н.И. «Акустоплазменные эффекты в диффузионно охлаждаемой рабочей среде электроразрядного СО2-лазера непрерывного действия» Журнал прикладной спектроскопии, 80, № 6, с. 878-886 (2013)

Изучено влияние малоглубинной модуляции разрядного тока на режим горения и параметры плазмы диффузионно охлаждаемого тлеющего разряда в лазерных газовых смесях СО2/N2/He. Установлено, что модуляция разрядного тока приводит к возбуждению в разряде пульсаций звукового давления, электрического тока и интенсивности генерируемого лазером излучения с частотой возникающих в разрядной трубке резонансных стоячих акустических волн, а также с частотами модуляции тока, ее гармоник и комбинаций всех этих частот с частотой пульсаций тока источника питания. Показано, что при возбуждении самоподдерживающихся резонансных колебаний разрядного тока или при осуществлении его модуляции интенсивность ИК-люминесценции верхнего лазерного уровня молекулы СО2 и мощность генерируемого лазером излучения изменяются вследствие нагрева плазмы в положительном столбе разряда из-за его контракции в поле инициированной пульсациями тока акустической волны.

Журнал прикладной спектроскопии, 80, № 6, с. 878-886 (2013) | Рубрика: 06.08