Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.06 Структурная акустика и вибрации

 

Камышов С.С. «Исследование акустических сигналов, излучаемых автомобильным транспортом» Известия Южного федерального университета. Технические науки, № 3, с. 187-194 (2011)

Изложен новый метод диагностики автомобилей. Приведены примеры использования метода применительно к различным узлам и системам с целью определения их неисправностей. С помощью методики удается выявить неисправность узлов и агрегатов автомобиля, степень износа деталей, а также спрогнозировать наработку на отказ, не прибегая к разборке агрегата, что снижает ресурсозатратность диагностики и повышает экологичность автомобиля.

Известия Южного федерального университета. Технические науки, № 3, с. 187-194 (2011) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Сотников А.Л., Нагорный В.М., Оробцев А.Ю., Птуха С.В., Родионов Н.А. «Нормирование режимов работы и уровня вибрации механизма качания кристаллизатора МНЛЗ» Металлургические процессы и оборудование (ранее: Вибрация машин: измерение, снижение, защита), № 1, с. 44-54 (2013)

Рассмотрен порядок разработки динамической модели электромеханического привода механизма качания кристаллизатора сортовой МНЛЗ. На основе результатов исследования амплитудно-частотных характеристик привода как функций частоты вращения вала двигателя были определены возможные режимы работы привода механизма качания, а также выполнено нормирование общего уровня его вибрации.

Металлургические процессы и оборудование (ранее: Вибрация машин: измерение, снижение, защита), № 1, с. 44-54 (2013) | Рубрики: 10.05 10.06

 

Байдюсенов Б.Б., Герасимов С.И., Ерофеев В.И., Кикеев В.А. «К проблеме эксцентрикового вибратора» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 2, с. 30-34 (2013)

Исследован эксцентриковый вибратор, представляющий собой двухмассовую систему с двумя степенями свободы. Разработанная математическая модель движения эксцентрикового вибратора позволила определить две собственные частоты колебаний механической системы. Для подтверждения выдвинутых теоретических положений проведено моделирование движения эксцентрикового вибратора в программном комплексе ADAMS. Исходными данными при моделировании являлись массы тел и жесткости механических связей. Подтверждено, что расчет динамических характеристик вибратора по определению его собственных частот колебаний хорошо согласуется с проведенным моделированием.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 2, с. 30-34 (2013) | Рубрика: 10.06

 

Сидоров В.А. «Исследование вибрационного состояния механизма качания кристаллизатора МНЛЗ» Металлургические процессы и оборудование (ранее: Вибрация машин: измерение, снижение, защита), № 2, с. 58-68 (2013)

На основе результатов измерения параметров вибрации механизма качания кристаллизатора сортовой МНЛЗ проведено исследование возможных отклонений в режимах работы механизма качания для определения влияния давления воздуха в пневмоамортизаторах на параметры колебательного движения кристаллизатора. Установлены диагностические признаки технического состояния механизма качания.

Металлургические процессы и оборудование (ранее: Вибрация машин: измерение, снижение, защита), № 2, с. 58-68 (2013) | Рубрика: 10.06

 

Белобров В.М. «Идентификация причин вибрации роторных машин при переменной скорости вращения» Металлургические процессы и оборудование (ранее: Вибрация машин: измерение, снижение, защита), № 2, с. 69-75 (2013)

Предложено использовать метод многократного дискретного измерения вибрационных параметров для идентификации причин вибрации и повышения точности диагностирования роторных машин, работающих с переменной скоростью вращения. Реализация метода возможна при использовании современных анализаторов вибрации. Рассмотрены примеры диагностирования различных машин при переменной скорости вращения.

Металлургические процессы и оборудование (ранее: Вибрация машин: измерение, снижение, защита), № 2, с. 69-75 (2013) | Рубрика: 10.06

 

Куценко А.Н., Савич Ю.В., Слуцкий Д.С. «Акустический тракт постовой системы ранней диагностики буксовых подшипников для обеспечения экологической безопасности движущихся поездов» Известия Южного федерального университета. Технические науки, № 7, с. 41-49 (2009)

Произведено исследование и оптимизация акустического тракта системы ПАК-02.000 (постовой акустический комплекс), предназначенной для повышения экологической безопасности. Для повышения отношением сигнал/помеха ПАК-02.000 был проведен анализ акустического тракта, предложены методы оптимизации ближнего и дальнего полей приемного акустического тракта данной системы.

Известия Южного федерального университета. Технические науки, № 7, с. 41-49 (2009) | Рубрика: 10.06

 

Клячкин В.Н., Кувайскова Ю.Е., Алёшина А.А. «Моделирование вибраций гидроагрегата на основе адаптивных динамических регрессий» Автоматизация и современные технологии, № 1, http://www.mashin.ru/eshop/journals/avtomatizaciya_i_sovremennye_tehnologii/2015/01/ (2014)

Для моделирования вибраций гидроагрегата предложен подход адаптивного регрессионного моделирования, предусматривающий при построении математических моделей временных рядов последовательную адаптацию к нарушениям основных предположений регрессионного анализа. Построенная модель вибраций адекватна реальной ситуации и позволяет прогнозировать состояние гидроагрегата, что предупреждает об аварийной ситуации.

Автоматизация и современные технологии, № 1, http://www.mashin.ru/eshop/journals/avtomatizaciya_i_sovremennye_tehnologii/2015/01/ (2014) | Рубрика: 10.06

 

Ромен Ю.С., Клебанов Я.М., Солдусова Е.А. «Моделирование колебаний кузова железнодорожного вагона» Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Технические науки, № 3, с. 141-147 (2013)

Рассматривается построение полной системы дифференциальных уравнений динамики движения кузова железнодорожного вагона. Эта система уравнений используется для моделирования динамики движения многомассового вагона и определения нагрузок, действующих на его отдельные элементы, что позволяет повысить стабильность и безопасность движения.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Технические науки, № 3, с. 141-147 (2013) | Рубрика: 10.06

 

Оксень Д.Е., Оксень Е.И. «Исследование особенностей виброакустического поля двигателя внутреннего сгорания с дефектами в кинематичеких парах» Техническая диагностика и неразрушающий контроль, № 1, с. 35-38 (2014)

Рассмотрены вопросы повышения эффективности диагностирования системы крепления корпуса и механизмов двигателей внутреннего сгорания путем определения отклика виброакустического поля на внешних поверхностях корпусных деталей для проведения стендовых испытаний. Выполнены экспериментальные исследования влияния дефектов подвески и механизмов двигателей внутреннего сгорания на распределение виброакустической энергии по внешним поверхностям корпусных деталей. Методология исследования заключается в фиксации колебаний поверхности корпусных деталей как отклика совокупности всех колебательных процессов, протекающих в двигателях при стационарных режимах работы и построении так называемой виброакустической карты. Точные координаты максимумов концентрации энергии могут быть определены привязкой виброакустической карты к топологии корпуса двигателя, что может быть использовано для локализации дефектов механизмов и систем во время технической диагностики. Метод виброакустических карт рекомендуется для практического использования при диагностировании двигателей внутреннего сгорания и других сложных технических систем.

Техническая диагностика и неразрушающий контроль, № 1, с. 35-38 (2014) | Рубрика: 10.06

 

Буланин В.В., Вагнер Ф., Варфоломеев В.И., Гусев В.К., Курскиев Г.С., Минаев В.Б., Патров М.И., Петров А.В., Петров Ю.В., Присяжнюк Д.В., Сахаров Н.В., Толстяков С.Ю., Хромов Н.А., Щеголев П.Б., Яшин А.Ю. «Наблюдение геодезических акустических мод в сферическом токамаке Глобус-М» Письма в Журнал технической физики, 40, № 9, с. 24-31 (2014)

Представлены результаты первых исследований геодезических акустических мод (ГАМ) в сферическом токамаке. Эксперименты были проведены с использованием допплеровской рефлектометрии. Были получены сведения об условиях возникновения ГАМ, характере их развития и области их локализации. Данные сопоставляются с экспериментальными результатами, полученными в токамаках с большим аспектным отношением.

Письма в Журнал технической физики, 40, № 9, с. 24-31 (2014) | Рубрика: 10.06

 

Подуст С.Ф. «Влияние волнообразного износа рельса на виброакустические характеристики при движении подвижного состава» Вестник Донского государственного технического университета (ДГТУ), 13, № 5-6, с. 137-143 (2013)

По данным работ специалистов Германии и Франции волнообразный износ рельса способствует повышению интенсивности звукового излучения рельса. Кроме этого, учёт волнообразного износа фактически объясняет высокочастотный спектр шума рельса. Волнообразный износ рельса характеризуется двумя основными параметрами – амплитудой и шагом волнистости. Наличие волнистости приводит к высокочастотному воздействию на рельс при движении состава, так как частота воздействия представляет собой отношение скорости движения к шагу волнистости. Для определения силового воздействия на рельс при движении подвижного состава использованы уравнения Лагранжа. Скорости колебаний рельса получены из дифференциальных уравнений изгибных колебаний для различных способов укладки рельса: на сплошном основании, на деревянных и железобетонных шпалах. Показано, что при наличии волнообразного износа скорость движения в большей степени оказывает влияние на увеличение уровней шума.

Вестник Донского государственного технического университета (ДГТУ), 13, № 5-6, с. 137-143 (2013) | Рубрика: 10.06

 

Ишин Н.Н., Гоман А.М., Скороходов А.С. «Исследование взаимосвязи параметров ударных импульсов в зубчатых зацеплениях и вибраций приводных механизмов. Методология оценки амплитуд виброимпульсов, измеряемых на подшипниковых узлах механизмов» Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-технических наук (Весцi НАН Беларусi. Сер. фiз.-тэхн. навук), № 2, с. 83-88 (2013)

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-технических наук (Весцi НАН Беларусi. Сер. фiз.-тэхн. навук), № 2, с. 83-88 (2013) | Рубрика: 10.06

 

Ишин Н.Н., Гоман А.М., Скороходов А.С. «Исследование взаимосвязи параметров ударных импульсов в зубчатых зацеплениях и вибраций приводных механизмов. Расчет уровней вибраций на корпусах планетарных редукторов мобильных машин» Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-технических наук (Весцi НАН Беларусi. Сер. фiз.-тэхн. навук), № 3, с. 44-52 (2013)

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-технических наук (Весцi НАН Беларусi. Сер. фiз.-тэхн. навук), № 3, с. 44-52 (2013) | Рубрика: 10.06