Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

08.14 Авиационная акустика

 

Пимштейн В.Г. «Об излучении звука при возникновении возмущений в турбулентных струях при аэроакустических взаимодействиях» Акустический журнал, 60, № 5, с. 466-469 (2014)

С использованием теневого метода визуализации исследуется процесс излучения звука при воздействии на сверхзвуковые струи пилообразных звуковых волн конечной амплитуды. DOI: 10.7868/S0320791914050104

Акустический журнал, 60, № 5, с. 466-469 (2014) | Рубрики: 05.11 05.15 08.08 08.14

 

Бибко В.Н., Голубев А.Ю. «Основные закономерности влияния скоса потока на характеристики полей пульсаций давления перед прямым и за обратным уступом» Акустический журнал, 60, № 5, с. 483-491 (2014)

Проведены экспериментальные исследования влияния скоса потока на характеристики полей пульсаций давления перед прямым и за обратным уступами. Показано, что при наличии скоса потока эти поля обладают существенной неоднородностью и трехмерностью. Показано, что поле пульсаций давления характеризуется наименьшим масштабом неоднородности по линии, ортогональной кромке уступа; наибольшей степенью коррелированности и наличием конвективных свойств поля в направлении, коллинеарном направлению потока. Влияние скоса потока на масштаб неоднородности и нормированный взаимный спектр полей пульсаций давления перед прямым и за обратным уступом проявляется в меньшей степени, чем на спектральную плотность. Предложено уточнение эмпирической модели полей пульсаций давления перед прямым и за обратным уступами с учетом трехмерности полей. DOI: 10.7868/S0320791914050037

Акустический журнал, 60, № 5, с. 483-491 (2014) | Рубрики: 05.11 05.15 08.08 08.14

 

Фомин В.М., Чиркашенко В.Ф., Волков В.Ф., Харитонов А.М. «Влияние компоновки сверхзвуковых самолетов на параметры звукового удара» Теплофизика и аэромеханика, № 4, с. 525-541 (2011)

Представлены результаты численных и экспериментальных исследований параметров звукового удара для двух вариантов компоновок гражданских сверхзвуковых самолетов. Для численного моделирования используется комбинированный метод, основанный на расчете пространственного обтекания в ближней зоне компоновки и последующем определении параметров возмущенного течения на больших удалениях от исследуемой модели. Результаты численного моделирования сопоставляются с экспериментальными параметрами звукового удара, измеренными в ближней зоне, и результатами их пересчета (в рамках квазилинейной теории) на большие расстояния. Подобная валидация позволила определить степень адекватности невязкой модели Эйлера для решения поставленной задачи. Обсуждаются причины некоторого несоответствия расчетных и экспериментальных данных. Проведенный анализ подтверждает возможность снижения уровня звукового удара создаваемого сверхзвуковым пассажирским самолетом с нетрадиционной компоновкой, выполненной по схеме тандемного расположения двух крыльев на фюзеляже.

Теплофизика и аэромеханика, № 4, с. 525-541 (2011) | Рубрика: 08.14

 

Фомин В.М., Волков В.Ф., Чиркашенко В.Ф. «Влияние перераспределения подъемной силы по длине сверхзвукового самолета на параметры звукового удара» Инженерно-физический журнал, 80, № 5, с. 28-37 (2007)

Представлены результаты численных исследований влияния перераспределения подъемной силы по длине корпуса на параметры звукового удара и аэродинамические характеристики компоновки. Формирование компоновок осуществлялось путем организации тандемного расположения крыльев при условии заданных подъемной силы и площади несущей поверхности. Расчет газодинамических параметров потока вблизи компоновки производился по численной схеме, основанной на интегральных уравнениях Эйлера, а распределение возмущенных давлений на больших удалениях определялось по квазилинейной теории. Показано значительное снижение уровня звукового удара как за счет эффектов средней зоны, так и при форме профиля избыточного давления, близкой к N-волне. Применительно к сверхзвуковому самолету весом 40 т, совершающему крейсерский полет на высоте H = 18 км с числом Маха M∞ = 2.0, определена компоновка, которая обеспечивает снижение звукового удара без потери аэродинамического качества относительно исходной.

Инженерно-физический журнал, 80, № 5, с. 28-37 (2007) | Рубрика: 08.14

 

Баринов В.А., Болсуновский А.Л., Бузоверя Н.П., Кузнецов Е.Н., Скоморохов С.И., Чернышев И.Л. «Исследование обтекания околозвуковым потоком газа модели самолета с носовой частью фюзеляжа в виде полукаверны Рябушинского» Доклады академии наук, 416, № 4, с. 474-476 (2007)

Доклады академии наук, 416, № 4, с. 474-476 (2007) | Рубрика: 08.14