Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.06 Структурная акустика и вибрации

 

Ксу З.M., Шен Р.У., Хуа Х.К. «Связанные колебания и звукоизлучение энергетического отсека подводной лодки, в котором оборудование установлено на двухкаскадную систему виброизоляции с промежуточной платформой» Техническая акустика, 2, № 1, http://www.ejta.org/ru/xu1 (2002)

Прогнозирование вибрации и звукоизлучения подводных лодок – одна из ключевых проблем военного кораблестроения. С использованием конечноэлементного программного комплекса ANSYS моделируются связанные колебания системы "два виброизолированных дизельных двигателя на виброизолированной платформе–две соосных оболочки с ребрами жесткости (энергетический отсек подводной лодки)–окружающая среда". Исследовано влияние жесткости обоих каскадов системы виброизоляции, массы и жесткости платформы на эффективность системы виброизоляции в целом, уровни вибрации наружной оболочки и излучаемую в окружающую среду звуковую мощность. Результаты численного анализа могут быть использованы при акустическом проектировании подводных лодок.

Техническая акустика, 2, № 1, http://www.ejta.org/ru/xu1 (2002) | Рубрики: 04.11 10.06

 

Крупенин  В.Л. «К динамике автоколебательных систем с компенсацией сил диссипации в каждый момент времени» Вестник научно-технического развития, № 6, с. 16-22 (2014)

Рассмотрены специальный класс автоколебательных (авторезонансных) систем, при возникновении в которых периодических режимов, имеет место точная взаимная компенсация сил внешнего возбуждения и диссипации в каждый момент времени. В результате, по крайней мере, на модельном уровне, в таких системах возможны режимы движения, соответствующие идеальному случаю отсутствия трения. Рассмотрены особенности данных моделей и даны методы их анализа. В качестве примера рассмотрены виброударные системы и один класс распределенных автоколебательных систем типа струн или тонких стержней, возбуждаемых силами, моделируемыми полиноминальными функциями вязкого трения.

Вестник научно-технического развития, № 6, с. 16-22 (2014) | Рубрика: 10.06

 

Дроконов А.М., Дроконов А.Е. «Генерация и методы снижения виброакустической активности в центробежных компрессорах» Безопасность жизнедеятельности, № 4, с. 20-24 (2014)

Рассмотрены основные источники шума центробежных компрессоров. Приведены технические решения, направленные на снижение их виброакустической активности.

Безопасность жизнедеятельности, № 4, с. 20-24 (2014) | Рубрика: 10.06

 

Барыкин Н.П., Садыков Ф.А., Лопатин Н.В., Фазлыахметов Р.Ф. «Оценка структуры антифрикционного слоя в подшипниках скольжения паровых турбин эхоимпульсным методом контроля» Дефектоскопия, № 1, с. 79-82 (2006)

Исследовано влияние структурного состояния антифрикционного сплава Б83 на затухания ультразвукового сигнала. Предложено уравнение для расчета износостойкости антифрикционного покрытия по затуханию ультразвукового сигнала

Дефектоскопия, № 1, с. 79-82 (2006) | Рубрика: 10.06

 

Муравьев В.В., Муравьев Т.В. «Расчет процесса передачи акустического сигнала через трибосопряжение внутреннего кольца подшипника и оси колесной пары» Дефектоскопия, № 2, с. 16-26 (2007)

Предложена модель и проведен расчет процесса распространения акустических волн через трибосопряжение внутреннего кольца подшипника и оси колесной пары. Рассмотрены потери энергии, обусловленные ограниченной прозрачностью слоя между кольцом и осью при различных степенях натяга и отражением от границы кольцо – ось вследствие различия в скоростях упругих волн напряженного металла кольца и свободного от напряжений металла оси. Приведены выводы и рекомендации по использованию исследованных закономерностей при разработке методик акустического контроля степени натяга.

Дефектоскопия, № 2, с. 16-26 (2007) | Рубрика: 10.06

 

Трошин А.Г. «Потоки структурной энергии в трубопроводах, заполненных жидкостью: внедрение методики измерений, основанной на использовании датчиков деформации многоразового применения» Техническая акустика, 2, № 1, http://www.ejta.org/ru/troshin3 (2002)

Цель работы – применение в натурных условиях новейшего метода измерения структурной энергии. Представлен и рассмотрен метод, основанный на использовании датчиков деформации многоразового применения для измерения компонент потока энергии от действия продольной и перерезывающей сил, изгибающего и крутящего моментов. Разработанный метод применен для определения эффективности средств борьбы с шумом в трубопроводах стенда "Поток". Метод также применен для определения соотношения компонент колебательной энергии генерируемых насосом в составе стенда "Импеданс". Измерения выполнены при работе конкретных насосов. Определены соотношения между структурными компонентами потока энергии, распространяющейся в стенках трубы и компонентой переносимой в виде плоских волн в жидкостном тракте трубопровода. Определена степень неопределенности измерений с использованием анализа погрешностей и данных об измеренной функции когерентности и фазе между силой и скоростью, моментом и угловой скоростью. Подтверждена достоверность выполненных измерений на дискретных компонентах спектра с применением анализа погрешностей и расчета баланса энергии в поперечном сечении трубопровода. Раскрыты возможности и ограничения метода.

Техническая акустика, 2, № 1, http://www.ejta.org/ru/troshin3 (2002) | Рубрика: 10.06

 

Грушецкий И.В. «Статистический энергетический метод для расчета излучения звука оконечными отверстиями систем вентиляции» Техническая акустика, 3, № 1, http://www.ejta.org/ru/grushetsky2 (2003)

Представлено применение статистического энергетического метода для расчета звуковой мощности, излучаемой оконечными отверстиями систем вентиляции. Метод позволяет рассчитать плотности энергии реверберационных звуковых полей в прямых участках воздуховодов, которые возникают в них, как в ограниченных объемах, при наличии источника звука. Показано, как составляется система уравнений энергетического баланса для системы вентиляции с произвольным числом прямолинейных участков, поворотов, разветвлений, скачков площадей поперечных сечений, оконечных отверстий. При расчете полной мощности, излучаемой из оконечного отверстия, суммируется излучение, связанное с оттоком части энергии из реверберационного поля в оконечной трубе, и излучение, обусловленное распространением из оконечного отверстия бегущих от источника звуковых волн. На примере расчета для типичной системы вентиляции показано, что уровни реверберационной составляющей излучаемой звуковой мощности могут оказаться выше уровней бегущей составляющей и, следовательно, определять шумоизлучение из оконечного отверстия.

Техническая акустика, 3, № 1, http://www.ejta.org/ru/grushetsky2 (2003) | Рубрика: 10.06

 

Карфагни М., Фурфери Р., Маньяти Ф. «Проектирование и оптимизация малошумного электрогенератора» Техническая акустика, 5, № 1, http://www.ejta.org/ru/furferi1 (2005)

Представлен комплексный подход к снижению шума электрогенераторов. Подход применен для электрогенераторов, производимых компанией PRAMAC, с целью снижения их шума до уровня перспективных требований. Было исследовано два типа электрогенераторов. Первый (S 12000) – мощностью 10,8 кВА с бензиновым мотором объемом 614 см3, второй – мощностью 5,5 кВА с дизельным двигателем объемом 406 см3, Для этих установок разработаны новые опорные рамы и глушители шума. В результате внедрения мероприятий достигнуто снижение шума на 10 дБА. Представленные методология и процедуры могут быть использованы для снижения шума широкого диапазона типов машин.

Техническая акустика, 5, № 1, http://www.ejta.org/ru/furferi1 (2005) | Рубрика: 10.06

 

Абденнадер М., Фенина С., Xаммами Л., Хаддар М. «Виброакустическое поведение двойного остекления» Техническая акустика, 5, № 1, http://www.ejta.org/ru/moez1 (2005)

При моделировании динамического поведения двойного остекления учтены сами стекла, воздушная полость и взаимодействие стекол со средой между ними и снаружи. Получено выражение для функционала энергии. Дискретизация методом конечных элементов дает динамическое уравнение для системы. Модальный подход, основанный на разложении модального давления на статическую и динамическую составляющие, позволяет определить собственные частоты и собственные моды связанной системы и разрешить динамические уравнения, построенные на модальной основе. Анализ вибраций позволяет сделать вывод о существовании двух типов собственных мод. Для первого типа мод виброакустическое взаимодействие между стеклами и воздушной полостью отсутствует, для второго является значительным. Полученные результаты свидетельствует о существенном снижении прохождения энергии через двойное остекление по сравнению с одинарным.

Техническая акустика, 5, № 1, http://www.ejta.org/ru/moez1 (2005) | Рубрика: 10.06

 

Чаван А.Т., Маник Д.Н. «Оптимизация внутренних потерь в элементах конструкции, основанная на статистическом энергетическом методе расчета вибрации и шума» Техническая акустика, 5, № 1, http://www.ejta.org/ru/chavan_manik1 (2005)

Статистический энергетический метод является привлекательным инструментом для расчета ожидаемого шума и вибрации на высоких частотах. Он дает основу для выполнения процедуры оптимизации. Расчетная оценка статистическим энергетическим методом влияния тех или иных изменений конструкции помогает инженеру определить наиболее существенные параметры, от которых зависят уровни вибрации и/или шума и оптимизировать мероприятия по их снижению. В статье описывается простой и эффективный способ оценки влияния на шум/вибрацию демпфирования отдельных подсистем, на которые разбивается конструкция при расчете статистическим энергетическим методом. Представлен пример расчета, в котором используется модель автомобиля, состоящая из двух воздушных объемов и 24 пластин.

Техническая акустика, 5, № 1, http://www.ejta.org/ru/chavan_manik1 (2005) | Рубрика: 10.06

 

Кирпичников В.Ю., Ляпунов Д.В., Савенко В.В. «Влияние резонансных явлений в корпусе, во внутрикорпусных конструкциях и в воздушном объеме помещения судна на уровни звуковых давлений в окружающей водной среде» Техническая акустика, 7, № 1, http://www.ejta.org/ru/kirpichnikov1 (2007)

Проанализированы результаты экспериментальных исследований влияния резонансных явлений в корпусе и внутрикорпусных конструкциях крупномасштабного макета судна, а также в воздушном объеме его помещений на уровни звукового давления в окружающей водной среде. Показана необходимость учета этих явлений при разработке мер по уменьшению уровней шумового поля судна от работы виброактивного и шумящего оборудования.

Техническая акустика, 7, № 1, http://www.ejta.org/ru/kirpichnikov1 (2007) | Рубрика: 10.06

 

Грушецкий И.В. «Коэффициенты внутренних потерь судовых конструкций и их использование в расчетах звуковой вибрации и шума» Техническая акустика, 7, № 1, http://www.ejta.org/ru/grushetsky7 (2007)

Представлены результаты измерений коэффициентов внутренних потерь (КВП) разнообразных судовых конструкций. Обнаружено, что КВП конструкций судна отличаются большим разбросом в значительной степени случайного происхождения. На основании данных измерений оценены статистические характеристики КВП как случайной величины. Представлен пример расчета энергетическим методом распространения вибрации по фрагменту судна. При этом применен вероятностный подход, где в качестве исходных данных использованы КВП, генерируемые на основании статистических характеристик, полученных по данным измерений. Результаты расчета демонстрируют вероятный разброс ожидаемой вибрации удаленных от источника судовых конструкций до 7–10 дБ. Тем самым подтверждена целесообразность применения вероятностного подхода и приближенных методов для расчета звуковой вибрации и шума на судах.

Техническая акустика, 7, № 1, http://www.ejta.org/ru/grushetsky7 (2007) | Рубрика: 10.06

 

Крыжевич Г.Б., Норьков Е.С. «Практический метод расчета сил гидродинамического сопротивления общей вибрации судна» Труды ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, № 82, с. 129-138 (2014)

Разработан способ расчета гидродинамических сил сопротивления колебаниям вязкостной и волновой природы, основанный на использовании RANS-методов. Выполнена оценка вклада различных составляющих гидродинамических сил в демпфирование общей вибрации судна. Разработан практический метод приближенной оценки сил гидродинамического демпфирования, позволяющий уточнить расчеты вынужденной общей вибрации скоростных и высокоскоростных судов.

Труды ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, № 82, с. 129-138 (2014) | Рубрика: 10.06

 

Лукьянов А.Д., Онойко Т.С., Верещетин П.П. «Анализ возможности влияния изгибных колебаний заготовки на возникновение автоколебаний при глубоком сверлении маложёстких деталей из гетерогенного материала» Вестник Донского государственного технического университета (ДГТУ), 14, № 1, с. 162-168 (2014)

Представлена модель технологического объекта, используемого при глубоком сверлении имеющих гетерогенную структуру трубных досок большого диаметра из труднообрабатываемых материалов. Проанализированы динамические свойства объекта как слоистой мембраны с несколькими точками закрепления. С учётом особенности внутренней гетерогенной структуры обрабатываемой заготовки определены моды её собственных колебаний. Изменение структуры объекта в процессе обработки (формирование большого числа отверстий) влияет на его упругие и динамические свойства. Рассмотрены особенности такого влияния. Для упрощения практического использования модели приведены некоторые рекомендации для преобразования глобальных матриц жёсткости и диссипации технологического объекта к локальным точкам, соответствующим местам приложения усилий при обработке отверстий. Результаты исследования ориентированы на создание автоматической системы управления глубоким сверлением труднообрабатываемых и гетерогенных материалов.

Вестник Донского государственного технического университета (ДГТУ), 14, № 1, с. 162-168 (2014) | Рубрика: 10.06

 

Герике П.Б. «Анализ виброакустических характеристик двигателей внутреннего сгорания» Вестник Кузбасского государственного технического университета, № 2, с. 15-18 (2014)

Приведена оценка эффективности применения современных методов вибродиагностики для выявления дефектов дизельных двигателей горных машин, эксплуатирующихся в условиях угольной и горнорудной промышленности Кузбасса.

Вестник Кузбасского государственного технического университета, № 2, с. 15-18 (2014) | Рубрика: 10.06

 

Яицкова Н.М. «Исследование виброакустических характеристик пассажирских вагонов различного типа» Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), № 2, с. 33-37 (2014)

Рассмотрены результаты экспериментальных исследований виброакустических характеристик пассажирских вагонов различного типа, уровня шума на рабочих местах поездной бригады, на местах размещения пассажиров.

Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), № 2, с. 33-37 (2014) | Рубрика: 10.06