Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.01 Шумы и вибрации в воздушной среде

 

Куценко С.М., Климов Н.Н., Муратов В.И. «Характеристики частичных разрядов в изоляторах из фарфора и поликарбоната» Известия Томского политехнического университета, 309, № 2, с. 82-86 (2006)

Проведены исследования и проанализированы характеристики электромагнитного поля и акустического шума, которые возникают при появлении частичных разрядов в фарфоровых изоляторах и в их полимерном аналоге, изготовленного из поликарбоната. Длительность импульсов частичных разрядов составляет 5–20 нс, частота следования – 50–500 Гц для фарфоровых изоляторов и порядка 4 кГц – для поликарбоната. Для повышения качества диагностики фарфоровых изоляторов контактной сети железной дороги предлагается дополнить существующий акустический метод диагностики электромагнитным методом регистрации частичных разрядов с использованием антенны.

Известия Томского политехнического университета, 309, № 2, с. 82-86 (2006) | Рубрики: 04.11 10.01

 

Баженова Л.А., Семёнов А.Г. «О природе источника вихревого звука при обтекании потоком цилиндрического профиля» Акустический журнал, 60, № 6, с. 645-655 (2014)

Работа посвящена уточнению природы возникновения источника вихревого звука и выработке обоснованных оценок характеристик области его возникновения в следе за цилиндрическим профилем в зависимости от скорости набегающего потока и диаметра профиля. На основе экспериментальных измерений среднеквадратических значений пульсаций давления на поверхности и в следе за профилем, а также законов гидродинамики двумерных течений жидкости, оценено положение места зарождения вихревой дорожки в следе и размер области, где вихревая дорожка еще не регулярна. В этой области с изменением расстояния от профиля, в отличие от регулярной дорожки, изменяются геометрические параметры дорожки и амплитуда пульсаций давления. Установлено, что в диапазоне чисел Рейнольдса (4,7·103–1,5·104) при увеличении скорости потока максимум пульсаций давления в следе приближается к поверхности профиля. При этом возрастает интенсивность пульсаций давления на профиле и интенсивность вихревого звука. На основе связи положения и размера источника с шириной вихревой дорожки, а также с учетом затухания циркуляции вихрей в дорожке с удалением от профиля, теоретически показано, что расстояние источника от поверхности профиля не должно превышать двух калибров. Показано, что внесение препятствия в след в области его нерегулярности ведет к уменьшению пульсаций давления на профиле и интенсивности излучаемого звука. При непосредственном же контакте препятствия с зоной зарождения вихревой дорожки полностью прекращается излучение вихревого звука. Теоретические оценки удовлетворительно согласуются с результатами измерений.

Акустический журнал, 60, № 6, с. 645-655 (2014) | Рубрики: 08.05 08.14 10.01

 

Иванов Н.И., Шашурин А.Е. «Основные направления и проблемы экологической акустики» Сборник трудов 1-й Всероссийской Акустической конференции (Москва, РАН, 6–10 октября 2014 г.), секция "Шумы и вибрации", с. 2-10 (2014)

Показана актуальность проблемы борьбы с шумом, масштабы акустического загрязнения. Проанализировано состояние этой проблемы в ЕС и РФ, в том числе нормативная база. Рассмотрены источники шума в городах и методы защиты от шума. Описаны перспективы снижения шума автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта. Подробно проанализированы причины высоких акустических нагрузок, а также меры по снижению шума транспорта.

Сборник трудов 1-й Всероссийской Акустической конференции (Москва, РАН, 6–10 октября 2014 г.), секция "Шумы и вибрации", с. 2-10 (2014) | Рубрика: 10.01

 

Цукерников И.Е., Шубин И.Л., Тихомиров Л.А., Невенчанная Т.О. «Разработка национального стандарта на требования к качеству и критериям тестирования программного обеспечения для расчетов уровня шума на местности» Сборник трудов 1-й Всероссийской Акустической конференции (Москва, РАН, 6–10 октября 2014 г.), секция "Шумы и вибрации", с. 49-55 (2014)

В настоящее время в России для ускорения и упрощения акустических расчетов внешнего шума используются разнообразные программные продукты как отечественной, так и зарубежной разработки. Зачастую при применении этих программных продуктов не представляется возможным проверить корректность реализации алгоритмов расчетов и правильность полученных результатов. В связи с этим в международной организации по стандартизации в 2012 г. поставлена тема по разработке стандарта, устанавливающего требования к качеству данных программных продуктов и регламентирующего критерии их тестирования. Аналогичная тема включена в план национальной стандартизации на 2013–2014 гг. В ее рамках разработан проект стандарта, который, позволял бы оценить способ реализации в программном обеспечении используемых на территории Российской Федерации расчетных методик, и сделать сами расчеты максимально открытыми и прозрачными. В настоящем докладе описаны результаты выполненной работы, рассмотрены основные положения проекта стандарта. Рассмотрен также вопрос создания единого формата данных, который позволял бы синхронизировать и осуществлять перенос результатов и исходных данных между различными программными средствами.

Сборник трудов 1-й Всероссийской Акустической конференции (Москва, РАН, 6–10 октября 2014 г.), секция "Шумы и вибрации", с. 49-55 (2014) | Рубрика: 10.01

 

Бойко Ю.С. «Образование шума на высокоскоростных магистралях» Сборник трудов 1-й Всероссийской Акустической конференции (Москва, РАН, 6–10 октября 2014 г.), секция "Физическая акустика", с. 65-74 (2014)

Доминирующий вклад в шум поездов, движущихся со скоростью до 250 км/ч, в зависимости от спецификации железнодорожного состава, вносят шум качения, шум межвагонного пространства и шум вспомогательного оборудования поезда. При увеличении скорости движения поездов более 250 км/ч превалирующим становится аэродинамический шум турбулентных потоков, возникающих как результат взаимодействия встречного воздуха с телом железнодорожного состава. Особое внимание при этом, как источнику шума, уделяется пантографу, в связи с его высоким расположением относительно уровня земли. Данный критерий приобретает существенное значение при разработке средств шумозащиты прилегающей к железным путям территории и проектировании шумозащитных экранов. Разработка математической модели шумообразования на высокоскоростных магистралях при современных темпах развития транспортной сети во всем мире, является чрезвычайно актуальной и важной для оценки акустической обстановки на селитебной территории. Сохранение гармонии между внедряемой системой высокоскоростного железнодорожного транспорта и окружающей средой является задачей не менее важной, чем первоначальная цель повышения скорости и комфорта передвижения пассажиров. В докладе произведен обзор зарубежных эмпирически полученных характеристик высокоскоростных поездов различной спецификации для определения аэродинамической составляющей образуемого поездом шума. Осуществлен анализ и обобщены основные выявленные закономерности и связи.

Сборник трудов 1-й Всероссийской Акустической конференции (Москва, РАН, 6–10 октября 2014 г.), секция "Физическая акустика", с. 65-74 (2014) | Рубрики: 10.01 10.07

 

Бочаров А.А., Соловьев А.В. «Транспортные акустические шумы в городе Томске» Сборник трудов 1-й Всероссийской Акустической конференции (Москва, РАН, 6–10 октября 2014 г.), секция "Атмосферная акустика", с. 6-10 (2014)

Проведен анализ влияния транспортных акустических шумов на общий уровень акустического фона в городе. Предложена методика построения карты шума города на основе двухпараметрической модели спектра акустических шумов. Построены карты акустических шумов и пространственного распределения показателя спада в г. Томске. Описаны факторы, влияющие на формирование акустических шумов транспортного потока.

Сборник трудов 1-й Всероссийской Акустической конференции (Москва, РАН, 6–10 октября 2014 г.), секция "Атмосферная акустика", с. 6-10 (2014) | Рубрика: 10.01

 

Пархоменко О.М. «Забезпечення акустичного комфорту на вес» Технологический аудит и резервы производства, 6, № 1, с. 53-54 (2012)

Приведены основные аспекты разработанной методики и программного обеспечения для расчета уровней шума на открытой местности вокруг ветроэлектрической станции и в середине производственного здания.

Технологический аудит и резервы производства, 6, № 1, с. 53-54 (2012) | Рубрика: 10.01

 

Алексеева Н.А., Васильев А.В., Шишкин В.А., Пимкин В.В. «Мониторинг акустического загрязнения на территории Самарской области и методы его снижения» Известия Самарского научного центра Российской академии наук, № S, с. 11-14 (2007)

Проанализированы источники городского шума и степень воздействия шума на жителей. Авторами проведены инструментальные измерения акустического загрязнения на территории Самарской области, в том числе на территории жилой застройки наиболее крупных городов области (Самара, Тольятти, Сызрань, Жигулевск), а также на территории Северного промышленного узла г.Тольятти и ряде производственных площадок. Всего было проведено более 200 измерений. По результатам проведенных исследований сделан вывод, что для ряда участков территории Самарской области наблюдается акустическое загрязнение.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, № S, с. 11-14 (2007) | Рубрика: 10.01

 

Куклин Д.А. «Расчет шумовых характеристик потоков железнодорожного транспорта» Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 14, № 1-3, с. 885-888 (2012)

Приводятся теоретические зависимости эквивалентных и максимальных уровней шума создаваемых отдельными поездами от скорости, полученные по расчетам линейной регрессии. Также приводятся аналитические выражения для расчета часовых эквивалентных уровней звука создаваемых потоками поездов железнодорожного транспорта всех категорий, прошедших по рассматриваемому участку пути в течение одного часа и за регламентируемые промежутки дневного и ночного времени. Приведены относительные спектры шума железнодорожного транспорта, позволяющие определять расчетный спектр шумовых характеристик поездов.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 14, № 1-3, с. 885-888 (2012) | Рубрика: 10.01

 

Куклин Д.А., Матвеев П.В. «Экспериментальные исследования шума поездов на ровном участке» Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 14, № 1-3, с. 889-893 (2012)

Приводятся результаты экспериментальных исследований шума поездов на ровном участке. Проведён анализ зависимостей снижения внешнего шума поездов в зависимости от расстояния, скорости и типа поезда. Результаты эксперимента показали, что снижение шума с расстоянием определяется геометрическим расширением фронта звуковой волны, звукопоглощением растительности на плоской поверхности, молекулярным затуханием звука в воздухе (на больших расстояниях и на высоких частотах). Процессы снижения шума с расстоянием не зависят от скорости поездов. Характер снижения шума зависит от типа поезда, (снижение за счет геометрического расширения зависит от длины поезда). Снижение с расстоянием имеет частотно-зависимый характер (разница по частотам составляет до 10 дБ).

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 14, № 1-3, с. 889-893 (2012) | Рубрика: 10.01

 

Минина Н.Н. «Классификация автомобильных дорог по шуму и расчет шума автотранспорта» Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 14, № 1-3, с. 909-912 (2012)

Приведена разработанная классификация автомобильных дорог (а/д) по шумовому фактору. В зависимости от назначения и скорости движения все а/д разделены на шесть классов: малошумные (уровень звука (УЗ) свыше 55 до 60 дБА), повышенной шумности (свыше 60 до 65 дБА), шумные (свыше 65 до 70 дБА), очень шумные (свыше 70 до 75 дБА), сверхшумные (свыше 76 до 80 дБА) и непереносимо шумные (свыше 80 дБА). Даны поправки к эквивалентным УЗ для получения спектра шума для каждого класса а/д. Приведена методика расчета шума от а/д в свободном звуковом поле с экспериментальными поправками на прохождение звука над поверхностью, через зеленые насаждения и пр. Дан пример расчета.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 14, № 1-3, с. 909-912 (2012) | Рубрики: 10.01 10.07

 

Васильев А.В. «Шумовая безопасность урбанизированных территорий» Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 16, № 1-1, с. 299-305 (2014)

Рассматриваются вопросы воздействия шума в условиях урбанизированных территорий. Проведен анализ источников акустического излучения, оказывающих наиболее негативное воздействие в условиях урбанизированных территорий. Рассмотрено негативное воздействие шума. Результаты исследований позволяют прийти к выводу о необходимости обеспечения шумовой безопасности как составной части экологической безопасности урбанизированных территорий.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 16, № 1-1, с. 299-305 (2014) | Рубрики: 10.01 13.01

 

Цукерников И.Е., Шубин И.Л., Тихомиров Л.А., Невенчанная Т.О. «Разработка национального стандарта на требования к качеству и критериям тестирования программного обеспечения для расчетов уровня шума на местности» Ученые записки физического факультета МГУ, № 6, с. 146303 (2014)

В настоящее время в России для ускорения и упрощения акустических расчетов внешнего шума используются разнообразные программные продукты как отечественной, так и зарубежной разработки. Зачастую при применении этих программных продуктов не представляется возможным проверить корректность реализации алгоритмов расчетов и правильность полученных результатов. В связи с этим в международной организации по стандартизации в 2012 г. поставлена тема по разработке стандарта, устанавливающего требования к качеству данных программных продуктов и регламентирующего критерии их тестирования. Аналогичная тема включена в план национальной стандартизации на 2013–2014 гг. В ее рамках разработан проект стандарта, который, позволял бы оценить способ реализации в программном обеспечении используемых на территории Российской Федерации расчетных методик, и сделать сами расчеты максимально открытыми и прозрачными. В докладе описаны результаты выполненной работы, рассмотрены основные положения проекта стандарта. Рассмотрен также вопрос создания единого формата данных, который позволял бы синхронизировать и осуществлять перенос результатов и исходных данных между различными программными средствами.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 6, с. 146303 (2014) | Рубрика: 10.01

 

Халецкий Ю.Д., Почкин Я.С. «Снижение шума вентилятора авиадвигателя путем наклона лопаток спрямляющего аппарата» Акустический журнал, 61, № 1, с. 106-113 (2015)

Приведены результаты экспериментального исследования акустических характеристик вентилятора авиадвигателя, в конструкции которого лопатки спрямляющего аппарата наклонены в окружном направлении. Получено, что конфигурация спрямляющего аппарата с наклоном лопаток по вращению рабочего колеса приводит к снижению шума вентилятора относительно конфигурации с прямыми лопатками спрямляющего аппарата, а конфигурация спрямляющего аппарата с наклоном лопаток против вращения рабочего колеса – к его повышению.

Акустический журнал, 61, № 1, с. 106-113 (2015) | Рубрика: 10.01