06.07 Фононы в кристаллической решетке, квантовая акустика

Бонч-Осмоловский М.М., Галкина Т.И., Клоков А.Ю., Шарков А.И., Казаковцев Д.В. «Пространственно-временная эволюция системы неравновесных акустических фононов в кремнии. Метод Монте-Карло» Физика твердого тела, 38, № 4, с. 1051-1068 (1996)

Представлены разрешенные во времени отклики детекторов на приход неравновесных акустических фононов, рассчитанные методом Монте-Карло для кремния в геометрии реального физического эксперимента при учете эффектов отражения на границах образца, процессов упругого рассеяния, а также неупругих процессов трехфононного распада и слияния. Показано влияние условий эксперимента на получаемые отклики. Полученные результаты позволяют объяснить ряд эффектов, экспериментально наблюдаемых при оптическом возбуждении полупроводника.

Физика твердого тела, 38, № 4, с. 1051-1068 (1996) | Рубрики: 04.17 06.07

Мазуренко Д.А., Акимов А.В. «Энергетическая релаксация экситонов на акустических фононах в структурах с двойными квантовыми ямами» Физика твердого тела, 43, № 4, с. 719-729 (2001)

Анализируется скорость энергетической релаксации с испусканием акустического фонона между экситонными состояниями в двойной квантовой яме. Теоретически исследуется роль двух механизмов: одноступенчатый переход с испусканием акустического фонона и двухступенчатый, который включает упругое рассеяние экситона на неоднородностях интерфейса с последующей энергетической релаксацией внутри экситонной подзоны. Показано, что в реальных двойных квантовых ямах скорость двухступенчатого перехода оказывается выше одноступенчатого. На основании расчета сделан вывод о том, что быстрая энергетическая релаксация между экситонными состояниями определяется упругим рассеянием экситонов на интерфейсе.

Физика твердого тела, 43, № 4, с. 719-729 (2001) | Рубрики: 05.10 06.07

Щербаков А.В., Акимов А.В. «Разогрев двумерных экситонов неравновесными акустическими фононами» Физика твердого тела, 41, № 9, с. 1707-1711 (1999)

Рассчитаны функции энергетического распределения двумерных экситонов в присутствии неравновесных акустических фононов для геометрии, используемой в опытах с тепловыми импульсами. Результаты получены путем численного решения кинетического уравнения для условий, когда экситонный газ за время жизни успевает приходить в равновесие с фононами. Рассматриваются случаи предельно малой и большой плотностей экситонного газа. Показано, что при малой плотности экситонного газа функция распределения не является больцмановской и зависит от ширины квантовой ямы. Проводится сравнение с ранее полученными экспериментальными результатами.

Физика твердого тела, 41, № 9, с. 1707-1711 (1999) | Рубрики: 05.10 06.07

Назарова А.А., Дмитриев С.В., Пшеничнюк А.И., Мулюков Р.Р. «Резонансное взаимодействие стенки краевых дислокаций с бегущей звуковой волной» Физика твердого тела, 52, № 12, с. 2330-2335 (2010)

Исследована динамика бесконечной стенки краевых дислокаций, а также фрагментов такой стенки при их взаимодействии с монохроматической звуковой волной, имеющей ненулевой волновой вектор, при учете массы дислокаций. Показано значительное возрастание скорости дрейфа фрагментов стенки при приближении частоты звуковой волны к собственным частотам малоамплитудных колебаний, среди которых имеется и нулевая частота. Для бесконечной стенки отмечается аналогичное возрастание скорости дрейфа на малых частотах, а также на частотах, близких к половине максимальной частоты малоамплитудных колебаний стенки. Практическую значимость имеет резонансное возрастание скорости дрейфа при малых частотах звуковой волны.

Физика твердого тела, 52, № 12, с. 2330-2335 (2010) | Рубрики: 06.03 06.07

Воробьев В.В., Кулешов А.А., Чарная Е.В., Абрамович А.А., Алчангян С.В., Кидяров Б.И., Кульбицкая М.Н. «Акустоионное взаимодействие в кристаллах иодата лития, выращенных при различных условиях» Физика твердого тела, 31, № 10, с. 33-38 (1989)

Исследована зависимость суперионных свойств кристаллов δ-LiIO3 от условий их выращивания. Измерения проводились акустическими методами в диапазоне частот 100–900, 4.7, 7.2 МГц и температур 20–150°C. Параллельно измерялись температурные зависимости электропроводности на частотах 1–10 МГц. Обнаружены значительные изменения энергии активации ионного движения и плотности подвижных ионов в кристаллах, выращенных из раствора с разной степенью кислотности. Показано, что особенности ионной проводимости в кристаллах иодата лития обусловлены включениями примесей водорода в различных состояниях.

Физика твердого тела, 31, № 10, с. 33-38 (1989) | Рубрики: 06.03 06.07

Ельмешкин О.Ю., Шевяхов Н.С. «О трансляционном переносе электрозвуковых волн в сегнетоэлектрике движущимся полосовым доменом» Письма в Журнал технической физики, 26, № 9, с. 14-19 (2000)

Обсуждается возможность трансляционного переноcа электрозвуковой граничной волны полосовым доменом, движущимся в тетрагональном сегнетоэлектрическом кристалле. Показано, что движение полосового домена обусловливает неколлинеарность волнового вектора электрозвуковой волны направляющим ее границам. Определены условия хорошо выраженной граничной локализации симметричной моды электрозвуковой волны, обеспечивающие возможность трансляционного переноса.

Письма в Журнал технической физики, 26, № 9, с. 14-19 (2000) | Рубрики: 06.03 06.07

Ефиценко П.Ю., Чарная Е.В. «Фононная релаксация, теплопроводность и затухание ультразвука в частично упорядоченных смешанных кристаллах» Физика твердого тела, 32, № 8, с. 2436-2440 (1990)

Рассмотрено влияние упорядочения твердых кристаллических растворов на величину времени фононной релаксации, коэффициентов теплопроводности и поглощения ультразвука. Учтено возникновение в растворе элементов дальнего порядка. а также кластеризации. Обсуждается изменение концентрационных, температурных и частотных зависимостей кинетических коэффициентов в результате упорядочения.

Физика твердого тела, 32, № 8, с. 2436-2440 (1990) | Рубрики: 06.06 06.07

Богомолов В.Н., Парфеньева Л.С., Смирнов И.А., Мисиорек Х., Ежовский А. «Прохождение фононов через фотонные кристаллы – среды с пространственной модуляцией акустических свойств» Физика твердого тела, 44, № 1, с. 175-179 (2002)

В интервале температур 4.2–300 K измерена теплопроводность (κ) фотонных кристаллов с различной степенью оптической однородности (монокристаллы синтетических опалов). Наряду с обычным уменьшением κ по сравнению со сплошным аморфным SiO2, характерным для пористых тел, обнаружено значительное уменьшнение κ при T<20 K, когда длина волны фононов в аморфном SiO2 приближается к диаметрам контактов между сферами опала. Этот эффект усиливается, когда поток фононов проходит вдоль цепочек из сфер SiO2 (шесть направлений в решетке кубического опала). Прохождение световых волн через среду с пространственной модуляцией оптических свойств (фотонные кристаллы) в настоящее время хорошо изучено. В случае прохождения акустических волн через среду с модуляцией акустических свойств ("фононные кристаллы") возможно появление и специфических эффектов, которые обсуждаются в работе. Это, например, баллистический режим прохождения фононов, волноводные эффекты и т.д.

Физика твердого тела, 44, № 1, с. 175-179 (2002) | Рубрика: 06.07

Лозовик Ю.Е., Шарапов В.А. «Возбуждение когерентных акустических фононов фемтосекундным импульсом» Физика твердого тела, 45, № 5, с. 922-924 (2003)

Рассматривается возбуждение фемтосекундным импульсом когерентных акустических фононов в сверхрешетках или слоистых материалах. В сверхрешетках когерентные акустические фононы могут возбуждаться с волновым вектором Q=2π/a, где a – период сверхрешетки. Приведены оценки числа и статистических свойств когерентных фононов.

Физика твердого тела, 45, № 5, с. 922-924 (2003) | Рубрики: 06.07 06.17

Решина И.И., Иванов С.В., Кособукин В.А., Сорокин С.В., Торопов А.А. «Акустические, оптические и интерфейсные фононы в сверхрешетках BeTe/ZnSe» Физика твердого тела, 45, № 8, с. 1503-1509 (2003)

Исследовано рамановское рассеяние для ряда сверхрешеток II типа BeTe/ZnSe, не имеющих общих катионов или анионов на интерфейсах. При возбуждении в резонансе с прямым экситонным переходом в слоях ZnSe наблюдались сложенные акустические фононы, LO-фононы первого, второго и третьего порядков в слоях ZnSe и электростатические интерфейсные фононы типа Кливера–Фукса. При нерезонансном возбуждении наблюдались LO-фононы в слоях ZnSe и BeTe и высокочастотная механическая интерфейсная мода, связанная предположительно с локальным колебанием связи BeSe на интерфейсе.

Физика твердого тела, 45, № 8, с. 1503-1509 (2003) | Рубрика: 06.07

Багаев В.С., Галкина Т.И., Шарков А.И., Клоков А.Ю., Мартовицкий В.П., Зайцев В.В., Клевков Ю.В. «Распространение неравновесных акустических фононов в высокочистом крупнозернистом ZnTe» Физика твердого тела, 45, № 11, с. 1941-1945 (2003)

Методом тепловых импульсов как при оптической генерации фононов, так и при генерации металлическим нагревателем исследовано распространение неравновесных акустических фононов в крупнозернистом ZnTe, полученном вакуумной сублимацией. Показано, что в исследованных образцах длины свободного пробега фононов составляют 14 мкм и определяются в основном рассеянием на двойниковых границах.

Физика твердого тела, 45, № 11, с. 1941-1945 (2003) | Рубрика: 06.07

Багаев В.С., Галкина Т.И., Клоков А.Ю., Клевков Ю.В., Кривобок В.С., Мартовицкий В.П., Сентюрина Н.Н., Шарков А.И. «Неравновесные акустические фононы в ZnTe при гелиевых температурах: влияние примесей и структурных дефектов на длины свободного пробега фононов» Физика твердого тела, 47, № 6, с. 1032-1038 (2005)

С помощью рентгеновской дифрактометрии, люминесценции и методики тепловых импульсов исследован кристаллит ZnTe, отобранный из друзы крупнозернистого поликристаллического ZnTe, полученного методом химического синтеза паров компонентов при температуре ∼65°C. Кристаллиты состоят из макрослоев {110} с одной системой двойников. Двойниковые плоскости {111} с расстояниями 50–100 мкм между ними перпендикулярны слоям роста (110). Распространение акустических фононов исследовалось методом тепловых импульсов. Сравнение откликов на приход акустических фононов разных поляризаций для исследованного образца с откликами для высокочистого крупнозернистого ZnTe с хаотически расположенными двойниковыми системами (с расстоянием 5–10 мкм между ними) и для бездвойникового монокристаллического ZnTe позволило сделать заключение о радикальном влиянии двойников на рассеяние акустических фононов. Определены длины свободного пробега LA-, FTA-, STA-фононов путем сравнения экспериментальных откликов с рассчитанными методом Монте-Карло.

Физика твердого тела, 47, № 6, с. 1032-1038 (2005) | Рубрики: 06.07 06.09

Голубков А.В., Парфеньева Л.С., Смирнов И.А., Wlosewicz D., Misiorek H., Mucha J., Jezowski A., Krivchikov A.I., Zvyagina G.A. «Теплоемкость и скорость звука “умеренной” тяжелофермионной системы YbZnCu4» Физика твердого тела, 49, № 2, с. 194-197 (2007)

В интервале температур 3.5–250 K измерена теплоемкость при постоянном давлении (Cp), а при 77 K – скорость звука (v) в “умеренном” тяжелофермионном соединении YbZnCu4. С помощью полученных экспериментальных данных для Cp, v и измеренной нами ранее в интервале 5–300 K фононной теплопроводности YbZnCu4 рассчитана длина свободного пробега (l) фононов в этом соединении. Вид полученной температурной зависимости l характерен для классических аморфных материалов.

Физика твердого тела, 49, № 2, с. 194-197 (2007) | Рубрика: 06.07

Голубков А.В., Парфеньева Л.С., Смирнов И.А., Wlosewicz D., Misiorek H., Mucha J., Jezowski A., Krivchikov A.I., Zvyagina G.A., Bilich I.B. «Теплоемкость и скорость звука “легкой” тяжелофермионной системы YbMgCu4» Физика твердого тела, 49, № 11, с. 1949-1952 (2007)

В интервале температур 3.0–320 K измерена теплоемкость при постоянном давлении (Cp), а при 77 K – скорость звука (v) у “легкого” тяжелофермионного соединения YbMgCu4. С помощью полученных экспериментальных данных для Cp, v и измеренной нами ранее в интервале 5–300 K фононной теплопроводности YbMgCu4 рассчитана длина свободного пробега (l) фононов в этом соединении. Вид полученной температурной зависимости l характерен для классических аморфных материалов.

Физика твердого тела, 49, № 11, с. 1949-1952 (2007) | Рубрика: 06.07

Сазонов С.В., Устинов Н.В. «Распространение поперечных акустических импульсов пикосекундной длительности в системе крамерсовских дублетов» Физика твердого тела, 50, № 6, с. 1076-1084 (2008)

Изучено распространение предельно коротких импульсов поперечной деформации в низкотемпературном кристалле, содержащем парамагнитные примеси с эффективным спином S=1/2, в случае геометрии Фохта. Показано, что в результате спин-акустического взаимодействия между составляющими поля упругости могут формироваться различные типы акустических солитонов.

Физика твердого тела, 50, № 6, с. 1076-1084 (2008) | Рубрики: 06.07 06.09

Квасов А.А., Марков Ю.Ф., Рогинский Е.М., Смирнов М.Б. «Акустические и оптические фононы и их дисперсия в модельных сегнетоэластиках Hg2Cl2» Физика твердого тела, 51, № 7, с. 1349-1352 (2009)

Вычислены и построены дисперсионные зависимости частот акустических и оптических фононов, получена плотность состояний фононного спектра кристаллов Hg2Cl2. Выполнен теоретический анализ влияния гидростатического давления на частоты акустических и оптических фононов и их дисперсию. При возрастании давления обнаружено сильное смягчение наиболее медленной акустической ТА-ветви (мягкой моды) в X-точке границы зоны Бриллюэна, соответствующее феноменологической теории Ландау и коррелирующее с экспериментом.

Физика твердого тела, 51, № 7, с. 1349-1352 (2009) | Рубрика: 06.07

Шарков А.И., Галкина Т.И., Клоков А.Ю. «Зондирование многослойной структуры Si/SiGe потоком неравновесных акустических фононов» Физика твердого тела, 51, № 10, с. 1924-1927 (2009)

Двойные квантовые ямы Si/Si0.8Ge0.2/Si, выращенные на подложке кремния, зондировались потоком неравновесных акустических фононов терагерцевых частот при использовании метода тепловых импульсов в геометрии “на отражение”. Сопоставление зарегистрированных сигналов прихода фононов с аналогичными измерениями для образца кремния без структуры квантовых ям позволяет выделить составляющую, обусловленную именно отражением фононов от квантовых ям. Обнаружена сильная анизотропия этого отраженного сигнала.

Физика твердого тела, 51, № 10, с. 1924-1927 (2009) | Рубрика: 06.07

Кулеев И.Г., Кулеев И.И. «Релаксация квазипоперечных фононов в механизме Херринга и поглощение ультразвука в кубических кристаллах с положительной и отрицательной анизотропией упругих модулей второго порядка» Физика твердого тела, 51, № 11, с. 2211-2223 (2009)

Исследованы релаксация фононов и поглощение квазипоперечного ультразвука в ангармонических процессах рассеяния Херринга и Ландау–Румера для кубических кристаллов с положительной (Ge, Si, алмаз, InSb, LiF и MgO) и отрицательной (KCl, NaCl и CaF2) анизотропией модулей упругости второго порядка. В длинноволновом приближении рассмотрен новый механизм релаксации поперечных фононов, в котором слияние поперечного (медленного или быстрого) фонона с медленным порождает быстрый поперечный фонон. Этот механизм подобен механизму релаксации Херринга для продольных фононов. Показано, что для кристаллов первой группы с существенной анизотропией упругой энергии (Ge, Si, InSb, LiF и MgO) в отличие от механизма релаксации Херринга для продольных фононов возможны “аномальные” процессы релаксации, в которых слияние медленного поперечного фонона с быстрым порождает медленный поперечный фонон. Такие процессы релаксации оказываются невозможны для всех кристаллов второй группы (KCl, NaCl и CaF2), а также для кристаллов первой группы с малой анизотропией упругой энергии, таких как алмаз. В модели анизотропного континуума проанализированы угловые зависимости коэффициентов поглощения ультразвука для механизмов Херринга и Ландау–Румера. Показано, что для рассмотренных кристаллов первой группы механизм Херринга вносит малый вклад в поглощение длинноволнового ультразвука по сравнению с вкладом механизма Ландау–Румера. Однако для кристаллов второй группы KCl и NaCl в направлениях типа [001] он может значительно превышать вклад механизма Ландау–Румера.

Физика твердого тела, 51, № 11, с. 2211-2223 (2009) | Рубрика: 06.07

Кулеев И.Г., Кулеев И.И., Бахарев С.М. «Влияние дисперсии и затухания состояний тепловых фононов на поглощение продольного ультразвука в кристаллах Ge» Физика твердого тела, 53, № 8, с. 1564-1575 (2011)

Предложен метод аппроксимации фононного спектра кубических кристаллов, полученного из данных по неупругому рассеянию нейтронов для симметричных направлений, на всю зону Бриллюэна в виде, позволяющем исследовать релаксационные характеристики фононных систем. Исследовано влияние дисперсии и затухания состояний тепловых фононов на поглощение продольного ультразвука в ангармонических процессах рассеяния с участием трех продольных фононов для кристаллов Ge. Показано, что учет дисперсии приводит к уменьшению анизотропии поглощения ультразвука в механизме релаксации LLL и позволяет согласовать результаты расчета коэффициентов поглощения ультразвука с экспериментальными данными в низкотемпературной области. Из экспериментальных данных по поглощению ультразвука определены температурная зависимость и анизотропия скорости релаксации тепловых продольных фононов в кристаллах Ge. Проведенный анализ позволил уточнить значения релаксационных параметров, полученных при интерпретации данных по теплопроводности кристаллов Ge с различным изотопическим составом в модели изотропной среды.

Физика твердого тела, 53, № 8, с. 1564-1575 (2011) | Рубрика: 06.07

Баимова Ю.А., Дмитриев С.В., Савин А.В., Кившарь Ю.С. «Скорости звука и плотности фононных состояний в однородно деформированном плоском листе графена» Физика твердого тела, 54, № 4, с. 813-820 (2012)

В последнее время ведутся интенсивные исследования влияния упругой деформации на механические и физические свойства графена. С помощью метода молекулярной динамики построена поверхность в трехмерном пространстве компонент тензора плоской деформации, ограничивающая область структурной устойчивости плоского листа графена, без учета тепловых колебаний и влияния граничных условий. Рассчитаны скорости звука и плотности фононных состояний в графене, подвергнутом упругой деформации в пределах области структурной устойчивости. Показано, что при приближении к границе устойчивости плоского листа графена одна из скоростей звука обращается в нуль. При двухосном растяжении графена щель в фононном спектре не образуется, но она появляется при одноосном растяжении вдоль направлений zigzag или armchair, а также при комбинированном деформировании растягивающими и сдвигающими усилиями.

Физика твердого тела, 54, № 4, с. 813-820 (2012) | Рубрики: 06.07 06.11

Данильченко Б.А., Слуцкий М.И. «Распространение акустических фононов вблизи <001> в GaAs» Физика твердого тела, 30, № 1, с. 40-44 (1988)

С использованием метода тепловых импульсов измерены величины групповых скоростей акустических фононов в GaAs вблизи <001> в условиях, когда частотная дисперсия не существенна. Для поперечных мод колебаний вблизи указанного направления можно наблюдать 7 различных групповых скоростей, шесть из которых принадлежат FT-моде, одна – ST-моде колебаний. Измеренные величины скоростей сравниваются с рассчитанными в континуальном приближении. Из данных расчета следует наличие 11 величин групповых скоростей фононов для поперечных мод колебаний. Измеренные в работе значения скоростей распространения акустических фононов находятся в хорошем согласии с рассчитанными.

Физика твердого тела, 30, № 1, с. 40-44 (1988) | Рубрика: 06.07

Нестеров А.И., Овчинников С.Г. «Усиление акустических волн при быстрой кристаллизации» Физика твердого тела, 30, № 1, с. 184-186 (1988)

Показано, что в процессе кристаллизации происходит усиление акустических волн. При достаточно быстрой кристаллизации, например при кристаллизации переохлажденной воды, этот эффект может привести к образованию ударных волн, которые в свою очередь порождают микротрещины в кристаллической фазе.

Физика твердого тела, 30, № 1, с. 184-186 (1988) | Рубрика: 06.07

Зиновьев Н.Н., Ковалев Д.И., Ярошецкий И.Д. «Генерация акустических фононов при индуцированной рекомбинации связанных экситонов в CdS» Физика твердого тела, 30, № 3, с. 751-755 (1988)

Впервые исследована модуляция потоком неравновесных акустических фононов индуцированной рекомбинации связанных экситонов в полупроводниках. Обнаружено нелинейное увеличение интенсивности и спектральной ширины полосы излучения с участием фононов с суммарной энергией вплоть до дебаевской при увеличении накачки образца. Впервые экспериментально идентифицирован механизм люминесценции на M-полосе в сульфиде кадмия при высоких уровнях возбуждения – индуцированная излучательная рекомбинация связанных экситонов с эмиссией акустических фононов. Полученные данные свидетельствуют о генерации в таком процессе акустических фононов в некоторой области энергий, числа заполнения которыхn ω>>1.

Физика твердого тела, 30, № 3, с. 751-755 (1988) | Рубрика: 06.07

Шехтман В.Л., Якубов А.Ф. «Резонансное пленение акустических фононов 29 см–1 в оптически возбужденном рубине в сильном внешнем магнитном поле» Физика твердого тела, 30, № 7, с. 1970-1978 (1988)

Рассмотрена теория многократного резонансного рассеяния фононов 29 см–1 в оптически возбужденном рубине в сильном внешнем магнитном поле. Обсуждены разнообразные механизмы пленения фононов 29 см–1 с учетом их многократного резонансного комбинационного рассеяния на зеемановски расщепленных 2E (Ê, 2Â) уровнях ионов Сr3+. Особое внимание уделяется спектральной диффузии фононов, обусловленной локальными магнитными полями. Результаты сопоставляются с данными опыта.

Физика твердого тела, 30, № 7, с. 1970-1978 (1988) | Рубрики: 06.07 06.16

Васько Ф.Т. «Эмиссия акустических фононов двумерными электронами» Физика твердого тела, 30, № 7, с. 2092-2096 (1988)

Проведен расчет темпа генерации акустических фононов горячими двумерными (2Д-) электронами, дрейфующими в постоянном электрическом поле. Рассматривается деформационное взаимодействие 2Д-электронов с объемными колебаниями решетки. Распределение неравновесных фононов анизотропно (зависит от углов q, n и q, vdr, q – волновой вектор фонона, n – нормаль к 2Д-слою, vdr – дрейфовая скорость), энергия их определяется температурой 2Д-электронов. Такое вычисление угловой и энергетической зависимости неравновесного фононного распределения представляет интерес для акустической диагностики 2Д-электронов.

Физика твердого тела, 30, № 7, с. 2092-2096 (1988) | Рубрика: 06.07

Робсман В.А., Шихсаидов М.Ш. «Акустическая эмиссия и эффект фотопластической памяти при деформации кристаллов сульфида и селенида цинка» Физика твердого тела, 30, № 8, с. 2437-2444 (1988)

При деформации кристаллов сульфида и селенида цинка зарегистрированы сигналы акустической эмиссии. Проведены исследования изменения параметров этих сигналов во временной и частотной областях по мере развития пластических деформаций в кристаллах в режиме ползучести. На основе анализа результатов экспериментальных работ и результатов обработки сигналов акустической эмиссии на ЭВМ делается вывод о дислокационной природе наблюдаемых импульсов акустической эмиссии. Изучены особенности затухания и восстановления сигналов акустической эмиссии при проявлении эффекта фотопластической памяти. Показано, что результаты, полученные при изучении фотопластической памяти с применением метода акустической эмиссии, хорошо коррелируют с экспериментальными данными испытаний кристаллов в режиме активной деформации. На основе анализа результатов исследований предлагается физическая модель для объяснения эффекта фотопластической памяти.

Физика твердого тела, 30, № 8, с. 2437-2444 (1988) | Рубрики: 06.07 06.17

Бадалян С.М., Левинсон И.Б. «Влияние границы раздела на рассеяние электронов двумерного газа на акустических фононах» Физика твердого тела, 30, № 9, с. 2764-2772 (1988)

Развит метод расчета вероятности рассеяния электронов на деформационном потенциале акустических фононов, позволяющий учесть отражение фононов на границе кристалла и границах раздела разных материалов. В качестве примера вычислен темп релаксации энергии в фермиевском двумерном электронном газе, расположенном вблизи свободной границы кристалла. Показано, что существуют ситуации, когда наличие свободной границы сильно подавляет темп релаксации энергии и меняет ее зависимость от энергии электрона (или электронной температуры).

Физика твердого тела, 30, № 9, с. 2764-2772 (1988) | Рубрика: 06.07

Блох М.Д., Магарилл Л.И. «Теория двухфононного резонанса фотовозбужденных электронов на акустических фононах в квантующем магнитном поле» Физика твердого тела, 31, № 2, с. 7-11 (1989)

Исследуются двухфононные осцилляции поперечного тока, возникающие при взаимодействии электронов в квантующем магнитном поле с двумя акустическими фононами, волновые векторы которых принадлежат особым точкам фононного спектра, в присутствии внутризонного освещения. Анализируется резонансное поведение тока с учетом разогрева электронного газа светом и электрическим полем. Найден фактор обрезания резонансного пика, связанный с дисперсией акустических фононов.

Физика твердого тела, 31, № 2, с. 7-11 (1989) | Рубрики: 06.07 06.16

Бойко И.И. «Осцилляции де Гааза поперечной проводимости двумерного электронного газа, взаимодействующего с акустическими фононами» Физика твердого тела, 31, № 2, с. 198-200 (1989)

Физика твердого тела, 31, № 2, с. 198-200 (1989) | Рубрика: 06.07

Гусев В.Э. «Торможение сверхзвукового дрейфа фотовозбужденной электронно-дырочной плазмы в процессе вынужденного излучения акустических фононов» Физика твердого тела, 31, № 5, с. 97-104 (1989)

Теоретически исследовано расширение оптически генерируемой вблизи поверхности полупроводника при низких температурах электронно-дырочной (ЭД) плазмы со сверхзвуковой скоростью. Показано, что вынужденное излучение фононов преимущественно инициирует сжатие, а не разогрев вырожденной плазмы. Установлена возможность замедления движения ЭД плазмы при увеличении интенсивности импульсного светового воздействия.

Физика твердого тела, 31, № 5, с. 97-104 (1989) | Рубрики: 06.07 06.17

Кабыченков А.Ф., Шавров В.Г., Шевченко А.Л. «Спиновые волны в одноосном слабом ферромагнетике с продольной звуковой волной в плоскости базиса» Физика твердого тела, 31, № 7, с. 193-202 (1989)

Рассмотрено взаимодействие спиновых волн с продольной звуковой волной, распространяющейся в легкой плоскости одноосного слабого ферромагнетика вблизи ориентационного фазового перехода. Определены области устойчивости и неустойчивости и спектр спиновых волн в этих областях. Неустойчивость возникает, если скорость звука превышает характерную скорость спиновых волн. Показано, что усиление спиновых волн возможно в узком интервале скоростей спиновых волн вблизи скорости звука. Вычислены порог параметрического усиления спиновых волн, а также инкремент нарастания амплитуды волны. Определены поправки к скорости звука за счет взаимодействия с магнитной подсистемой.

Физика твердого тела, 31, № 7, с. 193-202 (1989) | Рубрики: 06.07 06.17

Голуб А.А., Маштаков О.Ю., Котруцэ В.И. «Поглощение звука подвижными носителями в коррелированной спиновой системе» Физика твердого тела, 32, № 5, с. 1475-1478 (1990)

Исследовано поглощение звука подвижными дырками в модели Хаббарда для моттовского диэлектрика. Рассмотрен случай антиферромагнетика. Движение отдельной дырки носит диффузионный характер благодаря взаимодействию ее с магнитным фоном. Для расчета использовано приближение, в котором не учитываются вклады в функции Грина от замкнутых путей (суммирование на дереве Кейли).

Физика твердого тела, 32, № 5, с. 1475-1478 (1990) | Рубрика: 06.07

Дубовский О.А., Орлов А.В. «Связанные квазибифононные колебания фрактальной решетки» Физика твердого тела, 32, № 6, с. 1613-1621 (1990)

Исследован спектр связанных двухчастичных (квазибифононных) колебаний фрактальной решетки – треугольного ковра Серпинского – в условиях, когда существенны эффекты энгармонизма, обусловливающего взаимодействие одночастичных колебательных состояний (водород в металлах, примеси в молекулярных кристаллах и т. д.). В рамках решения обратной задачи получено рекуррентное генерационное соотношение, позволяющее поэтапно определять спектр связанных двухчастичных состояний фрактальной структуры с последовательно нарастающей степенью дробления. В отличие от одночастичных состояний, для которых аналогичное рекуррентное соотношение имеет вид квадратного уравнения, для связанных двухчастичных колебательных состояний это рекуррентное соотношение получено в виде соответствующего кубического уравнения. С использованием этого генерационного соотношения на ЭВМ рассчитан спектр связанных двухчастичных колебаний фрактальной решетки с высокой степенью дробления. Показано, что в отличие от одночастичных состояний, для которых скейлинговая самоповторяющаяся структура спектра наблюдалась только на высокочастотном краю спектра, для двухчастичных колебательных состояний такая скейлинговая самоповторяющаяся структура спектра существует на обоих краях полосы связанных состояний – на высокочастотном и низкочастотном. При этом критические индексы спектральной размерности для них существенно различны, т.е. плотность состояний на двух границах полосы связанных двухчастичных колебаний имеет различную энергетическую зависимость.

Физика твердого тела, 32, № 6, с. 1613-1621 (1990) | Рубрика: 06.07

Власко-Власов В.К., Тихомиров О.А. «Прямое экспериментальное изучение взаимодействия ультразвука с блоховскими линиями и доменными границами» Физика твердого тела, 32, № 6, с. 1678-1689 (1990)

Изучены вынужденные линейные колебания блоховских линий и 180o доменных стенок, а также намагниченности в доменах под действием звуковых волн частотой ниже 1 МГц в монокристаллических пластинках ИЖГ. При больших амплитудах звука выявлены эффекты направленного движения, непрерывной генерации и изменения плотности блоховских линий и границ. Эти эффекты, аналогичные наблюдаемым в переменных магнитных полях, рассматриваются как возникновения турбулентности в нелинейной системе, возбуждаемой переменной внешней силой.

Физика твердого тела, 32, № 6, с. 1678-1689 (1990) | Рубрика: 06.07

Торгашев В.И., Юзюк Ю.И., Дурнев Ю.И. «Активация акустических фононов в спектрах комбинационного рассеяния света соразмерно модулированных фаз кристалла [N(CH3)4]2ZnCl4» Физика твердого тела, 32, № 10, с. 3093-3098 (1990)

Исследованы низкочастотные ν < 50 см–1) поляризованные спектры КР кристалла ТМАТС-Zn в температурном диапазоне 300>T>100 K, включающем точки известных в этом соединении структурных фазовых переходов. В соразмерно-модулированных низкосимметричных фазах обнаружено "возгорание" линий с частотами ниже 17 см–1. Показано, что эти линии соответствуют фононам поперечных акустических ветвей в Γ–Σ–X направлении нормальной фазы, попавших в центр зоны в результате мультипликации элементарной ячейки. Установлено резкое падение релаксационного вклада в спектр рассеяния на частотах ниже 20 см–1 в фазах V и VI, что связывается с процессами упорядочения кристаллической решетки.

Физика твердого тела, 32, № 10, с. 3093-3098 (1990) | Рубрика: 06.07

Ветров С.Я., Шабанов В.Ф., Смокотин М.Е. «Поверхностные колебания гранецентрированных кубических кристаллов при наличии релаксации поверхности» Физика твердого тела, 32, № 11, с. 3240-3244 (1990)

Методами динамики дискретной решетки в реалистической модели рассмотрены поверхностные колебания (ПК) полубесконечного кристалла, ограниченного поверхностью (001), с учетом релаксации наружного атомного слоя. Аналитически и численно получены законы дисперсии индуцируемых поверхностной релаксацией поперечных поверхностных волн, распространяющихся вдоль направлений соответственно типа [100] и [110]. Показано, что для направления [100] ПК, лежащие как выше, так и ниже полосы непрерывного спектра объемных поперечных колебаний, появляются лишь при увеличении силовых констант на поверхности по сравнению с их объемными значениями. Однако для [110]-направления существуют щелевые ПК и в случае ослабления силовых констант на поверхности. Такие ПК лежат между нижней границей полосы непрерывного спектра объемных колебаний и дисперсионной кривой поперечных ПК, существующей и в отсутствие приповерхностных искажений.

Физика твердого тела, 32, № 11, с. 3240-3244 (1990) | Рубрика: 06.07

Гарин Б.М. «Об однофононных диэлектрических потерях, обусловленных возбуждением акустических колебаний» Физика твердого тела, 32, № 11, с. 3314-3321 (1990)

Рассмотрена общая теория механизма диэлектрических потерь, в котором поглощение электромагнитных колебаний сопровождается возбуждением акустических колебаний той же частоты. Найдены выражения для мнимой части тензора диэлектрической проницаемости, применимые к диэлектрикам с произвольной упругой анизотропией. Рассмотрен пример кристаллов с гексагональной решеткой, для которых найдены явные выражения указанных потерь через параметры материала.

Физика твердого тела, 32, № 11, с. 3314-3321 (1990) | Рубрика: 06.07

Мавлоназаров И.О., Микушев В.М. «Измерение времени ядерной спин-решеточной релаксации в монокристаллах хлористого натрия в присутствии ультразвука» Физика твердого тела, 34, № 7, с. 2257-2260 (1992)

Впервые проведено прямое измерение решеточного и примесного вкладов в спин-решеточную релаксацию 23Na в монокристаллах хлористого натрия. Экспериментально показано, что при температуре T=77 K примесный вклад в T1 становится существенным, а по его величине можно судить о сравнительной степени дефектности исследуемых кристаллов.

Физика твердого тела, 34, № 7, с. 2257-2260 (1992) | Рубрика: 06.07

Андреев В.А., Прилуцкий Ю.И. «Исследование воздействия акустической волны на спектр фосфоресценции триплетно-возбужденных примесных центров в органических молекулярных кристаллах» Физика твердого тела, 34, № 10, с. 2994-3000 (1992)

В рамках СПВ-механизма спин-фононной связи исследуется акустофосфоресцентный двойной резонанс. Данное явление заключается в том, что при прохождении акустической волны в кристалле протекает процесс поглощения фононов с одновременным переходом между спиновыми подуровнями триплетного возбужденного состояния. При этом происходит изменение относительных заселенностей спиновых подуровней, которое проявляется в изменении интенсивности и времени затухания детектируемого спектра фосфоресценции. Для изотопической примеси в кристалле дейтеронафталина получены численные значения вероятностей прямых однофононных переходов при высоких магнитных полях и нулевом поле. Проведен детальный анализ зависимости переходов от направления распространения акустической волны.

Физика твердого тела, 34, № 10, с. 2994-3000 (1992) | Рубрика: 06.07

Щедрина Н.В., Щедрин М.И. «О возможности проявления бифононной неустойчивости в экспериментах по затуханию звука в кристаллах со структурными фазовыми переходами» Физика твердого тела, 35, № 10, с. 2789-2793 (1993)

Приведены оценки, указывающие на возможность проявления бифононной нестабильности в некоторых кристаллах со структурными фазовыми переходами в окрестности точки перехода. Сдвиг температуры образования мягкого бифонона относительно температуры фазового перехода составляет 0.1–1 К. Делается предположение, что обнаруженный в ряде недавних экспериментальных работ сдвиг пика поглощения звука, возможно, является следствием образования этой квазичастицы.

Физика твердого тела, 35, № 10, с. 2789-2793 (1993) | Рубрика: 06.07

Дубовский О.А., Орлов А.В. «Связанные бифононные состояния акустических фононов» Физика твердого тела, 36, № 10, с. 3131-3139 (1994)

Показано, что ангармонизм акустических колебаний атомов в кристаллической решетке может привести к отщеплению от высококачественной границы полосы диссоциированных акустических двухфононных состояний изолированного терма связанного акустического бифонона. Получено дисперсионное уравнение для зависимости энергии акустического бифонона от волнового вектора и константы ангармонизма. Решение этого уравнения показало, что дисперсионная кривая акустического бифонона в центре зоны Бриллюэна имеет в отличие от акустических фононов зависимость от волнового вектора, отвечающую отрицательной эффективной массе. На границе зоны Бриллюэна, наоборот, дисперсионная зависимость бифонона линейна, так же как у акустического фонона в центре зоны. Исследованный бифонон как квантовое состояние соответствует классическому квазисолитону, частота которого бифуркационным образом отщепляется от границы зоны акустических колебаний.

Физика твердого тела, 36, № 10, с. 3131-3139 (1994) | Рубрика: 06.07

Москаленко Е.С., Акимов А.В., Жмодиков А.Л., Каплянский А.А., Ченг Т., Хьюз О., Чаллис Л.Дж. «Разогрев двумерного экситонного газа в квантовых ямах GaAs/AlGaAs неравновесными фононами» Физика твердого тела, 36, № 10, с. 3140-3150 (1994)

По изменениям в спектрах экситонной люминесценции при T=4.5 K обнаружен разогрев двумерного экситонного газа (2DExG) в квантовых ямах разной толщины в структуре GaAs/AlGaAs под действием фононных тепловых импульсов, инжектированных в структуру со стороны подложки полуизолирующего GaAs. Результаты интерпретируются с учетом как связанной с законами сохранения специфики взаимодействия 2D-экситонов с акустическими фононами разных частот, так и неравновесного (непланковского) спектра фононов, прошедших через подложку. Отмечена роль экситон-экситонных столкновений в фононном разогреве, проявляющемся в наблюдаемой зависимости от плотности 2DExG.

Физика твердого тела, 36, № 10, с. 3140-3150 (1994) | Рубрика: 06.07

Вагапова Ф.С., Сабурова Р.В. «Акустическая восприимчивость двухуровневых упругих дипольных центров в кристаллах» Физика твердого тела, 37, № 3, с. 872-879 (1995)

Рассчитана диссипативная часть линейной акустической восприимчивости двухуровневых туннелирующих упругих дипольных центров, взаимодействующих между собой через поле виртуальных фононов. Найден спектр коллективных низкотемпературных возбуждений примесных упругих центров в кристалле. Оценены отклики (линейный и нелинейный) системы на внешнее акустическое возмущение, обнаружены низкотемпературные аномалии поглощения звука. Найдены концентрационная и температурная зависимости связанных мод.

Физика твердого тела, 37, № 3, с. 872-879 (1995) | Рубрика: 06.07

Каган В.Д., Суслов А.В. «Кинетика акустических фононов в виртуальном сегнетоэлектрике KTaO3» Физика твердого тела, 37, № 8, с. 2338-2344 (1995)

Изучалось влияние внешнего электрического поля на распространение неравновесных акустических фононов (тепловых импульсов) в виртуальном сегнетоэлектрике KTaO3 при температуре 3.4 K. Диффузионный характер распространения неравновесных фононов в этом кристалле согласуется с данными о величине теплопроводности и теплоемкости. Уменьшение времени прихода максимума фононной неравновесности и увеличение амплитуды сигнала во внешнем электрическом поле (∼15–20% при 20 kV/cm) количественно совпадают с уменьшением теплоемкости (и температуропроводности). Показано, что при гелиевых температурах тепловые свойства танталата калия определяются акустической фононной системой. Обсуждается механизм влияния электрического поля на тепловые свойства танталата калия в этой области температур. Предполагается, что изменение в электрическом поле указанных выше величин обусловлено увеличением жесткости кристаллической решетки и, следовательно, увеличением скорости акустических фононов под действием наведенной полем поляризации.

Физика твердого тела, 37, № 8, с. 2338-2344 (1995) | Рубрика: 06.07

Зверев В.М., Силин В.П. «Тепловые акустические фононы и структурно-объемный эффект» Физика твердого тела, 37, № 10, с. 3276-3287 (1995)

Рассмотрена простая физическая модель взаимодействия акустических фононов и мягкой моды, позволяющая описать влияние акустических фононов на структурный переход и обратное влияние структурного параметра порядка и его флуктуаций на звук. В рамках такой модели изучено своеобразие структурно-объемного эффекта, обусловленное изменением свойств акустических фононов при структурном переходе.

Физика твердого тела, 37, № 10, с. 3276-3287 (1995) | Рубрика: 06.07

Зубрицкий В.В. «Фокусировка фононов и анизотропия стримерного пробоя в кристаллах CdS» Физика твердого тела, 38, № 1, с. 56-62 (1996)

Рассчитан полный набор направлений концентрирования энергии продольных, быстрых и медленных поперечных акустических фононов в гексагональном сульфиде кадмия с учетом пьезоэлектрического эффекта при комнатной температуре. Показано, что из двадцати двух направлений фокусировки четырнадцать являются пьезоэлектрически активными, шестнадцать соответствуют математически инфинитному концентрированию FTA- и STA-мод. Обнаружено практически полное совпадение возможных направлений стримерных разрядов с пьезоэлектрически активными направлениями инфинитного концентрирования поперечных акустических фононов. Показана неоднозначность ранее выполненных исследований по стримерному пробою CdS в рамках модели неполного электрического пробоя кристаллов вдоль фононных струй.

Физика твердого тела, 38, № 1, с. 56-62 (1996) | Рубрика: 06.07

Дубовский О.А., Орлов А.В., Семенов В.А., Глазков Ю.Ю. «Спектры связанных многофононных акустических колебаний неупорядоченных кристаллов при структурных фазовых переходах» Физика твердого тела, 38, № 3, с. 673-683 (1996)

Развита квантовая теория связанных многофононных акустических колебаний, типа солитонных самолокализованных мод (intrinsic localized modes), в неупорядоченных кристаллах. Температурное разупорядочение положений атомов в решетке, связанное с подбарьерными и надбарьерными перескоками атомов из одних положений равновесия первой фазы в другие положения равновесия второй фазы при структурных фазовых переходах, моделируется неупорядоченным кристаллом с соответствующим температуре вероятностным бинарным распределением константы атом-атомного взаимодействия, определяющей гармоническую составляющую потенциальной кривой. Влияние барьеров учитывается ангармонической составляющей потенциальной кривой. Численным решением уравнения Шредингера получен спектр многофононных колебаний. В плотности состояний выделены составляющая, отвечающая несвязанным диссоциированным двухфононным состояниям, и резонансная составляющая, отвечающая связанному квазибифононному состоянию. Эти квазибифононные резонансы более чувствительны к высоте барьеров, наличию дефектов и могут быть эффективным нейтронно-спектрометрическим идентификатором структурных фазовых переходов.

Физика твердого тела, 38, № 3, с. 673-683 (1996) | Рубрики: 06.07 06.20

Карпов С.В., Тимофеев К.В. «Двумерные низкочастотные колебания кристаллической решетки K4LiH3(SO4)4» Физика твердого тела, 39, № 3, с. 540-541 (1997)

Физика твердого тела, 39, № 3, с. 540-541 (1997) | Рубрика: 06.07

Дубовский О.А., Орлов А.В. «Ферми-резонанс оптических однофононных и акустических двухфононных колебаний в легких металлах» Физика твердого тела, 39, № 3, с. 542-546 (1997)

Показано, что вследствие ангармонизма колебаний кристаллической решетки легких металлов типа бериллия могут существовать условия для Ферми-резонанса оптических однофононных и акустических двухфононных колебаний. Вследствие такого резонансного взаимодействия образуются новые гибридизованные колебательные состояния: бифононные и квазибифононные колебания, перенормированные оптические колебания. Эти колебательные состояния в зависимости от волнового вектора могут быть как затухающими, так и стационарными. Получено соответствующее дисперсионное уравнение, решение которого позволило определить спектр этих колебаний (дисперсионные кривые и зависимость затухания от волнового вектора для затухающих колебаний). Показана возможность существования эффекта сверхбыстрого затухания оптических колебаний, аналогичного известному эффекту "superradiance" для экситонов Френкеля и Ваннье–Мотта.

Физика твердого тела, 39, № 3, с. 542-546 (1997) | Рубрики: 06.07 06.16

Жернов А.П., Чулкин Е.П. «Локализация акустических колебательных мод в слоистой решетке» Физика твердого тела, 40, № 1, с. 132-141 (1998)

Рассмотрена возможность слабой локализации акустических фононных мод в неидеальной слоистой кристаллической решетке. Для области низких температур получены аналитические выражения для тензоров коэффициентов теплопроводности и диффузии. Проанализирована роль специфических интерференционных процессов рассеяния фононов на флуктуациях фононной плотности вблизи дефектов в условиях слабого взаимодействия между слоями. Показано, что при сильном диагональном беспорядке за счет таких процессов в области относительно низких частот, где законы дисперсии акустических фононных мод проявляют квазидвумерные свойства, может иметь место существенная перенормировка коэффициента диффузии. Обсуждается нестандартная низкотемпературная зависимость теплопроводности слоистых систем BSCCO и BSYCO.

Физика твердого тела, 40, № 1, с. 132-141 (1998) | Рубрика: 06.07

Жернов А.П., Чулкин Е.П. «Локализация акустических колебательных мод в решетке цепочечного типа» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 117, № 2, с. 350-361 (2000)

Рассматривается вопрос о слабой локализации акустических фононных мод в неидеальной кристаллической решетке цепочечного типа. Получено выражение для тензора коэффициента диффузии D. Исследована роль процессов обратного когерентного рассеяния. Установлено, что за счет таких процессов в области относительно низких частот, где законы дисперсии фононных мод проявляют квазиодномерные свойства, может иметь место существенная перенормировка коэффициента диффузии D.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 117, № 2, с. 350-361 (2000) | Рубрика: 06.07

Косевич Ю.А., Сыркин Е.С., Семагин Д.А., Косевич А.М. «Влияние затухания фононов на резонансное отражение поперечной звуковой волны от плоского дефекта в кристалле» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 117, № 6, с. 1122-1126 (2000)

Изучено резонансное рассеяние поперечной звуковой волны на плоском дефекте в упругой изотропной среде в широком интервале изменения соотношения между длиной затухания и размерами области локализации продольных колебаний. Описан переход между двумя предельными случаями. Характер перехода продемонстрирован типичными графиками зависимости коэффициентов отражения и прохождения от параметра, связывающего длину падающей волны и интенсивность дефекта. Показано, что при меньшем, чем некоторое критическое, значении этого параметра происходит перенормировка эффекта полного отражения в обычное диссипативное прохождение.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 117, № 6, с. 1122-1126 (2000) | Рубрика: 06.07

Чулкин Е.П. «Процессы распада высокочастотных акустических возбуждений в решетках цепочечного типа и слабая локализация» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 122, № 5, с. 1022-1026 (2002)

Теоретически рассмотрено затухание высокочастотного звука в неупорядоченных квазиодномерных кристаллах полупроводников и диэлектриков, обусловленное трехфононными процессами распада и упругим рассеянием на дефектах структуры. Показано, что возникающие в режиме слабой локализации акустических колебательных возбуждений специфические интерференционные процессы существенно влияют на распространение звука. Данный механизм ослабления звука может наблюдаться экспериментально по особенностям частотной зависимости обратной длины затухания звука.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 122, № 5, с. 1022-1026 (2002) | Рубрика: 06.07

Аплеснин С.С. «Неадиабатическое взаимодействие акустических фононов со спинами S=1/2 в двумерной модели Гейзенберга» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 124, № 5, с. 1080-1089 (2003)

Исследуется основное состояние двумерного антиферромагнетика со спинами S=1/2, взаимодействующими с акустическими фононами в неадиабатическом приближении квантовым методом Монте-Карло. Определены критические параметры спин-фононной связи, соответствующие образованию связанных спин-фононных возбуждений, понижению кристаллической симметрии и открытию щели в спектре спиновых возбуждений, переходу антиферромагнетик–квантовая спиновая жидкость. Вычислены параметр орторомбичности, подрешеточная намагниченность, нарушение сферической симметрии спин-спиновых корреляционных функций, магнитный момент в Gd2CuO4, Eu2CuO4.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 124, № 5, с. 1080-1089 (2003) | Рубрика: 06.07

Замковец Н.В., Сибельдин Н.Н., Цветков В.А. «Распространение коротковолновых неравновесных фононов и динамика электронно-дырочных капель в германии; возбуждение звука в жидком гелии» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 105, № 4, с. 1066- (1994)

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 105, № 4, с. 1066- (1994) | Рубрика: 06.07

Андреев А.Ф., Шевченко П.В. «Нелинейный нулевой звук в нормальной Ферми жидкости» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 107, № 5, с. 1587-1595 (1995)

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 107, № 5, с. 1587-1595 (1995) | Рубрики: 06.07 06.09

Богданова Х.Г., Голенищев-Кутузов В.А., Куркин М.И., Леонтьев В.Е., Назипова М.Р., Николаев В.В., Шакирзянов М.М. «Акустическое возбуждение ядерных спиновых волн в легкоплоскостном антиферромагнетике KMnF‹» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 112, № 5, с. 1830-1840 (1997)

Экспериментально исследовано затухание ультразвука при Т = 4.2 K в монокристалле легкоплоскостного антиферромагнетика KMnF3 в зависимости от величины и направления постоянного магнитного поля Н в интервале частот 640–670 МГц, соответствующем частотам ядерных спиновых волн. Рассмотрены две экспериментальные ситуации: в первом случае вектор H лежит в плоскости легкого намагничивания (001), во втором – вектор H составляет некоторый угол с (001). для продольных ультразвуковых волн, распространяющихся вдоль оси трудного намагничивания [001], обнаружено, что зависимость затухания от величины поля H носит резонансный характер. В первом случае наблюдается один максимум затухания, во втором – два хорошо разрешенных по полю максимума затухания. Установлено, что угловая зависимость сигналов резонансного затухания от направления постоянного магнитного поля во всех случаях имеет 90° периодичность. Наблюдаемые эффекты объясняются резонансным возбуждением ядерных спиновых волн ультразвуком. На основании анализа энергии магнитоупрyroго взаимодействия показано, что в первом случае отличны от нуля колебания вектора антиферромагнетизма L только в базисной плоскости, а во втором – колебания L как в базисной, так и в вертикальной плоскостях, соответственно связанных с двумя ветвями ядерных спиновых волн. Показано также, что 90° периодичность угловой зависимости сигналов затухания связана с осью четвертого порядка [001].

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 112, № 5, с. 1830-1840 (1997) | Рубрика: 06.07

Богданова Х.Г., Голенищев-Кутузов В.А., Куркин М.И., Леонтьев В.Е., Назипов М.Р., Шакирзянов М.М. «Гигантский магнитоакустический эффект в KMnF3, обусловленный ядерными спиновыми волнами» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 115, № 5, с. 1727-1739 (1999)

Предложено объяснение гигантского магнитoакустического эффекта, обнаруженному нами ранее в KMnF3. Эффект заключается в десятикратном ослаблении амплитуды акустического импульса, которое наблюдалось при изменении магнитного поля в интервале значений 0–8 кЭ. Показано, что он обусловлен интерференцией двух ядерных магнитоупругих волн, распространяющихся в образце в условиях мaгнитoакустического резонанса, если этот резонанс приходится на область сильной пространственной дисперсии ядерных спиновых волн. Эффект назван гигантским, потому что он превосходит по величине магнитоакустические эффекты, наблюдавшиеся ранее в магнитоупорядоченных веществах, хотя и обусловлен ядерным магнетизмом, который в 105 раз слабее электронного. Одновременно обнаружена аномальная зависимость дисперсии скорости звука от внешнего магнитного поля.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 115, № 5, с. 1727-1739 (1999) | Рубрики: 06.07 06.16

Белоненко М.Б., Сасов А.С. «Решетки поляризации в модельном сегнетоэлектрике, аналоге дейтерированной сегнетовой соли, как следствие взаимодействия с акустической подсистемой» Журнал технической физики, 77, № 4, с. 131-134 (2007)

Исследована динамика доменной структуры сегнетоэлектриков с двумя диполями на сегнетоэлектрическую ячейку, аналогичных кристаллу сегнетовой соли. Исходя из гамильтониана задачи, получены кинетические уравнения для средних значений операторов псевдоспина. На основе данных уравнений проведено численное исследование эволюции поляризации сегнетоэлектрика для различных параметров задачи в случае прозрачной и заполяризованной границы.

Журнал технической физики, 77, № 4, с. 131-134 (2007) | Рубрика: 06.07

Зубрицкий В.В. «Фокусировка фононов в кристаллах CdSe, ZnS, ZnO» Журнал технической физики, 67, № 6, с. 59-64 (1997)

Рассчитаны распределения концентрирования энергии акустических фононов в гексагональных кристаллах CdSe, ZnS, ZnO при комнатной температуре с учетом пьезоэлектрической связи. Приведены оценки и показана немонотонность влияния на фокусировку пьезоэлектрического ужесточения, значений упругих и диэлектрических констант кристаллов, характеризующих происхождение образцов. Обнаружены пьезоэлектрическое расщепление фононных потоков и инфинитивность концентрирования медленных поперечных акустических (STA) мод. Предсказана возможность модификации анизотропии фокусировки STA фононов в гексагональных соединениях AIIBVI путем их легирования литием. Проанализированы эксперименты по акустоэлектронной генерации в CdSe и сделаны выводы об управляемости многообразия спектров высокочастотных осцилляций тока выделяемой частью распределения фокусировки различных мод.

Журнал технической физики, 67, № 6, с. 59-64 (1997) | Рубрика: 06.07

Барабаненков Ю.Н., Иванов С.Н., Таранов А.В., Хазанов Е.Н., Яги Х., Янагитани Т., Такаичи К., Лю Дж., Биссон Дж.-Ф., Ширакава А., Уеда К., Каминский А.А. «Неравновесные акустические фононы в нанокристаллических керамиках на основе Y3Al5O12» Письма в ЖЭТФ, 79, № 7, с. 421-424 (2004)

Методом “тепловых” импульсов исследованы процессы фононного переноса в высокопрозрачных нанокристаллических лазерных керамиках на основе кубического оксида-граната Y3Al5O12. В области гелиевых температур (1.7–3.8 К) изучена кинетика распространения в них неравновесных акустических фононов. Предложена модель структуры межзеренных слоев и оценена их толщина.

Письма в ЖЭТФ, 79, № 7, с. 421-424 (2004) | Рубрики: 06.07 06.11

Ханнанов М.Н., Фортунатов А.А., Кукушкин И.В. «Экспериментальное наблюдение краевых акустических магнитоплазменных возбуждений в системе двумерных электронов в режиме квантового эффекта Холла» Письма в ЖЭТФ, 90, № 10, с. 740-745 (2009)

В спектрах резонансного микроволнового поглощения системы двумерных электронов в перпендикулярном магнитном поле обнаружены новые низкочастотные моды, отвечающие акустическим краевым магнитоплазменным возбуждениям. Показано, что дополнительные моды возбуждений проявляются исключительно в режиме квантового эффекта Холла (в узкой области магнитных полей вблизи целочисленных значений фактора заполнения), когда наблюдается резкое сужение линий резонансного микроволнового поглощения. Абсолютные величины резонансных частот поглощения и их зависимости от параметров электронной системы совпадают (без использования подгоночных параметров) с соответствующими значениями, полученными из теоретической формулы, описывающей свойства акустических мод краевых магнитоплазменных возбуждений.

Письма в ЖЭТФ, 90, № 10, с. 740-745 (2009) | Рубрика: 06.07

Маковецкий Д.Н. «Нелинейная динамика индуцированного излучения фононов в неавтономном акустическом квантовом генераторе при сверхнизкочастотной модуляции накачки» Письма в Журнал технической физики, 27, № 12, с. 57-64 (2001)

Экспериментально обнаружен нелинейный резонанс в рубиновом акустическом квантовом генераторе, излучающем в области 1010 Hz при модуляции электромагнитной накачки в сверхнизкочастотном диапазоне. Резонанс проявляется в форме медленных регулярных самоперестроек микроволновых спектров индуцированного фононного излучения. Период самоперестроек TSD сильно зависит от ΔLm–ωL, где ωm – частота модуляции, ωL – резонансная частота, изменяющаяся от 9.8 до ∼5 Hz при увеличении расстройки по магнитному полю от 0 до 60 Oe. Направление движения модового кластера по оси частот однозначно определяется знаком ΔL. С понижением |ΔL| до 0.05 Hz наблюдается возрастание периода самоперестроек до очень больших величин TSD>100 s. Эти крупномасштабные коллективные движения происходят на фоне мелкомасштабных низкочастотных хаотических колебаний интенсивности генерируемых фононных мод, причем ширины самих мод остаются практически столь же малыми (<1 kHz), как и в автономном режиме.

Письма в Журнал технической физики, 27, № 12, с. 57-64 (2001) | Рубрика: 06.07

Батанова Н.Л., Голенищев-Кутузов А.В., Голенищев-Кутузов В.А., Калимуллин Р.И., Усачев А.Е. «Перестраиваемый акустический резонатор на фотоиндуцированной решетке в ниобате лития» Письма в Журнал технической физики, 35, № 4, с. 1-5 (2009)

Экспериментально продемонстрирована возможность использования фотоиндуцированных решеток, сформированных в монокристалле ниобата лития, в качестве высокочастотных перестраиваемых резонаторов поверхностных и объемных акустических волн. Показана возможность перестройки резонансной частоты в широких пределах (10–20%) с помощью перезаписи решетки интерферирующим лазерным пучком.

Письма в Журнал технической физики, 35, № 4, с. 1-5 (2009) | Рубрика: 06.07