04.11 Излучение источников, импеданс, картины полей

Иванов В.И., Бигус Г.А., Власов И.Э. Акустическая эмиссия. Учебное пособие (2011). 192 с.

Рассмотрены физические основы акустико-эмиссионного метода неразрушающего контроля (НК). Изложены основные понятия, показана связь параметров акустической эмиссии (АЭ) с параметрами процесса развития дефектов. Подробно рассмотрены области использования метода АЭ и средства АЭ-контроля. Сформулированы требования к средствам контроля и методы измерения их параметров. Книга может быть использована в качестве пособия для подготовки студентов и специалистов, обучающихся по направлениям технической диагностики, контроля качества и безопасности изделий и конструкций. Учебное пособие рекомендуется для подготовки к аттестации специалистов 1, 2 и 3 уровней НК по международной и европейской системам аттестации, а также в качестве базового материала для дистанционного обучения специалистов по НК.

Акустическая эмиссия. Учебное пособие (2011). 192 с. | Рубрики: 02 04.11 14.04

Курин В.В., Немцов Б.Е., Эйдман В.Я. «Предвестник и боковые волны при отражении импульсов от границы раздела двух сред» Успехи физических наук, 147, № 9, с. 157-180 (1985)

Содержание: Введение. Падение на границу монохроматической плоской волны. Формулы Френеля. Падение на границу полубесконечного дельтаобразного пучка звуковых волн. Предвестник. Падение на границу цилиндрического возмущения. Падение на границу дельтаобразного сферического импульса. Заключение

Успехи физических наук, 147, № 9, с. 157-180 (1985) | Рубрики: 04.03 04.11 06.13

Титов В.А. «Связывание дисковых пьезорезонаторов» Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 1: Математика. Физика, № 12, с. 79-82 (2009)

Рассмотрены варианты создания связи между двумя дисковыми пьезорезонаторами на радиальной моде. Обсуждается возможность управления глубиной связи и получения модулированных низкочастотных колебаний.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 1: Математика. Физика, № 12, с. 79-82 (2009) | Рубрики: 04.11 04.14

Burkov S.I., Zolotova O.P., Sorokin B.P., Aleksandrov K.S. «Anisotropy of DC electric field influence on acoustic wave propagation in piezoelectric plate» Журнал Сибирского Федерального университета. Математика и физика, 4, № 3, с. 282-291 (2011)

Рассмотрена анизотропия влияния однородного электрического поля E на характеристики и условия распространения волн различных типов в пьезоэлектрической пластине германосилленита.

Журнал Сибирского Федерального университета. Математика и физика, 4, № 3, с. 282-291 (2011) | Рубрики: 04.11 04.15

Золотова О.П., Бурков С.И., Сорокин Б.П., Теличко А.В. «Упругие волны в пьезоэлектрических слоистых структурах» Журнал Сибирского Федерального университета. Математика и физика, 5, № 2, с. 164-186 (2012)

Получены уравнения, применяемые для расчета параметров акустических волн в слоистых пьезоэлектрических структурах, включая влияние внешнего однородного электрического поля. Проведены компьютерные расчеты распространения акустических волн в слоистых структурах "AlN/алмаз", "BGO/плавленый кварц", "LGS/плавленый кварц" для основных кристаллических срезов. Рассчитаны дисперсионные зависимости фазовых скоростей, КЭМС, потока энергии как функции произведения h×f, а также анизотропия параметров волн. Выполнена идентификация акустических мод. Сделаны оценки гибридизации акустических мод. Указаны срезы и направления с оптимальным сочетанием акустических свойств (высокие фазовая скорость и КЭМС, минимальное отклонение потока энергии и т.п.).

Журнал Сибирского Федерального университета. Математика и физика, 5, № 2, с. 164-186 (2012) | Рубрики: 04.11 04.16

Burkov S.I., Zolotova O.P., Sorokin B.P. «The influence of uniform pressure on propagation of acoustic waves in piezoelectric layered structures» Журнал Сибирского Федерального университета. Математика и физика, 7, № 1, с. 10-21 (2014)

Получены основные уравнения и граничные условия для описания распространения акустических волн в пьезоэлектрических слоистых структурах в условиях действия одноосного давления. Рассчитаны дисперсионные зависимости фазовых скоростей, КЭМС, коэффициентов управляемости как функций от параметра h×f в пьезоэлектрических слоистых структурах “[100](001) BGO/плавленый кварц” и "плавленый кварц/[010](100)LiNbO3". Исследована анизотропия параметров распространения акустических волн в структуре (001) “BGO/плавленый кварц”. Определены срезы и направления распространения волн с экстремальными значениями коэффициентов управляемости.

Журнал Сибирского Федерального университета. Математика и физика, 7, № 1, с. 10-21 (2014) | Рубрики: 04.11 04.16

Рикконен С.В., Пономарев С.В., Азин А.В. «Моделирование колебательных процессов пьезоэлектрического преобразователя» Вестник Томского государственного университета. Математика и механика, № 2, с. 86-95 (2015)

Моделирование колебательных процессов пьезоэлектрического преобразователя Предложен подход к математическому моделированию пакетного пьезоактюатора с учетом массы и механических потерь движения пьезопластин на основе аналоговых электрических схем замещения. Данный подход допустим для решения одномерных задач и может быть полезен для предварительных расчетов колебательных систем микролинейных пакетных пьезопреобразователей.

Вестник Томского государственного университета. Математика и механика, № 2, с. 86-95 (2015) | Рубрики: 04.11 04.14

Старжинский В.Н., Гагарин Д.Р. «К расчету излучения шума обрабатываемой заготовкой при пилении древесины круглыми пилами» Безопасность жизнедеятельности, № 11, с. 20-24 (2010)

Рассмотрена акустическая модель для расчета звуковой мощности, излучаемой деформированными волокнами древесины при пилении ее круглыми пилами. В основу модели положен точечный источник шума (монополь) и рассмотрен механизм возникновения шума пульсирующей нагрузке с учетом геометрии срезаемого слоя древесины.

Безопасность жизнедеятельности, № 11, с. 20-24 (2010) | Рубрика: 04.11

Загороднов А.П., Якунин А.Н. «Высокочастотный миниатюрный генератор на основе резонатора на объемных акустических волнах» Радиотехника, № 7, с. 81-85 (2015)

Описаны проблемы создания системы термостабилизации резонатора на объемных акустических волнах и отмечена перспективность применения такого резонатора для высокочастотных миниатюрных генераторов. Предложена схема цифровой частотной автоподстройки частоты, позволяющая обнаруживать отклонения температуры в единицы мкK. Обоснована конструкция системы термостабилизации на основе двух термоэлектрических модулей с демпфирующим слоем. Приведен пример системы управления термостабилизацией. Доказана возможность применения предложенных решений для создания высокочастотного малошумящего миниатюрного генератора.

Радиотехника, № 7, с. 81-85 (2015) | Рубрика: 04.11

Коновалов С.И., Кузьменко А.Г. «Об оптимизации формы акустических импульсов малой длительности для решения задач зондирования при иммерсионном контроле» Дефектоскопия, № 2, с. 52-57 (2015)

Рассмотрен пьезопреобразователь в виде пластины, излучающей в воду. Тыльная сторона пластины граничит с воздухом. Расчетным путем изучено влияние формы излучаемого преобразователем акустического импульса на точность определения расстояния до объекта. Показано, что оптимальными являются акустические импульсы длительностью три и пять полупериодов на резонансной частоте преобразователя. Представлены формы соответствующих возбуждающих импульсов электрического напряжения.

Дефектоскопия, № 2, с. 52-57 (2015) | Рубрики: 04.11 14.04

Маковецкий Д.Н. «Резонансная дестабилизация микроволнового индуцированного излучения фононов в акустическом квантовом генераторе (фазере) при периодической модуляции накачки» Журнал технической физики, 74, № 2, с. 83-91 (2004)

Экспериментально обнаружены два качественно различных типа резонансной дестабилизации фононного индуцированного излучения (ИИ) в условиях периодической модуляции многомодового рубинового фазера, генерирующего в области частот 9 GHz (частота электромагнитной накачки 23 GHz). При глубокой модуляции накачки в низкочастотном диапазоне (частота модуляции οm=70–200 Hz) наблюдается быстрое хаотическое чередование микроволновых фононных мод ИИ. Указанная область дестабилизации соответствует релаксационному резонансу в оптических лазерах. Вне области релаксационного резонанса (при οm∼10 Hz) обнаружен второй тип ризонансной дестабилизации стационарного фононного ИИ, который приводит к формированию очень медленных регулярных самоперестроек микроволновых спектров ИИ. Период этих самоорганизованных движений очень сильно зависит от οmи изменяется на несколько порядков при вариации οm всего лишь на несколько процентов. Предлагается интерпретация второго типа резонансной дестабилизации ИИ, основанная на антифазовом механизме межмодового энергообмена в модулированном фазере.

Журнал технической физики, 74, № 2, с. 83-91 (2004) | Рубрики: 04.11 06.07

Бухман Н.С. «О времени задержки суммарного сигнала системы излучателей» Журнал технической физики, 75, № 1, с. 3-13 (2005)

Рассмотрена временная зависимость суммарного сигнала группы тесно расположенных акустических или электромагнитных излучателей, излучающих одинаковые (с точностью до амплитудного множителя) сигналы. Показано, что при достаточной длительности сигнала временная зависимость суммарного сигнала системы излучателей близка к временной зависимости сигнала одного излучателя с точностью до времени задержки, которое не обязательно совпадает со световым (или звуковым) временем запаздывания сигнала от системы излучателей до точки наблюдения. В разных точках пространства это время задержки может быть больше или меньше светового (звукового) времени задержки, положительно или отрицательно. Это является следствием экстраполяции временной зависимости сигнала в прошлое или будущее при сложении (интерференции) по-разному задержанных и ослабленных копий одного и того же сигнала, созданных разными излучателями. Одним из результатов этой экстраполяции при передаче “обрезанного” спереди или сзади сигнала является восстановление его временной зависимости, т.е. прием не переданной части сигнала.

Журнал технической физики, 75, № 1, с. 3-13 (2005) | Рубрика: 04.11

Бухман Н.С. «О временной зависимости поля в ближней зоне нестационарного мультиполя Н.С.» Журнал технической физики, 75, № 12, с. 98-101 (2005)

Рассмотрена временная зависимость поля в ближней зоне (акустического или электрического) диполя, излучающего немонохроматический сигнал, плавно изменяющийся во времени. Показано, что эта временная зависимость приблизительно одинакова в разных точках ближней зоны, т.е. временного запаздывания гладкого сигнала, связанного с конечностью скорости распространения волны, не происходит. Это отсутствие запаздывания является результатом интерференции двух идентичных, но по-разному ослабленных и испытавших разную задержку во времени копий одного и того же сигнала, исходящих от двух монополей, из которых состоит диполь. Аналогичное утверждение оказывается справедливым для произвольной электронейтральной в целом системы нестационарных зарядов (в частности, для нестационарного квадруполя, октуполя и т.д.).

Журнал технической физики, 75, № 12, с. 98-101 (2005) | Рубрика: 04.11

Бухман Н.С. «О времени запаздывания суммарного сигнала нескольких квазимонохроматических излучателей» Журнал технической физики, 76, № 12, с. 69-79 (2006)

Рассмотрена временная зависимость суммарного сигнала группы тесно расположенных акустических или электромагнитных излучателей, излучающих одинаковые (с точностью до фазы и амплитудного множителя) квазимонохроматические сигналы. Показано, что при достаточной длительности сигнала временная зависимость огибающей суммарного сигнала системы излучателей близка к зависимости огибающей сигнала одного излучателя с точностью до времени задержки, которое не обязательно совпадает со световым (или звуковым) временем запаздывания сигнала от системы излучателей до точки наблюдения. В разных точках пространства это время задержки может быть вещественным или комплексным. Его вещественная часть может быть больше или меньше светового (звукового) времени задержки, положительной или отрицательной. Время задержки существенно зависит от положения точки наблюдения (вблизи темной или светлой полосы интерференционного поля) и в случае достаточно коротких волн может значительно изменяться даже при небольшом смещении точки наблюдения в пространстве.

Журнал технической физики, 76, № 12, с. 69-79 (2006) | Рубрика: 04.11

Хомченко В.С., Рощина Н.Н., Завьялова Л.В., Стрельчук В.В., Свечников Г.С., Татьяненко Н.П., Громашевский В.Л., Литвин О.С., Авраменко Е.А., Снопок Б.А. «Исследование структуры, эмиссионных и пьезоэлектрических свойств пленок ZnS, ZnS–ZnO и ZnO, полученных химическим методом» Журнал технической физики, 84, № 1, с. 94-103 (2014)

Пленки сульфида и оксида цинка получены пиролизом металлоорганических соединений. Исследованы фазовый состав, структура, топография поверхности, оптические и пьезоэлектрические свойства пленок, полученных в различных технологических условиях. Состав пленок зависит от степени очистки прекурсора, температуры подложки (при увеличении изменяется от ZnS до ZnO), скорости напыления (при увеличении изменяется от ZnO до ZnS) и отжига при 600oC (трансформируются в ZnO). В пленках ZnS, обладающих наиболее совершенной кристаллической структурой, полученных из прекурсора с максимальной степенью очистки, впервые наблюдалась интенсивная краевая люминесценция (3.64 eV) при комнатной температуре. Двухфазные пленки ZnS–ZnO, полученные из недорогого прекурсора общего назначения, характеризуются выраженными пьезоэлектрическими свойствами и могут быть использованы для разработки пьезо- и акустоэлектронных устройств различного назначения.

Журнал технической физики, 84, № 1, с. 94-103 (2014) | Рубрики: 04.11 06.03

Беликов П.Н. «Практические применения пиезоэлектрических свойств кристаллов» Успехи физических наук, 8, № 2, с. 222-252 (1928)

Изучению пиезоэлектрических явлений посвящено много работ крупнейших физиков прошлого столетия (Кюри, Рентген, Фогт, Покельс, Липман, Томсон, Рике). В последнее время эти явления приобрели новый интерес благодаря весьма плодотворным применениям пиезоэлектрических свойств кварца в радиотехнике и в акустике.

Успехи физических наук, 8, № 2, с. 222-252 (1928) | Рубрики: 04.11 04.14

Тренделенбург Ф. «Новейшие работы по акустике и электроакустике» Успехи физических наук, 9, № 5-6, с. 593-671 (1930)

Сообщается о ряде новых работ по акустике и электроакустике. Наряду с работами теоретического характера большое место занимают работы, касающиеся усовершенствования и подробной разработки методов акустических измерений; именно усовершенствование методов повело к значительным успехам, особенно в области прикладной акустики. Количественные измерения, например, снятие частотных и амплитудных характеристик акустического приемника и излучателя дало возможность детально исследовать действие этих приборов и установить, в какой мере те или иные видоизменения технического устройства ведут к усовершенствованию аппарата. Перевод Чупровой.

Успехи физических наук, 9, № 5-6, с. 593-671 (1930) | Рубрики: 04.11 04.14

Тренделенбург Ф. «Новейшие успехи прикладной акустики» Успехи физических наук, 11, № 4, с. 650-668 (1931)

Z. Hoсhfrequenz, technik, 1931. Перевод Н.Д. Ершовой. Содержание: I. Введение. II. Методы измерений. 1. Анализ звука. 2. Компенсационные методы точного определения фазы и амплитуды периодических колебаний давления. 3. Другие способы определения величии, характеризующих звуковое поле. Измерение акустической мощности эвукоизлучателя. Акустические измерения в помещениях. III. Звукоизлучатели и звукоприемники. 1. Звукоприемники. 2. Общие вопросы электрических звуковых генераторов. 3. Музыкальные инструменты и их звук. IV. Слух и речь. V. Архитектурная акустика и акустика помещений. VI. Запись звука. Звуковые фильмы.

Успехи физических наук, 11, № 4, с. 650-668 (1931) | Рубрики: 04.11 04.14

Бакгауз Г. «Устанавливающиеся процессы в акустике» Успехи физических наук, № 3, с. 353-379 (1938)

IV. Некоторые вопросы электроакустики. Методы исследования нестационарных акустических процессов. Устанавливающиеся процессы в электроакустических аппаратах. V. Устанавливающиеся процессы в звуках речи. Органы речи. Нестационарные процессы. Согласные. VI. Нестационарные процессы в музыкальных инструментах: Общий обзор. Смычковые инструменты. Духовые инструменты. Орган. Фортепиано. Ударные инструменты. Электромузыкальные инструменты. См. Успехи физич. наук, 19, 236, 1938.

Успехи физических наук, № 3, с. 353-379 (1938) | Рубрики: 04.11 06.06 13.05 13.06

Ржевкин С.Н. «Курс электроакустики» Успехи физических наук, № 4, с. 488-489 (1939)

Рецензия на книгу: И. Г. Дреизен «Курс электроакустики».

Успехи физических наук, № 4, с. 488-489 (1939) | Рубрики: 04.11 04.14

Харкевич А. «Электроакустика» Успехи физических наук, 37, № 4, с. 514-515 (1949)

Рецензия на книгу: В. В. Фурдуев «Электроакустика».

Успехи физических наук, 37, № 4, с. 514-515 (1949) | Рубрики: 04.11 04.14

Розенберг Л.Д. «Вогнутые ультразвуковые излучатели» Успехи физических наук, 39, № 11, с. 456-463 (1949)

В последнее время начинают получать применение различные устройства, предназначенные для получения мощных ультразвуковых пучков. Такие пучки употребляются как для физических и биологических экспериментов, так и для промышленных целей (диспергирование, стерилизация, коагуляция и др.).

Успехи физических наук, 39, № 11, с. 456-463 (1949) | Рубрика: 04.11

Розенберг Л.Д. «Фокусирование ультразвуков в воде вогнутым зеркалом» Успехи физических наук, 41, № 5, с. 113-114 (1950)

Фокс и Гриффинг исследовали фокусирование ультразвуков вогнутым зеркалом. В первой из работ, исходя из обычных классических выражений, справедливых для фокусирующих систем с малыми углами раскрытия, авторы вычисляют коэффициент усиления вогнутого зеркала, понимая под последним отношение интенсивности в центре фокального пятна к интенсивности в плоской падающей волне. Как и следовало ожидать, полученный ими результат тождественно совпадает с классическим выражением для интенсивности в центре кружка Эри, хорошо известным в оптике.

Успехи физических наук, 41, № 5, с. 113-114 (1950) | Рубрики: 04.11 05.11

Тартаковский Б.Д. «Научное совещание по электроакустике» Успехи физических наук, 58, № 2, с. 347-358 (1956)

С 1 по 5 июля 1955 г. в Киеве проходило научное совещание по электроакустике, созванное Комиссией по акустике АН СССР, Акустическим институтом АН СССР и Киевским ордена Ленина политехническим институтом.

Успехи физических наук, 58, № 2, с. 347-358 (1956) | Рубрики: 04.11 04.14

Зарембо Л.К. «Акустическая излучающая параметрическая антенна» Успехи физических наук, 128, № 8, с. 713-720 (1979)

Успехи физических наук, 128, № 8, с. 713-720 (1979) | Рубрики: 04.11 05.08

Васильев А.Н., Гайдуков Ю.П. «Электромагнитное возбуждение звука в металлах» Успехи физических наук, 141, № 11, с. 431-467 (1983)

Содержание: 1. Введение. 2. Электромагнитное возбуждение звука в металлах в локальном пределе. 3. Электромагнитное возбуждение поперечного звука в условиях аномального скин-эффекта. 4. Геометрический и циклотронный резонансы при электромагнитном возбуждении звука в металлах. 5. Электромагнитное возбуждение звука в полуметаллах. 6. Электромагнитное возбуждение звука в сверхпроводниках. 7. Преобразование электромагнитных и звуковых волн в СВЧ диапазоне. 8. Электромагнитное возбуждение звука в ферромагнетиках. 9. Акустический ядерный магнитный резонанс при бесконтактном возбуждении звука в металлах. 10. Заключение.

Успехи физических наук, 141, № 11, с. 431-467 (1983) | Рубрика: 04.11

Павлов В.И., Сухоруков А.И. «Переходное излучение акустических волн» Успехи физических наук, 147, № 9, с. 83-115 (1985)

Содержание: Введение. 1. Излучение звука движущимися источниками. а) Исходные уравнения и энергетические характеристики излучения. б) Зона формирования излучения. 2. Переходное излучение звука. а) Переходное излучение на плоской границе раздела сред. б) Возбуждение звука в жидкости лазерными импульсами. Интерпретация эффекта с точки зрения теории переходного излучения. в) Переходное излучение звука термооптическим источником, создаваемым при сканировании лазерного пучка через границу раздела двух сред. г) Переходное излучение при пересечении источником неоднородностей ограниченных размеров. д) Переходное излучение на слое вязкой жидкости. Влияние диссипации на формирование излучения. е) Переходное излучение в нестационарной среде. 3. Дифракционное излучение звука. а) Излучение звука источником, движущимся вблизи неровной поверхности. б) Излучение звука источником, движущимся мимо полуплоскости. в) Излучение звука источником, пролетающим через отверстие в жестком экране. 4. Переходное рассеяние в акустике. а) Переходное рассеяние в случайно-неоднородной среде. б) Переходное рассеяние в турбулентной среде. в) Переходное рассеяние поверхностных волн в акустические. Заключение.

Успехи физических наук, 147, № 9, с. 83-115 (1985) | Рубрика: 04.11

Васильев А.Н., Гайдуков Ю.П. «Бесконтактное возбуждение звука в металлах (эксперимент)» Успехи физических наук, 150, № 9, с. 161-164 (1986)

Успехи физических наук, 150, № 9, с. 161-164 (1986) | Рубрика: 04.11

Лямшев Л.М. «Лазеры в акустике» Успехи физических наук, 151, № 3, с. 479-527 (1987)

Лазеры в акустике – это уникальные источники и приемники звука, когерентная оптическая обработка сигналов в многоканальных акустических информационных системах, лазероакустическая технология. Результаты исследований, ведущихся на стыке акустики, квантовой и физической электроники, волоконной и интегральной оптики, открывают возможности создания новых методов физического эксперимента и технических средств, не достижимых традиционными путями. Обсуждаются особенности лазерной генерации звука в конденсированной среде и применения лазеров для дистанционной регистрации акустических полей и вибраций. Описываются принципы работы волоконно-оптических приемников звука. Рассматриваются возможности применения оптической генерации и приема звука в технологии и приборах неразрушающего контроля и многоканальных акустических информационных системах.

Успехи физических наук, 151, № 3, с. 479-527 (1987) | Рубрики: 04.11 04.14 06.17