Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.01 Шумы и вибрации в воздушной среде

 

Соловьев Л.П. «Система мониторинга инфразвуковых колебаний на селитебных территориях населенных пунктов» Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, № 1, с. 64-67 (2014)

Проведен анализ состояния системы мониторинга инфразвуковых колебаний на селитебных территориях населенных пунктов. Отмечено, что существующая в настоящее время система мониторинга состояния окружающей среды селитебных территорий в основном базируется на определении уровней химических загрязнений. Системного контроля физических (энергетических) загрязнений селитебных территорий населенных пунктов пока не реализовано. Обращено внимание на важность создания системы мониторинга уровней шумовых воздействий, и особенно шумов инфразвукового диапазона. Приведены основные характеристики инфразвуковых колебаний и особенностей их воздействий на организм человека. Охарактеризованы основные источники инфразвуковых колебаний и методы снижения уровней инфразвуков. Определены основные задачи по мониторингу инфразвуковых колебаний и рекомендации по снижению уровней воздействий инфразвуков на организм человека.

Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, № 1, с. 64-67 (2014) | Рубрики: 08.02 10.01

 

Солдатов С.К., Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А. «Человек и авиационный шум» Безопасность жизнедеятельности, № S9, с. 1-24 (2012)

Описаны особенности авиационного шума, изложены современные представления о фундаментальных подходах к решению проблем медицины и сохранения здоровья человека "шумовой" профессии, включая комплекс мероприятий по снижению его профессиональной и профессионально обусловленной заболеваемости и обоснования рациональных характеристик средств защиты.

Безопасность жизнедеятельности, № S9, с. 1-24 (2012) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Копьев В.Ф., Миронов М.А., Яковец М.А. «Шум потока в гофрированной трубке с точки зрения теории волн неустойчивости» Акустический журнал, 61, № 5, с. 547-551 (2015)

При протекании воздуха через трубку с гофрированной внутренней поверхностью генерируется тональный (мультитональный), т.е. когерентный акустический сигнал. Главные процессы, приводящие к генерации, – это вынужденное возбуждение активной среды в резонаторе (трубке) и обратная связь, приводящая к нелинейному усилению одной или нескольких гармоник резонатора за счет процессов нелинейной конкуренции волн. Среда в трубке становится активной за счет процессов, происходящих при обтекании потоком гофрированной стенки. Основная цель настоящей работы – качественно объяснить на простом примере возможность генерации мультитонального звука и основные известные экспериментальные факты.

Акустический журнал, 61, № 5, с. 547-551 (2015) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Ефимцов Б.М., Лазарев Л.А. «Возможность снижения шума в салоне самолета от турбулентного пограничного слоя путем изменения подкрепляющего набора фюзеляжа при неизменной его массе» Акустический журнал, 61, № 5, с. 631-635 (2015)

Снижение шума в салоне самолета от турбулентного пограничного слоя актуально в области средних частот. Расчет шума, проведенный на основе аналитической модели, учитывающей дискретность стрингеров и шпангоутов, показал, что на средних частотах, возможно, снизить уровень шума на величину порядка 4 дБ путем уменьшения расстояния между ребрами при неизменной их суммарной массе.

Акустический журнал, 61, № 5, с. 631-635 (2015) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Михайличенко К.Ю., Касьяненко А.А., Щербаков В.Н. «Исследование уровней транспортного шума на постах дорожно-патрульной службы юго-западного округа Москвы» Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности, № 9, с. 91-97 (2003)

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности, № 9, с. 91-97 (2003) | Рубрика: 10.01

 

Калиниченко М.В. «Разработка шумозащитных мероприятий (на примере города Мурома)» Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, № 1, с. 19-22 (2012)

Представлены результаты расчетов шумозащитных экранов различных типоразмеров и конструктивных особенностей. Также рассчитана эффективность снижения уровня шума в случае применения таких экранов на улицах города Мурома.

Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, № 1, с. 19-22 (2012) | Рубрика: 10.01

 

Калиниченко М.В. «Некоторые аспекты применения резонансных поглотителей на урбанизированных территориях» Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, № 4, с. 18-24 (2013)

Приведены возможные мероприятия, применяемые для снижения акустошумовой нагрузки на жителей городских территорий. Рассмотрены вопросы применения некоторых инженерных шумозащитных решений в виде шумопоглощающих и шумоотражающих экранов, а также резонансных поглотителей. Представлены варианты расчета некоторых ключевых параметров шумопоглощающих устройств. По результатам лабораторного исследования эффективности шумопоглощающих свойств резонаторов, можно говорить о том, что наиболее эффективными являются полигармоничные шумопоглощающие резонаторы и построение резонатора с достаточно равномерной акусточастотной характеристикой, обеспечивающей поглощение шума либо во всём диапазоне, либо в диапазоне наибольшей интенсивности шумов, принципиально возможно. Наиболее приемлемым вариантом применения такого резонатора представляется совмещение с акустическим экраном, путём объединения их в единую конструкцию. В этом случае защитные функции, выполняемые экраном, будут дополняться поглощением падающей на экран звуковой волны, что обеспечит снижение уровня отражаемого сигнала.

Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, № 4, с. 18-24 (2013) | Рубрики: 10.01 10.07

 

Булкин В.В., Соловьев Л.П., Шарапов Р.В., Первушин Р.В., Кириллов И.Н. «Проблемы построения систем мониторинга акустошумового загрязнения селитебных зон» Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, № 1, с. 48-54 (2014)

Шумовое загрязнение селитебных зон становится всё более серьёзной проблемой. Постоянное увеличение интенсивности автомобильного транспорта, наличие в городской среде строительных или промышленных площадок, приводят к тому, что зона акустического дискомфорта в современных городах достигает 50% их территории. Актуальной становится проблема мониторинга акустического загрязнения селитебных зон, прогнозирование возможного распространения шума вглубь жилой территории. Кроме акустических шумов звукового диапазона, всё больший вклад в общую картину загрязнения вносят инфра- и ультразвуковые волны, контроль которых имеет свои особенности. При прогнозировании распространения акустического шума необходимо учитывать локальные метеорологические параметры, характерные для конкретных районов городской среды. Таким образом, актуальной становится задача создания совмещённых систем контроля, работающих в автоматическом режиме. Прогнозирование характера распространения шума может быть обеспечено использованием средств геоинформационных систем. В статье дан анализ известных и возможных подходов и средств к решению проблемы эффективного мониторинга акустического загрязнения селитебных территорий.

Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, № 1, с. 48-54 (2014) | Рубрика: 10.01

 

Булкин В.В., Кириллов И.Н. «Оценка влияния метеорологических параметров на дальность распространения акустошумового загрязнения в селитебных зонах» Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, № 1, с. 5-9 (2014)

Шумовое загрязнение селитебных зон становится всё более серьёзной проблемой. Анализ возможного распространения шума вглубь жилой территории необходимо проводить не только на основании спектральных характеристик шума и имеющихся пиковых значений шумовых сигналов, но и с учётом средних или локальных метеорологиче6ских условий, характерных для данной территории. В статье проводится анализ возможного изменения коэффициента затухания сигнала для различных частот при изменении основных метеопараметров: температуры окружающей среды, влажности воздуха и атмосферного давления. Результаты моделирования представлены в виде графиков. Показано, что наибольшее влияние на затухание сигнала оказывает изменение температуры: на краях температурного диапазона 30–20°С величина затухания может увеличиваться от 29,4 дБ/км до 170,5 дБ/км.

Машиностроение и безопасность жизнедеятельности, № 1, с. 5-9 (2014) | Рубрика: 10.01

 

Буторина М.В., Иванов Н.И., Кудаев А.В., Куклин Д.А., Курцев Г.М., Олейников А.Ю., Шашурин А.Е. «Результаты картирования шума Санкт-Петербурга» Безопасность жизнедеятельности, № 8, с. 9-12 (2009)

Показана акустическая ситуация в Санкт-Петербурге. Разработана новая карта шума города с использованием программы "SoundPlan". Выявлены шумные территории и основные источники шума города. Разработаны рекомендации по снижению шума в Санкт-Петербурге, включающие снижение шума в источнике образования, на пути распространения, в объектах шумозащиты.

Безопасность жизнедеятельности, № 8, с. 9-12 (2009) | Рубрика: 10.01

 

Буторина М.В., Минина Н.Н. «Особенности расчета уровней шума автотранспортных потоков» Безопасность жизнедеятельности, № 8, с. 22-24 (2009)

Приведены источники шума автомобилей, показаны факторы, влияющие на шумовые характеристики автотранспортных потоков: скорость, интенсивность, состав потока, вид дорожного покрытия и др. Приведены результаты сравнения расчетов шума автотранспорта по различным методикам.

Безопасность жизнедеятельности, № 8, с. 22-24 (2009) | Рубрика: 10.01

 

Буторина М.В., Иванов Н.И., Куклин Д.А. «Исследования шума поездов» Безопасность жизнедеятельности, № 8, с. 25-29 (2009)

Приведены процессы шумообразования поездов, показаны основные источники шума. Приведены зависимости шума поездов различных типов от скорости. Исследованы процессы уменьшения шума в зависимости от рельефа местности и вида искусственных сооружений. Выполнено сравнение эффективности средств защиты от шума поездов.

Безопасность жизнедеятельности, № 8, с. 25-29 (2009) | Рубрика: 10.01

 

Мамаев В.К., Власов Е.Н. «Влияние неравномерности углового шага лопаток диффузора центробежного нагнетателя на уровень шума» Безопасность жизнедеятельности, № 10, с. 5-7 (2012)

Представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований влияния неравномерности углового шага лопаток диффузора на уровень шума и КПД центробежного нагнетателя. Даны рекомендации по выбору оптимальной амплитуды неравномерности углового шага лопаток диффузора.

Безопасность жизнедеятельности, № 10, с. 5-7 (2012) | Рубрика: 10.01

 

Иванов Н.И., Куклин Д.А., Матвеев П.В., Буторина М.В. «Снижение шума железнодорожного транспорта» Безопасность жизнедеятельности, № S12, с. 1-24 (2012)

Показаны масштабы акустического загрязнения от подвижного состава железнодорожного транспорта и воздействие шума на население. Приведены нормы шума поездов в ЕС. Рассмотрены и проанализированы источники шума железнодорожного транспорта, даны характеристики шума поездов. Подробно рассмотрены методы построения карт шума и показаны возможности использования карт для снижения шума на территории жилой застройки. Проанализированы процессы образования и распространения внешнего шума, излучаемого железнодорожным транспортом. Дана методика расчета внешнего шума железнодорожного транспорта. Подробно описаны методы и средства снижения шума в источнике и на пути распространения звука

Безопасность жизнедеятельности, № S12, с. 1-24 (2012) | Рубрика: 10.01

 

Иванов В.П., Колтаков А.А., Харламов А.Ю. «Методика исследований виброакустических характеристик аэродромного кондиционера АК-0,4-9А в полевых условиях» Вестник Воронежского государственного технического университета, 7, № 3, с. 107-109 (2011)

Представлена методика исследований шума, излучаемого в открытое звуковое поле аэродромным кондиционером АК-0,4-9А, и вибрации, распространяющейся в корпусные и рамные конструкции через опорные и не опорные связи в кабину спецавтомобиля.

Вестник Воронежского государственного технического университета, 7, № 3, с. 107-109 (2011) | Рубрика: 10.01