Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.01 Шумы и вибрации в воздушной среде

 

Сергеев К.С., Вадивасова Т.Е., Четвериков А.П. «Динамика ансамбля активных броуновских частиц, управляемых шумом» Математическая биология и биоинформатика, 10, № 1, с. 72-87 (2015)

Рассматривается динамика ансамбля небольшого числа активных броуновских частиц, взаимодействующих посредством взаимного выравнивания скоростей. Такие ансамбли используются для изучения коллективного поведения сообществ биологических объектов. Частицы находятся под действием независимых источников шума: аддитивного (пассивного) шума и мультипликативного (активного). Предполагается, что мультипликативный шум влияет только на направления скоростей частиц. Поведение малого ансамбля сопоставляется с поведением бесконечно большого ансамбля, для которого существуют аналитические оценки для средней скорости частиц в ансамбле. В нашей работе показано, что для малого ансамбля так же, как и для большого, с ростом интенсивности мультипликативного шума и в отсутствие аддитивного шума наблюдается переход от упорядоченного поведения к неупорядоченному, сопровождающийся явлением бистабильности. Граница значений коэффициента связи, при которых возможен эффект бистабильности сдвигается вверх с уменьшением числа частиц. Учет аддитивного шума приводит к трансформации области бистабильности к виду, который характеризуется двумя наивероятнейшими значениями скорости отдельной частицы (область бимодальности). Границы областей бистабильности и бимодальности соответствуют стохастическим бифуркациям в системе, имеющим различный характер.

Математическая биология и биоинформатика, 10, № 1, с. 72-87 (2015) | Рубрики: 10.01 10.02 10.03

 

Гласко В.Б., Нюнин В.Б., Тихонов А.Н., Трубецков М.К. «О задаче снижения акустических шумов в салоне автомобиля» Журнал вычислительной математики и математической физики, 28, № 10, с. 1530-1539 (1988)

Построена математическая модель для описания поперечных колебаний салона автомобиля и заключенного внутри воздуха, доказаны существование и единственность решения. После введения целевого функционала сформулирована в вариационной постановке задача оптимизации конструкции. Предложены эффективные численные алгоритмы решения указанных задач, на основе которых даны оценки параметров оптимальной конструкции.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 28, № 10, с. 1530-1539 (1988) | Рубрики: 10.01 10.07

 

Любинский В.С. «Сравнительный анализ шумового загрязнения воздушной среды населенных пунктов общественным автомобильным транспортом» Вестник Российского университета дружбы народов (РУДН). Серия: Инженерные исследования, № 1, с. 52-53 (2004)

Рассматриваются экспериментальные исследования по контролю за шумовым загрязнением воздушной среды населенных пунктов городским общественным транспортом, проведенные на автобусах типа: ЛиАЗ-677, ЛиАЗ-5256, Мерседес-325, принадлежащих Пассажирскому Автохозяйству г. Солнечногорска. Проведен сравнительный анализ шумового загрязнения воздушной среды различными типами автобусов.

Вестник Российского университета дружбы народов (РУДН). Серия: Инженерные исследования, № 1, с. 52-53 (2004) | Рубрика: 10.01

 

Бурак В.Е., Субботина Т.О. «Акустическое загрязнение помещений отдыха пассажиров на железнодорожных вокзалах» Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), № 4, с. 32-35 (2008)

Исследован уровень акустического комфорта в помещениях отдыха пассажиров на железнодорожных вокзалах. Установлено, что в залах ожидания уровень звука по нормируемым показателям близок к предельным уровням или превышает их. В комнатах отдыха максимальные уровни звука выходят за границы санитарных норм, превышая эквивалентные уровни на 20,1–22,0 дБА. Использование кондиционера оказалось предпочтительнее естественной вентиляции через открытую створку окна, т. к. при этом достигается снижение максимального уровня шума.

Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), № 4, с. 32-35 (2008) | Рубрика: 10.01

 

Шахматов Е.В., Прохоров С.П. «Снижение внутреннего аэроакустического шума в салоне автомобиля ВАЗ-1118» Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева (СГАУ), № 2, с. 111-117 (2004)

Представлен комплекс разработанных мероприятий, направленных на улучшение акустического комфорта и снижение уровня шума в салоне автомобиля ВАЗ-1118 «Калина». Приведены результаты экспериментальной оценки предложенного комплекса мероприятий.

Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева (СГАУ), № 2, с. 111-117 (2004) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Францев С.М., Савенков А.В. «Исследование шумовых характеристик транспортного потока на базе направленного микрофона типа "бегущая волна”» Инженерный вестник Дона, 36, № 2-2, с. 39 (2015)

Проведено исследование и анализ шумовых характеристик транспортного потока с помощью направленного микрофона типа “бегущая волна”. Описаны принцип действия направленного микрофона и методика проведения испытаний. Проведены натурные исследования изготовленного микрофона на контролируемой полосе движения автомобильной дороги. При приближении транспортного средства к микрофону максимальный уровень сигнала приходится на момент нахождения автомобиля перед микрофоном. Проведены исследования при расположении детектирующих отверстий вверх от поверхности дороги, слева (навстречу приближающемуся по контролируемой полосе автомобилю) и справа (вдогонку движущемуся по контролируемой полосе автомобилю). Расположение детектирующих отверстий навстречу приближающемуся по контролируемой полосе автомобилю является наиболее оптимальным, так как позволяет обеспечить наименьшее влияние на точность подсчета автомобилей, движущихся по соседней встречной полосе.

Инженерный вестник Дона, 36, № 2-2, с. 39 (2015) | Рубрики: 04.14 10.01