Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.02 Подводные шумы и вибрации

 

Сергеев К.С., Вадивасова Т.Е., Четвериков А.П. «Динамика ансамбля активных броуновских частиц, управляемых шумом» Математическая биология и биоинформатика, 10, № 1, с. 72-87 (2015)

Рассматривается динамика ансамбля небольшого числа активных броуновских частиц, взаимодействующих посредством взаимного выравнивания скоростей. Такие ансамбли используются для изучения коллективного поведения сообществ биологических объектов. Частицы находятся под действием независимых источников шума: аддитивного (пассивного) шума и мультипликативного (активного). Предполагается, что мультипликативный шум влияет только на направления скоростей частиц. Поведение малого ансамбля сопоставляется с поведением бесконечно большого ансамбля, для которого существуют аналитические оценки для средней скорости частиц в ансамбле. В нашей работе показано, что для малого ансамбля так же, как и для большого, с ростом интенсивности мультипликативного шума и в отсутствие аддитивного шума наблюдается переход от упорядоченного поведения к неупорядоченному, сопровождающийся явлением бистабильности. Граница значений коэффициента связи, при которых возможен эффект бистабильности сдвигается вверх с уменьшением числа частиц. Учет аддитивного шума приводит к трансформации области бистабильности к виду, который характеризуется двумя наивероятнейшими значениями скорости отдельной частицы (область бимодальности). Границы областей бистабильности и бимодальности соответствуют стохастическим бифуркациям в системе, имеющим различный характер.

Математическая биология и биоинформатика, 10, № 1, с. 72-87 (2015) | Рубрики: 10.01 10.02 10.03

 

Пархоменко В.Н., Пархоменко В.В. «Снижение шумности отечественных атомных подводных лодок в период с 1965 по 1995 г.» Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 5, № 2, с. 52-57 (2012)

Шумность корабля является его тактико-техническим элементом, характеризующим: скрытность от обнаружения шумопеленгаторами; защищенность от оружия, снабженного акустическими системами управления; условия эффективной работы корабельных гидроакустических средств обнаружения, классификации и целеуказания; условия обитаемости. Авторы касаются только 1/3 октавных составляющих подводного шума кораблей, т.е. первичного гидроакустического поля, измеренного в стандартных условиях (измеряющее устройство – одиночный ненаправленный гидрофон, полоса прозрачности фильтра – 1/3 октавы, расстояние до измеряемого объекта (r) – 50 м, частотный диапазон измерений – около 5 Гц –100 кГц). Эта идеология измерений и сейчас является доминирующей, хотя уже в значительной степени устарела и в настоящее время совершенствуется. Использование действующей идеологии на протяжении более 30 лет позволило снизить уровень подводного шума отечественных атомных подводных лодок в 30 раз. В статье излагается только техническая сторона вопроса, без упоминания многочисленных участников работ.

Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 5, № 2, с. 52-57 (2012) | Рубрика: 10.02

 

Денисов В.Д., Каверинский А.Ю., Майзель А.Б. «Вклад предприятий судостроительной промышленности в совершенствование параметров скрытности кораблей ВМФ» Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 5, № 2, с. 66-69 (2012)

Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 5, № 2, с. 66-69 (2012) | Рубрики: 10.02 10.07

 

Исаков А.Я., Исаков А.А. «Акустическое излучение судна с позиций экологического влияния на окружающую среду» Вестник Камчатского государственного технического университета (КамчатГТУ), № 4, с. 96-104 (2005)

Рассмотрены структурные особенности взаимодействия водных транспортных средств с внешней средой. Определены источники наиболее интенсивного влияния на атмосферу, гидросферу и биосферу. Обсуждаются вопросы минимизации техногенного воздействия.

Вестник Камчатского государственного технического университета (КамчатГТУ), № 4, с. 96-104 (2005) | Рубрики: 10.02 10.05 10.06