Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.01 Шумы и вибрации в воздушной среде

 

Мунин А.Г., Науменко З.Н. «Звуковая мощность, создаваемая участками дозвуковой струи» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 1, № 5, с. 29-38 (1970)

Используя основные положения теории Лайтхилла и полагая, что каждый элементарный объем струи является широкополосным источником шума, характерная частота которого пропорциональна отношению скорости к масштабу турбулентности, получили выражения для определения звуковой мощности струи в целом, ее начального и основного участков, а также для спектральных характеристик шума этих участков и объемов. Приводится сравнение результатов расчета с экспериментальными данными. Предлагаемый метод расчета шума отдельных участков струи может быть использован для акустической эффективности различного рода шумоглушащих устройств. В частности, приведен пример расчета по влиянию сетчатого экрана на шум струи.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 1, № 5, с. 29-38 (1970) | Рубрики: 04.11 10.01

 

Гутин Л.Я. «О звуке вращения воздушного винта» Журнал технической физики, 12, № 2-3, с. 76-85 (1942)

Журнал технической физики, 12, № 2-3, с. 76-85 (1942) | Рубрики: 04.11 08.14 10.01

 

Самохин В.Ф., Остроухов С.П., Мошков П.А. «Экспериментальное исследование источников шумности беспилотного летательного аппарата с винтокольцевым движителем в толкающей компоновке» Труды Московского авиационного института, № 70, http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=44459 (2013)

Представлены основные результаты трубных акустических испытаний малоразмерного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) с винтокольцевым движителем в толкающей компоновке. Приведены спектральные, интегральные и энергетические характеристики силовой установки (СУ) БПЛА. Установлено, что в шуме СУ БПЛА, включающей двухтактный поршневой двигатель и винтокольцевой движитель в толкающей компоновке, при отсутствии у поршневого двигателя глушителя шума выхлопа, наибольший вклад в общий шум системы вносит гармоническое излучение от выхлопа двигателя. Суммарный уровень шума силовой установки БПЛА определяется, в основном, первыми 10 гармониками шума двигателя и первыми 5 гармониками шума вращения винта. Вклад первых пяти гармоник шума вращения винта в суммарную интенсивность акустического излучения СУ БПЛА составляет на режиме малого газа ∼38%, на крейсерском режиме ∼23%, на режиме полного газа ∼3%. Акустический КПД на режиме максимальной мощности СУ составляет ∼1,1%.

Труды Московского авиационного института, № 70, http://www.mai.ru/science/trudy/published.php?ID=44459 (2013) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Мошков П.А., Яковлев А.А. «К вопросу численного моделирования шума воздушного винта» Научно-технический вестник Поволжья, № 6, с. 275-277 (2014)

Рассмотрена проблема численного расчета шума воздушного винта, дан краткий обзор механизмов генерации шума воздушным винтом и существующих аналитических моделей численного расчета шума воздушного винта. Сформулированы основные направления дальнейших расчетных исследований, направленных на следующем этапе работ на тестирование возможности прогнозирования аэродинамических и акустических характеристик воздушных винтов в коммерческих программных комплексах (ANSYS, Numeca, FlowVision).

Научно-технический вестник Поволжья, № 6, с. 275-277 (2014) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Самохин В.Ф. «Полуэмпирический метод прогноза шума воздушного винта» Инженерно-физический журнал, 85, № 5, с. 1064-1072 (2012)

Рассмотрен полуэмпирический метод прогноза шума воздушного винта, построенный на основе акустической аналогии Лайтхилла. Основные соотношения расчетной модели для мощности акустического излучения получены на базе размерного анализа общего решения неоднородного волнового уравнения и представления об импульсном характере излучения шума винтом. Сопоставлены расчетные оценки и результаты измерения звуковой мощности и 1/3-октавных спектров звукового давления четырех- и восьмилопастных винтов АВ-72 и СВ-24.

Инженерно-физический журнал, 85, № 5, с. 1064-1072 (2012) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Мошков П.А., Самохин В.Ф. «Исследование влияния зазора между толкающим воздушным винтом и крылом на уровень шума легкого самолета на местности» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 47, № 6, с. 55-60 (2016)

Представлены результаты экспериментального исследования влияния зазора между толкающим винтом и расположенным перед ним крылом на уровень шума легкого самолета на местности. Установлено, что увеличение осевого зазора на 0.1 м приводит к снижению уровня шума самолета на местности на 4.6 дБА, за счет снижения интенсивности излучения на гармониках частоты следования лопастей воздушного винта. Если величина осевого зазора превышает хорду крыла (пилона, хвостового оперения), то эффект от расположения винта в толкающей компоновке исчезает, и шум винта в установленной конфигурации становится соизмерим с шумом изолированного винта.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 47, № 6, с. 55-60 (2016) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Маслова Н.П., Самохин В.Ф., Юдин В.Г., Миронов А.К. «Расчетная оценка влияния конфигурации сопла на ожидаемые уровни шума на местности на режиме взлета СДС с перспективными ТРДД» XXVII Научно-техническая конференция по аэродинамике, г. Жуковский, Московская область, 21–22 апреля 2016 г., с. 159-160 (2016)

XXVII Научно-техническая конференция по аэродинамике, г. Жуковский, Московская область, 21–22 апреля 2016 г., с. 159-160 (2016) | Рубрика: 10.01

 

Мошков П.А. «Экспериментальное исследование критериев слышимости летательных аппаратов с винтомоторной силовой установкой» XXVII Научно-техническая конференция по аэродинамике, г. Жуковский, Московская область, 21–22 апреля 2016 г., с. 168-169 (2016)

XXVII Научно-техническая конференция по аэродинамике, г. Жуковский, Московская область, 21–22 апреля 2016 г., с. 168-169 (2016) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Заславский Ю.М., Заславский В.Ю., Соков А.М. «Акустический шум движущегося легкового автомобиля» Вестник научно-технического развития, № 1, с. 29-37 (2017)

Выполнены натурные эксперименты по регистрации и анализу характеристик внешнего воздушно-акустического шума легкового автомобиля, движущегося по шоссе. Собственный акустический шум регистрируется с помощью одноплечей продольной антенны микрофонов со сканируемой характеристикой направленности. Строятся веерные диаграммы углового распределения интенсивности шума на разных участках движения. Анализируется возможность использования корреляционных характеристик шума, принятого антенной, для определения текущих параметров транспортного средства при его движении в условиях шоссейных дорог.

Вестник научно-технического развития, № 1, с. 29-37 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Голосной С.В., Чукарин А.Н. «Экспериментальные исследования спектров шума и вибрации копировально-фрезерных станков» Вестник Донского государственного технического университета (ДГТУ), 16, № 4, с. 79-85 (2016)

Цель исследований, результаты которых приведены в данной статье, заключалась в изучении закономерностей формирования спектров шума в рабочей зоне операторов копировально-фрезерных станков. Экспериментальные исследования показали, что среди опасных и вредных производственных факторов, характерных для данных станков, наблюдаются превышения октавных уровней звукового давления, достигающие 15 дБ на холостом режиме и до 15 дБ при обработке древесины. Эти данные позволяют предположить, что основным источником шума, создающим превышение над предельно-допустимыми величинами, является узел шпинделя и, в особенности, корпус шпиндельной бабки. Измерения вибрации на несущей системе станков подтвердили результаты измерений шума. Основным источником повышенных уровней вибраций для данных станков являются опоры качения шпинделей.

Вестник Донского государственного технического университета (ДГТУ), 16, № 4, с. 79-85 (2016) | Рубрики: 10.01 10.05

 

Пятунин К.Р., Ремизов А.Е. «Численное моделирование шума в дальнем поле на примере модельной задачи» Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева, № 2, с. 70-75 (2014)

Представлены результаты решения верификационной задачи о численном моделировании шума в дальнем поле, с помощью аналитического метода Фокса Вильямса–Хоукингса, реализованного в ПК ANSYS Fluent. Результаты расчетов сопоставлены с экспериментальными данными по уровням звукового давления и направленности звукового излучения. Сделан вывод о возможности применения данного подхода для оценки акустических характеристик некоторых элементов ГТД.

Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева, № 2, с. 70-75 (2014) | Рубрики: 04.11 10.01