Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.07 Поглотители слабых и интенсивных акустических волн

 

Бобровницкий Ю.И., Морозов К.Д., Томилина Т.М. «Импедансный подход к проектированию эффективных поглотителей колебательной энергии» Акустический журнал, № 2, с. 137-144 (2017)

Введенное ранее авторами понятие о наилучшем поглотителе звука, имеющем предельно достижимую эффективность поглощения энергии падающего звукового поля, распространено на произвольные линейные упругие среды и конструкции. Найдены аналитические соотношения для входных импедансных характеристик, которыми должен обладать наилучший поглотитель колебательной энергии. Реализация этих соотношений положена в основу предлагаемого импедансного метода проектирования эффективных поглотителей вибраций и шума. Изложены результаты лабораторного эксперимента, в котором подтверждена справедливость полученных теоретических соотношений и построен простейший наилучший поглотитель колебаний. Приведен также расчет параметров и эффективности динамического гасителя колебаний как наилучшего поглотителя. Ключевые слова: демпфирование упругих колебаний, наилучший поглотитель, импедансный критерий эффективности поглощения, динамический гаситель колебаний. DOI: 10.7868/S0320791917020010

Акустический журнал, № 2, с. 137-144 (2017) | Рубрики: 04.15 10.07

 

Образцова Е.П., Краев И.Д., Шульдешов Е.М., Юрков Г.Ю. «Гибридные функциональные материалы, сочетающие в себе звукопоглощающие и радиопоглощающие свойства» Материаловедение, № 12, с. 19-24 (2016)

Данная статья посвящена вопросам создания радиозвукопоглощающих материалов (РЗПМ). Оценен мировой уровень существующих РЗПМ, описаны основные параметры, определяющие комплекс акустических и радиотехнических свойств материалов. На примере пенополиуретановой матрицы были проведены исследования влияния размеров пор и их процентного распределения, а также введение функциональных наполнителей на акустические и радиотехнические свойства. Получены экспериментальные образцы, обладающие высоким уровнем поглощения акустических и электромагнитных волн в широких диапазонах частот.

Материаловедение, № 12, с. 19-24 (2016) | Рубрики: 04.07 10.07 10.08

 

Пятунин К.Р., Архарова Н.В., Ремизов А.Е. «Расчетная оценка эффективности мероприятий по снижению шума ступени вентилятора гражданского ТРДД» Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева, № 2, с. 21-28 (2016)

Представлены результаты расчетных исследований эффективности конструктивных мероприятий, предлагаемых для спрямляющего аппарата вентилятора с целью снижения уровня генерируемого шума. Методика расчета, проверена по результатам акустических испытаний имитатора двигателя в условиях заглушенной акустической камеры. Результаты позволят сформировать требования к проектированию спрямляющего аппарата, выполненного по интегрированной схеме.

Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева, № 2, с. 21-28 (2016) | Рубрики: 08.14 10.07

 

Рыбинская Л.А., Бульбович Р.В., Кычкин В.И. «Эффективность методов снижения шума турбулентных струй» Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника, № 1, с. 104-119 (2017)

Одной из актуальных задач современного гражданского авиастроения является обеспечение комфортной среды жилых территорий для населения, подвергающегося воздействию авиационного шума. Шум реактивной струи газотурбинного двигателя является одним из мощных источников акустического загрязнения. В силу этого большое и разностороннее внимание исследователей обращено как к методам прогнозирования шума струи, так и к методам и средствам его снижения. В статье описаны основные источники шума самолета и основные способы борьбы с шумом, генерируемым данными источниками. Проведен обзор методов снижения шума реактивной струи газотурбинного двигателя. Описаны основные методы снижения шума струи авиационного двигателя: шевронные сопла, микроструи, плазменные актуаторы, экранирование и др. Представлены механизмы, за счет которых выполняется снижение шума, и их реализация. Также выполнена структуризация методов: представлены основные характеристики метода; средний уровень снижения шума в децибелах, который обеспечивает метод; преимущества и недостатки метода. Сделано заключение о полноте реализации данных методов в задаче снижения шума «чистой» струи и перспективах их применения в новых задачах снижения шума гражданских самолетов.

Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника, № 1, с. 104-119 (2017) | Рубрика: 10.07

 

Алексеев С.А., Воронина Е.В., Иванов П.В. «Карбоновая звукопоглощающая конструкция» Судостроение, № 5, с. 67-68 (2013)

Рассматривается созданная в ОАО ЦТСС перспективная звукопоглощающая конструкция на основе углеволокна и металлических сеток. Приводятся графики эффективности звукопоглощения.

Судостроение, № 5, с. 67-68 (2013) | Рубрика: 10.07

 

Сергеев А.А., Шепель В.Т. «Конструкторско-технологические факторы повышения стойкости звукопоглощающих панелей ГТД» Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева, № 1, с. 31-35 (2013)

Представлен анализ причин повреждаемости панелей звукопоглощающих конструкций авиационного ГТД из композиционных материалов. Показано влияние конструкторско-технологических факторов на стойкость к ударному воздействию от попадания посторонних предметов в проточную часть. Экспериментально показано, что основным конструкторским фактором, влияющим на повреждаемость, является количество слоев внутренней обшивки панелей звукопоглощающей конструкции, а из технологических – пористость и степень полимеризации.

Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева, № 1, с. 31-35 (2013) | Рубрика: 10.07

 

Бондаренко В.А., Чукарин А.Н. «Способы повышения вибродемпфирования и звукоизоляции колесных пар мостовых кранов» Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева, № 2, с. 72-78 (2014)

Одними из основных источников звукового излучения общей акустической системы мостовых кранов являются рельсы и узлы колесных пар. Компоновка узлов колесных пар, а также ограниченная длина рельс позволяют использовать вибродемпфирующие элементы, которые одновременно обеспечат снижение вибраций и звукоизоляцию самих источников.

Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева, № 2, с. 72-78 (2014) | Рубрики: 10.07 10.08

 

Васильев В.А., Светлов В.В. «Выбор шумозащитного остекления при проектировании линейных объектов в условиях многоэтажной жилой застройки» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), № 4, с. 29-34 (2016)

Проанализировано состояние нормативной базы, показана точность существующих методик. Рассмотрены линейные источники шума в условиях многоэтажной застройки и порядок выбора шумозащитного остекления. Подробно описаны разработанные методы определения категории шумозащитного остекления. Сделаны выводы и представлены рекомендации по доработке существующей нормативно-технической документации. Предложен алгоритм выбора расчётных точек и построения шумовых разрезов для определения категории шумозащитного остекления. Даны примеры построения шумовых разрезов для линейных источников шума.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), № 4, с. 29-34 (2016) | Рубрики: 10.07 10.08

 

Рыбинская Л.А., Бульбович Р.В., Кычкин В.И. «Эффективность методов снижения шума турбулентных струй» Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника, № 1, с. 104-119 (2017)

Одной из актуальных задач современного гражданского авиастроения является обеспечение комфортной среды жилых территорий для населения, подвергающегося воздействию авиационного шума. Шум реактивной струи газотурбинного двигателя является одним из мощных источников акустического загрязнения. В силу этого большое и разностороннее внимание исследователей обращено как к методам прогнозирования шума струи, так и к методам и средствам его снижения. В статье описаны основные источники шума самолета и основные способы борьбы с шумом, генерируемым данными источниками. Проведен обзор методов снижения шума реактивной струи газотурбинного двигателя. Описаны основные методы снижения шума струи авиационного двигателя: шевронные сопла, микроструи, плазменные актуаторы, экранирование и др. Представлены механизмы, за счет которых выполняется снижение шума, и их реализация. Также выполнена структуризация методов: представлены основные характеристики метода; средний уровень снижения шума в децибелах, который обеспечивает метод; преимущества и недостатки метода. Сделано заключение о полноте реализации данных методов в задаче снижения шума «чистой» струи и перспективах их применения в новых задачах снижения шума гражданских самолетов.

Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника, № 1, с. 104-119 (2017) | Рубрика: 10.07

 

Ларин А.Е., Суворова Т.В., Ермаков В.М. «Оценка эффективности виброзащитных приповерхностных конструкций» Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), № 4, с. 114-118 (2016)

Эффект гашения вибрации при наличии выемки на поверхности среды изучался на основе модельной задачи о вязкоупругом полупространстве с прямоугольной выемкой на лицевой поверхности. В работе предлагается комбинированный численно-аналитический метод, включающий в себя расчёт конечной области методом конечных элементов, при задании граничных условий учитывалось влияние полубесконечной области на основе модельной задачи о полупространстве.

Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), № 4, с. 114-118 (2016) | Рубрика: 10.07