Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

Вестник Пермского национального исследовательского политехнического ун-та. Аэрокосмическая техника. 2017, № 1

 

Рыбинская Л.А., Бульбович Р.В., Кычкин В.И. «Эффективность методов снижения шума турбулентных струй» Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника, № 1, с. 104-119 (2017)

Одной из актуальных задач современного гражданского авиастроения является обеспечение комфортной среды жилых территорий для населения, подвергающегося воздействию авиационного шума. Шум реактивной струи газотурбинного двигателя является одним из мощных источников акустического загрязнения. В силу этого большое и разностороннее внимание исследователей обращено как к методам прогнозирования шума струи, так и к методам и средствам его снижения. В статье описаны основные источники шума самолета и основные способы борьбы с шумом, генерируемым данными источниками. Проведен обзор методов снижения шума реактивной струи газотурбинного двигателя. Описаны основные методы снижения шума струи авиационного двигателя: шевронные сопла, микроструи, плазменные актуаторы, экранирование и др. Представлены механизмы, за счет которых выполняется снижение шума, и их реализация. Также выполнена структуризация методов: представлены основные характеристики метода; средний уровень снижения шума в децибелах, который обеспечивает метод; преимущества и недостатки метода. Сделано заключение о полноте реализации данных методов в задаче снижения шума «чистой» струи и перспективах их применения в новых задачах снижения шума гражданских самолетов.

Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника, № 1, с. 104-119 (2017) | Рубрика: 10.07

 

Федотов Е.С., Кустов О.Ю., Храмцов И.В., Пальчиковский В.В. «Сравнительный анализ акустических интерферометров на основе расчетно-экспериментальных исследований образцов звукопоглощающих конструкций» Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника, № 1, с. 89-103 (2017)

Облицовка каналов авиационного двигателя звукопоглощающими конструкциями (ЗПК) является основным способом снижения шума вентилятора двигателя гражданских самолетов. Испытание образцов ЗПК при проектировании конструкции – неотъемлемый этап разработки эффективных ЗПК. Для проведения подобных испытаний необходимо наличие такой установки, как интерферометр с нормальным падением волн. В случае создания нового интерферометра необходимо провести анализ качества его работы. В статье приведены основные этапы такого анализа. Представлены конструкции нового созданного интерферометра Лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа (ЛМГШиМА) Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) и функционирующего интерферометра Центра акустических исследований (ЦАИ) ПНИПУ. Описана полуэмпирическая модель определения импеданса ЗПК. Выполнено численное моделирование акустических процессов в интерферометре с образцом ЗПК, основанное на решении методом конечных элементов уравнений Навье–Стокса. Для сокращения вычислительного времени использован образец в виде одного резонатора и с одним отверстием по центру, размеры отверстия соответствуют перфорации 3%. Данный образец испытан в интерферометрах ЛМГШиМА и ЦАИ и для него рассчитан импеданс по полуэмпирической модели. Для исключения возможных погрешностей, вносимых конструкцией интерферометров в импеданс, проведены измерения импеданса в интерферометрах без образца в зависимости от высоты воздушной полости. По результатам всех проведенных исследований усовершенствована конструкция интерферометра ЛМГШиМА. Выполненные испытания шести однослойных образцов ЗПК в старом и модифицирован- ном интерферометре ЛМГШиМА и в интерферометре ЦАИ, а также сравнение с полуэмпирической моделью импеданса показали более хорошее качество определения импеданса модифицированным интерферометром ЛМГШиМА. Ключевые слова: аэроакустика, авиационный двигатель, звукопоглощающие конструкции.

Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника, № 1, с. 89-103 (2017) | Рубрика: 14.02

 

Рыбинская Л.А., Бульбович Р.В., Кычкин В.И. «Эффективность методов снижения шума турбулентных струй» Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника, № 1, с. 104-119 (2017)

Одной из актуальных задач современного гражданского авиастроения является обеспечение комфортной среды жилых территорий для населения, подвергающегося воздействию авиационного шума. Шум реактивной струи газотурбинного двигателя является одним из мощных источников акустического загрязнения. В силу этого большое и разностороннее внимание исследователей обращено как к методам прогнозирования шума струи, так и к методам и средствам его снижения. В статье описаны основные источники шума самолета и основные способы борьбы с шумом, генерируемым данными источниками. Проведен обзор методов снижения шума реактивной струи газотурбинного двигателя. Описаны основные методы снижения шума струи авиационного двигателя: шевронные сопла, микроструи, плазменные актуаторы, экранирование и др. Представлены механизмы, за счет которых выполняется снижение шума, и их реализация. Также выполнена структуризация методов: представлены основные характеристики метода; средний уровень снижения шума в децибелах, который обеспечивает метод; преимущества и недостатки метода. Сделано заключение о полноте реализации данных методов в задаче снижения шума «чистой» струи и перспективах их применения в новых задачах снижения шума гражданских самолетов.

Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника, № 1, с. 104-119 (2017) | Рубрика: 10.07