18 Астрономия

«Памяти Михаила Геннадьевича Ревнивцева (1974–2016)» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 239 (2017)

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 239 (2017) | Рубрики: 03 18

Иванов М.А., Засова Л.В., Герасимов М.В., Кораблев О.И., Маров М.Я., Зеленый Л.М., Игнатьев Н.И., Тучин А.Г. «Природа различных типов местности на поверхности венеры и выбор перспективных мест посадки для спускаемого аппарата экспедиции Венера-Д» Астрономический вестник, 51, № 1, с. 3-23 (2017)

бсуждаются смена режимов обновления поверхности Венеры и вероятные способы формирования типов местности, образующих поверхность планеты. Интерпретация природы и особенности морфологии типов местности позволяют охарактеризовать их научный приоритет и оценить степень риска при посадке на их поверхность. Два типа местности особенно интересны с научной точки зрения и представляют легко достижимые цели: нижнее подразделение региональных равнин и гладкие равнины, связанные с ударными кратерами. Региональные равнины, вероятно, являются выплавкой из верхней недеплетированной мантии. Материал гладких равнин ударного происхождения представляет собой хорошо перемешанную и представительную пробу венерианской коры. Нижнее подразделение региональных равнин – наиболее распространенное подразделение на поверхности Венеры и встречается в пределах всех расчетных траекторий подлета спускаемого аппарата. Гладкие равнины ударного происхождения пересекаются расчетными траекториями на подлете 2018 и 2026 гг.

Астрономический вестник, 51, № 1, с. 3-23 (2017) | Рубрика: 18

Емельянов Н.В. «Актуальные задачи динамики спутников планет и двойных астероидов на основе наблюдений» Астрономический вестник, 51, № 1, с. 24-43 (2017)

Общий подход изучения динамики спутников планет и спутников астероидов заключается в построении все более точных моделей движения на основе наблюдений. При этом мы получаем не только необходимые эфемериды, но также некоторые физические параметры планет и спутников. В статье показано, что прогресс в этом деле обеспечивается не только повышением точности наблюдений. Точность эфемерид можно улучшить расширением интервала времени, на котором выполнены используемые наблюдения. На этом пути возникает ряд проблем. Некоторые проблемы можно увидеть только при детальном рассмотрении процесса обработки и использования наблюдений. В статье объясняется метод получения астрометрических данных из обработки фотометрических наблюдений взаимных покрытий и затмений спутников планет. Основной вклад в ошибку астрометрического результата вносят неучтенный уровень фона в фотометрических отсчетах и неточность принимаемых значений альбедо спутников. В статье показано, что применяемые методы не позволяют исключить полностью уровень фона. Для получения правильных значений альбедо спутников необходимо провести обширные дополнительные фотометрические измерения при различных значениях углов вращения спутников и в разных спектральных полосах видимого диапазона длин волн. В начале 21-го века открыто много новых далеких спутников больших планет. Однако наблюдений этих спутников мало, и выполнены они на коротких интервалах времени. Это привело к потере некоторых из них. В статье подчеркивается необходимость новых наблюдений этих малых тел Солнечной системы. Препятствием для улучшения точности эфемерид Марса оказывается недостаточное знание масс астероидов. Для крупных астероидов основной метод определения масс – изучение их влияния на движение Марса и Земли, а также на движение космических аппаратов. Таким образом были определены массы более 100 крупных астероидов. Один из основных методов определения масс астероидов наземными средствами – это астрометрические наблюдения двойных астероидов. Из-за видимой близости компонент определение относительных координат весьма затруднено. Успех дела зависит от наличия необходимой аппаратуры и мастерства наблюдателей, владеющих методами адаптивной оптики и спекл-интерферометрии. Крайне необходимо сотрудничество различных научных групп и наблюдателей.

Астрономический вестник, 51, № 1, с. 24-43 (2017) | Рубрика: 18

Шустов Б.М., Нароенков С.А., Ефремова Е.В. «О населенности околоземного пространства опасными небесными телами» Астрономический вестник, 51, № 1, с. 44-50 (2017)

В последние годы в связи с Челябинским событием 15 февраля 2013 г. нижний порог размера сближающихся с Землей небесных тел, считающихся опасными, снизился многократно (фактически от 140 м до ∼10 м). В связи с этим повысилось внимание к свойствам популяции тел декаметрового размера и, особенно к телам, которые приближаются к Земле со стороны Солнца (с дневного неба). В работе рассматриваются различные свойства этой популяции. При анализе свойств ансамбля использованы как наблюдательные данные, полученные другими авторами, так и теоретические оценки, полученные методом клонирования (виртуальных) тел. Вопрос имеет большое практическое значение, так как средства обнаружения таких тел (например, проект СОДА) должны разрабатываться с учетом требований, определяемых свойствами популяции. Нами показано, что средний темп входа в околоземное космическое пространство (ОКП), т.е. в зону расстояний до Земли менее ∼1 млн км, тел декаметрового и более размера с дневного неба (значения элонгации точек входа в ОКП менее 90°) составляет около 620 шт/год для углов элонгации точки обнаружения <90°, и около 220 шт/год для углов элонгации точки обнаружения <45°.

Астрономический вестник, 51, № 1, с. 44-50 (2017) | Рубрика: 18

Шувалов В.В., Светцов В.В., Артемьева Н.А., Трубецкая И.А., Попова О.П., Глазачев Д.О. «Астероид Апофис – оценка опасных последствий ударов подобных тел» Астрономический вестник, 51, № 1, с. 51-66 (2017)

Астероид 99942 Апофис в течение короткого времени после его обнаружения был классифицирован как очень опасный объект, вероятность столкновения которого с Землей в 2029 г. очень высока. И хотя последующие наблюдения значительно уменьшили оценку вероятности столкновения, оно не исключено, кроме того, астероиды аналогичного размера на орбитах, пересекающихся с орбитой Земли, вполне могут быть обнаружены в ближайшем будущем. Мы провели численное моделирование полета через атмосферу и удара о поверхность Земли каменного космического тела диаметром 300 м c кинетической энергией порядка 1000 Мт, что примерно соответствует параметрам астероида Апофис, для углов входа в атмосферу 90° (вертикальный удар), 45 и 30°. Моделирование проводилось путем решения трехмерных уравнений гидродинамики и уравнений переноса излучения в приближениях лучистой теплопроводности и объемного высвечивания. В качестве опасных факторов рассматривались воздушная ударная волна, выбросы из кратера, тепловое излучение и ионосферные возмущения. Расчеты избыточного давления и скорости ветра на поверхности Земли показали, что размер (диаметр) зоны разрушений наиболее слабых конструкций может достигать 700–1000 км, причем уменьшение угла наклона траектории к поверхности приводит к заметному увеличению площади, поражаемой ударной волной. Возмущения ионосферы имеют глобальный характер и длятся часами: на расстояниях в несколько тысяч километров на высотах более 100 км возмущения плотности воздуха составляют десятки процентов, а вертикальные и горизонтальные компоненты скорости достигают сотен метров в секунду. Воздействие излучения на объекты, расположенные на поверхности Земли, оценивалось путем решения уравнения переноса излучения вдоль лучей, проходящих через светящуюся область. При ясной погоде размер области, где под действием теплового нагрева может воспламениться древесина, достигает 200 км, а зона отдельных очагов пожара, где загораются легко воспламеняющиеся материалы, может быть в два раза больше. В центральной области очень сильного теплового поражения размером ∼100 км загораются конструкции, крыши, одежда. Опасная для человека область увеличивается с уменьшением угла наклона траектории, и тепловое действие может ощущаться людьми на расстояниях до 250–400 км от кратера.

Астрономический вестник, 51, № 1, с. 51-66 (2017) | Рубрика: 18

Емельяненко В.В. «Астероиды, сближающиеся с Солнцем» Астрономический вестник, 51, № 1, с. 67-71 (2017)

Динамические исследования указывают на то, что большинство околоземных объектов в процессе эволюции достигают орбит с малыми перигелийными расстояниями. Процессы изменения астероидов в окрестности Солнца должны играть большую роль в формировании физических свойств, распределения по размерам и динамических особенностей околоземных объектов. В настоящее время лишь семь обнаруженных астероидов движутся по орбитам с перигелийными расстояниями q<0.1 а. е. Однако астероиды, проходившие недавно вблизи Солнца, к настоящему времени могли перейти на орбиты, удаленные от Солнца, вследствие действия механизма вековых возмущений Козаи–Лидова. В данной работе найдены астероиды, которые в недалеком прошлом имели орбиты с перигелийными расстояниями q<0.1 а. е. Время пребывания астероидов на таких орбитах простирается от сотен лет до десятков тысяч лет. Весьма актуальным представляется проведение астрофизических наблюдений этих объектов.

Астрономический вестник, 51, № 1, с. 67-71 (2017) | Рубрика: 18

Слюта Е.Н. «Физико-механические свойства каменных метеоритов» Астрономический вестник, 51, № 1, с. 72-95 (2017)

Рассматривается методика экспериментальных исследований физико-механических свойств каменных метеоритов. Приводятся экспериментальные данные по физико-механическим свойствам образцов трех обыкновенных хондритов. Показано, что обыкновенные хондриты характеризуются сильной трехмерной (пространственной) анизотропией физико-механических свойств, когда по одному из направлений предел прочности на сжатие значительно превышает значения по двум другим направлениям. Измеренный предел прочности на сжатие обыкновенных хондритов находится в интервале от 105 до 203 МПа, а предел прочности на растяжение – в интервале от 18 до 31 МПа. Сравнение с имеющимися опубликованными данными по прочности углистых хондритов показало, что они существенно отличаются от свойств обыкновенных хондритов. Показано, что наблюдаемые критические аэродинамические нагрузки не превышают измеренную в данной работе величину предела прочности на растяжение обыкновенных хондритов, которая фактически является верхним предельным значением, ограничивающим возможную максимальную аэродинамическую нагрузку для обыкновенных хондритов.

Астрономический вестник, 51, № 1, с. 72-95 (2017) | Рубрика: 18

«Клим Иванович Чурюмов (1937–2016)» Астрономический вестник, 51, № 1, с. 96 (2017)

DOI: 10.7868/S0320930X17010066

Астрономический вестник, 51, № 1, с. 96 (2017) | Рубрика: 18

Иванов М.А., Засова Л.В., Зеленый Л.М., Герасимов М.В., Игнатьев Н.И., Кораблев О.И., Маров М.Я. «Оценка распространенности уклонов на малых базах (1–3 метра) для разных типов местности Венеры с помощью земных аналогов» Астрономический вестник, 51, № 2, с. 99-116 (2017)

Планируемая в настоящее время межпланетная экспедиция Венера-Д включает спускаемый аппарат. Для успешного проведения экспедиции необходимо оценить частотное распределение уклонов поверхности Венеры на базах, сравнимых с горизонтальным размахом опор спускаемого аппарата (1–3 м). Современные данные о рельефе Венеры не дают возможности получить такие оценки. В нашем исследовании мы подошли к оценке распространенности коротких уклонов с помощью высокоточных цифровых моделей рельефа (ЦМР) поверхностей в Исландии. ЦМР имеют горизонтальное разрешение 0.5 м, а разрешение по вертикали – 0.1 м. Из имеющихся в нашем распоряжении ЦМР мы выбрали те, которые по морфологии подобны таким венерианским типам местности, как тессера, щитовые, региональные и гладкие равнины. Мода частотного распределения уклонов, характерного для модельной тессерной местности, распложена в диапазоне 30–40°, а доля поверхности с уклонами менее 7°, считающимися безопасными для посадки, составляет первые проценты. Частотное распределение уклонов меняется несущественно при переходе от базы один метр к базе три метра. Уклоны на поверхностях земных участков, моделирующих щитовые и региональные равнины Венеры, характеризуются выраженной модой гистограммы, располагающейся в диапазоне 8–20°, а доля уклонов, не превышающих 7°, на этих участках не превосходит 30% как на базе один метр, так и три метра. Для гладких равнин характерна узкая гистограмма с модой, смещенной влево. Доля уклонов, не превышающих 7°, составляет примерно 65–75% для короткой базы (1 м). При переходе к более длинной базе происходит резкое уменьшение доли больших уклонов и рост доли малых. Для базы 3 м доля уклонов, не превышающих 7°, составляет примерно 75–88% для аналогов как лопастных, так и гладких равнин, соответственно.

Астрономический вестник, 51, № 2, с. 99-116 (2017) | Рубрика: 18

Демидов Н.Э., Лукин В.В. «Антарктида как полигон для отработки пилотируемых экспедиций на Луну и Марс» Астрономический вестник, 51, № 2, с. 117-135 (2017)

Статья посвящена изучению экспедиционной деятельности в Антарктиде в контексте поиска полезных аналогий и решений, которые могут быть учтены при планировании пилотируемых полетов на Луну и Марс. Рассмотрены: природные аналогии, человеческий фактор, станционные строения, средства передвижения, научные программы, вопросы безопасности и историко-политические аналогии. Обоснована идея создания в Антарктиде (станции Восток, Новолазаревская, оазис Джетти) полигона для наземного моделирования работы лунной и марсианской базы.

Астрономический вестник, 51, № 2, с. 117-135 (2017) | Рубрика: 18

Юшкова О.В., Кибардина И.Н. «Диэлектрические свойства верхнего покровА Луны» Астрономический вестник, 51, № 2, с. 136-141 (2017)

С точки зрения теории диэлектриков анализируются измерения диэлектрических характеристик образцов лунного грунта. Показано, что действительная часть диэлектрической проницаемости и тангенс потерь пород существенно зависят от частоты взаимодействующего электромагнитного поля и температуры грунта. Из анализа следует, что при интерпретации результатов радиолокационного зондирования, особенно для радиоволн гигагерцового диапазона, следует учитывать суточный ход температуры на поверхности Луны.

Астрономический вестник, 51, № 2, с. 136-141 (2017) | Рубрика: 18

Колесниченко А.В. «Степенной закон распределения для самогравитирующих астрофизических систем на основе неэкстенсивной кинетики Тсаллиса» Астрономический вестник, 51, № 2, с. 142-160 (2017)

Длительное динамическое развитие самогравитирующих газообразных астрофизических систем (в частности, эволюция протопланетного аккреционного диска) определяется главным образом относительно быстрыми процессами столкновительной релаксации частиц. Однако более медленные динамические процессы, связанные с силовым (ньютоновским или кулоновским) межчастичным взаимодействием, также должны быть вовлечены в рассмотрение, как q-столкновения, в неэкстенсивную кинетическую теорию. В работе предложена процедура включения ньютоновского потенциала самогравитации и центробежного потенциала в квазиравновесное степенное q-распределение в фазовом пространстве, полученное в рамках неэкстенсивной статистики на основе модифицированного кинетического уравнения Больцмана с усреднением по ненормированному распределению. Показано, что если степенное распределение удовлетворяет стационарному q-кинетическому уравнению, то это уравнение накладывает четко выраженные ограничения на характер дальнодействующего силового поля, а также на возможную зависимость гидродинамических параметров от координат, тем самым фактически определяя эти параметры единственным образом. Дается термодинамический критерий устойчивости равновесия неэкстенсивной системы. Полученные результаты позволяют более адекватно моделировать эволюцию газообразных астрофизических систем, в частности, гравитационную устойчивость вращающихся протопланетных аккреционных дисков.

Астрономический вестник, 51, № 2, с. 142-160 (2017) | Рубрика: 18

Смирнов Е.А. «Астероиды в трехтельных резонансах с Марсом и Юпитером» Астрономический вестник, 51, № 2, с. 161-165 (2017)

Среди всех известных на апрель 2016 г. нумерованных астероидов (467308 объектов) выявлены и каталогизированы объекты, находящиеся в трехтельных резонансах средних движений “Марс–Юпитер–астероид”. Резонансные объекты выявлены путем прямого анализа поведения (либрация/циркуляция) резонансных аргументов на интервале времени 100 тыс. лет. Интегрирование орбит проведено с учетом всех существенных возмущений. Определены относительные численности популяций резонансных астероидов для всех резонансов до 6 порядка включительно.

Астрономический вестник, 51, № 2, с. 161-165 (2017) | Рубрика: 18

Ануфриев Г.С. «Космическая пыль в "современных" железомарганцевых конкрециях» Астрономический вестник, 51, № 2, с. 166-173 (2017)

Работа посвящена идентификации современной космической пыли на Земле, выжившей после нагрева при высокоскоростном прохождении земной атмосферы, по концентрации изотопа 3He в морских (Финский залив) железомарганцевых конкрециях (ЖМК). В измеренном валовом составе гелия определены компоненты различного генезиса, что позволило определить возраст (1800 лет) исследуемых мелководных балтийских ЖМК, а также определить усредненный интервал времени экспозиции (8×107 лет) космических пылинок за время их существования в космическом пространстве. Определена концентрация космической пыли 0.036 мкг на грамм вещества ЖМК. Определен также вклад солнечно-ветрового гелия в атмосферный гелий Земли и показано, что он не велик. Эксперименты выполнены методом ступенчатого нагрева образцов в вакууме с последующим изотопным масс-спектрометрическим анализом выделившегося гелия.

Астрономический вестник, 51, № 2, с. 166-173 (2017) | Рубрика: 18

Верещагин С.В., Осипенко В.П., Постникова Е.С. «Фотографические наблюдения кометы Хейла–Боппа на звенигородской обсерватории» Астрономический вестник, 51, № 2, с. 174-181 (2017)

Представлено описание архива сканов фотопластинок, полученных по наблюдениям кометы Хейла–Боппа. Наблюдения проводились с 17.08.1996 г. по 29.04.1997 г. на Астрографе Цейсс-400/2000 Звенигородской обсерватории Института астрономии РАН (ИНАСАН). Архив включает изображения, пригодные для астрометрии, фотометрии и астрофизических исследований. Размеры кометы на некоторых пластинках достигают 6.3° (23 см). На многих сканах хорошо различимы детали хвоста кометы, в том числе отдельные струи, вихри и т.п. Архив изображений находится в свободном доступе.

Астрономический вестник, 51, № 2, с. 174-181 (2017) | Рубрика: 18

Обридко В.Н., Вайсберг О.Л. «К истории открытия солнечного ветра» Астрономический вестник, 51, № 2, с. 182-186 (2017)

Открытие солнечного ветра является одним из выдающихся достижений гелиофизики и космических исследований. К тому же солнечный ветер играет исключительную роль в процессах, происходящих в Солнечной системе, а в последние десятилетия он осознан как главный фактор влияющей на земные процессы космической погоды. Солнечный ветер – необыкновенная плазменная лаборатория гигантского масштаба с фантастическим набором и разнообразием параметров и режимов и отсутствием влияния стенок лабораторных плазменных установок. Он также является единственным доступным для прямых исследований экземпляром звездных ветров, исследуемых в астрофизике. История его открытия довольно драматична, и, как многие замечательные открытия, имеет нескольких родителей. И, как это обычно бывает, автором открытия остается ученый, который смог наиболее полно объяснить суть явления. Таким человеком многие заслуженно считают американского теоретика Юджина Паркера, открывшего солнечный ветер, каким мы его знаем сегодня, на кончике пера. Юджину Паркеру в 2017 г. исполняется 90 лет.

Астрономический вестник, 51, № 2, с. 182-186 (2017) | Рубрика: 18

Антохина Э.А., Петров В.С., Черепащук А.М. «Оценка точности методов определения масс компонентов для маломассивных рентгеновских двойных систем» Астрономический журнал, 94, № 1, с. 3-20 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629917010017 Современное моделирование популяций маломассивных рентгеновских двойных систем с черными дырами в стандартных предположениях приводит к несоответствию между моделируемым и наблюдаемым распределениями масс оптических компонентов: наблюдаемые массы оптических компонентов оказываются меньше модельных. Это делает актуальной задачу оценки систематических погрешностей в определении масс компонентов, обусловленных несовершенством модели Чтобы оценить влияние систематических погрешностей при определении масс звезд в рентгеновских двойных системах, мы рассмотрели два приближения для замены приливно-деформированной звезды в модели Роша. Аппроксимация звезды равнообъемной сферой приводит к незначительной переоценке экваториальной скорости вращения Vrot sin i и, как следствие, к незначительной недооценке отношения масс q=Mx/Mv всистеме.

Астрономический журнал, 94, № 1, с. 3-20 (2017) | Рубрика: 18

Ашимбаева Н.Т., Колом П., Краснов В.В., Лехт Е.Е., Пащенко М.И., Рудницкий Г.М., Толмачев А.М. «Переменность мазерного излучения OH и H2O в направлении AS 501» Астрономический журнал, 94, № 1, с. 21-34 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629916120021 Приведены результаты наблюдений источника мазерного радиоизлучения в направлении AS 501 в линиях молекулы гидроксила OH (λ=8 см) и в линии H2O(λ=.35 см), полученные на радиотелескопе Обсерватории Нансэ (Франция) и на радиотелескопе РТ-22 Пущинской радиоастрономической обсерватории АКЦ ФИАН (Россия), соответственно. Обнаружено девять циклов активности мазера H2O продолжительностью от 2.8 до 6.0 лет, что относит звезду AS 501 к неправильным переменным. Зеемановское расщепление обнаружено только в сателлитной линии 1612 МГц на скорости – 59.2 км/с. Величина расщепления составила 0.11 км/с, что соответствует величине продольного магнитного поля 0.48 мГс. Поле направлено к наблюдателю. Обнаруженный дрейф лучевой скорости эмиссионных деталей H2O объясняется в рамках модели вытянутых волокон с градиентом лучевой скорости.

Астрономический журнал, 94, № 1, с. 21-34 (2017) | Рубрика: 18

Родин А.Е., Орешко В.В., Самодуров В.А. «Обнаружение источников периодического радиоизлучения на радиотелескопе БСА ФИАН» Астрономический журнал, 94, № 1, с. 35-43 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629917010078 Описан метод поиска новых периодических источников радиоизлучения, основанный на спектральном анализе, по данным ежедневного мониторинга неба на Большой синфазной антенне (БСА) Пущинской радиоастрономической обсерватории АКЦ ФИАН на частоте 111 МГц в полосе 2.5 МГц. Использовалась 96-лучевая диаграмма направленности радиотелескопа БСА. Прием выполнен в шести частотных каналах шириной 0.42 МГц с частотой дискретизации 0.1 с. Продолжительность обработанного обзора составляет четыре месяца. Обсуждаются особенности обнаружения периодических источников на БСА. Всего обнаружено 16 таких радиоисточников, для которых приведены экваториальные и галактические координаты, период и мера дисперсии.

Астрономический журнал, 94, № 1, с. 35-43 (2017) | Рубрика: 18

Шенаврин В.И., Гринин В.П., Ростопчина-Шаховская А.Н., Демидова Т.В., Шаховской Д.Н., Белан С.П. «“Цунами" в протопланетном диске SV CEP» Астрономический журнал, 94, № 1, с. 44-52 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629916120045 Представлены результаты многолетних (∼15 лет) фотометрических наблюдений SV Cep – звезды типа UX Ori – в ближней инфракрасной (ИК) области спектра (полосы JHKL). Они показывают, что в изменениях ИК потоков наблюдается циклический компонент с периодом ∼7 лет. Она отчетливо видна во всех четырех ИК полосах и отсутствует в оптической области спектра. Амплитуда колебаний максимальна в полосе K: ΔK≈0.68m. Форма колебаний слегка меняется при переходе от полосы J к полосе L. Однако в каждой из четырех полос JHKL она воспроизводится с хорошей точностью в течение двух периодов. Это позволяет предположить, что мы наблюдаем периодический процесc. Если периодические возмущения в околозвездном диске SV Cep вызваны орбитальным движением компаньона, то при массе звезды 2.6 M⊙ большая полуось его орбиты должна быть равна ∼5 а.е. Отсутствие семилетнего периода в оптической кривой блеска SV Cep означает, что наблюдаемый период не может быть вызван изменениями околозвездной экстинкции. Причиной колебаний блеска может быть движение компаньона по эксцентрической орбите и вызванная им периодическая модуляция темпа аккреции на звезду.

Астрономический журнал, 94, № 1, с. 44-52 (2017) | Рубрика: 18

Жуйко С.В., Орлов В.В., Широкова К.С. «Сверхскоростные звезды как результат сближений звезд с массивными двойными черными дырами в ядрах галактик» Астрономический журнал, 94, № 1, с. 53-58 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629916120082 Выполнено численное моделирование движения звезды в гравитационном поле двойной черной дыры с различными отношениями масс компонентов. Рассмотрены две модели: 1) задача двух неподвижных центров; 2) общая задача трех тел. Первая модель применима только на коротких временах Δt >> T ,где T – период двойной системы. Вторая модель применима на любых временах, за исключением тесных сближений звезды с одним из компонентов двойной r ≤ 0.00002 пк, где r – расстояние от звезды до ближайшей к ней черной дыры. При более близких прохождениях следует учитывать релятивистские поправки. Получены оценки вероятностей формирования сверхскоростных звезд в результате таких взаимодействий. Показано, что для ядра нашей Галактики этот механизм малоприменим ввиду вероятного отсутствия второй массивной черной дыры в центральной области Галактики.

Астрономический журнал, 94, № 1, с. 53-58 (2017) | Рубрика: 18

Яковина Л.А., Полиновский Г.А., Павленко Я.В., Кузнецов М.К. «Химический состав атмосферы пекулярного углеродного гиганта TU GEM» Астрономический журнал, 94, № 1, с. 59-75 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629916120070 Эволюционный статус яркого пекулярного углеродного гиганта TU Gem является достаточно неопределенным. Мы рассмотрели возможность отнесения этой звезды к классу CH-звезд – звезд галактического гало с характерными аномалиями содержаний химических элементов. К сожалению, данные о химическом составе атмосферы TU Gem немногочисленны и неоднозначны. Мы представляем результаты анализа спектра TU Gem с умеренным разрешением в оптическом и ближнем инфракрасном диапазонах, полученном на 2-м телескопе обсерватории на пике Терскол (Северный Кавказ). Значения параметров атмосферы TU Gem Te=3100 K, C/O=1.10, [N/Fe]=0.0 взяты из работы (1) для полученного в настоящей работе значения металличности [Fe/H]=0.0. Содержания Na, Mg, Ca, Ti и Cr мы оценили как нормальные или немного повышенные, содержание лития lg N(Li)=+0.1. Установлено, что в атмосфере TU Gem существенно повышено содержание элементов s-процесса, а именно, [s/Fe]≈2 как для легких, так и для тяжелых s-элементов. Диапазон неопределенности [Fe/H] составляет 0.0–0.3, точность других оценок: Δ[M/Fe]≈±0.3, Δ[s/Fe]=±0.5. Наши результаты показывают, что TU Gem является аномальным углеродным гигантом, но не СН-звездой.

Астрономический журнал, 94, № 1, с. 59-75 (2017) | Рубрика: 18

Можаровский С.Г. «Закономерности отклика спектральных линий на малые возмущения физических величин в фотосфере» Астрономический журнал, 94, № 1, с. 76-79 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629917010066 Путем численного моделирования установлен ряд зависимостей, связывающих малые возмущения физических величин в фотосфере с элементарными изменениями профилей Стокса спектральных линий. Установлено, что возмущение любой физической величины в модели фотосферы смещает каждую точку профиля линии в направлении, перпендикулярном касательной к профилю в этой точке. При определенном отношении возмущений магнитного поля и лучевой скорости их действие на крыло спектральной линии эквивалентно (при условии, что линия в магнитном поле полностью расщеплена). Если рассматривать отклик участка крыла линии в виде смещения по длине волны, то площадь под кривой функции отклика на возмущения магнитного поля и лучевой скорости имеет простой физический смысл.

Астрономический журнал, 94, № 1, с. 76-79 (2017) | Рубрика: 18

Барановский Э.А., Степанян Н.Н., Таращук В.П., Штерцер Н.И. «Волокна и подстилающие их поверхности по наблюдениям в линиях HE I и Н» Астрономический журнал, 94, № 1, с. 80-86 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629916120033 Вдоль волокон в линии Не I 1083 нм наблюдаются яркие полоски. Для волокон в Нα 656.3 нм они бывают как яркими, так и темными. Диапазон изменения яркости около волокон в линии Не I составляет 1.005–1.10 при среднем значении 1.031±0.01, а в линии Нα, соответственно, 0.91–1.5 от яркости невозмущенной области. Исследуется физическое состояние вещества в таких полосках. Для объяснения наблюдаемых особенностей проведены вычисления яркости полосок для различных моделей хромосферы. Рассматривались два типа моделей: во-первых, модели с изменениями температуры или плотности в верхней хромосфере, во-вторых, модели с изменениями температуры в средней и нижней хромосфере. Модели первого типа изменяют яркость в линии Не I, не меняя при этом яркость в линии Нα. Модели второго типа изменяют только яркость Нα. Используя изменения параметров хромосферы и модели первого и второго типа, мы получили различные комбинации яркостей полосок в линиях Не I и Нα. Для оценки яркости областей рассчитывались профили линий Не I и Нα по соответствующим моделям с использованием не-ЛТР приближения. Сравнение наблюдаемых и вычисленных величин позволяет заключить, что увеличение яркости в линии Не I вызвано уменьшением температуры или плотности в верхней хромосфере (в области температур около 10 000–24 000 К). Увеличение яркости и потемнения в линии Нα вызваны увеличением или уменьшением температуры на 800–1000 K в средней и нижней хромосфере (в области 6000–9000 К). Рассматривалась также зависимость яркости полосок от расстояния до центра диска Солнца. Яркость в линии Не I увеличивается от центра к краю на 2–4%. Расчеты изменения яркости “центр–край” соответствуют наблюдаемым результатам.

Астрономический журнал, 94, № 1, с. 80-86 (2017) | Рубрика: 18

Самусь Н.Н., Казаровец Е.В., Дурлевич О.В., Киреева Н.Н., Пастухова Е.Н. «Общий каталог переменных звезд: версия ОКПЗ 5.1» Астрономический журнал, 94, № 1, с. 87-98 (2017)

DOI: 10.7868/S000462991701008X Работа по составлению детальных каталогов переменных звезд Галактики, непрерывно ведущаяся московскими исследователями переменных звезд с 1946 г. по поручению Международного астрономического союза, вступила в этап пятого, полностью электронного издания Общего каталога переменных звезд (ОКПЗ). В статье описаны требования к содержанию пятого издания и современное состояние каталога в его новой версии ОКПЗ 5.1. Работа над пятым изданием проиллюстрирована на примере полного пересмотра информации для переменных звезд в созвездии Киля и составления 81 Списка обозначений переменных звезд. Версия ОКПЗ 5.1 находится в сети Интернет в свободном доступе. В качестве единой ссылки на пятое издание ОКПЗ рекомендуется использовать ссылку на данную статью.

Астрономический журнал, 94, № 1, с. 87-98 (2017) | Рубрика: 18

Поликарпова О.Л., Щекинов Ю.А. «Пыль в скоплениях галактик» Астрономический журнал, 94, № 2, с. 99-113 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629917020049 Исследованы условия разрушения пыли в горячем газе скоплений галактик. Приведены аргументы в пользу того, что измерения экстинкции могут быть отягощены эффектами селекции, поэтому их нельзя использовать для уверенной оценки массы пыли в скоплениях. Показано, в частности, что в процессе разрушения пылинок отношение массы пыли к экстинкции Md/Sd увеличивается из-за быстрого разрушения мелких пылинок. Асимптотически при больших временах оно может достигать величины, в 3 раза превышающей среднее значение в межзвездной среде Галактики. Это обстоятельство занижает оценки массы пыли, полученные по измерениям экстинкции в скоплениях галактик. Характерное время жизни пыли в горячем газе скоплений определяется возможностью ее тепловой изоляции более плотной средой газовых фрагментов, вместе с которыми пыль выбрасывается из галактик, и может достигать 100–300 млн. лет в зависимости от кинематики и морфологии фрагментов. В результате массовая доля пыли в горячем газе скоплений может достичь величины в 1–3% от галактического значения. На протяжении этого времени пыль может проявлять себя в эмиссии в далекой инфракрасной области спектра. В процессе разрушения эмиссионные характеристики пыли изменяются, в частности, отношение потоков на длинах волн 350 и 850 мкм способно увеличиться в несколько раз. Это может служить индикатором состояния пыли и окружающего ее газа.

Астрономический журнал, 94, № 2, с. 99-113 (2017) | Рубрика: 18

Кочина О.В., Вибе Д.З. «Метод диагностики элементного состава протозвездных объектов» Астрономический журнал, 94, № 2, с. 114-126 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629917020013 Исследована чувствительность особенностей химической эволюции молекулярного облака к элементному химическому составу. Рассмотрено четыре модели – модель с высокой металличностью, эволюция которой протекает исключительно в газовой фазе, две модели с низкой металличностью, процессы в которых протекают как в газовой фазе, так и на поверхности пылинок, а также модель с низкой металличностью и искусственно заниженным содержанием кислорода. Одна из моделей с низкой металличностью изначально содержит только нейтральные компоненты. В другой модели учитывается начальная ионизация атомов тяжелых элементов. Для исследования чувствительности использована сетка химических реакций, включающая подробное описание химии дейтерированных соединений. Показано, что начальный состав так или иначе сказывается на химической эволюции большинства компонентов, но иногда его влияние незначительно. Большее значение имеет включение тех или иных химических факторов, например, поверхностных реакций и деплиции значительной части атомов тяжелых химических элементов в пылинках. Однако имеются компоненты, на которые влияет даже незначительное изменение в начальном и элементном составе. Одним из таких компонентов является ион DCO+. Его эволюция чувствительна к начальной степени ионизации атомов тяжелых элементов даже при условии идентичного набора протекающих реакций и сходного элементного состава. Также рассмотрена возможность использования молекул HD и HF в качестве индикаторов наличия молекулярного водорода. Показано, что в рассмотренных физических условиях молекула HF надежно прослеживает наличие молекулы H2 на временах, превышающих 105 лет. Молекула HD при плотностях характерных для протозвездных облаков надежным индикатором H2 не является

Астрономический журнал, 94, № 2, с. 114-126 (2017) | Рубрика: 18

Логинов А.А., Малов И.Ф. «Параметры радиопульсаров в двойных системах и шаровых скоплениях» Астрономический журнал, 94, № 2, с. 127-134 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629917010054 Проведен анализ параметров радиопульсаров, входящих в состав двойных систем или шаровых скоплений. Показано, что такие пульсары имеют преимущественно короткие периоды (порядка нескольких миллисекунд). Магнитные поля для большей части рассматриваемых пульсаров также оказываются слабыми (их индукция на поверхности порядка 108–109 Гс). Это соответствует общепринятым представлениям о раскручивании нейтронной звезды за счет углового момента, который связан со звездным ветром от компаньона. Однако поля на световом цилиндре в этих объектах на два-три порядка выше, чем у основной популяции одиночных нейтронных звезд. Зависимость ширины импульса от периода не отличается от соответствующих зависимостей для одиночных пульсаров в предположении о формировании излучения внутри полярной шапки на умеренных расстояниях от поверхности или вблизи светового цилиндра. Радиосветимости пульсаров в двойных системах не показывают корреляции со скоростью потери энергии вращения, характерной для одиночных пульсаров, что связано, вероятно, с влиянием аккрецирующего вещества от компаньона. Кроме того, аккреция, по-видимому, уменьшает мощность выходящего излучения и объясняет наблюдаемое систематическое превышение радиосветимости одиночных пульсаров по сравнению с пульсарами в двойных системах. Приведенные в статье распределения и зависимости подтверждают общепринятые представления о процессах, протекающих в двойных системах, содержащих нейтронные звезды

Астрономический журнал, 94, № 2, с. 127-134 (2017) | Рубрика: 18

Дмитриенко Е.С., Саванов И.С. «Пятна и активность карликов спектрального класса м по наблюдениям с космического телескопа “Kepler”» Астрономический журнал, 94, № 2, с. 135-143 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629917010030 Предложенная нами ранее методика оценки параметра запятненности S (площади пятен на поверхности активной звезды) была применена при анализе активности 1570 звезд – карликов спектрального класса М. Анализ выполнен на основе наблюдательного материала, полученного с космическим телескопом “Kepler”, а также данных о потоках излучения исследуемых объектов в ближней и дальней ультрафиолетовых областях по данным космического телескопа GALEX. Изучены изменения параметра S с возрастом объектов (условно выделены четыре группы объектов разного возраста) и с периодом их вращения. Установлено, что диаграмма, характеризующая связь параметра S и числа Россби Ro, повторяет классическую зависимость рентгеновской светимости активных звезд от величины Ro. Режим насыщения на этой диаграмме достигается при той же величине параметра Ro=0.13. Кроме того, нами показано, что объекты с возрастом более 100 млн. лет не образуют единую последовательность (при этом звезды старше 900 млн. лет обладают запятненностью поверхности порядка 1%). Полученная нами зависимость S–Ro в дальнейшем может расширить возможности анализа зависимости рентгеновской светимости активных звезд от числа Россби и найдет применение для уточнения параметров, характеризующих действие динамо-механизмов (числа динамо ND). Сопоставление оценок блеска в ближней и дальней ультрафиолетовых областях (NUV и FUV) по данным космического телескопа GALEX с параметрами активности звезд позволило нам сделать вывод о том, что более молодые, быстровращающиеся, активные звезды являются более яркими в диапазоне NUV, а также, что с увеличением величины параметра запятненности S возрастает поток в диапазоне FUV и уменьшается разность блеска в диапазонах FUV и NUV.

Астрономический журнал, 94, № 2, с. 135-143 (2017) | Рубрика: 18

Бондарь Н.И. «Фотометрический период и вращательная модуляция блеска звезды V833 Tau» Астрономический журнал, 94, № 2, с. 144-151 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629917010029 По фотометрическим данным 1994–2009 гг., полученным в Крымской астрофизической обсерватории и размещенным в каталогах ASAS и SuperWASP, проведен анализ поведения блеска быстровращающейся звезды V833 Tau с уровнем активности, близким к насыщению. Основное внимание уделено цикличности развития пятен. Полученные результаты в сочетании с опубликованными ранее впервые представляют все этапы развития 19-летнего цикла активности звезды. Определены значения фотометрического периода и амплитуды вращательной модуляции в разные эпохи, рассмотрена качественная картина распределения пятен. Показано, что фотометрический период близок к орбитальному, но всегда несколько больше его значения, что указывает на расположение неоднородностей вдали от экваториальной области. При значительной запятненности, до 28% в максимуме цикла, амплитуда вращательной модуляции составляет 0.05–0.1m, возрастая на фазах роста и спада 19-летнего цикла. Вращательная модуляция обусловлена более высокоширотными пятнами, чем на Солнце, и концентрирующимися к активным долготам.

Астрономический журнал, 94, № 2, с. 144-151 (2017) | Рубрика: 18

Митрофанов К.Н., Крауз В.И., Мялтон В.В., Виноградов В.П., Харрасов А.М., Виноградова Ю.В. «Особенности распределения азимутального магнитного поля в плазменном потоке при лабораторном моделировании астрофизических джетов на установке типа “Плазменный фокус ”» Астрономический журнал, 94, № 2, с. 152-166 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629917020037 Приведены результаты лабораторного моделирования астрофизических джетов. Исследованы плазменные потоки, генерируемые в установке типа “плазменный фокус” ПФ-3 и распространяющиеся на расстояния, значительно превышающие их поперечные размеры. С помощью магнитных зондов показано, что плазменный поток распространяется с вмороженным магнитным полем. Полученные радиальные распределения азимутального магнитного поля хорошо соответствуют распределению, создаваемому продольным током ∼10 кА, протекающим в приосевой области радиусом 1–2 см.На периферии потока наблюдаются структуры, связанные с протеканием обратных токов. Обнаружено сильное затухание магнитного поля по мере распространения потока вдоль оси. Тем не менее при разряде в неоне сохраняется компактность головной части плазменного потока на значительных расстояниях, что может быть обусловлено радиационным охлаждением плазмы

Астрономический журнал, 94, № 2, с. 152-166 (2017) | Рубрика: 18

Коробцев И.В., Горяшин В.Е., Еселевич М.В. «Результаты сопровождения космического аппарата в окрестности точки либрации L2 системы Солнце–Земля» Астрономический журнал, 94, № 2, с. 167-173 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629917010042 В ближайшем будущем планируется запуск международной орбитальной астрофизической обсерватории “Спектр–Рентген–Гамма” (“Спектр-РГ”). Космический аппарат “Спектр-РГ” должен быть доставлен в окрестность точки либрации L2 системы Солнце–Земля и удерживаться на квазиустойчивой орбите. Для обеспечения выполнения научной программы проекта необходимо поддержание орбиты аппарата, что предполагает получение информации о текущих параметрах его движения. В целях отработки методики оптических измерений, оценки необходимого объема измерений и их точности, в Саянской обсерватории ИСЗФ СО РАН в 2014–2015 гг. были проведены наблюдения космического аппарата “Gaia”, который находится на орбите в окрестности точки либрации L2. В работе представлены результаты наблюдений космического аппарата “Gaia” на 1.6-м телескопе АЗТ-33ИК. Измеренный блеск аппарата составил от 20.7 до 22m, что близко к предельным возможностям телескопа. При этом точность полученных астрометрических измерений составила порядка одной угловой секунды дуги. Обсуждаются возможности получения точных астрометрических данных по планируемому к запуску космическому аппарату “Спектр-РГ” на орбиту в окрестность точки L2, необходимые условия наблюдения и объем измерительных данных для прогнозирования движения КА.

Астрономический журнал, 94, № 2, с. 167-173 (2017) | Рубрика: 18

Марков Ю.Г., Перепелкин В.В., Рыхлова Л.В., Филиппова А.С. «Чандлеровские колебания земного полюса при флуктуационно-диссипативных возмущениях» Астрономический журнал, 94, № 2, с. 174-183 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629917020025 На основе численно-аналитического подхода рассмотрены эффекты влияния флуктуационно-диссипативных возмущений на движение земного полюса, обусловленные случайной составляющей центробежного потенциала. Комбинированная модель флуктуаций земного полюса позволяет учитывать стохастические компоненты полюсного прилива. Проведен анализ флуктуаций на частоте, близкой к чандлеровской, на примере данных наблюдений за уровнем моря и ускорением силы тяжести. Приведены уравнения, описывающие корреляционные характеристики движения земного полюса.

Астрономический журнал, 94, № 2, с. 174-183 (2017) | Рубрика: 18

Черепащук А.М., Бугаенко О.И., Ким И.С., Попов В.В. «Коронографические методы регистрации слабых астрономических объектов вблизи ярких: применение к 2.5-метровому телескопу ГАИШ МГУ» Астрономический журнал, 94, № 3, с. 185-193 (2017)

Обсуждаются возможные методы снижения инструментального фона астрономических телескопов: классический коронографический метод Лио, многокаскадный коронографический метод, использование специальной маски в плоскости входной апертуры, использование супергладкой первичной оптики и первичной оптики умеренной гладкости. Впервые получено аналитическое выражение, описывающее распределение интенсивности в выходном зрачке при введении в главной фокальной плоскости маски, экранирующей излучение яркого объекта. Предложен алгоритм расчета функции рассеяния точки (ФРТ) коронографического телескопа, сочетающего супергладкую первичную оптику и коронографический метод. Представлены расчетные ФРТ для 2.5-метрового телескопа Кавказской горной обсерватории ГАИШ МГУ имени М.В. Ломоносова без учета диффузионного и турбулентного рассеяния земной атмосферы, работающего без коронографических элементов и в режиме коронографического телескопа.

Астрономический журнал, 94, № 3, с. 185-193 (2017) | Рубрика: 18

Попов М.В., Рудницкий А.Г., Согласнов В.А. «Гигантские импульсы пульсара в крабовидной туманности как индикаторы сильной электромагнитной волны» Астрономический журнал, 94, № 3, с. 194-203 (2017)

Проведен анализ спектров и функций видности от гигантских импульсов пульсара в Крабовидной туманности по данным РСДБ наблюдений в проекте “Радиоастрон”, проводившихся в 2015 году. Измерены параметры рассеяния импульсов на межзвездной среде – время рассеяния и полоса декорреляции. Проведен сравнительный анализ формы спектров и функций видности гигантских импульсов в реальных наблюдениях с формой спектров и функций видности, полученных путем моделирования рассеяния. Результаты сравнения позволили сделать вывод о наличии в структуре гигантских импульсов коротких всплесков (dt<30 нс) на частоте 1668 МГц, яркостная темепература которых превышает 1038 K. Такие импульсы распространяются в магнитосфере пульсара в режиме сильной электромагнитной волны, что приводит к генерации дополнителного излучения в направлениях, перпендикулярных направлению распространения гигантских импульсов. Это излучение можно сопоставить с аномальными компонентами среднего профиля пульсара, наблюдаемыми на частотах выше 4 ГГц.

Астрономический журнал, 94, № 3, с. 194-203 (2017) | Рубрика: 18

Лосовский Б.Я. «Исследование динамики и структуры плазменных неоднородностей в крабовидной туманности» Астрономический журнал, 94, № 3, с. 204-209 (2017)

В период с 2012 по 2015 гг. проведено исследование динамики и структуры плазменных неоднородностей в Крабовидной туманности на частоте 111 МГц на радиотелескопе БСА АКЦ ФИАН. Наблюдались гигантские импульсы пульсара В0531+21, которые затем анализировались с помощью специальной программы, позволяющей определить величину рассеяния путем моделирования прохождения импульса через рассеивающую среду. Результаты анализа параметра рассеяния гигантских импульсов сопоставлялись с вариациями меры дисперсии по данным обсерватории Джодрелл Бэнк (Великобритания). В течение указанного срока были неоднократно зафиксированы нестационарные процессы, характеризующиеся повышенным рассеянием. Наиболее сильное рассеяние наблюдалось в период 2012–2014 гг. Данные явления интерпретируются затмением пульсара волокнами Крабовидной туманности. Следует отметить корреляцию между вариациями рассеяния и мерой дисперсии.

Астрономический журнал, 94, № 3, с. 204-209 (2017) | Рубрика: 18

Сичевский С.Г. «Определение фундаментальных характеристик звезд на основе эволюционных расчетов» Астрономический журнал, 94, № 3, с. 210-223 (2017)

На основе современных расчетов моделей внутреннего строения и эволюции звезд реализован способ определения радиуса звезды по ее атмосферным характеристикам (эффективной температуре, поверхностному ускорению силы тяжести и металличности). Наряду с радиусом по атмосферным характеристикам определяются также масса и светимость. Определение характеристик звезды выполняется с учетом скорости эволюции звезд и начальной функции масс, что делает их более корректными. Применение эволюционных расчетов звезд двух типов – с учетом и без учета вращения звезды – позволяет учесть неопределенность, связанную с отсутствием данных о скорости вращения исследуемой звезды. Проверка и оценка точности выполнена на хорошо изученных различными методами звездах, покрывающих две густонаселенные области – область главной последовательности и ветвь красных гигантов. В общей сложности использовано более трехсот звезд, среди которых затменные двойные, кандидаты в обладатели собственных планет и красные гиганты. Достигнуто хорошее соответствие c наблюдениями: систематические отклонения точечных оценок фундаментальных характеристик практически отсутствуют. На основании наблюдательных данных о затменных двойных звездах с линиями обоих компонентов в спектре сделаны оценки значений металличностей для их компонентов. Значения металличностей определены в зависимости от масс таким образом, чтобы устранить систематические отклонения при определении их фундаментальных характеристик

Астрономический журнал, 94, № 3, с. 210-223 (2017) | Рубрика: 18

Романенко Л.Г. «17 Лебедя ABFG: динамическое исследование» Астрономический журнал, 94, № 3, с. 224-239 (2017)

Проведено динамическое исследование относительных движений компонентов внутренних пар AB (ADS 12913) и FG (ADS 12889) четверной иерархической системы 17 Лебедя (WDS 19464+3344), а также внешней пары AB-FG. Основу исследования составляют ПЗС-наблюдения, полученные на 26-дюймовом рефракторе Пулковской обсерватории (2003–2013 гг.), позиционные наблюдения из каталога WDS, параллаксы из каталога Гиппаркос и лучевые скорости компонентов по данным из литературы. Впервые получено семейство орбит 17 Cyg AB с наиболее вероятным периодом обращения 6200 лет. Использован метод параметров видимого движения (ПВД), так как вся видимая дуга орбиты за период 1832–2013 гг. составляет ∼4°. Также методом ПВД вычислена орбита пары 17 Cyg FG с периодом 238 лет, хорошо согласующаяся с орбитами из работ других авторов. С помощью эфемерид полученных ПВД-орбит, позиционных данных пары AF, приведенных в каталоге WDS (11 положений за 1893–2002 гг.), и пулковских ПЗС-наблюдений 2007–2013 гг. вычислены параметры видимого движения внешней пары AB-FG, а также семейство возможных орбит, близких к параболической, с периодами 3.7 млн. лет и больше. Оказалось, что все орбиты (как внутренних пар, так и внешней пары) круто наклонены к плоскости Галактики. Методом Монте-Карло вычислена вероятность устойчивой гравитационной связи внешней пары, равная 47%. Сходство собственных движений и лучевых скоростей всех компонентов может свидетельствовать об их принадлежности к одному звездному потоку. По данным каталога CNS3 составлен список возможных кандидатов в члены этого потока.

Астрономический журнал, 94, № 3, с. 224-239 (2017) | Рубрика: 18

Алексеев И.Ю., Кожевникова А.В. «Изменения запятненности M карликов типа BY DRA на долговременной шкале» Астрономический журнал, 94, № 3, с. 240-252 (2017)

Представлены результаты исследования запятненности двенадцати красных карликовых звезд в течение нескольких десятилетий на основе обширного массива фотометрических наблюдений. Для анализа использованы как данные фотометрического многоцветного (UBVRI) мониторинга десяти звезд, проводящегося нами в Крымской астрофизической обсерватории с 1991 года, так и данные из литературных источников. С помощью обновленной зональной модели запятненности звездных фотосфер, которая позволяет рассматривать присутствие на звезде двух активных долгот, переопределены параметры запятненности избранных активных красных карликов типа BY Dra. Проанализировано изменение характеристик пятенной активности этих систем со временем с целью выявления возможной цикличности. Три звезды показывают дрейф пятен по широте в сторону полюса звезды, однако скорости широтного дрейфа пятен по модулю меньше аналогичного значения для солнечных пятен в 2–3 раза. Все звезды, кроме YZ CMi, показывают зависимость изменения площади пятен от их широты с коэффициентами корреляции R от 0.67 до 0.97. Показано, что у шести звезд можно заподозрить циклы активности длительностью от 25 до 40 лет, выраженные в синхронных изменениях площади и широт пятен, а также общего фотометрического блеска

Астрономический журнал, 94, № 3, с. 240-252 (2017) | Рубрика: 18

Глянцев А.В., Тюльбашев С.А., Чашей И.В., Шишов В.И., Потапова Л.Б. «Коротирующие структуры в солнечном ветре по наблюдениям межпланетных мерцаний на больших элонгациях на частоте 111 МГц» Астрономический журнал, 94, № 3, с. 253-258 (2017)

Приведены результаты непрерывных наблюдений межпланетных мерцаний сильного радиоисточника 3С 48 на элонгациях более 80° , выполненных на радиотелескопе БСА ФИАН на частоте 111 МГц. Данные относятся к периоду длительностью четыре года, с 2012 по 2015 г., вблизи максимума 24 цикла солнечной активности. Усредненная зависимость индекса мерцаний от элонгации и аналогичные зависимости для отдельных лет на фазах сближения и удаления позволяют предположить присутствие периодической модуляции с периодом 26 дней, которая маскируется вариациями день ото дня. Периодическая модуляция может быть объяснена существованием в период максимума солнечной активности долгоживущей области повышенной плотности плазмы, примыкающей к гелиоэкватору. Показано, что характерное время мерцаний увеличивается при переходе к элонгациям больше 90°.

Астрономический журнал, 94, № 3, с. 253-258 (2017) | Рубрика: 18

Безродных С.И., Колесников Н.П., Сомов Б.В. «О разрывных течениях плазмы вблизи пересоединяющего токового слоя в солнечных вспышках» Астрономический журнал, 94, № 3, с. 259-276 (2017)

В приближении сильного магнитного поля исследуется модель магнитного пересоединения в плазме высокой проводимости в короне Солнца, включающая в себя токовый слой Сыроватского и присоединенные к его концам магнитогидродинамические (МГД) разрывы. С использованием двумерного аналитического решения для магнитного поля выполнен расчет распределений скоростей течения плазмы и ее плотности в окрестности соответствующей токовой конфигурации. Исследованы свойства скачков плотности и скорости вдоль присоединенных разрывов. Исходя из характера изменения магнитного поля и течений плазмы на МГД-разрыве, показано, что при рассмотренных значениях параметров МГД-разрыв включает в себя области транс-альвеновской, быстрой и медленной ударных волн. Полученные результаты могут быть полезны для объяснения наличия “сверхгорячей” (с эффективной электронной температурой более 10 кэВ) плазмы в солнечных вспышках. Отмечаются другие возможные приложения теории разрывных течений вблизи области магнитного пересоединения к аналогичным нестационарным явлениям в астрофизической плазме.

Астрономический журнал, 94, № 3, с. 259-276 (2017) | Рубрика: 18

Черепащук А.М. «Черные дыры в тесных двойных системах и ядрах галактик» Астрономический журнал, 94, № 4, с. 287-297 (2017)

За 50 лет наблюдательных исследований черных дыр (ЧД) в этой области астрофизики достигнуты большие успехи. Открыто несколько десятков ЧД звездных масс в рентгеновских двойных системах и несколько сотен сверхмассивных ЧД в ядрах галактик. Выдающееся достижение последнего времени – открытие обсерваторией LIGO гравитационных волн от слияния ЧД в двойных системах – знаменует начало нового этапа в исследованиях ЧД. Вполне возможно, что в ближайшем будущем на базе гравитационно-волновых исследований будут получены окончательные доказательства существования горизонтов событий у ЧД. С другой стороны, развитие техники космических и наземных радиоинтерферометрических наблюдений позволяет надеяться на получение изображений “теней” сверхмассивных ЧД в ядрах галактик и на прямые наблюдения процессов вблизи горизонтов событий сверхмассивных ЧД, что важно для тестирования общей теории относительности в экстремально сильных гравитационных полях.

Астрономический журнал, 94, № 4, с. 287-297 (2017) | Рубрика: 18

Бочкарев Н.Г. «Ограничение на панспермию» Астрономический журнал, 94, № 4, с. 298-300 (2017)

Кратко обсуждаются проблемы происхождения жизни, роль миграции пылевого компонента в Галактике и между галактиками в процессе распространения жизни. Получены ограничения на возможные расстояния действия панспермии.

Астрономический журнал, 94, № 4, с. 298-300 (2017) | Рубрика: 18

Кардашев Н.С. «Космические обсерватории Радиоастрон и Миллиметрон: модель мультивселенной и поиск жизни» Астрономический журнал, 94, № 4, с. 301-307 (2017)

Переход от радио- к миллиметровому и субмиллиметровому диапазонам очень перспективен для проведения исследований ядер галактик, детального изучения процессов, связанных со сверхмассивными черными дырами, кротовыми норами и возможными проявлениями модели многоэлементной Вселенной (Мультивселенной). Это показывают результаты наблюдений с крупнейшим в настоящее время интерферометром – обсерваторией “Радиоастрон” – и оценки для перспективной программы исследований на обсерватории “Миллиметрон”. Одновременно наблюдения выявили перспективность этого же диапазона для исследования образования и эволюции планетных систем и поиска проявлений разумной жизни. Такая возможность обусловлена необходимостью использования в перспективной технологической деятельности большого количества конденсированного вещества и энергии. Указанный диапазон также представляется эффективным для организации оптимального канала передачи информации.

Астрономический журнал, 94, № 4, с. 301-307 (2017) | Рубрика: 18

Коноваленко А.А. «Прогресс низкочастотной радиоастрономии и вклад И.С. Шкловского в ее развитие» Астрономический журнал, 94, № 4, с. 308-314 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629917040107 В настоящее время происходит бурное развитие радиоастрономии декаметрового-метрового диапазонов волн. Во многих странах мира создаются и уже используются крупные низкочастотные радиотелескопы нового поколения. В декаметровом диапазоне по-прежнему самым крупным, чувствительным и многофункциональным остается модернизированный украинский радиотелескоп УТР-2, работающий на частотах 8–32 МГц с эффективной площадью более 102кв. м и угловым разрешением порядка , а также созданная на его основе система интерферометров УРАН. Многие из проводимых исследований до сих пор опираются на важные результаты и дальновидные предсказания И.С. Шкловского. К ним, в частности, относятся изучение динамических спектров и распределения яркости спорадического и спокойного декаметрового радиоизлучения горячей короны Солнца, комплексная широкодиапазонная радиоспектроскопия межзвездной среды, многочастотный мониторинг векового уменьшения плотности потока остатков сверхновых. Координированное применение высокоэффективных существующих и создаваемых радиотелескопов, объединенных в наземные сети, а также специализированных космических миссий открывают новые перспективы низкочастотной радиоастрономии.

Астрономический журнал, 94, № 4, с. 308-314 (2017) | Рубрика: 18

Митрофанов И.Г. «Поиски внеземной жизни в солнечной системе: статус и перспективы» Астрономический журнал, 94, № 4, с. 315-322 (2017)

Рассматриваются результаты космических исследований Луны и Марса с точки зрения вопросов о возникновении и эволюции жизни, поставленных в монографии И.С. Шкловского “Вселенная, жизнь, разум”.

Астрономический журнал, 94, № 4, с. 315-322 (2017) | Рубрика: 18

Парийский Ю.Н., Верходанов О.В. «Обзоры на РАТАН-600 и космологический ген» Астрономический журнал, 94, № 4, с. 323-327 (2017)

Рассмотрены исторические аспекты проведения обзоров неба на радиотелескопе РАТАН-600, исследования радиоисточников, обнаруженных в этих обзорах, а также фонового излучения.

Астрономический журнал, 94, № 4, с. 323-327 (2017) | Рубрика: 18

Щекинов Ю.А., Васильев Е.О. «Коллективные вспышки сверхновых и рост сверхоболочек: наблюдательные проявления» Астрономический журнал, 94, № 4, с. 328-332 (2017)

DOI: 10.7868/S0004629917040168

Астрономический журнал, 94, № 4, с. 328-332 (2017) | Рубрика: 18

Васильев Е.О., Щекинов Ю.А. «Влияние вариаций элементного состава на тепловые свойства газа за фронтами ударных волн» Астрономический журнал, 94, № 4, с. 333-337 (2017)

Гомогенизация неоднородностей элементного состава межзвездной среды, обусловленных звездной эволюцией и слабой эффективностью перемешивания, неизбежно связана с действием ударных волн. В работе исследовано влияние вариаций элементного состава на тепловую и ионизационную эволюцию столкновительного газа с солнечной металличностью, охлаждающегося за фронтами ударных волн со скоростями 50–120 км/с. Интенсивности линий тяжелых элементов в охлаждающейся плазме за фронтом ударной волны зависят не только от вариаций элементного состава, но и от скорости ударной волны, что обусловлено различными значениями критической плотности перехода к равновесным населенностям уровней в атомах и ионах тяжелых элементов. Это обстоятельство использоваться для определения элементного состава холодной и теплой фаз межзвездной среды, а также тепловой истории газа.

Астрономический журнал, 94, № 4, с. 333-337 (2017) | Рубрика: 18

Ксанфомалити Л.В. «О некоторых особенностях спутников объекта KIC 8462852 (по данным миссии “KEPLER”)» Астрономический журнал, 94, № 4, с. 338-352 (2017)

Свойства объекта KIC 8462852 или его экзопланет, найденные в миссии KEPLER, остаются необъясненными. Показано, что предположения о природе объекта, как рое кометных тел, обломках катастрофического соударения астероидов или экзопланете KIC 8462852b, встречаются с серьезными трудностями и даже противоречат законам Кеплера, если затмевающий объект рассматривать как физическое тело, обращающееся вокруг центральной звезды. Гипотетическая орбита KIC 8462852b не отвечает также представлениям о сфере Дайсона по энергетическим и другим требованиям. Рассматриваются сведения о массовых характеристиках затмевающего объекта. В работе использованы материалы статьи (Boyajian et al. 2015), а также последующих публикаций, развивающих тему.

Астрономический журнал, 94, № 4, с. 338-352 (2017) | Рубрика: 18

Исмаилов Н.З., Халилов О.В., Баширова У.З., Адыгезалзаде А.Н., Алышов С.А. «Околозвездная активность вещества у звезд типа АЕ/ВЕ Хербига MWC 361, MWC 614, AB AUR» Астрономический журнал, 94, № 4, с. 353-359 (2017)

Изложены результаты исследований оптического спектра трех звезд типа Ае/Ве Хербига: MWC 361, MWC 614 и AB Aur. Исследовано изменение со временем эквивалентных ширин, лучевых скоростей и профилей спектральных линий, которые формируются в разных регионах околозвездного окружения у этих звезд. Показано, что активные процессы, происходящие в околозвездном окружении этих систем, могут распространяться и в более удаленные внешние части околозвездного диска.

Астрономический журнал, 94, № 4, с. 353-359 (2017) | Рубрика: 18

Грунская Л.В., Исакевич В.В., Исакевич Д.В., Лукьянов В.Е., Лещев И.А. «Гравитационно-волновые частоты в электромагнитном поле Земли инфранизкочастотного диапазона» Астрономический журнал, 94, № 4, с. 360- (2017)

В инфранизкочастотном диапазоне (ИНЧ) электрического и геомагнитного поля Земли обнаружены сигналы на частотах, соответствующих частотам гравитационно-волнового (ГВ) излучения ряда двойных звездных систем (ДЗС). Использование анализатора собственных векторов и компонент сигнала оказалось эффективным в задаче обнаружения энергетически недоминирующих составляющих временных рядов электрического и геомагнитного полей. Оценены амплитудные и вероятностные характеристики сигналов в электрическом и геомагнитном поле на частотах ГВ ДЗС.

Астрономический журнал, 94, № 4, с. 360- (2017) | Рубрика: 18

Минаев П.Ю., Позаненко А.С. «Предвсплески коротких гамма-всплесков в эксперименте SPI-ACS/INTEGRAL» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 1, с. 3-23 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817010016 Проведен анализ кривых блеска 519 коротких гамма-всплесков, зарегистрированных в эксперименте SPI-ACS/INTEGRAL с декабря 2002 г. по май 2014 г. с целью поиска предвсплесков (возможной активности источника гамма-всплеска до начала основного эпизода). Проанализированы как кривые блеска 519 индивидуальных событий, так и суммарная кривая блеска 372 ярких всплесков. В единичных случаях найдены и детально исследованы кандидаты в предвсплески по данным экспериментов SPI-ACS/INTEGRAL, GBM/Fermi, LAT/Fermi. При статистическом анализе суммарной кривой блеска всей выборки коротких всплесков не выявлено регулярного предвсплеска. Получены оценки верхних пределов относительной интенсивности предвсплесков. Проведено сравнение полученных результатов с результатами других работ, убедительные свидетельства в пользу существования предвсплесков коротких гамма-всплесков не найдены. Показано, что доля коротких гамма-всплесков, имеющих предвсплески, составляет менее 0.4% от всех коротких всплесков.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 1, с. 3-23 (2017) | Рубрика: 18

Тихонов Н.А. «Размеры звездных подсистем галактик и межгалактические звезды в скоплении Дева» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 1, с. 24-39 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817010053 На основе архивных снимков ACS/WFC космического телескопа Хаббла проведена звездная фотометрия трех полей в скоплении галактик Дева. На полученных диаграммах Герцшпрунга–Рессела видны населенные ветви красных гигантов, принадлежащие галактикам скопления. На основе TRGB-метода определены расстояния до восьми галактик скопления Дева. У исследуемых галактик определены размеры звездных подсистем и градиенты численной плотности красных гигантов вдоль радиуса галактик. Найдено, что звездная периферия галактик простирается на большие расстояния и охватывает всю площадь используемых изображений. Поэтому звезды, считавшиеся ранее межгалактическими звездами, в реальности принадлежат периферии соседних галактик.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 1, с. 24-39 (2017) | Рубрика: 18

Поташов М.Ш., Блинников С.И., Утробин В.П. «Нестационарная ионизация в оболочках сверхновых типа II на фотосферной фазе» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 1, с. 40-54 (2017)

DOI: 10.7868/S032001081701003X Важность учета эффекта нестационарности в кинетике в течение фотосферной фазы при взрыве сверхновой подтверждена несколькими независимыми исследовательскими группами. Эффект позволяет получать более высокую степень ионизации водорода в сравнении со стационарными решениями, а также усиливает линию Hα в результирующем моделируемом спектре, причем выраженность эффекта растет со временем. Однако некоторые исследователи утверждают, что эффект ионизационной нестационарности не важен. Его учет приводит в их моделировании к незначительному усилению Hα только в первые дни после взрыва. В настоящей работе продемонстрирована важность эффекта нестационарности на примере моделей сверхновой SN 1999em при помощи нового оригинального программного пакета LEVELS. Проверена роль ряда факторов, которые могут ослабить эффект нестационарности. Подтверждено, что на выраженность эффекта влияет обилие примесей металлов в оболочке, а добавление дополнительных уровней в модель атома водорода меньше ослабляет эффект нестационарности и никогда его полностью не устраняет.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 1, с. 40-54 (2017) | Рубрика: 18

Юдин А.В., Разинкова Т.Л., Надёжин Д.К. «Вариационный принцип для звезд с фазовым переходом» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 1, с. 55-80 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817010065 Проведено исследование вариационного принципа для звезд с фазовым переходом. Показано, что внеинтегральный член в выражении для второй вариации полной энергии звезды получается предельным переходом из интегрирования по области смешанных состояний в звезде. Найден вид пробных функций, обеспечивающий такой переход. Все результаты обобщены на случай применимости Общей Теории Относительности. Показано, что известные критерии динамической устойчивости звезды при появлении новой фазы в ее центре автоматически следуют из вариационного принципа. Проведены численные расчеты гидростатически равновесных моделей гибридных звезд с фазовым переходом. Предложен вид пробных функций для второй вариации полной энергии звезды, практически точно описывающий границы устойчивости таких моделей звезд.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 1, с. 55-80 (2017) | Рубрика: 18

Смирнов А.А., Сотникова Н.Я., Кошкин А.А. «Моделирование медленных баров в анизотропных дисковых системах» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 2, с. 83-96 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817020061 Исследована неустойчивость анизотропных дисковых систем с вытянутыми орбитами звезд. Построены N-body модели обобщенных политроп звездных дисков. Показано, что они неустойчивы относительно образования бара при любой степени анизотропии. Этот результат отличается от результатов исследования таких моделей другими авторами. Получены значения скорости бара и его амплитуды. Рассчитаны начальные распределения скоростей прецессии и адиабатические инварианты орбит звезд. Показано, что бар в таких системах образуется за счет неустойчивости радиальных орбит

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 2, с. 83-96 (2017) | Рубрика: 18

Никифоров И.И., Агладзе Е.В. «Осевая зона избегания в системе шаровых скоплений и расстояние до центра Галактики» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 2, с. 97-128 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817010028 Выполнена проверка существования в системе шаровых скоплений (ШС) Галактики зоны избегания, ориентированной вдоль галактической оси вращения, и проведена параметризация этой зоны в осесимметричном приближении. Возможность наличия подобной структуры в форме двойного конуса ранее обсуждалась в литературе. Показано, что на основе максимизации формального конуса избегания нельзя сделать однозначный вывод о существовании осевой зоны избегания и ее параметрах из-за дискретности системы ШС. Неоднозначность позволяет преодолеть построение представления пустот в системе ШС множеством меридиональных цилиндрических войдов наибольшего радиуса. В результате структурного исследования этого множества для северных и южных ШС независимо удалось выделить упорядоченные вертикально связные осевые зоны избегания со сходными характеристиками. Картирование объединенной осевой зоны избегания, выполненное при раздельном и совместном анализе северных и южных войдов, показывает, что эта структура прослеживается на |Z| ! 1 кпк, по форме она близка к двойному конусу, ось которого пересекает область наибольшей численной плотности ШС, а южная полость зоны имеет менее регулярный вид по сравнению с северной. В результате моделирования распределения галактоцентрических широт ШС определены угол полураствора конуса избегания α0=15.0°±2.1° и расстояние до центра Галактики R0=7.3±0.5 кпк (в шкале каталога Харриса, 1996, версии 2010 г.) как расстояние от Солнца до точки пересечения оси конуса с линией центр–антицентр. Коррекция к калибровке шкалы расстояний ШС, полученной в той же версии каталога Харриса по объектам Галактики, приводит к оценке R0 =

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 2, с. 97-128 (2017) | Рубрика: 18

Демидова Т.В., Гринин В.П. «Моделирование структур в протопланетных дисках методом SPH» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 2, с. 129-142 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817020024 С помощью модифицированного нами пакета программ GADGET-2 рассчитаны газодинамические модели протопланетного диска, возмущаемого мало-массивным компаньоном. Рассмотрены случаи круговых и эксцентрических орбит, компланарных с диском и наклоненных относительно его экваториальной плоскости. В процессе моделирования вычислялась колонковая плотность пробных частиц на луче между центральной звездой и наблюдателем. На основании этого вычислялась колонковая плотность околозвездной пыли в предположении, что пыль и газ хорошо перемешаны с соотношением массы 1:100. Для изучения влияния ориентации диска относительно наблюдателя на околозвездную экстинкцию расчеты проводились для четырех углов наклона луча зрения к плоскости диска и восьми направлений по азимуту. Отдельно рассчитывались колонковые плотности в околозвездном диске центральной звезды и общем диске. Расчеты показали, что периодические колебания колонковой плотности могут возникать как во внутреннем, так и в общем дисках. Амплитуда и форма этих колебаний зависят от параметров системы (эксцентриситета и наклона орбиты, отношения масс компонентов) и ее ориентации в пространстве. Результаты модельных расчетов могут быть использованы для объяснения циклических изменений блеска молодых звезд типа UX Ori

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 2, с. 129-142 (2017) | Рубрика: 18

Медведев Ю.Д., Вавилов Д.Е., Бондаренко Ю.С., Булекбаев Д.А., Кунтурова Н.Б. «Уточнение положения планеты X по движению близпараболических комет» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 2, с. 143-148 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817020036 По движению близпараболических комет уточнено положение планеты X на орбите, полученной в работе (Батыгин, Браун, 2016). Предполагая, что часть открытых к настоящему времени комет могла иметь тесные сближения с этой планетой, определены кометы с небольшим значением минимального расстояния орбиты с орбитой планеты. Из общего списка выделены пять комет, имеющие гиперболические орбиты до входа их во внутренние области Солнечной системы. Предполагая, что хотя бы одна из них имела тесное сближение с планетой, определено возможное положение планеты. Получены вероятные эфемеридные положения планеты на современную эпоху в предположении, что планета имеет прямое и обратное движение. В случае прямого движения в настоящее время планета находится на расстоянии Δ, значение которого принадлежит интервалу δ∈(1110, 1120) а.е. и имеет прямое восхождение α и склонение δ в пределах интервалов α∈(83°, 90°), δ∈(8°, 10°); значения истинной аномалии e принадлежат интервалу α∈(176°, 184°). В случае обратного движения: α∈

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 2, с. 143-148 (2017) | Рубрика: 18

Баранов В.Б., Алексашов Д.Б. «Влияние магнитного поля на распределение плотности протонов солнечного ветра и кометных ионов в ударном слое перед ионосферами комет» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 2, с. 149-156 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817020012 В процессе взаимодействия солнечного ветра с кометными атмосферами большую роль играет процесс “нагружения” солнечного ветра кометными ионами, которые образуются вследствие фотоионизации нейтральных молекул, вытекающих из кометного ядра. Этот процесс, в частности, приводит к уменьшению скорости солнечного ветра с переходом от сверхзвуковых скоростей к дозвуковым через головную ударную волну. При построении моделей такого взаимодействия часто используется так называемое одножидкостное приближение, в котором взаимодействующие потоки плазмы рассматриваются как одна жидкость. Однако иногда необходимо знать распределение параметров компонент взаимодействующих плазменных потоков. Например, при рассмотрении течения пылевой компоненты комет в межпланетном магнитном поле требуется знать заряд пылевых частиц, который существенно зависит от состава окружающей плазмы. В настоящей работе в рамках трехмерной магнитогидродинамической модели обтекания кометных ионосфер солнечным ветром удалось получить отдельно распределение плотностей протонов солнечного ветра и ионов кометного происхождения между головной ударной волной и кометной ионопаузой (в ударном слое). Исследуется влияние межпланетного магнитного поля на положение точки пересечения плотностей с образованием области вблизи ионопаузы, в которой плотность протонов практически пренебрежима по сравнению с плотностью кометных ионов. Такая область была экспериментально обнаружена на аппарате “Вега-2” при исследовании кометы Галлея в марте 1986 г. Результаты рассматриваемой ниже модели сравниваются с некоторыми экспериментальными данными, полученными при помощи аппарата “Джотто” в условиях обтекания комет Галлея и Григга–Шеллерупа в 1986 и 1992 гг. соответственно. К сожалению, наши результаты расчетов по комете Чурюмова–Герасименко носят только предсказательный характер из-за сложности траектории аппарата Rosetta, маневрировавшего несколько месяцев вблизи ее поверхности.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 2, с. 149-156 (2017) | Рубрика: 18

Хорунжев Г.А., Буренин Р.А., Сазонов С.Ю., Амвросов А.Л., Еселевич М.В. «Оптическая спектроскопия кандидатов в квазары на 3<z<5.5 из рентгеновского обзора обсерватории XMM-Ньютон. Далекий рентгеновский квазар на z=5.08» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 159-169 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817030044 Представлены результаты оптической спектроскопии 19 кандидатов в квазары на фотометрических красных смещениях zфот ! 3, из которых 18 источников входят в каталог Хорунжева и др. 2016 (K16). Это каталог кандидатов в квазары и известных квазаров первого типа, отобранных среди рентгеновских источников каталога 3XMM-DR4 “случайного” обзора обсерватории XMM-Ньютон. Проведена спектроскопия квазислучайной выборки новых кандидатов на 1.6-м телескопе АЗТ- 33ИК Саянской солнечной обсерватории и 6-м телескопе БТА Специальной астрофизической обсерватории. Спектры на АЗТ-33ИК были получены с помощью нового спектрографа низкого и среднего разрешения АДАМ, который был изготовлен и установлен на телескоп в 2015 г. Из 18 кандидатов 14 источников действительно оказались квазарами, из них 10 – на спектроскопических красных смещениях zспек >3. Высокая чистота выборки новых кандидатов указывает на то, что чистота всего каталога квазаров K16 вероятно равна 70–80%. Открыт один из наиболее далеких (zспек=5.08) оптически ярких (i' ! 21) квазаров, когда-либо обнаруженных в рентгеновских обзорах.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 159-169 (2017) | Рубрика: 18

Савченко С.С., Решетников В.П. «Пространственное окружение галактик с полярными кольцами из обзора SDSS» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 170-176 (2017)

DOI: 10.7868/S032001081702005X На основе данных обзора SDSS рассмотрено пространственное окружение галактик с протяженными полярными кольцами. Использовались два подхода: оценка спроецированного расстояния для ближайшего спутника и подсчет числа спутников в зависимости от расстояния до галактики. Оба подхода показали, что на масштабах сотен килопарсек пространственное окружение галактик с полярными кольцами является в среднем менее плотным по сравнению с окружением галактик без полярных структур. По-видимому, одной из основных причин этого эффекта является то, что в более плотном окружении полярные структуры чаще разрушаются при сближениях и слияниях с другими галактиками.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 170-176 (2017) | Рубрика: 18

Бобылев В.В. «Кинематика Галактики по цефеидам с собственными движениями из каталога GAIA DR1» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 177-184 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817030019 Выборка классических цефеид с известными расстояниями и лучевыми скоростями дополнена собственными движениями из каталога Gaia DR1. По скоростям 260 звезд найдены компоненты вектора пекулярной скорости Солнца (U, V, W)! = (7.90, 11.73, 7.39)±(0.65, 0.77, 0.62) км/с и следующие значения параметров кривой вращения Галактики: Ω0=28.84±0.33 км/с/кпк, Ω'0=–4.05±0.10 км/с/кпк2 и Ω'0?=0.805±0.067 км/с/кпк3 для принятого значения расстояния Солнца до галактического центра R0=8 кпк, линейная скорость вращения местного стандарта покоя составляет

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 177-184 (2017) | Рубрика: 18

Бобылев В.В., Байкова А.Т. «Кинематика Галактики по OB-звездам с собственными движениями из каталога GAIA DR1» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 185-193 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817030020 Рассмотрены две изученные нами ранее выборки OB-звезд с различными шкалами расстояний. Первая состоит из массивных спектрально-двойных с фотометрическими расстояниями, а вторая – с расстояниями, определенными по линиям межзвездного кальция. OB-звезды расположены на расстояниях до 7 кпк от Солнца. Проведено их отождествление с каталогом Gaia DR1. Показано, что использование собственных движений, взятых из каталога Gaia DR1, уменьшает случайные ошибки определения параметров вращения Галактики по сравнению с ранее известными результатами. Из анализа собственных движений и параллаксов 208 OB-звезд из каталога Gaia DR1 с относительной ошибкой определения параллакса менее 200% найдены следующие значения кинематических параметров (U, V )! = (8.67, 6.63)±(0.88, 0.98) км/с, Ω0=27.35±0.77 км/с/кпк, Ω'0=–4.13±0.13 км/с/кпк2, Ω'0'=0.672±0.070 км/с/кпк3, значения постоянных Оорта составляют A=–16.53±0.52 км/c/кпк и B=10.82±0.93 км/c/кпк, линейная круговая скорость вращения местного стандарта покоя вокруг оси вращения Галактики равна V0=219±8 км/с для принятого значения R0=8.0±0.2 кпк. По этим же звездам получены параметры вращения только по лучевым скоростям. Из сопоставления найденных при этом значений Ω'0 найден коэффициент шкалы расстояний каталога Gaia DR1, близкий к единице: 0.96. По 238 OB-звездам объединенной выборки с фотометрическими расстояниями для звезд первой выборки и расстояниями в кальциевой шкале для звезд второй выборки, лучевыми скоростями, а также с собственными движениями из каталога Gaia DR1, найдены следующие значения кинематических параметров: (U, V, W)! = (8.19, 9.28, 8.79)±(0.74, 0.92, 0.74) км/с, Ω0=

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 185-193 (2017) | Рубрика: 18

Мереминский И.А., Филиппова Е.В., Кривонос Р.А., Гребенев С.А., Буренин Р.А., Сюняев Р.А. «Вспышка рентгеновской новой GRS 1739-278 в сентябре 2016 г.» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 194-202 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817030056 В ходе сканирующих наблюдений центра Галактики в конце августа–сентябре 2016 г. нами была обнаружена очередная (третья) вспышка исторической рентгеновской новой GRS 1739-278, предполагаемой черной дыры в маломассивной рентгеновской двойной системе. Сообщение об этом было опубликовано в Astronomer’s Telegrams (Мереминский и др., 2016). В данной статье представлены результаты наблюдений хода развития этой вспышки обсерваториями INTEGRAL и Swift. Согласно этим наблюдениям, в жестком диапазоне 20–60 кэВ поток фотонов от источника вырос с ∼11 мКраб (3 сентября) до ∼30 мКраб (14 сентября), в течение ∼8 дней находился на достигнутом уровне, а затем вернулся к значению ∼15 мКраб. Спектр излучения источника, полученный в период его максимальной яркости, в диапазоне 0.5–150 кэВ мог быть аппроксимирован единым степенным законом с фотонным индексом 1.86±0.07, искаженным только фотопоглощением, соответствующим поверхностной плотности водорода log10(NH)=22.37 в предположении солнечного обилия тяжелых элементов. Это означает, что источник в это время находился в “низком жестком” состоянии. Инфракрасные наблюдения, выполненные на телескопе РТТ-150 вблизи максимума рентгеновского блеска источника, не выявили излучения вплоть до 22.0m (в фильтре r') и 20.9m (в фильтре i'). На момент написания статьи мы еще не знаем, закончилась данная вспышка или наблюдался лишь ее начальный этап. Если она закончилась, то, исходя из кривой блеска и спектральных характеристик, можно констатировать, что она оказалась“неудавшейся”, т.е. объем вещества, выпавшего в процессе аккреции в этом эпизоде, был недостаточным для достижения “высокого” или “очень высокого” состояния с мягкой чернотельной компонентой в спектре, характерного для развитых вспышек.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 194-202 (2017) | Рубрика: 18

Штыковский А.Е., Лутовинов А.А., Арефьев В.А., Мольков С.В., Цыганков С.С., Ревнивцев М.Г. «Наблюдения рентгеновского пульсара LMC X-4 обсерваторией NUSTAR: ограничение на величину магнитного поля и томография системы в линии железа» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 203-213 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817030068 Представлены результаты исследования спектральных и временных свойств излучения рентгеновского пульсара LMC X-4 по данным обсерватории NuSTAR в широком рентгеновском диапазоне энергий 3–79 кэВ. Наряду с детальным анализом усредненного спектра излучения источника, впервые получены высокоточные спектры, соответствующие разным фазам цикла собственного вращения нейтронной звезды. Показано, что модель комптонизированного излучения наиболее адекватно описывает спектр источника, и прослежена эволюция его параметров в зависимости от фазы импульса. Для всех спектров (усредненного и фазовых) в диапазоне энергий 5–55 кэВ был проведен поиск циклотронной линии поглощения. Полученный предел на оптическую глубину циклотронной линии τ∼0.15 (3σ) указывает на отсутствие такой особенности в указанном диапазоне энергий, что позволяет получить ограничение на величину магнитного поля нейтронной звезды: B<3×1011 Гс или B>6.5×1012 Гс. Последнее ограничение согласуется с оценкой величины магнитного поля, полученной из анализа спектра мощности пульсара B≈3×1013 Гс. По результатам анализа фазовых спектров источника определена задержка между максимумами излучения и эквивалентной шириной флуоресцентной линии железа, зависящая от орбитальной фазы и, по-видимому, связанная с временем пролета фотонов между излучающими областями вблизи нейтронной звезды и областью, где происходит отражение потока (предположительно, в струе втекающего вещества, или в месте взаимодействия струи с внешними краями аккреционного диска).

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 203-213 (2017) | Рубрика: 18

Чернов С.В. «Изменение орбитального периода двойной системы за счет динамических приливов для звезд главной последовательности» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 214 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817030032 Исследуется изменение орбитального периода двойной системы за счет динамических приливов с учетом эволюции звезды главной последовательности. Рассматриваются три звезды с массами в одну, полторы и две массы Солнца. Звезда в одну массу Солнца при временах жизни t=4.57×109 лет полностью соответствует нашему Солнцу. Показано, что планета в одну массу Юпитера, которая обращается вокруг звезды в одну массу Солнца, за время жизни звезды на главной последовательности упадет на звезду за счет динамических приливов, если начальный орбитальный период планеты меньше чем Porb≈2.8 дней. Планеты в одну массу Юпитера с орбитальным периодом Porb≈2 дня и меньше упадут на звезду в полторы и две массы Солнца за время жизни звезды на главной последовательности.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 214 (2017) | Рубрика: 18

Низамов Б.А., Кацова М.М., Лившиц М.А. «Изменение характера активности корон маломассивных звезд различных спектральных типов» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 230-238 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817020048 Изучается зависимость индекса корональной активности от скорости осевого вращения звезды. Этот вопрос рассматривался ранее для 824 поздних звезд на основе сводного каталога потоков мягкого рентгеновского излучения. Мы проводим более рафинированный анализ отдельно для G-, K- и M-карликов. У них четко выделяются два режима активности. Первый является режимом насыщения, характерен для молодых звезд и практически не зависит от их вращения. Второй относится к активности солнечного типа, уровень которой сильно зависит от периода вращения. Мы показываем, что переход от одного режима к другому происходит при периодах вращения 1.1, 3.3 и 7.2 сут для звезд спектральных типов G2, K4, М3 соответственно. В связи с обнаружением на КА Kepler супервспышек на G- и K-звездах возникает вопрос, чем эти объекты отличаются от остальных активных поздних звезд. Мы анализируем положение звезд с супервспышками относительно остальных звезд, наблюдавшихся на Kepler, на диаграмме “амплитуда вращательной модуляции блеска (ARM) - период вращения”. Величина ARM отражает относительную площадь пятен на звезде и характеризует уровень активности во всей атмосфере. Показано, что G- и K-звезды с супервспышками - это в основном быстро вращающиеся молодые объекты, но некоторые из них принадлежат к звездам с солнечным типом активности.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 3, с. 230-238 (2017) | Рубрика: 18

Сазонов С.Ю., Хабибуллин И.И. «Подогрев ранней Вселенной излучением массивных рентгеновских двойных систем» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 4, с. 243-253 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817040076 Используя надежно померенную, поправленную за эффекты поглощения и приведенную к темпу звездообразования функцию светимости массивных рентгеновских двойных систем (МРД) в диапазоне энергий 0.25–2 кэВ в современную эпоху, оценен подогрев ранней Вселенной мягким рентгеновским излученим таких систем. Показано, что рентгеновское облучение, в котором основную роль играли ультраяркие рентгеновские и сверхмягкие ультраяркие рентгеновские источники со светимостью LX ! ! 1039 эрг с–1, могло привести к заметному нагреву (T>TCMB, где TCMB – температура реликтового фона) межгалактической среды к z∼10, если удельная рентгеновская светимость молодого звездного населения в ранней Вселенной была на порядок выше, чем в современную эпоху (что возможно из-за низкой металличности первых галактик), а мягкое рентгеновское излучение МРД не испытывало сильного поглощения внутри галактик. Это делает возможным наблюдение нейтрального водорода в радиолинии 21 см в излучении с красных смещений z ! 10

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 4, с. 243-253 (2017) | Рубрика: 18

Матвеенко Л.И., Селезнев С.В. «Активная зона ядра квазара 3С 273» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 4, с. 254-266 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817040052 Исследована сверхтонкая структура квазара 3С 273 на волнах λ=2 и 6 см с угловыми разрешениями до Φ=20 мксек. дуги, эпохи 2005–2014 гг. Выделено сопло и биполярный поток: джет и контрджет, состояшие из коаксиальных высокоскоростных и низкоскоростных составляющих. Расстояние между соплами в картинной плоскости Δρ=0.84±0.16 пк, скорость эжекции потоков v ! 0.1c. Яркостная температура сопла достигает Tb≈45×1012 K, Φ=20 мксек. дуги, λ=2 см. Эжектированные электроны высвечиваются на расстоянии до !4 пк. Однако послесвечение джета наблюдается на уровне 8% на расстоянии до ρ≈16 пк, ускорение компенсирует потери излучения. Снижение уровня излучения центрального потока на больших расстояниях определяет раздвоение джета. Форма контрджета является зеркальным отражением начальной части джета, что свидетельствует о симметрии и идентичности эжектированных потоков. Сопло контрджета находится в ближней части активной области, джета – в удаленной. Излучение сопел поглощается в 2 и 15 раз соответственно. По мере удаления поглощение снижается и яркость фрагментов джета возрастает до максимального значения на расстоянии 0.5 пк от сопла. Дугообразные структуры – фрагменты рукавов, наблюдаются в области сопел. Релятивистская плазма поступает к соплам и эжектируется. Яркостная температура дугообразных структур достигает 10% пикового значения, что определяется меньшей оптической толщей – видимостью в поперечном направлении. Центральный высокоскоростной поток окружен низкоскоростными составляющими – пустотелыми трубками, эжектируемыми по мере накопления избыточного углового момента. Остаток вещества перетекает по рукавам к центру диска до очередного накопления избыточного углового момента и процесс повторяется. Диаметр внешнего сопла Ш =

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 4, с. 254-266 (2017) | Рубрика: 18

Уголькова Л.С., Артамонов Б.П., Шимановская Е.В., Бруевич В.В., Бурхонов О., Эгамбердиев Ш.А., Метлова Н.В. «Изучение активности ядра сейфертовской галактики NGC 7469 за период наблюдений 2008–2014 гг.» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 4, с. 267-274 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817040088 NGC 7469 в фильтрах UBV RI в период 2008–2014 гг., полученные в Майданакской обсерватории. Анализ долгопериодической переменности NGC 7469 для двух наблюдательных периодов 1990–2007 гг. и 2008–2014 гг. показал существование еще одного цикла активности медленной компоненты в 2009–2014 гг. с максимумом активности в 2011–2012 гг. Изучены особенности медленной компоненты переменности в период 2009–2014 гг. и построены двухцветные диаграммы (U–B), (B–V ) для максимумов и минимумов переменности NGC 7469 в разных диафрагмах, а также для чернотельного излучения газа, моделирующего излучение аккреционного диска. На двухцветной диаграмме видно, что в максимуме яркости цвет ядерной части NGC 7469 становится более голубым, что указывает на более высокую температуру аккреционного диска. Проведен анализ переменности NGC 7469 в рентгеновской области за период 2008 и 2009 гг. в сравнении с минимумом активности 2003 г. В период 2008 г. коэффициент корреляции оптика–рентген близок к 0.5. Слабая корреляция объясняется влиянием вспышки сверхновой SN 1a в околоядерной части NGC 7469, которая проявляет себя в оптике, но не меняет картину переменности в рентгене. Сравнение данных переменности за период 2009 г. показывает корреляцию оптика–рентген (фильтр U – 7–10 кэВ) с коэффициентом корреляции около 0.93. Отмечена зависимость коэффициента корреляции и величины запаздывания от длины волны в оптике и в рентгене. Запаздывание рентгена от оптики в 2009 г. наблюдается в меньшей степени в 2003 г.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 4, с. 267-274 (2017) | Рубрика: 18

Бобылев В.В., Байкова А.Т., Громов А.О. «Уточнение параметров трех избранных моделей галактического потенциала по скоростям объектов на расстояниях до 200 кпк» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 4, с. 275-285 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817040015 Данная работа является продолжением недавней работы авторов, посвященной уточнению параметров трехкомпонентных (балдж, диск, гало) осесимметричных моделей гравитационного потенциала Галактики, отличающихся выражением для гало темной материи, с использованием скоростей далеких объектов. Во всех моделях потенциалы балджа и диска описываются выражениями Миямото, Нагаи. В предыдущей работе для описания гало были использованы модели I – Аллен–Сантильяна, II – Вилкинсона–Эванса, III – Наварро, Фрэнка, Уайта. В данной работе для описания гало используются: сферический логарифмический потенциал Бинни (модель IV), сфера Пламмера (модель V) и потенциал Хернквиста (модель VI). Для уточнения параметров перечисленных моделей, которые являются наиболее употребительными в настоящее время, используется набор современных наблюдательных данных в диапазоне галактоосецентрических расстояний R от 0 до 200 кпк. Подгонка модельных кривых вращения к наблюдаемым скоростям производится с учетом ограничений на значения локальной плотности материи ?! = 0.1 M! пк–3 и силы Kz=1.1/2?G=77 M! пк–2, действующей перпендикулярно плоскости Галактики. Показано, что масса Галактики внутри сфер радиусом 50 и 200 кпк составляет соответственно: M50=(0.409±0.020)·1012 M! и M200=(1.395±0.082)·1012 M! в модели IV, M50=(0.417±0.034)·1012 M! и M200=(0.469±0.038)·1012 M! в модели V, M50=(0.417±0.032)·1012 M! и M200=(0.641±0.049)·1012 M! в модели VI. Модель VI выглядит наилучшей из трех рассмотренных в данной работе с точки зрения достигнутой точности подгонки модельных кривых вращения к данным измерений. Эта модель близка к уточненной и признанной наилучшей в предыдущей работе модели III Наварро, Фрэнка, Уайта, что показывается на примере интегрирования орбит двух шаровых скоплений Lynga 7 и NGC 5053.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 4, с. 275-285 (2017) | Рубрика: 18

Рябчикова Т.А., Романовская А.М. «Исследование зависимости содержания редкоземельных элементов от эффективной температуры и магнитного поля в атмосферах химически пекулярных (AP) звезд» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 4, с. 286-298 (2017)

DOI: 10.7868/S0320010817040064 Получено содержание редкоземельных элементов (РЗЭ) Ce, Pr, Nd, Eu в атмосферах 26 магнитных пекулярных (Ар) звезд в диапазоне эффективных температур 7000–10 000 K по спектрам с разрешающей силой R=48 000 и 80 000 и исследована зависимость CePrNdEu-аномалий (различие в содержаниях элемента, определенных отдельно по линиям первой и второй стадий ионизации) от эффективной температуры. Показано, что для всех исследованных элементов, кроме Eu, наблюдается уменьшение практически до исчезновения РЗЭ-аномалии с ростом эффективной температуры. Для наиболее изученного элемента Nd также получено уменьшение Nd-аномалии с ростом величины магнитного поля для холодных звезд. Для горячих звезд Nd-аномалия отсутствует в широком диапазоне величины магнитного поля. Поскольку наличие аномалий в холодных Ар-звездах связано с концентрацией РЗЭ-элементов в верхних слоях атмосферы, то с ростом эффективной температуры и магнитного поля нижняя граница слоя РЗЭ, по-видимому, опускается в более глубокие слои, что приводит к исчезновению аномалий. Обнаружена антикорреляция между содержаниями элементов железного пика и редкоземельных элементов, которая служит дополнительным свидетельством различной стратификации этих элементов в атмосферах Ap-звезд

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 4, с. 286-298 (2017) | Рубрика: 18

Усенко И.А. «Спектральные исследования желтых сверхгигантов в полосе нестабильности цефеид» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 4, с. 299 (2017)

DOI: 10.7868/S032001081704009X " Leo, μ Per, ω Gem, BD+60 2532, HD 172365, HD187299, HD190113, HD200102), были получены на телескопах 1-м Цейсс и 6-м БТА САО РАН в 1990-е годы. По ним определены параметры атмосферы, химический состав, оценки лучевых скорстей, покраснений, светимостей, расстояний и радиусов. Спектроскопические оценки Teff и светимости, определенные по параллаксам каталога HIPPARCOS, показали, что восемь из девяти исследуемых NVS на диаграмме Teff lg(L/L!) находятся вне границ канонической полосы нестабильнсти цефеид. При использовании границ полосы нестабильнсти цефеид Боно и др. (2000) из NVS списка на диаграмме один находится внутри ПНЦ, но ближе к красной границе, два – на красной границе, три – за пределами красной границы, два – на голубой границе и один – за пределами голубой границы. Оценены эволюционные массы объектов. Значения содержаний ?-элементов, элементов r- и s-процессов для всех исследуемых объектов оказались близки к солнечным. Оценки СNO, Na, Mg и Al показали, что восемь из девяти NVS списка уже прошли фазу первого перемешивания. Литиевый сверхгигант HD 172365, судя по содержанию ключевых элементов и положению на диаграмме Teff lg(L/L!), находится на эволюционной стадии гравитационного сжатия гелиевого ядра после ГП и движется в направлении первого пересечения полосы нестабильнсти цефеид. " Leo следует относить к ярким гигантам, тогда как HD 187299 и HD

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 4, с. 299 (2017) | Рубрика: 18

Заусаев А.Ф., Заусаев Д.А. «Интегрирование уравнений движения малых тел Солнечной системы методом оскулирующих элементов» Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Физико-математические науки, № 1, с. 222-227 (2009)

Предложен алгоритм метода оскулирующих элементов для численного интегрирования уравнений движения малых тел Солнечной системы.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Физико-математические науки, № 1, с. 222-227 (2009) | Рубрика: 18

Курт В.Г. «Иосиф Самуилович Шкловский» Астрономический журнал, 94, № 4, с. 279-282 (2017)

1 июля 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного астрофизика Иосифа Самуиловича Шкловского (1916–1985), члена-корреспондента Академии наук СССР, лауреата Ленинской премии, члена Национальной академии наук США, Королевского астрономического общества и многих других академий. Иосиф Самуилович внес важнейший и фундаментальный вклад во многие области современной астрофизики. Он является автором девяти книг и более трехсот научных публикаций. В июне 2016 года в ознаменование этой годовщины Российская академия наук, АКЦ ФИАН, ИКИ РАН, ГАИШ МГУ и Астрономическое общество провели международную конференцию “Всеволновая астрономия. Шкловский-100”. В этом выпуске журнала публикуются статьи, основанные на избранных докладах с этой конференции.

Астрономический журнал, 94, № 4, с. 279-282 (2017) | Рубрики: 02 03 18

Новиков И.Д. «И.С. Шкловский, черные дыры и последующее развитие» Астрономический журнал, 94, № 4, с. 283-286 (2017)

Статья посвящена эволюции взглядов И.С. Шкловского на проблему черных дыр, его вкладу в исследование астрофизических проявлений черных дыр и последующему изучению этих удивительных объектов.

Астрономический журнал, 94, № 4, с. 283-286 (2017) | Рубрики: 02 03 18