06.08 Плазменная акустика

Габышев Д.Н., Рухадзе А.А. «Сильно нелинейный ионно-звуковой солитон» Инженерная физика, № 3, с. 21-35 (2017)

В модели неизотермической плазмы с холодными ионами посредством полуаналитического подхода рассмотрен одномерный нерелятивистский ионно-звуковой солитон произвольной амплитуды с учетом захвата им релятивистских электронов, которые описываются распределением Максвелла–Юттнера. Обнаружено, что чем выше электронная температура, тем меньше влияние электронов на поле солитона. Показано, что полученные решения занимают промежуточное положение между солитоном Р.З. Сагдеева (1961, 1964) и солитоном А.В. Гуревича (1967).

Инженерная физика, № 3, с. 21-35 (2017) | Рубрики: 05.10 06.08

Шикин В., Назин С. «Акустические краевые магнетоплазмоны и квантовый эффект Холла» Физика низких температур, 43, № 1, с. 143-149 (2017)

Обсуждаются неравновесные свойства целочисленных (integer) каналов, влияющие на магнетоплазменную динамику вырожденных, регулярно неоднородных 2D электронных систем в режиме целочисленного квантового эффекта Холла. Показано, что наличие integer полоски вблизи периметра 2D электронной системы с «мягким» профилем электронной плотности должно «гасить» ряд акустических мод в спектре краевых магнетоплазмонов электронного диска в магнитном поле, нормальном его поверхности. Эффект наблюдается экспериментально и может привлекаться для диагностики свойств integer каналов в переменном электрическом поле.

Физика низких температур, 43, № 1, с. 143-149 (2017) | Рубрики: 06.07 06.08

Дричко И.Л., Смирнов И.Ю., Суслов А.В., Гальперин Ю.М., Pfeiffer L.N., West K.W. «Природа локализованных состояний в двумерных электронных системах в режиме квантового эффекта Холла. Акустические исследования» Физика низких температур, 43, № 1, с. 104-114 (2017)

Представлен обзор работ нашей группы по исследованию высокочастотной проводимости двумерных электронных систем с высокой подвижностью в широких квантовых ямах n-AlGaAs/GaAs/AlGaAs. В результате одновременных измерений коэффициента поглощения и скорости поверхностной акустической волны определены вещественная и мнимая компоненты высокочастотного кондактанса. На основании полученных экспериментальных данных и их обработки сделан вывод, что вблизи числа заполнения n=1/5, а также в интервале 0,18>n>0,125 формируется вигнеровский кристалл, «запиннингованный» беспорядком. Определена температура плавления вигнеровского кристалла и длина корреляции доменов, образующихся за счет пиннинга. Вблизи целых чисел заполнения n=1, 2 уровней Ландау наблюдается переход системы от режима одноэлектронной локализации к вигнеровскому кристаллу.

Физика низких температур, 43, № 1, с. 104-114 (2017) | Рубрика: 06.08

Корпусов М.О. «О разрушении ионно-звуковых волн в плазме с сильной пространственно-временной дисперсией» Алгебра и анализ, 23, № 6, с. 96-130 (2011)

Рассмотрено одно модельное уравнение, описывающее ионно-звуковые волны в плазме при учете сильной нелинейной диссипации и нелинейных источников общего вида и сильной пространственно-временной дисперсии. Для соответствующей начально-краевой задачи в ограниченной трехмерной области с однородными условиями Дирихле–Неймана на границе этой области нами получены достаточные условия разрушения решения этой задачи. При этом мы получили оценку на время существования решения. Наконец, нами доказано, что для любых начальных данных из H20(Ω) существует локальное во времени сильное обобщенное решение рассматриваемой задачи, т.е. доказано, что время разрушения решения задачи всегда больше нуля

Алгебра и анализ, 23, № 6, с. 96-130 (2011) | Рубрика: 06.08

Корпусов М.О. «О разрушении решения одной системы уравнений ионно-звуковых волн в плазме» Сибирский математический журнал, 52, № 3, с. 600-614 (2011)

Рассмотрена одна модельная система уравнений, состоящая из двух нелинейных уравнений соболевского типа шестого порядка со вторым порядком производной по времени. Эта система уравнений описывает взрывную неустойчивость в плазме при учете сильной пространственно-временной дисперсии и нелинейной зависимости поляризуемости от напряженности электрического поля. Также рассмотрен случай так называемой фокусирующей среды.

Сибирский математический журнал, 52, № 3, с. 600-614 (2011) | Рубрика: 06.08

Корпусов М.О. «О разрушении ионно-звуковых волн в плазме с нелинейными источниками на границе» Известия РАН. Серия математическая, 76, № 2, с. 103-140 (2012)

Рассмотрено модельное уравнение ионно-звуковых волн в “незамагниченной” плазме при учете нелинейных локализованных на границе источников, что приводит к рассмотрению нелинейного динамического граничного условия, “близкого” к нелинейному условию Неймана–Дирихле. Для данной начально-краевой задачи доказано существование слабого обобщенного решения и получены достаточные условия разрушения слабого обобщенного решения за конечное время. Получена оценка сверху времени существования решения, которое является и временем разрушения решения. Наконец, получены достаточные условия существования сильного обобщенного решения.

Известия РАН. Серия математическая, 76, № 2, с. 103-140 (2012) | Рубрика: 06.08

Корпусов М.О., Панин А.А. «О непродолжаемом решении и разрушении решения одномерного уравнения ионно-звуковых волн в плазме» Математические заметки, 102, № 3, с. 383-395 (2017)

Рассмотрена начально-краевая задача для уравнения ионно-звуковых волн в плазме. Доказана теорема о непродолжаемом решении. Методом пробных функций получены достаточные условия разрушения решения за конечное время и оценка сверху на время разрушения.

Математические заметки, 102, № 3, с. 383-395 (2017) | Рубрика: 06.08

Ильичев А.Т. «Уединенные волны в холодной плазме» Математические заметки, 59, № 5, с. 719-728 (1996)

Рассматривается существование солитоноподобных решений (уединенных волн) уравнений, описывающих одномерные движения холодной квазинейтральной плазмы. Показано, что для определенного диапазона значений углов наклона невозмущенного вектора магнитного поля к направлению распространения волн, существует ветвь уединенных магнитозвуковых волн, являющаяся бифуркацией из нулевого волнового числа. Указанные решения лежат на центральном многообразии размерности два.

Математические заметки, 59, № 5, с. 719-728 (1996) | Рубрика: 06.08

Корпусов М.О. «О разрушении ионно-звуковых волн в плазме» Математический сборник, 202, № 1, с. 37-64 (2011)

Рассмотрено одно модельное уравнение, описывающее ионнозвуковые волны в плазме при учете сильной нелинейной диссипации и нелинейных источников общего вида. Для соответствующей начально-краевой задачи в ограниченной трехмерной области с однородным условием Дирихле на границе этой области получены достаточные условия разрушения решения этой задачи. При этом получена оценка на время существования решения. Наконец, доказано,что для любых начальных данных из H01(Ω) существует локальное во времени сильное обобщенное решение рассматриваемойзадачи, т.е. доказано, что время разрушения решения задачи всегда больше нуля.

Математический сборник, 202, № 1, с. 37-64 (2011) | Рубрика: 06.08