Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

08.14 Авиационная акустика

 

Романовский Ю.М., Стрелков С.П. «О воздействии атмосферной турбулентности на самолет с управляемыми крыльями при различных скоростях полета» Известия Академии наук СССР. Отделение технических наук. Механика и машиностроение, № 4, с. ?? (1959)

Известия Академии наук СССР. Отделение технических наук. Механика и машиностроение, № 4, с. ?? (1959) | Рубрика: 08.14

 

Ланда П.С., Стрелков С.П. «О флаттере крыла при нелинейных аэродинамических силах» Известия Академии наук СССР. Отделение технических наук. Механика и машиностроение, № 5, с. ?? (1962)

Известия Академии наук СССР. Отделение технических наук. Механика и машиностроение, № 5, с. ?? (1962) | Рубрика: 08.14

 

Бегичев Ю.И., Козиоров Л.М., Луканичев В.Ю., Сильвестров М.М. «Концепция построения специализированных компьютерных тренажеров для летного и инженерно-технического состава модернизируемых и перспективных летательных аппаратов» Автоматика и телемеханика, № 7, с. 26-36 (2001)

Рассматриваются концепция и принципы построения специализированных компьютерных тренажеров, алгоритмы и программы моделирования динамики и кинематики летательных аппаратов (ЛА), основанные на использовании метода единичных векторов и способа интегрирования матрицы состояния в ортонормированной связанной системе координат и координат ЛА в выбранной нормальной системе координат, обеспечивающие более короткий цикл решения задачи по сравнению с общепринятыми методами математического описания, более простое решение проблемы особых точек. Предлагается методика формирования обучающей информации о потребных управляющих воздействиях посредством “эталонного летчика” (электронного инструктора) в виде графического представления информации, речевых сообщений и звуковых эффектов. Приводятся алгоритмы синтеза контура управления, формализации текстов руководства по летной эксплуатации ЛА и их озвучивания для формирования подсказок экипажу. Предложен принцип информационного обмена в локальной вычислительной сети тренажера с использованием логического кольца. Предусмотрена возможность адаптации тренажера под конкретную модификацию ЛА.

Автоматика и телемеханика, № 7, с. 26-36 (2001) | Рубрика: 08.14

 

Ланда П.С., Стрелков С.П. «Об устойчивости системы управления элероном при наличии турбулентного возмущения» Автоматика и телемеханика, 21, № 10, с. 1352-1364 (1960)

При помощи электронной моделирующей установки находятся области устойчивости крыла самолета в случае отсутствия нелинейных элементов в системе управления элероном. Показывается, что наличие люфта в цепи управления в некоторой области параметров приводит к жесткому возбуждению колебаний системы. Вычисляются вероятности возбуждения нарастающих колебаний крыла в течение заданного промежутка времени, когда имеют место турбулентные возмущения воздушного потока.

Автоматика и телемеханика, 21, № 10, с. 1352-1364 (1960) | Рубрика: 08.14

 

Донов А.Е. «Плоское крыло с острыми кромками в сверхзвуковом потоке» Известия РАН. Серия математическая, 3, № 5, с. 603-626 (1939)

Дается приближенное решение задачи обтекания при малых углах атаки тонкого крыла с острыми кромками двуразмерным, стационарным, лишенным теплопроводности сверхзвуковым потоком идеального газа (определение закона распределения давления по крылу, подъемной силы и лобового сопротивления крыла).

Известия РАН. Серия математическая, 3, № 5, с. 603-626 (1939) | Рубрики: 08.14 08.15

 

Лукьянов П.В. «Об одной модели аэроакустики вязкого сжимаемого газа. Часть II. Шум близкого взаимодействия вихря и лопасти вертолета» Акустический вестник (Акустичний вiсник, укр.), 16, № 3, с. 31-40 (2013/2014)

Применена модель, описывающая аэродинамическую генерацию и распространение звука в невязкой сжимаемой среде для случая генерации шума в результате взаимодействия лопасти и компактных вихрей Тэйлора. Получены количественные характеристики ближнего и дальнего звуковых полей. Наиболее сильное взаимодействие лопасти и вихрей отмечено при r=1, что соответствует максимальной неравномерности распределения скорости в вихре Тэйлора. При сравнительно малых числах Маха (M=0.2) на конце лопасти замечено существенное снижение уровня генерируемого шума. С увеличением расстояния между вихрями и лопастью распредедение уровня звукового давления становится более плавным. Это может служить подтверждением экспериментальных данных о возможности управления генерируемым шумом в окрестности конца лопасти. При M=0.4 резких изменений уровня шума на конце лопасти не наблюдается.

Акустический вестник (Акустичний вiсник, укр.), 16, № 3, с. 31-40 (2013/2014) | Рубрики: 08.14 10.01 10.06

 

Лукьянов П.В. «Моделирование BVI-шума двулопастного ротора вертолета» Акустический вестник (Акустичний вiсник, укр.), 17, № 1, с. 48-60 (2015)

Решена задача о генерации BVI-шума двухлопастным винтом ротора вертолета. Математическая модель состоит из двух частей – аэродинамической (с применением системы уравнений Эйлера) и акустической, описываемой замкнутой системой уравнений аэроакустики. Задача решена с использованием численно-аналитического подхода. Изучено взаимное влияние шума наступающей и отступающей лопастей. При определенном сочетании расчетных параметров обнаружена трансформация энергии продольных волновых фронтов в поперечные. Шум наступающей лопасти – плавный и имеет значительно более высокий уровень. Шум отступающей лопасти наиболее изменчив при варьировании углов атаки и постановки лопасти к потоку, что указывает на его вихревую природу характер. В то же время, у наступающей лопасти доминирует шум вращения. Изменения угла атаки, угла постановки лопасти к потоку и числа Маха количественно влияют на общую картину генерации шума.

Акустический вестник (Акустичний вiсник, укр.), 17, № 1, с. 48-60 (2015) | Рубрики: 08.14 10.01 10.06

 

Лукьянов П.В. «Влияние закругления конца лопасти на уровень шума взаимодействия вихрь–лопасть» Акустический вестник (Акустичний вiсник, укр.), 17, № 2, с. 23-37 (2015)

Представлено решение задачи о генерации BVI-шума лопастью ротора, видоизмененной на конце. Рассмотрены два различных варианта сужения конца лопасти. На основе модели идеального сжимаемого газа получены аэродинамические характеристики течения, с использованием которых решена система уравнений аэроакустики в терминах звукового потенциала и пульсаций плотности в звуковой волне. Обнаружено, что для лопасти, закругленной по параболе, удается существенно, на (10–15) Дб, снизить шум, обусловленный взаимодействием лопасти и концевого вихря. При этом энергия звука распределена по поверхности лопасти более плавно, чем у незакругленной лопасти. Для лопасти, усеченной по прямой, в угловых точках в ряде расчетных ситуаций возникают резкие всплески пульсаций акустической плотности, приводящие к нерегулярности решения в этой области.

Акустический вестник (Акустичний вiсник, укр.), 17, № 2, с. 23-37 (2015) | Рубрика: 08.14

 

Денисов С.Л., Корольков А.И. «Исследование эффективности экранирования шума с помощью метода последовательностей максимальной длины в приложении к задачам авиационной акустики» Акустический журнал, 63, № 4, с. 419-435 (2017)

С помощью метода последовательностей максимальной длины проводится изучение явления дифракции акустических волн в приложении к задаче экранирования шума. В качестве экранов используются прямоугольные пластины и модель самолета интегральной компоновки. При исследовании экранирования шума моделью самолета используется теорема взаимности. Проводится сравнение экспериментальных результатов с расчетами, выполненными в рамках геометрической теории дифракции (ГТД). На основе расчетов осуществляется идентификация вкладов от различных областей экранирующей поверхности в полное акустическое поле. Для модели самолета вычисляется зависящий от частоты коэффициент экранирования. DOI: 10.7868/S0320791917040025

Акустический журнал, 63, № 4, с. 419-435 (2017) | Рубрики: 08.14 10.08