Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.09 Активные методы подавления шума

 

Ерофеев А.А., Ерофеев С.А. «Динамические свойства функциональных активных сред и электронных систем на их основе» Автоматика и телемеханика, № 10, с. 158-179 (1995)

Рассматриваются многомерные, многосвязные модели устройств функциональной электроники, базирующихся на непосредственном интегральном использовании явлений, эффектов и свойств активной среды для выполнения разнообразных функций. Преобразование энергии и обработка информации реализуются с одновременным комплексным использованием спектра явлений и эффектов континуальной среды, функциональных свойств среды в целом. Это определяет новые принципы построения электронных систем как систем с преобразованием не элементарных носителей (заряд, потенциал, ток), а с преобразованием и обработкой за один такт типовых функций высшего порядка (типа интегродифференциальных преобразований), логических функций и их различных комбинаций. Приводятся для примера многомерные, многосвязные модели электронных систем на базе акусто- и пьезоэлектронных устройств функциональной электроники.

Автоматика и телемеханика, № 10, с. 158-179 (1995) | Рубрики: 04.11 10.09

 

Гурский Н.Н. «Моделирование колебаний мобильных машин с пассивными и активными системами подрессоривания» Механика машин, механизмов и материалов, № 2, с. 85-87 (2010)

Рассмотрена математическая модель колебаний мобильной машины в виде сосредоточенных масс, объединенных упруго-диссипативными элементами. Приведены результаты сравнительного анализа колебаний многоопорной машины при различных схемах активного подрессоривания опор мобильной машины.

Механика машин, механизмов и материалов, № 2, с. 85-87 (2010) | Рубрики: 10.06 10.09

 

Микулик Т.Н., Рейзина Г.Н. «К методике повышения активной виброзащиты с использованием функциональной диагностики» Наука и техника, № 6, с. 26-30 (2014)

Изучены условия виброзащиты системы «оператор–сиденье» транспортного средства (тракторов семейства «Беларусь»), проведены экспериментальные исследования вибронагруженности системы с учетом упругодемпфирующих характеристик, комфортности оператора. В результате установлен диапазон частот колебаний системы, плохо переносимый оператором, так как последний находится в зоне собственных частот колебаний внутренних органов человека. Проведено исследование влияния физиологических факторов оператора – частоты сердечных сокращений, вариационного размаха, амплитуды моды, индекса напряжения – на основе факторного эксперимента, получены корреляционные зависимости. Разработанная методика исследования алгоритмического обеспечения повышения активной виброзащиты системы «оператор - сиденье» подразумевает наличие математической модели системы, используемой для синтеза законов управления и выбора алгоритмов формирования сигналов физиологического состояния оператора. Составлена структурная схема алгоритма виброзащиты системы «водитель–сиденье–дорога». В качестве математической модели возмущений внешней среды приняты гармонические синусоидальные и полигармонические возмущения со стороны силовой установки, а также используются дискретные алгоритмы, основанные на фильтрации белого шума с линейным фильтром и заданной корреляционной функцией. При гармоническом возбуждении системы «оператор–сиденье» сила, передаваемая амортизатором системе, а также оценка эффективности амортизации в виде коэффициента передачи силы и величины виброизоляции исчисляется в децибелах. Движение системы при возникающих в результате работы силовой установки вибрационных силах описывается рядом Фурье. Реакция на ударное возбуждение системы, когда происходит конечное изменение скорости и количества движения, описывается кусочно-линейной функцией. Оценка качества виброзащитной системы определяется как отношение максимального передаваемого системой усилия к максимальному значению ударного возбуждения. Система поддержки принятия решений, т.е. управляющая система, состоит из двух контуров: первый организует работу с информацией, устанавливающей соотношения между множествами входных и выходных сигналов, второй, состоящий из блоков оценивания состояния и принятия решений, организует работу с качественной информацией.

Наука и техника, № 6, с. 26-30 (2014) | Рубрика: 10.09

 

Ботогова М.Г., Михасев Г.И. «Полуактивное гашение вибраций балки с использованием присоединенных динамических гасителей» Механика машин, механизмов и материалов, № 4, с. 61-64 (2009)

Рассматриваются колебания балки с присоединенными к ней динамическими гасителями. В предположении близости собственных частот колебаний гасителей к частотам управляемых мод колебаний балки, с использованием метода многих масштабов по времени, строится приближенное решение системы уравнений, описывающих колебания системы «балка–демпферы».

Механика машин, механизмов и материалов, № 4, с. 61-64 (2009) | Рубрика: 10.09