Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

12.05 Обработка акустических изображений

 

Гришин В.Г. «О некоторых свойствах одного класса преобразовании изображения в звук» Автоматика и телемеханика, № 8, с. 149-151 (1966)

Класс преобразований изображения в звук, формирующих звуковой сигнал с рельефом мгновенного спектра |S(ω,t)|, близким к исходной визуальной картине B(x,y), весьма перспективен для расширения возможностей операторов, распознающих сложные визуальные образы в условиях информационной перегрузки. Ниже приводятся экспериментальные результаты, свидетельствующие о целесообразности введения предварительного сглаживания изображения на входе перекодирующего устройства для увеличения помехоустойчивости преобразования. Приводятся результаты экспериментального исследования зависимости качества распознавания оператором формируемых звуковых образов от их длительности.

Автоматика и телемеханика, № 8, с. 149-151 (1966) | Рубрики: 06.17 12.05

 

Гришин В.Г. «Динамическая спектроскопия в задачах визуального анализа и опознания оператором сложных акустических сигналов» Автоматика и телемеханика, № 2, с. 144-149 (1967)

Рассматривается преобразование звуков в изображения, формирующее трехмерный (яркостный) рельеф мгновенного спектра сигнала. С информационной и психологической точки зрения данное преобразование – перспективный способ визуального представления акустической информации оператору. Анализируется связь наиболее распространенных способов визуального представления звуков (осциллографического и спектрального) с исследуемым преобразованием. Показывается, что для выделения любых интегральных или локальных признаков сигнала в спектровидеографах должно быть предусмотрено широкодиапазонное изменение затухания фильтров анализатора.

Автоматика и телемеханика, № 2, с. 144-149 (1967) | Рубрики: 06.17 12.05

 

Анохин А.М., Гришин В.Г. «О представлении фазовой информации в задачах визуального анализа и распознавания сложных акустических сигналов оператором» Автоматика и телемеханика, № 3, с. 177-182 (1970)

Описывается устройство для трехмерного (яркостного) представления человеку-оператору рельефа производной фазового мгновенного спектра сигнала. Показывается перспективность применения таких устройств в задачах анализа и классификации сложных акустических сигналов (речи, фонокардиограмм и т.п.).

Автоматика и телемеханика, № 3, с. 177-182 (1970) | Рубрики: 06.17 12.05

 

Римская-Корсакова Л.К. «Проявления периферического кодирования в эффекте повышения громкости и особенностях распознавания интенсивности импульсов, предъявляемых до и после импульсных помех» Акустический журнал, 63, № 4, с. 436-448 (2017)

Для нахождения возможных причин среднеуровневого повышения громкости импульсов и увеличения отношения Вебера во время распознавания интенсивности импульсов при маскировке проведено сравнение комплементарных распределений спайковой активности ансамбля волокон слухового нерва, таких как распределение моментов появления спайков во времени, распределение межспайковых интервалов, автокорреляционная функция. Свойства распределений обнаруживались в постстимульной гистограмме, гистограмме распределения межспайковых интервалов и автокорреляционной гистограмме, полученных из реакции ансамбля модельных волокон слухового нерва в ответ на одно предъявление звукового комплекса “импульсная помеха–полезный импульс”. Были использованы две конфигурации комплексов: в одной варьировали пиковую амплитуду импульса и фиксировали амплитуду помехи, в другой фиксировали амплитуду импульса и варьировали амплитуду помехи. Помеха могла опережать импульс или следовать за ним. Длительности помехи и импульса, а также интервал между ними составляли соответственно 10, 10 и 50 мс. Центральные частоты помехи и импульса были равны 4 кГц и соответствовали характеристическим частотам модельных волокон. Профили всех вычисленных гистограмм имели по два максимума. Величины и положение максимумов на постстимульной гистограмме соответствовали амплитудам и взаимному временному положению помехи и импульса. Максимум, возникший в ответ на действие импульса, мог быть основой для формирования громкости последнего (“явной громкости”). Однако положения максимумов на двух других гистограммах не зависели от положений импульсов и помех в комплексах. Первый максимум приходился на короткие интервалы и объединял интервалы, соответствующие длительностям помехи и импульса. Второй максимум приходился на интервалы, соответствующие задержке импульса относительно помехи, его величина была пропорциональной той амплитуде помехи или импульса, которая в комплексе была наименьшей. Увеличение амплитуд импульсов или помех вызывали нелинейные изменения двух максимумов и отношения между ними. Величина первого максимума в распределении межспайковых интервалов могла быть основой для формирования громкости замаскированного импульса (“неявной громкости”), а величина второго максимума – основой для формирования выраженности (силы) высоты периодичности комплекса. Слуховой эффект среднеуровневого повышения громкости импульса мог быть обусловлен изменениями неявной громкости импульса, вызванными изменениями интенсивности импульсов или помех. Причиной увеличения отношения Вебера могло быть конкурентное взаимодействие таких субъективных качеств, как явная и неявная громкости импульса, сила высоты периодичности комплекса. DOI: 10.7868/S032079191704013X

Акустический журнал, 63, № 4, с. 436-448 (2017) | Рубрики: 13.05 12.05