Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.01 Шумы и вибрации в воздушной среде

 

Копьев В.Ф., Зайцев М.Ю., Храмцов И.В., Черенкова Е.С., Пальчиковский В.В., Берсенев Ю.В. «Параметрическое исследование шума вихревых колец различного диаметра» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 155-157 (2017)

Механизмы генерации шума турбулентными течениями на данный момент являются недостаточно изученными. Многие физические закономерности генерации шума могут быть исследованы на примере простых вихревых течений, к которым в определенном смысле можно отнести турбулентное вихревое кольцо. В работе экспериментально исследовался шум турбулентных вихревых колец. Измерения шума вихрей проводились в заглушенной камере Лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа ПНИПУ. Для исследования аэроакустических характеристик вихревого кольца авторами был спроектирован и построен специальный малошумный генератор вихревых колец со сменным набором сопел. Рассматриваются вихри, созданные с помощью сопловых насадок генератора диаметром 30, 40 и 50 мм. Найдены скорости движения и усредненные по ансамблю реализаций спектры шума вихревых колец разных размеров и скоростей для различных участков траектории. Звуковое поле вихревых колец сосредоточено в узкой полосе частот для всех диаметров сопел, используемых в эксперименте. При этом основной пик при движении кольца смешается в низкочастотную область, а вихревые кольца большего диаметра излучают звук меньшей частоты.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 155-157 (2017) | Рубрики: 04.11 10.01

 

Беляев И.В., Бычков О.П., Копьев В.Ф., Фараносов Г.А. «Применение метода азимутальной декомпозиции для анализа особенностей дополнительного источника шума, связанного с взаимодействием струи и крыла» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 167-168 (2017)

Для современных и перспективных самолетов аэроакустические эффекты, связанные с интеграцией силовой установки в планер, становятся все более значимыми. Один из таких эффектов связан со взаимодействием реактивной струи и элементов планера самолета (крыло, фюзеляж интегральной компоновки). При их близком расположении может наблюдаться существенное усиление шума в области средних и низких частот. Настоящая работа посвящена измерению и анализу азимутальных компонент шума струи, установленной вблизи плоской пластины, имитирующей крыло методом, разработанным ранее применительно к изолированной струе. В отличие от традиционных измерений, данные об азимутальном составе шума взаимодействия струи и крыла дают дополнительную информацию о свойствах источника шума, которую можно использовать для развития и уточнения теоретических и численных моделей, а также для разработки более эффективных методов снижения шума. В работе представлен метод, позволяющий экспериментально исследовать модальный состав, а также направленность различных мод шума взаимодействия. Для этих целей была модифицирована стандартная 6-микрофонная решетка: число микрофонов увеличено до 8 с тем, чтобы повысить количество разрешаемых мод, кроме того, изменены державки микрофонов для учета особенностей расположения источников шума в рассматриваемой конфигурации. Результаты измерений показали, что для низких и средних частот азимутальный состав шума изолированной струи при наличии близкорасположенной пластины претерпевает изменение лишь в нечетных косинус-модах (азимутальный угол отсчитывался от нормали к поверхности пластины), что соответствует в целом дипольному характеру шума взаимодействия.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 167-168 (2017) | Рубрики: 04.11 08.14 10.01

 

Тупов В.Б. «Теоретические и практические вопросы создания малошумного энергетического объекта» Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/toc/2017/5 (2017)

Штатная эксплуатация энергетических объектов (котельных, тепловых электрических станций, трансформаторных подстанций и других) является причиной превышения шумовых санитарных норм в окружающем районе. Актуальность проблемы обусловлена тем, что большинство энергетических объектов находятся в городах рядом с жилыми районами. Рассмотрены теоретические и практические вопросы создания малошумного энергетического объекта. Показано, что создание математической модели энергетического объекта позволяет рассматривать влияние лимитирующих факторов на создание малошумного объекта, а именно: количества источников шума, шумовых характеристик источников, место расположения источников на территории объекта, режима работа оборудования, фактора направленности, от ориентации энергетического объекта по отношению к жилому району и других факторов. Для каждого типа энергетического объекта выделены группы источников шума и рассмотрены характерные меры по шумоглушению. Важным моментом по созданию малошумного энергетического объекта является комплексное применение мер по шумоглушению.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/toc/2017/5 (2017) | Рубрики: 04.11 10.01

 

Картышев О.А., Картышев М.О. «Применение компьютерной программы «ACOUSTICLAB» для целей прогнозируемой оценки авиационного шума на местности в составе программного комплекса «ECOFLIGHT BUILDING»» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 275-278 (2017)

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 275-278 (2017) | Рубрики: 04.12 08.14 10.01

 

Шорстов В.А., Макаров В.Е. «Влияние формы поперечного сечения цилиндра на его шум в дальнем поле при Rev=4,5·104–1,4·105» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 169-170 (2017)

Представлены результаты расчетов обтекания в постановках RANS, DES и IDDES (моделью турбулентности Спаларта–Аллмараса) изолированных цилиндров с поперечными сечениями в виде круга и усеченного круга.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 169-170 (2017) | Рубрики: 04.15 10.01

 

Беляев И.В., Берсенев Ю.В., Бурдаков Р.В., Ипатов М.С., Пальчиковский В.В., Синер А.А. «Экспериментальное исследование азимутальной структуры широкополосного шума в канале» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 105-106 (2017)

Широкополосный шум турбовентиляторного двигателя является одним из важных источников шума на местности современных и перспективных самолетов. Так как механизмы генерации широкополосного шума поняты в настоящий момент значительно хуже механизмов тонального шума, большую важность представляют исследования широкополосного шума в каналах, в частности, с помощью измерения его модального состава. В данной работе метод измерения азимутальных мод в канале сначала был применен для исследования широкополосного шума в маломасштабном воздухозаборнике в заглушенной камере.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 105-106 (2017) | Рубрики: 08.11 10.01

 

Воронцов В.И., Зайцев М.Ю., Карабасов С.А. «Численное исследование шума вертолетного винта на режиме горизонтального полёта» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 28 (2017)

Работа посвящена численному моделированию акустики вертолетного винта с учетом набегающего потока. Расчеты проводились для двухлопастной конфигурации для различных углов установки и скоростей вращения лопастей при постоянной скорости набегающего потока. В основе расчетного метода лежит гибридный метод моделирования шума. Отличительными особенностями используемого метола является разбиение области задачи на две подобласти: ближнюю и дальнюю. В ближней области проводится сквозной расчет уравнений Эйлера в неинерциальной системе координат, в дальней области применяется метод Вильямса–Хокингса. Были проведены две серии численных расчетов. В первой серии моделировалось движение прямоугольных ненагруженных лопастей в постоянном потоке. Полученные аэродинамические данные сравнивались с данными плоскопараллельного обтекания лопасти. Вторая серия расчетов посвящена моделированию шума, создаваемого вращающейся прямоугольной лопастью движущейся в равномерном потоке при разных углах установки. Полученные акустические данные сравнивались с данными аналогичного расчета, в котором отсутствует набегающий поток.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 28 (2017) | Рубрики: 08.14 10.01 10.06

 

Денисов С.Л., Остриков Н.Н., Панкратов И.В. «Исследование шума распределённой силовой установки для регионального самолёта на маломасштабной модели» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 40-41 (2017)

На основе полученных экспериментальных данных делается вывод, что для снижения шума распределённой силовой установки необходимо отсутствие синхронизации вращения винтов, а также избегать компоновок, при которых турбулентный поток натекает на винт. Значительную роль при снижении шума играет число лопастей и их акустические и аэродинамические характеристики. Совместный учёт этих факторов позволит определить наиболее подходящие компоновки, детальное исследование масштабных моделей которых, позволит выделить наиболее многообещающие с точки зрения снижения шума на местности.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 40-41 (2017) | Рубрики: 08.14 10.01 10.06

 

Самохин В.Ф., Маслова Н.П. «Метод оценки минимального уровня шума на местности самолета при заходе на посадку» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 51-52 (2017)

Уровень шума самолета на местности на режиме захода на посадку в общем случае определяется акустическим излучением источников, относящихся к силовой установке и к планеру ЛА. Основные источники шума ТРДД сегодня достаточно подробно изучены и разработаны соответствующие полуэмпирические модели источников. Исследования шума элементов планера и разработка полуэмпирических моделей этих источников – шасси и механизации крыла – находятся в стадии развития. Поэтому возникают определенные трудности при расчетной оценке ожидаемого уровня шума самолета при посадке, связанные с достоверностью опенки интенсивности излучения от планера.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 51-52 (2017) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Самохин В.Ф., Маслова Н.П., Дроздов А.С., Кажан А.В. «Расчетно-экспериментальная оценка дистанции аудиозаметности реактивного самолета» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 61-62 (2017)

Выполнена расчетно-экспериментальная оценка координат границ зоны аудио заметности легкого реактивного самолета, имеющего различную конфигурацию выхлопного тракта СУ. Рассмотрены три конкретные конфигурации сопла ТРДД – плоское сегментированное сопло (ПС) с отношением сторон 1:10. Пяти сопловая плоская компоновка осесимметричных сопел (5С), и одиночное осесимметричное сопло (ОС). Акустические характеристики моделей выхлопного тракта самолета были шмерены при испытаниях моделей в акустической камере АК-2 ЦАГИ и представлены в виде разностных матриц спектров уровней звукового давления в третьоктавных полосах частот.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 61-62 (2017) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Бычков О.П., Фараносов Г.А. «Модель предсказания шума взаимодействия струи и крыла» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 153-154 (2017)

В виду применения в современных гражданских самолетах двигателей большой и сверхбольшой степени двухконтурности в конфигурации «двигатель под крылом» возникает дополнительный низкочастотный источник шума, связанный с взаимодействием турбулентной струи и плоскости крыла. В работе в качестве граничных условий на окружающей струю тестовой поверхности использовались экспериментальные данные по исследованию структуры ближнего поля изолированной турбулентной струи. проведенному в заглушенной камере АК-2. Подтверждение решения, полученного предложенным методом, производилось при помощи экспериментальных данных по шуму в дальнем поле для струи с близкорасположенной пластиной. Показано, что предложенная модель позволяет с хорошей точностью (∼2 дБ) предсказывать направленности и спектры дополнительного шума, связанного с взаимодействием струи и пластины. Данная модель может быть использована для уточнения оценок шума самолетов на местности.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 153-154 (2017) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Вид В.И., Степаненко А.Н., Наквасин А.Ю., Кудашин В.С., Ивакин В.В., Юнисов Р.Р. «Исследования по повышению эффективности (сокращению сроков и стоимости) проведения летных испытаний по определению характеристик шума воздушных судов на местности» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 269-270 (2017)

Целью настоящей работы является – на основе анализа основных направлений развития международных требований к авиационному шуму ВС на местности и используемых в отечественной практике методов оценки его параметров определить наиболее эффективные организационные и технические, методы сокращения сроков, стоимости и повышения точности результатов сертификационных лётных испытаний с учётом опыта разработки и использования в ЛИИ системы обеспечения сертификационных испытаний по оценке уровней шума воздушного судна на местности.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 269-270 (2017) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Картышев М.О. «Предварительная оценка результатов аэродромных экспериментальных исследований авиационного шума с использованием информации бортового регистратора полетных данных» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 279-280 (2017)

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 279-280 (2017) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Картышев О.А. «Методология учета источников шума при формировании санитарно-защитнои зоны аэропортов» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 281-282 (2017)

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 281-282 (2017) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Картышев О.А. «Нормирование авиационного шума для целей ограничения жилой застройки» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 284-285 (2017)

Анализируются проблемы оценки неблагоприятного воздействия авиационного шума (АШ) на селитебную территорию. Отечественная система нормирования шума транспортных источников не учитывает сложившуюся практику ее применения применительно к АШ. Отмечается, что отсутствие современной нормативно-методическая база для такой оценки не позволяет предъявлять обоснованные требования как на этапах планирования частройки, так и при разработке шумозащитных мероприятий в зонах повышенного уровня воздействия АШ. Натурные измерения шума на территории поселений, на придомовой территории и в жилых помещениях, показали превышения значений предельно допустимых уровней АШ вблизи маршрутов движения воздушных судов до 25–35 дБА (по эквивалентному значению) и до 25–40 дБА (по максимальному значению).

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 284-285 (2017) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Картышев О.А., Николайкин Н.И. «Критерии оценки авиационного шума для зонирования приаэродромной территории аэропортов и обоснования защитных мероприятий» Научный вестник Московского государственного технического ун-та гражданской авиации, 20, № 3, с. 30-40 (2017)

Анализируются проблемы в сфере оценки неблагоприятного экологического воздействия авиационного шума на приаэродромную территорию. Отмечается, что отсутствует современная нормативно-методическая база для такой оценки. Показано, что при планировании застройки, а также при разработке шумозащитных мероприятий для жилых комплексов в зонах повышенного уровня воздействия авиационного шума наиболее эффективно проводить акустическое зонирование территории вблизи границ аэропортов и трасс полетов воздушных судов. Система нормирования шума транспортных источников в РФ не учитывает сложившуюся практику его применения. Самолеты шумных типов активно выводились из эксплуатации, и воздействие авиационного шума вблизи аэропортов уменьшилось, но проблема защиты от шума требует контроля при планировании землепользования. Измерения шума на территории поселений, на придомовой территории и в жилых помещениях показали превышения значений предельно допустимых уровней до 25–35 дБА (по эквивалентному значению) и до 25–40 дБА (по максимальному значению).Вследствие политики европейских государств в сфере управления авиационным шумом и зонирования приаэродромных территорий уровни шума в аэропортах Европы и их окрестностях стабилизировались и сократились размеры контуров шума. Для разных стран проведен анализ законодательных основ реализации требования ограничения жилой застройки и возможности использования территории, подверженной воздействию шума. Предложено для нормирования шума на приаэродромных территориях аэропортов за основной нормативный критерий принять эквивалентный уровень звука, допустимые значения которого ранжированы по трем зонам. Приводятся результаты акустических измерений в домах вблизи аэропорта Внуково при условии применения стандартных двухкамерных поворотно-откидных окон с вентиляционным клапаном. Показано, что повсеместно применяемые оконные конструкции не могут в ночное время суток обеспечить снижение шума до нормативного уровня LАмах=45 дБА внутри помещений от авиационного источника, создающего шум LАмах>75 дБА; эффективности звукоизоляции применяемых блоков недостаточно. Предлагаются критерии оценки авиационного шума для зонирования приаэродромной территории отечественных аэропортов.

Научный вестник Московского государственного технического ун-та гражданской авиации, 20, № 3, с. 30-40 (2017) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Кравченко В.Ф., Луценко В.И., Луценко И.В., Соболяк А.В. «Методика оценки уровня акустических шумов объектов на местности» Акустооптические и радиолокационные методы измерений и обработки информации. 8-я междунар. конф., 21–23 сент. 2015 г., Суздаль, Россия. Тр. РНТОРЭС им. А.С. Попова. сер. Акустоопт. и радиолок. методы измерений и обраб. инф., с. 220-225 (2015)

В последнее время, более чем через 80 лет с момента возникновения, снова возрос интерес к активно-пассивным средствам акустической разведки. Это связано с использованием активно-пассивными системами существующих электромагнитных полей для обнаружения и идентификации объектов путем приема, отраженных от них сигналов. Поскольку пассивные системы используют собственные тепловые или акустические излучения объектов для их выявления, то в отличие от активных систем радио- и звуко-гидролокации активно-пассивные и пассивные системы себя не демаскируют, в связи с чем обладают существенно большей живучестью. Сейчас активно-пассивные комплексы, благодаря своей скрытности и живучести стали востребованы в различных областях связанных с обнаружением объектов и целеуказанием. Дальность действия активно-пассивных радиосистем, пассивных акустических систем и точность оценивания координат в значительной степени зависит от уровня излучаемых полей, их спектральных характеристик, а также от параметров среды распространения и подстилающей поверхности, которые до настоящего времени пока изучены не достаточно. В работе рассмотрена возможность оценки дальности действия пассивных акустических систем при обнаружении объектов наземной техники и аэродинамических объектов.

Акустооптические и радиолокационные методы измерений и обработки информации. 8-я междунар. конф., 21–23 сент. 2015 г., Суздаль, Россия. Тр. РНТОРЭС им. А.С. Попова. сер. Акустоопт. и радиолок. методы измерений и обраб. инф., с. 220-225 (2015) | Рубрика: 10.01

 

Бойчук И.П., Руднев Ю.И. «Численное моделирование шума биротативного винтовентилятора» II Всероссийская акустическая конференция, совмещенная с XXX сессией Российского акустического общества. Нижний Новгород, 6–9 июня 2017 г. Программа и аннотации докладов, с. 119 (2017)

Предлагается численный метод моделирования шума биротативного винтовентилятора, который позволяет сочетать разумную степень точности оценки аэродинамического шума с приемлемой скоростью проведения расчетов. Это достигается в применении упрощенной схемы расчета гидродинамической задачи с использованием вихревого панельного метода и упрощенного метода Фокса Вильямса–Хоукинса (явные формулы Фарассата) для расчета акустики. Предлагаемый подход может быть использован для определения тонального шума ротора. Он характеризуется простотой реализации, высокой скоростью проведения расчетов, возможностью учета шума, возникающего при взаимодействии вихревого следа, сходящего с лопастей переднего ротора, с решеткой лопастей заднего. Данный метод применим для предварительных оценок шума на этапе проектирования.

II Всероссийская акустическая конференция, совмещенная с XXX сессией Российского акустического общества. Нижний Новгород, 6–9 июня 2017 г. Программа и аннотации докладов, с. 119 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Иванов Н.И., Бойко Ю.С., Шашурин А.Е. «Нормативно-техническая документация по расчету внешнего шума от железнодорожного транспорта» II Всероссийская акустическая конференция, совмещенная с XXX сессией Российского акустического общества. Нижний Новгород, 6–9 июня 2017 г. Программа и аннотации докладов, с. 124 (2017)

Описаны нормативно-технические документы, действующие на территории Российской Федерации, регламентирующие методы расчета и прогнозирования уровней шума от железнодорожного транспорта различных скоростных категорий (до 400 км/ч). Представлены статус и особенности применения документов, история их разработки и утверждения. Дополнительно приведены сведения об утверждаемых и разрабатываемых стандартах и сводах правил, введение в действие которых предполагается в 2017 г.

II Всероссийская акустическая конференция, совмещенная с XXX сессией Российского акустического общества. Нижний Новгород, 6–9 июня 2017 г. Программа и аннотации докладов, с. 124 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Копьев В.Ф. «Реализация элементов сбалансированного подхода ИКАО к снижению шума ВС [воздушного судна]» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 5 (2017)

В начале 2000-х годов ИКАО приняла сбалансированный подход к управлению авиационным шумом. С тех пор сбалансированный подход последовательно рассматривается государствами – членами ИКАО в качестве приемлемой политики в области снижения авиационного шума. Сбалансированный подход предусматривает использование четырех основных элементов: снижение шума в источнике; планирование и организацию землепользования; эксплуатационные приемы снижения шума; эксплуатационные ограничения в целях решения проблемы шума наиболее эффективным с точки зрения затрат способом. Сбалансированный подход предусматривает решение проблемы шума с учетом конкретных характеристик каждого аэропорта и рассмотрение, в этой связи, каждого элемента. При этом в соответствии с решением Ассамблеи ИКАО эксплуатационные ограничения не должны применяться в качестве первого средства, и их введение может осуществляться лишь после рассмотрения преимуществ, обеспечиваемых другими элементами. Основные вопросы, рассматриваемые в докладе, посвящены первому элементу сбалансированного подхода – снижению шума самого самолета. Обсуждаются проблемы достижимости отечественными самолетами требований перспективных норм ИКАО по шуму на местности, включал требования новой Главы 14 тома 1 Приложения 16 ИКАО, а также конкурентно необходимых уровней шума в салоне и кабине экипажа. Показано, что экологические стандарты и процедуры должны быть нацелены на сбалансированность обоснованных экологических выгод, технологическую достижимость и экономическую целесообразность. Такие стандарты и процедуры не должны влиять на безопасность или возлагать чрезмерную нагрузку на производителей или авиаэксплуатантов. В этой связи проанализированы основные задачи, стоящие перед авиационной промышленностью России.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 5 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Бойчук И.П. «Метод расчета широкополосного шума открытого ротора» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 34-35 (2017)

Представлено расширение данного подхода для учета шума, возникающего при взаимодействии турбулентного следа от пилона с лопатками переднего винта. Пилон моделируется твердым телом, а нестационарный поток за ним создается конвектируемыми замороженными возмущениями малой амплитуды (порывами), переносимыми однородным потоком. Такая модель является приближением турбулентного потока, который описывается аналитически. Показано отличие в предсказании шума данного подхода от подхода, основанного на теории Амита.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 34-35 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Замтфорт Б.С. «Об одном из направлений в снижении шума самолетов» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 45-46 (2017)

Одним из новых направлений в снижении шума самолетов является создание самолета с гибридной турбоэлектрической силовой установкой.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 45-46 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Самохин В.Ф. «Метод оценки шумности двигателей реактивных самолетов» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 49-50 (2017)

Сравнительная оценка акустических характеристик ТРДД играет важную роль при выборе малошумного двигателя для вновь создаваемого самолета. Для сравнения акустических характеристик ТРДД на практике обычно используются энергетические и спектральные характеристики суммарного акустического излучения.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 49-50 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Тимушев С.Ф., Гаврилюк В.Н. «Моделирование источника и акустического поля тонального шума на частотах следования лопаток вентилятора ТРДД с учетом комплексного импеданса ЗПК» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 94-95 (2017)

Одной из ключевых задач по снижению уровня шума двухконтурных авиационных двигателей (ТРДД) является обеспечение оптимизации звукопоглощающих конструкций (ЗПК), обеспечивающих шумоглушение вентилятора. Для практического решения этой задачи предлагается новый высокоэффективный метод численного моделирования 3-мерных тональных акустических полей, создаваемых лопаточным машинами. Метод базируется на решении краевой задачи Фурье преобразованного конвективного неоднородного волнового уравнения в комплексных переменных в декартовой системе координат а области произвольно сложной формы с граничными условиями в форме комплексного акустического импеданса.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 94-95 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Россихин А.А. «Использование гармонических методов для расчета тонального шума лопаточных машин» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 250-251 (2017)

Основными источниками тонального шума современных авиационных двигателей являются лопаточные машины – вентилятор, компрессор низкого давления, турбина низкого давления. Среди них наиболее сильным источником шума является вентилятор. Проблема моделирования шума вентиляторов постоянно находится в центре внимания. В то же время, значительные усилия, направленные в последние десятилетия на снижение шума вентилятора, сделали актуальными также вопросы снижения тонального шума турбины низкого давления, и компрессора. Это повышает важность проблемы моделирования акустических характеристик этих турбомашин. Данные лопаточные машины, в отличие от современных вентиляторов, обычно содержат несколько ступеней. Таким образом, в настоящее время существует потребность в методах, которые позволяли бы моделировать тональный шум как одноступенчатых, так и многоступенчатых турбомашин и при этом требовали бы для расчета разумное количество времени и вычислительных ресурсов. Наиболее простой подход к расчету тонального шума турбомашины это прямой нестационарный расчет во всех межлопаточных каналах каждого венца, однако, он является очень затратным по вычислительным ресурсам, в случае если число венцов заметно больше двух. Одним из возможных подходов к ускорению расчета является переход от нестационарного расчета эволюции поля течения во времени к стационарному расчету для заданного набора гармоник. Гармонические методы доказали свою эффективность в применении к расчетам тонального шума вентиляторов, где они позволяют сократить расчетную область ло одного межлопаточного канала на каждый венец. Также в ряде работ, в том числе выполненных автором, было показано, что гармонические методы позволяют провести приближенный расчет тонального шума многоступенчатой турбомашины с приемлемой точностью и вычислительными затратами. При этом расчет в частотной области, как для одноступенчатых, так и для многоступенчатых турбомашин. может проводиться как в линейной, так и в нелинейной постановке. В работе представлены результаты расчетных исследований тонального шума вентиляторов и компрессоров низкого давления, выполненных с использованием гармонических методов. Для проведения расчета использовался программный комплекс ЦИАМ 3DAS. Для всех рассмотренных примеров приведено сравнение с имеющимися экспериментальными данными и с результатами нестационарных расчетов во временной области (в случае если эти результаты есть в наличии). Также гармонические методы позволяют существенно ускорить расчет распространения шума по каналам воздухозаборника и сопла в том случае, если они осесимметричны. В этом случае решение может быть разложено на частотно-азимутальные гармоники, и расчет может быть проведен для каждой такой гармоники на двумерной расчетной области, соответствующей меридиональному сечению исходной трехмерной геометрии. Во многих случаях решение может быть описано с помощью небольшого числа частотно-азимутальных составляющих, поэтому редукция трехмерного решения к набору двумерных может приводить к ускорению акустических расчетов. Описанная методика последние десять лет использовалась в программном комплексе ЦИАМ 3DAS в рамках линейного подхода, однако в данной работе показано, что она может быть легко обобщена на нелинейный случай. Представлено сравнение результатов линейных и нелинейных расчетов в частотной области с помощью описанной методики с результатами прямых нестационарных расчетов распространения шума через сопло и воздухозаборник. Показано, что использование гармонических методов позволяет существенно ускорить расчет при приемлемой точности, как в линейном, так и нелинейном случае

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 250-251 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Дружинин Я.М., Милешин В.И., Россихин А.А. «Численное исследование тонального шума биротативных вентиляторов» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 252 (2017)

Одной из предлагаемых компоновочных схем ТРДЦ со сверхвысокой степенью двухконтурности является ТРДД с биротативным вентилятором. Такой вентилятор теоретически может иметь больший КПД, чем однорядный вентилятор. В то же время биротативным вентиляторам свойственен ряд недостатков. В частности для них характерны более высокие уровни шума, чем для аналогичных по характеристикам однорядных вентиляторов. Исследования биротативных вентиляторов в ЦИАМ начались с работ посвященных вентилятору двигателя НК-93. Затем они продолжились в рамках европейской программы VITAL. В рамках программы были разработаны и испытаны в ЦИАМ три модели вентиляторов с высокой степенью двухконтурности m=10. В настоящий момент в ЦИАМ проводятся испытания биротативных вентиляторов в рамках российско-европейского совместного проекта COBRA, который, по сути, является продолжением работ по программе VITAL. В рамках проекта разработаны две модели биротативных вентиляторов со сверхвысокой степенью двухконтурности (>15). В работе описываются выполненные в ЦИАМ расчетные исследования тонального шума модельных биротативных вентиляторов, разработанных в рамках программ VITAL и COBRA для различных режимов работы вентиляторов. Исследования проводились с помощью 3D методики нестационарного расчета взаимодействия венцов, реализованной в программном комплексе ЦИАМ 3DAS. Для исследованных вентиляторов представлено сравнение результатов акустических расчетов (диаграмм направленности в дальнем поле для наиболее интенсивных тонов взаимодействия) с имеющимися экспериментальными данными.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 252 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Веретина И.А., Руднева Е.А., Лазаренко Н.В. «Учет источников шума аэропортов на селитебную территорию» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 274 (2017)

Рассматривается перечень стационарных, передвижных и воздушных источников шума. К наземным источникам непостоянного шума относятся: технологические процессы при рулении самолетов, работа спецтехники на взлетно-посадочной полосе и рулежных дорожках, движение легкового и грузового автотранспорта, проезд железнодорожного транспорта. При оценке наземных источников постоянного шума следует учитывать работу следующего инженерного оборудования: приточно-вытяжной вентиляции, трансформаторных подстанций, дизель-генераторных установок. Основными воздушными источниками шума являются воздушные суда при выполнении взлетно-посадочных операций и тренировочных полетов. Для аэропортов, эксплуатируемых только в дневное время суток, оценка воздействия источников шума выполняется по критериям дневного времени суток. В случае круглосуточной работы аэропорта оценка воздействия на селитебную территорию при летной и наземной эксплуатации ВС, а также работе машин аэродромного обслуживания и работе инженерного оборудования должна выполняться для наиболее неблагоприятного варианта – по критериям эквивалентного уровня звука в ночное времени суток. В ряде случаев, когда в ночное время суток наблюдается низкая интенсивность полетов (менее 4–6 взлетно-посадочных операций), приоритетной будет оценка по критериям максимального уровня звука.

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 274 (2017) | Рубрики: 10.01 10.04 10.05

 

Медведев Ю.В. «Учет реальных траекторных данных при шумовом зонировании аэропортов» Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 286-287 (2017)

Тезисы докладов Пятой открытой Всероссийской (XVII научно-технической) конференции по аэроакустике. (25–29 сентября 2017 г.), с. 286-287 (2017) | Рубрика: 10.01

 

Плотников А.С., Жилина Т.С. «Шумообразование котельных в спектре концепции теплоснабжения микрорайона города Тюмени» Научное обозрение, № 8, с. 41-48 (2017)

Представлены материалы, затрагивающие процессы развития территории с точки зрения инженерной инфраструктуры и учетом планирования концепции схем теплоснабжения в спектре процессов распространения шума на примере микрорайона «Губернаторский» в г. Тюмень. Авторами определены источники шумового воздействия и выполнен акустический расчет показателей шума котельной. Основными источниками шума являются котельные установки, горелочные устройства и установленная насосная техника. Авторами посчитана общая тепловая нагрузка рассматриваемых объектов. Представленные результаты расчетов – основа математического моделирования процессов шумообразования с учетом природных факторов для достижения оптимального положения зданий, строений и сооружений друг относительно друга. Авторами статьи сделан вывод о важности суммы факторов, таких как пожарная безопасность, инсоляция и наложение спектров звука от автономных источников теплоснабжения.

Научное обозрение, № 8, с. 41-48 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Кудаев А.В., Куклин Д.А., Матвеев П.В. «Анализ уровней звука и звукового давления от моторвагонного железнодорожного подвижного состава» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 3, № 1, с. 9-15 (2017)

Сравниваются уровни шума, создаваемого моторвагонным подвижным составом разных конструкций. Показаны результаты, полученные в зависимости от скорости движения, типа состава на различных расстояниях и высотах. Предложены зависимости уровня шума поездов от их скоростного режима. Проанализированы превышения уровней шума поездов над нормативными значениями в России и странах ЕС в зависимости от увеличения скорости. Установлены причины большей шумовой нагрузки, создаваемой соответствующим типом поездов, связанные с конструкцией тележки, конструкцией колесных пар, колесными дисками, а также формой колес. Установлено соответствие внешнего шума поездов всех типов техническим нормам на территории России. Приведено сравнение с нормативными уровнями шума на селитебной территории для расстояния 100 м.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 3, № 1, с. 9-15 (2017) | Рубрика: 10.01

 

Бойко Ю.С., Иванов Н.И., Титова Т.С., Шашурин А.Е. «Снижение шума высокоскоростных поездов путем применения малых локальных экранов на крыше поезда» Безопасность жизнедеятельности, № 3, с. 45-49 (2017)

Рассмотрены основные группы средств и методов снижения шума и более подробно – малые локальные шумозащитные экраны, устанавливаемые на крышах высокоскоростных поездов в качестве средства по снижению шума пантографа. Дан краткий обзор применяемых на практике малых локальных шумозащитных экранов на примере поездов Shinkansen в Японии. Описаны различные геометрические формы экранов и их влияние на эффективность работы такого шумозащитного сооружения. Приведена формула для расчета эффективности экрана путем представления пространства, создаваемого крышей поезда и расположенными друг напротив друга малыми локальными шумозащитными экранами, полузамкнутым объемом, где происходит образование квазидиффузного поля. Представлены расчетные схемы. Определены параметры, от которых зависит эффективность малых локальных шумозащитных экранов. Выполнен расчет эффективности экрана в среднегеометрических частотах для заданных исходных данных. Выполнен анализ результатов расчета и произведено сравнение результатов, полученных путем эксперимента и расчета.

Безопасность жизнедеятельности, № 3, с. 45-49 (2017) | Рубрики: 10.01 10.05 10.08

 

Зуев А.В., Федотова И.В., Некрасова М.М. «Инфразвук как фактор акустического загрязнения селитебной территории» Безопасность жизнедеятельности, № 8, с. 16-21 (2017)

Jбсуждаются вопросы возрастающего влияния шума как фактора риска для здоровья населения городов. Рассмотрены особенности инфразвуковых колебаний как составной части транспортного шума. Освещены современные данные исследований негативного влияния шума и инфразвука на человека. Приведены некоторые актуальные вопросы гигиенического нормирования инфразвука. Анализируются результаты исследований спектрального состава низкочастотного шума и уровней инфразвука от транспортных потоков на территории жилой застройки города.

Безопасность жизнедеятельности, № 8, с. 16-21 (2017) | Рубрики: 10.01 10.04 10.05

 

Комкин А.И., Смирнов С.Г. «Нормотворчество в области шума в России. Последние результаты» Безопасность жизнедеятельности, № 9, с. 59-64 (2017)

Рассмотрены проблемы, связанные с нормотворчеством в области шума в Российской Федерации. Отмечается, что качество выходящей в свет в последнее время нормативной документации существенно снизилось. Этот вывод сделан на основе анализа нескольких недавно появившихся нормативных документов: ГОСТ 12.1.003-2014, СанПиН 2.2.4.3359-16, ГОСТ 7187-2010, в которых содержится целый ряд неточностей, ошибочных определений, а в первом из них еще и ничем необоснованное предложение в виде отказа от использования единиц измерения дБА и дБС. Предлагается повысить качество разработки нормативной документации путем приглашения к их разработке только имеющих авторитет в области технической акустики организаций и квалифицированных специалистов, а также обсуждать эти документы на стадии их разработки с целью своевременного устранения имеющихся неточностей и учета разумных предложений.

Безопасность жизнедеятельности, № 9, с. 59-64 (2017) | Рубрики: 10.01 14.09

 

Бойчук И.П., Руднев Ю.И. «Численное моделирование шума биротативного винтовентилятора» Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/toc/2017/5 (2017)

Предлагается численный метод моделирования шума биротативного винтовентилятора, который позволяет сочетать разумную степень точности оценки аэродинамического шума с приемлемой скоростью проведения расчетов. Это достигается в применении упрощенной схемы расчета гидродинамической задачи с использованием вихревого панельного метода и упрощенного метода Фокса–Вильямса–Хоукинса (явные формулы Фарассата) для расчета акустики. Предлагаемый подход может быть использован для определения тонального шума ротора. Он характеризуется простотой реализации, высокой скоростью проведения расчетов, возможностью учета шума, возникающего при взаимодействии вихревого следа, сходящего с лопастей переднего ротора, с решеткой лопастей заднего. Данный метод применим для предварительных оценок шума на этапе проектирования.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/toc/2017/5 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Победин А.В., Ляшенко М.В., Шеховцов В.В., Долотов А.А. «Методика расчетной вероятностной оценки шума, излучаемого агрегатами легкового автомобиля» Известия МГТУ "МАМИ", № 1, с. 40-46 (2017)

Рассматривается проблема снижения шумности автотранспортных средств. Шумовое загрязнение окружающей среды является важной экологической проблемой. В настоящее время уровень городского транспортного шума варьируется в пределах от 70 до 95 дБА, что существенно превышает действующие санитарные нормы. Основным источником шума автомобиля является двигатель и его системы. В шуме двигателя выделяют компонент, обуславливаемый процессом сгорания, и механический компонент. Следующим по значимости источником шума являются узлы трансмиссии. В них шум генерируется зубчатыми передачами, подшипниками и быстро вращающимися валами. Шины движущегося легкового автомобиля являются одним из основных источников вибрации и шума при высоких скоростях движения (начиная с 80–90 км/ч). Источниками шума аэрогидродинамического происхождения являются стационарные или нестационарные процессы в газах. Одним из наиболее интенсивных аэродинамических источников шума является вихреобразование в проточных частях механизмов. При движении автомобиля в потоке воздуха он является источником турбулентности, поэтому шум с увеличением скорости движения возрастает. Авторами выполнен ряд экспериментальных исследований шумоизлучения отдельных агрегатов легкового автомобиля: двигателя, коробки передач, карданной передачи, дифференциала, системы выхлопа. С учетом результатов экспериментальных исследований предложена методика вероятностной расчетной оценки шума автомобиля. Создана математическая модель расчета ожидаемой шумности в салоне легкового автомобиля, которая позволяет получать не только математическое ожидание уровней шума от каждого агрегата и его спектральные составляющие, но и их разброс. На основе модели создана программа, позволяющая получать спектральные составляющие шума от каждого из источников в третьоктавных полосах частот с оценкой вероятного разброса их значений (доверительных интервалов) еще на этапе проектирования автомобиля, что позволяет уже на стадии проектирования закладывать необходимые характеристики шумоизлучения агрегатов и автомобиля в целом. Созданная методика может с успехом использоваться также для оценки характеристик шумоизлучения других машин – грузовых и иных автомобилей, автобусов, колесных и гусеничных тракторов, рабочих сельскохозяйственных машин.

Известия МГТУ "МАМИ", № 1, с. 40-46 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06