Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

11.06 Общие вопросы архитектурной акустики

 

Жукова В.О., Канев Н.Г. «Громкость речи – параметр для оценки акустики учебных аудиторий» Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/toc/2017/5 (2017)

Представлены результаты измерения акустических параметров учебных аудиторий МГТУ им. Баумана средней вместимости, предназначенных для проведения лекций и семинаров. Для характеристики акустики аудиторий выбраны следующие параметры: время реверберации, индекс передачи речи STI, а также уровень звука речи лектора, называемый в настоящей работе громкостью речи. Предложен параметр для характеристики пространственного распределения громкости речи. Параметр является нелокальным, поэтому в больших аудиториях оценка акустического качества по этому параметру оказывается дифференцированной. Предлагается простой метод измерения в натурных условиях громкости речи с удалением от источника. Проанализирована связь данного параметра с другими акустическими параметрами аудиторий, а также с размерами и внутренней отделкой аудиторий.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/toc/2017/5 (2017) | Рубрики: 11.01 11.06

 

Ефимов А.П. «Три взгляда на акустику помещений» Install-Pro, № 3, http://www.install-pro.ru/archive/005/44-49.shtml (2000)

Современному инженеру в практической деятельности приходится иметь дело с проектированием и эксплуатацией студий звукозаписи, звукового и телевизионного вещания, систем и устройств звукоусиления в производственных помещениях, аудиториях, театральных и концертных задах. В связи с этим необходимо знать и понимать основные положения акустики помещений (строительной, архитектурной акустики) и применять эти положения при решении возникающих задач. Цель статьи – ознакомить с историей, развитием и современным состоянием архитектурной акустики как науки, дать некоторые знания, которые могут понадобиться при выполнении проектов, частью которых является акустический расчет перечисленных объектов. В статье рассматриваются основные положения статистической теории. В статистической теории акустические процессы в помещении рассматриваются как постепенный спад энергии многократно отраженных преградами помещения волн. Этот спад происходит после прекращения действия источника звука. Идеализируя, считают этот процесс в первом приближении непрерывным.

Install-Pro, № 3, http://www.install-pro.ru/archive/005/44-49.shtml (2000) | Рубрики: 11.02 11.06 11.07

 

Колесник Дмитрий «Что нужно знать до начала проектирования (Часть вторая)» Install-Pro, № 2, http://www.install-pro.ru/archive/004/70-73.shtml (2000)

В трех первых номерах журнала “Install Pro” начат разговор о создании звукового комплекса в существующем здании. Определены состав комплекса, примерная спецификация оборудования, место его размещения и возможности использования имеющихся конструкций и коммуникаций. Следующий этап – детальный проект, строительство и монтаж комплекса.

Install-Pro, № 2, http://www.install-pro.ru/archive/004/70-73.shtml (2000) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Карагосян Майкл «Многоканальный звук в кино» Install-Pro, № 3, http://www.install-pro.ru/archive/005/50-54.shtml (2000)

Многоканальный звук в кино берет свое начало в 1939 г., когда на экран вышел фильм "Фантазия" Диснея. Звук, названный "фантастическим", записывался на отдельные аналоговые оптические дорожки – левую, центральную и правую, а четвертая управляющая предназначалась для синхронизации. В этом формате использовались специальные хитроумные средства для подведения звука не менее чем к 100 громкоговорителям во всем зрительном зале. Такие факторы, как сложность этой системы и начавшаяся вскоре Вторая мировая война, не способствовали ее дальнейшему развитию, и фильм "Фантазия" стал единственным, где применялся данный формат. Только в 1950-х гг., когда была разработана технология нанесения магнитных дорожек на 35- и 70-мм пленку, появилась многоканальная магнитная запись звука на пленку. В это время компания XX Century Fox разработала звуковой формат Cinemascope, в котором использовалась четырехдорожечная магнитная запись на пленку – левый, центральный, правый каналы и канал окружения (surround). Тогда же появился шестидорожечный формат Todd-AO для 70-мм пленки: левый, дополнительный левый (LE), центральный, дополнительный правый (RE), правый каналы и канал окружения. Запись звука на кинопленку практически не претерпела никаких изменений вплоть до 1970-х, когда Dolby Laboratories представила две новые концепции. Первая состояла в применении системы шумопонижения как на магнитных, так и на оптических дорожках. Вторая заключалась в использовании квадрафонической записи, кодированной матричным способом для оптической стереофонической дорожки. Применение шумопонижения на магнитных дорожках позволило Dolby увеличить динамический диапазон носителя и добиться оптимального уровня магнитного потока при записи на пленку, тем самым повысив возможность управлять качеством магнитной записи. После выпуска нескольких фильмов с добавлением шумопонижения к формату Todd-AO для 70-мм пленки Dolby решила использовать дополнительную левую и правую дорожки только в качестве добавочных басовых, а не широкодиапазонных. Так появилась отдельная дорожка для канала сабвуфера, которую теперь часто называют дорожкой низкочастотных эффектов (LFE). Это изменение привело к тому, что число каналов в 70-мм формате сократилось до 4 плюс субвуфер. В 1979 г. Dolby улучшила 70-мм формат, добавив стереоканалы сэрраунда. Этот формат был использован в фильме "Апокалипсис сегодня". Метод формирования стереоканалов окружения заключался в следующем: верхние частоты помещались в дополнительные левый и правый каналы и добавлялись басы из моноканала сэрраунда для формирования широкодиапазонных стереосигналов. Однако в этом формате было выпущено лишь небольшое количество фильмов, так как популярность 70-мм пленки стремительно падала. Тем не менее этот формат стал предвестником популярного в наше время формата 5.1, в котором имеются следующие каналы: левый, центральный, правый, левый окружения, правый окружения и низкочастотный. В некоторых крупных инсталляциях добавлен широкодиапазонный моноканал окружения в задней части зала, что стало первым шагом к использованию трехканального сэрраунда. (Майкл Тодд и Todd-AO также описали трехканальную сэрраунд-систему в 1950-х гг.).

Install-Pro, № 3, http://www.install-pro.ru/archive/005/50-54.shtml (2000) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Агеев Сергей «Принцип линейного массива» Install-Pro, № 4-5, с. 52-54 (2000)

Наиболее частой проблемой при создании систем звукоусиления, особенно в больших помещениях, является обеспечение хорошей разборчивости речи и (или) музыки. Источник этих проблем хорошо известен – это реверберация. Сущность реверберации состоит в том, что энергия звуковых волн накапливается в помещении, при этом создается фон из звуков, перемешанных во времени и пространстве. При большом времени реверберации уровень этого фона может намного превосходить уровень полезного сигнала. Как следствие, резко падает разборчивость речи и музыки. Увеличение мощности звукоусилительной системы в таком случае бесполезно, гораздо больше пользы приносит снижение времени реверберации и обеспечение такой направленности излучения звука, чтобы большая часть звуковой энергии от громкоговорителей попадала непосредственно на слушателей. Цель этих мер – увеличить отношение мощности прямого звука к реверберационному фону (гулу). Еще один метод, применяемый для улучшения разборчивости речи, заключается в “срезании” низкочастотной части спектра (обычно ниже 400 Гц –1 кГц). При этом используется тот фактор, что выше 1 кГц время реверберации обычно уменьшается, а направленность громкоговорителей возрастает. Несмотря на то что эффективность всех этих методов повышения разборчивости проверена временем, им присущ ряд принципиальных проблем. Во-первых, снижение времени реверберации и подавление наиболее мешающих отражений в уже имеющихся помещениях неизбежно требует перепланировки или установки звукопоглощающих элементов. А это далеко не всегда возможно. Например, в историческом здании изменение интерьера зачастую недопустимо в принципе. Во-вторых, традиционные направленные громкоговорители на основе рупоров обладают удовлетворительными характеристиками, но весьма громоздки – для эффективной работы поперечник и длина рупора должны быть сравнимы с длиной волны, а длина звуковой волны на частоте 100 Гц составляет 3,35 м. Подобные габариты в помещениях, тем более исторических, обычно неприемлемы. И, в-третьих, “срезание” низкочастотной части спектра резко искажает тембр звучания, что недопустимо в случае художественной речи. Сейчас подобные проблемы можно решить путем использования акустических систем с иным способом формирования направленности – не при помощи рупоров, а при помощи массива излучателей.

Install-Pro, № 4-5, с. 52-54 (2000) | Рубрики: 11.06 11.07 13.05

 

Уайз Сэм «Мультиканальные системы дистрибуции звука» Install-Pro, № 4-5, с. 58-62 (2000)

Замена мультикоров многоканальными системами маршрутизации возможна уже лет 15, однако и сегодня гибкость, качество и цена на последние оставляют желать лучшего. Многие ранние инсталляционные системы базировались на очень дорогом цифровом high-end оборудовании первого и второго поколения, например студийных консолях и многдорожечниках. Это послужило причиной создания интерфейса MADI (Multichannel Audio Digital Interface), стандартизированного в 1991 г. как AES-10.

Install-Pro, № 4-5, с. 58-62 (2000) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Ефимов А.П. «Три взгляда на акустику помещений. (Часть 2)» Install-Pro, № 4-5, с. 80-85 (2000)

Геометрическая (лучевая) теория: учет поглощения звука в воздухе; эффективная (эквивалентная) реверберация; реверберация с позиций слушателя и исполнителя; слуховое ощущение реверберации; ограничения теории по диапазону частот и объему помещения. Волновая теория.

Install-Pro, № 4-5, с. 80-85 (2000) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Ефимов А.П. «Три взгляда на акустику помещений. (Часть 3)» Install-Pro, № 6, с. 64-69 (2000)

Три рассмотренные теории (статистическая, геометрическая и волновая) с разных сторон объясняют акустические процессы, происходящие в помещениях. Из них только одна – статистическая – позволяет определить численно важную величину, характеризующую акустические свойства помещения – время реверберации. Следует лишь сознательно, критически относиться к получаемой числовой оценке, понимать, что в большинстве случаев, особенно при рассмотрении крупных помещений, она носит ориентировочный характер. По современным воззрениям принято разделять процесс отзвука, реверберации на две части: начальные, сравнительно редкие запаздывающие импульсы, и более уплотняющаяся во времени последовательность импульсов. Первую часть отзвука оценивают с позиций геометрической (лучевой) теории, вторую – с позиций статистической теории. Геометрическая теория более приложима к анализу акустических процессов в помещениях больших размеров – концертных и театральных залах, крупных студиях. Оптимальные размеры зала (студии) определяют на основе анализа начальных отражений. При проектировании больших помещений расчет времени реверберации может дать результат, значительно отличающийся от реального, и главное – эта величина не позволяет полностью оценить акустическое качество помещения. В такой оценке главную роль играют начальные отражения. Правильное временное соотношение начальных отражений обеспечивает высокое качество звучания даже тогда, когда время реверберации отличается от оптимального. Статистическая и волновая теории особенно применимы к помещениям сравнительно малых размеров, например к студиям звукового вещания и аудиториям различного назначения. Результаты этих теорий как бы дополняют друг друга. Первая дает возможность оценить время реверберации, вторая – рассчитать спектр собственных (резонансных) частот, скорректировать размеры помещения так, чтобы спектр собственных частот в области нижних частот был более равномерным. Было бы очень интересно и важно объединить положения акустических теорий, создать единую теорию, объясняющую с общих позиций сложные акустические процессы, протекающие в помещениях разного назначения, разной формы и разных размеров. Но пока это не достигнуто, остается сознательно использовать существующие теории и добиваться с их помощью наилучших решений.

Install-Pro, № 6, с. 64-69 (2000) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Ефимов А.П. «Три взгляда на акустику помещений. (Добавления)» Install-Pro, № 1, с. 42-45 (2001)

Эти добавления: акустические резонаторы; время реверберации и темп речи; влияние температурной рефракции звука на акустику помещений

Install-Pro, № 1, с. 42-45 (2001) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Кисилев И. «Эволюция кинозвука. Технология Dolby (история, факты, комментарии)» Install-Pro, № 6, http://www.install-pro.ru/archive/014/52.shtml (2001)

Использование многоканальной передачи звука в кино и домашнем видео стало стимулом развития качественно новых технологий и профессиональной звуковой аппаратуры. Принципиальное изменение звука как составляющей части кино и реальное "погружение" зрителей в мир поразительных звуковых эффектов – результат более чем 20-летнего опыта работы специалистов Лаборатории Долби (Dolby Lab.), основной задачей которой является максимальное приближение зрителей к творческому замыслу режиссера, реализованному в студии звукозаписи. В настоящее время по технологии Dolby произведено около 11 тыс. фильмов, более 200 студий звукозаписи в 43 странах мира используют оборудование Dolby. Несколько тысяч дублированных кинокопий создано с применением технологии Dolby. Формат Dolby SRoD-EX признан самым быстрорастущим форматом в кино и индустрии звукозаписи. В 2000 г. Лаборатория продала свыше 4600 адаптеров Dolby SA10. Цель этой публикации – ознакомить специалистов в области кинопроката с развитием современных технологий в кинозвуке. Надеемся, материал окажется полезным в момент принятия решения о модернизации вашего кинотеатра и выбора копий для проката.

Install-Pro, № 6, http://www.install-pro.ru/archive/014/52.shtml (2001) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Бородин С.Л. «Нужна ли нам реверберация» Install-Pro, № 1, http://www.install-pro.ru/archive/015/Borodin.pdf (2002)

Install-Pro, № 1, http://www.install-pro.ru/archive/015/Borodin.pdf (2002) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Ньюэлл Филипп «Проблемы акустической отделки помещений. Решение дилеммы контрольных комнат» Install-Pro, № 1, http://www.install-pro.ru/archive/020/68.shtml (2003)

Исторически сложилось так, что в студиях звукозаписи "первого эшелона" принято было создавать контрольные комнаты больших размеров. Это было обусловлено прежде всего самим ходом развития индустрии звукозаписи, так как с постоянным увеличением размеров микшерных пультов и применением все большего количества аппаратуры возрастали требования и к размерам контрольных комнат. А где-то с середины 1970-х г. в контрольные комнаты все настойчивее начали "вторгаться" и сами музыканты. Последующее развитие MIDI-синхронизации привело к тому, что отпала необходимость в записи звука синтезаторов на ленту, и вместо этого их начали просто программировать, чтобы при сведении подключать непосредственно в микшерный пульт, экономя, таким образом, дорожки на ленте. Число каналов в микшерных пультах стало расти до 100 и более. Появились штабеля клавишных инструментов и процессоров эффектов. Вышеперечисленное в какой-то мере объясняет "любовь" к большим контрольным комнатам.

Install-Pro, № 1, http://www.install-pro.ru/archive/020/68.shtml (2003) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Кравченко А. «Выбор помещения под [звуковую] студию» Install-Pro, № 2, http://www.install-pro.ru/archive/021/52.shtml (2003)

Install-Pro, № 2, http://www.install-pro.ru/archive/021/52.shtml (2003) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Кравченко А. «Планировка студийных помещений и звукоизоляция» Install-Pro, № 1, http://www.install-pro.ru/archive/026/70.shtml (2004)

Install-Pro, № 1, http://www.install-pro.ru/archive/026/70.shtml (2004) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Кравченко А. «Окна и Двери в студии» Install-Pro, № 4, http://www.install-pro.ru/archive/029/42.shtml (2004)

В предыдущих статьях цикла (см. Install Pro, 2004, N№1–3) рассматривались проблемы выбора и перепланировки студийных помещений, создания звукоизоляционной и акустической оболочек, а также некоторые теоретические вопросы. Данная статья посвящена обустройству внутренних окон и дверей студии.

Install-Pro, № 4, http://www.install-pro.ru/archive/029/42.shtml (2004) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Рицци Лоренцо «Полезные идеи акустики» Install-Pro, № 4, http://www.install-pro.ru/archive/034/70.shtml (2005)

Представлены некоторые основные концепции физической акустики, которые важны для всего мира студий звукозаписи, реализованные в виде ответов на вопросы: Почему необходимо обрабатывать внутренние поверхности стен студии с помощью акустических материалов? На каких уровнях громкости нужно работать? Почему так важна звуковая изоляция вещательной студии? Что представляет собой концепция «плавающей комнаты»?

Install-Pro, № 4, http://www.install-pro.ru/archive/034/70.shtml (2005) | Рубрики: 11.06 11.07 14.01

 

Рицци Лоренцо «Полезные идеи акустики» Install-Pro, № 5, http://www.install-pro.ru/archive/035/50.shtml (2005)

Представлены некоторые основные концепции физической акустики, которые важны для всего мира студий звукозаписи, реализованные в виде ответов на вопросы: Как добиться максимально лучшего стереофонического мониторинга от студийных мониторов? Каким должен быть уровень фонового шума в студии? Что такое боковая передача? Подходит ли минеральная вата для звукоизоляции?

Install-Pro, № 5, http://www.install-pro.ru/archive/035/50.shtml (2005) | Рубрики: 11.06 11.07 14.01

 

Рицци Лоренцо «Полезные идеи акустики» Install-Pro, № 6, http://www.install-pro.ru/archive/036/48.shtml (2005)

Обсуждаются концепции акустики, полезные для вещательных, монтажных и звукозаписывающих студий, а также других комнат средних и малых размеров, где ведется работа с музыкой. Рассматриваемые темы: Что такое реверберация? Хорошо ли полностью покрывать все поверхности комнаты звукопоглощающими материалами? Какая комната в студии должна быть больше по размеру – контрольная или комната для записи? Возникают ли проблемы при эквализации треков, когда одновременно записывается много партий? Играет ли в вышеописанной проблеме значимую роль акустический характер комнаты?

Install-Pro, № 6, http://www.install-pro.ru/archive/036/48.shtml (2005) | Рубрики: 11.06 11.07 14.01

 

Трушина П.А., Канев Н.Г. «Измерение коэффициента рассеяния звука в масштабной модели прямоугольного помещения» Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/toc/2017/5 (2017)

Экспериментально исследован недавно предложенный способ измерения коэффициента рассеяния звука в недиффузном звуковом поле. Такое поле создается в прямоугольном помещении с одной поглощающей стенкой, на остальных стенках располагаются испытуемые звукорассеивающие элементы, коэффициент рассеяния которых определяется по измеренной кривой затухания. Измерения проведены в помещении размером 0.7×0.4×0.4м на частотах 4–16 кГц. Полученные результаты продемонстрировали возможность измерения коэффициента рассеяния предложенным способом.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/toc/2017/5 (2017) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Щиржецкий Х.А., Алешкин В.М., Субботкин А.О., Сухов В.Н. «К вопросу объективной оценки акустики связанных помещений» Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/toc/2017/5 (2017)

На основании комплекса натурных измерений, показана практическая применимость предложенного метода расчета реверберации связанных помещений. Отмечена особая полезность метода при акустическом проектировании зальных помещений с трансформируемой перегородкой между ними. В качестве подтверждения приводятся результаты экспериментальной проверки предложенных оценок на основе проведенных авторами натурных акустических измерений в помещениях Дворца Искусств «Нефтяник» в г. Сургут.

Ученые записки физического факультета МГУ, № 5, http://uzmu.phys.msu.ru/toc/2017/5 (2017) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Семенов В.С. «Принципы обеспечения сейсмобезопасности. Основные концепции и подходы» Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ), 12, № 6, http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2012/v6/index.html#s1 (2012)

Дан анализ архитектурно-конструктивных принципов сейсмозащиты зданий и сооружений, базирующихся на современных концепциях и подходах обеспечения безопасности населения в зоне чрезвычайной ситуации.

Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ), 12, № 6, http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2012/v6/index.html#s1 (2012) | Рубрики: 11.06 11.07

 

Кравченко А. «Акустическая оболочка потолка» Install-Pro, № 3, http://www.install-pro.ru/archive/028/50.shtml (2004)

При изготовлении акустической оболочки потолка используются те же принципы, что и при акустической оболочки стен, но технология изготовления имеет свои конструктивные особенности и ограничения.

Install-Pro, № 3, http://www.install-pro.ru/archive/028/50.shtml (2004) | Рубрики: 04.15 11.06 11.07

 

Кравченко А. «Декоративно-акустическая оболочка: виды и задачи» Install-Pro, № 1, http://www.install-pro.ru/archive/031/62.shtml (2005)

Install-Pro, № 1, http://www.install-pro.ru/archive/031/62.shtml (2005) | Рубрики: 04.15 11.06 11.07

 

Кравченко А. «Декоративно-акустическая оболочка: переменная акустика и дикторские комнаты» Install-Pro, № 2, http://www.install-pro.ru/archive/032/64.shtml (2005)

Install-Pro, № 2, http://www.install-pro.ru/archive/032/64.shtml (2005) | Рубрики: 04.15 11.06 11.07