Письма в Астрон. ж. 2017. 43, № 7

Засов А.В., Зайцева Н.А. «Содержание HI в дисках галактик: роль гравитационной неустойчивости» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 7, с. 485-499 (2017)

Рассматривается зависимость интегральной массы водорода MHi в звездообразующих галактиках поздних типов от скорости вращения Vrot и оптического размера D25 или радиальной шкалы R0 диска для двух выборок галактик: a) изолированные галактики (AMIGA), и б) галактики, диски которых наблюдаются "с ребра" ("плоские" галактики по Караченцеву и др.). Оценки MHi, приведенные в базе данных HYPERLEDA для "плоских" галактик, оказались в среднем завышенными на ∼0.2 dex, по сравнению с изолированными галактиками с аналогичными значениями Vrot или D25, что, по-видимому, связано с переоценкой самопоглощения в линии HI. Масса водорода в галактиках обеих выборок тесно коррелирует с интегральным удельным угловым моментом галактического диска J, который пропорционален VrotD25 или VrotR0, причем галактики низкой яркости лежат вдоль общей последовательности VrotR0. Обсуждается возможность объяснения зависимости между MHi и VrotD25, в предположении, что масса газа в диске регулируется условием маржинальной гравитационной устойчивости газового слоя. Сравнение наблюдаемой с теоретически ожидаемой зависимостью позволяет заключить, что либо гравитационная устойчивость соответствует более высоким значениям параметра Тумре, чем это обычно принимается, либо условие пороговой устойчивости для большинства галактик выполнялось лишь в прошлом, когда масса газа в дисках была в 2–4 раза выше, чем в настоящее время (за исключением галактик с аномально высоким наблюдаемым содержанием HI). Последнее условие требует, чтобы для большинства галактик переход газа в звезды не компенсировался бы внешней аккрецией газа на диск.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 7, с. 485-499 (2017) | Рубрика: 18

Бобылев В.В., Байкова А.Т. «Вертикальное распределение и кинематика протопланетарных туманностей в Галактике» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 7, с. 500-512 (2017)

Каталог протопланетарных туманностей Викерса и др. дополнен собранными из литературы данными о лучевых скоростях и собственных движениях центральных звезд этих образований. По объектам с возрастом менее 3 млрд лет, принадлежащим тонкому диску Галактики (светимости более 5000 L0), на основе экспоненциального закона распределения плотности получена оценка вертикальной шкалы h= 146±15 пк, а по выборке из более старых объектов (светимости менее 5000 L0) она составила h=568±42 пк. Сформирован список из 147 туманностей, в котором для 55 туманностей имеются только лучевые скорости, для 25 туманностей – только собственные движения, а для 67 туманностей – как лучевые скорости, так и собственные движения. На основе этой кинематической выборки были получены оценки параметров галактического вращения и дисперсий остаточных скоростей протопланетарных туманностей в зависимости от их возраста. Установлено, что имеется хорошая корреляция между кинематическими свойствами туманностей и их разделением по светимостям, предложенным Викерсом. Показано, что большинство туманностей принимают участие во вращении Галактики, причем значение круговой скорости вращения на расстоянии Солнца составляет V0=227±23 км/с. Найдены следующие значения главных полуосей эллипсоида дисперсий остаточных скоростей: (σ1, (σ2, (σ3)=(47, 41, 29) км/с по выборке молодых протопланетарных туманностей (со светимостями более 5000 L0), ((σ1, (σ2, (σ3)=(50, 38, 28) км/с по выборке более старых протопланетарных туманностей (со светимостями 4000 LL0 или 3500 L0)и ((σ1, (σ2, (σ3)= (91, 49, 36) км/с по выборке туманностей гало (со светимостями равными 1700 L0).

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 7, с. 500-512 (2017) | Рубрика: 18

Гребенев С.А. «Природа бимодального распределения светимости ультраярких рентгеновских пульсаров» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 7, с. 513-520 (2017)

Указан механизм, который может быть ответственен за бимодальное распределение светимости сверхэддингтоновских рентгеновских пульсаров в двойных системах. Переход из "высокого" в "низкое" состояние этих объектов объяснен сферизацией аккреционного потока из-за давления излучения при определенных (высоких) значениях темпа аккреции. Переход между состояниями может быть вызван плавным изменением темпа аккреции. С помощью предложенного механизма объяснено сложное поведение недавно открытых ультраярких рентгеновских пульсаров M 82 X-2, NGC 5907 ULX-1 и NGC 7793 P13. Предложенная модель естественным образом объясняет и измеренное ускорение вращения нейтронной звезды в этих пульсарах, в несколько раз более медленное по сравнению с ожидаемым.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 7, с. 513-520 (2017) | Рубрика: 18

Гончаров Г.А. «Трехмерная карта покраснения звезд по фотометрии 2 MASS: улучшенная версия» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 7, с. 521-537 (2017)

Представлена улучшенная версия трехмерной карты покраснения звезд в пространстве радиусом 1200 пк вокруг Солнца и в пределах 600 пк от плоскости Галактики. Как и в предыдущих версиях карты 2010 и 2012 гг., в новой версии использована фотометрия с точностью лучше 0.05 величины в полосах J и Ks для более 70 миллионов звезд каталога 2MASS. Но метод обработки данных существенно усложнен. Как и прежде, основой метода является анализ распределения звезд поворота главной последовательности на диаграмме (J–Ks) – Ks, где они образуют максимум распределения. Смещение этого максимума, т.е. моды (J–Ks) вдоль (J–Ks) и Ks с учетом пространственных вариаций среднего нормального цвета (J–Ks)0 этих звезд интерпретируется как нарастание покраснения с увеличением расстояния. Главное отличие нового метода: вместо фиксированных средних для каждой ячейки значений абсолютной величины, нормального цвета, расстояния и покраснения индивидуальные, для каждой звезды значения этих величин вычисляются итерациями при решении связывающей их системы уравнений. Это позволило повыситьточностькарты в случайном отношении до 0.01 величины, а ее пространственное разрешение до 20 пк по координатам и расстоянию и до 1 градуса по долготе и широте. Сравнение с другими оценками покраснения для тех же ячеек пространства и звезд Gaia DR1 TGAS показывает, что полученная карта – одна из лучших для рассматриваемого пространства. Ее систематические ошибки оценены как σ(E(J–Ks))=0.025m, или σ(E(B–V))=0.04m. Основное назначение карты – анализ характеристик галактических структур, облаков и облачных комплексов. Для этого в результате анализа покраснения вдоль каждого луча зрения вычислена также карта покраснения внутри каждой пространственной ячейки.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 7, с. 521-537 (2017) | Рубрика: 18

Бердников Л.Н., Князев А.Ю., Дамбис А.К., Кравцов В.В., Пастухова Е.Н. «Изменяемость периода звезды DU Единорога – переменной типа RR Лиры с эффектом Блажко» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 7, с. 538-549 (2017)

В 2012–2014 гг. на 76-см телескопе Южно-Африканской Астрономической Обсерватории (SAAO) и 1-м телескопах Las Cumbres Observatory Global Telescope Network (LCOGT) был получен 3641 ПЗС-снимок окрестностей переменной типа RR Лиры (подтип AB, P=0.583 сут.) DU Mon в фильтрах BVIc. Наши наблюдения подтвердили наличие эффекта Блажко, заподозренное нами ранее, и позволили определить его период Pbi=0.52±0.03d. Используя все доступные наблюдения, мы построили O–C диаграмму, охватывающую временной интервал 86 лет, которая позволила обнаружить, по крайней мере, одно скачкообразное изменение пульсационного периода (уменьшение на 15.26 с).

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 7, с. 538-549 (2017) | Рубрика: 18

Кравцова М.В., Сдобнов В.Е. «Наземные возрастания интенсивности космических лучей в 24-ом цикле солнечной активности» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 7, с. 550-556 (2017)

По данным наземных наблюдений космических лучей (КЛ) на мировой сети станций и космических аппаратов методом спектрографической глобальной съемки исследованы спектры протонов и анизотропия КЛ в период наземных возрастаний интенсивности КЛ 17.05.2012 г. (GLE71) и 06.01.2014 г. (GLE72), произошедших в 24-м цикле солнечной активности. Приведены жесткостные спектры КЛ и относительные изменения интенсивности КЛ с жесткостью 2 ГВ в солнечно-эклиптической геоцентрической системе координат в отдельные периоды исследуемых событий. Показано, что ускорение протонов в периоды GLE71 и GLE72 произошло до жесткостей R∼2.3–2.5 ГВ, а дифференциальные жесткостные спектры солнечных КЛ не описываются ни степенной, ни экспоненциальной функцией от жесткости частиц. В моменты рассмотренных событий Земля находилась в петлеобразной структуре межпланетного магнитного поля.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 43, № 7, с. 550-556 (2017) | Рубрика: 18