Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

08.14 Авиационная акустика

 

Благодырёва О.В. «Применение метода ритца и метода конечных элементов к расчёту аэроупругих колебаний крылатой ракеты» Труды Московского авиационного института, № 95, с. 7 (2017)

Представлены математические модели аэроупругих колебаний крылатой ракеты, разработанные на основе метода Ритца и метода конечных элементов (МКЭ). Крыло ракеты рассматривается как упругая балка, работающая на изгиб с поперечным сдвигом и на кручение, а корпус и стабилизатор ракеты считаются абсолютно жёсткими. Аэродинамические нагрузки определяются на основе квазистационарной теории плоско-параллельного обтекания поперечных сечений крыла. Расчёты произведены в программной среде «WolframMathematica 8».

Труды Московского авиационного института, № 95, с. 7 (2017) | Рубрики: 04.12 08.14

 

Рыбников С.И., Нгуен Т.Ш. «Аналитическое конструирование системы демпфирования изгибных аэроупругих колебаний крыла самолета» Труды Московского авиационного института, № 95, с. 24 (2017)

Выполняется аналитическое конструирование активной системы демпфирования изгибных аэроупругих колебаний крыла, оптимальной по расширенному вариативному критерию обобщенной работы. Расширением функции штрафа учитывается работа управляющих сил на перемещении управляемого объекта, совместное варьирование энергетических членов функции штрафа обеспечивает встречное управление уровнем демпфирования колебаний объекта и связанных с управлением энергозатрат.

Труды Московского авиационного института, № 95, с. 24 (2017) | Рубрики: 08.14 10.06

 

Дрясов А.Д., Ермолаев Ю.Г., Косинов А.Д., Семенов Н.В., Семенов А.Н. «Влияние вихревых возмущений на ламинарно-турбулентный переход в сверхзвуковом пограничном слое на скользящем крыле при М = 2,5» Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Физика, 11, № 1, с. 16-22 (2016)

Experimental investigations of the receptivity of a supersonic boundary layer on a swept wing to the vortex perturbations were made at Mach 2.5. A symmetrical wing model with a 45 sweep angle and a 3-percent-thick circular-arc airfoil was used in experiments. The investigation of the vortex disturbances structure generated by a wire was done. It has been shown that the level of disturbances in the free flow increases with increasing wire diameter. The positions of the laminarturbulent transition at different diameters of wire were determined and data of the disturbances development in the model boundary layer were obtained. It was found that an increase in the intensity of vortex disturbances in the free flow leads to an earlier transition. Receptivity coefficients were determined.

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Физика, 11, № 1, с. 16-22 (2016) | Рубрики: 08.14 08.15

 

Копьев В.Ф., Зайцев М.Ю., Воронцов В.И., Карабасов С.А., Аникин В.А. «Расчет шума несущего винта вертолета и его экспериментальная проверка на режиме висения» Акустический журнал, 63, № 6, с. 651-664 (2017)

Используется собственный метод расчета аэроакустических характеристик несущего винта вертолета для определения его применимости в оценке акустических и интегральных характеристик винта на режиме висения. В ближней зоне находятся значения параметров поля около вращающейся лопасти из прямого расчета решения уравнений Эйлера в неинерциальной системе координат. Для расчета дальнего поля применяется интегральный метод Фокс Вильямса–Хоукингса с использованием проницаемых контрольных поверхностей, охватывающих лопасть. Для многолопастного винта производится дублирование полученного сигнала и его смещение по фазе на соответствующее каждой лопасти значение, что позволяет получать спектральные характеристики шума в дальнем поле. Для определения интегральных аэродинамических характеристик несущего винта создана программа, обрабатывающая данные расчета ближнего поля и выдающая тяговые и моментные характеристики. Представлено сравнение результатов численного моделирования с экспериментальными акустическими и аэродинамическими данными для крупномасштабной модели несущего винта вертолета, полученными на открытом стенде. Сравнение проводится для двух- и четырехлопастных конфигураций винта при различных параметрах обтекания лопасти на режиме висения. Показано, что разработанный метод удовлетворительно предсказывает аэродинамические характеристики нагруженных лопастей и дает хорошую оценку для первых гармоник шума, что позволяет использовать разработанный метод, в том числе в условиях горизонтального полета.

Акустический журнал, 63, № 6, с. 651-664 (2017) | Рубрика: 08.14

 

Копьев В.Ф., Шур М.Л., Травин А.К., Беляев И.В., Замтфорт Б.С., Медведев Ю.В. «Оценка шума на местности для среднемагистрального самолета с двигателями типа "открытый ротор" на основе численного моделирования» Акустический журнал, 63, № 6, с. 670-678 (2017)

На основе численного моделирования аэроакустических характеристик изолированного открытого ротора с простейшей геометрией лопастей выполнена оценка шума на местности, создаваемого гипотетическим региональным самолетом, оснащенным такими двигателями. Рассмотрены различные конфигурации открытого ротора при постоянной тяге, и выбрана наиболее малошумная конфигурация. Рассмотрен среднемагистральный двухдвигательный самолет с известными величинами тяги двигателей ТРДД на различных участках взлетно-посадочной траектории, вместо которых использован открытый ротор с теми же тягами. Получено, что среднемагистральный самолет с двумя такими двигателями удовлетворяет требованиям Главы 4 стандарта ИКАО со значительным запасом. Продемонстрирован существенный вклад шума обтекания планера в суммарный шум самолета с двигателями типа “открытый ротор” на режиме посадки.

Акустический журнал, 63, № 6, с. 670-678 (2017) | Рубрика: 08.14

 

Гаранин С.Ф., Буйко А.М., Якубов В.Б. «Неустойчивость Рэлея–Тейлора высокоскоростных конденсированных лайнеров» Прикладная механика и техническая физика, 58, № 5, с. 26-43 (2017)

Прикладная механика и техническая физика, 58, № 5, с. 26-43 (2017) | Рубрика: 08.14

 

Беляев И.В., Валиев А.В., Мошков П.А., Остриков Н.Н. «Исследование акустических характеристик беспилотного летательного аппарата «Птеро-G0» в заглушенной камере АК-2» Вестник Московского авиационного института, 24, № 4, с. 52-62 (2017)

Представлены основные результаты экспериментального исследования акустических характеристик малоразмерного беспилотного летательного аппарата самолетного типа в заглушенной камере АК-2 Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Получены энергетические, спектральные и пространственные характеристики акустического излучения винтомоторной силовой установки. Исследовано влияние вибраций капота и диаметра винта на характеристики акустического поля поршневой силовой установки. Получена база данных по шуму летательного аппарата на различных режимах горизонтального полета. В результате выполненного исследования разработчикам даны рекомендации по снижению шума и заметности беспилотного летательного аппарата «Птеро-G0»

Вестник Московского авиационного института, 24, № 4, с. 52-62 (2017) | Рубрика: 08.14