Астрофизический бюллетень. 2008. 63, № 2

Хабибуллина М.Л., Верходанов О.В., Парийский Ю.Н. «Свойства одномерных сечений карт WMAP на склонении δ=41°» Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 101-108 (2008)

Рассматриваются одномерные сечения карт WMAP: ILC и фоновых компонент (синхротронного, свободно-свободного излучения и излучения пыли) и исследуются их корреляционные свойства на различных угловых масштабах. Обнаружены значимые корреляции сечений карты ILC и карт галактических фоновых компонент на склонении обзора, проводимого на РАТАН-600, δ=41°. Уровень достоверности обнаруженных корреляций оценивался в случайных реализациях гауссова процесса, описывающего микроволновый фон. Предлагается метод выделения одномерных коррелированных интервалов из карт на сфере в зависимости от углового масштаба. Метод может быть использован при поиске негауссовых особенностей (пятен), обнаруженных в распределении микроволнового излучения и радиоисточников в одних координатных площадках. Описываемый подход в дальнейшем можно использовать в наблюдательных программах на РАТАН-600 для поиска подобных негауссовых источников.

Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 101-108 (2008) | Рубрика: 18

Пустильник С.А., Теплякова А.Л., Князев А.Ю., Буренков А.Н. «Андромеда IV: новая галактика с очень низкой металличностью в местном объеме» Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 109-118 (2008)

And IV является карликовой галактикой с низкой поверхностей яркостью (LSB), на расстоянии 6.1 Мпк, расположена на небе близко к галактике М 31. В этой работе представлены результаты спектроскопии на 6-м телескопе САО (БТА) двух ярчайших НII областей в And IV. В обеих зарегистрирована линия [OIII]λ4363 А, что позволило определить содержание кислорода в них классическим Те-методом. Их параметры 12+log(О/Н) равны 7.49±0.06 и 7.55±0.23. Сравнение с оценками по двум наиболее надежным полуэмпирическому и эмпирическому методам показывает хорошее согласие с прямыми определениями О/Н. Для абсолютной величины And IV в В-полосе Мв=–12.6 полученная величина О/Н хорошо соответствует "стандартному" соотношению между О/Н и Lb, найденному для карликовых иррегулярных галактик Местного Объема. And IV является новым представителем немногочисленной группы богатых газом галактик с очень низкой металличностью межзвездной среды. Очень большой диапазон М (массы водорода) для LSB галактик с близкими металличностями и светимостями указывает на ограниченность простых моделей химической эволюции для этого класса галактик.

Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 109-118 (2008) | Рубрика: 18

Клочкова В.Г., Ченцов Е.Л., Панчук В.Е. «V2324 CYG – F-звезда с быстрым ветром» Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 119-135 (2008)

Впервые выполнена оптическая спектроскопия с высоким спектральным разрешением переменной V2324 Cyg, ассоциируемой с ИК-источником IRAS 20572+4919. В области длин волн от 4549 до 7880 А отождествлено свыше 200 абсорбций (в основном Fell, Till, Cr II, Y II, Ba II, Y II). Определены спектральный класс F0 III и скорость вращения V sin г=69 км/с. Линии нейтрального водорода и D-линии Nal имеют сложный профиль типа Р Cyg. Ни систематический ход лучевой скорости Vr с глубиной линии R0, ни временная переменность Vr не обнаружены. Определено среднее значение гелиоцентрической лучевой скорости Vr=–16.8±0.6 км/с. Скорости по ядрам абсорбционных компонентов ветровых линий Нβ и Na I колеблются от –140 до –225 км/с (а скорости расширения соответствующих слоев - примерно от 120 до 210 км/с). Максимальная скорость расширения получена по синему компоненту расщепленной абсорбции На: 450 км/с для даты 12.12.95. Методом моделей атмосфер определены параметры: эффективная температура Теff=7500 К, ускорение сила тяжести log g=2.0, микротурбулентная скорость εt=6.0 км/с и солнечная металличность. Основной особенностью химического состава звезды является избыток лития и натрия. Принадлежность V2324 Cyg к post-AGB-звездам поставлена под сомнение.

Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 119-135 (2008) | Рубрика: 18

Семенко Е.А., Кудрявцев Д.О., Рябчикова Т.А., Романюк И.И. «HD 45583 – химически пекулярная звезда с необычной кривой переменности продольного магнитного поля» Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 136-147 (2008)

Представлены результаты комплексного исследования химически пекулярной звезды HD 45583. Наблюдения выполнены на спектрографе ОЗСП с анализатором круговой поляризации и эшелле-спектрометре НЭС 6-м телескопа САО РАН. Измерения зеемановских спектров показали, что звезда характеризуется необычной переменностью продольной компоненты магнитного поля: имеется вторичный минимум. Период спектральной и магнитной переменности совпадает с периодом вращения 1.177000d. Обсуждаются две возможные причины образования вторичного минимума: присутствие пятен повышенного содержания отдельных химических элементов на поверхности звезды или сложная структура магнитного поля. Определены параметры атмосферы (Теff=13000 К, log g = 4.0) и содержание отдельных элементов: имеется избыток Fe, Si и Сг 1-2 dex, дефицит гелия по сравнению с Солнцем составляет около 2 dex.

Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 136-147 (2008) | Рубрика: 18

Романюк И.И., Кудрявцев Д.О. «Магнитные поля химически пекулярных звезд. 1. Каталог магнитных СР-звезд» Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 148-165 (2008)

Представлена первая работа из серии, посвященной анализу магнетизма химически пекулярных (СР) звезд верхней части Главной последовательности. По нашим собственным измерениям и литературным данным составлен каталог магнитных СР-звезд, содержащий 326 объектов с достоверно обнаруженными магнитными полями и 29 – с большой степенью вероятности имеющих магнитное поле. Информация о магнетизме подавляющего большинства звезд получена только лишь из анализа продольной компоненты поля Ве, поверхностное магнитное поле Bs измерено для 49-ти объектов. Анализ показывает, что количество магнитных СР-звезд убывает с увеличением поля по экспоненциальному закону, звезды, у которых Ве превышает 5 кГс, встречаются редко (около 3% объектов из нашего списка).

Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 148-165 (2008) | Рубрика: 18

Кальтман Т.И., Шейнер О.А., Злотник Е.Я. «Инверсия поляризации циклотронного излучения в горячей корональной петле» Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 166-179 (2008)

Обсуждаются спектрально-поляризационные особенности теплового циклотронного излучения солнечных корональных петель и возможность интерпретации наблюдающейся многократной смены знака поляризации в сантиметровом и дециметровом диапазонах. Для этого проведены расчеты теплового циклотронного излучения простейшей модели трехмерной горячей петли (полутора). Показано, что такая петля может внести заметные изменения в характеристики излучения солнечной активной области на сантиметровых и дециметровых волнах. Подробно рассмотрено, при каких условиях спектр излучения активной области, содержащей корональную петлю, может иметь сложный характер с несколькими максимумами или сравнительно узкополосными циклотронными линиями, а знак поляризации может неоднократно меняться с длиной волны. Эти условия моделировались такими параметрами как структура магнитного поля, величина электронной концентрации, размеры петли. Приведены результаты расчетов двумерных распределений яркостных температур на разных длинах волн для обыкновенной и необыкновенной волны, спектры яркостной температуры в фиксированных точках петли, а также интегральные характеристики потока и поляризации излучения в рамках обсуждаемой модели. Рассмотрены случаи, когда на луче зрения располагаются одна или две петли. Ожидаемое распределение поляризации по источнику в рассматриваемой модели сравнивается с результатами наблюдений на РАТАН-600 активной области AR 7962 12–14 мая 1996 г.

Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 166-179 (2008) | Рубрика: 18

Соловьев А.А., Киричек Е.А. «Солнечное пятно как уединенная магнитная структура: устойчивость и колебания» Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 180-192 (2008)

Описана простая энергетическая модель солнечного пятна как компактного магнитного образования, основной вклад в энергетику которого дает наиболее сжатая и холодная часть магнитной силовой трубки пятна на глубинах от величины вильсоновской депрессии (300–500 км) до 2–3 тыс. км. Проанализированы условия равновесия и устойчивости такой системы с использованием вариационного принципа. Исследованы колебания системы как целого около найденного положения равновесия. Показано, что пятно устойчиво в диапазоне напряженностей магнитного поля примерно между 0.8–1 и 4–5 кГс. Зависимость частоты собственных колебаний от величины магнитного поля ω(B) рассчитана для основной колебательной моды, когда в колебаниях участвует только тень пятна ω=ω1(B). В случае, когда в колебательный процесс вовлекается и полутень, возможно появление нижних субгармоник ω21/2, ω31/3. Теоретические кривые хорошо соответствуют наблюдательным данным, полученным в Пулково различными независимыми методами: по временным изменениям магнитного поля пятен и по измерениям лучевых скоростей. Периоды найденных осцилляции лежат в пределах от 40 до 200 мин.

Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 180-192 (2008) | Рубрика: 18

Моисеев А.В., Егоров О.В. «Обработка ПЗС-наблюдений со сканирующим интерферометром Фабри–Перо. II. Дополнительные процедуры» Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 193-204 (2008)

Описывается пакет программ, используемых в САО РАН для обработки и анализа данных, получаемых со сканирующим интерферометром Фабри–Перо. Большинство применяемых алгоритмов были уже приведены ранее. В данной работе основное внимание уделяется дополнительным процедурам, необходимым в случае применения сканирующего ИФП высокого спектрального разрешения: удалению паразитных бликов и измерению дисперсии скоростей ионизованного газа в галактических и внегалактических объектах.

Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 193-204 (2008) | Рубрика: 18

Логвиненко С.В., Венгер А.П., Ильин Г.Н., Дубрович В.К., Морозов А.С. «Новый спектроанализатор для радиоастрономических исследований на радиотелескопе РАТАН-600» Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 205-212 (2008)

Приведены описание и экспериментальные данные спектрального измерительного комплекса с новым Фурье-анализатором для исследований на радиотелескопе РАТАН-600.

Астрофизический бюллетень, 63, № 2, с. 205-212 (2008) | Рубрика: 18