Астрофизический бюллетень. 2008. 63, № 3

Моисеев А.В. «Изогнутое полярное кольцо в галактике АRP 212» Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 215-230 (2008)

С помощью сканирующего интерферометра Фабри–Перо на 6-м телескопе САО РАН изучено распределение и кинематика ионизованного газа в пекулярной галактике Arp212 (NGC 7625, III Zw 102). В пределах оптического радиуса обнаружено две кинематически различные подсистемы вращающегося газа -внутренний диск и внешние эмиссионные филаменты. Вращение первой подсистемы, на расстояниях r<3.5 кпк от центра, происходит в плоскости звездного диска. При этом внутренняя часть диска ионизованного газа (r<1.5–2 кпк) точно совпадает с известным ранее диском молекулярного газа. Вторая подсистема ионизованного газа располагается на расстояниях 2–6 кпк от центра. Здесь вращение происходит в плоскости, находящейся под значительным углом к звездному диску. Угол наклона орбит филаментов во внешнем диске увеличивается с расстоянием от центра и достигает 50° на r≈6 кпк. Далее ионизованная фракция газового диска уже не обнаруживается, но мы предполагаем, что диск нейтрального водорода продолжает изгибаться и приближается к плоскости, полярной относительно внутреннего диска галактики. Таким образом, Аrp 212 можно отнести к классу галактик с полярными кольцами (дисками). Наблюдаемая кинематика молекулярного, ионизованного и нейтрального газа объясняется в предположении, что распределение гравитационного потенциала в галактике отлично от сферически симметричного. Наиболее вероятной причиной образования полярного кольца является аккреция газа с карликового спутника UGC 12549.

Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 215-230 (2008) | Рубрика: 18

Насельский П.Д., Верходанов О.В., Нильсен М.Т.Б. «Нестабильность восстановления низких мультиполей космического микроволнового фона» Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 231-243 (2008)

обсуждается проблема байеса в карте космического микроволнового фонового излучения ILC (Internal Linear Combination) и показывается, что она связана с коэффициентом кросс-корреляции К(l) истинного космического микроволнового фона и фонового компонента излучения для каждого мультиполя L. Мы приводим анализ кросс-корреляций для квадрупольного и октупольного компонента карт ILC космической миссии WMAP и показываем, что коэффициент корреляции меняется в пределах от – 0.52 до 0.60. Проанализировав методом Монте-Карло 104 моделей случайного гауссова сигнала космического микроволнового фона, мы показываем, что функция распределения соответствующего коэффициента кросс-корреляции имеет полиномиальную форму Р(К, l) ∞ (1–К2)l–1. Мы также показываем, что наиболее вероятное значение коэффициента кросс-корреляции карт ILC и фонового компонента квадруполя имеет два экстремума на уровне К≃±0.58. Мы анализируем проблему дебайесинга в карте ILC космического микроволнового фона и показываем, что восстановление реального байеса является весьма проблематичным из-за космической вариации сигнала. Кроме того, нестабильность процедуры дополнительно усугубляется переменностью знака квадруполя и октуполя, из-за этого четные моды гармоник l + τ восстанавливаются со значительной ошибкой. Эта ошибка проявляется в изменении знака четных мод низких мультиполей на противоположный истинному знаку и приводит к значительным изменениям коэффициента кросс-корреляции карт космического микроволнового фона и фона. Мы показываем также, что для модельных реализаций сигнала космического микроволнового фона, у которых знак квадрупольного компонента (2,0) отрицательный (и такой же как у фона), соответствующая вероятность получения положительного знака после применения метода ILC будет около 40%.

Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 231-243 (2008) | Рубрика: 18

Сонбас Э., Москвитин А.С., Фатхуллин Т.А., Соколов В.В., Кастро-Тирадо А., Де Угарте Постиго А., Горосабель Г., Гузий С., Желинек М., Соколова Т.Н., Черненков В.Н. «Звездно-ветровая оболочка около массивной звезды-прародителя сверхновой XRF/GRB 060218/SN2006AJ» Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 244-259 (2008)

В полученных на 6-метровом телескопе САО РАН спектрах сверхновой SN 2006aj, отождествляемой с рентгеновской вспышкой (XRF) и гамма-всплеском XRF / GRB060218 / SN 2006aj, обнаружены детали, которые интерпретируются как линии водорода, что является признаком звездно-ветровой оболочки около массивной звезды-прародителя гамма-всплеска. Представлены результаты моделирования двух ранних спектров, полученных на 6-метровом телескопе через 2.55 и 3.55 суток после взрыва сверхновой SN 2006aj типа Ic (z=0.0331). Спектры промоделированы в приближении Соболева с помощью программы SYNOW. В спектрах оптического послесвечения рентгеновской вспышки XRF/GRB 060218 были обнаружены спектральные особенности, которые интерпретируются как: (1) Р Cyg-профиль линии На для скорости 33000 км/с – широкая и незначительная деформация континуума в области длин волн 5600–6600 A для первой эпохи (2.55 сут.) и (2) часть Р Cyg-профиля линии Нα в поглощении, сдвинутая в синюю сторону для скорости 24000 км/с -широкая спектральная особенность с минимумом на 6100 A (в системе покоя с z=0) для второй эпохи (3.55 сут.). С учетом ранних наблюдений, проведенных на 6-метровом телескопе, и спектров, полученных на других телескопах (ESO Lick, ESO VLT, NOT) до 23 февр. 2006 г., можно говорить о том, что мы наблюдаем эволюцию оптических спектров массивной сверхновой SN 2006aj типа 1с во время перехода от короткой фазы, связанной с выходом ударной волны ("shock breakout") во внешние слои звездно-ветровой оболочки, к спектрам фазы увеличения блеска сверхновой, соответствующей радиоактивному нагреву. Признаки водорода в спектрах послесвечения гамма-всплеска обнаруживаются впервые.

Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 244-259 (2008) | Рубрика: 18

Набоков Н.В., Барышев Ю.В. «Классические космологические тесты для галактик сверхглубокого хаббловского поля» Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 260-275 (2008)

В результате обработки изображений сверхглубокого хаббловского поля получен каталог галактик, для которых определены угловые размеры, поверхностные яркости, фотометрические красные смещения, абсолютные звездные величины. Каталог содержит около 4000 галактик, выделенных с высоким отношением сигнал/шум, что позволяет провести анализ классических космологических соотношений: угловой размер - красное смещение и поверхностная яркость - красное смещение. Для сетки космологических моделей, имеющих различные параметры плотности (ΩV; Ωm), получены оценки параметров эволюции линейных размеров и поверхностной яркости далеких галактик в интервале красных смещений 0.5–6.5. Проведен анализ распределения галактик по фотометрическим красным смещениям, в результате которого обнаружены возможные сверхбольшие неоднородности в радиальном распределении галактик с масштабами, достигающими 2000 Мпк.

Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 260-275 (2008) | Рубрика: 18

Глаголевский Ю.В., Герт Е. «Сложная структура магнитного поля СР-звезды HD32633» Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 276-281 (2008)

Методом "магнитных зарядов" исследована структура магнитного поля СР-звезды HD32633. Фазовая зависимость ее магнитного поля сильно отличается от синусоидальной. Оказалось, что звезда имеет структуру поля, хорошо описываемую двумя диполями, которые находятся в противоположных частях звезды вблизи экватора вращения. Эти диполи создают по две пары близко расположенных магнитных пятен разного знака, наподобие солнечных. Диполи расположены на расстоянии от центра Δа=0.6 R, где R – радиус звезды. Напряженность поля на полюсах равна ±42 и ± 9 кГс.

Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 276-281 (2008) | Рубрика: 18

Рзаев А.Х. «Некоторые особенности переменности позиционных и фотометрических параметров линий в спектре HD 93521. Дифференциальное вращение звезды» Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 282-290 (2008)

По ПЗС-спектрам, полученным на эшелле-спектрографе PFES 6-м телескопа САО РАН, исследована переменность фотометрических и позиционных характеристик линий в спектре звезды HD 93521. Для исследования поля скоростей в атмосфере звезды переменность лучевой скорости измерялась отдельно для синей и красной половин профиля абсорбции на разных уровнях остаточной интенсивности линий. Амплитуда и фаза переменности лучевой скорости со временем различаются для двух половин профиля абсорбции. У сильных линий HeI, Hβ и Hα для обеих половин профиля абсорбции наблюдается зависимость амплитуды от интенсивности r. Характерные времена переменности лучевой скорости (P) и средние величины полуширин FWHM различаются для разных линий и хорошо коррелируют с их центральными глубинами. Увеличение P и уменьшение FWHM от слабых к сильным линиям вызваны дифференциальным вращением звезды. Исследование показало, что HD 93521 – убегающая звезда и ее нахождение над плоскостью Галактики на расстоянии порядка 2.0 кпк связано с этим.

Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 282-290 (2008) | Рубрика: 18

Клочкова В.Г., Ченцов Е.Л. «Обнаружение спектральной двойственности (SB2) звезды BD -6°1178 = IRAS 05238-0626» Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 291-297 (2008)

По спектрам высокого спектрального разрешения, полученным с эшелле спектрографом НЭС 6-метрового телескопа БТА, впервые обнаружена спектральная двойственность (SB2) звезды BD–6°1178, отождествляемой с ИК-источником IRAS 05238-0626. Компоненты имеют близкие спектральные классы и классы светимости F5IV–III и F3 V. Для 4-х моментов наблюдений в 2004–2005 гг. измерена гелиоцентрическая лучевая скорость обоих компонентов. Скорости вращения обеих звезд близки и составляют 24 и 19 км/с. Не подтверждена классификация BD–6°1178 как сверхгиганта на стадии перехода к планетарной туманности. BD–6°1178, вероятно, является молодой звездой до ГП. Не исключено ее членство в подгруппе 1с ассоциации Ori OB1.

Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 291-297 (2008) | Рубрика: 18

Растегаев Д.А., Балега Ю.Ю., Максимов А.Ф., Малоголовец Е.В., Дьяченко В.В. «Спекл-интерферометрия низкометалличных звезд в окрестности Солнца. II» Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 298-310 (2008)

Представлены результаты спекл-интерферометрических наблюдений на 6-м телескопе БТА 115 низкометалличных звезд ([m/Н]<–1) на расстоянии до 250 пк от Солнца с собственными движениями μ≳0.2"/год. Близкие спутники в диапазоне расстояний от 0.034" до 1" наблюдались у 12 объектов: G76-21, G59-1, G63-46, G135-16, G168-42, G141-47, G142-44, G190-10, G28-43, G217-8, G130-7 и G89-14, восемь из которых астрометрически разделены впервые. Среди новых разделенных систем одна тройная – G190-10. В комбинировании со спектральными и визуальными данными, соотношение одиночных, двойных, тройных и квадрупольных систем среди выборки 221 главного компонента звезд гало и толстого диска составляет 147:64:9:1.

Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 298-310 (2008) | Рубрика: 18

Госачинский И.В., Дубрович В.К., Венгер А.П., Ильин Г.Н. «Поиск спектрально-пространственных флуктуаций космического микроволнового фонового излучения на радиотелескопе РАТАН-600. Наблюдения 2001–2006 гг .» Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 311-319 (2008)

Приведены некоторые результаты поиска узкополосных спектрально-пространственных флуктуации излучения космического фона на длине волны 6.2 см, проведенного с помощью радиотелескопа РАТАН-600 в 2001–2006 гг. в двух полосках неба размером 35' × 7' в окрестности северного полюса мира. Оказалось, что в полосе радиочастот 12 МГц и в диапазоне пространственных периодов от 4' до 16' спектры пространственных флуктуации имеют подъемы степенного характера с показателями до –2.0±0.5, наблюдающиеся с периодичностью 2–3 МГц. Кроме этого, обнаружены две узкополосные по угловой частоте детали на частотах 4870.4 и 4871.5 МГц с амплитудой соответствующих им флуктуации 5±0.5 мК по антенной температуре в области угловых периодов около 5', имеющих ширину по радиочастотам около 600 кГц. Стандартные проверки по спектрам полусуммы и полуразности двух групп наблюдений, случайно образованных из общей совокупности 23-х записей цикла наблюдений в марте 2002 г., а также сравнение со спектрами холодной согласованной нагрузки, подключенной на вход приемника вместо антенны, подтверждают реальность этих деталей углового спектра флуктуации. Однако природа обнаруженных особенностей излучения пока не ясна. Попытка связать это излучение с вращательными переходами СН молекулы 2П1/2, J=5/2, один из компонентов мультиплета которого попадает в исследованный диапазон, оказался безуспешным.

Астрофизический бюллетень, 63, № 3, с. 311-319 (2008) | Рубрика: 18