Астрофизический бюллетень. 2010. 65, № 3

Копылов А.И., Копылова Ф.Г. «Структура скоплений с бимодальным распределением лучевых скоростей галактик. III: A1831» Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 217-228 (2010)

В рамках программы изучения скопленийгалактик с бимодальным распределением лучевых скоростей (с разностью скоростеймежду подсистемами Δcz∼3000 км/с) мы исследовали скопление A1831 В скоплении выделены две подсистемы: A1831A (cz=18970 км/с) и A1831B (cz=22629 км/с). Получены оценки прямых расстояний до подсистем по галактикам ранних типов тремя способами: с помощью соотношения Корменди, фотометрическойплоскости и фундаментальной плоскости. Для этого использовались данные наших наблюденийна 1-м телескопе САО РАН и данные каталога SDSS DR6. C уровнем достоверности 99% мы установили: подсистемы находятся на разных расстояниях, которые близки к их хаббловским расстояниям, соответствующим лучевым скоростям подсистем, и расположены почти точно друг за другом по лучу зрения и не связаны гравитационно. Оба скопления имеют сложную внутреннюю структуру, что затрудняет определение их динамических параметров. Полученные нами оценки дисперсийлучевых скоростейи масс: 480 км/с и 1.9·1014 M⊙ для A1831A, 952 км/с и 1.4·1015 M⊙ для A1831B – должны рассматриваться как ограничения сверху. В фоновом скоплении A1831A можно выделить как минимум три пространственно и кинематически обособленные группы галактик, что указывает на незавершенность динамической релаксации. Не исключена и возможность случайной проекции. Для основного скопления A1831B особенности кинематическойструктуры и тот факт, что оценка массы скопления по дисперсии лучевых скоростейгалактик в 2–3 раза превышает независимые оценки массы, полученные по полной светимости скопления в K-полосе, температуре и светимости рентгеновского газа скопления, дают основания предполагать, что скопление находится в динамически активном состоянии: происходит аккреция на вириализованное ядро скопления (возможно, вдоль филамента, направленного близко к лучу зрения) галактик и групп галактик с большими лучевыми скоростями относительно центра скопления.

Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 217-228 (2010) | Рубрика: 18

Барков М.В. «Жёсткие рентгеновские всплески при коллапсе сверхмассивных зёезд» Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 229-234 (2010)

Первые звёзды во Вселенной были очень массивными, с массами до 106 M⊙. В процессе их эволюции они превращались в массивные чёрные дыры (ЧД), которые могли стать затравочными зернами для формирования сверхмассивных ЧД в активных ядрах галактик. Если сверхмассивная звезда (СМЗ) быстро вращается, то она закончит свою жизнь в виде сверхмассивного коллапсара и сформирует струю, ускоренную магнитным полем. В работе обсуждается возможность обнаружения всплесков жёсткого рентгеновского излучения, подобного длинным гамма-всплескам, которые ассоциируются с нормальными коллапсарами. Показано, что в процессе образования суперколлапсара возможно формирование струи за счет механизма Блэндфорда–Знаека. Мощность струи может составлять порядка нескольких 1051 эрг/с, а полная энергия выброса достигать 1056 эрг. Вследствие больших характерных времен и больших красных смещений начальная яркая фаза всплеска может длиться около 105 секунд, а время активности центральной машины достигать 10 дней. Вследствие больших красных смещений спектр всплеска должен быть мягким по сравнению со спектрами обычных длинных гамма-всплесков. Максимум спектрального распределения должен лежать в районе 60 кэВ. Максимальный поток излучения относительно мал – порядка нескольких 10–7 эрг/(см–2с), но обнаружим. Такие явления для СМЗ должны быть достаточно редки 0.03/год. Наблюдения требуют продолжительных программ и, возможно, они будут проведены в будущем.

Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 229-234 (2010) | Рубрика: 18

Бескин Г., Карпов С., Бондарь С., Гуарниери А., Бартолини К., Греко Д., Пиччиони А. «Быстрая оптическая переменность гамма-всплеска GRB 080319B и его "центральная машина "» Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 235-242 (2010)

Приводятся результаты наблюдений оптического излучения, сопровождавшего гамма-всплеск GRB080319B. Наблюдения проводились с помощью быстрой широкоугольной камеры TORTORA, установленной в Чили на роботическом телескопе REM. Описывается кривая блеска вспышки до, в течение и после гамма-всплеска. Она состоит из четырех пиков длительностью 5–7 секунд, разнесенных по времени на 8–9 секунд, возможно, периодических. Приводятся результаты сравнения поведения всплеска в жестком и оптическом диапазонах, а также их возможная теоретическая интерпретация.

Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 235-242 (2010) | Рубрика: 18

Москвитин А.С., Фатхуллин Т.А., Соколов В.В., Комарова В.Н., Дрейк Э., Рой Р., Цветков Д.Ю. «Спектральный и фотометрический мониторинг далеких массивных сверхновых в САО РАН» Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 243-251 (2010)

Описаны постановка задач, цели и первые результаты наблюдательной программы исследования далеких массивных сверхновых (SN) с красными смещениями z≤0.3. Работа проводится в рамках программы международного сотрудничества по мониторингу SN на 6-метровом телескопе САО РАН (БТА) и других телескопах. Исследуются как ранние фазы событий (определение типа SN, оценка красного смещения и поиск проявлений ветровой оболочки), так и небулярная стадия (эффекты асимметрии взрыва). Особый интерес представляют SN, отождествленные с космическими гамма-всплесками. Интерпретация наших наблюдательных данных вместе с полученными на других телескопах используется для проверки существующих теоретических моделей как самого взрыва SN, так и окружающего его околозвёздного вещества. В 2009 году были проведены наблюдения 30 объектов. Для 12 из них получены спектры. Определен тип, фаза после максимума и красное смещение для 5 SN (SN 2009db, SN 2009dy, SN 2009dw, SN 2009ew, SN 2009ji). С помощью полученных фотометрических данных подтверждено открытие ещё двух SN (SN 2009bx, SN 2009cb). Завершено исследование двух SN II типа в небулярной фазе (SN 2008gz и SN 2008in), проводится мониторинг ещё четырех объектов (SN 2008iy, SN 2009ay, SN 2009bw, SN 2009de).

Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 243-251 (2010) | Рубрика: 18

Верходанов О.В., Соколов В.В., Хабибуллина М.Л., Карпов С.В. «Загадки распределения GRB на сфере» Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 252-263 (2010)

Исследуется случайность распределения на небе положения космическихгамма-всплесков. Так как эти события связаны с массивными галактиками, спиральными либо эллиптическими, то ихположение должно отслеживать крупномасштабную структуру, что, в свою очередь, могло бы найти отражение в распределении флуктуаций микроволнового фона (CMB) на сфере. Мы проверяем данную гипотезу корреляционным мозаичным картографированием распределений CMB пиков и положения всплесков, обнаруживаем корреляцию между распределениями этихсигналов и интерпретируем её как возможный систематический эффект.

Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 252-263 (2010) | Рубрика: 18

Балега И.И., Балега Ю.Ю., Малоголовец Е.В. «Орбиты новых двойных звезд HIPPARCOS: III» Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 264-269 (2010)

Представлены видимые орбиты и фундаментальные параметры трех пар ранних M-карликов. Орбитальные элементы вычислены по данным спекл-интерферометрических наблюдений на 6-м телескопе БТА Специальной астрофизической обсерватории РАН. Орбиты двух пар, HIP 39402 и HIP 104565, построены впервые. Орбита системы HIP 106972 пересмотрена с использованием новых наблюдательных данных, полученных в 2007–2008 гг. Периоды движения и большие полуоси орбит всех трех систем примерно одинаковы: 13 лет и 5.5–6 а.е., соответственно. Динамические суммарные массы звезд, вычисленные по элементам орбит, определены с большой ошибкой 25–40%, что обусловлено ошибками измерений параллаксов.

Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 264-269 (2010) | Рубрика: 18

Бисенгалиев Р.А., Есина Я.В., Кузьмин Н.М., Мусцевой В.В., Храпов С.С. «Биение магнитогидродинамических волн и волн Россби и их возможное влияние на формирование магнитной цикличности Солнца» Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 270-282 (2010)

В качестве возможного механизма формирования магнитной цикличности Солнца мы рассматриваем биения медленных магнитозвуковых волн и волн Россби, движущихся в разных направлениях. Закон дисперсии, полученный в рамкахлинейной магнитной гидродинамики однозначно указывает на наличие биений в рассматриваемой системе. Показано, что периоды такихбиений варьируются в интервале от 9 до 13 лет.

Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 270-282 (2010) | Рубрика: 18

Панчук В.Е., Клочкова В.Г., Юшкин М.В. «Спектроскопия звезд в наземном ультрафиолете. III: Хромосферы и оболочки холодных звезд» Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 283-291 (2010)

В историческом плане рассмотрены избранные задачи исследования звездных хромосфер и околозвездных оболочек методами спектроскопии в наземном ультрафиолете. В качестве иллюстраций приведены, в частности, фрагменты спектров, полученных авторами на 6-м телескопе.

Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 283-291 (2010) | Рубрика: 18

Балаж Л.Г., Ваврек Р., Межарос А., Хорват И., Баголи З., Верес П., Туснади Г. «Случайно ли распределение гамма-всплесков по небу?» Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 292-301 (2010)

Исследована степень случайности распределения гамма-всплесков (GRB) по небесной сфере, обнаруженных в рамках эксперимента BATSE (Burst and Transient Source Experiment). Мы разделили выборку BATSE на 5 подгрупп (short1, short2, intermediate, long1, long2), основываясь на продолжительности и максимальной плотности потоков GRB, и отдельно изучили их угловые распределения. Для поиска признаков неслучайности в выборках использовано три метода – мозаика Вороного, метод минимального связующего дерева и метод мультифрактальных спектров. Для изучения возможных признаков неслучайности в выборках определено 13 тестовых переменных (9 из диаграммы Вороного, 3 из минимального связующего дерева и одна из мультифрактальных спектров). Произведено моделирование методом Монте-Карло с учетом функции экспозиции BATSE. Мы протестировали случайный характер распределения вводя квадраты евклидовых расстояний в пространстве параметров тестовых переменных и пришли к выводу, что подгруппы short1 и short2 значимо отклоняются (99,90%, 99,98%) от полной случайности в распределении квадратов евклидовых расстояний, тогда как для длинных событий этот эффект отсутствует. В промежуточной подгруппе (intermediate) квадрат евклидовых расстояний также дает значимые отклонения (98,51%).

Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 292-301 (2010) | Рубрика: 18

Бескин Г., Бондарь С., Карпов С., Плохотниченко В., Гуарниери А., Бартолини К., Греко Д., Пиччиони А. «Стратегия поиска оптических транзиентов в широкоугольном мониторинге» Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 302-312 (2010)

Обсуждается стратегия поиска быстрых оптических транзиентов, сопровождающих гамма-всплески, при мониторинге широких полей. Описаны аппаратура и методы обработки наблюдательных данных, позволяющие обнаруживать оптические вспышки ярче 10–11 зв. величины с временным разрешением 0–13 с. Обсуждаются перспективы создания аппаратуры, а также методов поиска и исследования оптических транзиентов различной природы в широких полях

Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 302-312 (2010) | Рубрика: 18

Мингалиев Ш.М., Столяров В.А. «UNIVIEWER – утилита для быстрой интерактивной 3D визуализации карт реликтового излучения в пикселизации HEALPIX» Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 313-316 (2010)

Описывается утилита Univiewer, предназначенная для визуализации небесных карт в пикселизации HEALPix, которая широко используется при обработке данных в различных экспериментах по наблюдению реликтового излучения (РИ). Утилита позволяет просматривать карты формата FITS, содержащие одну или несколько карт в формате HEALPix со значениями температуры, интенсивности, параметров Стокса, величины накопления в пикселах и т.д., интерактивно изменять параметры визуализации, накладывать координатную сетку, проектировать участки небесной сферы на плоскость для подробного анализа, рассчитывать спектры мощности. Утилита использует межплатформенные библиотеки OpenGL и wxWidgets.

Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 313-316 (2010) | Рубрика: 18

Кудак В.И., Климик В.У., Епишев В.П. «Оценка возмущений от солнечного излучения в элементах орбит геосинхронных спутников на основе гармоник» Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 317-325 (2010)

С помощью специальныхпрограмм поиска периодических и линейныхсоставляющихпоказано, что прямое солнечное излучение приводит к краткопериодическим изменениям всехэлементов орбит геосинхронных спутников. Период изменения большой полуоси a, наклона орбиты i и долготы восходящего узла Ω составляет 1 сутки. Эксцентриситет e, аргумент перигея ω и средняя аномалия M изменяются с периодом 0.5 суток. Прямое солнечное излучение приводит также к долгоперниодическим изменениям в e, ω, M с периодим 1 год. В элементах a, i, Ω происходит только изменение амплитуды суточныхколебаний с периодом 1 или 0.5 года. Вековые изменения (линейные составляющие) не обнаружены. Для получения исходного массива значений элементов орбит использовались уравнения возмущённого движения Лагранжа в форме Гаусса с последующим ихинтегрированием специальным методом гармоник: значения производныхэлементов орбит, полученные из уравнений Лагранжа, представлялись через периодические функции, которые легко интегрируются.

Астрофизический бюллетень, 65, № 3, с. 317-325 (2010) | Рубрика: 18