Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.06 Структурная акустика и вибрации

 

Потапов А.И., Махов В.Е. «Экспериментальное исследование модуля упругости стеклопластиков в конструкциях ультразвуковым методом» Дефектоскопия, № 1, с. 3-18 (2018)

Рассмотрены результаты экспериментальных исследований модуля упругости полимерных композиционных материалов – стеклопластиков с использованием импульсного ультразвукового метода. Приведены результаты контроля модуля упругости в изотропных, трансверсально-изотропных и ортотропных стеклопластиках непосредственно в изделиях и конструкциях. Показано значительное отличие динамического модуля упругости, определяемого по скорости ультразвука, от статического, измеряемого по ГОСТу 9550-81. Приведены также результаты исследований анизотропии стеклопластиков.

Дефектоскопия, № 1, с. 3-18 (2018) | Рубрики: 04.14 10.06

 

Русских С.В. «Плоская нелинейная задача динамики трансформируемой упругой стержневой системы, присоединенной к космическому аппарату» Известия высших учебных заведений. Машиностроение, № 11, с. 89-100 (2017)

Рассмотрена нелинейная динамика плоской трансформируемой стержневой системы, состоящей из упругих нерастяжимых стержней, концы которых связаны между собой упруговязкими узловыми шарнирами, допускающими большие углы поворота. Стержневая система присоединена к недеформируемому космическому аппарату, совершающему перемещения и поворот относительно своего центра тяжести как свободное твердое тело. Движение такой системы описано в подвижной системе координат. Перемещения каждого стержня характеризуются его конечным поворотом как твердого тела относительно прямой, проходящей через два соседних шарнирных узла, и изгибом с малым поперечным перемещением. Приведены уравнения движения в скоростях для космического аппарата и в выбранных обобщенных координатах для стержневой системы, которые выведены на основании принципа возможных перемещений. На базе полученных уравнений решены задачи развертывания стержневой системы из одного положения в другое с помощью включения упруговязких зажимов, интегрированных в узловые шарниры, за счет упругих, центробежных и инерционных сил.

Известия высших учебных заведений. Машиностроение, № 11, с. 89-100 (2017) | Рубрики: 04.15 10.06

 

Осадчий Н.В., Малышев В.А., Шепель В.Т. «Исследование поперечного изгиба пятислойной балки с круговой осью и податливым на сдвиг заполнителем» Деформация и разрушение материалов, № 11, с. 16-32 (2017)

Рассмотрена задача поперечного изгиба пятислойной балки с круговой осью, состоящей из трех несущих обшивок и двух слоев податливого на сдвиг заполнителя. С помощью вариационного принципа получена, а методом операционного исчисления решена система дифференциальных уравнений поперечного изгиба. Точное решение представляет интерес для оценки статической прочности пятислойных, с круговой осью панелей звукопоглощающих конструкций авиационного двигателя, звукопоглощающих облицовок мотогондолы и элементов конструкции летательного аппарата, а также для верификации конечно-элементных моделей

Деформация и разрушение материалов, № 11, с. 16-32 (2017) | Рубрики: 04.15 10.06

 

Ларионов А.Н., Поливаев О.И., Сумин А.И., Базарский О.В., Дорофеев В.В., Кузнецов А.Н. «Акустические исследования жидких кристаллов и перспективы повышения экологической безопасности автомобильного транспорта» Естественные и технические науки, № 12, с. 208-212 (2017)

Импульсным методом фиксированного расстояния исследована зависимость скорости ультразвука от температуры, давления и параметров ориентирующего магнитного поля. В рамках гидродинамики нематической фазы анализируется зависимость скорости ультразвука от угла ориентации директора относительно волнового вектора

Естественные и технические науки, № 12, с. 208-212 (2017) | Рубрики: 06.02 10.06

 

Муравьев В.В., Байтеряков А.В., Глезер А.М., Громов В.Е. «Влияние наработки рельсов на скорость поверхностных и головных ультразвуковых волн» Деформация и разрушение материалов, № 11, с. 42-47 (2017)

Исследовано изменение скоростей поверхностных и головных ультразвуковых волн вблизи поверхности катания головки рельсов с различным пропущенным тоннажом. Отмечена корреляция скорости поверхностных и головных волн с твердостью и структурой рельсовой стали.

Деформация и разрушение материалов, № 11, с. 42-47 (2017) | Рубрики: 06.13 10.06

 

Алтунин В.А., Алтунин К.В., Алиев И.Н., Платонов Е.Н., Коханова С.Я., Яновская М.Л. «Разработка способов борьбы с термоакустическими автоколебаниями давления в топливно-охлаждающих каналах двигателей и энергоустановок летательных аппаратов наземного, воздушного, аэрокосмического и космического применения» Известия высших учебных заведений. Машиностроение, № 10, с. 77-90 (2017)

Рассмотрены особенности тепловых процессов, происходящих в топливных и охлаждающих каналах двигателей, энергоустановок и техносистем одно- и многоразового использования на жидких углеводородных горючих и охладителях. Подробно раскрыты позитивные и негативные процессы, вызванные термоакустическими автоколебаниями давления. На основе результатов экспериментальных исследований разработаны новые методы и способы борьбы с термоакустическими автоколебаниями давления в каналах рубашек охлаждения жидкостных ракетных двигателей одно- и многоразового использования, а также в других энергоустановках и техносистемах наземного, воздушного, аэрокосмического и космического базирования, применяемых в наземном транспорте при добыче тяжелых нефтей, в летательных аппаратах, космических летательных аппаратах, воздушно-космических самолетах и на орбитальных космических станциях.

Известия высших учебных заведений. Машиностроение, № 10, с. 77-90 (2017) | Рубрики: 06.18 10.06

 

Тонкошкур А.Г. «Моделирование процесса кондуктивного теплопереноса в грунтовом воздухоохладителе» Математическое моделирование, 30, № 1, с. 103-116 (2018)

Предложена математическая модель процесса теплопередачи в грунтовом трубчатом теплообменнике – охладителе воздуха – для построения в нем поля температур с целью определения минимального допустимого расстояния между трубами. Приведена визуализация результатов, полученных в программе, разработанной по этой модели, на языке MATLAB и в среде PDE Toolbox MATLAB. Сопоставление полученных результатов показало их хорошую близость

Математическое моделирование, 30, № 1, с. 103-116 (2018) | Рубрики: 06.18 10.06

 

Беляев Н.Д., Лебедев В.В., Алексеева А.В., Нуднер И.С., Семенов К.К., Щемелинин Д.И. «Исследования изменений структуры грунта при воздействии волн цунами на гидротехнические сооружения» Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 10, № 4, с. 44-52 (2017)

Работа посвящена исследованию изменений структуры грунта у оснований морских гидротехнических сооружений, вызванных воздействием на них волн цунами. Представлены результаты выполненных экспериментальных исследований для двух видов сооружений: морской ледостойкой стационарной платформы гравитационного типа и берегоукрепления откосного типа с защитным слоем из наброски. В ходе опытных исследований воздействия волн цунами на морскую платформу гравитационного типа были получены сформировавшиеся профили дна и выполнен их анализ. В результате получены количественные сведения о степени разрыхления грунта у основания платформы. Полученные данные свидетельствуют о возможной независимости значения степени разрыхления грунта от числа Эйлера, характеризующего интенсивность волнового воздействия на грунт. Экспериментальные исследования воздействия волн цунами на берегоукрепительное сооружение откосного типа показали, что фильтрационные потоки, возникающие в теле наклонной грани сооружения, в результате воздействия волны цунами способствуют изменению структуры каменной наброски, которое приводит к увеличению пористости грунта, слагающего тело сооружения. Отмечено качественное подобие следствий воздействия волн цунами на грунт и на набросные элементы гидротехнического сооружения.

Фундаментальная и прикладная гидрофизика, 10, № 4, с. 44-52 (2017) | Рубрики: 07.14 10.06

 

Андрющенко А.К., Аникин М.К. «Шумозащитные мероприятия по снижению уровней шума от соударения металлических труб» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 3, № 4, с. 50-59 (2017)

Рассматривается проблема снижения шума при производстве металлических труб нефтегазопроводного дивизиона. Основным источником шума на данных производствах является шум, излучаемый при их соударениях о металлические части рабочих органов конструкций и между собой. Превышения уровней шума на определенных рабочих местах данных производств могут достигать до 22 дБА по эквивалентному уровню звука. Типовые шумозащитные мероприятия (шумозащитные экраны, звукопоглощающие материалы) для данного типа производств имеют определенные ограничения по внедрению, что требует использования нетиповых мероприятий (вибродемпфирования) и проектирования новых видов (глушители шума труб).

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 3, № 4, с. 50-59 (2017) | Рубрики: 08.10 10.06

 

Коромыслов Е.В., Усанин М.В., Синер А.А. «Расчет генерации шума вентилятора авиационного двигателя методами высокого порядка на графических процессорах» Вестник Удмуртского университета: Математика. Механика. Компьютерные науки, 27, № 4, с. 618-633 (2017)

В работе проводился расчет генерации шума вентилятора турбореактивного двухконтурного авиационного двигателя (ТРДД) для различных режимов его работы с помощью собственного программного пакета GHOST CFD, реализованного для графических процессоров (ГПУ). Программный пакет основан на схемах типа DRP (Dispersion Relation Preserving), имеющих высокий порядок аппроксимации и высокую разрешающую способность. Для интегрирования по времени также использовалась оптимизированная схема типа LDDRK (Low Dispersion and Dissipation Runge–Kutta). Для моделирования турбулентности использовался неявный метод крупных вихрей с релаксационной фильтрацией (LES-RF). В качестве ротор-статор-интерфейса применялись пересекающиеся (CHIMERA) сетки. Ускорение за счет использования ГПУ, по сравнению с обычным центральным процессором, составило до порядка 12–20 раз, при этом было достигнуто приемлемое время счета. Расчеты в GHOST CFD проводились в постановке «вентилятор–спрямляющий аппарат наружного контура с полными колесами лопаток». Результаты расчетов сравнивались как с экспериментальными данными, так и с результатами аналогичных расчетов в коммерческом программном пакете ANSYS CFX. При этом в части расчетов в ANSYS CFX учитывался и направляющий аппарат внутреннего контура.

Вестник Удмуртского университета: Математика. Механика. Компьютерные науки, 27, № 4, с. 618-633 (2017) | Рубрики: 08.14 10.06

 

Смирнов С.Б., Ордобаев Б.С., Абдыкеева Ш.С. «Некоторые особенности сейсмического волнового разрушения зданий и сооружений» Ползуновский альманах, 3, № 4, с. 34-37 (2017)

Статья посвящена изучению особенностей сейсмического разрушения зданий, противоречащих по своей природе инерционно-силовой концепции

Ползуновский альманах, 3, № 4, с. 34-37 (2017) | Рубрики: 09.07 10.06

 

Саканов Д.К. «Обеспечение безопасных акустических экологических параметров вблизи бетонных дорог» Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ, № 4, с. 115-120 (2017)

Рассматривается вопрос обеспечения акустической безопасности вблизи бетонных дорог. Бетонные покрытия, наряду с положительными свойствами, обладают некоторыми недостатками, в частности, повышенной эмиссией шума и вибрации, что создает определенную экологическую напряженность вдоль дорог. Для количественой оценки экологичности применяемой технологии строительства бетонных дорог была использована методика расчета индекса экологичности и качества (IEQ), разработанная в Перербургском университете путей сообщения, а также был проведен мониторинг экологической обстановки, для чего были использованы данные Белдорнии по оценке шума вдоль дорог, выполненные в течение 2006–2013 гг. В настоящее время наиболее перспективной технологией укладки бетона является устройство двухслойного покрытия, верхний слой которого выполнен из пористого бетона. При этом решается как задача снижения шума, так и предотвращения аквапланирования колес при дожде. Бороздки на покрытии в процессе эксплуатации изнашиваются, в условиях зимнего содержания дорог и применения песочно-соляных смесей бороздки и пористый бетон забиваются песком, который из них практически не извлекается, что говорит об уменьшении эффективности поглощения и рассеивания звука.

Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ, № 4, с. 115-120 (2017) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Сергеев С.В., Закиров Р.Г., Некрутов В.Г., Микрюков В.Н. «Математическое моделирование процесса возбуждения вибрации в роторных инерционных системах» Математическое моделирование и краевые задачи. Труды 7 Всероссийской научной конференции с международным участием. Самара, 3–6 июня 2010 г. Ч. 1. Секц. Математические модели механики, прочности и надёжности элементов конструкций, с. 332-334 (2010)

Математическое моделирование и краевые задачи. Труды 7 Всероссийской научной конференции с международным участием. Самара, 3–6 июня 2010 г. Ч. 1. Секц. Математические модели механики, прочности и надёжности элементов конструкций, с. 332-334 (2010) | Рубрика: 10.06

 

Бернс В.А., Жуков Е.П., Маринин Д.А., Маленкова В.В. «Метод экспериментального определения параметров собственных тонов колебаний конструкций» Решетневские чтения, № 21-1, с. 87-88 (2017)

Управляемым воздействием выделяются колебания конструкции по каждому собственному тону, определяются собственные частоты и формы, обобщенные массы и характеристики демпфирования этих тонов.

Решетневские чтения, № 21-1, с. 87-88 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Скрыль С.В., Крылов В.О., Филева С.А., Гуляев О.А. «Функциональное представление угроз утечки информации по виброакустическим каналам на объектах авиакосмической промышленности» Авиакосмическое приборостроение, № 12, с. 22-32 (2017)

Обосновывается необходимость функционального представления процессов перехвата техническими средствами разведки информативных сигналов виброакустических полей от разрабатываемых и производимых образцов авиакосмической продукции. Приводится декомпозиционная структура функциональной модели угроз утечки информации по виброакустическим каналам на объектах авиакосмической промышленности (АКП). Обосновывается возможность адекватной оценки характеристик угроз утечки информации по виброакустическим каналам на объектах АКП с целью устранения недостатков эвристической оценки обеспечиваемой защищенности информации объектов АКП от подобного рода угроз и корректного обоснования способов противодействия разведке.

Авиакосмическое приборостроение, № 12, с. 22-32 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Крючков А.Н., Ромашов Н.Н., Ермилов М.А., Баляба М.В. «Исследование гидравлических и виброакустических характеристик перспективного клапана-дросселя с рабочим органом в виде эластичного трубчатого элемента» Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, № 4, с. 82-90 (2017)

Рассматривается конструкция перспективного клапана-дросселя с эластичным трубчатым элементом, разработанным в целях снижения вибрации и шума гидравлических систем, к которым предъявляются повышенные требования по виброакустическим характеристикам. Проведён анализ известных устройств и обоснована конструктивная схема клапана-дросселя. Выполнен анализ деформированного состояния эластичного трубчатого элемента и показана связь деформаций данного элемента с гидравлическими параметрами рабочей среды в проточной части клапана. Представлены экспериментальные расходно-перепадные характеристики исследуемого клапана, анализ которых позволил выявить участки характеристик, при которых сохраняется постоянство расхода при изменении перепада давления на клапане. Приведено обоснование данной особенности гидравлических характеристик клапана с эластичным элементом. Показаны пути дальнейших исследований перспективного клапана.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, № 4, с. 82-90 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Пильненко А.К., Заплетников И.Н., Владыченко Н.И. «Виброакустические свойства пищевых продуктов» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 3, № 4, с. 14-20 (2017)

Исследования физико-механических свойств пищевых продуктов посвящено много работ. Исследованиям виброакустических свойств пищевых продуктов уделено недостаточное внимание. Особенно это касается вибрационных характеристик. Целью работы является исследование процесса прохождения вибрационных волн по пищевым продуктам, возникающим от воздействия режущих инструментов различной конструкции. В качестве вибрационной характеристики принят корректированный уровень виброускорения. Приведена методика исследований и описание экспериментального стенда. Измерения проводились аттестованным прибором «Ассистент». В результате получена графическая интерпретация распространения вибрационной волны по свежим овощным продуктам для прямолинейной и зубчатой режущей кромки. Получены эмпирические выражения результатов эксперимента. Закономерности прохождения вибрационных волн через пищевые продукты специфичны для каждого продукта, что создает предпосылки для диагностики пищевых продуктов.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 3, № 4, с. 14-20 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Светлов В.В. «Расчет эффективности технологического шумозащитного экрана для снижения шума от воздухозаборных решеток компрессорных установок» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 3, № 4, с. 60-68 (2017)

Рассмотрена задача снижения уровней шума от технологического оборудования предприятия при помощи шумозащитного экрана. Приведены формулы, описывающие расчет эффективности шумозащитного экрана и результаты натурных измерений. Выбраны основные параметры шумозащитного экрана: длина, высота, звукопоглощение. Приведена формула определения эффективности технологического шумозащитного экрана, учитывающая все параметры экрана, а также нарушение диффузности звукового поля для его внутреннего объема.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 3, № 4, с. 60-68 (2017) | Рубрики: 10.06 10.08

 

Тупов В.В., Миронова А.Н. «Расчет коэффициента отражения концевого отверстия канала без фланца в акустических проектах» Безопасность в техносфере, 6, № 3, с. 34-41 (2017)

Проведенный анализ погрешности вычисления коэффициента отражения плоских звуковых волн от концевого отверстия канала без фланца с помощью формул, широко используемых на практике, показал их неприменимость для точных акустических расчетов и ограниченность диапазона чисел Гельмгольца, где они применимы. В данной работе предложены удобные для практического использования расчетные зависимости, позволяющие вычислить машинным способом более точно значения рассматриваемой величины во всем диапазоне существования в канале плоских волн. Полученные зависимости позволят повысить точность акустических расчетов, в частности при проектировании глушителей шума.

Безопасность в техносфере, 6, № 3, с. 34-41 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Игнатов А.В., Богомолов С.Н., Федянин Н.Д. «Метод расчета свободных поперечных колебаний ствола автоматической пушки при заданном условии закрепления» Известия Тульского государственного университета. Технические науки, № 11-2, с. 70-77 (2017)

Сформулирована и решена математическая модель, описывающая свободные поперечные колебания ствола автоматической пушки в одной из плоскостей при определенных условиях закрепления.

Известия Тульского государственного университета. Технические науки, № 11-2, с. 70-77 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Дашевский М.А., Мондрус В.Л., Моторин В.В. «Эффективная виброзащита верхнего строения пути метрополитена» Academia. Архитектура и строительство, № 4, с. 111-117 (2017)

Движение подземных метропоездов связано с генерацией вибрации тоннельных конструкций, передаваемой через грунт на окружающие здания. У возникающей при этом задачи защиты от вибрации – две проблемы. Первая – «ножницы» между требованием безопасности движения, не допускающим смещений верхнего строения пути (ВСП) более чем на 5 мм, и эффективностью гашения вибрации, неразрывно связанной с необходимостью малой жёсткости опорного элемента гасящего устройства. Вторая – обеспечение технологичности конструкции виброзащиты, что делало бы её применимой для различных типов ВСП. В статье представлены идеология решения этих проблем и конструкция, созданная на основе этой идеологии. Суть решения первой проблемы – включение в работу дополнительной жёсткости только при движении метро-поездов с максимальной (расчётной нормированной) нагрузкой. Новая эффективная конструкция виброзащиты верхнего строения пути метрополитена VSP-2014 на полушпалах LVT-M, включающая опорный элемент с тремя разновысокими перфорированными выступами и ребристые боковые элементы, позволяет с помощью низкой собственной частоты колебаний «отстроиться» от вертикальной и горизонтальной вибрации, генерируемой метропоездом. Средний выступ большой жёсткости выполняется ниже крайних на расчётную величину и включается в работу при выборке этой величины во время движения поезда с предельной (нормативной) нагрузкой. Вторая проблема – создание системы виброзащиты, приспособляемой к типам ВСП на полушпалах различного вида, решается с помощью применения оболочки из опорного и боковых элементов в виде сборной конструкции. Для подтверждения правильности предложенных решений виброизолированного ВСП приведены спектры для обычного и виброзащитного пути (реализация проектной разработки 2003 г. для полушпал типа «АБВ»). Представлены механизм автоматического включения среднего опорного выступа VSP-2014 для полу-шпалы LVT-M при движении метропоезда с нормативной нагрузкой, инженерная методика расчёта перемещений опорного и боковых элементов и определение эффективности гашения вертикальной и горизонтальной вибрации с помощью виброзащитной системы VSP.

Academia. Архитектура и строительство, № 4, с. 111-117 (2017) | Рубрики: 10.06 10.08

 

Груданов В.Я., Ткачева Л.Т. «Моделирование и оптимизация гидравлических и акустических характеристик глушителей шума поршневых двигателей» Вестник Белорусско-Российского университета, № 4, с. 17-28 (2017)

Рассмотрены основные направления развития теории чисел. Приведена современная классификации рядов предпочтительных чисел, на базе которых разработана математическая модель перфорированной перегородки и дано расчетное обоснование геометрических и конструктивных параметров глушителя шума активно-реактивного типа.

Вестник Белорусско-Российского университета, № 4, с. 17-28 (2017) | Рубрики: 10.06 10.07

 

Левин А.И., Винокуров Г.Г. «Использование теории динамических систем для моделирования колебаний подвески автомобильной техники Севера» Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, № 5, с. 57-66 (2017)

В настоящее время происходит интенсивное освоение богатых минеральными ресурсами северных регионов РФ, которые характеризуются экстремальными климатическими условиями, сложной транспортной схемой доставки товаров и неразвитой инфраструктурой. Дороги в северных регионах криолитозоны характеризуются тяжелыми грунтовыми условиями, зачастую бездорожьем, большим количеством препятствий и повышенным износом дорожного полотна; часто происходят оттаивание, просадка и пучение многолетнемерзлых грунтов оснований дорог с образованием трещин, рытвин, неровностей. При движении автотранспорта по таким некачественным дорогам резко возрастает воздействие знакопеременных нагрузок на детали подвески, в частности рессор. Это приводит к интенсивным вынужденным случайным колебаниям системы подвески, амплитуда и частота которых существенно влияют на ее работоспособность и долговечность. Таким образом, для оценки повреждаемости подвески автомобильной техники Севера актуальным является исследование механического взаимодействия в системе «автомобиль–дорога» в условиях дорог криолитозоны. Целью данной работы является выявление характеристик случайных вынужденных стационарных колебаний подвески автомобильной техники Севера на основе использования теории линейных динамических систем для учета дорожных условий. В работе для описания механического взаимодействия подвески автомобильной техники с дорогой в условиях криолитозоны использована теория линейных динамических систем. Математический аппарат, широко используемый в радиотехнике, позволил выявить зависимость характеристик случайных вынужденных колебаний подвески от статистических данных профиля дороги. Для этого проведена математическая обработка экспериментальных данных профилей участков грунтово-гравийных дорог Республики Саха (Якутия). В зависимости от скорости автомобиля определены относительная дисперсия и среднеквадратическое отклонение вынужденных случайных колебаний подвески автомобильного транспорта. Показана перспективность использования теории линейных динамических систем для изучения случайных колебаний подвески автомобильной техники при эксплуатации транспорта в условиях криолитозоны.

Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, № 5, с. 57-66 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Грищенко А.И., Модестов В.С., Полянский В.А., Третьяков Д.А., Штукин Л.В. «Экспериментальное исследование поля акустической анизотропии в образце с концентратором напряжений» Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Физико-математические науки, 10, № 1, с. 121-129 (2017)

Экспериментально исследовано поведение акустической анизотропии и скорости продольной волны в случае неодноосного напряженно-деформированного состояния при неупругом деформировании пластины с концентратором напряжений (в виде центрального отверстия). Представлены результаты для нескольких уровней деформации, а также результаты конечно-элементного анализа действующих напряжений. Обнаружено качественное совпадение расчетных полей напряжений и полей распределения акустической анизотропии. Установлено, что максимальные по абсолютной величине значения акустической анизотропии приходятся на области с наибольшими напряжениями вблизи концентратора. Выдвинуто предположение о том, что неравномерность распределения акустической анизотропии в материале указывает на возможную концентрацию напряжений в соответствующих точках.

Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Физико-математические науки, 10, № 1, с. 121-129 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Селюцкий Ю.Д. «О динамике малых ветроэнергетических установок» Математическое моделирование, 30, № 1, с. 31-39 (2018)

На базе созданной ранее замкнутой математической модели исследуется динамика малой горизонтально-осевой ветроэнергетической установки. Предложена процедура идентификации аэродинамического момента в случае, когда электромеханическое взаимодействие является нелинейным по току. Разработаны элементы компьютерного сопровождения методики сравнительного анализа различных малых ветроэнергетических установок. Проведено сопоставление результатов численного моделирования поведения установки с имеющимися экспериментальными данными. Показано, что имеет место хорошее согласие. Исследовано поведение системы в условиях переменного ветра.

Математическое моделирование, 30, № 1, с. 31-39 (2018) | Рубрика: 10.06

 

Пегов В.И., Мошкин И.Ю. «Расчет динамики баллистической модели ракет» Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Математическое моделирование и программирование, 10, № 4, с. 56-63 (2017)

Для обеспечения безопасности испытаний баллистических моделей ракет в гидродинамических бассейнах нашли широкое применение гидравлические улавливающие устройства в виде заполненной водой трубы с глухим днищем. Для ликвидации явления гидроудара в торце трубы предусматривается воздушный колокол. Разработанные математическая модель и метод расчета динамики баллистической модели в гидравлическом улавливающем устройстве позволяют выбрать геометрические параметры улавливающего устройства и проводить торможение модели в заранее заданном расчетном режиме. Уравнение для продольного движения модели получено из уравнения Лагранжа. По предлагаемому методу создана программа на ЭВМ и выполнены примеры расчетов. Проведено сравнение расчетов с экспериментальными данными, полученными при испытаниях в гидробассейне. Наблюдается удовлетворительное соответствие расчетных и экспериментальных данных, что служит подтверждением достоверности и надежности разработанной математической модели тормозного гидродинамического устройства. Разработанная математическая модель позволяет при заданном числе Эйлера и для заданной массы модели выбирать необходимые для торможения основные параметры улавливающего тормозного устройства. Предложенный метод расчета может быть использован для определения геометрических параметров тормозного и улавливающего устройства при проведении испытаний баллистической модели в гидробассейне.

Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Математическое моделирование и программирование, 10, № 4, с. 56-63 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Звегинцев В.И. «Газодинамические проблемы при работе сверхзвуковых воздухозаборников в нерасчетных условиях (Обзор)» Теплофизика и аэромеханика, № 6, с. 829-858 (2017)

Анализируются современные представления о работе сверхзвуковых воздухозаборных устройств высокоскоростных воздушно-реактивных двигателей. Показано, что при нерасчетных режимах работы воздухозаборника течение в канале двигателя становится весьма сложным. Последнее приводит к непредсказуемым последствиям и, в частности, к незапуску воздухозаборника. Выражение «незапуск воздухозаборника» в настоящей статье рассматривается как синоним отсутствия теоретического понимания и предсказания происходящих газодинамических явлений. Предлагаются подходы к обеспечению авторегулирования системы «воздухозаборник–камера сгорания» для ПВРД. Указаны направления дальнейших исследований по обеспечению устойчивой работы воздухозаборных устройств в широком диапазоне полетных условий. Ключевые слова: сверхзвуковое течение, воздухозаборник, воздушно-реактивный двигатель, торможение потока, ударные волны, запуск/незапуск, противодавление

Теплофизика и аэромеханика, № 6, с. 829-858 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Пантелеев И.А., Полтавцева Е.В., Мубассарова В.А., Гаврилов В.А. «Возмущение напряженно-деформированного состояния упругого полупространства шаровой неоднородностью упругих свойств при сдвиге в горизонтальной плоскости с учетом гравитационных сил» Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика, № 4, с. 138-153 (2017)

Работа посвящена решению задачи о возмущении напряженно-деформированного состояния упругого изотропного полупространства шаровой неоднородностью упругих свойств для случая действия на полупространство только силы тяжести и случая дополнительно наложенного сдвига в горизонтальной плоскости. Получено аналитическое решение для компонент вектора перемещений и объемной деформации, выраженное через потенциалы и квазипотенциалы шара, для случая действия на полупространство только сил тяжести и случая суперпозиции сил тяжести и сдвига в горизонтальной плоскости. На примере конкретного сейсмического события показано, что вклад гравитационных сил в возмущение напряженно-деформированного состояния полупространства шаровой неоднородностью упругих свойств (распределение относительно объемной деформации) не является малым. С использованием полученного аналитического решения для случая действия только сил тяжести показано, что распределение объемной деформации является осесимметричным относительно оси z. Вокруг шаровой неоднородности упругих свойств в изотропном упругом полупространстве формируются зона относительного сжатия, расположенная по простиранию неоднородности, и зоны относительного растяжения, расположенные над и под неоднородностью. Отличительной особенностью зон относительного растяжения является их предельный размер, тогда как размер зоны относительного сжатия растет при уменьшении величины объемной деформации. При добавлении в решение слагаемого, связанного со сдвигом в горизонтальной плоскости, симметрия не нарушается, но нарушается равенство по модулю объемных деформаций в соседних октантах. Размеры и геометрия изоповерхностей объемной деформации при учете сил тяжести в задачи сдвига в горизонтальной плоскости существенно меняется. В зависимости от направления оси максимального растяжения полупространства с неоднородностью происходит увеличение размеров зон относительного сжатия и соответствующее уменьшение размеров зон относительного растяжения с изменением формы обеих.

Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Механика, № 4, с. 138-153 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Афанасьева О.В. «Основные этапы и положения проектирования малошумных дизельных установок» Вопросы оборонной техники Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 11-12, с. 30-34 (2017)

Рассмотрены принципы проектирования малошумных двигателей внутреннего сгорания. Предложена методика и характеристика всех этапов исследования.

Вопросы оборонной техники Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 11-12, с. 30-34 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Ошмарин Д.А., Севодина Н.В., Юрлова Н.А., Юрлов М.А. «О размещении пьезоэлемента в конструкции для управления ее динамическим поведением в заданном частотном диапазоне» Математическое моделирование в естественных науках, № 1, с. 66-71 (2017)

Предлагается подход, позволяющий определять такое расположение пьезоэлемента в конструкции, которое обеспечивает наиболее эффективное управление ее динамическим поведением в некотором заданном частотном диапазоне. Данный подход основан на математической постановке задачи о собственных колебаниях кусочно-однородных электроупругих тел. Оптимальное месторасположение определяется на основе анализа картин распределения величины, характеризующей суперпозицию коэффициентов электромеханической связи нескольких собственных частот колебаний. Эффективность данного подхода продемонстрирована на примере тонкостенной оболочки в форме полуцилиндра.

Математическое моделирование в естественных науках, № 1, с. 66-71 (2017) | Рубрики: 10.06 10.09

 

Писарев П.В. «Численный анализ колебательных процессов в двухступенчатых центробежных насосах различной формы» Математическое моделирование в естественных науках, № 1, с. 254-257 (2017)

По результатам численного моделирования выявлены эффект нестационарного взаимовлияния ступеней и колебательные процессы в соединительном канале и прилегающих объемах модельных насосов. Проведен сравнительный анализ и установлено, что амплитудно-частотные характеристики колебаний давления для первой и второй моделей практически одинаковы в соответствующих контрольных точках.

Математическое моделирование в естественных науках, № 1, с. 254-257 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Серов А.Ф., Мамонов В.Н., Назаров А.Д. «Энергетика пульсаций течения Куэтта–Тейлора в зазорах оппозитных многоцилиндровых роторов» Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Физико-математические науки, 159, № 3, с. 364-373 (2017)

Представлены результаты экспериментов по выделению тепловой энергии при вращении двух коаксиальных встречно вращающихся многощелевых «роторов», образующих систему цилиндрических кольцевых каналов, которые заполнены вязкой рабочей жидкостью. В такой системе кольцевых каналов реализуется течение Куэтта–Тэйлора. Предлагаемая конструкция рассматривается как модель теплогенератора, приводом которого могут быть два оппозитных (вращающихся навстречу друг другу) ветровых двигателя. При работе устройства рабочая жидкость, нагреваясь в кольцевых каналах за счет больших сдвиговых напряжений, циркулирует в контуре, содержащем теплообменник для передачи тепла в аккумулятор тепловой энергии. Кинетическая энергия привода в таком теплогенераторе полностью преобразуется в тепловую энергию. Экспериментально проведены прямые измерения момента силы сопротивления вращению «роторов», измерены энергетические спектры пульсаций этого момента, измерена тепловая мощность, выделяемая при работе устройства. Эксперименты проведены при четырех значениях вязкости рабочей жидкости в диапазоне изменения угловой скорости вращения «роторов» Ω=(6–30) рад/с. Изучено влияние геометрических параметров такого теплогенератора на эффективность преобразования кинетической энергии механического привода в тепловую энергию. Проведен анализ полученных результатов. Показано, что предлагаемая конструкция теплогенератора позволяет создавать устройства с заданной мощностью для работы в диапазоне малых угловых скоростей вращения «роторов».

Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Физико-математические науки, 159, № 3, с. 364-373 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Маркеев А.П. «О маятнике на вращающемся и вибрирующем основании» Доклады академии наук, 477, № 5, с. 542-546 (2017)

Исследуется движение маятника в однородном поле тяжести. Предполагается, что основание маятника вращается вокруг вертикали и одновременно совершает гармонические колебания вдоль этой вертикали с высокой частотой и малой амплитудой. При помощи классической теории возмущений и современных методов анализа нелинейных динамических систем решена задача о существовании и устойчивости периодических движений маятника с периодом, равным периоду колебаний его основания.

Доклады академии наук, 477, № 5, с. 542-546 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Александров К.Д., Леонов Г.А. «Частотные критерии глобальной устойчивости динамических систем с оператором Прандтля и оператором “ЛЮФТ”» Доклады академии наук, 477, № 6, с. 657-659 (2017)

Сформулирован частотный критерий глобальной устойчивости динамических систем с оператором Прандтля и оператором “люфт”. Приведена схема доказательства. Показано преимущество полученного критерия по сравнению с известным критерием Логеманна–Райен

Доклады академии наук, 477, № 6, с. 657-659 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Чутков К.А., Хренов И.О. «Влияние колебаний боевых колесных машин на их боевую эффективность» Журнал автомобильных инженеров, № 6, с. 12-13 (2014)

Хаотичные колебания боевой колёсной машины оказывают существенное влияние на боевую эффективность безошибочных действий экипажа в любой обстановке боевых и других действий, что недопустимо при удовлетворении оперативно-тактических требований к войскам.

Журнал автомобильных инженеров, № 6, с. 12-13 (2014) | Рубрика: 10.06

 

Крылова Н.А. «Формирование сложных колебательных движений при упрочнении деталей ультразвуковым поверхностным пластическим деформированием» Ультразвук: проблемы, разработки, перспективы. Материалы международной научной конференции. Уфа, 25–29 сент. 2017 г., с. 39-40 (2017)

В процессе эксплуатации на рабочей поверхности детали возникает множество концентраторов напряжений и, как следствие, поверхностные слои, подвергаются активному воздействию внешних факторов. Для снижения воздействия данных факторов необходимо улучшение физико-механических характеристик и геометрии поверхностного слоя обрабатываемой детали, причем состояние рабочей поверхности детали оказывает влияние на такие ее эксплуатационные свойства, как износостойкость, усталостная прочность, коррозионная стойкость и др. Обработку деталей сложной формы осуществляют методом поверхностно – пластического деформирования (ППД). Данный метод является одним из наиболее эффективных и экономичных. В результате обработки данным методом происходит упрочнение поверхностного слоя детали, а также улучшение эксплуатационных характеристик. Одним из эффективных методом решения задач, возникающих при ППД, является наложение ультразвуковых колебаний, дающих возможность управлять микрогеометрией формируемой поверхности, её твёрдостью, степенью деформационного упрочнения, а также получать регулярный микрорельеф.

Ультразвук: проблемы, разработки, перспективы. Материалы международной научной конференции. Уфа, 25–29 сент. 2017 г., с. 39-40 (2017) | Рубрики: 04.11 06.23 10.06

 

Хмелев В.Н., Барсуков Р.В., Ильченко Е.В. «Система частотного согласования ультразвуковых генераторов с излучателями в аппаратах «Булава»» Южно-Сибирский научный вестник, № 4, с. 27-30 (2017)

Статья посвящена проблеме, связанной с определением резонансной частоты ультразвуковых колебательных систем (излучателей) предназначенных для работы в составе ультразвуковых технологических аппаратов типа «Булава».

Южно-Сибирский научный вестник, № 4, с. 27-30 (2017) | Рубрики: 04.11 10.06

 

Анисимов В.Н., Литвинов В.Л. «Поперечные колебания каната, движущегося в продольном направлении» Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 19, № 4-1, с. 161-166 (2017)

сследуются колебания каната, движущегося в продольном направлении. Модель учитывает натяжение каната, изгибную жёсткость и сопротивление внешней среды. Объект исследования относится к широкому кругу колеблющихся одномерных объектов с движущимися границами. При постоянной скорости продольного движения колебания каната характеризуются набором собственных частот. В случае отсутствия сопротивления среды для решения задачи использовано дискретное интегральное преобразование Фурье. В результате в виде ряда получено уравнение, позволяющее найти точные значения собственных частот. Задача при наличии сопротивления среды решалась методом Канторовича–Галеркина. Полученное уравнение позволяет найти приближённые значения двух первых собственных частот. Сравнением точных и приближённых частот оценена точность решения, полученного методом Канторовича-Галеркина. В статье проанализировано, как влияет скорость продольного движения каната на форму собственных колебаний. Решение произведено в безразмерных переменных, что позволяет использовать полученные результаты для расчёта колебаний широкого круга технических объектов.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 19, № 4-1, с. 161-166 (2017) | Рубрики: 04.12 10.06