Астрон. ж. 2017. 94, № 12

Топчиева А.П., Вибе Д.З., Кирсанова М.С., Крушинский В.В. «Морфология излучения областей ионизованного водорода в инфракрасном диапазоне» Астрономический журнал, 94, № 12, с. 1003-1019 (2017)

Произведен поиск инфракрасных кольцевых туманностей, связанных с областями ионизованного водорода. В качестве основы использован обзор New GPS, выполненный на интерферометре VLA на длине волны 20 см, а также наблюдения, выполненные на космическом телескопе "Spitzer" на длинах волн 8 и 24 мкм и на космическом телескопе "Herschel" на длине волны 70 мкм. Визуально отобраны объекты, имеющие кольцеобразную морфологию на длине волны 8 мкм и являющиеся источниками протяженной эмиссии на 20 см. Внутри отобранных объектов также наблюдается эмиссия на 24 мкм, имеющая форму внутреннего кольца или центрального пика. Составлен каталог 99 кольцевых туманностей, форма которых на 8 и 70 мкм может быть хорошо аппроксимирована эллипсами. В каталоге выделено 32 объекта, форма которых близка к круговой (эксцентриситет вписанного эллипса на 8 мкм не превышает 0.6, угловой радиус превосходит 20"). Эти объекты перспективны для сопоставления с результатами одномерного гидродинамического моделирования расширяющихся зон ионизованного водорода.

Астрономический журнал, 94, № 12, с. 1003-1019 (2017) | Рубрика: 18

Курбатов Е.П., Сытов А.Ю., Бисикало Д.В. «Возбуждение турбулентности в протопланетных дисках вокруг двойных звезд» Астрономический журнал, 94, № 12, с. 1020-1026 (2017)

Аккреционные диски вокруг молодых двойных звезд испытывают интенсивное воздействие со стороны компонентов системы. Воздействия газодинамического типа возбуждают в диске сильные нелинейные возмущения, которые могут порождать турбулентность. В работе рассмотрен механизм возбуждения турбулентности, основанный на неустойчивости нелинейных волн во вращающемся течении. Показано, что спектр нелинейных возмущений, возбуждаемых во внутренней части диска, приводит к турбулизации всего течения. Для численной модели аккреционного диска получены оценки коэффициента Шакуры–Сюняева, а ∼ 0.01–0.05.

Астрономический журнал, 94, № 12, с. 1020-1026 (2017) | Рубрика: 18

Шематович В.И., Кайгородов П.В., Бисикало Д.В., Фатеева А.М. «Газодинамические особенности оболочек контактных двойных звезд» Астрономический журнал, 94, № 12, с. 1027-1032 (2017)

Приводятся результаты трехмерного численного моделирования газовой оболочки контактной двойной звезды с параметрами SV Cen. По результатам численного моделирования показано, что истечение вещества из окрестности точки Лагранжа L2 приводит к формированию общей оболочки, имеющей форму диска с радиусом порядка трех межкомпонентных расстояний. Обсуждаются характеристики полученной оболочки, ее структура и динамика, а также возможные наблюдательные проявления.

Астрономический журнал, 94, № 12, с. 1027-1032 (2017) | Рубрика: 18

Стояновская О.П., Снытников В.Н., Воробьев Э.И. «Анализ методов расчета траекторий пылевых частиц в газопылевом околозвездном диске» Астрономический журнал, 94, № 12, с. 1033-1049 (2017)

Впервые проведен систематический анализ методов расчета траекторий движения частиц твердой фазы, которые применяются в современных астрофизических кодах для моделирования газопылевых околозвездных дисков. Рассматривается движение тел, скорости которых определяются главным образом трением о газ, то есть для которых время релаксации скорости пыли относительно скорости газа tstop меньше периода обращения или сопоставимо с ним. Методы анализируются с точки зрения их применимости для расчета движения тел малого размера, включая пыль размером менее 1 мкм, сильно связанную с газом. Рассмотрены две модельные задачи, для которых можно количественно оценить отклонение решения, полученного путем численного интегрирования, от аналитического. Приведены экономичные методы первого порядка аппроксимации по времени, которые позволяют избегать дополнительных ограничений на шаг по времени т со стороны трения при расчете движения тел любого размера. Показано, что для условий околозвездного диска погрешность расчета скорости, получаемая при использовании ряда устойчивых методов, становится неприемлемо большой при использовании временно го шага τ > tstop. Найдено, что для радиальной миграции тел, которые дрейфуют по орбитам, близким к кеплеровым, асимптотическое приближение, иногда называемое в литературе аппроксимацией коротких времен или приближением малого запаздывания (short friction time approximation, drift flux model), дает относительную погрешность вычисления радиальной скорости, равную St2. Здесь St – число Стокса, равное отношению времени остановки тел к доле периода обращения (динамическому времени) в диске.

Астрономический журнал, 94, № 12, с. 1033-1049 (2017) | Рубрика: 18

Колом П., Лехт Е.Е., Пащенко М.И., Рудницкий Г.М., Толмачев А.М. «Результаты многолетнего мониторинга мазерного излучения в области звездообразования G 10.623-0.383» Астрономический журнал, 94, № 12, с. 1050-1061 (2017)

Приведены результаты исследования источника мазерного излучения G 10.623-0.383 в линии молекулы H2O на А = 1.35 см, полученные на радиотелескопе РТ-22 Обсерватории в Пущино (Россия), и в главных линиях гидроксила OH на А =18 см, полученные на радиотелескопе Обсерватории Нансэ (Франция). Исследованы некоррелированные между собой долгопериодические вариации интегрального потока и центроида скоростей с характерными временами 11 (среднее значение) и 32 года, соответственно. Дрейф центроида может быть связан с мазерными конденсациями, вещество которых коллапсирует в направлении скопления OB-звезд. Показано, что в мазерном источнике H2O на протяжении значительного времени существуют конфигурации мазерных конденсаций различных масштабов, эволюционирующие со временем. Мазерное излучение OH зарегистрировано только в главных линиях, 1665 и 1667 МГц. Обнаружена переменность потоков основных эмиссионных деталей. При этом лучевые скорости деталей не менялись. Найдена зеемановская пара на частоте 1667 МГц с величиной расщепления 1.44 км/с, что соответствует величине продольного магнитного поля 4.1 мГс, которая сохраняется на протяжении не менее 25 лет. Характер переменности мазерного излучения H2O и OH позволяет утверждать, что эти мазеры локализованы в разных областях источника G 10.623-0.383.

Астрономический журнал, 94, № 12, с. 1050-1061 (2017) | Рубрика: 18

Дайбог Е.И., Кечкемети К., Лазутин Л.Л., Логачев Ю.И., Сурова Г.М. «27-дневная периодичность потоков юпитерианских электронов на орбите Земли» Астрономический журнал, 94, № 12, с. 1062-1070 (2017)

Рассмотрены вариации потоков юпитерианских электронов вблизи Земли в двух синодических периодах системы Земля–Юпитер в 1974–1975 и 2007–2008 гг. В цикле 1974–1975 гг. юпитерианские электроны наблюдались в течение 13 последовательных оборотов Солнца на IMP-8, в цикле 2007–2008 гг. – в течение 14 оборотов на SOHO. Потоки этих электронов в каждом солнечном обороте испытывали вариации с характерным временем ∼27d с максимумом приблизительно в середине оборота. Оказалось, что средний период вариаций не совпадал с синодическим периодом системы Солнце-Земля, равным 27.3d. В 1974–1975 гг. эксперимент зафиксировал средний период вариаций потоков электронов, равный 26.8d, а в 2007–2008 гг. – 26.1d. Существование обнаруженных вариаций объясняется изменениями во времени структуры скоростей солнечного ветра и связанных с ней магнитных ловушек, времени пребывания электронов в магнитных ловушках, а также влиянием взаимного расположения в пространстве Земли и Юпитера.

Астрономический журнал, 94, № 12, с. 1062-1070 (2017) | Рубрика: 18