18 Астрономия

Белов С.А., Молевич Н.Е., Завершинский Д.И «Усиление альфвеновских волн в результате нелинейного взаимодействия с быстрой магнитоакустической волной в акустически активной проводящей среде» Письма в Журнал технической физики, 44, № 5, с. 41-48 (2018)

Показано, что в изоэнтропически неустойчивой тепловыделяющей плазме возможно биэкспоненциальное усиление альфвеновских волн. Усиление происходит благодаря параметрической перекачке энергии к альфвеновским волнам от быстрых магнитоакустических волн, направленных ортогонально альфвеновским волнам. DOI: 10.21883/PJTF.2018.05.45706.16954

Письма в Журнал технической физики, 44, № 5, с. 41-48 (2018) | Рубрики: 06.08 06.16 18

Перепёлкин В.В., Почукаев В.Н., Скоробогатых И.В. «Динамические эффекты возмущённого движения полюса деформируемой Земли» Космонавтика и ракетостроение, № 1, с. 135-142 (2018)

Космонавтика и ракетостроение, № 1, с. 135-142 (2018) | Рубрики: 09.11 18

Перепёлкин В.В., Филиппова А.С., Сое В.Я. «Уточнённая модель долгосрочного прогноза движения земного полюса» Космонавтика и ракетостроение, № 1, с. 143-149 (2018)

Космонавтика и ракетостроение, № 1, с. 143-149 (2018) | Рубрики: 09.11 18

Ананенкова А.А., Крылов С.С., Филиппова А.С. «Амплитудно-частотный анализ возмущённого чандлеровского колебания полюса Земли» Космонавтика и ракетостроение, № 1, с. 150-155 (2018)

Рассматривается построенная на основе методов небесной механики модель вращения деформируемой Земли относительно центра масс в рамках пространственной постановки задачи о движении системы Земля–Луна в поле притяжения Солнца. Представляются результаты амплитудно-частотного анализа возмущённых чандлеровских колебаний земного полюса, обусловленных прецессионным движением лунной орбиты. С помощью численно-аналитического подхода исследуются возможности идентификации параметров чандлеровского колебания и приближения разработанной теоретической модели к реальным траекторным измерениям полюса Земли.

Космонавтика и ракетостроение, № 1, с. 150-155 (2018) | Рубрики: 09.11 18

Скоробогатых И.В., Аунг М.З. «Исследования прецессионных движений спутника, несущего гиростат и вязкоупругие стержни» Космонавтика и ракетостроение, № 1, с. 156-162 (2018)

Рассматривается эволюция вращательного движения относительно центра масс спутника, состоящего из осесимметричного твёрдого корпуса с находящимся внутри гиростатом и прикрепленными снаружи к корпусу деформируемыми стержнями, в недеформированном состоянии имеющими прямолинейную форму. Представляются уравнения, описывающие квазистационарные деформации стержней и вращение системы как целого. Определяются стационарные движения и исследуется их устойчивость.

Космонавтика и ракетостроение, № 1, с. 156-162 (2018) | Рубрики: 09.11 18

Шариф М., Садик С. «Приливные эффекты в некоторых регулярных черных дырах» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 153, № 2, с. 232-239 (2018)

Исследуются приливные силы, порождаемые некоторым классом регулярных черных дыр. Рассмотрено падение пробной частицы в радиальном направлении и получены радиальные и угловые компоненты приливных сил путем решения уравнений для расхождения геодезических. Вектор расхождения геодезических вычислений путем численного решения уравнения для расхождения геодезических. Оказалось, что в результате действия приливных сил частица претерпевает сжатие или растяжение в радиальном или угловом направлениях.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 153, № 2, с. 232-239 (2018) | Рубрики: 09.11 17 18

Хабарова К.Ю., Калганова Е.С., Колачевский Н.Н. «Передача точных сигналов частоты и времени в оптическом диапазоне» Успехи физических наук, 188, № 2, с. 221-230 (2018)

Создание фемтосекундного синтезатора оптических частот, позволяющего преобразовывать частоту из оптического диапазона в радиодиапазон, привело к широкому использованию атомных оптических часов. Относительная нестабильность таких часов достигла рекордных значений в несколько единиц восемнадцатого знака, что на два порядка превосходит нестабильность цезиевых фонтанов, первичных стандартов частоты. Этому сопутствует развитие методов передачи точных сигналов частоты и времени, в том числе по оптоволоконным линиям связи. Использование оптоволоконных линий позволяет достичь относительной нестабильности передачи частот оптических сигналов, меньшей, чем 10–18, за время усреднения менее 1000 с при передаче на расстояние порядка 1000 км. В свою очередь точность передачи сигналов времени на расстояния до 500 км достигла 250 пс. Оптоволоконные линии связи открывают возможность сличения оптических часов и создания синхронизованной сети стандартов времени и частоты на новом уровне точности. Возникает возможность решения новых задач: определения гравитационного потенциала, измерения эффекта Саньяка в континентальном масштабе, проведения точных тестов фундаментальных физических теорий.

Успехи физических наук, 188, № 2, с. 221-230 (2018) | Рубрики: 17 18

Шематович В.И., Маров М.Я. «Диссипация планетных атмосфер: физические процессы и численные модели» Успехи физических наук, 188, № 3, с. 233-266 (2018)

Рассматриваются процессы диссипации (убегания) планетных атмосфер, физические механизмы, ответственные за их природу, математические модели и численные методы, используемые для анализа этого явления с учётом ограничений, налагаемых доступными экспериментальными данными. Подробно обсуждаются структурные и динамические особенности аэрономии Земли и планет земной группы, лежащие в основе определения скоростей поглощения энергии и атмосферного убегания. Представлен разработанный авторами кинетический метод Монте-Карло для исследования тепловых и нетепловых процессов диссипации атмосферы. Исходя из этого подхода и результатов наблюдений на космических аппаратах приводятся оценки потери атомов из атмосфер Венеры и Марса за счёт различных источников, обсуждается их роль в современную эпоху и на ранних этапах эволюции этих планет. Актуальность данных исследований стимулируется открытием экзопланет, изучением диссипации их газовых оболочек на основе разрабатываемых моделей и вероятным влиянием механизма убегания на формирование планетной атмосферы и климата.

Успехи физических наук, 188, № 3, с. 233-266 (2018) | Рубрики: 17 18

Новиков И.Д. «Новая концепция кротовых нор и Мультивселенная» Успехи физических наук, 188, № 3, с. 301-310 (2018)

Рассматривается новая концепция кротовых нор. Проведено разделение кротовых нор на три качественно различные категории: статические, пространственноподобные и времениподобные. Проведён анализ свойств кротовых нор каждого типа. Анализируется связь кротовых нор и чёрных дыр. Исследуются их астрофизические свойства.

Успехи физических наук, 188, № 3, с. 301-310 (2018) | Рубрики: 17 18

Стихно К.А. «Возможности проведения гравитационной коррекции орбиты астероида Апофис с использованием небольшого космического аппарата» Космонавтика и ракетостроение, № 1, с. 50-59 (2018)

Ввиду вероятности резонансного возврата в 2036 г. астероида Апофис и его разрушительного столкновения с Землёй исследуются возможности гравитационной коррекции орбиты с использованием космического аппарата (КА) массой порядка одной тонны, помещённого в окрестность астероида и удерживаемого при помощи реактивных двигателей. Показывается, что такая коррекция будет достаточной для предупреждения столкновения в 2036 г., если её провести до сближения астероида с Землёй в 2029 г.

Космонавтика и ракетостроение, № 1, с. 50-59 (2018) | Рубрики: 17 18

Колюка Ю.Ф. «Высокоэффективный метод численного интегрирования уравнений движения в задачах небесной механики и космической баллистики» Космонавтика и ракетостроение, № 1, с. 100-117 (2018)

Даётся описание нового метода численного интегрирования уравнений движения небесных тел, позволяющего с высокой точностью и быстродействием рассчитывать орбиты произвольного типа в ближнем и дальнем космосе в длительных интервалах времени. Решение на шаге представляется в виде интерполяционных многочленов высокого порядка, при построении которых используется специальная расширяющаяся система узловых точек, являющихся при каждом порядке интерполяции близкими к узлам соответствующих полиномов Чебышева. Описываются подходы и процедуры, используемые для реализации метода. Отмечается, что применение метода даёт возможность надёжно контролировать методическую ошибку на шаге и достаточно просто менять его длину, обеспечивая требуемый уровень точности. Применительно к рассматриваемым уравнениям движения метод характеризуется как самоначинающийся, т. е. привлечение к началу процесса интегрирования каких-либо других, более простых, методов не требуется.

Космонавтика и ракетостроение, № 1, с. 100-117 (2018) | Рубрики: 17 18

Пашкевич В.В. «Исследование вращательного движения луны в релятивистском приближении» Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 4, № 4, с. 681-694 (2017)

Изучается вращательное движение Луны в релятивистском приближении, в котором учитывались наиболее существенные из релятивистских возмущений во вращательном движении Луны – геодезические возмущения. Численными и аналитическими методами исследуются невязки сравнения между численными и полуаналитическими решениями задачи о вращательном движении Луны относительно неподвижной эклиптики эпохи J2000. В результате впервые в релятивистском приближении получаются высокоточные ряды вращения Луны MRS2016. Остаточные невязки сравнения численного интегрирования с рядами MRS2016 в возмущающих членах физической либрации Луны не превосходят 64 миллисекунд дуги на интервале времени 2000 лет и 8 секунд дуги на интервале времени 6000 лет.

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 4, № 4, с. 681-694 (2017) | Рубрики: 17 18

Холшевников К.В., Миланов Д.В., Шайдулин В.Ш. «Ряд Лапласа эллипсоидальных фигур вращения» Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 4, № 4, с. 695-703 (2017)

Теория фигур равновесия активно развивалась в XIX столетии, когда выяснились причины, по которым наблюдаемые массивные небесные тела (Солнце, планеты, спутники) обладают близкой к эллипсоидальной формой. Было установлено, что существуют и в точности эллипсоидальные фигуры. Гравитационный потенциал таких фигур представляется рядом Лапласа, коэффициенты которого (постоянные Стокса) определяются некоторым интегральным оператором. В случае эллипсоида вращения, эквиденситы (поверхности равной плотности) которого подобны, был найден общий член ряда, а для некоторых других распределений масс найдены первые члены ряда. Здесь мы получили общий член ряда при условии, что эквиденситы являются эллипсоидами вращения с возрастающим от центра к периферии сжатием. Получены также простые оценки и асимптотика. Оказалось, что асимптотика зависит только от средней плотности, плотности на поверхности внешнего эллипсоида и его сжатия.

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 4, № 4, с. 695-703 (2017) | Рубрики: 17 18

Медведев А.Б. «Описание свойств ударно-сжатого плавленого кварца при высоких давлениях на основе модифицированной модели Ван-дер-Ваальса» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 3-7 (2017)

Разработанное ранее широкодиапазонное УРС диоксида кремния, основанное на модифицированной модели Ван-дер-Ваальса, использовано для расчета ударной адиабаты, скорости звука вдоль нее и других характеристик плавленого кварца. Результаты сопоставлены с новыми экспериментальными данными по ударному сжатию плавленого кварца до давления 1,6 ТПа и скорости звука до 1,1 ТПа. Также выполнено сравнение расчетных зависимостей (ударных адиабат, изотерм, изэнтроп), определенных на основе этого и двух других модельных уравнений состояния, до 1000 ТПа.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 3-7 (2017) | Рубрики: 17 18

Харитонов А.В. «Результаты численного исследования методики решения кинетического уравнения Больцмана, проведенного на газодинамической задаче о распаде разрыва» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 19-22 (2017)

Приведены результаты численного исследования методики решения кинетического уравнения Больцмана, проведенного на газодинамической задаче о распаде разрыва.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 19-22 (2017) | Рубрики: 17 18

Незнамов В.П. «Самосопряженные уравнения второго порядка для фермионов и представление Фолди–Ваутхайзена» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 23-27 (2017)

На примере внешнего электромагнитного поля получены самосопряженные уравнения второго порядка со спинорными волновыми функциями. Установлена связь этих уравнений с уравнениями типа Шредингера с эффективными потенциалами для вещественных радиальных волновых функций и с уравнениями Дирака в представлении Фолди–Ваутхайзена. С использованием матриц Дирака в киральном представлении получены кирально-симметричные замкнутые уравнения для левых и правых спиноров. Для произвольного электромагнитного поля получено замкнутое кирально-симметричное уравнение Фолди–Ваутхайзена. В рассмотренных уравнениях, независимо от наличия или отсутствия массы у фермионов, отсутствуют слагаемые, смешивающие левые и правые спиноры.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 23-27 (2017) | Рубрики: 17 18

Елькин В.М., Михайлов В.Н., Михайлова Т.Ю. «Полуэмпирическое уравнение состояния твердых A-, W-, B-фаз Титана и жидкости с учетом испарения» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 28-42 (2017)

Предложено полуэмпирическое уравнение состояния, включающее в себя три полиморфные модификации (a, w, b) титана и жидкость с учетом испарения. Трудности построения уравнения состояния связаны с недостаточной изученностью фазовой диаграммы титана в области высоких давлений. Параметры уравнения состояния подобраны с учетом всех имеющихся экспериментальных данных, полученных как в квазистатических, так и динамических условиях до 13,6 ТПа. В области сверхвысоких сжатий и температур для подбора параметров использовались результаты теоретических расчетов. Выбранная функциональная форма тепловых составляющих свободной энергии предусматривает ионизацию вещества и в пределе высоких температур соответствует полностью ионизованному идеальному газу ионов и электронов. Потенциальная (холодная) составляющая энергии при сверхвысоком сжатии удовлетворяет модели атома Томаса-Ферми. Наличие газовой асимптотики в уравнении состояния жидкости позволяет рассчитать кривую испарения титана и положение критической точки.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 1, с. 28-42 (2017) | Рубрики: 17 18

Горбатенко М.В. «Частицы со спином 1/2 и 11-мерное риманово пространство» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 2, с. 3-11 (2017)

Доказывается, что среди многомерных моделей частиц со спином 1/2 модель в 11-мерном римановом пространстве с сигнатурой выделена тем, что удовлетворяет принципу причинности, допускает возможность формулировки теории в терминах октонионов.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 2, с. 3-11 (2017) | Рубрики: 17 18

Незнамов В.П., Сафронов И.И., Шемарулин В.Е. «Стационарные связанные состояния фермионов в поле Райсснера–Нордстрёма» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 2, с. 12-40 (2017)

После перехода от уравнения Дирака к релятивистскому уравнению типа Шредингера с эффективным потенциалом поля Райсснера–Нордстрёма (RN) с двумя горизонтами событий для заряженных и незаряженных фермионов доказано существование вырожденных стационарных связанных состояний с вещественными квадратично-интегрируемыми радиальными волновыми функциями. Фермионы в таких состояниях локализованы вблизи горизонтов событий в интервалах от нуля до долей или нескольких единиц комптоновской длины фермиона в зависимости от величин гравитационной и электромагнитной констант связи и от величин углового и орбитального моментов j, l. В случае экстремальных полей RN с одним горизонтом событий подтверждено отсутствие стационарных связанных состояний фермионов с энергией меньшей энергии покоя mc2 для любых значений гравитационной и электромагнитной констант связи. Для голой сингулярности RN в случае заряженных фермионов при определенных значениях физических параметров показано существование дискретного энергетического спектра. Дискретный спектр существует также для незаряженных фермионов. Голая сингулярность RN в квантовой механике частиц со спином 1/2 не несет угрозы космической цензуре, так как она прикрыта бесконечно большим потенциальным барьером. Электрически нейтральные системы атомного типа (коллапсары RN с определенным числом фермионов, находящихся в вырожденных связанных состояниях) предложены для рассмотрения в качестве частиц темной материи.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 2, с. 12-40 (2017) | Рубрики: 17 18

Незнамов В.П., Шемарулин В.Е. «Особенности движения частиц со спином 1/2 в аксиально-симметричном поле Керра–Ньюмена» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 2, с. 41-54 (2017)

Для поля Керра–Ньюмена получен самосопряженный дираковский гамильтониан. Осуществлен переход к релятивистскому уравнению типа Шредингера. Для случая, когда угловые и радиальные переменные не разделяются, обобщен метод получения эффективных потенциалов. Эффективные потенциалы имеют изолированные особенности на горизонтах событий, в окрестности начала координат и при определенных параметрах поля Керра–Ньюмена и фермиона в окрестности некоторых значений радиальной координаты. Для экстремального поля Керра–Ньюмена доказана невозможность существования стационарных связанных состояний частиц со спином 1/2. Для поля Керра–Ньюмена с «нулевой» гравитацией при одноименных зарядах фермиона и источника поля на некотором расстоянии от начала координат существует непроницаемый барьер. Вид и расположение барьера не зависят от степени вращения источника поля Керра–Ньюмена.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 2, с. 41-54 (2017) | Рубрики: 17 18

Жмайло В.А., Софронов В.Н., Янилкин Ю.В. «Тестовые задачи магнитной гидродинамики» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 2, с. 55-81 (2017)

Представлен обзор по тестовым задачам магнитной гидродинамики. Эти тесты естественным образом разделяются на две большие группы. К первой группе относятся задачи для идеальной бесконечно проводящей плазмы. Ко второй группе – задачи, в которых учитываются диссипативные процессы в виде теплопроводности, магнитной диффузии и эффекта Холла.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 2, с. 55-81 (2017) | Рубрики: 17 18

Незнамов В.П. «Из чего может состоять темная материя» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 3, с. 3-8 (2017)

При исследовании квантовой механики взаимодействия фермионов с внешними гравитационными полями Шварцшильда, Райсснера–Нордстрёма, Керра, Керра–Ньюмена ранее была показана возможность существования коллапсаров без пересечения частицами горизонтов событий. В работе такие неиспаряющиеся коллапсары со связанными фермионами и без них предложены в качестве частиц темной материи. Область масс коллапсаров, свободных от теоретических и наблюдательных ограничений, находится в интервале – планковская масса. Нижняя граница смыкается с областью существования реликтовых стабильных черных дыр планковской массы.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 3, с. 3-8 (2017) | Рубрики: 17 18

Горбатенко М.В. «Возможный способ доказательства существования черных дыр» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 3, с. 9-13 (2017)

В гравитационном поле, описываемом решением Шварцшильда, красное смещение становится сколь угодно большим по мере приближения источника к горизонту событий. Экспериментальная регистрация этого факта была бы прямым доказательством существования черных дыр, предсказываемых общей теорией относительности.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 3, с. 9-13 (2017) | Рубрики: 17 18

Горбатенко М.В., Седов С.Ю. «Решение Маннгейма–Казанаса, конформная геометродинамика и темная материя» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 3, с. 14-22 (2017)

В рамках стандартных уравнений Эйнштейна общей теории относительности плоские ротационные кривые вращения галактик не могут быть объяснены без привлечения гипотезы о темной материи, частицы которой пока не идентифицированы. Вакуумное центрально-симметричное решение уравнений конформной гравитации является известной метрикой Маннгейма–Казанаса, на основе которой эти кривые получают чисто геометрическое объяснение. В статье показано, что метрика Маннгейма–Казанаса является решением не только уравнений Баха, получаемых из конформно-инвариантного лагранжиана Вейля, но и решением уравнений конформной геометродинамики при ненулевом векторе Вейля. В связи с этим формулируется гипотеза, что космическое пространство на галактических масштабах может описываться не геометрией Римана, а геометрией Вейля.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 3, с. 14-22 (2017) | Рубрики: 17 18

Ветчинников М.В., Демина М.А., Анисимов А.Н., Грушин С.А., Кечин А.Г., Фомин В.П., Дегтярев В.А. «Молекулярно-динамическое моделирование процесса самозатачивания ударника из W при проникании в мишень из Fe» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 3, с. 23-34 (2017)

Приведены результаты МД моделирования проникания различных ударников из вольфрама в мишень из железа. Моделирование проводилось как для монокристаллических, так и поликристаллических образцов. По результатам расчетов видно, что процесс самозатачивания для ударников из вольфрама имеет пороговый характер и начинается со скорости ∼2,1 км/с. Приведено сравнение с имеющимися экспериментальными данными. Расчеты проведены с помощью комплекса классической молекулярной динамики MoDyS, развиваемого в ИТМФ. В моделировании использовались многочастичные потенциалы погружного типа (ЕАМ).

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 3, с. 23-34 (2017) | Рубрики: 17 18

Харитонов А.В. «Результаты численного исследования методики решения кинетического уравнения Больцмана, проведенного на задаче об истечении газа в вакуум» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 3, с. 35-42 (2017)

Приведены результаты численного исследования методики решения кинетического уравнения Больцмана, проведенного на задаче об истечении газа в вакуум.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 3, с. 35-42 (2017) | Рубрики: 17 18

Незнамов В.П. «Самосопряженные уравнения второго порядка для фермионов в гравитационных и электромагнитных полях Шварцшильда, Райсснера–Нордстрёма, Керра и Керра–Ньюмена» Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 3, с. 43-55 (2017)

Для фермионов получены релятивистские самосопряженные уравнения второго порядка в гравитационных и электромагнитных полях Шварцшильда, Райсснера–Нордстрёма, Керра и Керра–Ньюмена. Уравнения второго порядка с эффективными потенциалами и со спинорными волновыми функциями расширяют возможность получения регулярных решений квантовой механики движения частиц со спином 1/2.

Вопросы атомной науки и техники. Серия: Теоретическая и прикладная физика, № 3, с. 43-55 (2017) | Рубрики: 17 18

Ратис Ю.Л. «Торможение фотонов оптического диапазона фотонами реликтового излучения» Инженерная физика, № 1, с. 24-29 (2018)

Показано, что заполняющее нашу Вселенную реликтовое излучение можно рассматривать, как «новый эфир» – материальную среду, обладающую такими характеристиками, как показатель преломления и показатель поглощения. В среде с показателем преломления, не равным единице, скорость фотонов меньше скорости света. Взаимодействие фотонов с «эфиром» приводит к тому, что фотоны приобретают статус массивных нестабильных частиц. Наличие у этого «эфира» показателя поглощения означает, что во Вселенной нарушена глобальная Т-инвариантность, время течет однонаправленно, и существует Стрела Времени – главная причина нарушения симметрии распространенности вещества и антивещества во Вселенной. Необратимость электромагнитных процессов, протекающих в «новом эфире», обусловлена, как спецификой релятивистской кинематики, так и сферической симметрией распределения Планка. Предложено установить пределы применимости квантовой электродинамики в лабораторном эксперименте.

Инженерная физика, № 1, с. 24-29 (2018) | Рубрики: 17 18

Суржиков С.Т. «Пространственная задача радиационной газовой динамики командного модуля Аполлон-4 при сверхорбитальном входе в атмосферу» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 2, с. 149-160 (2018)

Численно решена пространственная задача радиационной газовой динамики сверхорбитального входа в плотные слои атмосферы Земли командного модуля Аполлон-4 под углом атаки 25°. Подробно рассмотрены условия обтекания при скорости V=10.5 км/с на высоте H=67.3 км. Получены распределения плотностей конвективных и радиационных тепловых потоков вдоль обтекаемой поверхности. Изучен спектральный состав теплового излучения, достигающего поверхности. Выполнено успешное сопоставление результатов расчетов с данными двухмерных расчетов.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 2, с. 149-160 (2018) | Рубрики: 17 18

Абрашкин А.А. «О квантовой природе закона всемирного тяготения» Нелинейный мир, 16, № 1, с. 12-17 (2018)

Предложена модель первичного вакуума, состоящего из частиц с планковскими масштабами длины, времени жизни и массы, которые названы эфиронами. Отмечено, что квантовое гравитационное поле отождествляется с возбужденным состоянием эфиронного бозе-конденсата. Дано определение Гравитона как квазичастиц волнового поля свободных эфиронов. Приведено объяснение формулы закона всемирного тяготения в рамках квантово-полевого подхода.

Нелинейный мир, 16, № 1, с. 12-17 (2018) | Рубрики: 17 18

Бегларян М.Е. «Аксионный механизм светимости Солнца» Нелинейный мир, 16, № 1, с. 18-25 (2018)

Показано, что гипотеза аксионного механизма солнечной светимости, в которой аксионоподобные частицы, рождаемые в ядре Солнца, могут эффективно конвертироваться обратно в -кванты в магнитном поле тахоклина, является физически релевантной. Отмечено, что вариации интенсивности – квантов аксионного происхождения, вызываемые вариациями магнитного поля в зоне тахоклина, являются непосредственной причиной вариаций светимости Солнца или, что то же самое, вариаций солнечной освещённости (Total Solar Irradiance – TSI), в пределе характеризующих режимы активного и спокойного Солнца. Произведены оценки константы связи аксион–фотон в рамках такого механизма, а также массы аксионоподобной частицы. Показано, что полученные параметры аксиона не противоречат никаким известным экспериментальным или модельно-независимым теоретическим ограничениям.

Нелинейный мир, 16, № 1, с. 18-25 (2018) | Рубрики: 17 18

Федянин М.Р., Лазарев В.М. «Применение формул фотограмметрии для определения координат небесных объектов по опорным звездам» Открытия и достижения науки. Сборник материалов международной научной конференции. Россия. Москва, 30–31 июля 2015 г. (Электронный ресурс), с. 103-109 (2015)

Открытия и достижения науки. Сборник материалов международной научной конференции. Россия. Москва, 30–31 июля 2015 г. (Электронный ресурс), с. 103-109 (2015) | Рубрика: 18

Архипов С.А., Заварзин В.И., Ли А.В. «Зеркальные оптические системы для малогабаритной гиперспектральной аппаратуры дистанционного зондирования Земли из космоса» Акустооптические и радиолокационные методы измерений и обработки информации. 10-я междунар. конф., 1–4 окт. 2017 г., Суздаль, Россия. Тр. РНТОРЭС им. А.С. Попова. сер. Акустоопт. и радиолок. методы измерений и обраб. инф., с. 262-264 (2017)

Предложена и исследована новая оптическая схема зеркального автоколлимационного спектрометра для малогабаритной гиперспектральной аппаратуры дистанционного зондирования Земли из космоса на основе трехзеркального объектива с эксцентрично расположенным полем изображения, обладающая высокими техническими характеристиками, обеспечивающая малые габариты и отсутствие хроматических аберраций при возможности использования разных типов диспергирующих устройств – призменных систем или дифракционных решеток. Рассчитана оптическая система зеркального автоколлимационного спектрометра с плоской дифракционной решеткой. Показана возможность исправления дисторсии и достижения качества изображения близкого к дифракционному пределу. Кроме того в оптической системе отсутствует децентрировка силовых элементов и использована асферизация поверхностей только второго порядка, что является показателем высокой технологичности.

Акустооптические и радиолокационные методы измерений и обработки информации. 10-я междунар. конф., 1–4 окт. 2017 г., Суздаль, Россия. Тр. РНТОРЭС им. А.С. Попова. сер. Акустоопт. и радиолок. методы измерений и обраб. инф., с. 262-264 (2017) | Рубрика: 18