Н

Наговицын Ю.А.

Наговицын Ю.А., Певцов А.А., Осипова А.А. «Две популяции солнечных пятен: дифференциальное вращение» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 3, с. 229-238 (2018)

Для исследования дифференциального вращения групп солнечных пятен по материалам Гринвичского каталога предложен подход, основанный на статистическом рассмотрении гистограмм тех или иных значений долготных скоростей в разных интервалах широт. Показано, что общие статистические распределения скоростей для всех таких интервалов описываются двумя, а не одним нормальным распределением, так что одновременно существуют две фундаментальные моды вращения: быстрая и медленная. Дифференциальность вращения у мод одинакова: коэффициент при sin2 в законе Фая – 2.87–2.88 град/сут, экваториальная скорость же значимо различается – 0.27 град/сут. С другой стороны, рассмотрение долготных скоростей ранее выявленных двух различающихся популяций групп солнечных пятен показало, что мелкие короткоживущие группы SSG связаны с быстрой модой вращения, а крупные долгоживущие LLG – и с быстрой, и с медленной. Полученные результаты не только свидетельствуют о реальном физическом различии двух популяций пятен, но и дают новые эмпирические данные для развития динамо-теории, в частности, для теории пространственно-распределенного динамо.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 3, с. 229-238 (2018) | Рубрика: 18

Назаров С.А.

Назаров С.А., Слуцкий А.С. «Асимптотика собственных колебаний сочленений упругих стержней с подвижными фрагментами» Прикладная математика и механика, 82, № 3, с. 332-347 (2018)

Разработана одномерная модель гармонических во времени колебаний сочленения нескольких тонких упругих стержней. В отличие от классической модели одиночного стержня построенная модель сочленения не является чисто дифференциальной, но включает новые алгебраические неизвестные и алгебраические уравнения, которые порождены так называемыми подвижными фрагментами конструкции. Найдены асимптотические представления частот и мод собственных колебаний упругого тела и получены оценки асимптотических остатков.

Прикладная математика и механика, 82, № 3, с. 332-347 (2018) | Рубрика: 10.06

Назарова В.А.

Александров В.А., Назарова В.А., Новопольцев В.С. «Перспектива внедрения технологии звукового энергетического воздействия для интенсификации нефтедобычи» Гидроакустика, № 28, с. 54-59 (2016)

Рассмотрены перспективы развития технологии звукового энергетического воздействия (ЗЭВ) на основе внедрения научно-технического потенциала прикладной гидроакустики, начиная от применения для очистки призабойной зоны добывающих скважин к стационарному использованию с насосно-компрессорным оборудованием в процессе добычи трудноизвлекаемых нефтей.

Гидроакустика, № 28, с. 54-59 (2016) | Рубрика: 09.09

Наливкин М.А.

Бисикало Д.В., Саванов И.С., Нароенков С.А., Наливкин М.А., Шугаров А.С., Бахтигараев Н.С., Левкина П.А., Ибрагимов М.А., Кильпио Е.Ю., Сачков М.Е., Карташова А.П., Фатеева А.М., Урацука М.Р.Р., Эстрада Р.З., Диас А.А., Родригес О.П., Фигера Ф.Э., Гарсиа М.Г. «О перспективах распределенных наблюдений околоземного пространства с использованием российско-кубинской обсерватории» Астрономический журнал, 95, № 6, с. 389-400 (2018)

Рассмотрена проблема создания специализированной сети крупноагертурных широкоугольных телескопов для распределенных наблюдений околоземного пространства с использованием российско-кубинской обсерватории. Важнейшей целью оперативного мониторинга околоземного и околосолнечного космического пространства является парирование космических угроз естественного и техногенного происхождения. Угроза естественного происхождения ассоциируется с астероидно-кометной опасностью, а угроза техногенного происхождения – с “космическим мусором”, заполняющим околоземное космическое пространство. Современная сеть оптических средств наземного базирования для парирования указанных угроз должна: а) иметь глобальную и по возможности равномерную географическую распределенность, б) позволять проводить обзорные широкоугольные и высокоточные прецизионные наблюдения, в) создаваться и эксплуатироваться в рамках единой сетецентрической концепции. В работе, на основе опыта ИНАСАН по разработке широкоугольных телескопов 1-метрового класса и элементов кластерного сверхширокоугольного телескопа, высказаны предложения по составу каждого узла сети. Выполнены оценки эффективности распределенных наблюдений для решения задачи максимально точного прогноза движения потенциально опасных небесных тел при сближении с Землей, наблюдений объектов космического мусора и искусственных спутников Земли. Получены первые оценки астроклиматических условий в предполагаемом месте строительства будущей российско-кубинской обсерватории в горах заповедника Сиерра-дель-Розарио. Специальное внимание уделено возможности использования сети для проведения широкого круга астрофизических исследований, включая оптическую поддержку исследования области локализации гравитационно-волновых и других транзиентных событий.

Астрономический журнал, 95, № 6, с. 389-400 (2018) | Рубрика: 18

Нароенков С.А.

Астрономический журнал, 95, № 6, с. 389-400 (2018) | Рубрика: 18

Нарышкин Ю.Г.

Басалаев А.Е., Нарышкин Ю.Г. «Поиски частиц темной материи на большом адронном коллайдере» Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Физико-математические науки, 11, № 1, с. 122-137 (2018)

Одним из перспективных направлений исследований на Большом адронном коллайдере (БАК) является поиск частиц темной материи. Несмотря на значительное число свидетельств о существовании такой материи, а также многочисленные эксперименты по ее поиску, природу этой субстанции до сих пор установить не удалось. Основная гипотеза заключается в том, что темная материя состоит из слабо взаимодействующих массивных частиц. Коллайдерные эксперименты по поиску таких частиц наиболее чувствительны в случае спин-зависимых взаимодействий, а также для малых масс частиц темной материи для спин-независимых взаимодействий. В работе описаны стратегии поисков частиц темной материи на БАКе и представлены верхние пределы для сечений рождения частиц темной материи в сравнении с результатами других экспериментов; при этом использованы экспериментальные данные, полученные в 2015–2016 гг. экспериментами ATLAS и CMS. В заключение обсуждаются перспективы дальнейших поисков темной материи на БАКе.

Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Физико-математические науки, 11, № 1, с. 122-137 (2018) | Рубрики: 17 18

Наседкин А.В.

Наседкин А.В., Наседкина А.А., Рыбянец А.Н. «Моделирование и конечно-элементный анализ преобразователя из пористой пьезокерамики в форме диска с плосковогнутой поверхностью» Дефектоскопия, № 6, с. 23-31 (2018)

Проведено исследование дискового пьезопреобразователя с одной плосковогнутой поверхностью. Специфическая форма конструкции придает преобразователю большую гибкость и повышает его эффективность аналогично известным излучателям типа Cymbal и Moonie. Для анализа преобразователя использованы конечно-элементные технологии и программный комплекс ANSYS. Изучено влияние пористости пьезокерамического материала преобразователя на его рабочие характеристики в статическом режиме и в режимах установившихся колебаний. В проведенных расчетах для учета пористости пьезокерамики использованы данные вычислительных экспериментов по решению задач гомогенизации методами эффективных модулей и конечных элементов.

Дефектоскопия, № 6, с. 23-31 (2018) | Рубрика: 04.11

Наседкина А.А.

Дефектоскопия, № 6, с. 23-31 (2018) | Рубрика: 04.11

Нацвлишвили Т.М.

Афанасьев В.Л., Пиотрович М.Ю., Гнедин Ю.Н., Булига С.Д., Нацвлишвили Т.М. «Спектрополяриметрические наблюдения магнитных белых карликов на БТА-6м» Астрономический журнал, 95, № 2, с. 152-157 (2018)

Представлены результаты спектрополяриметрических наблюдений ряда магнитных белых карликов, выполненных на телескопе БТА-6м САО РАН. Наблюдения выполнялись с помощью фокального редуктора светосилы SCORPIO в режиме спектрополяриметрии. Установлены две характерные зависимости степени поляризации от длины волны излучения. Для одной группы наблюдавшихся объектов обнаружено возрастание с длиной волны степени линейной поляризации излучения, что можно объяснить вкладом в процесс рассеяния эффекта ориентации ридберговских состояний атомов и молекул в атмосфере белого карлика под воздействием магнитного поля. Для второй группы объектов с ростом длины волны возрастала также и степень круговой поляризации, что, скорее всего, свидетельствует о наличии протопланетного диска вокруг магнитного белого карлика, в котором к наблюдаемому эффекту приводит ориентация околозвездных пылинок.

Астрономический журнал, 95, № 2, с. 152-157 (2018) | Рубрика: 18

Афанасьев В.Л., Гнедин Ю.Н., Пиотрович М.Ю., Булига С.Д., Нацвлишвили Т.М. «Определение спинов сверхмассивных черных дыр на основе стандартной модели аккреционного диска Шакуры–Сюняева и поляриметрических наблюдений» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 6, с. 395-403 (2018)

На основе данных спектрополяриметрии 47 активных ядер галактик первого типа, наблюдавшихся на 6-м телескопе БТА, получены оценки величины спинов сверхмассивных черных дыр в центре этих галактик. Определение спинов выполнено на основе стандартной модели аккреционного диска Шакуры–Сюняева. Показано, что около 70% исследованных активных ядер галактик имеют сверхмассивные черные дыры керровского типа со значением безразмерного спина более 0.9.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 6, с. 395-403 (2018) | Рубрика: 18

Невмержицкий Н.В.

Бодров Е.В., Змушко В.В., Невмержицкий Н.В., Разин А.Н., Сеньковский Е.Д., Сотсков Е.А. «Расчетно-экспериментальное исследование развития турбулентного перемешивания в газовой слойке при прохождении ударной волны» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 3, с. 54-62 (2018)

Представлены экспериментальные данные и результаты прямого численного моделирования течения, возникающего в трубе постоянного сечения при прохождении ударной волны через трехслойную газовую систему. Трехслойная система сформирована в результате постановки в трубе двух тонких пленок и заполнения пространства между ними газами различной плотности. Первая контактная граница (тонкая пленка) наклонена под углом 45° к фронту ударной волны, вторая расположена параллельно фронту. Ударная волна формируется на левом конце трубы и движется в сторону первой контактной границы с числом Маха M=2.4. Выполнено сравнение результатов моделирования задачи с экспериментальной информацией.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 3, с. 54-62 (2018) | Рубрика: 08.10

Невский С.А.

Сарычев В.Д., Низовский А.И., Новиков А.А., Невский С.А., Тренихин М.В., Грановский А.Ю., Громов В.Е. «Механизм взаимодействия твёрдых и жидких металлов при ультразвуковом воздействии» Доклады академии наук, 479, № 3, с. 262-265 (2018)

На различных структурно-масштабных уровнях проведено исследование взаимодействия алюминиевого сплава ДТ1 с жидкой эвтектоидной смесью галлия и индия при воздействии механических волн ультразвукового диапазона. Установлено, что глубокое проникновение эвтектоидной смеси в твёрдый металл при воздействии ультразвука обусловлено образованием каналов, по которым идёт продвижение смеси. Эти каналы наблюдаются как в осевом, так и в радиальных направлениях.

Недоспасов И.А.

Кузнецова И.Е., Недоспасов И.А., Кузнецова А.С. «Прямые и обратные акустические волны в кристаллах с высокой пьезоактивностью и диэлектрической проницаемостью» Известия РАН. Серия физическая, 82, № 1, с. 545-549 (2018)

Приводятся результаты исследования характеристик акустических волн различных типов в пластинах из керамических материалов, характеризующихся высокой пьезоактивностью и диэлектрической проницаемостью, таких как 0.95(Na0.5Bi0.5)TiO3-0.05BaTiO3, (K, Na)(Nb, Ta)O3 и Ba(Zr0.2Ti0.8)O3-50(Ba0.7Ca0.3)TiO3. Для направлений распространения XY и YX рассчитаны зависимости фазовых скоростей и коэффициентов электромеханической связи этих волн от параметра hf (h – толщина пластины, f – частота волны). Обнаружено, что все исследованные материалы характеризуются наличием частотных диапазонов, в которых существуют обратные акустические волны, у которых фазовая и групповая скорости направлены в разные стороны. В случае монокристалла 0.95(Na0.5Bi0.5)TiO3-0.05BaTiO3 обнаружено существование очень широких частотных диапазонов для волн с отрицательной групповой скоростью, которые слабо зависят от изменения электрических граничных условий на поверхности пластины. Показано, что величина коэффициента электромеханической связи для акустических волн в исследованных материалах является максимальным для SH1-волны в YX Ba(Zr0.2T0.8)O3-50(Ba0.7Ca0.3)TiO3 и может достигать значений от 7 до 30% в диапазоне значений параметра hf = 1330–2000 м2 с–1.

Известия РАН. Серия физическая, 82, № 1, с. 545-549 (2018) | Рубрика: 06.07

Нейланд В.Я.

Боголепов В.В., Нейланд В.Я. «К асимптотической теории взаимодействия бегущего в сверхзвуковом потоке возмущения давления с пограничным слоем» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 3, с. 1-15 (2018)

Сформулирована краевая задача нестационарной асимптотической теории взаимодействия бегущего в сверхзвуковом потоке внешнего возмущения давления с пограничным слоем. В невязком стационарном приближении получены аналитические и численные решения с учетом механизма самоиндукции. Показано, что учет самоиндукции значительно ослабляет воздействие на поток внешних возмущений и способствует смещению окрестности взаимодействия в направлении движения внешнего возмущения.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 3, с. 1-15 (2018) | Рубрика: 08.15

Неклюдова О.А.

Ладонкина М.Е., Неклюдова О.А., Тишкин В.Ф. «Построение лимитера для разрывного метода Галеркина на основе усреднения решения» Математическое моделирование, 30, № 5, с. 99-116 (2018)

При численном решении гиперболических систем уравнений хорошо зарекомендовал себя метод Галеркина с разрывными базисными функциями. Однако для обеспечения монотонности решения, полученного данным методом, необходимо использовать сглаживающий оператор, в особенности в том случае, если решение содержит сильные разрывы. В данной работе рассмотрены хорошо зарекомендовавший себя сглаживающий оператор на основе WENO-реконструкции и сглаживающий оператор нового типа на основе усреднения решений, учитывающий скорость изменения решения и скорость изменения его производных. Проведено сравнение действия данных лимитеров при решении серии тестовых задач. Показано, что применение предложенного сглаживающего оператора, не уступает действию WENO-лимитера, а в некоторых случаях превосходит по точности получаемого решения, что подтверждено численными исследованиями.

Математическое моделирование, 30, № 5, с. 99-116 (2018) | Рубрика: 04.12

Неровный В.М.

Волков С.С., Неровный В.М., Коберник Н.В. «Технологические особенности ультразвуковой резки полимерных материалов» Вестник машиностроения, № 3, с. 66-70 (2018)

Рассматриваются применение энергии ультразвуковых колебаний при резке пластмасс, синтетических тканей и полимерных пленок и схемы процесса, а также преимущества и целесообразность ультразвуковой резки пластмасс по сравнению с другими способами. Определено влияние основных параметров режима ультразвуковой резки на производительность процесса и качество разрезаемых пластмасс.

Вестник машиностроения, № 3, с. 66-70 (2018) | Рубрика: 06.23

Нефедьев Ю.А.

Загидуллин А.А., Петрова Н.К., Усанин В.С., Нефедьев Ю.А., Глушков М.В. «Разработка численного подхода в теории физической либрации в рамках «главной проблемы»» Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Физико-математические науки, 159, № 4, с. 529-546 (2017)

Проведено построение численной теории вращения Луны. Математическая модель вращения Луны рассмотрена в рамках «главной проблемы». Уравнения вращения получены на основе гамильтонова подхода. Полученные дифференциальные уравнения решались с помощью метода Рунге–Кутта 10-го порядка точности. Результаты проанализированы на основе остаточных разностей (между численным и аналитическим решениями). Амплитуда остаточной разности по долготе не превосходит по модулю 1.8", а по широте – 0.9". Это достаточно большое расхождение обусловлено неточностью начальных условий, приводящих к появлению ложных гармоник с большими амплитудами.

Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Физико-математические науки, 159, № 4, с. 529-546 (2017) | Рубрика: 18

Нечаев Д.И.

Милехина О.Н., Нечаев Д.И., Супин А.Я. «Различение звуковых сигналов с гребенчатыми спектрами на фоне изочастотного и низкочастотного шумов: роль компрессивной нелинейности и сопутствующих факторов» Сенсорные системы, 32, № 2, с. 161-168 (2018)

Исследовано различение рисунков гребенчатого спектра на фоне одновременных маскеров. Сигналом служил полосовой шум с гребенчатым спектром: центральная частота 2 кГц, ширина полосы 0.5 окт на уровне 0.5 относительно максимума, плотность гребней спектра 3.5 окт-1. Для оценки различения спектральных рисунков использовали тест реверсии фазы гребней. Маскерами служили полосовые шумы с шириной спектральной полосы 0.5 окт на уровне 0.5 относительно максимума, с центральной частотой 2 кГц (изочастотный шум) или 1 кГц (низкочастотный шум). Маскер предъявляли одновременно с сигналом. Измеряли пороговый уровень маскера в зависимости от уровня сигнала. Для измерений использовали адаптивную двухальтернативную процедуру с принудительным выбором. Пороговый уровень изочастотного маскера линейно зависел от уровня сигнала с коэффициентом 0.98 дБ/дБ. Аналогичная функция для низкочастотного мскера имела наклон 1.19 дБ/дБ в диапазоне уровней звукового давления (УЗД) сигнала от 30 до 40 дБ; наклон понижался до 0.15 дБ/дБ в диапазоне уровней сигнала от 70 до 80 дБ УЗД. Этот результат интерпретировался как одинаковая кохлеарная компрессия ответа на сигнал и эффекта изочастотного маскера при отсутствии компрессии эффекта низкочастотного маскера. Рассмотрена роль сопутствующих эффектов одновременной маскировки: латерального подавления и прослушивания на боковых частотах.

Сенсорные системы, 32, № 2, с. 161-168 (2018) | Рубрика: 13.05

Нечаев Д.И., Попов В.В., Супин А.Я., Сысуева Е.В. «Форма эквивалентного частотно-избирательного фильтра при различении спектральной структуры звукового сигнала: участие латерального подавления и гармоник» Сенсорные системы, 32, № 2, с. 169-176 (2018)

Измеряли пороги спектрального контраста звуковых сигналов с гребенчатым спектром в зависимости от плотности гребней спектра. Самые низкие пороги (контраст менее 0.1) наблюдали при плотности гребней 3–4 окт–1; при меньшей плотности (до 1 окт–1) так же, как и при повышении плотности до 6 ок–1 пороги повышались. Кроме того, зависимость порога от плотности гребней обнаруживала флуктуации с периодом 1 окт–1. Понижение порогов спектрального контраста при повышении плотности гребней от 1 до 4 ок–1 может быть объяснено обострением контраста профиля возбуждения в слуховой системе в результате эффекта латерального подавления. Флуктуации порогов с периодом 1 окт–1 может быть объяснено вовлечением гармоник в анализ спектрального рисунка.

Сенсорные системы, 32, № 2, с. 169-176 (2018) | Рубрика: 13.05

Низовский А.И.

Никель С.А.

Шишацкий Ю.И., Никель С.А., Буданов А.В., Власов Ю.Н. «Влияние наложения низкочастотных механических колебаний на эффективность экстрагирования» Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий, 80, № 1, с. 25-29 (2018)

Показано, что эффективный перенос целевого компонента из сырья происходит в условиях турбулентного режима, обеспечиваемого наложением механических колебаний на двухфазную систему: твердое тело–жидкость. За счет такой гидродинамической обстановки в экстракторе интенсифицируются не только внешняя, но и внутренняя диффузия. Изучен способ интенсификации процесса экстрагирования с помощью низкочастотных механических колебаний в случае, когда колебательное движение совершает аппарат с подсырной сывороткой, содержащей взвешенные пористые частицы. Опыты проводились на лабораторных установках с подводом к двухфазной системе энергии извне, источником которой в первом случае являлся электромагнит, во втором – механический привод с эксцентриковым устройством. Представлены схемы установок. Режимные параметры изменялись в диапазонах: температура от 40 до 60°С, частота колебаний от 30 до 40 кол/с, амплитуда от 1 до 6,5 мм. В процессе экстрагирования текущая концентрация экстрактивных веществ находилась из уравнения материального баланса. Приведены экстракционные кривые, полученные по экспериментальным данным. Наблюдалось нарастание извлечения экстрактивных веществ во времени, причем оно было интенсивнее с увеличением частоты колебаний. Установлено, что рост амплитуды не оказывает столь существенного влияния на изменение указанных показателей. Интенсивность колебаний составляла до 260 мм/с. При этом выход экстрактивных веществ в частности из люпина в форме крупки равнялся 25%, а продолжительность процесса 18 мин. Эксперименты показали, что применение выбранного способа экстрагирования приводит к значительному ускорению процесса (до 2,5 раз) по сравнению с экстрагированием в плотном слое. Сделан вывод, что вследствие наложения на систему механических колебаний на поверхности и в порах твердой фазы возникают колебания давления, относительных скоростей, а также концентраций целевых компонентов двухфазной системы. В итоге создаются максимально возможные для исследованного процесса градиенты этих параметров.

Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий, 80, № 1, с. 25-29 (2018) | Рубрики: 06.23 14.05

Никитин А.А.

Плющенков Б.Д., Турчанинов В.И., Никитин А.А. «Моделирование сейсмоакустических полей в аксиально-симметричных поглощающих средах. Разностная схема» Математическое моделирование, 30, № 4, с. 21-42 (2018)

Представлена конечно-разностная схема для моделирования распространения сейсмоакустического поля в аксиально-симметричных поглощающих средах, возбуждаемого источником в скважинной жидкости (монополь, диполь или квадруполь) при акустическом каротаже или источником в упругой среде (концентрированная сила, диполь или центр расширения) при сейсморазведке. Предложена явная конечно-разностная схема, аппроксимирующая уравнения модифицированной модели Био, которая описывает распространение акустических волн в изотропной пористой вязкоупругой среде, насыщенной вязким флюидом.

Математическое моделирование, 30, № 4, с. 21-42 (2018) | Рубрики: 09.04 09.05

Никитин К.К.

Александров В.А., Басов В.В., Никитин К.К. «Корабельные и судовые средства электропитания» Гидроакустика, № 26, с. 94-103 (2016)

Рассмотрены перспективы развития элементов корабельных средств электропитания. Проведен анализ тенденций и оценка перспектив развития ключевых преобразователей напряжения. Полученные результаты могут быть учтены при разработке средств электропитания нового поколения.

Гидроакустика, № 26, с. 94-103 (2016) | Рубрика: 17

Никитин Н.И.

Зиганшин А.М., Уразбахтина Ю.О., Кулавский В.А., Никитин Н.И., Галиакберова З.Р. «Ультразвуковая сканер-приставка для мониторинга объема матки в послеродовом периоде» Вестник новых медицинских технологий: Теоретический и научно-практический журнал, 25, № 1, с. 156-161 (2018)

Основной причиной материнской смертности во всем мире по данным ВОЗ являются кровотечения. В мире ежедневно от кровотечения умирает в среднем 500 женщин, и в 50% случаев это связано гипоатоническим кровотечением в послеродовом периоде. В статье авторами предлагается схема функциональная ультразвуковой сканер-приставки для автоматического, неинвазивного мониторинга объёма матки в послеродовом периоде. В значительном количестве случаев это связано с отсутствием современных методов диагностики в раннем послеродовом периоде. Авторами подробно описана схема функциональная сканер-приставки, позволяющая мониторировать объём полости матки для диагностики тяжести кровопотери в послеродовом периоде. Сканер-приставка оснащена системой оповещения и обработки сигналов, позволяющей передавать информацию о состоянии пациенток в реальном масштабе времени по технологии Bluetooth, оповещать аудио-, видеосигналами медицинский персонал. Внедрение предлагаемой сканер-приставки позволит своевременно диагностировать, оповестить персонал о необходимости своевременного начала мероприятий по остановке маточного кровотечения, что будет способствовать раннему началу лечебных мероприятий по профилактике маточного кровотечения в раннем послеродовом периоде, снизит частоту развития массивного кровотечения, тем самым материнскую смертность.

Вестник новых медицинских технологий: Теоретический и научно-практический журнал, 25, № 1, с. 156-161 (2018) | Рубрика: 15.01

Никитина Е.А.

Ерофеев В.И., Иляхинский А.В., Никитина Е.А., Родюшкин В.М. «Пути повышения чувствительности метода акустического зондирования при исследовании структуры металлов» Дефектоскопия, № 2, с. 11-14 (2018)

На примере использования различных способов обработки результатов зондирования металла упругими волнами изучены пути повышения чувствительности ультразвукового метода. Представление процессов, определяющих влияние среды на параметры упругой волны статистической моделью в виде распределения Дирихле, позволяет количественно охарактеризовать изменения структуры зондирующего импульса, улучшить понимание феноменов взаимодействия упругой волны со средой с учетом поврежденности материала.

Дефектоскопия, № 2, с. 11-14 (2018) | Рубрика: 14.04

Никифоров И.И.

Никифоров И.И., Веселова А.В. «Геометрические аспекты и апробация определения расстояния до центра Галактики по сегментам спиральных рукавов» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 2, с. 102-123 (2018)

Рассмотрена задача определения геометрических параметров спирального рукава Галактики по его сегменту с включением в их число расстояния до полюса спирали, т.е. расстояния до центра Галактики. Численно-аналитически исследован вопрос о количестве точек, принадлежащих одному витку логарифмической спирали и определяющих эту спираль как геометрическую фигуру в предположении, что направление на полюс спирали (на центр Галактики) известно. На основе полученных результатов в целях апробации и тестирования нового подхода построен упрощенный метод решения задачи, состоящий в нахождении для каждого параметра медианы его значений по всем возможным тройкам объектов сегмента спирального рукава, удовлетворяющим условию на угловое расстояние между объектами. Применение метода к данным о пространственном распределении мазеров рукавов Персея и Щита (каталог Рида и др., 2014) привело к оценке R0=8.8±0.5 кпк. По мазерам того же каталога определены параметры пяти сегментов спиральных рукавов. Подтверждено различие спиральных рукавов по углу закрутки. Показано, что углы закрутки рукавов, выявляемых по мазерам, в общем случае коррелируют с величиной R0 в том смысле, что увеличение R0 ведет к росту модулей углов закрутки.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 2, с. 102-123 (2018) | Рубрика: 18

Никифорова А.А.

Цветков Д.Ю., Шугаров С.Ю., Волков И.М., Павлюк Н.Н., Возякова О.В., Шатский Н.И., Никифорова А.А., Троицкий И.С., Троицкая Ю.В., Бакланов П.В. «Кривые блеска сверхновой типа II-P SN 2017eaw: первые 200 дней» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 338-346 (2018)

Представлены результаты UBVRI фотометрии сверхновой типа II-P 2017eaw в NGC 6946, полученные за период с 14 мая по 7 декабря 2017 г. на нескольких телескопах, в том числе на 2.5-м телескопе Кавказской Горной обсерватории ГАИШ МГУ. Определены даты и звездные величины в максимуме блеска и параметры кривых блеска. Обсуждается эволюция цветов, поглощение и максимальная светимость SN 2017eaw. Результаты предварительного радиационно-газодинамического моделирования кривых блеска кодом STELLA удовлетворительно описывают данные наблюдений в фильтрах UBVRI.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 338-346 (2018) | Рубрика: 18

Николаев Н.И.

Родыгин В.В., Николаев Н.И., Гриценко М.В. «Оценка уровней вибрации дейдвудных устройств с масляной системой смазки» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 74-80 (2018)

Периодические изменения крутящего момента, передаваемые на валопровод двигателем, и неравномерность гидродинамического сопротивления гребного винта сопровождаются вибрацией дейдвудного устройства. Повышенный зазор при неплотной посадке дейдвудного подшипника вызывает возбуждение колебаний гребного вала. При увеличении зазора в дейдвудном подшипнике нарушается работа масляного клина, увеличивается коэффициент трения, что сопровождается повреждением опор скольжения и выходом из строя всего подшипника. Вибрация может приводить к появлению трещин в наборе корпуса судна и фундаментах опорных подшипников, разрушению подшипников дейдвуда и гребного вала. При систематическом измерении вибрации полученный частотный анализ позволяет определить характер неисправности и причины ее возникновения, что существенно повышает надежность дейдвудного устройства и предупреждает развитие дефекта. Измерение вибрации судовых механизмов и оборудования подробно описано в Правилах Российского морского регистра судоходства и активно применяется для контроля технического состояния в эксплуатации. Полученные результаты измерений сопоставляются с регламентируемыми в Правилах уровнями (категориями). Система контроля состояния судового валопровода, одобренная классификационными обществами, также рекомендует производить измерения вибрации дейдвудных подшипников в процессе эксплуатации для модифицированного (без выемки вала) освидетельствования дейдвудного устройства, что существенно оптимизирует расходы. К сожалению, в существующих Правилах и требованиях отсутствуют конкретные нормы вибрации дейдвудных устройств, учитывающие их конструктивные особенности, что не позволяет оценить состояние механизма. На основании многократных измерений вибрации дейдвудных устройств исследуемых судов проектов 2608 и 1907 и сопоставления полученных результатов с существующими стандартами осуществлен сбор данных для дальнейшей оценки их уровней и категорий состояния.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 74-80 (2018) | Рубрика: 10.06

Николаенко А.С.

Исаев А.Е., Николаенко А.С., Поликарпов А.М. «Измерение частотной зависимости коэффициента отражения звука в условиях незаглушённого бассейна» Измерительная техника, № 4, с. 53-56 (2018)

Рассмотрен способ измерения частотной зависимости коэффициента отражения звука от исследуемого материала в бассейне, когда влияние отражённых поверхностями бассейна звуковых волн не является пренебрежимо малым. Для оценки эффективности способа определён коэффициент отражения от границы раздела сред вода–воздух и вода–железобетон. Представлены результаты экспериментов и особенности измерений на низких (до нескольких десятков Герц) частотах.

Измерительная техника, № 4, с. 53-56 (2018) | Рубрика: 07.21

Никулин М.Н.

Волкова А.А., Консон А.Д., Никулин М.Н. «Оценка расстояния до источника шумового сигнала методом "оптимальных частот" с использованием полосовых фильтров» Гидроакустика, № 22, с. 43-52 (2015)

Для определения расстояния до источника шумового сигнала на основе метода «оптимальных частот» исследована возможность применения полосовых фильтров. Показано, что разрешающая способность по расстоянию растет с уменьшением частотной полосы, оставаясь всегда не хуже той, которую дает применение фильтров, оптимальных по критерию максимума отношения сигнала к помехе. При этом выбор ширины частотной полосы фильтра определяется допустимыми потерями помехоустойчивости.

Гидроакустика, № 22, с. 43-52 (2015) | Рубрика: 07.18

Волкова А.А., Консон А.Д., Никулин М.Н. «Цветовое кодирование информации о расстоянии до цели при шумопеленговании» Гидроакустика, № 25, с. 79-86 (2016)

Рассмотрены вопросы видеоинформационного обеспечения оператора-гидроакустика для пространственного разделения объектов шумоизлучения по расстоянию за счет использования известного явления оптимальности частотного диапазона для каждого расстояния. Предложен новый способ цветового кодирования информации о расстоянии при шумопеленговании, исключающий наблюдаемый эффект переусиления, образованного несоответствием динамических диапазонов изменения уровней сигнала и цветовой палитры.

Гидроакустика, № 25, с. 79-86 (2016) | Рубрика: 07.18

Новакова А.Р.

Базилевская Г.А., Калинин М.С., Крайнев М.Б., Махмутов В.С., Новакова А.Р., Свиржевская А.К., Свиржевский Н.С., Стожков Ю.И., Гвоздевский Б.Б. «Высыпания магнитосферных электронов по измерениям в стратосфере и условия в межпланетной среде в 22–24 циклах солнечной активности» Астрономический вестник, 52, № 3, с. 195-200 (2018)

Высыпания высокоэнергичных электронов в атмосферу являются следствием воздействия на магнитосферу возмущений межпланетной среды. Электроны, захваченные из межпланетного пространства, взаимодействуют в магнитосфере с волнами, в результате чего происходят как ускорение, так и потери энергии электронов. Часть высокоэнергичных электронов высыпается в атмосферу, где генерирует тормозное рентгеновское излучение, которое может проникать вглубь атмосферы до высот порядка 20 км. Текущий 11-летний цикл отличается слабой солнечной активностью и малым числом высыпаний. В работе обсуждаются корреляции параметров межпланетной среды и магнитосферы с числом высыпаний, зарегистрированных с 1987 г. по настоящее время в ходе регулярных измерений в Мурманской области ионизирующего излучения в атмосфере.

Астрономический вестник, 52, № 3, с. 195-200 (2018) | Рубрика: 18

Новиков А.А.

Новиков В.А.

Борисов В.И., Сергеев С.С., Новиков В.А., Прокопенко Е.Н. «Акустическое поле излучения активных концентраторов на основе пьезопластин в виде поверхностей второго порядка» Вестник Белорусско-Российского университета, № 1, с. 104-111 (2018)

Методом численного анализа рассчитано акустическое поле излучения фокусирующих акустических преобразователей на основе круглых пьезопластин в виде сегментов поверхностей сферы, параболоида, гиперболоида и эллипсоида вращения. Показано, что наиболее эффективным концентратором акустической энергии в фокусе является пьезопластина в виде параболоида вращения. Акустические поля пьезопреобразователей на основе параболоидных и сферических пьезопластин имеют схожие закономерности, заметно отличающиеся от закономерностей акустических полей, формируемых пьезопластинами в виде эллипсоида и гиперболоида вращений, которые излучают почти идентичные акустические поля.

Вестник Белорусско-Российского университета, № 1, с. 104-111 (2018) | Рубрика: 04.11

Новиков И.Д.

Новиков И.Д. «Антигравитация во Вселенной» Успехи физических наук, 188, № 7, с. 773-777 (2018)

Рассматриваются вопросы, связанные с изучением влияния давления на гравитационное взаимодействие материи. Показано, что часто используемое утверждение о том, что согласно общей теории относительности тяготение создаётся не только плотностью массы ρ, но и давлением p в комбинации ρ+3p/c2, неверно. Рассмотрены реальное влияние давления на гравитацию и связанные вопросы.

Успехи физических наук, 188, № 7, с. 773-777 (2018) | Рубрика: 18

Новиков М.А.

Новиков М.А., Лисица В.В., Козяев А.А. «Численное моделирование волновых процессов в трещиновато-пористых флюидозаполненных средах» Вычислительные методы и программирование: новые вычислительные технологии, 19, № 2, с. 130-149 (2018)

Одной из актуальных задач современной прикладной геофизики является выделение характерных признаков наличия развитой трещиноватости в пласте по сейсмическим данным. Более того, необходимо выделять флюидозаполненные системы трещин, образующих связанную систему трещин, способную обеспечивать достаточную гидродинамическую проницаемость резервуара. В статье представлен численный алгоритм расчета волновых полей в трещиноватых пороупругих средах, основанный на конечно-разностной аппроксимации уравнений Био. На основе численных экспериментов показано, что связность трещин, т.е. наличие систем пересекающихся трещин, существенно повышает поглощение сейсмической энергии, что обусловлено возникновением локальных потоков флюида внутри трещин. Приводится детальный частотный анализ затухания сейсмических волн и обусловленной этим дисперсии.

Вычислительные методы и программирование: новые вычислительные технологии, 19, № 2, с. 130-149 (2018) | Рубрика: 04.16

Новопольцев В.С.

Гидроакустика, № 28, с. 54-59 (2016) | Рубрика: 09.09

Новосельцев Ю.Ф.

Петков В.Б., Новосельцева Р.В., Болиев М.М., Дзапарова И.М., Кочкаров М.М., Куреня А.Н., Новосельцев Ю.Ф., Стриганов П.С., Янин А.Ф. «Поиск на БПСТ электронных нейтрино от гравитационно-волновых событий» Письма в ЖЭТФ, 107, № 7, с. 418-421 (2018)

По данным Баксанского подземного сцинтилляционного телескопа (БПСТ) проведен поиск электронных нейтрино и антинейтрино с энергией выше 21 МэВ в совпадении с гравитационно-волновыми событиями GW150914, GW151226, GW170104, GW170608, GW170814 и GW170817. В интервале ± 500 с от гравитационно-волновых событий нейтринных сигналов на БПСТ обнаружено не было. Получены ограничения на потоки электронных нейтрино и антинейтрино низкой энергии от астрофизических источников гравитационных всплесков.

Письма в ЖЭТФ, 107, № 7, с. 418-421 (2018) | Рубрики: 17 18

Новосельцева Р.В.

Письма в ЖЭТФ, 107, № 7, с. 418-421 (2018) | Рубрики: 17 18

Носов М.А.

Семенцов К.А., Носов М.А., Колесов С.В., Ву Ю. «Численное моделирование гравитационных волн, возбуждаемых в океане низкочастотными поверхностными сейсмическими волнами, на основе записей GPS-станций» Вестник Московского университета. Серия 3: Физика. Астрономия, № 6, с. 107-112 (2017)

Описан численный эксперимент по воспроизведению процесса генерации свободных гравитационных волн в океане пробегающими по дну низкочастотными поверхностными сейсмическими волнами. Динамика движения дна восстановлена на основе реальных записей GPS-станций, выполненных во время катастрофического землетрясения Тохоку 11 марта 2011 г. Результаты численного моделирования показывают, что ключевую роль в генерации свободных гравитационных волн играют горизонтальные колебания подводных склонов.

Вестник Московского университета. Серия 3: Физика. Астрономия, № 6, с. 107-112 (2017) | Рубрика: 07.14

Нуриев А.Н.

Нуриев А.Н., Егоров А.Г., Зайцева О.Н. «Численный анализ вторичных течений вокруг осциллирующего цилиндра» Прикладная механика и техническая физика, 59, № 3, с. 77-87 (2018)

Рассматриваются способы управления вторичными течениями, возникающими вблизи осциллирующего круглого цилиндра, посредством изменения двух управляющих параметров процесса: безразмерной амплитуды и колебательного числа Рейнольдса. Исследование проводится с использованием прямого численного моделирования. Показано, что путем варьирования указанных параметров в относительно небольшом диапазоне можно не только интенсифицировать процессы массообмена, но и менять направление основных вторичных потоков.

Прикладная механика и техническая физика, 59, № 3, с. 77-87 (2018) | Рубрика: 08.15