Х

Хабибуллин И.И.

Медведев П.С., Хабибуллин И.И., Сазонов С.Ю., Чуразов Е.М., Цыганков С.С. «Верхний предел на избыток никеля в ветре сверхкритического аккреционного диска SS 433 по данным рентгеновской спектроскопии» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 6, с. 426-449 (2018)

Представлен анализ длительного (продолжительностью 120 килосекунд) рентгеновского наблюдения уникального Галактического микроквазара SS 433, проведенного космической обсерваторией XMM- Newton, с целью поиска флуоресцентной линии нейтрального (или слабо ионизованного) никеля на энергии 7.5 кэВ. Рассмотрены две модели формирования флуоресцентных линий в спектре SS 433: 1) в результате отражения излучения предполагаемого центрального рентгеновского источника системы от оптически толстого нейтрального газа стенок “канала” сверхкритического диска; и 2) при прохождении излучения от горячего основания джетов через оптически тонкий по томсоновскому рассеянию ветер системы. Показано, что для двух рассмотренных случаев поток в линии Ni I Ka ожидается на уровне 0.45 от потока во флуоресцентной линии Fe I Ka 6.4 кэВ для относительного обилия никеля ZnijZ = 10, наблюдаемого в джетах SS 433. Для модели континуума без абсорбционного скачка на нейтральном железе найден верхний предел на поток в узкой флуоресцентной линии Ni I Ka, равный 0.9·10–5 фот/с/см2(90% уровень значимости). В модели континуума с абсорбционным скачком верхний предел на поток в линии Ni I Ka определен на уровне 2.5·10–5 фот/с/см2. Полученный результат означает, что избыток обилия никеля в ветре аккреционного диска должен быть как минимум в полтора раза меньше соответствующего избытка никеля, наблюдаемого в джетах SS 433.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 6, с. 426-449 (2018) | Рубрика: 18

Хабибуллин М.В.

Буркин В.В., Акиншин Р.Н., Афанасьева С.А., Борисенков И.Л., Ищенко А.Н., Хабибуллин М.В., Чупашев А.В., Югов Н.Т. «Особенности высокоскоростного проникания и движения суперкавитирующих кинетических ударников в воде» Инженерно-физический журнал, 91, № 3, с. 701-708 (2018)

Рассматриваются условия обеспечения устойчивого высокоскоростного движения суперкавитирующих кинетических ударников в воде. Для исследования напряженно-деформированного состояния и возможного разрушения твердых тел при движении в воде и взаимодействии с подводными преградами раз личного типа проводится математическое моделирование на основе единого методологического подхода механики сплошной среды. Диапазон исследуемых скоростей составляет 500–1590 м/с. Приведены резуль таты группового старта суперкавитирующих ударников.

Инженерно-физический журнал, 91, № 3, с. 701-708 (2018) | Рубрика: 08.10

Хагабанов С.М.

Хагабанов С.М., Шейнман Е.Л., Школьников И.С. «Метод повышения эффективности освещения подводной обстановки» Гидроакустика, № 23, с. 41-46 (2015)

Статья посвящена вопросам методики освещения подводной обстановки в современных условиях, характеризующихся значительным снижением шумности подводных лодок (ПЛ). Приводится анализ проблемы обнаружения малошумных подводных лодок путем создания единой информационной среды с использованием быстро развёртываемых, многоэлементных систем освещения подводной обстановки (сетецентрических систем). Рассмотрены примеры формирования указанных систем, их достоинства и недостатки. Предлагается метод освещения подводной обстановки, при котором излучение зондирующих сигналов осуществляется гидроакустическим комплексом подводных лодок (ГАК ПЛ), прием эхосигналов – ГАК ПЛ и системой автономных гидроакустических станций.

Гидроакустика, № 23, с. 41-46 (2015) | Рубрика: 07.16

Хазинс В.М.

Шувалов В.В., Хазинс В.М. «Численное моделирование возмущений в ионосфере, генерируемых при падении Челябинского и Тунгусского космических тел» Астрономический вестник, 52, № 2, с. 142-151 (2018)

Проведено численное моделирование атмосферных возмущений в течение первых часов после падения Челябинского и Тунгусского космических тел. Результаты подробных расчетов, включающих стадии разрушения, испарения и торможения космического тела, генерацию атмосферных возмущений и их распространение на расстояния в тысячи километров, сравнивались с результатами сферических взрывов с энергией, равной кинетической энергии метеороидов. Показано, что в случае падения Челябинского метеорита взрывная аналогия дает приемлемые размеры возмущенной области и амплитуды возмущений. При более мощном Тунгусском падении возникающее атмосферное течение сильно отличается от взрывного, возникает атмосферный плюм, который выбрасывает вещество из метеорного следа на высоты порядка тысячи километров.

Астрономический вестник, 52, № 2, с. 142-151 (2018) | Рубрика: 18

Хакимова З.Р.

Шагапов В.Ш., Галиакбарова Э.В., Хакимова З.Р. «К теории акустического зондирования трубчатых каналов, содержащих участки с нарушением герметичности» Инженерно-физический журнал, 91, № 3, с. 709-719 (2018)

Исследуется эволюция возмущений давления, распространяющихся в трубчатом канале, заполненном жидкостью или газом и имеющим поврежденный участок в виде достаточно больших щелей, когда их гидравлическое сопротивление несущественно. Для этого принята математическая модель, учитывающая вязкое трение и перенос тепла в тонком слое жидкости (или газа) вблизи стенки. На основе такой модели получены дисперсионные уравнения для процессов распространения и отражения гармонических волн от поврежденного участка. Проведен анализ зависимостей фазовой скорости, коэффициента затухания, а также коэффициентов отражения и прохождения от круговой частоты, физических свойств жидкости или газа и от величины повреждения. Представлены результаты расчетов, иллюстрирующих динамику импульсных сигналов в зависимости от расстояния до поврежденного участка от входного сечения кана ла, масштабов повреждения и от вида среды (жидкости или газа) в канале.

Инженерно-физический журнал, 91, № 3, с. 709-719 (2018) | Рубрика: 14.04

Халаев Н.Л.

Стародубцев П.А., Бакланов Е.Н., Халаев Н.Л., Москаленко Э.В. «Амфидромические точки замкнутых акваторий и их влияние на характеристики акустического поля» Научные труды Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, 44, № 1, с. 49-59 (2018)

Рассмотрены особенности приливных явлений в акваториях дальневосточных морей, их влияние на формирование акустических полей различных физических объектов.

Научные труды Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета, 44, № 1, с. 49-59 (2018) | Рубрика: 07.16

Бакланов Е.Н., Стародубцев П.А., Халаев Н.Л., Москаленко Э.В. «Об определении места шумящего объекта в векторно-фазовых характеристиках акустического поля» Двойные технологии, № 1, с. 27-32 (2018)

Рассматриваются методы определения местоположения источника звука на примерах различных ситуаций с применением различных подходов. По результатам полученного технологического анализа отмечается, что стандартные методы определения местоположения источника звука в морской среде, по результатам измерения порождаемого им поля давления могут быть заменены на одноэлементные приемники измерения и анализа гидродинамических параметров, содержащихся в векторно-фазовых характеристиках поля в точке приема, что оптимистически позволяет смотреть на перспективы развития современных систем освещения подводной обстановки.

Двойные технологии, № 1, с. 27-32 (2018) | Рубрика: 04.14

Халиуллина А.И.

Халиуллина А.И. «Световое уравнение в затменно-двойных системах с компонентами раннего спектрального класса U CrB и RW Tau» Астрономический журнал, 95, № 4, с. 280-289 (2018)

Проведено подробное исследование изменений орбитального периода в затменно-двойных системах типа Алголя U CrB и RW Tau с главными компонентами раннего спектрального класса. Обнаружено, что изменения периодов обеих систем можно представить в виде суперпозиции векового изменения периода и его циклических колебаний. В U CrB наблюдается вековое увеличение периода со скоростью 2.58d·10–7 в год, которое можно объяснить равномерным перетеканием вещества от менее массивного компонента к более массивному при сохранении общего углового момента. В RW Tau наблюдается вековое уменьшение периода со скоростью – 8.6d·10–7 в год, причиной которого может быть потеря углового момента системой вследствие магнитного торможения. Циклические изменения орбитального периода U CrB и RW Tau можно объяснить движением затменно-двойных систем в долгопериодической орбите. В U CrB происходит движение затменно-двойной системы с периодом 91.3 года вокруг третьего тела с массой M3 > 1.13M⊙, в RW Tau – с периодом 66.6 лет вокруг третьего тела, масса которого M3 > 1.24M⊙. Не исключено также, что эти колебания вызываются магнитными циклами вторичных компонентов поздних спектральных классов. Остаточные колебания периода могут быть суперпозицией изменений, вызванных нестационарными выбросами вещества и действием магнитных циклов.

Астрономический журнал, 95, № 4, с. 280-289 (2018) | Рубрика: 18

Халявкин А.А.

Денисова Л.М., Миронов А.И., Халявкин А.А. «К исследованию поперечных колебаний валопроводов судов» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 95-99 (2010)

Рассматриваются собственные частоты поперечных колебаний гребного вала. Дейдвудный подшипник моделируется упругим основанием. Проведен анализ влияния длины и жесткости носового подшипника на собственную частоту.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 95-99 (2010) | Рубрика: 10.06

Миронов А.И., Халявкин А.А. «О возможности возникновения параметрических колебаний в системе валопровода» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 131-135 (2010)

Рассматриваются поперечные колебания гребного вала. Установлено, что возможны параметрические колебания гребного вала. Отмечается: традиционная расчетная схема валопровода нуждается в совершенствовании независимо от того, возникают в системе валопровода параметрические колебания или не возникают, с целью включения в нее реальной длины дейдвудных подшипников.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 131-135 (2010) | Рубрика: 10.06

Мамонтов В.А., Рубан А.Р., Куличкин Н.В., Халявкин А.А. «Расчет поперечных колебаний валопроводов судов с учетом длины и жесткости дейдвудных подшипников» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 30-33 (2010)

Методом численного анализа рассчитано акустическое поле излучения фокусирующих акустических преобразователей на основе круглых пьезопластин в виде сегментов поверхностей сферы, параболоида, гиперболоида и эллипсоида вращения. Показано, что наиболее эффективным концентратором акустической энергии в фокусе является пьезопластина в виде параболоида вращения. Акустические поля пьезопреобразователей на основе параболоидных и сферических пьезопластин имеют схожие закономерности, заметно отличающиеся от закономерностей акустических полей, формируемых пьезопластинами в виде эллипсоида и гиперболоида вращений, которые излучают почти идентичные акустические поля.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 30-33 (2010) | Рубрика: 10.06

Халявкин А.А., Мамонтов В.А., Комаров М.П. «Влияние коэффициента жесткости капролона на частоту собственных колебаний валопроводов судов» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 45-50 (2012)

Рассматриваются собственные частоты поперечных колебаний гребного вала. Дейдвудный подшипник моделируется упругим основанием. Проведен анализ влияния коэффициента жесткости кормового дейдвудного подшипника на собственную частоту гребного вала.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 45-50 (2012) | Рубрика: 10.06

Халявкин А.А., Мамонтов В.А., Мигунов А.А. «Расчет параметрических колебаний валопроводов судов с учетом изменения жесткости кормового дейдвудного подшипника» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 4, с. 108-114 (2017)

Исследуются параметрические колебания судового валопровода, которые возникают из-за гармонического изменения по времени жесткости гребного вала и кормового дейдвудного подшипника. На расчетной схеме гребного вала представлена балка постоянного по длине сечения, которая опирается на одну шарнирно-неподвижную и упругую опору, моделирующую кормовой дейдвудный подшипник. На конце балки имеется диск, моделирующий гребной винт. Параметрические колебания возникают в процессе действия внешних нагрузок и в результате увеличения износа кормового дейдвудного подшипника. В исследовании параметрических колебаний судового валопровода рассматриваются уравнение Матье и диаграмма Айнса–Стретта. Определяется динамическая устойчивость судового валопровода при определенном зазоре между гребным валом и кормовым дейдвудным подшипником.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 4, с. 108-114 (2017) | Рубрика: 10.06

Мамонтов В.А., Миронов А.И., Халявкин А.А., Чаплыгин В.А. «Методологические основы исследования поперечных колебаний валопроводов судов с учетом износа дейдвудных подшипников» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 134-137 (2011)

Разрабатывается методика исследования поперечных колебаний валопровода. Учитывается реальная длина дейдвудных подшипников и возможный отрыв вала от подшипника в процессе колебаний.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 134-137 (2011) | Рубрики: 04.14 10.06

Халявкин А.А., Комаров М.П., Мамонтов В.А., Саламех А.Х «Экспериментальная установка для исследования поперечных и продольных колебаний валопроводов судов» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 41-44 (2012)

Описана конструкция и принцип действия экспериментальной установки для исследования поперечных и продольных колебания валопроводов судов. Установка позволяет оценить влияние длины, жесткость и величину износа дейдвудных подшипников на эксплуатационные характеристики валопроводов судов.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 41-44 (2012) | Рубрики: 04.14 10.06

Хаметов Р.К.

Бородин М.А., Хаметов Р.К. «Способ координирования подводного аппарата в условиях Арктики» Гидроакустика, № 30, с. 82-86 (2017)

Предложен способ координирования автономного необитаемого подводного аппарата в условиях подледной навигации в высоких арктических широтах.

Гидроакустика, № 30, с. 82-86 (2017) | Рубрики: 07.15 07.18

Хаметов Р.К. «Трехкоординатные гидролокаторы переднего обзора для автономных необитаемых подводных аппаратов» Гидроакустика, № 22, с. 59-63 (2015)

Рассмотрены способы обзора пространства с помощью трехкоординатных гидролокаторов переднего обзора, устанавливаемых на автономные необитаемые подводные аппараты.

Гидроакустика, № 22, с. 59-63 (2015) | Рубрика: 07.18

Бородин М.А., Хаметов Р.К. «Анализ ортогональных свойств частотно-модулированных сигналов для гидролокатора бокового обзора» Гидроакустика, № 26, с. 51-54 (2016)

Выполнен анализ ортогональных свойств частотно-модулированных сигналов с линейным, показательным, гиперболическим и параболическими законами модуляции частоты.

Гидроакустика, № 26, с. 51-54 (2016) | Рубрика: 07.18

Хамитов И.М.

Буренин Р.А., Бикмаев И.Ф., Хамитов И.М., Зазнобин И.А., Хорунжев Г.А., Еселевич М.В., Афанасьев В.Л., Додонов С.Н., Рубино-Мартин Х.А., Агханим Н., Сюняев Р.А. «Оптическое отождествление далеких скоплений галактик среди источников сигнала Сюняева–Зельдовича из обзора обсерватории им. Планка» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 317-330 (2018)

Представлены результаты работ по оптическому отождествлению и спектроскопическим измерениям красных смещений скоплений галактик из второго каталога источников сигнала Сюняева–Зельдовича обзора всего неба обсерватории им. Планка, расположенных на высоких красных смещениях z <<0.7–0.9. Использованы данные наблюдений 1,5-мроссийско-турецкоготелескопа(РТТ-150), 1.6-м телескопа Саянской обсерватории, 3.5-м телескопа обсерватории Калар-Альто, а также данные 6-м телескопа САО РАН (Большой телескоп азимутальный, БТА). Спектроскопические измерения красных смещений получены для семи далеких скоплений галактик, включая одно скопление, PSZ2 G126.57+51.61, которое входит в космологическую выборку обзора. В центральных областях двух скоплений PSZ2 G069.39+68.05 и PSZ2 G087.39-34.58 обнаружены дуги сильного гравитационного линзирования далеких галактик, одна из которых находится на красном смещении z=4.262. Данные, представленные ниже, примерно удваивают число известных скоплений галактик в обзоре обсерватории им. Планка на высоких красных смещениях, z <<0.8.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 317-330 (2018) | Рубрика: 18

Харахашьян А.М.

Глебова Г.М., Жбанков Г.А., Харахашьян А.М., Селезнёв И.А. «Векторно-скалярные характеристики акустического поля в ближней зоне вибрирующей пластины» Гидроакустика, № 21, с. 37-45 (2015)

Характеристики векторно-скалярного акустического поля вибрирующей пластины получены с использованием двух подходов. Первый – строгий теоретический расчет вибрационных и акустических полей зависит от физических и геометрических параметров пластины и окружающей среды. Во втором полагается, что шум создается совокупностью случайных источников, распределенных по поверхности пластины. Показано, что энергетические и пространственно-корреляционные характеристики акустического поля шумов, рассчитанные с использованием двух подходов, идентичны. Модель случайных источников упрощает расчеты и может использоваться при проектировании векторно-скалярных приемных систем, устанавливаемых на борту носителя. В работе приводятся экспериментальные характеристики шумов, образованные вибрирующей пластиной, которые совпадают с теоретически рассчитанными параметрами векторно-скалярного акустического поля помех.

Гидроакустика, № 21, с. 37-45 (2015) | Рубрика: 04.11

Глебова Г.М., Жбанков Г.А., Харахашьян А.М., Селезнев И.А. «Направленность излучения вибрирующей пластины в ближней зоне» Гидроакустика, № 28, с. 10-19 (2016)

Направленность акустического поля помех, которое создается вибраторами на экспериментальном макете, сравнивается с теоретически рассчитанной направленностью излучения в ближней зоне. Теория расчета вибрационных и акустических полей разработана для пластин, инженерная конструкция которых наиболее точно описывает реальные объекты и соответствует пластинам конечных размеров, закрепленных по краям. Экспериментальные измерения выполняются при синхронной работе вибраторов под воздействием гармонических или широкополосных непрерывных сигналов, а также при асинхронной работе вибраторов под воздействием широкополосных импульсных сигналов. Рассматриваемый вопрос связан с практическим использованием полученных результатов при проектировании эффективных алгоритмов подавления шумов носителя.

Гидроакустика, № 28, с. 10-19 (2016) | Рубрика: 04.11

Харинов М.А.

Горшков А.Г., Ипатов А.В., Ипатова И.А., Конникова В.К., Мардышкин В.В., Мингалиев М.Г., Харинов М.А. «Долговременная и быстрая переменность блазара 3С 454.3 в радиодиапазоне в 2010–2017 гг .» Астрономический журнал, 95, № 3, с. 193-209 (2018)

Представлены результаты наблюдений блазара 3C 454.3 (J2253+1608) на радиотелескопах РАТАН-600 САО РАН на частотах 4.6, 8.2, 11.2 и 21.7 ГГц и РТ-32 обсерваторий Зеленчукская и Бадары комплекса "Квазар-КВО" ИПАРАН на частотах 4.84 и 8.57 ГГц в 2010-2017 гг. Исследовалась долговременная переменность, переменность на масштабах от нескольких дней (day-to-day) и внутри-суточная переменность (IDV). На долговременной кривой блеска зарегистрированы две вспышки – в 2010 г. и в 2015–2017 гг. Плотность потока на 21.7 ГГц во вспышках увеличивалась в 10 раз. Для первой вспышки запаздывание максимума на частоте 4.85 ГГц относительно частоты 21.7 ГГц составляет 6 месяцев. Временнгзя шкала переменности по нисходящей ветви первой вспышки на 21.7 ГГц tvar = 1.2 года, верхний предел линейного размера излучающей области 0.4 пк, углового – 0.06 mas. Яркостная температура во вспышке превышает комптоновский предел, Доплер-фактор δ = 3.5, что показывает наличие у блазара релятивистского джета, близкого к лучу зрения. В пяти сетах ежедневных наблюдений источника длительностью до 120 дней не обнаружено значимой переменности на масштабах от нескольких дней до нескольких недель. Внутрисуточная переменность (IDV) на РТ-32 на частоте 8.57 ГГц обнаружена в 30 из 61 успешно проведенных сеансов, причем наличие IDV уверенно коррелирует с максимумами вспышек. Характерные времена IDV – от двух до десяти часов. Ряд кривых блеска IDV показывает наличие временной задержки максимумов кривых блеска при одновременных наблюдениях на разнесенных по долготе антеннах обсерваторий Бадары и Зеленчукская. Это указывает, что наиболее вероятная причина IDV обусловлена межзвездной средой.

Астрономический журнал, 95, № 3, с. 193-209 (2018) | Рубрика: 18

Харитонов В.В.

Балык О.А., Шешегов П.Н., Харитонов В.В., Ахметзянов И.М., Зинкин В.Н. «Источники высокоинтенсивного шума и инфразвука в Вооруженных силах Российской Федерации (Часть первая)» Вопросы оборонной техники Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 3-4, с. 139-147 (2018)

Вопросы оборонной техники Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 3-4, с. 139-147 (2018) | Рубрика: 10.01

Балык О.А., Шешегов П.Н., Харитонов В.В., Ахметзянов И.М., Зинкин В.Н. «Профилактика неблагоприятного действия шума на здоровье военнослужащих (Часть вторая)» Вопросы оборонной техники Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 5-6, с. 141-150 (2018)

Вопросы оборонной техники Научно-технический журнал. Серия 16. Технические средства противодействия терроризму, № 5-6, с. 141-150 (2018) | Рубрики: 10.04 13.01

Хартог П.

Решетник В.Н., Скоров Ю.В., Ласерда П., Хартог П., Резак Л. «Динамика пылевых частиц различного строения при моделировании их движения вблизи ядра кометы 67Р/Чурюмова–Герасименко» Астрономический вестник, 52, № 3, с. 267-284 (2018)

ассматриваются оценки основных сил, действующих на пылевые частицы вблизи кометного ядра. На основе этих оценок исследуется движение пылинок различного строения и массы. Мы рассматриваем силы 1) притяжения кометного ядра, 2) солнечного радиационного давления и 3) ускорения пылинок потоком газа, образовавшегося при сублимации кометного льда. Эти силы важны при моделировании движения пылинок относительно ядра кометы и могут существенно влиять на перенос пыли на его поверхности. При расчетах в качестве модели частиц используются силикатные твердые сферы и однородные баллистические агрегаты. Помимо этого мы представляем метод построения иерархических агрегатов – новой модели квази-сферических пористых частиц. Иерархический тип агрегатов позволяет моделировать относительно большие пылинки размером до миллиметра и более, при этом существенных требований к компьютерным ресурсам не предъявляется. Нами показано, что свойства этих частиц отличаются от свойств классических пористых баллистических агрегатов, которые обычно используются в задачах кометной физики, и что учет микроскопического строения частиц имеет принципиальное значение для анализа данных наблюдений. Представленные модели были применены для изучения динамики пыли в окрестностях ядра кометы 67Р/Чурюмова–Герасименко на ранней стадии наблюдений космическим аппаратом Rosetta, когда комета была примерно на 3.2 а. е. от Солнца. Были получены соотношения между основными силами, действующими на пылевые агрегаты на различных расстояниях от ядра. Найдена зависимость скорости пылевых агрегатов от их массы. В статье проведено количественное сравнение результатов численного моделирования и данных космических наблюдений приборами GIADA и CO-SIMA, установленными на борту аппарата Rosetta.

Астрономический вестник, 52, № 3, с. 267-284 (2018) | Рубрика: 18

Хархардин А.Н.

Хархардин А.Н. «Постоянная Хаббла крупномасштабных субстанций и космических тел» Известия вузов. Физика, 61, № 4, с. 66-74 (2018)

Приводится расчет топологических свойств Вселенной и ее крупномасштабных субстанций. Впервые получено уравнение для расчета величин «постоянной» Хаббла субстанций Вселенной, Вселенной и Галактики, Солнца и Земли. Рассчитан их возраст, время одного полного цикла и пяти циклов расширения и сжатия Вселенной. Дается новое предположение образования реликтового фона Вселенной. Доказана бесконечность ее развития во времени.

Известия вузов. Физика, 61, № 4, с. 66-74 (2018) | Рубрика: 18

Хецева М.С.

Бабурова О.В., Маркова Н.В., Фролов Б.Н., Хецева М.С. «О плоских гравитационных волнах неметричности в аффинно-метрическом пространстве» Известия вузов. Физика, 61, № 4, с. 179-180 (2018)

Известия вузов. Физика, 61, № 4, с. 179-180 (2018) | Рубрики: 17 18

Хилько А.И.

Хоботов А.Г., Хилько А.И., Тельных А.А. «Исследование возможностей и эффективности выполнения операции над сигналами в нейронных сетях» Известия высших учебных заведений. Радиофизика, 61, № 1, с. 76-84 (2018)

Обсуждаются возможности регистрации и эффективность обработки информации в нейронных сетях свободной динамики с контекстно-зависимыми параметрами при представлении данных в сигнальной форме. На примере численных стохастических экспериментов продемонстрирована возможность обработки информации с помощью нейронных сетей свободной динамики. Обсуждается близость рассмотренных сетей нейронным структурам естественной биологической природы. На конкретных примерах исследована устойчивость сетей свободной динамики с контекстно-зависимыми параметрами при решении задач, связанных с регистрацией сигналов при наличии шумов.

Известия высших учебных заведений. Радиофизика, 61, № 1, с. 76-84 (2018) | Рубрика: 13.02

Хирш З.

Мухин Н В., Редька Д.Н., Тарасов С.А., Осеев А.Ю., Хирш З. «Двумерная периодическая композитная структура для акустического датчика объемных свойств жидкости» Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника, № 1, с. 55-63 (2018)

Описывается композитная структура, представляющая собой стальную матрицу с периодической двумерной системой цилиндрических отверстий, заполненных углеводородной смесью. Изучены упругие колебания такой периодической структуры для применения в акустических датчиках жидкого топлива. Теоретические исследования композитной структуры показали возможность возбуждать в ней аксиально-симметричные и крутильные резонансные моды в частотном диапазоне с высоким коэффициентом отражения структуры, которые проявляются как окна с узкой полосой пропускания. Экспериментальные исследования подтвердили существование таких резонансных частот с характерными структурами акустических волн, причем аксиально-симметричная резонансная мода оказалась более выраженной. Измерения различных смесей бензина и этанола показывают, что датчик имеет значительную чувствительность для различения обычных видов топлива, смесей на основе бензина и присутствия добавок в стандартных видах топлива.

Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника, № 1, с. 55-63 (2018) | Рубрика: 14.04

Хлыбов А.А.

Хлыбов А.А. «Исследование влияния микронеоднородности среды на распространение поверхностных волн» Дефектоскопия, № 6, с. 3-10 (2018)

На основании анализа литературных данных показано, что при усталостном нагружении в поверхностном слое порядка нескольких размеров зерен ускоренно протекает процесс зарождения и развития системы микротрещин. В результате этого модули упругости, плотность материала изменяются. Их можно описать в виде эффективных характеристик материала. Решена задача распространения поверхностных волн в микронеоднородной среде, в которой имеет место дисперсия, а толщина поверхностного слоя изменяется незначительно. На примере испытания образцов из стали 08Х18Н10Т на малоцикловую усталость показано, что скорость распространения поверхностных волн меняется быстрее по сравнению с объемными (продольными и сдвиговыми), что может быть использовано в задачах контроля на ранних стадиях усталостного разрушения.

Дефектоскопия, № 6, с. 3-10 (2018) | Рубрика: 06.13

Хлыбов А.А., Матвеев Ю.И. «Акустический метод оценки качества термической обработки сплава 44НХТЮ» Дефектоскопия, № 2, с. 3-10 (2018)

Показано, что в элинваре (сплава 44НХТЮ) для рассмотренного режима термообработки формируется однородная мелкозернистая структура, обеспечиваются необходимые прочностные характеристики. Приведены экспериментальные данные, показывающие постоянство упругих характеристик в диапазоне температур от–70 до +70°С. Постоянство скорости распространения упругих волн в этом диапазоне температур позволяет применять эту закономерность для разработки методики контроля качества термической обработки. В качестве «диагностического параметра» предложено использовать отношение продольных и сдвиговых скоростей упругих волн. Исследована возможность использования упругих волн в задачах обеспечения контроля характеристик сплава 44НХТЮ после различных режимов термической обработки.

Дефектоскопия, № 2, с. 3-10 (2018) | Рубрика: 14.04

Хмель Т.А.

Хмель Т.А., Фёдоров А.В. «Моделирование плоских волн детонации в газовзвеси наноразмерных частиц алюминия» Физика горения и взрыва, 54, № 2, с. 71-81 (2018)

Представлена физико-математическая модель детонации газовзвеси частиц алюминия нанометрового диапазона размеров с учетом перехода от континуального к свободномолекулярному режиму обтекания и теплообмена частиц. Предложена формула логарифмической интерполяции для времени тепловой релаксации в переходном режиме. Развита полуэмпирическая модель приведенной кинетики горения аррениусовского типа, обеспечивающая согласование с известными экспериментальными данными. Проанализированы стационарные структуры (Чепмена–Жуге, пересжатые), а также волны

Физика горения и взрыва, 54, № 2, с. 71-81 (2018) | Рубрика: 06.11

Хоботов А.Г.

Ховричев М.Ю.

Ховричев М.Ю., Апетян А.А., Рощина Е.А., Измайлов И.С., Бикулова Д.А., Ершова А.П., Баляев И.А., Куликова А.М., Петюр В.В., Шумилов А.А., Оськина К.И., Максимова Л.А. «Поиск двойных систем среди близких карликов на основе Пулковских наблюдений и данных обзора SDSS» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 2, с. 124-139 (2018)

Цель работы – обнаружить ранее неизвестные двойные системы среди маломассивных карликов солнечной окрестности и протестировать методику поиска. Базовые идеи – выявление на ПЗС-кадрах изображений звезд, имеющих значимые эллиптичность и/или асимметрию по сравнению со звездами фона, и дальнейшее определение пространственных параметров двойной системы и разности блеска между компонентами. Для ее реализации был разработан метод, основанный на шейплет-разложении изображений. В список объектов для исследования были включены все сравнительно слабые звезды с большими собственными движениями (V>13m, >300 мс дуги/год), для которых флаг "duplicate source" в каталоге Gaia DR1 равен единице. В результате были отобраны 702 звезды. Для верификации результатов были выполнены дополнительные наблюдения 65 звезд из этого списка с помощью пулковского метрового телескопа "Сатурн" (2016–2017). Всего было выявлено 138 звезд-кандидатов в двойные системы (девять из них – по данным телескопа "Сатурн" и обзора SDSS). Шесть звезд программы являются известными двойными. Показано, что изображения главных компонент сравнительно широких пар WDS14519+5147, WDS11371+6022 и WDS15404+2500 разделяются на компоненты, поэтому можно говорить об обнаружении тройных систем. Почти для всех выявленных двойных систем получены оценки углового разделения р, позиционного угла и разности блеска компонент Дш. Для большинства звезд 1.5"<р<2.5", a Дш<1.5m.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 2, с. 124-139 (2018) | Рубрика: 18

Холмогоров С.А.

Бадриев И.Б., Макаров М.В., Паймушин В.Н., Холмогоров С.А. «Осесимметричные задачи о геометрически нелинейном деформировании и устойчивости трехслойной цилиндрической оболочки с контурными подкрепляющими стержнями» Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Физико-математические науки, 159, № 4, с. 395-428 (2017)

Проведено численное исследование задачи о геометрически нелинейном осесимметричном деформировании трехслойной цилиндрической оболочки с трансверсально-мягким заполнителем,подкрепленной в торцевых сечениях упругими стержнями. Для описания процесса деформирования использованы выведенные ранее уравнения уточненной геометрически нелинейной теории, позволяющие как изучить докритическое поведение оболочки, так и выявить все возможные формы потери устойчивости несущих слоев. Указанные уравнения основаны на введении в рассмотрение в качестве неизвестных контактных усилий взаимодействия внешних слоев с заполнителем, а также внешних слоев и заполнителя с подкрепляющими телами во всех точках поверхностей их сопряжения. Разработаны численные методы решения сформулированных задач. Они основаны на предварительном сведении исходных задач к системе интегро-алгебраических уравнений, при решении которых используется метод конечных сумм. Предложена методика исследования докритического и закритического геометрически нелинейного поведения оболочки при ее торцевом сжатии через контурные подкрепляющие стержни, согласно которой неустойчивые положения равновесия определяются методом продолжения решения по параметру при выборе в качестве параметра работы внешних сил. Предложен способ нахождения критической нагрузки (точки бифуркации), при достижении которой оболочка теряет устойчивость. Он основан на линеаризации исходной геометрически нелинейной задачи в окрестности её нелинейного решения с последующей формулировкой задачи на собственные значения с нелинейным вхождением параметра. Приведены результаты численных экспериментов. Проведен анализ результатов экспериментов.

Ученые записки Казанского государственного университета. Серия Физико-математические науки, 159, № 4, с. 395-428 (2017) | Рубрика: 04.16

Холшевников К.В.

Батмунх Н., Санникова Т.Н., Холшевников К.В. «Движение в центральном поле при возмущающем ускорении, постоянном в сопровождающей системе отсчета, связанной с вектором скорости» Астрономический журнал, 95, № 4, с. 307-316 (2018)

Рассмотрена задача о движении точки нулевой массы под действием притяжения к центральному телу и возмущающего ускорения P. Модуль P считаем малым по сравнению с основным ускорением, вызванным притяжением центрального тела, а компоненты вектора P – постоянными в системе отсчета с началом в центральном теле и осями, направленными по вектору скорости, нормали к нему в плоскости оскулирующей орбиты и бинормали. Уравнения в осредненных элементах были получены нами ранее. Здесь мы даем алгоритм их решения. Он аналогичен построенному нами ранее для задачи, в которой P постоянен в системе отсчета, связанной с радиус-вектором. Свойства решения похожи. Основное отличие заключается в том, что квадратуры, к которым сводится решение в важнейших случаях, приводят к неэлементарным функциям. Однако их можно выразить рядами по степеням эксцентриситета e, сходящимися при e < 1, а часто и при e =1.

Астрономический журнал, 95, № 4, с. 307-316 (2018) | Рубрика: 18

Хонг Х.Х.

Ян В., Хонг Х.Х., Шао Й.Л., Ши Й.Ч., Лу Г., Ли Ж. «Исследование процессов разрушения бетона с разным размером наполнителя по характеристикам акустической эмиссии» Дефектоскопия, № 6, с. 61 (2018)

Для изучения характеристик акустической эмиссии (АЭ) процесса разрушения бетона с различным размером наполнителя образцы раствора были испытаны при осевом сжатии в эксперименте, все процессы эволюции повреждений контролировали с помощью полноразмерной системы сбора данных АЭ. Влияние размера наполнителя бетона на процессы разрушения и вид повреждения исследовали по значениям кумулятивной энергии АЭ, амплитуды, пиковой частоты и отношению N/E (импульс/энергия) соответственно. Рассчитаны отношения кумулятивных импульсов АЭ каждой полосы частот и амплитудной полосы ко всем совокупным импульсам АЭ при разных уровнях напряжений. Выявлен разностный и эволюционный процесс образования микротрещин раствора с разным размером наполнителя в процессе разрушения. Результаты показывают, что кумулятивная энергия АЭ увеличивается с увеличением размера наполнителя в растворе. Распределение накопившихся импульсов АЭ каждой амплитудной полосы в зависимости от напряжения с разными размерами наполнителя одинаковы, а импульсы АЭ каждой амплитудной полосы резко увеличиваются настолько, что образец разрушается. Кроме того, импульсы АЭ фокусируются на низкочастотной полосе при низком уровне напряжения, тогда как все пиковые полосы частот активны при высоком уровне напряжения, а размер наполнителя раствора оказывает значительное влияние на кумулятивные характеристики каждой пиковой полосы частот. Соотношение N/E уменьшалось с увеличением размера наполнителя и увеличивалось линейно с увеличением напряжения.

Дефектоскопия, № 6, с. 61 (2018) | Рубрика: 14.04

Хорунжев Г.А.

Хохлов Н.И.

Петров И.Б., Фаворская А.В., Хохлов Н.И. «Сеточно-характеристический метод на системах вложенных иерархических сеток и его применение для исследования сейсмических волн» Журнал вычислительной математики и математической физики, 57, № 11, с. 1804-1811 (2017)

Целью данной работы является применение разработанного сеточно-характеристического метода на системах вложенных иерархических сеток для исследования отражений и дифракции упругих сейсмических волн, распространяющихся от гипоцентра землетрясения до поверхности Земли, в сложных гетерогенных структурах – многоэтажных домах – с целью анализа возникающих разрушений. Для проведения данного исследования используется компьютерное моделирование сеточно-характеристическим методом, позволяющим детально описывать волновые процессы в рассматриваемых гетерогенных средах, учитывать все возникающие типы волн, использовать корректные алгоритмы на границах области интегрирования и контактных границах раздела сред. Применение системы иерархических сеток дает возможность моделировать распространение сейсмических волн непосредственно от очага землетрясения до интересующих наземных сооружений – многоэтажных домов, и исследовать их сейсмостойкость.

Журнал вычислительной математики и математической физики, 57, № 11, с. 1804-1811 (2017) | Рубрика: 09.03

Хохлова В.А.

Юлдашев П.В., Мездрохин И.С., Хохлова В.А. «Моделирование высокоинтенсивных полей сильно фокусирующих ультразвуковых излучателей с использованием широкоугольного параболического приближения» Акустический журнал, 64, № 3, с. 318-329 (2018)

На основе широкоугольного параболического приближения построен новый численный алгоритм расчета линейных и нелинейных полей, создаваемых аксиально-симметричными ультразвуковыми излучателями. На примере одиночного сильно фокусирующего излучателя проведено сравнение результатов моделирования ультразвукового поля, полученных на основе уравнения Вестервельта, уравнения Хохлова–Заболотской–Кузнецова (ХЗК) с различными способами задания граничных условий и нелинейного широкоугольного параболического уравнения. Показано, что при сравнимой с уравнением ХЗК скорости численных расчетов использование широкоугольного параболического приближения позволяет получать решения для сильно фокусированных линейных и нелинейных ультразвуковых пучков гораздо более близкие по точности к решениям уравнения Вестер-вельта.

Акустический журнал, 64, № 3, с. 318-329 (2018) | Рубрика: 05.11

Акопян В.Б., Руденко О.В., Сапожников О.А., Сарвазян А.П., Свет В.Д., Хохлова В.А., Aubry J.-F., Chapelon J.-Y., Cleveland R.O., Crum L.A., Duck F.A., Hand J.W., Hill K., Holland C.K., Hynynen K.H., Lewin P.A., McGough R.J., Mourad P.D., Muratore R., O'Brien W.D.(Jr.), ter Haar G. «Леонид Рафаилович Гаврилов (к 80-летию со дня рождения)» Акустический журнал, 64, № 3, с. E001-E003 (2018)

25 мая 2018 г. исполнилось 80 лет Леониду Рафаиловичу Гаврилову, главному научному сотруднику Акустического института им. академика Н.Н. Андреева, доктору технических наук, известному специалисту в области медицинской акустики.

Акустический журнал, 64, № 3, с. E001-E003 (2018) | Рубрика: 03

Сухоручкин Д.А., Юлдашев П.В., Цысарь С.А., Хохлова В.А., Свет В.Д., Сапожников О.А. «Эхо-импульсная ультразвуковая визуализация в применении к транскраниальной диагностике структур головного мозга» Известия РАН. Серия физическая, 82, № 1, с. 578-582 (2018)

Приводятся результаты компьютерного моделирования распространения акустических импульсов в неоднородной среде, имитирующей голову человека в двумерной и трехмерной геометрии. В трехмерном эксперименте черепная кость представлялась в виде жидкого слоя со скоростью звука, соответствующей скорости продольных волн в кости. В двумерном эксперименте учитывались как продольные, так и поперечные волны. На основе полученных в ходе численного эксперимента данных исследовалась возможность получения ультразвукового изображения точечных рассеивателей с использованием компенсации аберраций, вносимых костями черепа. Показано, что даже простая коррекция времени задержки вдоль прямых лучей приводит к существенному улучшению качества ультразвукового изображения через неоднородный по толщине твердотельный слой.

Известия РАН. Серия физическая, 82, № 1, с. 578-582 (2018) | Рубрики: 13.04 15.01

Храмцова Е.А.

Субочев П.В., Орлова А.Г., Турчин И.В., Петронюк Ю.С., Храмцова Е.А., Левин В.М. «Ультразвуковые технологии высокого разрешения для исследования биологических объектов» Известия РАН. Серия физическая, 82, № 1, с. 572-577 (2018)

Приводится обзор российского опыта создания ультразвуковых технологий высокого разрешения для исследования биологических объектов. Представлены две разновидности ультразвуковых биологических микроскопов (УБМ) для визуализации кожи in vivo: на основе резонансного датчика с электрическим возбуждением и широкополосной нерезонансной антенны из поливинилиденфторида с лазерным термооптическим возбуждением.

Известия РАН. Серия физическая, 82, № 1, с. 572-577 (2018) | Рубрика: 13.01

Хрусталев А.К.

Растегаев И.А., Мерсон Д.Л., Данюк А.В., Афанасьев М.А., Хрусталев А.К. «Универсальный волновод для акустико-эмиссионного контроля высокотемпературных промышленных объектов» Дефектоскопия, № 3, с. 20-30 (2018)

Предложена оригинальная конструкция волновода, позволяющая осуществлять акустико-эмиссионный контроль, диагностику и мониторинг промышленных объектов, работающих при температурах свыше 85°С. Волновод позволяет обеспечить более высокие теплорассеивающие характеристики при минимальных акустических потерях по сравнению с известными волноводами прижимного типа. Его применение не требует внесения изменений в конструкцию объекта контроля и специального согласования с надзорными органами. Описаны физические принципы работы, особенности конструктивного исполнения, варианты применения и результаты полного цикла исследований влияния конструктивных особенностей волновода на теплорассеивающие и акустические характеристики. Использование волновода разработанной конструкции способствует расширению области применения метода акустической эмиссии в качестве экспрессметода оценки технического состояния высокотемпературных объектов как во время эксплуатации, так и перед выводом их из эксплуатации для технического диагностирования с целью определения активных (опасных) зон и внесения их в программу контроля другими неразрушающими методами.

Дефектоскопия, № 3, с. 20-30 (2018) | Рубрика: 14.04