Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

08.08 Аэро-термо-акустика и акустика горения

 

Ингель Л.Х. «К нелинейной динамике турбулентных термиков в сдвиговом потоке» Прикладная механика и техническая физика, 59, № 2, с. 23-30 (2018)

Нелинейная интегральная модель турбулентного термика обобщена на случай наличия горизонтальной составляющей его движения относительно среды (например, всплывания термика в сдвиговом потоке). В отличие от традиционных моделей учтена возможность тепловыделения в термике. Получены аналитические решения для кусочно-постоянного вертикального профиля горизонтальной скорости среды и постоянного вертикального сдвига скорости, описывающие различные режимы динамики термиков. Исследовано нелинейное взаимодействие горизонтальной и вертикальной составляющих движения термика, поскольку каждая из них влияет на интенсивность вовлечения окружающей среды, т. е. на скорость увеличения размеров термика и, следовательно, на его подвижность. Показано, что интенсификация вовлечения среды за счет взаимодействия термика с поперечным потоком может приводить к существенному уменьшению его подвижности.

Прикладная механика и техническая физика, 59, № 2, с. 23-30 (2018) | Рубрики: 08.05 08.08

 

Кривошапкин Д.В., Летин А.Н. «Исследования огнестойкости гидроакустических покрытий подводных лодок» Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 1-1, с. 96-102 (2018)

Приведены результаты работ по исследованию огнестойкости наружных и межбортных гидроакустических покрытий различных конструкций, применяемых в настоящее время на подводном флоте, и их экспериментальных образцов с повышенным уровнем огнезащиты. Предложены способы повышения огнестойкости конструкций гидроакустических покрытий за счет применения в наружных слоях кевларовой ткани или огнестойкой резины на основе хлопренового каучука с антипиреном.

Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 1-1, с. 96-102 (2018) | Рубрики: 08.08 10.06

 

Маков Ю.Н. «Возможно ли проникновение импульса звукового удара от современного истребителя в водную среду с его дальнейшим волновым распространением в этой среде?» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 4, № 1, с. 18-29 (2018)

Рассматриваются возможности распространения в волновом режиме «проникшего» в водную среду через границу воздух-вода импульса звукового удара от летящего сверхзвукового самолета. Анализируемое волновое распространение импульса звукового удара в водной среде альтернативно укоренившемуся в литературе представлению о не волновом характере проникновения этого импульса в воду с быстрым уменьшением (в модели идеальной жидкости) пикового значения импульса и сглаживания его формы при отходе от поверхности жидкости вглубь. Действительно, не волновой режим проникновения типичен при «стандартном» полете сверхзвукового самолета параллельно водной поверхности, однако в данной работе рассматривается результат пикирования (не очень крутого) самолета к водной поверхности, что и обеспечивает нужный эффект.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 4, № 1, с. 18-29 (2018) | Рубрики: 08.08 08.14

 

Чепрасов С.А. «Моделирование автоколебаний в установках с горением» Математическое моделирование, 30, № 4, с. 66-72 (2018)

Представлена модель турбулентного горения для расчета автоколебаний в камерах сгорания. Модель основана на методе крупных вихрей (LES) совместно с глобальным механизмом горения метана. Проведено численное моделирование автоколебаний в лабораторной установке c горением. Продемонстрировано, что в расчете качественно верно моделируется основная продольная мода автоколебаний.

Математическое моделирование, 30, № 4, с. 66-72 (2018) | Рубрика: 08.08

 

Абдуракипов С.С., Дулин В.М., Маркович Д.М. «Об автоколебаниях в струе и газовом факеле с сильной закруткой потока» Теплофизика и аэромеханика, № 3, с. 395-402 (2018)

Представлены результаты исследования нестационарной динамики потока в газовом факеле с сильной закруткой, распадом и прецессией вихревого ядра панорамными оптическими методами, а также результаты теоретического анализа наиболее быстро растущих мод гидродинамической неустойчивости потока. Определены характеристики автоколебательной моды на начальном участке турбулентного течения закрученной пропано-воздушной струи, горящей в атмосферном воздухе в форме поднятого пламени. Анализ данных методом главных компонент и линейный анализ устойчивости выявил, что эволюция доминирующей в потоке автоколебательной моды соответствует квазитвердому вращению с практически постоянной угловой скоростью когерентной пространственной структуры, состоящей из спиралевидного вихревого ядра струи и двух винтовых вторичных вихрей.

Теплофизика и аэромеханика, № 3, с. 395-402 (2018) | Рубрики: 08.08 08.11

 

Глазунов А.А., Еремин И.В., Жильцов К.Н., Костюшин К.В., Тырышкин И.М., Шувариков В.А. «Численное исследование определения величин пульсаций давления и собственных акустических частот в камерах сгорания с наполнителем сложной формы» Вестник Томского государственного университета. Математика и механика, № 53, с. 59-72 (2018)

Проведено численное моделирование возникновения неустойчивости течения и автоколебаний давления для камер сгорания с наполнителем сложной формы. Расчет течения продуктов сгорания в газодинамическом тракте проводился в рамках однофазной модели на основе решения уравнений Навье–Стокса для сжимаемой среды. Показано влияние модели турбулентности k-s и модели крупномасштабных вихрей (LES) на характеристики пульсаций давления. Предложен подход для определения положения первых мод колебаний давления в камерах сгорания сложной геометрии. DOI: 10.17223/19988621/53/6

Вестник Томского государственного университета. Математика и механика, № 53, с. 59-72 (2018) | Рубрика: 08.08

 

Федоров А.В., Бедарев И.А., Лаврук С.А., Трушляков В.И., Куденцов В.Ю. «Определение поля течения в топливном баке ракетного двигателя после выполнения миссии» Инженерно-физический журнал, 91, № 2, с. 345-352 (2018)

Для описания процессов, протекающих в образцах новой техники и использующих остатки топлива в баках ракетных двигателей, используется метод математического моделирования. В рамках определенных моделей турбулентности проводится расчет поля течения в объеме бака ступени ракетоносителя при вдуве в него горячей струи газа. Выявлена вихревая структура течения, определены характеристики теплообмена при различных углах ввода струи. Полученная корреляция Nu = Nu(Re) удовлетворительно описывает экспериментальные данные.

Инженерно-физический журнал, 91, № 2, с. 345-352 (2018) | Рубрика: 08.08