Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.06 Структурная акустика и вибрации

 

Садовский А.Ф. «Модель взаимодействия носителя с погруженным автономным необитаемым подводным аппаратом по гидроакустическому каналу» Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 1, с. 113-118 (2018)

Объект и цель научной работы. Объект научной работы – гидроакустический канал связи, соединяющий корабль-носитель и погруженный автономный необитаемый подводный аппарат (АНПА). Предметом научной работы является изучение влияния тактико-технических характеристик системы гидроакустической связи на эффективность действий АНПА с целью ее повышения. Материалы и методы. В ходе выполнения научной работы применялся метод системного анализа и оценки эффективности. Была построена обобщенная модель взаимодействия, отображающая существенные взаимосвязи реального процесса деятельности сил флота. Основные результаты. Модель взаимодействия носителя с АНПА по гидроакустическому каналу сочетает в себе оптимальные технические решения по передаче больших объемов информации и способы боевого применения средств гидроакустической связи. Применение в первичной оценке изображений, полученных от средств обнаружения в усеченном виде с малым объемом, позволит сэкономить энергоресурс аккумуляторных батарей и сократить потребность в использовании большого трафика канала. Вместе с тем для более детального анализа можно получить от аппарата только необходимый и достаточный объем информации в виде полноразмерных изображений. Заключение. Теоретическая значимость работы заключается в разработке методических положений организации обмена информацией с АНПА, позволяющих выявить закономерности использования гидроакустического канала связи, влияющие на эффективность применения АНПА, улучшение которых должно привести к повышению боевой эффективности их носителей. Практическая значимость работы определяется применением новой модели передачи информации в условиях многолучевого гидроакустического канала с переменными во времени параметрами в документах по техническому проектированию перспективных средств гидроакустической связи.

Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 1, с. 113-118 (2018) | Рубрики: 07.01 10.06

 

Жуков В.Б. «О работе гидроакустической антенны сквозь корпус корабля» Гидроакустика, № 26, с. 5-13 (2016)

Рассмотрена задача излучения и приема звука гидроакустической антенной, апертура которой находится внутри внутренних обводов корпуса корабля или совмещена с ними. Приведено возможное решение задачи коррекции искажений характеристики направленности вследствие прохождения сигналов сквозь корпус корабля.

Гидроакустика, № 26, с. 5-13 (2016) | Рубрики: 07.19 10.06

 

Кривошапкин Д.В., Летин А.Н. «Исследования огнестойкости гидроакустических покрытий подводных лодок» Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 1-1, с. 96-102 (2018)

Приведены результаты работ по исследованию огнестойкости наружных и межбортных гидроакустических покрытий различных конструкций, применяемых в настоящее время на подводном флоте, и их экспериментальных образцов с повышенным уровнем огнезащиты. Предложены способы повышения огнестойкости конструкций гидроакустических покрытий за счет применения в наружных слоях кевларовой ткани или огнестойкой резины на основе хлопренового каучука с антипиреном.

Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 1-1, с. 96-102 (2018) | Рубрики: 08.08 10.06

 

Дмитриев В.Г., Самохин В.Ф. «Метод сравнительной оценки шумности газотурбинных силовых установок реактивных самолетов» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 1, с. 59-68 (2018)

Излагается метод сравнительной оценки шумности газотурбинных силовых установок, основанный на использовании результатов сертификационных акустических испытаний реактивных самолетов с двигателями на пилонах под крылом. Метод позволяет для вновь создаваемого самолета выбирать из существующего парка те газотурбинные двигатели, которые в составе силовой установки обеспечивают самолету наименьшие уровни шума на местности при взлете. Рассмотрены зависимости уровней шума силовых установок самолетов от степени двухконтурности и величины взлетной тяги двигателей. Выделены три группы СУ по параметру «степень двухконтурности», в пределах каждой из которых указаны СУ с минимальными уровнями шума. Для каждой группы СУ получены аппроксимационные зависимости минимальных уровней шума от величины тяги двигателя в двухдвигательной компоновке. Определены превышения наименьших уровней шума современных СУ относительно достигнутых на сегодня минимальных значений, которые могут служить оценкой степени акустического совершенства СУ в своей группе.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 1, с. 59-68 (2018) | Рубрики: 08.14 10.06

 

Бубнов Е.Я., Гущин В.В. «О природе cубгармонических составляющих в спектре акустического сигнала двигателей внутреннего сгорания» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 152-154 (2009)

Сделано предположение о механизмах появления субгармоник в спектре акустического излучения двигателей внутреннего сгорания. Основным механизмом, по мнению авторов, является взаимное влияние акустических полей, создаваемых выхлопами отдельных цилиндров и осуществляемых через ближние поля, а также сложное пространственное перераспределение давления в коллекторе. Эти факторы приводят к неидентичности отдельных выхлопных импульсов как по амплитуде, так и по длительности. Математическое моделирование показало, как один из этих факторов влияет на появление субгармоник и их количественные соотношения.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 152-154 (2009) | Рубрика: 10.06

 

Денисова Л.М., Миронов А.И., Халявкин А.А. «К исследованию поперечных колебаний валопроводов судов» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 95-99 (2010)

Рассматриваются собственные частоты поперечных колебаний гребного вала. Дейдвудный подшипник моделируется упругим основанием. Проведен анализ влияния длины и жесткости носового подшипника на собственную частоту.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 95-99 (2010) | Рубрика: 10.06

 

Миронов А.И., Халявкин А.А. «О возможности возникновения параметрических колебаний в системе валопровода» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 131-135 (2010)

Рассматриваются поперечные колебания гребного вала. Установлено, что возможны параметрические колебания гребного вала. Отмечается: традиционная расчетная схема валопровода нуждается в совершенствовании независимо от того, возникают в системе валопровода параметрические колебания или не возникают, с целью включения в нее реальной длины дейдвудных подшипников.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 131-135 (2010) | Рубрика: 10.06

 

Мамонтов В.А., Рубан А.Р., Куличкин Н.В., Халявкин А.А. «Расчет поперечных колебаний валопроводов судов с учетом длины и жесткости дейдвудных подшипников» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 30-33 (2010)

Методом численного анализа рассчитано акустическое поле излучения фокусирующих акустических преобразователей на основе круглых пьезопластин в виде сегментов поверхностей сферы, параболоида, гиперболоида и эллипсоида вращения. Показано, что наиболее эффективным концентратором акустической энергии в фокусе является пьезопластина в виде параболоида вращения. Акустические поля пьезопреобразователей на основе параболоидных и сферических пьезопластин имеют схожие закономерности, заметно отличающиеся от закономерностей акустических полей, формируемых пьезопластинами в виде эллипсоида и гиперболоида вращений, которые излучают почти идентичные акустические поля.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 30-33 (2010) | Рубрика: 10.06

 

Денисова Л.М., Миронов А.И. «Сравнительный анализ собственных частот различных участков гребного вала судов» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 28-31 (2011)

На примере валопроводов конкретных судов рассмотрены собственные частоты участков гребного вала. Установлено, что наименьшую собственную частоту имеет консоль гребного вала с расположенным на ней гребным винтом.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 28-31 (2011) | Рубрика: 10.06

 

Миронов А.И. «Поперечные колебания гребного вала при его одностороннем взаимодействии с дейдвудным подшипником» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 26-34 (2012)

Исследуются вынужденные поперечные колебания вала, опирающегося на длинные подшипники, вызываемые переменным моментом. Подшипники моделируются упругим основанием постоянной жесткости. Учитывается возможный отрыв вала от подшипника в процессе колебаний и износ подшипника.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 26-34 (2012) | Рубрика: 10.06

 

Халявкин А.А., Мамонтов В.А., Комаров М.П. «Влияние коэффициента жесткости капролона на частоту собственных колебаний валопроводов судов» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 45-50 (2012)

Рассматриваются собственные частоты поперечных колебаний гребного вала. Дейдвудный подшипник моделируется упругим основанием. Проведен анализ влияния коэффициента жесткости кормового дейдвудного подшипника на собственную частоту гребного вала.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 45-50 (2012) | Рубрика: 10.06

 

Миронов А.И. «К исследованию поперечных колебаний гребных валов. Часть 1» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 125-130 (2013)

Исследуются поперечные вынужденные колебания гребного вала. Кормовой участок гребного вала моделируется стержнем, опирающимся на недеформируемые опоры. Учитывается сила инерции винта. Полученное решение позволяет исследовать как собственную частоту гребного вала, так и перемещения сечений вала в процессе колебаний. Решение имеет и самостоятельное значение, т. к. описывает процесс колебаний двухопорной балки с консолью, несущей сосредоточенную массу на свободном конце консоли.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 125-130 (2013) | Рубрика: 10.06

 

Миронов А.И. «К исследованию поперечных колебаний гребных валов. Часть 2. dлияние упругой податливости подшипников на процесс колебаний вала» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 77-82 (2014)

Исследуются поперечные вынужденные колебания гребного вала. Кормовой участок гребного вала моделируется стержнем, опирающимся на упруго деформирующуюся опору. Учитывается сила инерции винта. Полученное решение позволяет исследовать как собственную частоту гребного вала, так и форму колебаний. Установлено, что податливость кормового дейдвудного подшипника существенно влияет на собственную частоту гребного вала. Особенно опасен отрыв вала от подшипника.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 77-82 (2014) | Рубрика: 10.06

 

Миронов А.И., Пономарёва Е.В. «Влияние колебаний вала на параметры "центровки" валопровода» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 86-94 (2014)

Исследуются поперечные вынужденные колебания гребного вала под действием переменного гидродинамического момента. Учитывается сила инерции винта. Выдвинут тезис, что отсутствие резонанса в системе валопровода является необходимым, но недостаточным условием для его устойчивой работы. На примере расчета вынужденных колебаний валопровода реального судна установлено, что в отсутствие резонанса колебания вала могут существенно повлиять на параметры статической работоспособности валопровода. Влияние поперечных колебаний на взаимодействие вала с подшипниками может быть весьма существенным. Определения параметров «центровки» валопровода только по статическим нагрузкам недостаточно. Влияние поперечных колебаний гребного вала на параметры «центровки» может привести к конструктивным изменениям дейдвудного устройства, например устранению носового дейдвудного подшипника и др.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 86-94 (2014) | Рубрика: 10.06

 

Миронов А.И. «К исследованию поперечных колебаний гребных валов. часть 3. влияние момента инерции винта на собственную частоту и форму колебаний гребного вала» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 3, с. 21-27 (2014)

Исследуется влияние момента инерции гребного винта на собственную частоту и форму поперечных колебаний валопроводов судов под действием переменной составляющей гидродинамического момента. Как правило, при исследовании колебаний систем, имеющих сосредоточенные грузы, учитывается только их масса, а момент инерции массы грузов не учитывается, т. е. масса грузов принимается точечной. Однако при больших размерах грузов их момент инерции может существенно повлиять на величину инерционных нагрузок, возникающих в колеблющейся системе, и, соответственно, на ее собственную частоту. Рассматривается кормовой участок гребного вала как имеющий наименьшую собственную частоту, включающий консоль с гребным винтом и дейдвудный пролет. Участок гребного вала моделируется балкой постоянного сечения, опирающейся на упругую опору одностороннего действия жесткостью С. Так как в процессе колебаний возможен отрыв балки от опоры, крайняя опора принята защемляющей. В решении учитывается масса вала, а также масса и момент инерции массы гребного винта. Решение задачи получено с использованием метода Фурье и метода начальных параметров Коши и позволяет учитывать массу и момент инерции массы гребного винта, присоединенную массу воды, податливость кормового дейдвудного подшипника. При заданных параметрах гребного вала полученное решение позволяет определить собственную частоту колебаний вала, при заданной скорости вращения вала– форму колебаний и динамическое нагружение вала. Выполнен численный эксперимент для валопровода конкретного рыбодобывающего судна, который показал, что совместное влияние податливости дейдвудного подшипника и момента инерции гребного винта может превышать 20%.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 3, с. 21-27 (2014) | Рубрика: 10.06

 

Рамазанов М.А., Юдин Ю.И., Гроховский В.А. «Учет глубины акватории в районе швартовки танкера при моделировании волнового воздействия» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 53-58 (2016)

Представлен способ учета влияния мелководья при моделировании волнового воздействия в районе выполнения швартовной операции. Исследование выполнено посредством моделирования движения танкера, управляемого по отклонениям. Морские нефтяные терминалы, как правило, размещаются в районах с относительно небольшой глубиной, поэтому фактор влияния глубины акватории необходимо учитывать как существенный, определяющий характер волнового воздействия на крупнотоннажные танкеры. В условиях мелководья может существенно изменяться спектр волнения и, как следствие, характер силовых воздействий, определяемых им, что неизбежно влечет за собой изменение маневренных свойств швартующегося к нефтяному терминалу танкера. Для учета влияния глубины акватории в районе выполнения швартовной операции был использован спектр ТМА (TEXEL storm, MARSEN, ARSLOE), который принимает во внимание одновременно и развитие ветровых волн в условиях конечной глубины, и смешанный характер волнения. Основным назначением представленных здесь спектров является не вычисление средних значений и дисперсий силовых воздействий, а генерация воздействия сил и моментов, образуемых нерегулярным волнением при программном моделировании движения танкера.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 53-58 (2016) | Рубрика: 10.06

 

Бураковский П.Е. «Разработка конструктивных решений, направленных на предотвращение захвата волной носовой оконечности судна» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 7-14 (2017)

Одной из наиболее опасных ситуаций при эксплуатации морских судов является захват волной носовой оконечности на встречном волнении. При этом возникают значительные гидродинамические усилия, под действием которых происходит потеря остойчивости либо разрушение корпуса судна. Предлагаются конструктивные решения, позволяющие повысить безопасность судов и их экипажей путем снижения вероятности захвата волной носовой оконечности судна на встречном волнении. Разработана конструкция успокоителя качки судна в виде шарнирно закрепленных на корпусе крыльев-стабилизаторов, которые отклоняются от корпуса при погружении носовой оконечности в воду и прижимаются к нему при всплытии. Представлена новая конструкция фальшборта с поворотными секциями, имеющими возможность вращения в направлении от палубы к борту. Данные конструктивные решения позволяют уменьшить зарывание судна носом в волну и снизить гидродинамические воздействия на носовую оконечность. Кроме того, предложена конструкция корпуса судна с отделяющейся носовой оконечностью для предотвращения опрокидывания судна. При достижении гидродинамической силой некоторого критического значения в предлагаемой конструкции произойдет разрушение неразъемного соединения, в результате чего кормовая непроницаемая часть и носовая непроницаемая часть разъединятся и останутся на плаву, что даст возможность команде провести эвакуацию. Предложенные конструктивные решения позволяют повысить безопасность мореплавания в штормовых условиях.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 7-14 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Халявкин А.А., Мамонтов В.А., Мигунов А.А. «Расчет параметрических колебаний валопроводов судов с учетом изменения жесткости кормового дейдвудного подшипника» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 4, с. 108-114 (2017)

Исследуются параметрические колебания судового валопровода, которые возникают из-за гармонического изменения по времени жесткости гребного вала и кормового дейдвудного подшипника. На расчетной схеме гребного вала представлена балка постоянного по длине сечения, которая опирается на одну шарнирно-неподвижную и упругую опору, моделирующую кормовой дейдвудный подшипник. На конце балки имеется диск, моделирующий гребной винт. Параметрические колебания возникают в процессе действия внешних нагрузок и в результате увеличения износа кормового дейдвудного подшипника. В исследовании параметрических колебаний судового валопровода рассматриваются уравнение Матье и диаграмма Айнса–Стретта. Определяется динамическая устойчивость судового валопровода при определенном зазоре между гребным валом и кормовым дейдвудным подшипником.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 4, с. 108-114 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Родыгин В.В., Николаев Н.И., Гриценко М.В. «Оценка уровней вибрации дейдвудных устройств с масляной системой смазки» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 74-80 (2018)

Периодические изменения крутящего момента, передаваемые на валопровод двигателем, и неравномерность гидродинамического сопротивления гребного винта сопровождаются вибрацией дейдвудного устройства. Повышенный зазор при неплотной посадке дейдвудного подшипника вызывает возбуждение колебаний гребного вала. При увеличении зазора в дейдвудном подшипнике нарушается работа масляного клина, увеличивается коэффициент трения, что сопровождается повреждением опор скольжения и выходом из строя всего подшипника. Вибрация может приводить к появлению трещин в наборе корпуса судна и фундаментах опорных подшипников, разрушению подшипников дейдвуда и гребного вала. При систематическом измерении вибрации полученный частотный анализ позволяет определить характер неисправности и причины ее возникновения, что существенно повышает надежность дейдвудного устройства и предупреждает развитие дефекта. Измерение вибрации судовых механизмов и оборудования подробно описано в Правилах Российского морского регистра судоходства и активно применяется для контроля технического состояния в эксплуатации. Полученные результаты измерений сопоставляются с регламентируемыми в Правилах уровнями (категориями). Система контроля состояния судового валопровода, одобренная классификационными обществами, также рекомендует производить измерения вибрации дейдвудных подшипников в процессе эксплуатации для модифицированного (без выемки вала) освидетельствования дейдвудного устройства, что существенно оптимизирует расходы. К сожалению, в существующих Правилах и требованиях отсутствуют конкретные нормы вибрации дейдвудных устройств, учитывающие их конструктивные особенности, что не позволяет оценить состояние механизма. На основании многократных измерений вибрации дейдвудных устройств исследуемых судов проектов 2608 и 1907 и сопоставления полученных результатов с существующими стандартами осуществлен сбор данных для дальнейшей оценки их уровней и категорий состояния.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 1, с. 74-80 (2018) | Рубрика: 10.06

 

Бураковский П.Е. «Исследование остойчивости судна в условиях захвата волной носовой оконечности» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 7-13 (2018)

Среди всех видов аварий судов мирового флота потеря остойчивости судна выделяется тяжестью своих последствий, поскольку нередко приводит к гибели экипажа. Одной из причин потери судами остойчивости является захват волной носовой оконечности судна во время шторма на встречном волнении. Исследуется степень опасности гидродинамических нагрузок, воздействующих на палубу судна в носовой оконечности в условиях её захвата волной. Проведено теоретическое исследование трансформации диаграммы статической остойчивости судна в процессе захвата волной носовой оконечности. В ходе исследования было выявлено, что характер изменения кривых восстанавливающего момента при росте гидродинамической нагрузки, действующей на носовую оконечность, зависит от водоизмещения судна. Исследовано влияние начальной поперечной метацентрической высоты на величину критической нагрузки, действующей на палубу судна в носовой оконечности и приводящей к его опрокидыванию. Показано, что смещение точки приложения равнодействующей гидродинамических сил от диаметральной плоскости судна приводит к существенному уменьшению критической нагрузки. Результаты проведённых исследований свидетельствуют о том, что при проектировании и эксплуатации судов, а также при нормировании их остойчивости, необходимо учитывать особенности поведения судна на развитом встречном волнении.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 7-13 (2018) | Рубрика: 10.06

 

Милешин В.И., Россихин А.А., Панков С.В., Щипин С.К. «Оптимизация незакапотированных лопаток винтовентилятора на основе 3D-обратной задачи с целью уменьшения его тонального шума» Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 17, № 1, с. 87-99 (2018)

Представлены результаты газодинамической и аэроакустической оптимизации формы лопатки незакапотированного биротативного винтовентилятора с использованием 3D-обратной задачи. На основе нестационарных 3D уравнений Навье–Стокса выявлено, что одним из основных источников тонального шума является взаимодействие концевых вихрей первого ротора со вторым и потенциальное взаимодействие роторов. С использованием метода 3D-обратной задачи аэродинамическая нагрузка была перераспределена по высоте лопаток первого и второго роторов таким образом, чтобы уменьшить интенсивность концевых вихрей и потенциальное взаимодействие роторов при возможном увеличении тяги винтовентилятора. Для проверки акустических характеристик модифицированного винтовентилятора проведено моделирование тонального шума исходного и модифицированного винтовентиляторов с использованием аэроакустического программного комплекса ЦИАМ 3DAS. Получено ближнее акустическое поле и диаграммы направленности в дальнем поле. Тональный шум вентилятора был снижен на 4 дБ для режимов взлёта и посадки без потерь тяги и коэффициента полезного действия.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 17, № 1, с. 87-99 (2018) | Рубрика: 10.06

 

Шамолин М.В. «Автоколебания при торможении твердого тела в сопротивляющейся среде» Сибирский журнал индустриальной математики, 20, № 4, с. 90-104 (2017)

Проводится качественный анализ плоскопараллельной и пространственной задач о движении твердых тел в сопротивляющейся среде. Построена нелинейная модель воздействия среды на твердое тело, учитывающая зависимость плеча силы от приведенной угловой скорости тела, при этом сам момент данной силы является также функцией угла атаки. Как показала обработка эксперимента о движении в воде однородных круговых цилиндров, данные обстоятельства необходимо учитывать при моделировании. При изучении плоской и пространственной моделей взаимодействия твердого тела со средой найдены достаточные условия устойчивости ключевого режима движения – прямолинейного поступательного торможения. Показано, что при некоторых условиях возможно присутствие в системе либо устойчивого, либо неустойчивого автоколебательных режимов.

Сибирский журнал индустриальной математики, 20, № 4, с. 90-104 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Кобзарь Д.Д., Вельбель А.М., Олейников А.Ю. «Особенности акустического расчёта систем вентиляции» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 4, № 1, с. 41-45 (2018)

Рассмотрены проблемы, возникающие при акустическом расчёте и проектировании вентиляционных установок. В данный момент отсутствуют надежные методики расчёта генерации шума на отдельных элементах, проектируемой вентиляционной системы (повороты под прямым углом, клапаны, резкое изменение сечения воздуховода, разветвления и т.д.) Учёт генерации шума, на этих элементах, позволит определить перечень необходимых мероприятий для соответствия нормам. Экспериментально определена генерация шума при резком изменении сечения воздуховода. Предложены рекомендации, позволяющие избежать дополнительной генерации шума.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 4, № 1, с. 41-45 (2018) | Рубрика: 10.06

 

Четверушкин Б.Н. «Гиперболическая квазигазодинамическая система» Математическое моделирование, 30, № 2, с. 81-98 (2018)

Рассматривается гиперболический вариант квазигазодинамической системы. Его характерной особенностью является наличие вторых производных от газодинамических переменных по времени с малым параметром. Рассматривается её применение при численном моделировании, опирающееся на использование вычислительных систем сверхвысокой производительности. Обсуждаются вопросы, связанные с теоретическим обоснованием этой системы.

Математическое моделирование, 30, № 2, с. 81-98 (2018) | Рубрика: 10.06

 

Балабанов П.В., Кримштейн А.А., Мищенко С.В., Савенков А.П. «Моделирование системы регенерации воздуха в изолированном помещении» Математическое моделирование, 30, № 3, с. 52-66 (2018)

Получена математическая модель системы жизнеобеспечения, предназначенной для поддержания заданных концентраций диоксида углерода и кислорода в изолированном объёме. В основе работы системы лежат реакции поглощения диоксида углерода и выделения кислорода хемосорбентами на основе надпероксидов щелочных металлов. Предлагаемый алгоритм работы системы обеспечивает наименьшие колебания концентраций контролируемых газовых компонентов. Модель применена для выбора периода смены регенерирующих реакторов и исследования надёжности работы системы. Проверена возможность применения аналитических решений систем дифференциальных уравнений массообмена в регенерирующем и поглощающем реакторах.

Математическое моделирование, 30, № 3, с. 52-66 (2018) | Рубрика: 10.06

 

Иванов Н.И., Светлов В.В., Шашурин А.Е. «Снижение шума стационарных источников в жилой застройке технологическими шумозащитными экранами» Безопасность жизнедеятельности, № 6, с. 16-22 (2018)

Показано, что стационарные источники шума (дизель-электростанции, вентиляционные установки, компрессорное оборудование, градирни и пр.) являются заметными источниками шума в жилой застройке, шум от которых может превышать нормы на расстояниях до 200–300 м. Для снижения шума от этих установок применяют П-образные (в плане) экраны. Предложен новый метод расчета экранов, базирующийся на статистической теории акустики. В полученной формуле учтены акустические свойства экрана и опорной поверхности, расположение расчетной точки, эффективная высота экрана. Расчет показал удовлетворительное совпадение с данными эксперимента. Показано, что на эффективность экрана влияет высота точки измерений (разница 3–4 дБА), наличие боковых отгонов (при их отсутствии эффективность снижается на 3 дБА), звукопоглощающие свойства объема. Основной фактор, определяющий эффективность, – эффективная высота, заметный рост эффективности (до 3–6 дБ по спектру) при удвоении высоты экрана.

Безопасность жизнедеятельности, № 6, с. 16-22 (2018) | Рубрики: 10.06 10.07

 

Иванов С.Д., Кудряшов А.Н., Ощепков В.В. «Аэродинамическое сопротивление шаровой барабанной мельницы при транспорте полидисперсной угольной газовзвеси» Инженерно-физический журнал, 91, № 2, с. 371-376 (2018)

Проведен анализ экспериментальных данных по аэродинамическому сопротивлению шаровой барабан ной мельницы. Показано, что это сопротивление имеет две составляющие, обусловленные потерями давления на инжекцию частиц пыли в основной поток после размола угля и на транспорт гомогенного потока газовзвеси. Получено критериальное уравнение для зависимости потери давления в потоке гомогенной пылевоздушной смеси от числа Рейнольдса. Найдены функциональные зависимости среднеквадратичной скорости витания угольных частиц и их среднего диаметра от параметров полидисперсности угольной пыли. Получена эмпирическая зависимость потери давления на инжекцию полидисперсной угольной газовзвеси в основной поток от средней скорости витания частиц угля, их среднего размера и размеров мельницы.

Инженерно-физический журнал, 91, № 2, с. 371-376 (2018) | Рубрика: 10.06

 

Гиниятуллин А.А., Тарасевич С.Э., Яковлев А.Б. «Гидравлическое сопротивление труб со вставками в виде оребренных скрученных лент при течении воды» Инженерно-физический журнал, 91, № 2, с. 387-392 (2018)

Представлены результаты экспериментального исследования гидравлического сопротивления труб со вставленными скрученными лентами, на поверхности которых дискретно размещены ребра под углом к оси ленты, при течении в них воды. Ленточные вставки имели относительные шаги закрутки 2.5 и 4 при повороте ленты на 180° . Высота ребер варьировалась от 0.5 до 1.5 мм, а шаг их установки – от 40 до 120 мм. Угол установки ребер по отношению к оси ленты составлял 40–50° . Получены обоб щающие зависимости для расчета коэффициента гидравлического сопротивления указанных труб при Re = 8000–100 000.

Инженерно-физический журнал, 91, № 2, с. 387-392 (2018) | Рубрика: 10.06

 

Назаров С.А., Слуцкий А.С. «Асимптотика собственных колебаний сочленений упругих стержней с подвижными фрагментами» Прикладная математика и механика, 82, № 3, с. 332-347 (2018)

Разработана одномерная модель гармонических во времени колебаний сочленения нескольких тонких упругих стержней. В отличие от классической модели одиночного стержня построенная модель сочленения не является чисто дифференциальной, но включает новые алгебраические неизвестные и алгебраические уравнения, которые порождены так называемыми подвижными фрагментами конструкции. Найдены асимптотические представления частот и мод собственных колебаний упругого тела и получены оценки асимптотических остатков.

Прикладная математика и механика, 82, № 3, с. 332-347 (2018) | Рубрика: 10.06

 

Соколов В.Е., Сухарев А.В. «Новые технические решения при конструировании герметичных приборных корпусов радиоэлектронной аппаратуры, размещаемой в прочной капсуле главной гидроакустической антенны подводной лодки» Гидроакустика, № 32, с. 65-67 (2017)

Статья посвящена вопросам разработки специальных герметичных приборов аппаратуры прочной капсулы подводной лодки, позволяющим перейти к унификации массогабаритных характеристик модулей 1 уровня, применяемых в приборах прочного корпуса гидроакустических комплексов ПЛ. Предложено в качестве типового элемента замены из состава ЗИП использовать не гермоблоки с установленными печатными платами, а модули 1 уровня.

Гидроакустика, № 32, с. 65-67 (2017) | Рубрика: 10.06

 

Беклемышева К.А., Васюков А.В., Голубев В.И., Журавлёв Ю.И. «Об оценке сейсмостойкости элементов современных композитных нефтепроводов» Доклады академии наук, 479, № 1, с. 14-17 (2018)

Рассматривается задача численного моделирования процесса инициации сейсмической активности на шельфе и её разрушающего воздействия на нефтепроводы, проложенные по морскому дну. Для описания динамического поведения среды используются определяющие системы уравнений теории упругости и акустики с явным выделением всех слоёв. Композитный материал трубопровода описывается в рамках ортотропной анизотропной модели. Предложен алгоритм, позволяющий для заданного уровня сейсмической активности и прочностных характеристик композита оценить объём разрушений нефтепровода. Отличительной особенностью разработанного подхода является разбиение задачи на два этапа: полноволновой расчёт распространения сейсмических волн от очага землетрясения к дневной поверхности и расчёт элемента композитного трубопровода как объекта сложной формы из анизотропного материала. Для численного расчёта используется сеточно-характеристический метод на гексаэдральных и тетраэдральных расчётных сетках.

Доклады академии наук, 479, № 1, с. 14-17 (2018) | Рубрика: 10.06

 

Копаница Д.Г., Пляскин А.С., Устинов А.М., Данильсон А.И. «Исследование частот собственных колебаний несущих конструкций 16-тонного колокола звонницы Свято-Воскресенской церкви г. Томска» Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ), 20, № 3, с. 112-119 (2018)

Исследование динамических параметров имеет большое значение для понимания и оценки работы конструкции и ее эксплуатационных характеристик. Анализ амплитудно-частотных характеристик, полученных по результатам натурных исследований, дает представление о реакции конструкции под влиянием внешних воздействий. Сравнение результатов измерений с проектными показателями дает представление о физическом состоянии конструкции и возможность прогнозировать поведение конструкции при изменяющихся внешних воздействиях. Целью работы являлось определение причин возникновения вибрации в строительных конструкциях звонницы и оценка технического состояния звонницы Свято-Воскресенской церкви. Значения динамических параметров получены путем натурных измерений с применением лазерного виброметра RSV-150 и обработки результатов с использованием программного обеспечения VibSoft-20. По результатам исследований получены динамические параметры конструкций звонницы в виде спектров частот собственных колебаний. Анализ динамических параметров показал, что конструкции звонницы выполнены с дефектами, приводящими к возникновению вибрационных воздействий. Анализ полученных результатов показал, что причиной возникновения вибрации в конструкциях звонницы является недостаточная изгибная жесткость несущей металлической балки колокола, а также жесткая заделки концов балки в кирпичную кладку столбом звонницы. Полученные результаты могут быть применены при настройке подвесных систем тяжелых колоколов, а также обследовании технического состояния строительных конструкций на основе анализа динамических параметров.

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ), 20, № 3, с. 112-119 (2018) | Рубрики: 10.06 11.06 11.07

 

Мамонтов В.А., Миронов А.И., Халявкин А.А., Чаплыгин В.А. «Методологические основы исследования поперечных колебаний валопроводов судов с учетом износа дейдвудных подшипников» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 134-137 (2011)

Разрабатывается методика исследования поперечных колебаний валопровода. Учитывается реальная длина дейдвудных подшипников и возможный отрыв вала от подшипника в процессе колебаний.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 134-137 (2011) | Рубрики: 04.14 10.06

 

Халявкин А.А., Комаров М.П., Мамонтов В.А., Саламех А.Х «Экспериментальная установка для исследования поперечных и продольных колебаний валопроводов судов» Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 41-44 (2012)

Описана конструкция и принцип действия экспериментальной установки для исследования поперечных и продольных колебания валопроводов судов. Установка позволяет оценить влияние длины, жесткость и величину износа дейдвудных подшипников на эксплуатационные характеристики валопроводов судов.

Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология, № 2, с. 41-44 (2012) | Рубрики: 04.14 10.06