Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

Дефектоскопия. 2018, № 2

 

Хлыбов А.А., Матвеев Ю.И. «Акустический метод оценки качества термической обработки сплава 44НХТЮ» Дефектоскопия, № 2, с. 3-10 (2018)

Показано, что в элинваре (сплава 44НХТЮ) для рассмотренного режима термообработки формируется однородная мелкозернистая структура, обеспечиваются необходимые прочностные характеристики. Приведены экспериментальные данные, показывающие постоянство упругих характеристик в диапазоне температур от–70 до +70°С. Постоянство скорости распространения упругих волн в этом диапазоне температур позволяет применять эту закономерность для разработки методики контроля качества термической обработки. В качестве «диагностического параметра» предложено использовать отношение продольных и сдвиговых скоростей упругих волн. Исследована возможность использования упругих волн в задачах обеспечения контроля характеристик сплава 44НХТЮ после различных режимов термической обработки.

Дефектоскопия, № 2, с. 3-10 (2018) | Рубрика: 14.04

 

Ерофеев В.И., Иляхинский А.В., Никитина Е.А., Родюшкин В.М. «Пути повышения чувствительности метода акустического зондирования при исследовании структуры металлов» Дефектоскопия, № 2, с. 11-14 (2018)

На примере использования различных способов обработки результатов зондирования металла упругими волнами изучены пути повышения чувствительности ультразвукового метода. Представление процессов, определяющих влияние среды на параметры упругой волны статистической моделью в виде распределения Дирихле, позволяет количественно охарактеризовать изменения структуры зондирующего импульса, улучшить понимание феноменов взаимодействия упругой волны со средой с учетом поврежденности материала.

Дефектоскопия, № 2, с. 11-14 (2018) | Рубрика: 14.04

 

Марков А.А., Мосягин В.В. «Оценка типа и размеров дефектов в головке рельса» Дефектоскопия, № 2, с. 15-26 (2018)

Показана актуальность обнаружения дефектов в рельсах под горизонтальными расслоениями с одновременным измерением параметров трещин. На базе выполненных исследований предложен новый способ обнаружения и оценки параметров поперечных трещин (в том числе и под поверхностными повреждениями) головки рельсов. Способ основан на реализации ультразвукового теневого метода контроля в многоканальном режиме и обработке результатов послойного сканирования контролируемого участка рельса. На основе опытного применения нового дефектоскопа, реализующего предлагаемый способ, показано, что прибор в реальных условиях уверенно выявляет указанные дефекты головки рельсов, при этом погрешность измерений не превышает 15%.

Дефектоскопия, № 2, с. 15-26 (2018) | Рубрика: 14.04