Письма в Астрон. ж. 2018. 44, № 4

Дубрович В.К., Грачев С.И. «Люминесценция в линиях первичного гелия в дорекомбинационную эпоху» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 241-247 (2018)

Рассматривается образование люминесцентных субординатных линий HeI в результате поглощения излучения источника в линиях основной серии HeI в расширяющейся Вселенной.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 241-247 (2018) | Рубрика: 18

Карасев Д.И., Лутовинов А.А. «Определение абсолютных величин гигантов красного сгущения балджа Галактики в фильтрах Z и Y обзоров неба телескопом VISTA и в фильтрах прибора irac обзоров неба обсерваторией SPITZER» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 248-264 (2018)

Исследуются свойства гигантов красного сгущения центральных областей балджа Галактики в фотометрических полосах Z и Y инфракрасного обзора VVV (VISTA/ESO), а также в полосах [3.6], [4.5], [5.8] и [8.0] мкм обзора галактической плоскости GLIMPSE (Spitzer/IRAC).

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 248-264 (2018) | Рубрика: 18

Витязев В.В., Попов А.В., Цветков А.С., Петров С.Д., Трофимов Д.А., Кияев В.И. «Кинематика звезд каталога TGAS (Gaia DR1)» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 265-276 (2018)

По собственным движениям звезд каталога TGAS (Gaia DR1) произведен анализ поля скоростей звезд главной последовательности и красных гигантов каталога TGAS с гелиоцентрическими расстояниями до 1.5 кпк. Получены четыре варианта кинематических параметров, отвечающих различным способам вычислений расстояний через параллаксы звезд, измеренных с большими относительными ошибками. Установлено, что в рамках модели Огородникова–Милна изменение варианта расстояний оказывает существенное влияние только на компоненты скорости движения Солнца относительно выбранного центроида звезд, при условии получения решения в узких диапазонах расстояний (0.1 кпк). Оценки всех остальных кинематических параметров изменяются мало. Это обстоятельство позволяет получить надежные оценки коэффициентов Оорта и связанных с ними параметров вращения Галактики, а также всех остальных параметров модели Огородникова–Милна (кроме солнечных членов) независимо от точности измерения параллаксов. Основные результаты, полученные по звездам главной последовательности в диапазоне расстояний от 0.1 до 1.5 кпк: A=16.29±0.06, B=–11.90±0.05, C=–2.99±0.06, K=–4.04±0.16, км/с/кпк, период вращения Галактики P=217.41±0.60 млн. лет. Аналогичные результаты, полученные по красным гигантам в диапазоне от 0.2 до 1.6 кпк: постоянные Оорта A=13.32±0.09, B=–12.71±0.06, C=–2.04±0.08, K=–2.72±0.19, км/с/кпк, период вращения Галактики P=236.03±0.98 млн. лет. Градиент изменения скорости вращения Галактики вдоль радиуса-вектора (наклон кривой вращения Галактики) для звезд главной последовательности равен – 4.32±0.08 км/с/кпк, а для красных гигантов – 0.61±0.11 км/с/кпк, что говорит о том, что скорость вращения Галактики, определенная по звездам главной последовательности, убывает по мере удаления от центра Галактики быстрее, чем для красных гигантов.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 265-276 (2018) | Рубрика: 18

Гончаров Г.А. «Кинематика звезд B-F в зависимости от их нормального цвета по данным Gaia и PCRV» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 277-293 (2018)

Параллаксы с точностью лучше 10% и собственные движения из каталога Gaia DR1 TGAS, лучевые скорости из Пулковского сводного каталога лучевых скоростей (PCRV), точная фотометрия Tycho-2, теоретические изохроны PARSEC, MIST, YaPSI, BaSTI и наиболее точные оценки покраснения и межзвездного поглощения использованы для анализа кинематики 9543 звезд тонкого диска классов B-F в зависимости от их нормального цвета. Рассматриваемые звезды располагаются на диаграмме Герцшпрунга–Рассела относительно изохрон с точностью в несколько сотых долей звездной величины, т.е. на уровне неопределенности параллакса, фотометрии, покраснения, поглощения и самих изохрон. Это позволило выбрать наиболее правдоподобные оценки покраснения и поглощения и заключить, что в некоторых кинематических исследованиях других авторов покраснение и поглощение существенно недооценены. Благодаря более высокой точности параллаксов TGAS по сравнению с Hipparcos, медианная точность определения компонентов скорости U, V, W в настоящем исследовании улучшилась до 1.7 км/с, хотя за пределами диапазона –0.1m < (BT –VT)о < 0.5т кинематические характеристики заметно смещены из-за неполноты выборки. Подтверждены известные по данным Hipparcos вариации средней скорости звезд относительно Солнца и дисперсии скоростей звезд в зависимости от их нормального цвета. Эти вариации, с учетом оценки возраста рассматриваемых звезд по модели TRILEGAL и по результатам Женевско–Копенгагенского обзора, могут рассматриваться как вариации в зависимости от возраста звезд. Сравнение полученных результатов с результатами других исследований кинематики звезд вблизи Солнца показало, что селекция и недооценка покраснения почти полностью объясняют расхождения между результатами. Дисперсии и средние скорости по результатам надежных исследований помещаются в коридор ±2 км/с, а отношения oV/аи и ow/аи – ±0.05.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 277-293 (2018) | Рубрика: 18

Jurkic T., Kotnik-Karuza D. «Dust around the cool component of D-type symbiotic binaries» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 294 (2018)

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 294 (2018) | Рубрика: 18

Огурцов М.Г. «Солнечная активность в период маундеровского минимума – сопоставление с минимумом ДАЛЬТОНА» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 295-306 (2018)

Солнечный модуляционный потенциал восстановлен при помощи данных по концентрации 10Ве во льдах южной и центральной Гренландии на протяжении более 500 последних лет. Две эти реконструкции, а также четырнадцать других, полученных различными авторами при помощи данных по космогенным изотопам 14C и 10Be, исследованы на временном интервале 1630–1840 гг., охватывающем минимумы Маундера и Дальтона. Произведено обобщение заключенной в шестнадцати указанных палеореконструкциях информации. Показано, что имеющиеся данные о концентрации космогенных изотопов в земных архивах свидетельствуют о том, что активность Солнца в первой части Маундеровского минимума (1645–1680 гг.) была ниже, чем в минимуме Дальтона (1792–1827 гг.), а во второй части (1680–1715 гг.) – значительно ниже. В то же время в начале Маундеровского минимума (1645–1660 гг.) солнечная активность могла достигать значений, заметно превышающих оценки, сделанные на основании данных телескопных наблюдений. Обсуждены возможные причины этих расхождений и направления дальнейших исследований.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 295-306 (2018) | Рубрика: 18

Коваленко И.Д., Эйсмонт Н.А. «Гравитационный маневр у Луны как способ уменьшения амплитуды в проекте Спектр–Рентген–Гамма» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 307-314 (2018)

Спектр-Рентген-Гамма (СРГ) – это космическая обсерватория, предназначенная для наблюдения астрофизических объектов в рентгеновском диапазоне электромагнитного спектра. Запуск СРГ запланирован на 2018 г. ракетой-носителем Протон-М с разгонным блоком ДМ3. Космический аппарат будет доставлен на орбиту вокруг коллинеарной точки либрации L2 системы Земля-Солнце, расположенной на расстоянии ∼1.5 млн км от Земли. Хотя сегодня схема запуска СРГ уже определена, в этой работе мы рассматриваем альтернативный сценарий выведения аппарата с использованием гравитационного маневра у Луны. Предложенный вариант позволяет осуществить одноимпульсный переход с низкой околоземной орбиты на орбиту с малой амплитудой вокруг точки либрации, выполняя при этом технические ограничения и требования научной миссии.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 4, с. 307-314 (2018) | Рубрика: 18