Письма в Астрон. ж. 2018. 44, № 5

Буренин Р.А., Бикмаев И.Ф., Хамитов И.М., Зазнобин И.А., Хорунжев Г.А., Еселевич М.В., Афанасьев В.Л., Додонов С.Н., Рубино-Мартин Х.А., Агханим Н., Сюняев Р.А. «Оптическое отождествление далеких скоплений галактик среди источников сигнала Сюняева–Зельдовича из обзора обсерватории им. Планка» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 317-330 (2018)

Представлены результаты работ по оптическому отождествлению и спектроскопическим измерениям красных смещений скоплений галактик из второго каталога источников сигнала Сюняева–Зельдовича обзора всего неба обсерватории им. Планка, расположенных на высоких красных смещениях z <<0.7–0.9. Использованы данные наблюдений 1,5-мроссийско-турецкоготелескопа(РТТ-150), 1.6-м телескопа Саянской обсерватории, 3.5-м телескопа обсерватории Калар-Альто, а также данные 6-м телескопа САО РАН (Большой телескоп азимутальный, БТА). Спектроскопические измерения красных смещений получены для семи далеких скоплений галактик, включая одно скопление, PSZ2 G126.57+51.61, которое входит в космологическую выборку обзора. В центральных областях двух скоплений PSZ2 G069.39+68.05 и PSZ2 G087.39-34.58 обнаружены дуги сильного гравитационного линзирования далеких галактик, одна из которых находится на красном смещении z=4.262. Данные, представленные ниже, примерно удваивают число известных скоплений галактик в обзоре обсерватории им. Планка на высоких красных смещениях, z <<0.8.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 317-330 (2018) | Рубрика: 18

Панов И.В., Глазырин С.И., Рёпке Ф., Блинников С.И. «Нуклеосинтез при взрыве термоядерной сверхновой» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 331-337 (2018)

Вспышки сверхновых являются столь яркими объектами, что их возможно наблюдать даже при больших красных смещениях. Некоторые типы таких событий, например тип Ia (термоядерные), обладают особенностями кривой блеска, что позволяет их использовать для космологических приложений. Кривая блеска определяется деталями развития динамики взрыва и нуклеосинтеза: в частности, зависит от количества образовавшихся в ходе взрыва элементов железного пика. В данной работе обсуждаются процессы горения в таких объектах и особенности моделирования турбулентности в них, что необходимо для корректного гидродинамического описания процесса взрыва. Непосредственный расчет нуклеосинтеза проведен на зависимостях температуры и плотности, полученных в имеющихся 3D гидродинамических расчетах взрыва. Показано, что в рассмотренной модели предсверхновой, расчетные распространенности элементов от углерода до элементов железного пика находятся в хорошем согласии как с наблюдениями, так и с расчетами других авторов. При этом r-элементы, в связи с медленной эволюцией плотности и температуры, не образуются даже при максимальном для данной модели избытке нейтронов (Ye ∼ 0.47).

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 331-337 (2018) | Рубрика: 18

Цветков Д.Ю., Шугаров С.Ю., Волков И.М., Павлюк Н.Н., Возякова О.В., Шатский Н.И., Никифорова А.А., Троицкий И.С., Троицкая Ю.В., Бакланов П.В. «Кривые блеска сверхновой типа II-P SN 2017eaw: первые 200 дней» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 338-346 (2018)

Представлены результаты UBVRI фотометрии сверхновой типа II-P 2017eaw в NGC 6946, полученные за период с 14 мая по 7 декабря 2017 г. на нескольких телескопах, в том числе на 2.5-м телескопе Кавказской Горной обсерватории ГАИШ МГУ. Определены даты и звездные величины в максимуме блеска и параметры кривых блеска. Обсуждается эволюция цветов, поглощение и максимальная светимость SN 2017eaw. Результаты предварительного радиационно-газодинамического моделирования кривых блеска кодом STELLA удовлетворительно описывают данные наблюдений в фильтрах UBVRI.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 338-346 (2018) | Рубрика: 18

Садовский А.М., Струминский А.Б., Белов А. «Космические лучи вблизи Проксимы Центавра b» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 347-353 (2018)

Открытие планеты земной группы, вращающейся вокруг Проксимы Центавра, привело к множеству работ, обсуждающих возможные условия на этой планете. Поскольку в солнечной системе основные факторы, определяющие космическую погоду, – это солнечный ветер и космические лучи (КЛ), представляется важным понять, каковы параметры звездного ветра, галактических и звездных КЛ около экзопланет. На основе имеющихся данных представлены оценки скорости и плотности звездного ветра, возможных потоков и флюенсов космических лучей около Проксимы b. Получено, что вследствие модуляции галактические КЛ практически отсутствуют в районе орбиты Проксимы b, вплоть до энергий частиц порядка 1 ТэВ. Тем не менее более мощные и частые, по сравнению с Солнцем, вспышки на Проксиме Центавра могут ускорять частицы до максимальных энергий порядка 3150ав ГэВ (параметры а,в< 1), поэтому интенсивность звездных космических лучей в астросфере может оказаться сравнимой с интенсивностью низкоэнергичных КЛ в гелиосфере.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 347-353 (2018) | Рубрика: 18

Жугжда Ю.Д. «Подфотосферный резонатор и локальные колебания в солнечных пятнах» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 354-360 (2018)

Определены условия, при которых подфотосферный резонатор на медленных волнах может быть ответственным за локальные колебания в солнечном пятне. Богатый спектр локальных трехминутных колебаний может быть создан подфотосферным резонатором только, если магнитное поле в магнитной трубке резонатора существенно меньше окружающего магнитного поля пятна. Этому условию удовлетворяют восходящие конвективные струи горячей плазмы в магнитном поле пятна. Следовательно, должна быть корреляция между локальными колебаниями и яркими точками в пятне, поскольку последние создаются конвективными струями. Различные режимы работы подфотосферного резонатора приводят к появлению волновых пакетов трехминутных колебаний и пятенных поярчений. Показано, что при определенных условиях возбуждения колебаний в подфотосферном резонаторе возможно возникновение гигантских локальных поярчений в пятне.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 354-360 (2018) | Рубрика: 18

Микрюков Д.В. «Осреднение уравнений планетной задачи в астроцентрической системе отсчета» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 361-375 (2018)

Строится система осредненных уравнений планетного движения вокруг центральной звезды. Используется астроцентрическая система координат. Рассматривается двупланетная задача, однако все построения легко обобщаются на случай произвольного числа N планет. Движение исследуется в модифицированных (комплексных) канонических элементах Пуанкаре. Осреднение выполняется методом Хори–Депри по быстрым средним долготам до второго порядка относительно планетных масс. Разложение возмущающей функции строится с помощью коэффициентов Лапласа. Даны некоторые члены разложения возмущающей функции и первые члены разложения осредненного гамильтониана. Результаты настоящей работы могут быть использованы для исследования эволюции орбит с умеренными значениями эксцентриситетов и наклонов в различных планетных системах.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 5, с. 361-375 (2018) | Рубрика: 18