Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

Учен. зап. ЦАГИ. 2018. 49, № 1

 

Горбушин А.Р. «Влияние влажности воздуха на параметры потока в до- и трансзвуковых аэродинамических трубах» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 1, с. 3-13 (2018)

Получены поправки на влияние массовой доли водяного пара к числу Маха, скорости набегающего потока, числу Рейнольдса и скоростному напору в дозвуковых и трансзвуковых аэродинамических трубах при отсутствии конденсации пара. Выполнена оценка значимости поправок исходя из погрешности измерения полного и статического давления и требований к погрешности определения коэффициента сопротивления. Значимой оказалась лишь поправка к скорости потока, максимальное значение которой при естественном уровне влажности составляет 0.4%. Остальные вышеупомянутые поправки получились пренебрежимомалыми.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 1, с. 3-13 (2018) | Рубрика: 08.14

 

Бендерский Л.А., Любимов Д.А., Честных А.О. «Численное исследование взаимодействия пары горячих нерасчетных сверхзвуковых струй с газоотбойником» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 1, с. 14-26 (2018)

С помощью метода RANS/ILES высокого разрешения численно исследовано истечение пары нерасчетных горячих струй из биконических сверхзвуковых сопел, оси которых находятся на расстоянии четырех диаметров сопла. Для повышения точности расчетов выполнен совместный расчет течения в соплах и струях из них. Расчеты проводились для свободных затопленных струй и для аэродромных струй, натекающих на газоотбойник. Для свободных струй определены расстояния, при которых начинается взаимодействие слоев смешения, изменяется распределение параметров по сравнению с одиночной струей, происходит слияние струй. Исследовано воздействие пары струй на ближнее акустическое поле. Для аэродромных струй установлено влияние скорости спутного ветра и расстояния от срезов сопел до газоотбойника на размеры и форму опасных для нахождения людей и техники зон по температуре, пульсациям давления и продольной скорости на поверхности аэродрома. Представлены обобщающие зависимости для оценки влияния указанных параметров на характерные размеры опасных зон. Проведено сравнение с аналогичными данными для одиночной струи, натекающей на газоотбойник. Выявлены особенности влияния скорости спутного ветра и расстояния до газоотбойника на распределения давления, температуры и пульсаций этих параметров по высоте газоотбойника.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 1, с. 14-26 (2018) | Рубрика: 08.15

 

Голубкин В.Н., Сизых Г.Б. «О сжимаемом течении Куэтта» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 1, с. 27-38 (2018)

Найдены два точных решения уравнений Навье–Стокса для стационарного течения сжимаемого газа, коэффициент вязкости которого связан с температурой формулой Сатерленда. Первое решение описывает плоское сдвиговое течение между движущимися с разными скоростями параллельными пластинами (аналог несжимаемого течения Куэтта). Второе решение относится к сдвиговому течению между соосными цилиндрами, движущимися вдоль общей оси. В полученных точных решениях все газодинамические величины выражаются через элементарные функции одного переменного. Исследовано влияние сжимаемости на напряжение трения и профили скорости и температуры, включая их качественно различные конфигурации.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 1, с. 27-38 (2018) | Рубрика: 08.11

 

Головкин М.А., Ефремов А.А., Махнёв М.С. «Оценка производных аэродинамических сил и моментов по компонентам угловой скорости модели самолета в широком диапазоне углов атаки» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 1, с. 39-58 (2018)

Представлены простейшие оценки производных от коэффициентов аэродинамических сил и моментов по компонентам угловой скорости на основе экспериментов на установке, осуществляющей вращение модели самолета с постоянной угловой скоростью, коллинеарной вектору скорости набегающего потока аэродинамической трубы. Приведены аналитические и полуэмпирические соотношения для оценки вклада отдельных элементов модели самолета во вращательные производные. Дан пример определения вращательных производных при малых скоростях потока для модели пассажирского самолета как на малых, так и на больших, закритических углах атаки.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 1, с. 39-58 (2018) | Рубрика: 08.15

 

Дмитриев В.Г., Самохин В.Ф. «Метод сравнительной оценки шумности газотурбинных силовых установок реактивных самолетов» Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 1, с. 59-68 (2018)

Излагается метод сравнительной оценки шумности газотурбинных силовых установок, основанный на использовании результатов сертификационных акустических испытаний реактивных самолетов с двигателями на пилонах под крылом. Метод позволяет для вновь создаваемого самолета выбирать из существующего парка те газотурбинные двигатели, которые в составе силовой установки обеспечивают самолету наименьшие уровни шума на местности при взлете. Рассмотрены зависимости уровней шума силовых установок самолетов от степени двухконтурности и величины взлетной тяги двигателей. Выделены три группы СУ по параметру «степень двухконтурности», в пределах каждой из которых указаны СУ с минимальными уровнями шума. Для каждой группы СУ получены аппроксимационные зависимости минимальных уровней шума от величины тяги двигателя в двухдвигательной компоновке. Определены превышения наименьших уровней шума современных СУ относительно достигнутых на сегодня минимальных значений, которые могут служить оценкой степени акустического совершенства СУ в своей группе.

Ученые записки Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), 49, № 1, с. 59-68 (2018) | Рубрики: 08.14 10.06