Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

14.02 Акустические измерения и аппаратура

 

Архарова Н.В., Пягунин К.Р. «Влияние подхода к моделированию турбулентности на точность предсказания уровня шума вентилятора в дальнем поле» Вычислительный эксперимент в аэроакустике: Седьмая всероссийская конференция, г. Светлогорск Калининградской обл., 17–22 сентября 2018 г.: Сборник тезисов, с. 30-31 (2018)

Одним из приоритетных направлений стратегии развития Объединенной двигателестроительной корпорации является увеличение доли гражданской продукции в общем портфеле заказов и выход на международные рынки. Однако в условиях высокой конкуренции на рынке гражданских авиаперевозок необходимо уделять внимание не только технологическому совершенству силовых установок, но и их экологическим характеристикам. Вступление в силу в 2017 г. Главы 14 стандарта ICAO по шуму пассажирских самолетов на местности означает новый виток по принуждению производителей к активной работе по снижению шума, поэтому производители авиадвигателей и самолетов должны действовать в данном направлении совместно. Разработка современных авиационных двигателей – это комплексный процесс, который характеризуется высокой мультидисциплинарностью. Учет всех противоречивых требований по высоким удельным параметрам, уровню безопасности, экологичности, эргономичности и экономической эффективности в условиях сжатых сроков вывода продукции на рынок возможен только при опережающей отработке всех технических решений средствами вычислительного эксперимента. Для того, чтобы на самых ранних стадиях проектирования спрогнозировать уровень шума авиационного двигателя необходимо иметь виртуальную модель, отражающую изменение акустических характеристик основных его узлов при изменении облика. Такая модель с одной стороны должна обладать достаточной точностью для адекватного отражения малых конструктивных изменений и получения близких к реальным уровней шума, а с другой стороны должны обладать достаточной робастностью и скоростью получения результатов. В данной работе представлены результаты отработки промышленной методики расчета шума вентиляторной ступени авиационного двигателя с высокой степенью двухконтурности. Показано сравнение результатов расчета шума вентилятора в дальнем поле с использованием одномерной полуэмпирической методики, а также результаты расчета на основе модального состава генерируемого шума. Также представлена оценка влияния используемых подходов к моделированию турбулентности (RANS, DES, SAS SST) на модальный состав и общий уровень шума.

Вычислительный эксперимент в аэроакустике: Седьмая всероссийская конференция, г. Светлогорск Калининградской обл., 17–22 сентября 2018 г.: Сборник тезисов, с. 30-31 (2018) | Рубрика: 14.02

 

Будниченко М.А., Некрасов В.А. «Методология создания заводских стендов для виброакустических испытаний серийно изготавливаемого судового оборудования» Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 2, с. 121-130 (2018)

Объектом научной работы является процесс создания виброакустических стендов для испытаний судового оборудования, изготавливаемого серийно, в соответствии с требованиями по виброакустическим характеристикам. Цель работы – разработка технологии создания виброакустических стендов, принципиальной особенностью которых является высокая пропускная способность, позволяющая проводить испытания серийно изготавливаемых изделий в сроки, установленные графиками их изготовления и поставки на стапель под монтаж. Работа основана на структурном анализе и обобщении опыта создания виброакустических стендов АО «ПО «Севмаш» и интеграции их в производственно-технологический цикл. Основным результатом работы является технология создания виброакустических стендов в условиях интенсивно функционирующего судостроительного предприятия. Представленная технология является практическим поэтапным руководством, которое может оказать существенную помощь предприятиям судостроительной отрасли в создании собственных виброакустических стендов.

Труды Крыловского государственного научного центра (ранее: Труды ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова), № 2, с. 121-130 (2018) | Рубрика: 14.02

 

Григорьев Д.М., Годовицын И.В., Амеличев В.В., Ильков А.В. «Исследование влияния параметров акустического отверстия на амплитудно-частотную характеристику МЭМС-микрофона» Нано- и микросистемная техника, 20, № 8, с. 491-497 (2018)

Параметры акустического отверстия существенно влияют на характеристики МЭМС-микрофона, в частности на амплитудно-частотную характеристику (АЧХ). Ввиду сложности конструкции корпуса для расчета АЧХ МЭМС-микрофона необходимо использовать конечно-элементное моделирование. В работе представлены результаты моделирования АЧХ МЭМС-микрофона с помощью структурно-акустического гармонического анализа в программе ANSYS. Исследовано влияние положения и формы акустических отверстий на АЧХ МЭМС-микрофона. Представлен анализ полученных результатов.

Нано- и микросистемная техника, 20, № 8, с. 491-497 (2018) | Рубрика: 14.02