Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

10.01 Шумы и вибрации в воздушной среде

 

Лесничий И.В., Самойлов В.И., Кипчарский Д.А., Никитин И.В., Фролков А.И. «Анализ существующей в россии нормативно-правовой базы по уровню звукового удара на местности сверхзвуковых самолетов» Научный вестник ГосНИИ ГА, № 22, с. 39-48 (2018)

Выполнен анализ российской правовой базы в области нормирования шума в т.ч. с учетом особенностей нормирования импульсного звука в целях подготовки к разработке стандарта по шуму сверхзвуковых самолетов ИКАО. Проведенный анализ свидетельствует об отсутствии стандартных подходов к измерению, оценке и нормированию шума, создаваемого сверхзвуковыми самолетами, и о наличии дискуссионных вопросов в этой области, что делает невозможным формирование требований по звуковому удару без дополнительных исследований и принятия политических решений, согласованных на международном уровне. В России существует значительное число нормативных документов, касающихся вопросов охраны окружающей среды, в соответствии с законодательством приоритет в части нормирования шума имеют санитарно-эпидемиологические правила, в которых в т.ч. присутствуют требования к тональному и импульсному шуму. При этом в авиационном законодательстве есть отличия по требованиям к шуму на местности и отсутствуют действующие нормативные требования к уровню звукового удара сверхзвуковых самолетов. Требования по уровню звукового удара сверхзвуковых самолетов, содержащиеся в ГОСТ 23552-79, устарели и утратили обязательный статус. А в российских Авиационных правилах, определяющих сертификационные требования к самолетам, какие-либо требования к уровню звукового удара, также как и в стандартах ИКАО, не установлены.

Научный вестник ГосНИИ ГА, № 22, с. 39-48 (2018) | Рубрики: 08.14 10.01

 

Булкин В.В., Кириллов И.Н. «Контроль акустических шумов в системе эколого-метеорологического мониторинга урбанизированных территорий» Материалы 4 Всероссийской научной конференции "Проблемы военно-прикладной геофизики и контроля состояния природной среды", Санкт-Петербург, 20–21 апр., 2016 г., с. 185-189 (2016)

Рассматривается построение контрольно-измерительной системы эколого-метеорологического мониторинга урбанизированной территории, особенности реализации отдельных ее составляющих. Приведены результаты полного спектрального анализа одного из наблюдений. Рассматриваются возможности расширения функций системы за счет анализа газообразных поллютантов.

Материалы 4 Всероссийской научной конференции "Проблемы военно-прикладной геофизики и контроля состояния природной среды", Санкт-Петербург, 20–21 апр., 2016 г., с. 185-189 (2016) | Рубрика: 10.01

 

Куделин Н.В., Рыбочкин А.Ф. «Особенности построения классов состояний автомобильного двигателя по издаваемому им акустическому шуму» Инструменты и механизмы современного инновационного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Волгоград, 5 сент., 2016 г., с. 19-21 (2016)

Описана методика выявления неисправностей работы электродвигателя по спектру его шума. Показана применимость методики для обнаружения зарождающихся дефектов и предсказания их возникновения.

Инструменты и механизмы современного инновационного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Волгоград, 5 сент., 2016 г., с. 19-21 (2016) | Рубрики: 10.01 10.06

 

Комкин А.И. «Особенности построения магистерской программы "Акустика среды обитания"» Материалы VI Всероссийского совещания заведующих кафедрами в области техносферной безопасности, безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и природообустройства. Дивноморское, 10–12 октября 2017 г., с. 49-52 (2017)

Материалы VI Всероссийского совещания заведующих кафедрами в области техносферной безопасности, безопасности жизнедеятельности, защиты окружающей среды и природообустройства. Дивноморское, 10–12 октября 2017 г., с. 49-52 (2017) | Рубрика: 10.01

 

Комарова Е.Г., Пименов И.К. «Решение трехмерной обратной задачи по определению уровня шума на границе санитарно-защитной зоны промышленного предприятия» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 4, № 3, с. 15-21 (2018)

Традиционным методом снижения шума на селитебных территориях является разработка санитарно-защитных зон промышленных предприятий. При этом основой разработки является расчет шума на границе СЗЗ, основанный на прямых методах расчета, когда по известным характеристикам источников шума определяется величина акустического поля. В основе такого подхода обычно используются результаты измерений уровня шума конкретных источников шума, выполненные непосредственно на территории действующего предприятии. Однако, выполнение таких измерений часто затруднено, а иногда невыполнимо ввиду невозможности разделения вкладов каждого источника шума в результирующие уровни шума. Предлагается выполнять измерения в произвольных точках, расположенных на территории предприятия с известными расстояниями до источников шума. Число точек измерения должно превышать количество источников шума. По результатам измерений уровней звука в выбранных точках, рассчитываются значения уровней звуковой мощности источников шума, в предположении отсутствия экранирующих препятствий – решается обратная задача. На втором шаге метода по известным уровням звуковой мощности с учетом экранирующего влияния застройки рассчитываются уровни звука в точках измерений, которые сопоставляются с измеренными значениями. По величине полученных разностей уровней звука корректируются значения уровней звуковой мощности источников. Разработанный метод акустического расчета СЗЗ позволяет решить многие проблемы при проведении измерений шумовых характеристик источников шума в эксплуатационных условиях.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 4, № 3, с. 15-21 (2018) | Рубрика: 10.01

 

Цукерников И.Е., Шубин И.Л., Невенчанная Т.О. «Особенности нормирования и оценки вибрации от рельсового транспорта в помещениях жилых и общественных зданий» Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 4, № 3, с. 22-29 (2018)

Дан анализ нормативной и технической документации, устанавливающей требования к нормированию непостоянной вибрации. Отмечены существующие противоречия и предложены рекомендации по их устранению. Показано, что в соответствии с действующими санитарными нормативными документами в качестве нормируемого параметра вибрации рельсового транспорта следует принимать эквивалентное значение частотно корректированной виброскорости или виброускорения или их уровней. Для рабочих мест таким параметром принято вибоускорение. Приведены доводы в пользу принятия в качестве нормируемого параметра в помещениях жилых и общественных зданий соответствующих значений виброскорости. Показана необходимость включения в состав нормируемых параметров также максимального значения указанных величин и целесообразность одновременной оценки их обоих значений. Приведены соответствующие нормативные значения. Даны предельные значения нормируемых параметров в октавных полосах типичного для рельсового транспорта диапазона частот, которыми можно руководствоваться при подборе средств виброзащиты.

Noise Theory and Practice (Электронный ресурс), 4, № 3, с. 22-29 (2018) | Рубрика: 10.01