18 Астрономия

Дерюгин Ю.Н., Зеленский Д.К., Жучков Р.Н., Емельянова Я.В., Павлов Г.А., Смирнов А.Л. «Моделирование характеристик системы сверхзвуковых струй в атмосфере углекислого газа» Письма в Журнал технической физики, 44, № 24, с. 59-66 (2018)

Выполнено моделирование структуры и процессов тепломассообмена в системе выхлопных струй тормозных двигателей космических аппаратов при спуске в атмосфере Марса. Учтено, что система струй представляет собой химически реагирующую газовую среду, образованную выхлопными газами и атмосферой планеты, находится при достаточно высоких температурах и характеризуется развитой турбулентностью. Для реалистичных условий получены расчетные поля полного набора параметров среды, образованной системой взаимодействующих сверхзвуковых выхлопных струй тормозных двигателей спускаемого космического аппарата в атмосфере планеты.

Письма в Журнал технической физики, 44, № 24, с. 59-66 (2018) | Рубрики: 08.11 18

Крюков П.Г. «Лазеры и волоконная оптика для астрофизики» Успехи физических наук, 188, № 11, с. 1179-1186 (2018)

Важной областью астрофизических исследований была и остаётся спектроскопия оптического диапазона. Гигантские телескопы строятся для сбора излучения самых отдалённых звёзд Вселенной для последующего исследования с помощью уникальных астрономических спектрографов. При этом возникает принципиальная проблема: передача чрезвычайно слабого излучения в фокусе движущегося телескопа на вход неподвижного спектрографа. Задача решается с помощью особой системы волоконно-оптической связи, причём изготовление нужных оптических волокон и их исследования составляют важную проблему волоконной оптики. Астрономическая спектроскопия включает прецизионные измерения доплеровских смещений спектральных линий в спектрах звёзд, позволяющие определить скорость движения звезды в направлении наблюдения (лучевую скорость, ЛС). Замечательной особенностью доплеровской спектроскопии является возможность прецизионных измерений весьма малых вариаций (фактически ускорений) ЛС в продолжительные интервалы времени. Примером такой вариаций ЛС звезды является действие на неё планеты. Под влиянием планеты, вращающейся вокруг звезды, она испытывает периодическое изменение движения, которое проявляется в доплеровском смещении спектра звезды. Точные измерения этого смещения позволили косвенным способом открыть планеты вне Солнечной системы (экзопланеты). При этом важной проблемой является поиск экзопланет земного типа с возможной жизнью на них. Для этого требуется точность спектральных измерений, позволяющая определять вариации ЛС на уровне сантиметров в секунду в период порядка года. Подобные измерения, проведённые на протяжении 10–15 лет, позволили бы прямым способом определить предполагаемое ускорение разлёта Вселенной. Однако для таких исследований требуется точность спектральных измерений, превосходящая возможности традиционной спектроскопии (йодная ячейка, спектральные лампы). Рассматриваются методы радикального улучшения астрономической доплеровской спектроскопии, позволяющие обеспечить требуемую точность измерения доплеровских смещений. Они включают разработки систем волоконно-оптической связи телескопа с астрономическим спектрографом и прецизионных калибраторов астрономических спектрографов, основанных на достижениях лазерной физики и волоконной оптики.

Успехи физических наук, 188, № 11, с. 1179-1186 (2018) | Рубрики: 17 18

Лаврик О.Л., Калюжная Т.А., Плешакова М.А., Юдина И.Г., Павлова Л.П., Базылева Е.А., Федотова О.А., Вахрамеева З.В. «Анализ информационных потребностей специалистов и ученых СО РАН» Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 1, с. 15-25 (2018)

Представлены результаты анкетирования сотрудников научных центров Сибирского отделения Российской академии наук с целью изучения соответствия ресурсной базы академических библиотек запросам современного ученого и определения роли современной библиотеки на разных этапах научной работы ученого. Сформулированы выводы, которые послужат основой для внесения изменений в работу библиотек СО РАН, с целью улучшения качества информационного обслуживания ученых и специалистов.

Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 1, с. 15-25 (2018) | Рубрики: 17 18

Зибарева И.В., Ильина Л.Ю., Альперин Б.Л. «Российский индекс научного цитирования: некоторые направления развития с точки зрения активных пользователей» Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 6, с. 7-11 (2018)

Рассматривается текущее состояние и, с точки зрения многолетних активных пользователей, некоторые направления развития Российского индекса научного цитирования, охватывающие поиск, уточнение и хранение данных; текущее оповещение пользователей; ввод данных по лицензии Science Index; патентную информацию и интерфейс программирования приложений (API).

Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 6, с. 7-11 (2018) | Рубрики: 17 18

Калачихин П.А. «Финансирование фундаментальных исследований по наукометрическим критериям» Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 7, с. 1-8 (2018)

Рассматриваются вопросы финансирования фундаментальных научных исследований. Приводятся модели бюджетного финансирования научных учреждений. Предлагается подход к оценке потенциала тематических направлений деятельности на основании библиометрических и вебометрических показателей. Обсуждается архитектура государственной системы научно-технической информации. Наукометрические методы выступают как инструмент разрешения инфраструктурных проблем в отечественной науке.

Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 7, с. 1-8 (2018) | Рубрики: 17 18

Щуко Ю.Н. «Некоторые аспекты развития Всероссийского института научной и технической информации» Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 9, с. 1-6 (2018)

В сфере научной информации СССР и США имели сопоставимое количество занятых людей, однако разница на порядок в финансировании приводила к недостаточному информационному обеспечению наших научных работников. Если в США 90% публикаций было доступно практически сразу после их выхода, то в СССР задержка доходила до полутора-двух лет. Однако с момента появления Реферативного журнала ВИНИТИ его наполнение неуклонно повышалось, достигнув в 1990 г. своего максимума - полутора миллионов документов в год. Дальнейшие четверть века характеризуются спадом и в наполнении РЖ, и в сроках отражения документов. Обсуждаются шаги по реструктуризации деятельности ВИНИТИ. Делается упор на совершенствование отражения русскоязычной части мирового потока научной литературы, слабо представленной в западных информационных системах.

Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 9, с. 1-6 (2018) | Рубрики: 17 18

Гиляревский Р.С., Мельникова Е.В. «О разработке концепции государственной наукометрической системы и методики ее функционирования» Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 9, с. 7-12 (2018)

Изложена описательная модель государственной наукометрической системы: цель ее создания, условия использования, обоснование для проектирования, концептуальный облик, задачи, категории пользователей, принципы организации, функциональная структура, процедура сбора данных, наукометрические и библиометрические показатели, информационные продукты.

Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 9, с. 7-12 (2018) | Рубрики: 17 18

Иванов В.В., Маркусова В.А., Миндели Л.Э., Золотова А.В. «Система журналов открытого доступа и ее использование российскими учеными по Web of Science (2008–2017)» Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 9, с. 30-39 (2018)

Представлен обзор исследований системы журналов открытого доступа - Open Access, ее достоинства и недостатки. Библиометрический анализ выполнен на массиве отечественных статей, опубликованных в журналах системы открытого доступа Gold Open Access и отражённых в БД SCI-E за 2008-2017 гг. Результаты анализа публикационной активности показали, что, несмотря на высокую оплату статей, наблюдается устойчивый рост доли российских публикаций в таких журналах по сравнению с общей публикационной активностью России: с 7,8% в 2008 г. до 13,7% в 2017 г. Это в значительной степени обеспечивается активным международным сотрудничеством с Россией организаций и фондов США (31%), Германии (29%) и других индустриально развитых стран. Анализ массива публикаций Gold OA по крупным областям исследований Research Areas позволил установить значительное различие его структуры по сравнению с общим массивом публикаций России. Например, важнейшее в мире направление науки - Research Areas «Научные технологии» заняло третий ранг по сравнению с 9-м рангом в общем массиве. Российские ученые широко используют наиболее высококачественные иностранные журналы системы Gold OA, в том числе один отечественный журнал «Физика твердого тела».

Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы, № 9, с. 30-39 (2018) | Рубрики: 17 18

Ахраменко Н.А. «Поле тяготения массивной сферической оболочки» Проблемы физики, математики и техники, № 3, с. 19-22 (2018)

Получены выражения для величины напряженности и потенциала гравитационного поля массивной сферической оболочки. Показано, что полученное дифференциальное уравнение для напряженности является нелинейным. Полученные соотношения являются обобщением для величины напряженности и потенциала гравитационного поля в нерелятивистском случае.

Проблемы физики, математики и техники, № 3, с. 19-22 (2018) | Рубрики: 17 18

Батов А.В., Гудкова Т.В., Жарков В.Н. «Оценки напряженного состояния недр под локальными топографическими структурами Марса» Геофизические исследования, 19, № 3, с. 5-22 (2018)

Показано, что для расчета распределения напряжений в недрах Марса целесообразно использование данных гравитационного поля в виде коэффициентов разложения по полиномам Лежандра до 90-й степени и порядка (модели MRO 120 D, GMM-3). Проведен сравнительный анализ полей напряжений, полученных для названных моделей. Рассчитаны картины напряжений под рядом топографических структур Марса, которые могут представлять интерес для выявления зон возможных очагов марсотрясений.

Геофизические исследования, 19, № 3, с. 5-22 (2018) | Рубрики: 17 18

Холупенко Е.Е., Быков А.М., Агаронян Ф.А., Васильев Г.И., Красильщиков А.М., Аруев П.Н., Забродский В.В., Николаев А.В. «Регистрация ультрафиолетового излучения широких атмосферных ливней: перспективы для черенковской гамма-астрономии» Журнал технической физики, 88, № 11, с. 1655-1666 (2018)

Представлены результаты моделирования черенковского излучения широких атмосферных ливней (ШАЛ), порожденных космическими гамма-квантами и протонами космических лучей. Для наблюдений на высоте 2 и 5 km над уровнем моря рассчитана спектральная плотность черенковского излучения ШАЛ в диапазоне 240–700 nm при энергиях первичных частиц 3 GeV–10 TeV. Отношение количества фотонов черенковского излучения ШАЛ в оптическом и ультрафиолетовом (УФ) диапазоне существенно зависит от типа первичной частицы, поэтому измерение и анализ этого отношения может применяться для выделения гамма-событий из фона, создаваемого частицами космических лучей. Использование детектирующих элементов на основе специализированных кремниевых фотоумножителей, обладающих высокой чувствительностью в УФ диапазоне, позволяет существенно увеличить продолжительность рабочего цикла черенковского гамма-телескопа за счет наблюдений в лунные ночи. При использовании в телескопах черенковской гамма-обсерватории ALEGRO разработанных в ФТИ им. А.Ф. Иоффе кремниевых лавинных умножителей (SiPM), порог регистрации гамма-событий только на основе измерений в УФ диапазоне составит около 40 GeV на высоте 5 km и около 80 GeV на высоте 2 km.

Журнал технической физики, 88, № 11, с. 1655-1666 (2018) | Рубрики: 17 18

Удриш В.В., Тертышников А.В., Тлатов А.Г., Писанко Ю.В. «Вопросы информационного обеспечения данными мониторинга солнечной активности на основе автоматизированных солнечных телескопов» Материалы 4 Всероссийской научной конференции "Проблемы военно-прикладной геофизики и контроля состояния природной среды", Санкт-Петербург, 20–21 апр., 2016 г., с. 145-151 (2016)

Материалы 4 Всероссийской научной конференции "Проблемы военно-прикладной геофизики и контроля состояния природной среды", Санкт-Петербург, 20–21 апр., 2016 г., с. 145-151 (2016) | Рубрика: 18

Терентьев М.В., Чубинский Н.П. «Дисперсионные ограничения полосы частот космической радиолинии» Материалы 4 Всероссийской научной конференции "Проблемы военно-прикладной геофизики и контроля состояния природной среды", Санкт-Петербург, 20–21 апр., 2016 г., с. 262-266 (2016)

Материалы 4 Всероссийской научной конференции "Проблемы военно-прикладной геофизики и контроля состояния природной среды", Санкт-Петербург, 20–21 апр., 2016 г., с. 262-266 (2016) | Рубрика: 18

Трошичев О.А., Сормаков Д.А. «РС индекс как индикатор поступающей в магнитосферу энергии солнечного ветра: отношение к межпланетному электрическому полю и магнитным бурям» Материалы 4 Всероссийской научной конференции "Проблемы военно-прикладной геофизики и контроля состояния природной среды", Санкт-Петербург, 20–21 апр., 2016 г., с. 268 (2016)

Материалы 4 Всероссийской научной конференции "Проблемы военно-прикладной геофизики и контроля состояния природной среды", Санкт-Петербург, 20–21 апр., 2016 г., с. 268 (2016) | Рубрика: 18

Черняков С.М., Терещенко В.А., Оглоблина О.Ф., Васильев Е.Б., Гомонов А.Д. «Полное солнечное затмение 20 марта 2015 года: волновые эффекты в нижней ионосфере высоких широт» Материалы 4 Всероссийской научной конференции "Проблемы военно-прикладной геофизики и контроля состояния природной среды", Санкт-Петербург, 20–21 апр., 2016 г., с. 279-284 (2016)

Материалы 4 Всероссийской научной конференции "Проблемы военно-прикладной геофизики и контроля состояния природной среды", Санкт-Петербург, 20–21 апр., 2016 г., с. 279-284 (2016) | Рубрика: 18

Черняков С.М., Ролдугин В.К., Ролдугин А.В. «Одновременные наблюдения гравитационных волн в интенсивности свечения ночного неба и данных радара частичных отражений» Материалы 4 Всероссийской научной конференции "Проблемы военно-прикладной геофизики и контроля состояния природной среды", Санкт-Петербург, 20–21 апр., 2016 г., с. 285-290 (2016)

Материалы 4 Всероссийской научной конференции "Проблемы военно-прикладной геофизики и контроля состояния природной среды", Санкт-Петербург, 20–21 апр., 2016 г., с. 285-290 (2016) | Рубрика: 18

Попов С.Б., Постнов К.А., Пширков М.С. «Быстрые радиовсплески» Успехи физических наук, 188, № 10, с. 1063-1079 (2018)

Феномен быстрых радиовсплесков (БРВ) (fast radio bursts, FRB) был открыт в 2007 г. Это мощные (10–1–102 Ян) одиночные импульсы радиоизлучения c характерной длительностью порядка нескольких миллисекунд, большой мерой дисперсии и рекордно высокой яркостной температурой, свидетельствующей о нетепловом когерентном механизме излучения. На март 2018 г. обнаружено 32 таких события. Известен также один источник повторяющихся всплесков, от которого зарегистрировано уже несколько сотен импульсов. Частота событий оценивается в несколько тысяч всплесков на всём небе в сутки (без учёта повторных всплесков). Большая мера дисперсии и изотропное распределение на небесной сфере свидетельствуют о вероятном внегалактическом происхождении этих импульсов. С момента обнаружения БРВ выдвинуто множество гипотез о их возможной природе, однако до сих пор происхождение этих транзиентов остаётся невыясненным. Наиболее перспективные модели связаны со вспышечным излучением магнитаров – нейтронных звёзд, активность которых обусловлена диссипацией энергии их магнитных полей, или с аналогом гигантских радиоимпульсов, наблюдаемых от некоторых радиопульсаров – вращающихся нейтронных звёзд с сильным магнитным полем. Увеличение статистики наблюдаемых всплесков и уточнение характеристик популяции БРВ позволит использовать их как новый инструмент для изучения межгалактической среды, оценок космологических параметров, а также для проверки фундаментальных физических теорий.

Успехи физических наук, 188, № 10, с. 1063-1079 (2018) | Рубрика: 18

Молин С.М., Леньков С.В., Колясев В.А., Копытов А.Г., Лупша В.А., Белямов В.А. «Комплекс аппаратуры "Сигма-парус" для регистрации ударных сигналов» Авиакосмическое приборостроение, № 9, с. 54-58 (2007)

Описан комплекс аппаратуры для динамических измерений ударных сигналов, состоящий из автономных регистраторов, работающих в жестких условиях эксплуатации, и вспомогательной аппаратуры. Описаны методы безкоммутационного обеспечения частотного и динамического диапазонов автономных регистраторов, методы конструкционного демпфирования плат и отдельных электронных компонентов и амортизации электронных блоков и блока питания регистратора. Приведен результат измерения ударного процесса при ударных (бросковых) испытаниях регистраторов.

Авиакосмическое приборостроение, № 9, с. 54-58 (2007) | Рубрика: 18

Чеснов В.М. «К. Э. Циолковский. Проблемы и будущее российской науки и техники: 52-е научные чтения памяти К. Э. Циолковского» Вопросы истории естествознания и техники, 39, № 3, с. 614-619 (2018)

Вопросы истории естествознания и техники, 39, № 3, с. 614-619 (2018) | Рубрика: 18

Юшкова О.В., Гаврик А.Л., Марчук В.Н., Юшков В.В., Смирнов В.М., Лаптев М.А., Чернышев Б.В., Дутышев И.Н., Лебедев В.П., Медведев А.В., Петрукович А.А. «Бистатическая радиолокация в проекте Луна–Ресурс» Астрономический вестник, 52, № 4, с. 291-304 (2018)

Представлен обзор радиофизических исследований грунта и плазменной оболочки Луны методом активной радиолокации с использованием космических аппаратов. Проанализирована возможность проведения бистатических измерений с помощью Иркутского радара некогерентного рассеяния и бортового радиолокационного комплекса РЛК-Л, разрабатываемого для орбитальной станции миссии Луна–Ресурс.

Астрономический вестник, 52, № 4, с. 291-304 (2018) | Рубрика: 18

Бусарев В.В., Татарников А.М., Бурлак М.А. «Сравнение и интерпретация спектральных характеристик ведущей и ведомой полусфер Европы и Каллисто» Астрономический вестник, 52, № 4, с. 305-315 (2018)

Европа и Каллисто представляют собой два “крайних члена” ряда ледяных галилеевых спутников, сформировавшихся на разных расстояниях от Юпитера. Разница их средней плотности отражает, по-видимому, градиент плотности вещества, возникший еще в субпланетном диске Юпитера. В то же время общие особенности состава поверхностей Европы и Каллисто, очевидно, характеризуют накопленный эффект всех последующих эволюционных процессов, включая современную вулканическую активность на спутнике Ио и перенос его ионизированного вещества в магнитосфере Юпитера, а также химические реакции, происходящие в низкотемпературных (в пределах ∼90–130 К) и радиационных условиях. В 2016–2017 гг. мы провели наблюдения ведущей и ведомой полусфер Европы и Каллисто в диапазоне 1.0–2.5 мкм на 2.5-м телескопе Кавказской горной обсерватории (КГО) ГАИШ МГУ. Нами обнаружено подобие глобальных спектральных характеристик Европы и Каллисто и, в частности, максимума распределения гидрата серной кислоты на ведомом полушарии обоих спутников, что согласуется с данными предшествующих измерений. Это можно рассматривать как указание на существование общего механизма ионной имплантации на этих и других спутниках, находящихся в радиационных поясах Юпитера. Кроме того, наши спектральные данные указывают на преобладание или содержание значительного количества водяного льда и гидратов (клатратов) других соединений на ведущих полушариях Европы и Каллисто. В частности, нами зарегистрирована слабая полоса поглощения клатрата CH4 с центром у ∼1.67 мкм на спектрах отражения ведущего (более интенсивная) и ведомого (менее интенсивная) полушарий Европы. Слабые признаки той же полосы поглощения имеются и на спектрах отражения Каллисто, полученных при его разных ориентациях.

Астрономический вестник, 52, № 4, с. 305-315 (2018) | Рубрика: 18

Нарижная Н.В., Ховричев М.Ю., Апетян А.А., Бикулова Д.А., Ершова А.П., Баляев И.А., Куликова А.М., Оськина К.И., Максимова Л.А. «Астрометрические наблюдения галилеевых спутников Юпитера на пулковском нормальном астрографе в 2016–2017 гг.» Астрономический вестник, 52, № 4, с. 316-323 (2018)

Представлены результаты наблюдений галилеевых спутников Юпитера, выполненных на Нормальном астрографе Пулковской обсерватории в 2016–2017 гг. Получено 761 положение галилеевых спутников Юпитера в системе каталога Gaia DR1 (ICRF, J2000.0) и 854 разности координат спутников относительно друг друга. Средние ошибки нормальных мест спутников и соответствующие среднеквадратические отклонения равны: εα=0.0020'', εδ=0.0027'', σα=0.0546'', σδ=0.0757''. Проведено сравнение экваториальных координат спутников с теориями движения планет и спутников. В среднем разности (O–C) по обеим координатам относительно теорий движения не превышают 0.031??. Лучшее согласие с наблюдениями дает комбинация теорий движения EPM2015 и V. Lainey-V.2.0|V1.1, средние значения (O–C) при которой около 0.02??. Отмечены особенности поведения разностей (O–C) и величин ошибок у спутника Ганимед.

Астрономический вестник, 52, № 4, с. 316-323 (2018) | Рубрика: 18

Серебрянский А.В., Кругов М.А., Комаров А.А., Усольцева Л.А., Акниязов Ч.Б. «Первые результаты наблюдений на новом оптическом комплексе на базе телескопа RC500 и EMCCD (Electron multiplying charge-coupled device) обсерватории Ассы-Тургень в Казахстане» Астрономический вестник, 52, № 4, с. 324-329 (2018)

Дано описание оптического комплекса, установленного на обсерватории Ассы-Тургень (Республика Казахстан). Комплекс предназначен для проведения астрометрических и фотометрических наблюдений активных и пассивных объектов, находящихся на геостационарных орбитах, в том числе малоразмерных фрагментов космического мусора. Данный комплекс может быть использован для поиска, обнаружения и сопровождения объектов (в том числе астероидов и комет), потенциально опасных для Земли. Представлены результаты тестовых наблюдений, проведенных на данном комплексе.

Астрономический вестник, 52, № 4, с. 324-329 (2018) | Рубрика: 18

Петров Н.А., Васильев А.А., Кутеева Г.А., Соколов Л.Л. «О траекториях соударения астероидов 2015 RN35 и Апофис с Землей» Астрономический вестник, 52, № 4, с. 330-342 (2018)

Найдено множество возможных соударений с Землей астероида 2015 RN35, многие из которых были ранее неизвестны. Получены основные характеристики и свойства соответствующих траекторий. Обсуждаются также возможные соударения с Землей астероида Апофис. Полученные результаты свидетельствуют о возможности и необходимости более подробного исследования множеств возможных соударений опасных астероидов с Землей. Такое исследование необходимо для планирования и реализации мероприятий по обеспечению астероидной безопасности.

Астрономический вестник, 52, № 4, с. 330-342 (2018) | Рубрика: 18

Соколов Л.Л., Петров Н.А., Васильев А.А., Кутеева Г.А., Шмыров А.С., Эскин Б.Б. «О возможности увода астероида от соударений с Землей с использованием кинетического метода» Астрономический вестник, 52, № 4, с. 343-350 (2018)

Рассматриваются возможности увода астероида с орбит соударения с Землей с использованием ударного изменения его скорости. В качестве примера использован астероид Апофис и проведено исследование положений и размеров ведущих к соударениям щелей в зависимости от времени. Показано, что для этого астероида возможность увода обычно существует, причем удар в принципе реализуем с учетом современных возможностей космической техники. Изменение скорости следует производить до сближения в 2029 году, чтобы использовать эффект гравитационного маневра. Мы учитываем ведущие к соударениям щели, связанные с резонансными возвратами, и возможную точность определения орбиты Апофиса.

Астрономический вестник, 52, № 4, с. 343-350 (2018) | Рубрика: 18

Смирнов Е.А., Довгалёв И.С. «Отождествление астероидов в двухтельных резонансах» Астрономический вестник, 52, № 4, с. 351-359 (2018)

Создан каталог астероидов, находящихся в двухтельных орбитальных резонансах с планетами Солнечной системы. Источником начальных данных являлась база данных AstDyS, рассматривались все нумерованные объекты (467?303 объекта на момент исследования). Интегрирование орбит осуществлялось в рамках чистой гравитационной задачи с учетом всех планет Солнечной системы и Плутона. Путем исследования поведения резонансного аргумента и большой полуоси на интервале 100 тыс. лет для каждого астероида проверялась принадлежность к резонансу и тип либрации (чистый/транзиентный). Разработан более точный метод идентификации либраций резонансного аргумента на основе анализа взаимных периодограмм. Выявлен 23251 резонансный астероид, из которых ∼36% (8397 объектов) находятся в чистых резонансах.

Астрономический вестник, 52, № 4, с. 351-359 (2018) | Рубрика: 18

Батурин А.П. «Повышение точности численного интегрирования уравнений движения астероидов при учете возмущений от больших планет и Луны из эфемерид DE» Астрономический вестник, 52, № 4, с. 360-363 (2018)

Продемонстрировано скачкообразное поведение координат планет и Луны, а также их производных, получаемых из их современных эфемерид, на границах смежных интервалов интерполирования. Демонстрация выполнена на примере эфемерид DE436. С помощью численного интегрирования уравнений движения двух астероидов показано, что в случае согласования шага численного интегрирования с границами эфемеридных интервалов интерполирования точность интегрирования повышается на несколько порядков. Кроме того, с целью устранения скачков самих координат и их первых производных, возникающих при расчетах с расширенной и четверной точностью, разработан и применен алгоритм сглаживания эфемерид на границах интервалов интерполирования, позволяющий устранять скачки координат и их производных до любого заданного порядка. Показано, что при расчетах с четверной точностью применение эфемерид, сглаженных до первых производных, позволяет повысить точность численного интегрирования примерно на 10 порядков.

Астрономический вестник, 52, № 4, с. 360-363 (2018) | Рубрика: 18

Вашковьяк М.А. «Метод построения ограниченного движения в центральном поле произвольного вида» Астрономический вестник, 52, № 4, с. 364-376 (2018)

Рассматривается известная интегрируемая в квадратурах задача о движении в центральном поле. Силовая функция задачи зависит лишь от расстояния материальной точки до выбранного начала координат. В общем случае произвольной центральной силы строгого аналитического решения задачи получить не удается в силу сложности интегралов. В настоящей работе для случая, когда расстояние изменяется в ограниченных пределах, предложен полуаналитический метод построения приближенного решения, позволяющий получить зависимости полярных координат от времени с использованием эллиптических функций и интегралов. В качестве примеров рассмотрены модельные задачи о возмущенном движении гипотетических экваториальных спутников Юпитера и Луны, а также задача о движении одиночной звезды в главной плоскости галактики. Оценка методической точности получена путем сравнения с численным решением.

Астрономический вестник, 52, № 4, с. 364-376 (2018) | Рубрика: 18

Байдин А.Э., Перов Н.И., Романенко Л.Г. «Определение орбит визуально-двойных звезд, открытых Отто Струве В Пулково» Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 5, № 1, с. 154-164 (2018)

Впервые определены орбиты 17 визуально-двойных звезд, открытых Отто Струве в Пулково: STT 28, 75, 119, 132, 182, 201, 228, 241, 250, 296, 369, 383, 424, 430, 435, 462, 520.Использованы как визуальные наблюдения XIX–XX веков, полученные с помощью микрометров, так и современные наблюдения согласно четвертому интерферометрическому каталогу. Все представленные звезды наблюдались больше сотни лет, но их наблюдения покрывают дуги только от 10 до 50°. Есть трудности при определении орбит наоснове наблюдений коротких дуг. В этой работе предложен новый метод, улучшающий метод Харткопфа и др. Новый метод является глобально сходящимся и использует генетические алгоритмы для экономии времени вычислений. Для повышения точности получаемых результатов мы использовали дополнительные данные: суммы масс и относительные лучевые скорости компонент. Массы оценивались по фотометрическим данным каталога Tycho. Новые орбиты 17 звезд получены только с учетом значений сумм масс, так как данные о лучевых скоростях для них отсутствуют. Все эти звезды расположены далеко от Солнца, поэтому их орбиты можно считать предварительными. С использованием лучевой скорости определена орбита только STT 547. Это – контрольная звезда, так как в литературе есть много вариантов ее орбиты, которые были получены различными авторами, и лучевые скорости компонентов известны. Мы получили три варианта орбит для этой звезды. Все орбиты согласуются друг с другом и с современными наблюдениями, а вычисленные динамические массы соответствуют фотометрическим данным. В работе также вычислена ориентация полученных орбит в галактической системе координат: в 11 из 18 случаев плоскости этих орбит круто наклонены к плоскости Галактики.

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 5, № 1, с. 154-164 (2018) | Рубрика: 18

Мамедли А.Г. «Об эволюции орбиты Юпитера при звездных сближениях с Солнечной системой» Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 5, № 2, с. 334-345 (2018)

В рамках ограниченной задачи трех тел исследовано пространственное движение пассивно-гравитирующего тела. Использовано точное выражение силовой функции без разложения ее в ряд. Исследовано влияние сближающей с Солнечной системой звезды на орбиту Юпитера. Показано, что сближаясь по гиперболической орбите с Солнечной системой на минимальное расстояние от 50 до 100 а.е. звезда с массой от одной до пяти солнечных масс на размеры и форму орбиты Юпитера оказывает значительное влияние только в случае, когда пробная звезда находится в перигелии, а Юпитер в соединении или в противостоянии с ней. Полученные результаты приведены в виде рисунков и таблицы.

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 1: Математика. Механика. Астрономия, 5, № 2, с. 334-345 (2018) | Рубрика: 18

Дорофеева В.А., Базилевский А.Т. «Комета Чурюмова–Герасименко: исследования миссией "РОЗЕТТА"» Природа, № 10, с. 3-17 (2018)

На снимках ядра кометы 67Р Чурюмова–Герасименко наблюдается консолидированный материал ядра и возникший в результате его выветривания мелкозернистый реголит. В пределах консолидированного материала видны трещины, образования типа пластов, бугорки различного размера, пикообразные «пиннаклы» и кратеровидные депрессии. Поверхность реголита относительно гладкая, но в некоторых местах наблюдаются образования типа эоловых дюн. Комплексом приборов орбитального и спускаемого аппаратов на поверхности ядра и в коме определен минеральный состав ядра, идентифицирован ряд органических соединений и измерено отношение дейтерия к водороду, которое оказалось сильно отличающимся от значений в океанах Земли.

Природа, № 10, с. 3-17 (2018) | Рубрика: 18

Липовка А.А., Липовка Н.М. «Радиоизлучение звезд в созвездии Единорога» Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Физико-математические науки, 11, № 3, с. 133-142 (2018)

Выполнены оптические отождествления ярких звезд, расположенных в созвездии Единорога, с сильными радиоисточниками. Cозвездие Единорога проецируется на яркую часть Млечного Пути, для которой характерны высокие плотности звезд и газа. На исследуемой площадке размером один квадратный градус расположено семнадцать звезд ярче 11m, которые удалось отождествить с радиоисточниками по данным NVSS-обзора NRAO-обсерватории. Обнаружена значительная радиорефракция в межзвездной среде. Установлено, что двенадцать звезд из семнадцати имеют нетепловой спектр радиоизлучения.

Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Физико-математические науки, 11, № 3, с. 133-142 (2018) | Рубрика: 18

Новиков И.Д., Новиков Д.И., Кардашев Н.С. «Роль давления как источника гравитации и кротовые норы» Астрономический журнал, 95, № 7, с. 449-454 (2018)

Рассматривается роль давления как источника гравитации в общей теории относительности. В однородных анизотропных космологических моделях анизотропные компоненты давления вдоль различных координатных осей входят в уравнения, определяющие ускорения вдоль этих осей, в виде слагаемых, и в этом смысле ситуация похожа на то, как входит плотность массы в эти уравнения. Изменение компонента давления вдоль одной из координат вызывает анизотропное изменение ускорений вдоль всех координат. При этом компоненты давления не входят в уравнение, определяющее начальные условия. С другой стороны, при неоднородном распределении материи плотность массы и давление играют принципиально разную роль как источники гравитации. Рассматриваются следствия этого обстоятельства.

Астрономический журнал, 95, № 7, с. 449-454 (2018) | Рубрика: 18

Липунов В.М., Горбовской Е.С., Корнилов В.Г., Чазов В.В., Панасюк М.И., Свертилов С.И., Яшин И.В., Петров В.Л., Каллегаев В.В., Амелюшкин А.А., Власенко Д.М. «Опыт мониторинга околоземных оптических транзиентов с борта космической обсерватории “ЛОМОНОСОВ”» Астрономический журнал, 95, № 7, с. 455-465 (2018)

Представлены результаты работы роботизированных оптических широкопольных камер МАСТЕР-“ШОК” на борту космической обсерватории “Ломоносов” в 2016 г. Всего автоматическая система обнаружения транзиентов передала на Землю 22181 изображение движущихся объектов с отношением сигнал/шум более 5. Из них примерно 84% оказались изображениями (иногда многократными) известных искусственных спутников Земли и их осколков (космический мусор), так как были отождествлены с базами данных известных спутников. Оставшиеся 16% изображений относились к некаталогизированным объектам. Первый опыт оптического мониторинга космического пространства из космоса показал высокую эффективность и большой потенциал применения светосильных камер в космосе, созданных на базе математического обеспечения и технологии роботизированных оптических комплексов МАСТЕР (Глобальная сеть телескопов-роботов МАСТЕР МГУ, Мобильная Астрономическая Система ТЕлескопов-Роботов).

Астрономический журнал, 95, № 7, с. 455-465 (2018) | Рубрика: 18

Артюх В.С. «Влияние аберрации на оценки параметров релятивистских радиоджетов» Астрономический журнал, 95, № 7, с. 466-470 (2018)

Проведено исследование влияния аберрации на наблюдательные параметры радиоджетов и на оценки их физических параметров. Аберрация искажает видимую форму радиоисточников. Два одинаковых релятивистских джета (спектры которых имеют максимумы), движущихся приблизительно вдоль луча зрения, будут наблюдаться как компактный GPS радиоисточник (джет) и протяженный источник со степенным спектром (контрждет). Видимые плотности потоков, формы и спектры релятивистских радиоджетов искажены даже тогда, когда эти джеты лежат в картинной плоскости (поперек луча зрения). С учетом аберрации получены точные формулы для оценок физических параметров релятивистских радиоджетов.

Астрономический журнал, 95, № 7, с. 466-470 (2018) | Рубрика: 18

Колом П., Лехт Е.Е., Пащенко М.И., Рудницкий Г.М., Толмачев А.М. «Эволюция мазерного излучения H O и OH в источнике W75 N» Астрономический журнал, 95, № 7, с. 471-486 (2018)

Представлены результаты исследования мазерного излучения H O и OH в сложном комплексе активного звездообразования W75 N. Наблюдения выполнены на 22-м телескопе Пущинской радиоастрономической обсерватории (Россия) и на Большом радиотелескопе в Нансэ (Франция). Проведено возможное отождествление вспыхивающих деталей H O с мазерными пятнами источников VLA 1 и VLA 2. Основные вспышки мазера H O происходили в VLA 1. Излучение вспышек было связано со скоплениями мазерных деталей с близкими лучевыми скоростями протяженностью до ∼2 а.е., либо с отдельными деталями. Среда, в которой генерируется мазерное излучение, является турбулентной с разным масштабом турбулентности. Исследование формы линии в эпохи максимумов вспышек также не показало существование структур простейшего вида - однородных мазерных конденсаций. Наблюдается сильная переменность мазерного излучения гидроксила. В линии 1665 МГц на лучевой скорости +5,5 км/с обнаружено зеемановское расщепление для нескольких деталей одного скопления. Средняя напряженность продольного магнитного поля в скоплении оценивается как ∼0,5 мГс. Поле направлено от наблюдателя. Вспышки мазера OH могут быть вызваны сжатием газа на фронте ударной или МГД волны.

Астрономический журнал, 95, № 7, с. 471-486 (2018) | Рубрика: 18

Стояновская О.П., Воробьев Э.И., Снытников В.Н. «Анализ численных алгоритмов расчета быстрого обмена импульсом между газом и пылью при моделировании околозвездных дисков» Астрономический журнал, 95, № 7, с. 487-500 (2018)

естируются подходы, которые используются в современных численных моделях для расчета динамики пыли и газа в околозвездных дисках. Газ и пыль рассматриваются как взаимопроникающие сплошные среды, которые обмениваются импульсом. Для таких дисков характерна жесткая связь между газом и пылевой фазой, при которой время релаксации скорости пыли много меньше характерного динамического времени задачи. Это предъявляет высокие требования к методам расчета динамики пыли. В качестве базового алгоритма решения газодинамических уравнений используется сеточный кусочно-параболический метод. Для случая, когда пыль монодисперсна, приведены численные решения, полученные с использованием разных методов расчета обмена импульсом. Численные решения получены для задач о распаде произвольного разрыва и о распространении акустических осцилляций в газопылевой среде. Выполнено сравнение исследуемых методов с точки зрения их возможности моделировать среды: (а) с произвольным (коротким и длинным) временем скоростной релаксации пыли; (б) с произвольным содержанием пыли относительного газа (массовая доля пыли в газе варьируется от 0.01 до 1). Выделен метод расчета обмена импульсом бесконечного порядка аппроксимации по времени, который позволяет удовлетворить условиям (а) и (б) при минимальных вычислительных затратах. Кроме того, предложен метод первого порядка аппроксимации, показавший на тестовых задачах аналогичные результаты. Показано, что предложенный метод первого порядка для монодисперсной пыли может быть распространен на режим, когда пыль полидисперсна, то есть представлена несколькими фракциями с разными временами скоростной релаксации. Для полидисперсной пыли, в которой каждая из фракций обменивается импульсом с газом, приведены формулы для вычисления скоростей газа и пыли.

Астрономический журнал, 95, № 7, с. 487-500 (2018) | Рубрика: 18

Трунковский Е.М. «Результаты фотоэлектрического наблюдения покрытия Луной звезды SAO 79361 во время полного лунного затмения» Астрономический журнал, 95, № 7, с. 501-506 (2018)

Астрономический журнал, 95, № 7, с. 501-506 (2018) | Рубрика: 18

Матвеенко Л.И., Сиваконь С.С. «Тонкая структура ядра блазара OJ 287. II. Длина волны 2 см» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 7, с. 461-482 (2018)

Продолжены исследования тонкой структуры активной зоны блазара OJ 287 на длине волны λ=2 см, разрешение 20 мкс дуги, эпохи 1995–2017 гг.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 7, с. 461-482 (2018) | Рубрика: 18

Железняков В.В., Беспалов П.А. «Модель источника квазигармонических всплесков на пульсаре в Крабовидной туманности» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 7, с. 483-498 (2018)

Исследована модель источника микроволновых всплесков излучения пульсара в Крабе в виде токового слоя с поперечным магнитным полем. Механизм генерации излучения основан на возбуждении плазменных волн на частотах двойного плазменного резонанса в нерелятивистской неравновесной плазме с последующим рассеянием в электромагнитные волны, выходящие за пределы токового слоя в магнитосферу нейтронной звезды. Установлены основные параметры источника, объясняющие наблюдаемые характеристики квазигармонических всплесков в составе промежуточных импульсов радиоизлучения этого пульсара.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 7, с. 483-498 (2018) | Рубрика: 18

Иконникова Н.П., Таранов О.Г., Архипова В.П., Комиссарова Г.В., Шенаврин В.И., Есипов В.Ф., Бурлак М.А., Метлов В.Г. «Многоцветная фотометрия и спектроскопия желтого сверхгиганта с пылевой оболочкой HD 179821 V1427 Орла» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 7, с. 499-516 (2018)

Представлены результаты многоцветной (UBVJHKLM) фотометрии за 2009–2017 гг. и спектроскопии с низким разрешением за 2016–2017 гг. полуправильной переменной V1427 Aql HD 179821, представляющей собой желтый сверхгигант с газопылевой оболочкой. Обсуждается эволюционный статус звезды. Проводится сравнение V1427 Aql с post-AGB звездами и желтыми гипергигантами.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 7, с. 499-516 (2018) | Рубрика: 18

Маров М.Я., Русол А.В. «Оценка параметров столкновений пылевых фрактальных кластеров в газопылевом протопланетном диске» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 7, с. 517-524 (2018)

Изучение процессов зарождения и эволюции Солнечной системы относится к фундаментальным проблемам современного естествознания. Эта проблема является междисциплинарной и требует разработки математических моделей физической структуры и эволюции газопылевого аккреционного диска от начальных этапов его образования до формирования планетной системы. Одной из ключевых является проблема образования и роста тел в протопланетном диске, в основе которой лежит изучение столкновительных процессов твердотельной компоненты. В рамках разрабатываемой авторами модели проницаемых частиц проведено параметрическое исследование процессов кластер-кластерных столкновений, происходящих в протопланетном диске. Показано, что на исход таких столкновений существенное влияние оказывают топологические свойства сталкивающихся пылевых кластеров с фрактальной внутренней структурой. Полученные результаты параметрических исследований показывают, что для достаточно “плотных” фрактальных пылевых кластеров, при малых относительных скоростях столкновений, существует диапазон, в котором происходит отскок сталкивающихся кластеров. В то же время для “рыхлых” фрактальных кластеров отскок невозможен ни при каких наборах параметров столкновения. По мере роста относительных скоростей столкновений начинают преобладать процессы объединения кластеров, что связано с перестройкой фрактальной структуры в зоне контакта. Однако при дальнейшем увеличении кинетической энергии столкновений достигается критический порог, за которым энергия столкновений превосходит энергию связи частиц в кластерах, и включаются процессы разрушения пылевых фрактальных кластеров при столкновениях. Таким образом, проведенное параметрическое исследование налагает вполне определенные ограничения на динамику и хронологию процессов эволюции при образовании первичных твердых тел и формировании планетезималей. Предложенный подход и полученные результаты представляются достаточно реалистичными и открывают перспективы для более полных модельных исследований начальной фазы эволюции протопланетного диска.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 7, с. 517-524 (2018) | Рубрика: 18

Лисов Д.И., Литвак М.Л., Козырев А.С., Митрофанов И.Г., Санин А.Б. «Результаты обработки данных активных нейтронных измерений прибора ДАН на борту марсохода “Кьюриосити”» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 7, с. 525-534 (2018)

Представлено описание методов оценки параметров грунта по данным нейтронного зондирования, используемых при обработке данных эксперимента ДАН на поверхности Марса. Рассмотрены алгоритмы предварительной обработки данных, позволяющие проводить сопоставление экспериментальных данных с численной моделью на основе метода Монте-Карло. Описаны алгоритмы экспресс-оценки эквивалентных концентраций воды и хлора для грунтов стандартного состава, а также динамического анализа параметров грунта для нестандартных ситуаций. Приведены полученные оценки содержания воды и хлора и результаты сравнения с данными прибора SAM.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 44, № 7, с. 525-534 (2018) | Рубрика: 18

Юшкова О.В., Рудаменко Р.А., Юшков В.В., Тертышников А.В. «Определение координат центра области отражения при бистатической радиолокации Луны» Журнал радиоэлектроники, № 7, с. 2 (2018)

Рассмотрены геометрические аспекты задачи бистатической локации Луны с помощью Иркутского радара некогерентного рассеяния и радиолокационного комплекса РЛК-Л, устанавливаемого на космический аппарат «Луна-26». Для подготовки программы экспериментов и интерпретации результатов измерений планируется использовать 3-D цифровую модель поверхности Луны. В работе дан вывод формул для определения центра района отражения радиосигналов в координатной системе MOON ME. Radio methods are the most simple and informative for remote studies of celestial bodies. Bistatic sounding of the Moon is planned in the mission of "LUNA-RESURS". For experiments radio device RLK-L will be installed on the orbiter "LUNA-26". Bistatic sounding of the Moon is aimed at researching the structure and dielectric properties of the upper layer of the Moon. The rocks permittivity is connected with mineralogical composition of the grounds and its structure depends on the history of formation. For bistatic measurements RLK-L will use the frequency range from 175 MHz to 225 MHz. The thickness of top cover of several meters is available for probing with radio waves of this range. The device RLK-L will work together with the Irkutsk non-coherent scattering radar of Institute of Solar Terrestrial Physics of Russian Academy of Sciences. For preparing the experiment, predicting and interpreting the results the 3-D model of the lunar surface will be used. In the article, various types of selenographic coordinates are considered. The coordinate system suitable for determining the center of a reflected spot is selected. Formulas for determining coordinates of the center in the MOON ME coordinate system are deduced.

Журнал радиоэлектроники, № 7, с. 2 (2018) | Рубрика: 18

Vilke V.G., Osipova L.S., Shatina A.V. «The effect of the mutual gravitational interactions on the perihelia displacement of the orbits of the Solar system's planets» Нелинейная динамика, 14, № 3, с. 291-300 (2018)

The classical N-body problem in the case when one of the bodies (the Sun) has a much larger mass than the rest of the mutually gravitating bodies is considered. The system of equations in canonical Delaunay variables describing the motion of the system relative to the barycentric coordinate system is derived via the methods of analitical dynamics. The procedure of averaging over the fast angular variables (mean anomalies) leads to the equation describing the evolution of a single Solar system planet’s perihelion as the sum of two terms. The first term corresponds to the gravitational disturbances caused by the rest of the planets, as in the case of a motionless Sun. The second appears because the problem is considered in the barycentric coordinate system and the orbits’ inclinations are taken into account. This term vanishes if all planets are assumed to be moving in one static plane. This term contributes substantially to the Mercury’s and Venus’s perihelion evolutions. For the rest of the planet this term is small compared to the first one. For example, for Mercury the values of the two terms in question were calculated to be 528.67 and 39.64 angular seconds per century, respectively.

Нелинейная динамика, 14, № 3, с. 291-300 (2018) | Рубрика: 18

Баренбаум А.А. «Науки о космосе в преддверии смены научных парадигм» Инженерная физика, № 9, с. 30-47 (2018)

Обсуждается современное состояние наук о Космосе с позиций теории научных революций Т. Куна. Суть теории состоит в том, что по мере развития, во всех науках накапливаются нерешенные проблемы-аномалии, которые удается разрешить лишь в результате научной революции. Такая революция приводит к смене парадигм и возникновению на месте старой науки новой научной дисциплины. Показано, что состояние, в котором находятся сегодня космогония и космология, иначе как «предреволюционным», по Т. Куну, назвать нельзя. Статья преследует две цели. Одна – указать проблемы-аномалии, противоречащие парадигмам этих обе их наук. А вторая – привлечь внимание к существующей уже четверть века естественнонаучной Галактоцентрической парадигме, претендующей на роль новой науки. Эта наука уже доказала свою состоятельность при решении ряда крупных проблем астрономии, физики галактик, сравнительной планетологии и геологии. Вносит она изменения и в представления о галактиках, позволяя по-новому подойти к решению проблем происхождения Солнечной системы и Вселенной.

Инженерная физика, № 9, с. 30-47 (2018) | Рубрика: 18

Климачков Д.А., Петросян А.С. «Крупномасштабная сжимаемость во вращающихся течениях астрофизической плазмы в приближении мелкой воды» Журнал экспериментальной и теоретической физики, 154, № 6, с. 1239-1257 (2018)

Предложены две системы магнитогидродинамических уравнений в приближении мелкой воды в качестве основы для исследований в области плазменной астрофизики: система уравнений с полным учетом силы Кориолиса и система уравнений на β -плоскости, в которой изменения параметра Кориолиса линейны по координате. Обе системы уравнений учитывают такие фундаментально важные явления в плазменной астрофизике, как эффекты сжимаемости и эффекты внешнего магнитного поля, что существенно повышает потенциальные возможности применения таких уравнений для изучения астрофизических объектов. Показано, что учет сжимаемости в плазменной астрофизике существенным образом изменяет законы дисперсии для волн магнито-Пуанкаре, магнитострофических волн и волн магнито-Россби. Найдено, что в случае сжимаемой вращающейся плазмы реализуются те же самые нелинейные взаимодействия, как и при отсутствии сжимаемости. Методом многомасштабных разложений получены трехволновые уравнения в приближении слабой нелинейности, в которых коэффициенты взаимодействия зависят от характеристик крупномасштабной сжимаемости и термодинамических характеристик плазмы. Получены выражения для инкрементов параметрических неустойчивостей трехволновых взаимодействий с учетом крупномасштабной сжимаемости.

Журнал экспериментальной и теоретической физики, 154, № 6, с. 1239-1257 (2018) | Рубрика: 18

Овсиюк Е.М., Голуб А.А., Коральков А.Д. «Отражение от космологического барьера в осциллирующей вселенной де Ситтера частиц Дирака, Майораны и Вейля» Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-математических наук (Весцi НАН Беларусi. Сер. фiз.-мат. навук), 54, № 3, с. 300-315 (2018)

Известно, что геометрия пространства Лобачевского действует на поля частиц со спинами 0, 1/2, 1 как распределенное в пространстве идеальное зеркало. Глубина проникновения поля в такую среду растет с увеличением энергии поля. В силу того, что модель Лобачевского входит составным элементом в некоторые космологические модели, отмеченное свойство означает, что в таких моделях необходимо учитывать эффект наличия «космологического зеркала»: оно должно вести к перераспределению плотности частиц в пространстве. Выполненный ранее анализ предполагал статический характер геометрии пространства-времени. В настоящей работе проведено обобщение исследования для полей со спином 1/2 в случае осциллирующей модели Вселенной де Ситтера. Уравнение Дирака решено в нестатических квазидекартовых координатах, при этом используется диагонализация обобщенного оператора спиральности. Волновые функции частицы зависят от временной координаты нетривиальным образом, однако эффект полного отражения от эффективного потенциально барьера сохраняется и в нестатическом пространстве-времени, при этом он не зависит от времени. Аналогичные результаты имеют место для вещественного биспинорного поля Майораны. Для построения решений, описывающих эффект отражения, нужно использовать комбинации решений с противоположными спиральностями. Такие комбинации запрещены для вейлевских фермионов, поэтому эффект отражения отсутствует для вейлевских частиц. Показано, что периодическое обращение в нуль множителя cos2t=0 в осциллирующей метрике пространства-времени де Ситтера не приводит к сингулярному поведению решений уравнения для спинорного поля: около этих особых точек имеем простые асимптотики решений по временной переменной t в виде чистых фазовых множителей.

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-математических наук (Весцi НАН Беларусi. Сер. фiз.-мат. навук), 54, № 3, с. 300-315 (2018) | Рубрика: 18