УФН. 2018. 188, № 10

Ефимов В.Б. «Акустическая турбулентность волн второго звука в сверхтекучем гелии» Успехи физических наук, 188, № 10, с. 1025-1048 (2018)

Аномально сильная зависимость скорости волн второго звука в сверхтекучем гелии от амплитуды волны позволяет экспериментально изучать поведение нелинейных волн в среде с линейным законом дисперсии, процессы перекачки энергии из области гармонической накачки в область её диссипации, динамику формирования прямых и обратных энергетических каскадов и их распада.

Успехи физических наук, 188, № 10, с. 1025-1048 (2018) | Рубрика: 06.09

Попов С.Б., Постнов К.А., Пширков М.С. «Быстрые радиовсплески» Успехи физических наук, 188, № 10, с. 1063-1079 (2018)

Феномен быстрых радиовсплесков (БРВ) (fast radio bursts, FRB) был открыт в 2007 г. Это мощные (10–1–102 Ян) одиночные импульсы радиоизлучения c характерной длительностью порядка нескольких миллисекунд, большой мерой дисперсии и рекордно высокой яркостной температурой, свидетельствующей о нетепловом когерентном механизме излучения. На март 2018 г. обнаружено 32 таких события. Известен также один источник повторяющихся всплесков, от которого зарегистрировано уже несколько сотен импульсов. Частота событий оценивается в несколько тысяч всплесков на всём небе в сутки (без учёта повторных всплесков). Большая мера дисперсии и изотропное распределение на небесной сфере свидетельствуют о вероятном внегалактическом происхождении этих импульсов. С момента обнаружения БРВ выдвинуто множество гипотез о их возможной природе, однако до сих пор происхождение этих транзиентов остаётся невыясненным. Наиболее перспективные модели связаны со вспышечным излучением магнитаров – нейтронных звёзд, активность которых обусловлена диссипацией энергии их магнитных полей, или с аналогом гигантских радиоимпульсов, наблюдаемых от некоторых радиопульсаров – вращающихся нейтронных звёзд с сильным магнитным полем. Увеличение статистики наблюдаемых всплесков и уточнение характеристик популяции БРВ позволит использовать их как новый инструмент для изучения межгалактической среды, оценок космологических параметров, а также для проверки фундаментальных физических теорий.

Успехи физических наук, 188, № 10, с. 1063-1079 (2018) | Рубрика: 18