Российский фонд
фундаментальных
исследований

Физический факультет
МГУ им. М.В.Ломоносова
 

13.05 Речеобразование и восприятие речи

 

Черникова Н.В. «Анализ акустопараметрических каналов утечки информации и обоснование требований к методам и средствам их выявления» Радиоэлектроника, электротехника и энергетика: 23 Международная научно-техническая конференция студентов и аспирантов, Москва, 2–3 марта, 2017: Тезисы докладов. Т. 2, с. 240 (2017)

Проанализированы демаскирующие признаки акустопараметрических отражателей, предназначенных только для перехвата речевой информации, методике их выявления энергетическим, пространственным и корреляционным методами, локализации источника вторичного излучения в защищаемых помещениях, а также обоснованию требований к техническим средствам и оборудованию для их выявления.

Радиоэлектроника, электротехника и энергетика: 23 Международная научно-техническая конференция студентов и аспирантов, Москва, 2–3 марта, 2017: Тезисы докладов. Т. 2, с. 240 (2017) | Рубрики: 10.08 13.05

 

Дмитриев В.Т., Янак А.Ф. «Исследование влияния акустических шумов на кодеки речевых сигналов на основе представления Хургина–Яковлева» Неделя науки СПбГПУ. Материалы научной конференции с международным участием Института физики, нанотехнологий и телекоммуникаций, Санкт-Петербург, 14–19 нояб., 2016. Ч. 1, с. 87-90 (2016)

Рассмотрено влияние шумов на сжатие акустических сигналов.

Неделя науки СПбГПУ. Материалы научной конференции с международным участием Института физики, нанотехнологий и телекоммуникаций, Санкт-Петербург, 14–19 нояб., 2016. Ч. 1, с. 87-90 (2016) | Рубрика: 13.05

 

Агапова Н.А. «Проект создания Томского диалектного корпуса к постановке вопроса» Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 3-7 (2017)

Корпусная лингвистика – одно из активно развивающихся направлений современной филологической науки. В настоящее время мировой список лингвистических корпусов весьма обширен и разнообразен: они базируются на различном материале и предполагают решение разных задач.

Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 3-7 (2017) | Рубрика: 13.05

 

Богданова-Бегларян Н.В., Шерстинова Т.Ю., Зайдес К.Д. «Корпус "Сбалансированная аннотированная текстотека":методика многоуровневого анализа русской монологической речи» Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 8-13 (2017)

Корпус «Сбалансированная аннотированная текстотека» (САТ) представляет собой коллекцию монологических текстов, которая собиралась в Санкт-Петербургском государственном университете в течение последних 20 лет и известна как один из модулей (наряду с ОРД) Звукового корпуса русского языка. САТ строится с использованием авторской (Н.В. Богдановой-Бегларян) методики сбора данных, предполагающей строгий набор экспериментальных процедур. Корпус изначально достаточно строго сбалансирован по разным параметрам – социологически, психологически и собственно лингвистически, в нем реализован принцип ковчега («каждой твари по паре»).

Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 8-13 (2017) | Рубрика: 13.05

 

Богданова-Бегларян Н.В., Шерстинова Т.Ю., Блинова О.В., Мартыненко Г.Я. «Корпус "Один речевой день" в исследованиях социолингвистической вариативности русской разговорной речи» Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 14-20 (2017)

Корпус русской речи «Один речевой день» создан и продолжает пополняться и разрабатываться в рамках проекта, направленного на решение ряда фундаментальных научных задач, таких как мониторинг и фиксация звукового материала естественного языка, организация информационной среды и программного инструментария для нужд интегрального моделирования речи, создание источника новых учебных материалов и базы для изучения и преподавания языка в его звуковой форме. Фундаментальной научной проблемой, на решение которой направлен настоящий проект, является и описание современного русского языка повседневного общения и анализа особенностей его функционирования в разных социальных группах. Инновационный характер проекта состоит в том, что для русского языка повседневного общения такое системное междисциплинарное исследование проводится впервые, причем с привлечением новейших раз- работок в области информационных систем и речевых технологий.

Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 14-20 (2017) | Рубрика: 13.05

 

Будков В.Ю., Савельев А.И., Басов О.О., Ронжин А.Л. «Корпус русской речи для исследования истинности передаваемого сообщения» Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 21-25 (2017)

Разработка бесконтактных средств оценивания просодических характеристик речи и истинности передаваемой информации на основе вербальных и невербальных каналов передачи данных активно ведется в настоящее время. Модели, позволяющие изучать взаимодействие сложившихся в процессе эволюции вербальных и невербальных каналов коммуникации, являются предметом изучения компьютерной паралингвистики. Последняя дает возможность использовать ранее недоступные инструменты и технологии для теоретических и экспериментальных исследований. Несмотря на колоссальный объем работ, выполненный исследователями экспериментальной фонетики, в настоящее время отсутствуют решения, касающиеся оценки истинности (ложности) речевых фрагментов.

Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 21-25 (2017) | Рубрика: 13.05

 

Евдокимова В.В., Скрелин П.А., Чукаева Т.В. «Речевой корпус для исследования голосовой усталости, связанной с профессиональной нагрузкой» Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 26-31 (2017)

Голосовая усталость является сложным физиологическим явлением, которое проявляется в том числе и в изменении акустических параметров голоса. Его исследование представляет интерес как для уточнения моделей порождения голоса, так и для разработки методов объективной оценки качества голоса.

Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 26-31 (2017) | Рубрика: 13.05

 

Качковская Т.В., Кочаров Д.А., Вольская Н.Б., Тананайко С.О., Васильева Л.А., Евдокимова В.В., Чукаева Т.В., Скрелин П.А. «Корпус русской спонтанной речи CoRuSS: состав и структура» Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 40-45 (2017)

Корпус русской спонтанной речи CoRuSS представляет собой базу данных студийных записей спонтанных диалогов, снабженную орфографической расшифровкой и просодической аннотацией.

Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 40-45 (2017) | Рубрика: 13.05

 

Кедрова Г.Е., Анисимов Н.В. «О проекте по изучению иноязычного акцента в русской речи инофоновс использованием онлайновой мрт-визуализации артикуляторных органов» Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 46-52 (2017)

Проект исследования проявлений иноязычного акцента в русской речи инофонов нацелен на разработку и внедрение подходов к созданию базы данных, в которой будут отражены особенности межъязыковой интерференции, проявляющиеся в артикуляторной моторике при производстве речи на русском языке носителями других языков, для которых русский язык не является родным.

Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 46-52 (2017) | Рубрика: 13.05

 

Корнев А.Н., Балчюниене И., Недоря А.Е. «Становление звуко-слоговой структуры у ребенка: новый метод анализа корпусных данных» Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 53-58 (2017)

Одним из показателей развития языка и речи является состояние звуковой и слоговой структуры слов. Осваивая навыки звуковой реализации слов, дети ограничены в своих возможностях полноценной реализации многосложных слов. Когнитивная, артикуляционная и языковая сложность слова зависит от общей длины слова (числа звуков), количества и сложности слогов и наличия стечений согласных, т.е. кластеров. Поскольку слог – это минимальная единица моторного программирования и речепроизводства, владение слоговой структурой слова является показателем сформированности артикуляторной базы речи. Известно, что наиболее легким для освоения является открытый слог. Самые ранние слоговые структуры, осваиваемые детьми, – итеративные типа СГСГ. Уже на втором году жизни появляется закрытый слог СГС. Однако данные о дальнейшей динамике формирования слоговой структуры (после 2 лет), как на лексическом, так и на сублексическом уровне, крайне скудны.

Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 53-58 (2017) | Рубрика: 13.05

 

Кривнова О.Ф., Архипов А.В., Захаров Л.М., Кобозева И.М. «База данных "Интонация диалога" в русском интонационном корпусе РИНКО (RINCO)» Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 59-65 (2017)

Освещается опыт коллективной работы по созданию базы данных «Интонация русского диалога» с применением современных методов функционального исследования интонации и современных средств ее фонетического анализа. Рабочая группа состояла из сотрудников филологического факультета МГУ, руко- водитель – д.ф.н. С. В. Кодзасов.

Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 59-65 (2017) | Рубрика: 13.05

 

Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Григорьев А.С., Куражова А.В., Остроухов А.В. «Корпуса детской речи Infant.ru, Child.ru, Emo.Child.ru на материале русского языка» Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 66-71 (2017)

Группой по изучению детской речи СПбГУ созданы корпуса вокализаций и речи детей первых трех лет жизни INFANT.RU, спонтанной и читаемой речи детей 4–7 лет жизни CHILD.RU, эмоциональной речи детей 4–7 лет Emo.Child.Ru. Эти корпуса являются первыми на материале русского языка. Речевой материал, содержащийся в корпусах детской речи, используется при проведении меж- дисциплинарных исследований по изучению различных аспектов становления речи и их связи с когнитивным и эмоциональным развитием ребенка

Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 66-71 (2017) | Рубрика: 13.05

 

Морозова О.Н., Андросова С.В., Артемчук М.В. «Разработка корпуса звучащей эвенкийской речи» Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 72-77 (2017)

Последние десятилетия, в связи с проблемой возрождения языков и сохранения информации по языковому разнообразию и культурно-историческим ценностям человечества, разработка звуковых фондов на материале исчезающих языков приобрела мировое значение. Современное состояние исследований по документации и функционированию исчезающих языков народов РФ не позволяет говорить о полноте полученных о них научных знаний. Создаваемые в нашей стране корпусы звучащей речи, которые представляют собой важнейший тип языковых ресурсов, имеются лишь для небольшого числа языков малочисленных этносов.

Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 72-77 (2017) | Рубрика: 13.05

 

Савчук С.О., Ляшевская О.Н. «Устная разговорная речь и способы ее представления в национальном корпусе русского языка» Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 78-82 (2017)

Под устной разговорной речью понимается бытовая повседневная речь, которая отражает непубличную сферу общения. В терминологии национального корпуса русского языка тексты, относящиеся к этой сфере, кодируются как«устная непубличная речь» и входят в состав модуля устной речи.

Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 78-82 (2017) | Рубрика: 13.05

 

Савчук С.О., Махова А.А. «Мультимедийный модуль в составе национального корпуса русского языка: направления развития» Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 83-89 (2017)

Мультимедийный модуль в составе национального корпуса русского языка – это инструмент для изучения устного дискурса. В корпусах, формирующих этот модуль, звучащая речь представлена наиболее объемно и доступна для многоаспектного изучения. Благодаря тому, что в мультимедийных корпусах текстовая фиксация звучащего фрагмента сопровождается аудио- или видеозаписью, исследователь получает возможность изучать как вербальные, так и невербальные компоненты высказывания.

Анализ разговорной русской речи (АР3-2017), Санкт-Петербург, 20 января 2017 г. Труды седьмого междисциплинарного семинара, с. 83-89 (2017) | Рубрика: 13.05