Астрофизический бюллетень. 2017. 72, № 3

Соловьев Д.И., Верходанов О.В. «Моделирование распределения гигантских радиогалактик на сфере в миллиметровом диапазоне длин волн» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 239-246 (2017)

Предложена методика и построена модель распределения радиогалактик на сфере с использованием данных каталогов WENSS и стандартных моделей подсчетов радиоисточников Кондона. Рассчитан угловой спектр мощности вклада протяженных радиогалактик в микроволновой фон и показано, что он может являться искажающим фактором для корректной оценки углового спектра от сигнала, обусловленного эффектом Сюняева–Зельдовича.

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 239-246 (2017) | Рубрика: 18

Конникова В.К., Мингалиев М.Г., Эркенов А.К. «Радиоисточник J1603+1105 – долговременная и быстрая переменность» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 247-255 (2017)

Представлена долговременная кривая блеска радиоисточника J1603+1105 и результаты исследования его переменности на масштабах от нескольких дней до нескольких недель. У объекта, не показывавшего ранее существенных изменений плотности потока, с 2007 г. наблюдалась вспышка с максимумом в 2010 г. В активной фазе на долговременной кривой блеска зафиксированы три вспышки с последовательно уменьшающейся амплитудой. Характерное время первой из них составило 2.5 года. В пяти сетах ежедневных наблюдений источника длительностью 95–120 дней обнаружена переменность плотности потока на шкале от 9 до 32 дней в 2011, 2012, 2015 и 2016 гг., причем в 2015 г. она детектирована на трех частотах. В 2011 г. переменность найдена на одной частоте, 4.8 ГГц, в 2012 г. – на двух частотах, 4.8 и 7.7 ГГц, в 2015 г. – на частотах 4.6, 8.2 и 11.2 ГГц. Приведены мгновенные спектры источника в разных фазах вспышки, показывающие, что динамика развития вспышки соответствует модели, в которой переменность является результатом эволюции ударной волны в джете радиоисточника.

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 247-255 (2017) | Рубрика: 18

Бутенко М.А., Хоперсков А.В. «Галактики с "вереницами": новый каталог» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 256-275 (2017)

Среди многообразия спиральных галактических узоров выделяются галактики с «вереницами» по терминологии Воронцова-Вельяминова. Характерной особенностью таких объектов является наличие последовательности прямых отрезков, образующих спиральный рукав. В 2001 году А.Д. Чернин с соавторами опубликовали каталог таких галактик, включающий 204 объекта из Паломарского атласа. В данной работе мы дополнили указанный каталог 276 объектами, основываясь на анализе всех галактик из New General Catalogue и Index Catalogue. С учетом объектов из каталога Чернина и др. полное число галактик с «вереницами», входящих в NGC и IC, составило 406. Использование более новых изображений галактик позволило нам обнаружить в среднем больше «верениц» по сравнению с вышеозначенным каталогом. При сравнении важнейших характеристик галактик с «вереницами» и всех S-галактик из NGC/IC не удалось обнаружить сколько-нибудь существенных различий в этих выборках. Обсуждаются два механизма формирования полигональных структур, основанных на численных газодинамических и бесстолкновительных N-body расчетах, указывающих на то, что спиральный узор с «вереницами» является транзиентной стадией эволюции галактик, через которую может проходить галактика с мощной спиральной структурой. Предположение Чернина с соавторами, что среди галактик с «вереницами» взаимодействующие галактики встречаются в два раза чаще, не подтверждается для объединенной выборки, состоящей из 480 галактик. Наличие центрального бара, по-видимому, является благоприятным фактором для образования системы «верениц».

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 256-275 (2017) | Рубрика: 18

Галеотти П., Пиццелла Д. «Галилей против Аристотеля: случай Сверхновой 1987A» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 276-281 (2017)

Согласно большинству современных теорий сверхновых, это явление длится несколько секунд и заканчивается большим взрывом звезды. Однако этими теориями не принимаются в расчёт некоторые экспериментальные результаты, которые были получены на детекторах нейтрино и гравитационных волн во время взрыва SN 1987A – единственной сверхновой, наблюдаемой в близкой галактике в современную эпоху. Согласно этим результатам, данный феномен гораздо сложнее, чем представляется в современных теориях, и длится несколько часов. Действительно, SN 1987A взорвалась 23 февраля 1987 года, и в те же сутки были зарегистрированы две нейтринные вспышки с интервалом в 4.7 часа: первая в 2h52m UT, вторая в 7h35m UT. Более того, корреляции между нейтринным и двумя гравитационными детекторами, проигнорированные большей частью научного сообщества, наблюдались во время более длительного времени коллапса. Так как современные стандартные теории, основанные на нескольких грубых упрощениях, являются явным примером аристотелевского подхода, все ещё присутствующего в наши дни, мы считаем, что необходим более галилеевский подход, будучи единственно верным путём прогресса науки.

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 276-281 (2017) | Рубрика: 18

Локтин А.В., Попова М.Э. «Обновленная версия "Однородного каталога параметров рассеянных скоплений"» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 282-291 (2017)

Представлена очередная версия «Однородного каталога параметров рассеянных звездных скоплений,» поддерживаемого нашей группой в течение последних десятилетий. Каталог создается на базе переопределения основных параметров скоплений (избытков цвета, расстояний от Солнца и возрастов) по данным публикуемых фотометрических измерений, в частности по данным каталога точечных источников 2MASS. В настоящее время каталог представляет параметры 959 скоплений. Он содержит информацию о лучевых скоростях для 496 РЗС, часть из которых получена из каталога RAVE. Все скопления, включенные в каталог, имеют оценки компонент собственных движений. Рассмотрены распределения ошибок определения основных параметров скоплений. Распределение положений молодых скоплений в проекции на плоскость Галактики сравнивается с распределением космических мазеров, что служит проверкой шкалы расстояний рассеянных скоплений.

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 282-291 (2017) | Рубрика: 18

Данилов В.М., Путков С.И. «Параметры областей генерации колебаний в моделях рассеянных звездных скоплений» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 292-303 (2017)

Определены массы и радиусы центральных областей моделей рассеянных звездных скоплений (РЗС), в которых производство энтропии мало или равно нулю. Выполнены оценки масс областей генерации колебаний в моделях РЗС по данным о фазовых координатах звезд этих моделей. Радиусы таких областей близки к радиусам ядер моделей РЗС. Разработан новый метод оценки полных масс РЗС по данным о массе ядра скопления, радиусах скопления и его ядра, а также о радиальном распределении звезд в скоплении. Оценки динамических масс РЗС Плеяды, Ясли и М67 этим методом хорошо согласуются с оценками полных масс РЗС, полученными с использованием данных о собственных движениях звезд скопления и спектрального метода. Построены спектры и дисперсионные кривые колебаний поля азимутальных скоростей v_f в моделях РЗС. В моделях РЗС вблизи границы ядра скопления формируются неустойчивые колебания v_f малых мощностей и амплитуд, а вблизи (по частоте) более мощных колебаний и между ними часто реализуются затухающие колебания v_f с малой мощностью, что может быть причиной уменьшения степени нестационарности в моделях РЗС. Определены число и параметры таких колебаний вблизи границ ядер моделей скоплений. Наличие таких колебаний указывает на возможную роль градиентной неустойчивости вблизи границ ядер моделей скоплений в уменьшении массы области генерации колебаний и производства энтропии в ядрах моделей РЗС с массивными протяженными ядрами.

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 292-303 (2017) | Рубрика: 18

Бердников Л.Н., Бурлак М.А., Возякова О.В., Додин А.В., Ламзин С.А., Татарников А.М. «Джет молодой звезды RW Aur A и связанные с ним проблемы» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 304-313 (2017)

Сравнив изображения джета молодой звезды RW Aur A, разделенные промежутком времени 21.3 года, мы нашли, что наиболее удаленные от звезды пятна-сгущения в джете возникли приблизительно 350 лет назад. Приведены аргументы в пользу того, что тогда же возник сам джет и началась эпоха интенсивной аккреции на звезду, вызванная перестройкой структуры ее протопланетного диска из-за приливного воздействия спутника RW Aur B. Мы предполагаем, что усиление аккреции – это реакция на изменение условий во внешних областях диска, которая последовала за прохождением звуковой волны, порожденной этими изменениями, по диску в радиальном направлении. Различие параметров синего и красного лепестков джета RW Aur A связано с асимметричным распределением околозвездного вещества над диском и под ним, которое возникло в результате пролета спутника. На основе анализа исторической кривой блеска RW Aur сделан вывод о том, что глубокие и продолжительные (Δt>150 суток) ослабления блеска RW Aur A после 2010 г. не имели аналогов в предшествующие 110 лет. Изменение характера фотометрической переменности звезды мы также связываем с перестройкой структуры внутренних, r<1 а.е., областей ее протопланетного диска и обсуждаем, почему эти изменения начались только через 350 лет после начала фазы активной аккреции.

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 304-313 (2017) | Рубрика: 18

Романюк И.И. «Магнитные поля химически пекулярных и родственных им звезд. 3. Основные результаты 2016 года и анализ ближайших перспектив» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 314-333 (2017)

Проанализировано более 90 работ в направлении «Магнитные поля и физические параметры химически пекулярных и родственных им звезд», опубликованных в основном в 2016 году. Главные итоги рассматриваемого периода следующие. Продолжались поиски новых магнитных звезд. Много измерений выполнено на 6-м телескопе САО РАН, получены новые данные о магнетизме звезд в ассоциации Орион ОВ1. Начато систематическое изучение магнитных полей звезд с большими аномалиями в распределении энергии в континууме. Получены новые данные о сверхмедленных магнитных ротаторах – химически пекулярных звездах с периодами вращения годы и десятилетия. Успешные наблюдения по поиску новых магнитных звезд выполнены среди объектов южного неба в Чили на спектрополяриметре FORS2 VLT. Развивалось новое направление – изучение двойных магнитных звезд. В зависимости от соотношения масс и расстояния между компонентами может возникнуть взаимодействие c магнитосферой и, возможно, магнитное торможение. Изучение деталей этого процесса имеет важное значение для теории формирования звездных магнитных полей. Продожались поиски крупномасштабных, но слабых магнитных полей (величиной единицы и десятки Гс) у не СР-звезд. Найдены такие поля у Am-звезд. Не найдено полей у классических Ве-звезд. Детально исследовались холодные звезды разных типов. У них найдены магнитные поля сложной структуры. Выполнялось их картирование, найдены изменения топологии поля на временах порядка нескольких лет. Изучалась спектральная и фотометрическая переменность. Десятки новых потенциально магнитных звезд открыты в результате обзоров ASAS-3, Super WASP, Stereo и Kepler. На наноспутнике BRITE выполнены высокоточные наблюдения быстро осциллирующих звезд. Продолжались работы по исследованиям магнитной и фотометрической переменности белых карликов. И, наконец, представлен обзор нескольких работ по экзопланетам, имеющим отношение к теме нашего исследования.

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 314-333 (2017) | Рубрика: 18

Глаголевский Ю.В. «Основные свойства магнитных CP-ЗВЕЗД» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 334-350 (2017)

Представлен обзор результатов наших предыдущих исследований, посвященных наблюдательным обоснованиям реликтовой гипотезы формирования и эволюции магнитных и немагнитных химически пекулярных звезд. Анализ наблюдательных данных показывает, что основные свойства эти звезды приобретают в фазах гравитационного коллапса. В нестационарной фазе Хаяши магнитное поле ослабляется и усложняется его конфигурация, но реликтовая глобальная ориентация сохраняется. После нестационарной фазы происходит релаксация запутанного поля молодой звезды, и к моменту выхода на ZAMS оно, в основном, восстанавливается до дипольной структуры. Стабильность дипольных структур позволяет сохраняться им без изменения вплоть до конца жизни на Главной последовательности, составляющей максимум 109лет.

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 334-350 (2017) | Рубрика: 18

Горда С.Ю. «Затменная переменная UU CAS: кривые лучевых скоростей» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 351-360 (2017)

Представлены результаты спектральных наблюдений UU Cas, полученные на оптоволоконном эшелле-спектрометре высокого разрешения (R=15 000) 1.2-м телескопа Коуровской астрономической обсерватории Уральского федерального университета. Впервые найдены значения лучевых скоростей вторичного, более массивного и менее яркого, компонента. Получено спектроскопическое отношение масс компонентов q=Mi/M2=0.54. Для значения угла наклона орбиты i=69°, приведенного в литературе, определены массы компонентов Mi=9.5M, M2=17.7M, а также значение радиуса орбиты A=52.7R. Представлены доказательства наличия диска вокруг массивного компонента и расширяющейся общей оболочки.

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 351-360 (2017) | Рубрика: 18

Гадельшин Д.Р., Валявин Г.Г., Юшкин М.В., Семенко Е.А., Галазутдинов Г.А., Марьева О.В., Валеев А.Ф., Бьенг-Чол Ли «Экзопланетные исследования. спектроскопическое подтверждение фотометрических кандидатов в экзопланеты, открытых телескопом "Кеплер"» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 361-368 (2017)

Представлены результаты спектроскопического подтверждения кандидатов в экзопланеты из каталога космической миссии «Кеплер». С помощью спектрографа НЭС 6-м российского телескопа БТА лучевые скорости родительских звезд объектов KOI-974.01, KOI-2687.01/02 и KOI-2706.01 проверены на доплеровскую переменность. Согласно полученным верхним пределам, KOI-2706.01 имеет массу существенно меньше 12 масс Юпитера, что прямо указывает на его планетную природу. Показано, что объекты KOI-2687.01 и KOI-2687.02, по данным фотометрии имеющие радиусы земного размера или размеры белого карлика, не могут быть белыми карликами, а значит и они являются экзопланетами. Анализ лучевых скоростей KOI-974, звезды класса F, показал заметную переменность на уровне полуамплитуды в 400 мс–1, которая плохо коррелирует с фазой ее орбитального вращения. Это указывает на возможное присутствие в системе других массивных планет на внутренних или внешних по отношению к объекту KOI-974.01 орбитах, либо маломассивной звезды на далёкой внешней орбите. Методом синтетических спектров для всех родительских звёзд программы получены более точные оценки параметров атмосферы и радиусов, что, в свою очередь, позволило уточнить радиусы исследуемых кандидатов в экзопланеты.

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 361-368 (2017) | Рубрика: 18

Кули-Заде Д.М., Мамедов С.Г., Алиева З.Ф. «Классификация линий Фраунгофера по изменениям асимметрии профилей в спектре Солнца» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 369-371 (2017)

Предложен количественный метод измерения вариаций асимметрии в профилях фраунгоферовых линий. Были использованы новые цифровые спектры высокого разрешения. Мы показываем, что асимметрия может меняться неоднократно по знаку и значению внутри профиля одной и той же спектральной линии. Линии можно разбить на три группы по вариации асимметрии внутри профилей.

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 369-371 (2017) | Рубрика: 18

Кудак В.И., Епишев В.П., Периг В.М., Найбауер И.Ф. «Определение ориентации и периода вращения спутника TOPEX/Poseidon фотометрическим методом» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 372-381 (2017)

Представлены результаты фотометрических наблюдений спутника TOPEX/Poseidon, выполненных в 2008–2016 гг. После аварии в январе 2006 г. спутник стал космическим мусором на низкой околоземной орбите. В Лаборатории космических исследований Ужгородского национального университета получены 73 кривые блеска этого космического аппарата. Дано краткое объяснение стандартизации фотометрических кривых блеска. Мы рассчитали показатели цвета отражающих поверхностей и изменение скорости вращения спутника. Тенденция ее уменьшения описывается экспоненциальной функцией. Были учтены периоды вращения спутника, полученные на основе 126 кривых блеска (в том числе 53 кривых из базы проекта MMT-9, начиная с 2014 г.). В 2016 г. период собственного вращения достиг своего минимума 10.6 с. В Лаборатории космических исследований Ужгородского национального университета разработан метод определения направления оси вращения искусственного спутника и углов рассеяния света на его поверхности. Ниже мы кратко описываем программу «Orientation», используемую для этих целей. Приведены данные об ориентации спутника TOPEX/Poseidon в середине 2016 г. Определен угол прецессии β=45-50° и ее период Ppr=141.5 с. Найдены причины зарегистрированного характера собственного вращения спутника – это возмущение, вызванное отклонением земного гравитационного поля от центрально-симметричной формы, и наличие на спутнике перемещающихся частей.

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 372-381 (2017) | Рубрика: 18

Наджип А.Э., Татарников А.М., Туми Д.У., Шатский Н.И., Черепащук А.М., Ламзин С.А., Белинский А.А. «ASTRONIRCAM – инфракрасная камера-спектрограф 2.5-м телескопа КГО ГАИШ» Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 382-398 (2017)

ASTRONIRCAM – криогенно-охлаждаемая щелевая камера-спектрограф для спектральной области 1–2.5 мкм, установленная в фокусе Нэсмита 2.5-м телескопа Кавказской горной обсерватории ГАИШ МГУ им. Ломоносова. Камера снабжена широкоформатным матричным детектором HAWAII-2RG 2048×2048 HgCdTe. В качестве диспергирующих элементов используются гризмы. В фотометрическом режиме работы ASTRONIRCAM позволяет получать изображения протяжённых астрономических объектов в поле размером 4.6×4.6’ с разрешением 0.269 на пиксел в стандартных фотометрических полосах J, H, K и Ks ив узкополосных фильтрах, центрированных на спектральные линии CH4, [Fe II], H2v=1-0 S(1), Brγ, СО. При работе в спектроскопическом режиме ASTRONIRCAM позволяет получать спектры протяженных и точечных астрономических объектов с разрешающей силой R=λ/Δλ<1200. Рассмотрены общая конструкция, оптическая система, схема включения детектора и электронная система считывания, усиления и оцифровки сигналов детектора. Приведены результаты измерений величины коэффициента преобразования GAIN и его зависимости от величины накопленного сигнала (нелинейность). Полное пропускание тракта атмосфера-приёмник составляет 40–50% в режиме широкополосной фотометрии. Чувствительность ASTRONIRCAM при работе в комплексе с 2.5-м телескопом характеризуется предельными звездными величинами J=20 и K=9, полученными с 10% фотометрической точностью за время экспозиции 15 мин при качестве изображений 1’’. Полученные по наблюдениям стандартных звёзд цветовые уравнения трансформации инструментальной фотометрической системы к системе MKO-NIR показывают близость этих двух систем. Даны ссылки на работы, содержащие результаты первых научных наблюдений, выполненных с ASTRONIRCAM.

Астрофизический бюллетень, 72, № 3, с. 382-398 (2017) | Рубрика: 18