М

Мадей Ю.

Бычков В.Д., Бычкова Л.В., Мадей Ю. «Вторая версия каталога средних магнитных фазовых кривых звезд» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 164-167 (2018)

Вторая версия каталога средних магнитных фазовых кривых (МФК) содержит сведения о 308 звездах различных типов. За время, прошедшее после создания первого каталога (Бычков и др., 2005), ситуация принципиально изменилась в первую очередь из-за того, что существенно повысилась точность измерения магнитных полей (МП). В настоящее время у многих типов звезд обнаружены глобальные магнитные поля и частично изучено их поведение. Наиболее детально изучено магнитное поведение Ар–Вр звезд. В каталоге содержатся сведения о 190 таких объектах. Основные цели создания каталога: 1. Обзор и обобщение накопленного наблюдательного материала о магнитном поведении разных типов звезд. 2. Проведение статистического анализа переменности магнитных полей звезд на основании собранных и однородно обработанных измерений. 3. Определение ориентации осей вращения звезд. 4. Для проверки различного рода теоретических моделей сведения представлены в наиболее удобной форме. 5. Каталог будет полезен для разработки наблюдательных программ. 6. Настоящий каталог открывает дополнительные возможности для исследования звезд, имеющих экзопланеты.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 164-167 (2018) | Рубрика: 18

Мазумдар П.

Вольвач Л.Н., Вольвач А.Е., Ларионов М.Г., МакЛеод Г.К., ван ден Хеевер С.П., Волак П., Олеч М., Ипатов А.В., Иванов Д.В., Михайлов А.Г., Мельников А.Е., Ментен К., Беллоче А., Вейс А., Мазумдар П., Шуллер Ф. «Гигантская вспышка мазера водяного пара в галактическом источнике IRAS 18316-0602» Астрономический журнал, 96, № 1, с. 51-69 (2019)

Представлены результаты длительного мониторинга галактического мазерного источника IRAS 18316-0602 (G25.65 1.05) в линии водяного пара (переход 616–5 , частота линии f=22.235 ГГц), выполненные на радиотелескопах РТ-22 (Симеиз), РТ-26 (ХартРАО), РТ-26 (Торунь). На РТ-22 источник эпизодически наблюдался с 2000 г., более регулярные наблюдения начаты в 2017 г. В объекте зарегистрирована самая мощная за всю историю наблюдений двойная вспышка, начавшаяся в сентябре 2017 г. и продолжавшаяся до февраля 2018 г. В большинстве своем мониторинг вспышки осуществлялся в ежедневном режиме. Детальное исследование изменения плотности потока излучения источника, в максимуме достигающего P≈1.3·105 Ян, позволило сделать важные научные выводы о возможном механизме излучения в линии водяного пара. Экспоненциальное нарастание плотности потока излучения в двойной вспышке свидетельствует о том, что мы имеем дело с ненасыщенным мазером вплоть до максимальных значений плотностей потоков излучения. Дополнительным аргументом в пользу такого состояния мазера является не очень высокая линейная поляризация (≈30% ), почти вдвое более низкая, чем в таком известном галактическом киломазере, как Orion KL. Более точное расстояние, полученное для IRAS 18316-0602 (12.5 кпк), и значение плотности потока излучения в максимуме вспышки (≈1.3·105 Ян) делают этот источник самым мощным галактическим киломазером. Двойственная форма вспышки с экспоненциальными подъемами плотности потока излучения исключает возможность объяснения вспышечного явления эффектом направленности диаграммы излучения по отношению к наблюдателю. Физическую природу вспышки следует связать с внутренними параметрами среды, в которой находятся мазерные глобулы, излучающие в линии водяного пара. Быстрый экспоненциальный рост плотности потока излучения киломазера и экспоненциальные спады требуют наличия взрывного подъема плотности среды и потока квантов, приводящие к увеличению температуры от начального базового уровня в 10–40 К. Предложен механизм первичного энерговыделения в IRAS 18316-0602, который можно связать с кратной массивной звездной системой, находящейся на стадии эволюции, предшествующей главной последовательности. Вспышка в объекте может инициироваться гравитационным взаимодействием массивного компаньона с центральной звездой в периастре. В результате мощного гравитационного возмущения возможен сброс оболочки центральной сверхмассивной звезды, которая достигает аккреционного диска и создает взрывной подъем плотности и температуры в газово-пылевой среде, где расположены мазерные глобулы.

Мазур В.А.

Леонович А.С., Мазур В.А. Линейная теория МГД-колебаний магнитосферы (2016). 478 с.

Дано изложение теории МГД-колебаний неоднородной магнитосферной плазмы. Оно построено по принципу постепенного усложнения используемых моделей среды. Последовательно рассматриваются МГД-колебания в однородной плазме, а также в одно-, двух- и трехмерно-неоднородных моделях магнитосферы. Исследованы особенности процессов генерации и распространения МГД-колебаний в моделях среды, параметры которых максимально приближены к реальности. Волн. процессы дают в совокупности общую картину МГД-колебаний магнитосферы.

Линейная теория МГД-колебаний магнитосферы (2016). 478 с. | Рубрики: 02 06.08

Майер А.П.

Пупырев А.Д., Недоспасов И.А., Майер А.П. «Волноводные акустические моды в сложных структурах клиново-кромочного типа» Нелинейный мир, 17, № 1, с. 36-38 (2019)

Исследован вопрос о существовании локализованных волн в системах, состоящих из трех различных клиновидных и кромочных структур. Найдены диапазоны существования недавно открытых волн Рэлея–Стоунли в пространстве материальных параметров двух сред в случае пуассоновских сред для различных углов раствора клиньев. Проанализированы численные методы описания подобных структур: полуаналитического метода конечных элементов и метода функций Лагерра. Построены дисперсионные зависимости для волновода в форме усеченного клина, состоящего из трех упругих сред. Обнаружены вытекающие моды.

Нелинейный мир, 17, № 1, с. 36-38 (2019) | Рубрика: 07.02

Макаренко Н.И.

Макаренко Н.И., Ляпидевский В.Ю., Денисенко Д.С., Кукушкин Д.Е. «Пакеты нелинейных внутренних волн в шельфовой зоне» Вычислительные технологии, 24, № 2, с. 90-98 (2019)

В рамках модели невязкой слабостратифицированной жидкости рассматривается длинноволновое приближение, описывающее нелинейные волновые пакеты типа кноидальных волн. Построены семейства асимптотических решений, одновременно описывающие периодические последовательности приповерхностных волн в форме впадин и придонных волн типа возвышений. Показано, что картины расчетных профилей качественно согласуются со структурами внутренних волн, наблюдавшихся авторами в натурных экспериментах в шельфовой зоне моря.

Вычислительные технологии, 24, № 2, с. 90-98 (2019) | Рубрика: 07.03

Макаров Д.И.

Антипова А.В., Макаров Д.И., Макарова Л.Н., Караченцев И.Д. «Измерение расстояний до галактик в местном объеме» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 180-185 (2018)

Измерено расстояние до 22 галактик методом TRGB по данным космического телескопа “Хаббл”. Изображения были получены по программе 13442 “Геометрия и кинематика Местного объема”, в рамках которой снимались наиболее далекие галактики Местного объема. В результате наших измерений в диапазоне 7–8 Мпк пополнение составило 46% от общего числа галактик, измеренных по вершине ветви красных гигантов (TRGB). В ходе выполнения работы случайно была обнаружена новая карликовая галактика вблизи LV J1157+5638. Две карликовые галактики с абсолютными величинами MV=–13.26 и –9.38 mag образуют физическую пару.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 180-185 (2018) | Рубрика: 18

Макарова Л.Н.

Маклашова И.В.

Шленский О.Ф., Маклашова И.В., Хищенко К.В. Горение и детонация материалов (2017). 240 с.

Процессы горения и взрыва рассмотрены как результат перегрева и последующих хемофазовых и механоактивационных превращений. При взрыве волны перегрева и скачка напряжений, движущиеся с околозвуковой или сверхзвуковой скоростью, вызывают ударную волну в продуктах горения. Предложена принципиально новая модель распространения звука и ударных волн в газе.

Горение и детонация материалов (2017). 240 с. | Рубрики: 02 08.08

Шленский О.Ф., Маклашова И.В., Хищенко К.В. Горение и детонация материалов (2018). 56 с.

Предложено рассматривать волны звука и детонации с учетом массовых сил, механических напряжений и анизотропии плотности, давления и температуры.

Горение и детонация материалов (2018). 56 с. | Рубрики: 02 08.08

МакЛеод Г.К.

Максимов А.И.

Лашкова Н.А., Максимов А.И., Мошников В.А. «Способ оценки адгезионной прочности соединения пьезоэлектрических нанокристаллов с подложкой» Нано- и микросистемная техника, 21, № 2, с. 73-82 (2019)

Описаны существующие методы определения адгезионной прочности соединения покрытия с подложкой: метод отрыва, метод Вольфа–Вильборна, метод центрифугирования и др. Почти все существующие методы являются разрушительными, а также не позволяют оценить адгезионную прочность несплошного покрытия. В связи с этим предложен метод оценки адгезионной прочности соединения пьезоэлектрических нанокристаллов (в частности, наностержней оксида цинка) с подложкой, путем использования методов сканирующей зондовой микроскопии.

Нано- и микросистемная техника, 21, № 2, с. 73-82 (2019) | Рубрика: 06.11

Максимова Е.М.

Гонцова С.С., Максимова Е.М., Петрова Е.В., Наухацкий И.А. «Структурные и минералогические особенности железосодержащих фаз в метеоритах разных типов» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 81-84 (2018)

Методами оптической и растровой электронной микроскопии, а также рентгеноструктурного анализа был исследован химический и минеральный состав железосодержащих фаз метеоритов разных типов и химических групп. Обнаружены следующие структуры металлических фаз, такие как зерна камасита, тэнита, структура плессита, линии Неймана. В каменных метеоритах на границе раздела металл-троилит выявлены включения металлической меди.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 81-84 (2018) | Рубрика: 18

Малашенко А.Е.

Мироненко М.В., Малашенко А.Е. «Широкомасштабная система мониторинга и томографии полей источников атмосферы, океана и земной коры в морской среде» Датчики и системы, № 1, с. 4-7 (2019)

Рассматриваются научно-технические основы создания и применения широкомасштабных радиогидроакустических систем мониторинга характеристик полей различной физической природы. Система мониторинга формируется на основе разработок просветного метода гидролокации и технических средств морского приборостроения. Приводятся результаты реализации макетов экспериментальных систем мониторинга на протяженных морских трассах.

Датчики и системы, № 1, с. 4-7 (2019) | Рубрика: 07.16

Мироненко М.В., Малашенко А.Е., Василенко А.М., Пятакович В.А. «Результаты анализа сигналов с пространственно-разнесенных приемников в просветной параметрической системе мониторинга» Датчики и системы, № 1, с. 7-13 (2019)

Regularities and measuring technologies of low-frequency parametric hydrolocation of sea objects are considered. The practical possibility of their use in systems that perform marine monitoring of object fields based on the phase reception of signals from space-separated receivers is substantiated. The results of parametric reception of fields of objects and environment by experimental systems on the distances of tens-to-hundreds kilometers are given

Датчики и системы, № 1, с. 7-13 (2019) | Рубрика: 07.16

Мироненко М.В., Малашенко А.Е., Пятакович В.А., Василенко А.М. «Реализация в системе мониторинга операций распознавания и классификации морских целей» Датчики и системы, № 1, с. 14-17 (2019)

Рассмотрена радиогидроакустическая система мониторинга движущегося акустического слабозаметного объекта, который регистрируется по признакам амплитудно-фазовой модуляции сигналов накачки среды излучениями и полями, сопутствующими движению объекта в морской среде. Показано, что применение вычислительных операций искусственных нейронных сетей позволяет распознавать класс объекта по измеренным амплитудно-частотным характеристикам.

Датчики и системы, № 1, с. 14-17 (2019) | Рубрика: 07.18

Малащук В.М.

Малащук В.М., Файнштейн В.Г., Степанян Н.Н., Руденко Г.В. «Магнитоизолированные комплексы солнечных образований в 24 цикле солнечной активности» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 1, с. 58-66 (2016)

На изображениях Солнца в линии НеI 1083 нм за период с 2012 г. по май 2015 г. были выделены 17 магнитоизолированных комплексов солнечных образований. Все они были отождествлены в короне на изображениях Солнца в линии Fe IX-X 17.1 нм. При отождествлении особое внимание обращалось на непрерывность границ комплексов. Анализ арочных структур в короне вблизи границ магнитоизолированных комплексов солнечных образований (внутри и вне комплексов) показал, что более 80 % арочных структур не пересекают границ комплексов, что подтверждает изолированность магнитного поля внутри комплекса от магнитного поля вне комплекса. Сравнение расположения на синоптической карте долгоживущего комплекса по наблюдениям в линии 17.1 нм с крупномасштабным магнитным полем в той же области на высотах 1, 1.175 и 2.5 радиуса Солнца показало, что в начальной стадии развития комплекса крупномасштабное поле над ним имеет один знак. В дальнейшем в нем появляются вкрапления поля другого знака сначала на больших высотах, а затем и на более низких. Смена знака крупномасштабного поля над комплексом совпадает с развалом комплекса. Внутри комплексов большого размера иногда наблюдаются меньшие комплексы. При этом малый комплекс магнитоизолирован от большого. Время существования комплексов часто бывает более двух кэррингтоновских оборотов Солнца.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 1, с. 58-66 (2016) | Рубрика: 18

Малащук В.М., Степанян Н.Н., Борисенко А.В., Файнштейн В.Г., Руденко Г.В., Егоров Я.И. «Вариации характеристик корональных дыр в процессе их эволюции» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 52-66 (2016)

Исследованы вариации характеристик долгоживущих (время существования несколько месяцев) и короткоживущих (время существования несколько дней) корональных дыр (КД) в процессе их эволюции от возникновения до исчезновения. В работе использованы наблюдения Солнца в линии НеI 1083 нм (КрАО РАН), данные SDO (AIA, канал 19.3 нм, HMI, магнитные измерения) и наблюдения на телескопе SOLIS. Получены следующие результаты: 1. Для отдельных КД скорости их возникновения и распада существенно различаются. Для короткоживущих КД время от возникновения до максимума площади может занимать несколько часов. Для долгоживущих КД этот процесс может занимать несколько оборотов Солнца. Изменение яркости КД при их развитии запаздывает по сравнению с изменением площади. Максимум площади наступает раньше, чем минимум яркости. На фоне плавного развития иногда происходит кратковременный рост площади КД за счет ее прироста на границе дыры. 2. Открытость силовых линий нельзя считать безусловной характеристикой КД. При рождении корональной дыры в ней возникают замкнутые силовые линии, замыкающиеся в окружающем пространстве на расстоянии 10–60°. Открытые силовые линии наиболее полно заполняют КД вблизи максимума развития. При распаде корональной дыры замкнутые силовые линии снова становятся преобладающими. Характерным для силовых линий являются выделенные направления, в которых они распространяются. 3. Магнитное поле в КД мало меняется со временем. Так, например, для одной долгоживущей КД среднее за 4 месяца значение модуля продольной составляющей магнитного поля было ≈103 Гс. Оказалось, что и другие характеристики магнитного поля в этой дыре (модуль магнитной индукции, радиальная и поперечная компоненты поля, а также угол наклона силовых линий поля к радиальному из центра Солнца направлению) также мало меняются со временем.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 52-66 (2016) | Рубрика: 18

Андреева О.А., Малащук В.М., Ахтемов З.С., Жигалкин Р.К. «Изменение площади и интенсивности гигантской корональной дыры» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 129-134 (2018)

Исследованы изменения характеристик долгоживущей (24 кэрринтоновских оборота) гигантской корональной дыры (ГКД) в процессе ее эволюции от возникновения до исчезновения. В работе использованы наблюдения Солнца в линии Не I 1083 нм (БСТ-2 КрАО РАН), данные SDO (AIA, канал 19.3 нм, HMI, магнитные измерения). В статье представлены результаты анализа изменений таких эволюционных характеристик, как площадь и интенсивность ГКД. Проведено сравнение площади ГКД в фотосфере, полученной с помощью модельных расчетов (PFSS) с площадями, определяемыми по данным наблюдений.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 129-134 (2018) | Рубрика: 18

Малиновский А.М.

Михеева Е.В., Лукаш В.Н., Репин С.В., Малиновский А.М. «Каталог сверхмассивных черных дыр для интерферометрических наблюдений» Астрономический журнал, 96, № 4, с. 339-348 (2019)

Представлен каталог сверхмассивных черных дыр (СМЧД), предназначенный для интерферометрических наблюдений в миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах длин волн и опирающийся на открытые источники. В каталоге даны название источника, координаты, расстояние по углу, масса, угловой размер, под которым виден гравитационный радиус СМЧД, интегральные потоки от радиоисточника, связанного с СМЧД, в диапазоне 20–900 ГГц, характерных для “Телескопа Горизонта Событий”, планируемой космической обсерватории “Миллиметрон” и других миссий и проектов. Каталог предназначен для использования при планировании интерферометрических наблюдений теней СМЧД.

Астрономический журнал, 96, № 4, с. 339-348 (2019) | Рубрика: 18

Малкин З.М.

Лопез Ю.Р., Малкин З.М. «Работы по сравнению и комбинации каталогов координат радиоисточников в Пулковской обсерватории» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 49-54 (2018)

Описан опыт работ по сравнению и комбинации каталогов координат радиоисточников в Пулковской обсерватории (ГАО РАН) в 2006–2017 гг. Принятая процедура построения сводного каталога включает два этапа. Сначала разности между исходными каталогами и улучшаемой небесной системой отсчета ICRF (ICRF2) представляются рядом сферических функций по методу Броше. Затем каждый каталог исправляется за найденные разности (системы исходных каталогов), и исправленные каталоги усредняются. После этого усредняются вычисленные на первом этапе системы исходных каталогов, и полученная средняя система рассматривается как систематические поправки к исходной системе каталога ICRF. Сложение средней системы с каталогом, полученным на первом этапе, дает в результате окончательный сводный каталог. Первый пулковский сводный каталог был составлен в 2006 г. и позволил существенно улучшить точность определения всемирного времени и координат небесного полюса. Второй каталог был составлен в 2013 г. и позволил предварительно оценить систематические ошибки каталога ICRF2. Третий каталог 2016 г., описанный в настоящей работе, позволил уточнить эти ошибки.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 49-54 (2018) | Рубрика: 18

Малкин З.М. «Анализ точности прогноза углов прецессии-нутации в 2007–2017 гг.» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 55-57 (2018)

роведено исследование точности прогнозирования координат небесного полюса (углов прецессии-нутации) на материале реальных прогнозов, полученных в 2007–2017 гг. в Пулковской обсерватории (ГАО РАН) и в Морской обсерватории США (USNO). Для надежности и полноты сравнения использованы три оценки ошибки прогноза: среднеквадратическая, средняя абсолютная и максимальная. В результате сравнения оказалось, что точность прогноза в ГАО РАН существенно выше, чем в USNO.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 55-57 (2018) | Рубрика: 18

Малков О.Ю.

Ковалева Д.А., Дамбис А.К., Малков О.Ю. «Пульсаторы – индикаторы расстояний в двойных системах» Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 125-130 (2018)

Классические цефеиды и переменные звезды типа RR Лиры служат одним из важнейших элементов космической шкалы расстояний благодаря соотношениям период–металличность–светимость. Из-за отсутствия известных пульсаторов с достаточно уверенными тригонометрическими параллаксами проблема калибровки таких соотношений все еще далека от разрешения. Обсуждаются перспективы обнаружения и изучения пульсаторов, входящих в двойные системы некоторых наблюдательных типов, что позволит определить расстояния до них и существенно уточнить нуль-пункты соотношений период-светимость.

Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 125-130 (2018) | Рубрика: 18

Сачков М.Е., Малков О.Ю., Шустов Б.М., Сичевский С.Г., Канев Е.Н., Саванов И.С., Шугаров А.С., Пискунов А.Э., Чупина Н.В. «Наземный научный комплекс проекта "Спектр-УФ"» Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 354-363 (2018)

Проект «Спектр-УФ» (международное название «Всемирная космическая обсерватория – ультрафиолет», ВКО-УФ, WSO-UV) предназначен для исследований Вселенной в недоступном для наблюдений с земной поверхности ультрафиолетовом (УФ) участке спектра 115–310 нм. Важнейшей составляющей проекта, в частности, обеспечивающей интерфейс с главными пользователями – научными работниками является Наземный научный комплекс, кратко описываемый в данной статье. Эта информация может быть полезной, поскольку в 2018 г. будет объявлен первый конкурс заявок для включения в Базовую научную программу проекта.

Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 354-363 (2018) | Рубрика: 18

Малков О.Ю., Саванов И.С., Кильпио Е.Ю., Миронов А.В. «Результаты миссии "Астрон"» Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 399-403 (2018)

Приводятся основные характеристики и результаты ультрафиолетовой космической миссии «Астрон», запуск которой состоялся в 1983 г. Рассмотрены результаты сравнения звездных спектров с низким разрешением из библиотек «Астрон» и NGSL, обсуждается точность данных и делаются выводы о потенциальных областях применения данных «Астрон». Ультрафиолетовые спектры звезд, звездных систем, туманностей и комет с низким разрешением были подготовлены и представлены в CDS (Страсбург) и доступны через VizieR (каталог III/280).

Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 399-403 (2018) | Рубрика: 18

Шустов Б.М., Длужневская О.Б., Малков О.Ю., Ковалева Д.А. «Российские астрономы в Международном астрономическом союзе» Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 428-433 (2018)

Международный астрономический союз (МАС) является самой авторитетной организацией, объединяющей ученых всего мира, работающих в области астрономии. Описаны современные тенденции развития организации, роль и место российских астрономов в МАС, а также перспективы участия в работе этого союза.

Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 428-433 (2018) | Рубрика: 18

Малков О.Ю. «Современные астрометрические и фотометрические обзоры» Астрономический журнал, 95, № 12, с. 890-894 (2018)

Основная цель настоящей работы – дать обзор основных тенденций создания современных источников астрометрических и фотометрических данных в астрономии. Мы также представляем здесь перечень, краткие описания и сравнительный анализ оптических, ИК и УФ обзоров, как существующих, так и планируемых к появлению в ближайшем будущем. Статья основана на докладе, сделанном на конференции “Современная астрометрия 2017”, посвященной памяти К.В. Куимова (ГАИШ МГУ, 23–25 октября 2017 г.)

Астрономический журнал, 95, № 12, с. 890-894 (2018) | Рубрика: 18

Малков О.Ю., Карчевский А.В., Ковалева Д.А., Кайгородов П.В., Скворцов Н.А. «Каталог идентификаций объектов в двойных и кратных звездах» Астрономический журнал, 95, № 7S, с. 3-16 (2018)

Представлена текущая версия Каталога идентификаций объектов в двойных и кратных звездах ILB. Каталог содержит уникальные идентификаторы BSDB, перекрестную идентификацию и вспомогательные параметры для отождествления для всех объектов (компонентов, пар и систем), входящих в состав двойных и кратных звезд. Каталог включает 996744 записей для 122844 двойных и кратных систем, содержащих 542130 уникальных идентификаторов объектов. ILB является наиболее полным списком идентификаций объектов в двойных и кратных звездах и единственным источником уникальных идентификаторов BSDB для каждого из таких объектов, организованных в соответствии с оригинальной схемой классификации “компонент–пара–система”.

Астрономический журнал, 95, № 7S, с. 3-16 (2018) | Рубрика: 18

Малков О.Ю., Чулков Д.А. «Динамические массы визуальных двойных систем» Астрономический журнал, 95, № 7S, с. 17-30 (2018)

Визуальные двойные звезды с известными орбитальными элементами и параллаксами (т.н. орбитальные двойные) представляют собой хороший источник сведений о звездных массах, определенных прямым динамическим методом. Число визуальных двойных с известными орбитальными элементами на сегодняшний день составляет около 3000 систем, и для 70–80 из них известны тригонометрические параллаксы. Мы представляем здесь список орбитальных двойных с относительно точными значениями орбитальных элементов и параллаксами и дополняем его значениями масс систем.

Астрономический журнал, 95, № 7S, с. 17-30 (2018) | Рубрика: 18

Малков О.Ю. «Каталог затменных переменных с эволюционной классификацией» Астрономический журнал, 96, № 5, с. 431-440 (2019)

Представлена текущая версия Каталога затменных переменных звезд CEV. Каталог содержит параметры кривых блеска (морфологический тип, яркость в максимуме и минимумах, период, продолжительность затмений и их полной фазы, фазу вторичного минимума) примерно для 7200 звезд. Для 40% каталогизированных систем представлена спектральная классификация. В каталог включена также эволюционная классификация примерно для 5900 систем. Таким образом, CEV представляет собой самый большой список затменных двойных с известной эволюционной классификацией.

Астрономический журнал, 96, № 5, с. 431-440 (2019) | Рубрика: 18

Мамедов А.А.

Юсифов Э.Ф., Мамедов А.А., Новрузов Н.Э., Халилова В.С. «Модель динамики численности паукообразных в спектре их межвидовых конкурентных отношений» Математическое моделирование, 31, № 4, с. 131-144 (2019)

Рассмотрены вопросы построения и исследования математической модели для изучения динамики численности паукообразных герпетобионтов в спектре их трофических конкурентных отношений. Обсуждаются вопросы определения необходимых переменных и расчетных коэффициентов для построения и исследования модели применительно к различным трофическим ситуациям. Базисом для создания модели послужили нелинейные дифференциальные уравнения Лотки–Вольтерра. Исследования, проведенные с помощью построенной модели, показали, что реакция системы на любое возмущение носит колебательный характер. Характер решения зависит от начального возмущения. Решения отличаются величиной амплитуды и периода колебаний. Установившиеся решения математической модели являются многопериодичными колебаниями, которые характерны для биологических систем. Приведены численные и графически представленные результаты исследования предложенной модели.

Математическое моделирование, 31, № 4, с. 131-144 (2019) | Рубрика: 17

Мамедханова Г.Б.

Мамедханова Г.Б., Исмаилов Н.З. «Поверхностная фотометрия проплидов из окружения звезды T1 Ori C» Астрономический журнал, 96, № 3, с. 205-218 (2019)

Приведены результаты исследований распределения поверхностной яркости группы молодых звездных объектов, расположенных в радиусе 16'' от звезды τ1 Ori C. Были построены изофоты вокруг каждого проплида по изображениям, полученным в фиолетовых, красных и ближних инфракрасных лучах. Показано, что закономерность в размерах диаметральных сечений проплидов в разных фотометрических полосах не обнаруживается. Измеренные относительные интенсивности были выражены в абсолютных потоках излучения, оценены абсолютные светимости самой яркой части дисков и их периферии. Отношение диаметра большой оси к малой у разных объектов меняется от 1.5 до 2.5. Максимальная длина хвоста проплидов в разных фильтрах варьируется от 300 до 700 а.е. Показано, что для программных объектов длина хвоста становится меньше с уменьшением углового расстояния от освещающей звезды, что может быть объяснено усилением процесса диссипации диска с расстоянием вследствие возрастания роли фотоиспарения.

Астрономический журнал, 96, № 3, с. 205-218 (2019) | Рубрика: 18

Мандровский К.П.

Мандровский К.П., Садовникова Я.С. «Моделирование равномерности обработки покрытий противогололедным жидким реагентом» Математическое моделирование, 31, № 3, с. 41-54 (2019)

Целью статьи является изучение равномерности обработки покрытий жидким противогололёдным реагентом при помощи математических методов. Задача представленного в статье моделирования состоит в формировании основных принципов разработки математического и программного обеспечения мониторинговой системы дорожных и аэродромных машин для распределения реагентов. Для этого предложена математическая модель движения капель жидкого противогололедного реагента в воздушной среде, учитывающая действие ветра, а также физические свойства рассматриваемой среды. На её основе разработан оригинальный программный код в среде QtOctave. С помощью компьютерного моделирования исследовано влияние высоты установки рабочего органа машины – распределительного диска – на плотность распыления реагента. С использованием возможностей программного продукта QtOctave показана графическая зависимость равномерности распределения капель по длине обрабатываемой зоны от скорости ветра. Выявлен характер влияния направления движения воздушных масс на появление неравномерности в оседании капель реагента на покрытии. Представлен график и результаты расчетов, подтверждающие отсутствие связи между частотой вращения приводного вала диска и отклонением от равномерности распределения капель в процессе противогололедной обработки аэродромных и дорожных покрытий. Полученные численные и аналитические результаты следует использовать в работе мониторинговых систем, главное назначение которых заключается в обеспечении равномерного распыления реагента с заданными дальностью и расходом.

Математическое моделирование, 31, № 3, с. 41-54 (2019) | Рубрики: 04.01 14.07

Маненков С.А.

Кюркчан А.Г., Маненков С.А. «Два подхода к решению задачи дифракции плоской волны на двоякопериодической неровной поверхности» Акустический журнал, 65, № 4, с. 448-459 (2019)

На основе модифицированного метода дискретных источников и метода диаграммных уравнений разработаны два алгоритма решения трехмерной задачи рассеяния на акустически мягкой или акустически жесткой двоякопериодической неровной поверхности. В работе использован эффективный алгоритм нахождения периодической функции Грина, разработанный ранее для решения задачи дифракции на решетке из тел вращения. Получены условия применимости алгоритма на основе метода диаграммных уравнений. Проведено сравнение обоих методов на примере синусоидальной двоякопериодической поверхности. Произведена проверка выполнения закона сохранения энергии и проверка выполнения граничного условия на поверхности центрального элемента поверхности. Построены зависимости амплитуд отраженных гармоник от волнового параметра и угла падения плоской волны.

Акустический журнал, 65, № 4, с. 448-459 (2019) | Рубрика: 04.03

Мансфельд А.Д.

Аносов А.А., Ерофеев А.В., Мансфельд А.Д. «Использование акустотермометрии для определения температурного поля в предплечье человека» Акустический журнал, 65, № 4, с. 551-556 (2019)

Методом пассивной акустической термометрии измерена глубинная (акустояркостная) температура в предплечье испытуемых при нанесении разогревающих мазей на кожу. В первые 5–10 мин зарегистрировано уменьшение акустояркостной температуры на 3–6°C. После этого значения акустояркостной температуры возвращались на уровень, который был до нанесения мази. Уменьшение глубинной температуры мы связываем с тем, что при измерениях использовался гель комнатной температуры. С одной стороны, нанесение на кожу “холодного” геля должно снижать поверхностный кровоток. Однако, использование разогревающих мазей временно блокировало этот процесс. В результате во внутренние ткани предплечья поступала “холодная” кровь из приповерхностных капилляров, что приводило к охлаждению тканей. Эффект был учтен в рамках уравнения теплопроводности с кровотоком путем изменения используемого в уравнении параметра, а именно температуры притекающей крови. Рассчитанная с использованием уравнения теплопроводности временная зависимость акустояркостной температуры согласуется с экспериментальными данными.

Акустический журнал, 65, № 4, с. 551-556 (2019) | Рубрика: 13.04

Мануйлович И.С.

Афонина Н.Е., Громов В.Г., Левин В.А., Мануйлович И.С., Марков В.В., Хмелевский А.Н. «Исследование спектрального состава пульсаций тяги и давления газа в соплах с дефлектором» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 3, с. 123-137 (2019)

Представлены результаты расчетно-экспериментального исследования пульсаций силы тяги и давления газа на поверхности тяговой стенки в кольцевом и линейном двухщелевом соплах в условиях ламинарного режима течения. Эксперименты проведены в импульсной аэродинамической установке с использованием продуктов сгорания ацетилено-воздушной смеси в качестве рабочего газа. Расчеты выполнены на основе уравнений Навье–Стокса для многокомпонентной реагирующей газовой среды с использованием химически неравновесной термохимической модели. Представлено сравнение расчетного и измеренного спектрального состава пульсирующего давления газа в центре тяговой стенки кольцевого сопла. Установлены зависимости частоты и амплитуды колебаний давления в центре тяговой стенки и силы тяги от давления газа на входе и выходе сопла, от размера его критического сечения, а также формы дефлектора.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 3, с. 123-137 (2019) | Рубрика: 08.11

Марапулец Ю.В.

Александров Д.В., Дубров М.Н., Ларионов И.А., Марапулец Ю.В., Шевцов Б.М. «Сейсмо-деформационный и акустический мониторинг геодинамических процессов высокочувствительными пространственно разнесенными приборами в сейсмоэнергоактивной и асейсмической зонах» Вулканология и сейсмология, № 3, с. 72-80 (2019)

Приводятся результаты наблюдений широкополосных геофизических процессов с помощью лазерных интерферометров-деформографов и специальной геоакустической аппаратуры. Демонстрируются примеры синхронной регистрации сейсмо-деформационных и геоакустических колебаний земной поверхности на Камчатке и в Подмосковье, а также результаты параллельного анализа полученных данных, показывающего возможность применения предложенной методики для разделения локальных и глобальных возмущений исследуемых процессов.

Вулканология и сейсмология, № 3, с. 72-80 (2019) | Рубрика: 09.05

Мардышкин В.В.

Конникова В.К., Харинов М.А., Ипатов А.В., Ипатова И.А., Мардышкин В.В., Мингалиев М.Г. «Блазар J1504+1029 – переменность на масштабах часы–годы» Астрономический журнал, 96, № 4, с. 311-338 (2019)

Представлены результаты наблюдений блазара J1504+1029 (PKS 1502+106, OR 103) на радиотелескопах РАТАН-600 САО РАН на частотах 2.3, 3.9 (4.7), 7.7 (8.2), 11.2 и 21.7 ГГц в 2000–2018 гг. и РТ-32 обсерваторий “Зеленчукская”, и “Бадары” комплекса “Квазар-КВО” ИПА РАН на частотах 5.05 и 8.63 ГГц в 2014–2018 гг. Исследовалась долговременная переменность, переменность на масштабах от нескольких дней до нескольких недель и внутрисуточная переменность (IDV). Долговременные кривые блеска коррелированы на всех частотах, показывают перманентную активность, на фоне которой выделяются три вспышки с максимумами в 2002, 2009 и 2018 г.

Астрономический журнал, 96, № 4, с. 311-338 (2019) | Рубрика: 18

Марков В.В.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 3, с. 123-137 (2019) | Рубрика: 08.11

Марков Г.П.

Печерский Д.М., Марков Г.П. «История и современное состояние исследований самородного железа в земных и внеземных породах» Физика Земли, № 2, с. 111-122 (2019)

Кратко рассмотрена история развития исследований самородного железа в земных горных породах и метеоритах. Обобщены и систематизированы многочисленные данные об особенностях распространения, состава и размеров частиц металлического железа в осадках и других земных породах, а также в метеоритах, полученные с помощью термомагнитного анализа с нагревом до 800°С в сочетании с микрозондовым анализом. Проведенные исследования показали, что частицы железа во всех исследуемых осадках имеют, как правило, внеземное происхождение. На основании статистического анализа данных термомагнитного анализа предложен ряд признаков (статистических закономерностей), свидетельствующих о внеземном происхождении подавляющего большинства частиц железа в осадках. Сходство условий образования частиц металлического железа земного и внеземного происхождения позволили предложить петромагнитную схему строения планет по распределению в них металлического железа.

Физика Земли, № 2, с. 111-122 (2019) | Рубрика: 18

Маркова Л.В.

Александров В.А., Казаков Ю.В., Маркова Л.В., Чупров О.А. «Мощные усилительные устройства для гидроакустических излучателей» Датчики и системы, № 1, с. 50-54 (2019)

Представлены результаты разработки и испытаний широкополосных усилителей мощности для гидроакустических преобразователей звукового и ультразвукового диапазона. Приведены данные испытаний гидроакустических преобразователей в составе дискретных излучающих антенн. Рассмотрена методика исследований нагрузочных характеристик и взаимного влияния каналов гидроакустической фазированной антенной решетки с применением нового типа испытательного оборудования.

Датчики и системы, № 1, с. 50-54 (2019) | Рубрика: 07.19

Марколия А.И.

Крауз В.И., Митрофанов К.Н., Войтенко Д.А., Астапенко Г.И., Марколия А.И., Тимошенко А.П. «Лабораторное моделирование радиального распределения тороидального магнитного поля в осевом струйном выбросе молодых звездных объектов» Астрономический журнал, 96, № 2, с. 156-171 (2019)

Представлены результаты экспериментов по исследованию радиального распределения магнитного поля в осевых плазменных потоках, образующихся при сжатии токово-плазменной оболочки на плазмофокусной установке КПФ-4-ФЕНИКС. Генерация плазменных потоков происходила в разряде при стационарном наполнении камеры установки рабочим газом аргоном или водородом, а также при импульсном напуске аргона. Анализ радиальных профилей распределения магнитного поля и их изменения во времени позволил определить область локализации захваченного магнитного поля, а также область протекания обратного тока на периферии плазменного потока. Показано, что поперечный (радиальный) размер плазменного потока зависит от плотности окружающей среды (фонового газа), в которой происходит его распространение. Эксперименты выполнены в рамках работы по лабораторному моделированию нерелятивистских струйных выбросов молодых звезд.

Астрономический журнал, 96, № 2, с. 156-171 (2019) | Рубрика: 18

Маров М.Я.

Воропаев С.А., Днестровский А.Ю., Маров М.Я. «Особенности формирования приливного выступа ранней Луны» Доклады академии наук, 484, № 6, с. 686-690 (2019)

Исследованы ограничения, накладываемые на орбиту и распределение плотности ранней Луны современными измерениями её “реликтового” приливного выступа. Разработана полуаналитическая методика расчётов гравитационных потенциалов, позволяющая исследовать эквипотенциальные поверхности самогравитирующей неоднородной массы во внешнем поле. Получены универсальные выражения для двухслойной модели мантия-кора ранней Луны, позволяющие сделать общие оценки плотности верхнего слоя коры и полуоси ее орбиты в случае “приливного захвата” Землёй.

Доклады академии наук, 484, № 6, с. 686-690 (2019) | Рубрика: 18

Марсаков В.А.

Марсаков В.А., Гожа М.Л., Коваль В.В. «О массах звезд типа RR Lyrae галактического поля с разным химическим составом» Астрономический журнал, 96, № 3, с. 219-228 (2019)

К опубликованному ранее авторскому компилятивному каталогу, содержащему, в частности, относительные содержания нескольких химических элементов в 100 лиридах поля, добавлены ускорения силы тяжести и эффективные температуры. По этим параметрам атмосфер с помощью эволюционных треков Дартмутской базы данных определены массы звезд, и проведен сравнительный анализ свойств лирид с разным химическим составом. Найдено, что массы богатых металлами (|Fe/H>–0.5) лирид с кинематикой тонкого диска заключены в интервале (0.51–0.60)M. За время существования этой подсистемы дойти до горизонтальной ветви может лишь звезда с начальной массой более 1M. Чтобы стать лиридой, она должна сбросить на стадии красного гиганта примерно половину своей массы. Возможной причиной появления таких молодых, богатых металлами лирид могут оказаться высокие начальные содержания гелия в их предшественниках. Действительно, согласно Дартмутским эволюционным трекам, приY=0.4 звезда уже с начальной массой 0.8M успеет за это время проэволюционировать и стать переменной звездой типа RR Lyrae. Такие звезды должны потерять на стадии красного гиганта (0.2–0.3)M, и такая потеря представляется вполне реальной. Населения красных гигантов и лирид с такими содержаниями гелия уже обнаружены в балдже, и часть из них вполне может быть вынесена в околосолнечные окрестности возмущениями, вызываемыми неоднородностями гравитационного потенциала Галактики.

Астрономический журнал, 96, № 3, с. 219-228 (2019) | Рубрика: 18

Марсаков В.А., Коваль В.В., Гожа М.Л. «Химический состав шаровых скоплений разной природы в нашей Галактике» Астрономический журнал, 96, № 4, с. 267-283 (2019)

Данные составленного компилятивного каталога шаровых звездных скоплений Галактики использованы для анализа связей между химическими и кинематическими параметрами этих объектов. Каталог содержит положения, расстояния, светимости, металличности и морфологические индексы строения горизонтальных ветвей для 157 известных шаровых скоплений, а также пространственные скорости для 72 скоплений. Для 69 шаровых скоплений эти данные дополнены относительными содержаниями 28 химических элементов, произведенных в различных процессах ядерного синтеза, из 101 статьи с 1986 по 2018 г. Обсуждается феномен покраснения горизонтальных ветвей у малометалличных аккрецированных шаровых скоплений. Рассматривается противоречие между критериями принадлежности скоплений к подсистемам толстого диска и гало по химическим и кинематическим свойствам. Заключается оно в том, что независимо от принадлежности по кинематике к подсистемам Галактики все металличные ([Fe/H]>–1.0) скопления располагаются близко к центру и плоскости Галактики. Исключение составляют три аккрецированных скопления, потерянных карликовой галактикой Стрельца (Sgr). Тогда как среди менее металличных любой кинематически отобранной подсистемы Галактики высок процент более удаленных скоплений. Причем все металличные, генетически связанные с единым протогалактическим облаком скопления лежат на диаграмме “Fe/Hα/Fe” значительно выше полосы, занимаемой звездами поля. Все малометалличные скопления (среди которых большинство аккрецированных) занимают всю ширину полосы, образуемую высокоскоростными (то есть предположительно аккрецированными) звездами поля. Звезды современных карликовых галактик-спутников (все они малометалличные) лежат на диаграмме значительно ниже даже аккрецированных звезд поля. Сказанное выше свидетельствует, что все звездные объекты аккрецированного гало являются остатками галактик более высокой массы, чем нынешнее окружение Галактики. Различия в относительных содержаниях α-элементов у звездных объектов Галактики и окружающих ее менее массивных карликовых галактик-спутников подтверждают известный вывод о том, что последние не оставили заметного звездного следа в ней, кроме, возможно, малометалличного скопления Rup 106 с низкими относительными содержаниями α-элементов.

Астрономический журнал, 96, № 4, с. 267-283 (2019) | Рубрика: 18

Мартьянов В.Ю.

Кочаровский В.В., Кочаровский В.В., Мартьянов В.Ю., Нечаев А.А. «Токовые слои с широм силовых линий магнитного поля» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 75-80 (2018)

Аналитически построен широкий класс самосогласованных магнитостатических структур с широм силовых линий и произвольным распределением частиц по энергиям. Найденные структуры получены наложением двух токовых слоев с взаимно ортогональными плоскими магнитными полями и цилиндрически симметричными функциями распределения частиц по импульсам. Показано, что большинство ранее известных семейств токовых слоев с широм магнитного поля принадлежат полученному классу.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 75-80 (2018) | Рубрика: 18

Маршалов Д.А.

Бондаренко Ю.С., Маршалов Д.А., Медведев Ю.Д., Корниенко Г.И., Кочергин А.В., Желтобрюхов М.С., Беннер Л.А. «Оценка физических параметров астероида 2017 VR12 по радиолокационным и фотометрическим наблюдениям» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 2, с. 137-141 (2019)

Представлены результаты радиолокационных и фотометрических наблюдений астероида 2017 VR12. Наблюдения проводились в период тесного сближения астероида с Землей в 2018 г. 5 марта на 32-м радиотелескопах обсерваторий “Зеленчукская” и “Бадары” и 6 марта на 0.65-м оптическом телескопе Уссурийской астрофизической обсерватории. Радиолокационные наблюдения астероида были выполнены в бистатическом режиме на частоте 8.56 ГГц совместно с 70-м антенной обсерватории “Голдстоун”. В результате наблюдений были получены спектры мощности отраженного от астероида сигнала. Размер проекции этого астероида на картинную плоскость составил 138±14 м. Были оценены значения радиолокационного альбедо 0.32±0.04 и 0.31±0.04, и коэффициента круговой поляризации 0.36±0.02 и 0.34±0.01 для обсерваторий “Зеленчукская” и “Бадары” соответственно. По фотометрическим наблюдениям была получена кривая блеска астероида, определен период вращения, равный 1.378±0.03 ч, и построен двумерный контур поверхности.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 2, с. 137-141 (2019) | Рубрика: 18

Маслов И.А.

Маслов И.А., Крючков С.В., Николенко И.В., Муницын В.А., Угольников О.С. «Дифференциальная поляриметрия протяженных астрономических объектов» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 111, № 1, с. 34-40 (2015)

Разработан и изготовлен широкоугольный поляриметр на область спектра 400–700 нм, предназначенный для исследования распределения линейной поляризации в протяженных источниках (галактиках, отражательных туманностях, кометах). Проведены наблюдения на телескопе “Цейсс-1000” (п. Симеиз, Крым). Предложена методика определения дифференциальных параметров линейной поляризации, основанная на выравнивании средних значений и средних квадратичных отклонений яркости в кадрах, снятых при различных атмосферных условиях. Кроме того, в качестве параметра, описывающего поляризацию наблюдаемого объекта, предложено использовать коэффициент корреляции между яркостным и поляризационным сигналами в разных частях объекта.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 111, № 1, с. 34-40 (2015) | Рубрика: 18

Матвеев А.Н.

Исаев А.Е., Матвеев А.Н., Некрич Г.С., Поликарпов А.М. «Особенности передачи единицы колебательной скорости частиц водной среды в государственном первичном эталоне ГЭТ 55-2017» Альманах современной метрологии, № 1, с. 116-136 (2019)

Делай просто, насколько возможно, но не проще этого… Альберт Эйнштейн. Для обоснования возможности передавать единицу по полю приёмнику колебательной скорости частиц водной среды в условиях незаглушённого гидроакустического бассейна предложен приём, основанный на внесении «эталонного» искажения в прямую волну излучателя волной, отражённой от границы раздела вода-воздух. Предложенный приём в сочетании с обработкой по методу СКВУ позволил экспериментально установить возможность в реверберационном звуковом поле бассейна выделять векторную величину прямой волны излучателя и применить в ГЭТ 55-2017 непрерывный полосовой сигнал для передачи единицы колебательной скорости на частотах от 1 до 10 кГц.

Альманах современной метрологии, № 1, с. 116-136 (2019) | Рубрика: 14.09

Матвеев С.К.

Матвеев С.К., Джайчибеков Н.Ж., Шалабаева Б.С. «Двухкомпонентная модель в решении задачи о структуре ударных волн в газах» Вестник Башкирского университета, 24, № 1, с. 30-37 (2019)

На основе ранее разработанной двухкомпонентной модели обтекания тел потоком из твердых частиц приводится приближенное решение задачи о структуре скачка уплотнения в газе. При этом в указанную модель вводится некоторое уточнение, состоящее в учете вероятности перехода частиц из одного множества в другое, что позволяет использовать модель при конечных числах Маха. Полученные результаты полезны в аэродинамике разреженных газов при рассмотрении переходных режимов течения, когда длина свободного пробега молекул соизмерима с характерным масштабом задачи.

Вестник Башкирского университета, 24, № 1, с. 30-37 (2019) | Рубрика: 08.10

Матвеенко В.П.

Глот И.О., Матвеенко В.П., Цветков Р.В., Шардаков И.Н., Шестаков А.П. «Пространственно-временное распределение деформационных процессов в железобетонной конструкции при ударно-волновом воздействии (расчет, эксперимент)» Известия Российской академии наук. Механика твердого тела, № 2, с. 72-84 (2019)

Статья посвящена экспериментально-теоретическому исследованию деформационных процессов в железобетонной конструкции, представляющей собой фрагмент сборно-монолитного здания в масштабе 1:2. Анализируется распространение упругих волн, вызванных ударным воздействием на различные части конструкции. Приводятся результаты численного моделирования распространения упругой волны по элементам конструкции. На основе данных математического моделирования разработаны схемы экспериментального исследования конструкции, выбраны параметры силового воздействия и характеристики аппаратуры, регистрирующей деформационный отклик. Приводятся данные физического эксперимента по ударно-волновому воздействию на конструкцию в режиме упругого деформирования.

Известия Российской академии наук. Механика твердого тела, № 2, с. 72-84 (2019) | Рубрики: 05.04 10.06

Матюшин П.В.

Матюшин П.В. «Процесс формирования внутренних волн, инициированный началом движения телав стратифицированной вязкой жидкости» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 3, с. 83-97 (2019)

Впервые детально рассмотрен механизм формирования пространственных гравитационных внутренних волн, инициированный началом движения диска заданного диаметра и конечной толщины в горизонтальном направлении вдоль оси симметрии диска справа налево с заданной постоянной скоростью в линейно стратифицированной по плотности несжимаемой вязкой жидкости благодаря численному решению системы уравнений Навье–Стокса в приближении Буссинеска и визуализации пространственной вихревой структуры рассчитанного течения. Полученные поля векторов скоростей и возмущения давления обладают горизонтальной и вертикальной плоскостями симметрии, проходящими через ось симметрии диска. Описан процесс формирования течения в верхнем полупространстве, обусловленный сдвиговой и гравитационной неустойчивостями, – сначала между тыльным торцом диска и местом импульсного старта формируются две горизонтальные вихревые нити, трансформирующиеся в ножки шпилькообразной вихревой петли, головная часть которой расположена правее места старта. Далее над местом старта периодически в течение половины периода плавучести жидкости формируются вихревые кольца, левые половины которых преобразуются в полуволны, заполняющие пространство между диском и местом старта.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 3, с. 83-97 (2019) | Рубрика: 07.03

Махмалатиф А.

Салихов Т.Х., Меликхуджа Н., Махмалатиф А. «Генерация фотоакустического сигнала двухслойными прозрачными образцами с поглощающей подложкой» Письма в Журнал технической физики, 45, № 9, с. 30-31 (2019)

Предложена теория генерации акустического сигнала в буферный газ фотоакустической камеры, когда двухслойный образец является прозрачным, а подложка поглощающей. Показано, что частотная зависимость амплитуды фотоакустического сигнала, генерируемого поглощающей подложкой, подчиняется закону propto ω–1 для случая, когда длина пробега фотона меньше длины тепловой диффузии, и propto ω–3/2 для обратного случая. DOI: 10.21883/PJTF.2019.09.47710.17707

Письма в Журнал технической физики, 45, № 9, с. 30-31 (2019) | Рубрика: 06.17

Махутов Н.А.

Махутов Н.А., Васильев И.Е., Чернов Д.В., Иванов В.И., Елизаров С.В. «Влияние полосы пропускания частотных фильтров на параметры импульсов акустической эмиссии» Дефектоскопия, № 3, с. 7-14 (2019)

С целью изучения влияния полосы пропускания цифрового фильтра на характер затухания амплитуды импульса акустической эмиссии (АЭ) и изменение групповой скорости волнового пакета в ближней зоне на расстоянии до 300 мм от источника излучения проводились исследования на многослойной панели из полимерного композитного материала (ПКМ) и пластине из алюминиевого сплава АМГ-2 толщиной 6 мм. В ходе проводимых экспериментов было установлено, что сужение полосы пропускания цифрового фильтра с 30–500 до 100–200 кГц существенным образом может сказаться на точности координатной локации источников излучения событий АЭ, находящихся вблизи от преобразователей АЭ на расстоянии, меньшем 100 мм. По мере сужения полосы пропускания цифрового фильтра и отсечения низкочастотных и высокочастотных компонентов спектра фронт волны регистрируемого импульса становится более пологим, в результате чего возрастает РВП – разность времени прихода импульсов на преобразователи АЭ, и снижается значение вычисляемой групповой скорости волнового пакета. При этом возникающая погрешность тем больше, чем уже полоса пропускания применяемого фильтра.

Дефектоскопия, № 3, с. 7-14 (2019) | Рубрики: 04.11 14.04

Мачихин А.С.

Бурлаков А.Б., Гадзаов А.Ф., Мачихин А.С., Хохлов Д.Д. «Использование акустооптики для выявления локальной гетерогенности желтка в период подготовки к появлению спонтанной двигательной активности у эмбрионов вьюна Misgurnus fossilis» Биомедицинская радиоэлектроника, № 2, с. 47-55 (2019)

Цель работы – показать возможность применения акустооптических устройств для исследования локальной гетерогенности желтка у эмбрионов вьюна Misgurnus fossilis. Представлены данные, полученные при помощи акустооптического видеоспектрометра (непрерывная регистрация изображений в оптическом диапазоне 450–750 нм в течение 1 ч) при переходе эмбрионов с 32-й на 33-ю стадию развития. Проведен анализ спектров четырех областей желточного мешка зародыша: рядом с головным и хвостовым отделами, с туловищными сомитами и в вентральной части икринки, непосредственно не сообщающейся с зародышем. В результате для каждой из областей выявлены определенные закономерности изменения кинетики поглощения в зависимости от длины волны.

Биомедицинская радиоэлектроника, № 2, с. 47-55 (2019) | Рубрики: 06.17 15.01

Польщикова О.В., Мачихин А.С., Рамазанова А.Г., Братченко И.А., Пожар В.Э., Данилычева И.В., Катунина О.Р., Данилычев М.В. «Акустооптический гиперспектральный модуль для гистологического исследования микрообъектов» Оптика и спектроскопия, 126, № 2, с. 237-244 (2019)

Рассмотрена задача создания съемного видеоспектрометрического модуля, встраиваемого в оптическую систему микроскопов, на основе перестраиваемого акустооптического фильтра для гиперспектрального анализа микрообъектов. Для этого осуществлено светоэнергетическое сопряжение фильтра с микроскопом. Проведен расчет сопрягающей оптической системы, обеспечивающей равенство полей зрения широкополосного и спектрального каналов. Описан макет разработанного прибора. Приведены примеры регистрации изображений тест-объектов и гистологических срезов и результаты вычисления спектральных характеристик различных тканей кожи. Разработанный видеоспектрометрический модуль существенно расширяет функциональные возможности микроскопов и может найти широкое применение для различных задач биомедицинской диагностики.

Оптика и спектроскопия, 126, № 2, с. 237-244 (2019) | Рубрики: 06.17 15.02

Машонкина Л.И.

Машонкина Л.И. «О вкладе А.А. Боярчука в звездную спектроскопию» Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 6-11 (2018)

Дается краткий обзор достижений А.А. Боярчука при изучении звезд разного типа спектроскопическими методами.

Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 6-11 (2018) | Рубрика: 18

Ситнова Т.М., Машонкина Л.И., Пшибылла Н., Камп И. «Атомография, или справочник моделей атомов для нe-ЛТР расчетов» Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 40-44 (2018)

По имеющимся в литературе данным мы составили наиболее полный к настоящему моменту список работ, в которых представлены модели атомов различных химических элементов, которые используются для расчетов статистического равновесия в ограниченной задаче, когда модель атмосферы задана, а исследуемый элемент считается примесью и не влияет на структуру атмосферы. Такой список будет полезен тем, кто интересуется моделированием спектральных линий при отказе от предположения о локальном термодинамическом равновесии (ЛТР) и хочет узнать текущее состояние дел, а также тем, кто хочет оценить ошибки или скорректировать содержание элемента, полученное в ЛТР приближении.

Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 40-44 (2018) | Рубрика: 18

Медведев Ю.В.

Медведев Ю.В. «Ускорение и захват ионов при столкновении уединенных ионно-звуковых волн в плазме с отрицательными ионами» Физика плазмы, 45, № 3, с. 250-257 (2019)

Рассмотрены явления, возникающие при встречном столкновении уединенных ионно-звуковых волн в бесстолкновительной плазме, состоящей из положительных и отрицательных ионов и электронов, подчиняющихся больцмановскому распределению. С помощью численного моделирования методом частиц показано, что уединенные ионно-звуковые волны сжатия большой амплитуды не сохраняют свою идентичность после столкновения. Их амплитуды уменьшаются и формы изменяются. Установлено, что в процессе столкновения волн образуются ускоренные положительные ионы, скорость которых может более чем в три раза превышать скорость звука. Кроме того, при столкновении происходит захват отрицательных ионов полем образующихся после столкновения уединенных ионно-звуковых волн.

Физика плазмы, 45, № 3, с. 250-257 (2019) | Рубрика: 06.08

Медведев Ю.Д.

Медведь А.В.

Крышталь Р.Г., Кундин А.П., Медведь А.В. «Невзаимный С.В.Ч. режекторный фильтр, перестраиваемый поверхностной акустической волной в динамических магнонных кристаллах» Приборы и техника эксперимента, № 1, с. 46-50 (2019)

Описаны результаты использования динамического магнонного кристалла, создаваемого поверхностной акустической волной (ПАВ) в структуре “пленка железоиттриевого граната на подложке из галий-гадолиниевого граната”, для создания перестраиваемого невзаимного СВЧ-фильтра. Создан макет фильтра, работающего в диапазоне 3600–4200 МГц при магнитном поле смещения 640 Э, измерены его основные характеристики. На частоте ПАВ 41 МГц и мощности 30 мВт глубина режекции равнялась 23 дБ. Изменение частоты ПАВ на 1 МГц смещало частоту режекции на "7 МГц. Инверсия направления распространения сигнала в устройстве приводила к сдвигу частоты режекции на величину частоты ПАВ. Обсуждаются возможности дальнейшего улучшения параметров устройства.

Приборы и техника эксперимента, № 1, с. 46-50 (2019) | Рубрика: 06.13

Меликхуджа Н.

Письма в Журнал технической физики, 45, № 9, с. 30-31 (2019) | Рубрика: 06.17

Мельник А.М.

Мельник А.М., Дамбис А.К. «К инематика OB-ассоциаций и первые данные со спутника GAIA» Астрономический журнал, 95, № 12, с. 895-900 (2018)

Мы использовали первый релиз данных со спутника Gaia (Gaia DR1) для изучения кинематики ОВ-ассоциаций. Дисперсия скоростей звезд внутри 18 ОВ-ассоциаций, включающих не менее 10 звезд с собственными движениями из каталога TGAS, имеет среднее значение 3.9 км/с. Вклад двойных систем в дисперсию скоростей внутри ОВ-ассоциаций составляет в среднем 1.2 км/с. Обнаружено расширение ОВ-ассоциаций Per OB1 и Car OB1. Статья основана на докладе, сделанном на конференции “Современная астрометрия 2017”, посвященной памяти К.В. Куимова (ГАИШ МГУ, 23–25 октября 2017 г.).

Астрономический журнал, 95, № 12, с. 895-900 (2018) | Рубрика: 18

Мельников А.Е.

Мельников В.Ф.

Мельников В.Ф., Филатов Л.В. «Микроволновое излучение вспышечной петли при наличии турбулентности вистлеров» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 95-100 (2018)

Рассмотрено влияние вистлеров на распределение и гиросинхротронное излучение быстрых электронов, инжектированных в вершину корональной магнитной ловушки. Для неоднородной петлеобразной ловушки решается кинетическое уравнение в приближении Фоккера–Планка, учитывающее рассеяние быстрых электронов на частицах фоновой плазмы и на вистлерах, заполняющих ловушку. Рассчитывается микроволновое излучение и проводится сравнение рассеяния нетепловых электронов на вистлерах и на частицах плазмы. Проводится сравнительный анализ зависимости параметров излучения от типа инжекции быстрых электронов в петлю (изотропно и продольно). Показано, что при плотности энергии вистлеров выше определенной характеристики излучения петли значительно изменяются.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 95-100 (2018) | Рубрика: 18

Ментен К.

Меньшов И.С.

Чжан Ч., Меньшов И.С. «Сквозной метод расчета уравнений переноса многокомпонентной гетерогенной системы на фиксированных эйлеровых сетках» Математическое моделирование, 31, № 4, с. 111-130 (2019)

Рассматривается новый численный метод для решения уравнений переноса многокомпонентной гетерогенной системы на фиксированных эйлеровых сетках. Система состоит из произвольного числа компонент. Любые две компоненты разделены границей (интерфейсом). Каждая компонента характеризуется характеристической функцией – объемной долей, которая переносится в заданном поле скорости и определяет мгновенное распределение компоненты в пространстве. Особенность данной системы состоит в том, что при её решении требуется выполнение двух условий. Во-первых, объемная доля каждого компонента должна быть в интервале [0,1] и, во-вторых, любая частичная сумма объемных долей не должна превышать единицы. Для обеспечения этих условий мы вводим специальные характеристические функции вместо объемных долей и предлагаем решать относительно них уравнения переноса. Доказывается, что при таком подходе гарантировано выполнение указанных выше условий. При этом метод совместим с различными TVD схемами (MINMOD, Van Leer, Van Albada, Superbee) и способами разрешения межфазной границы (Limited downwind, THINC, Anti-diffusion, Artifical compression). Метод верифицируется на расчетах ряда тестовых задач с использованием всех упомянутых выше схем. Численные результаты показывают точность и надежность предложенного метода.

Математическое моделирование, 31, № 4, с. 111-130 (2019) | Рубрика: 17

Мереминский И.А.

Мереминский И.А., Буренин Р.А., Кривонос Р.А., Лапшов И.Ю., Павлинский М.Н., Сазонов С.Ю., Ткаченко А.Ю., Филиппова Е.В., Штыковский А.Е. «Популяции источников в обзоре галактической плоскости телескопом ART-XC в составе СРГ: моделирование» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 2, с. 91-100 (2019)

Рассмотрена возможность проведения обзора плоскости Галактики на энергиях выше 5 кэВ с помощью телескопа СРГ/ART-XC во время перелета спутника в точку L2. Предложена одна из возможных площадок для такого обзора. Показано, что в обзоре площадью 10 кв. град и продолжительностью 10 сут можно будет обнаружить порядка сотни катаклизмических переменных со светимостями 1031–1034 эрг·c–1. Такая репрезентативная выборка может позволить существенно уточнить функцию светимости и другие свойства популяции катаклизмических переменных в Галактике.

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 2, с. 91-100 (2019) | Рубрика: 18

Быков С.Д., Филиппова Е.В., Мереминский И.А., Семена А.Н., Лутовинов А.А. «Исследование вспышечной активности кандидата в черные дыры GRS 1739-278» Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 3, с. 170-191 (2019)

Проведен совместный спектральный и временной анализ вспышки системы GRS 1739-278 в 2014 г. по данным обсерваторий Swift и ИНТЕГРАЛ. Показано, что во время этой вспышки система продемонстрировала оба промежуточных состояния: жесткое и мягкое. От системы зарегистрированы пики квазипериодических осцилляций (КПО) в диапазоне частот 0.1–5 Гц, которые классифицированы как КПО типа С. С помощью данных телескопа Swift/BAT показано, что после вспышки 2014 г. система перешла в режим мини-вспышечной активности: помимо упомянутых в литературе трех мини-вспышек в работе было обнаружено еще 4 мини-вспышки со сравнимым (∼20 мКраб) потоком в жестком диапазоне энергий (15–50 кэВ). Исследовано влияние предыстории аккреции на характеристики вспышки: получена зависимость максимального потока излучения в жестком диапазоне энергий в низком/жестком состоянии от временного интервала между текущим максимумом и предыдущим (для вспышек, во время которых система переходила в высокое/мягкое состояние).

Письма в Астрономический журнал: Астрономия и космическая физика, 45, № 3, с. 170-191 (2019) | Рубрика: 18

Меркин М.М.

Аткин Э.В., Булатов В.Л., Васильев О.А., Воронин А.Г., Горбунов Н.В., Гребенюк В.М., Дорохов В.А., Карманов Д.Е., Ковалев И.М., Кудряшов И.А., Курганов А.А., Меркин М.М., Панов А.Д., Подорожный Д.М., Полков Д.А., Пороховой С.Ю., Свешникова Л.Г., Ткачев Л.Г., Ткаченко А.В., Турундаевский А.Н., Филиппов С.Б., Шумихин В.В. «Энергетические спектры протонов и ядер космических лучей, измеренные в эксперименте НУКЛОН с использованием новой методики» Астрономический журнал, 96, № 1, с. 75-88 (2019)

Представлены некоторые результаты исследований космических лучей, полученные в ходе космического эксперимента НУКЛОН в 2015–2017 гг. Этот эксперимент предназначен для прямых измерений энергетических спектров и химического состава (Z=1–30) космических лучей в диапазоне энергий 2–500 ТэВ. Представлены экспериментальные результаты, в том числе энергетические спектры различных обильных ядер, измеренные с использованием нового кинематического метода KLEM (Kinematic Lightweight Energy Meter). Первичная энергия восстанавливается с помощью регистрации пространственной плотности вторичных частиц, рожденных при неупругом взаимодействии в углеродной мишени.

Астрономический журнал, 96, № 1, с. 75-88 (2019) | Рубрика: 18

Местль К.

Черенков А.А., Шайхисламов И.Ф., Бисикало Д.В., Шематович В.И., Фоссати Л., Местль К. «Влияние супервспышек родительских звезд на динамику оболочек горячих юпитеров» Астрономический журнал, 96, № 2, с. 106-119 (2019)

Проводится исследование влияния супервспышек родительских звезд солнечного типа на газодинамику протяженных оболочек экзопланет-гигантов. Во время вспышек интенсивность излучения родительской звезды в диапазонах жесткого ультрафиолета (EUV) и мягкого рентгена (X-rays) может кратковременно увеличиваться на несколько порядков величины, что будет приводить к резкому локальному нагреву атмосферы на подзвездной стороне с формированием ударных волн в атмосфере. Ранее с использованием одномерной аэрономической модели, корректно учитывающей нагрев и химические процессы в атмосфере, были произведены расчеты газодинамического отклика атмосферы горячего юпитера HD 209458b на характерные супервспышки солнечноподобных звезд. Для исследования оттока вещества атмосферного газа, результаты, полученные в одномерной модели, использовались в качестве упрощенных граничных условий для расчета трехмерной структуры течения после вспышки. По результатам трехмерного газодинамического расчета показано, что выброшенное в результате вспышки вещество увеличивает размер оболочки в течение нескольких часов, что может быть зафиксировано с помощью уже имеющихся возможностей наблюдений. Показано, что для наиболее мощной рассматриваемой супервспышки темп потери массы может увеличиваться на порядок величины на несколько десятков часов после вспышки.

Астрономический журнал, 96, № 2, с. 106-119 (2019) | Рубрика: 18

Мехрез З.

Замзари Ф., Мехрез З., Кафси А.Э. «Интенсификация теплообмена в пульсирующем течении внутри открытой полости под действием равномерного магнитного поля» Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 3, с. 138-149 (2019)

Численно исследовано влияние внешнего магнитного поля на пульсирующий поток, протекающий внутри открытой полости в горизонтальном канале. Полость подвергается равномерному нагреву со стороны нижней стенки. Уравнения энергии и Навье–Стокса решаются методом конечных объемов. На входе в канал пульсации задаются путем добавления синусоидальной составляющей к постоянному значению скорости. Исследования проведены в диапазонах чисел Струхаля 0≤St≤1, Ричардсона 0.25≤Ri≤1 и Гартмана 0≤Ha≤50 при различных значениях отношения длины к высоте полости L/H=1, 1.5 и 2 и амплитуде пульсаций A=0.1. Представлены различные характеристики течения в виде изотерм и линий тока, а также средние и нормализованные числа Нуссельта. Полученные результаты показывают, что влияние внешнего магнитного поля на распределение температуры, поле течения, режим и интенсификацию теплообмена зависит от числа Гартмана. Влияние пульсаций на интенсификацию теплообмена хорошо коррелирует с интенсивностью магнитного поля, числом Ричардсона и геометрией полости.

Известия РАН. Механика жидкости и газа, № 3, с. 138-149 (2019) | Рубрики: 06.16 06.18

Милехина О.Н.

Милехина О.Н., Нечаев Д.И., Супин А.Я. «Участие спектрального и временного механизмов в анализе сложных звуковых сигналов» Сенсорные системы, 33, № 2, с. 124-134 (2019)

Измеряли частотную разрешающую способность (ЧРС) слуха здоровых испытуемых, определяемую как максимальная разрешаемая плотность (цикл/окт) гребней в гребенчатом спектре тест-сигнала. Тест-сигнал характеризовался периодически (каждые 400 мс) реверсиями фазы гребней спектра. Измерения основывались на сравнении тест-сигнала с референтным сигналом, в качестве которого использовали либо сигнал с гребенчатым спектром, в котором, в отличие от тест-сигнала, фаза гребней была постоянной, либо сигнал с “плоским” (без гребенчатой структуры) спектром. При измерениях каждая проба включала один тест-сигнал и два референтных сигнала, чередующихся в случайном порядке. Испытуемый идентифицировал тест-сигнал как отличающийся от двух других (референтных). При использовании референтного сигнала с гребенчатым спектром оценка ЧРС составила 8.9±0.6 цикл/окт; при использовании референтного сигнала с плоским спектром оценка ЧРС составила 26.1±8.8 цикл/окт. Это различие может быть обусловлено участием спектрального и временного механизмов частотного анализа: различение двух гребенчатых спектров происходит преимущественно на основе спектрального механизма, тогда как различение гребенчатого и плоского спектров происходит преимущественно на основе временного механизма.

Сенсорные системы, 33, № 2, с. 124-134 (2019) | Рубрика: 13.06

Милюков В.К.

Милюков В.К., Аморусо А., Кресчетини Л., Миронов А.П., Мясников А.В., Лагуткина А.В. «Оценка параметров резонанса жидкого ядра Земли на основе многолетних наблюдений деформаций литосферы в суточном приливном диапазоне» Физика Земли, № 3, с. 41-50 (2019)

Свободная нутация ядра (Free Core Nutation, FCN) – это одна из собственных мод вращения Земли, обусловленная ретроградным движением жидкого ядра относительно мантии. Период и добротность свободной нутации ядра определяются упругими свойствами границы жидкого ядра и мантии, а также их электромагнитным взаимодействием. В небесной системе координат период FCN порядка 430 дней, в земной системе отсчета свободная нутация ядра проявляется в виде резонанса жидкого ядра Земли (Free Core Resonance, FCR), частота которого лежит в суточном приливном диапазоне. Наблюдение резонанса жидкого ядра требует очень точных измерений амплитуд и фаз близсуточных приливных волн. В частности, оценки параметров минорных волн K1, P1, Ψ1 и Φ1 имеют решающее значение для оценки эффекта резонанса жидкого ядра, то есть, периода и затухания этой резонансной моды. Прогресс в экспериментальном изучении резонанса жидкого ядра, в основном, связан с накоплением данных сверхроводящих гравиметров и РСДБ, но также были использованы данные прецизионных лазерных стрейнметров. В данной работе эффект FCR исследуется по многолетним прецизионным записям деформаций на двух европейских станциях: Баксан, Россия (лазерный интерферометр-деформограф с измерительным плечом 75 м [Милюков и др., 2005; Милюков и др., 2007] и Гран–Сассо, Италия (два перпендикулярных лазерных интерферометра-деформографа, BА и BC, с измерительным плечом 90 м каждый [Amoruso, Crescentini, 2009].

Физика Земли, № 3, с. 41-50 (2019) | Рубрики: 17 18

Милюков В.К., Е С.-Ц. «Космическая гравиметрия следующего поколения: задачи, концепции, пути реализации» Астрономический журнал, 95, № 12, с. 901-911 (2018)

В мае 2018 г. состоялся запуск миссии GRACE Follow On, целью которой является обеспечение поступления данных для ежемесячных глобальных моделей гравитационного поля Земли, начатых в миссии GRACE. Рассмотрены пути развития космической гравиметрии следующего поколения, которые позволят существенно (не менее чем в 10 раз) повысить точность моделей гравитационного поля Земли. Статья основана на докладе, сделанном на конференции “Современная астрометрия 2017”, посвященной памяти К.В. Куимова (ГАИШ МГУ, 23–25 октября 2017 г.).

Астрономический журнал, 95, № 12, с. 901-911 (2018) | Рубрика: 18

Минасянц Г.С.

Минасянц Г.С., Минасянц Т.М., Томозов В.М. «Об особенностях изменений энергетических спектров ионов во вспышечных потоках солнечных космических лучей» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 1, с. 71-77 (2016)

Известно, что наиболее мощные явления солнечных энергичных частиц происходят в результате совместного действия механизмов ускорения частиц в процессе пересоединения магнитных полей в солнечных вспышках и на фронтах ударных волн (УВ), возникающих при движении корональных выбросов массы (КВМ) в короне и межпланетной среде, сопутствующих вспышкам. Поведение энергетических спектров потоков частиц, ускоренных этими двумя основными механизмами, содержит важную информацию о процессах ускорения частиц и об их распространении в межпланетной среде до Земли. Предварительные результаты показали, что фронты ударных волн от КВМ оказывают существенное влияние на структуру спектров потоков ускоренных частиц в тех относительно редких случаях, когда возникают усиленные потоки протонов с энергиями >60 МэВ и интенсивностью более 102 протонов/(cм2·сек·ср), ускоренных ударными волнами. При этом наблюдаются резкие изломы спектров ионов в области энергий 1.5–2.5 МэВ. Рассмотрено три подобных случая (14–15 июля 2000 г.; 24–25 сентября 2001 г.; 8–10 ноября 2000 г.). Для выяснения степени влияния фронта УВ на структуру и элементный состав потоков ионов для этих событий солнечных космических лучей (СКЛ) по измерениям с космических аппаратов (КА) приведены спектры энергий ионов H, He, O и Fe до и после прихода ударной волны. Проанализированы возможные причины резкого изменения характера спектров ионов в этом интервале энергий. Представлено качественное объяснение вариации отношения Fe/O в этих событиях на основе FIP-эффекта.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 1, с. 71-77 (2016) | Рубрика: 18

Минасянц Г.С., Минасянц Т.М., Томозов В.М. «Исследование свойств потоков солнечных ускоренных частиц с помощью их энергетических спектров» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 74-79 (2016)

С помощью энергетических спектров ионов H, He, C, O и Fe исследуется развитие солнечных вспышечных потоков в широком интервале энергии (0.04–287.23) MeV/n с разрешением по времени 1 час. Использовались данные, полученные на различных космических аппаратах. Выявлено существование двух различных стадий в развитии вспышечных потоков: возмущенной и спокойной. Типичной формой энергетических спектров для возмущенной стадии является присутствие искажений в виде дугообразных изгибов. Спокойная стадия потоков характеризуется постепенным уменьшением количества вспышечных частиц со спектрами энергии в виде гладких кривых. Обнаружено несколько случаев присутствия резких изломов в спектрах энергии ионов в области энергии 1.5–2.5 MeV. Установлено, что такое поведение энергетических спектров связано с влиянием усиленных потоков протонов с энергиями >60 MeV/n и интенсивностью более 102 p/(cm2s sr), ускоренных ударными волнами коронального выброса. С помощью энергетических спектров в семи интервалах энергии со средними значениями от 0.06 до 75.69 MeV/n определены отношения Fe/O для импульсных событий, явлений солнечных космических лучей и длительных потоков ускоренных частиц. На основе сравнения моделей разных процессов ускорения частиц, а также с учетом влияния FIP-эффекта, представлено качественное объяснение поведения Fe/O с энергией ионов рассмотренных классов событий.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 74-79 (2016) | Рубрика: 18

Минасянц Г.С., Минасянц Т.М., Томозов В.М. «Физические условия в солнечном ветре и изменения значений Fe/O с энергией ионов в периоды минимума активности цикла» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 80-85 (2016)

Проанализированы источники энергичных частиц различной природы, которые определяют физические условия в солнечном ветре в период минимума солнечной активности. На основе информации о поведении отношения Fe/O в различных интервалах энергий ионов определено влияние галактических космических лучей и их аномальной компоненты на физические условия в солнечном ветре. Объяснены минимальные значения отношения Fe/O при низких энергиях (2–30 МэВ/н) влиянием аномальной компоненты космических лучей. Влияние этой компоненты приводит к возрастающей интенсивности потоков ионов с высоким первым потенциалом ионизации – FIP (H, He, N, O); с другой стороны, элементы с низким потенциалом FIP (C, Mg, Si, Fe) показывают пониженные величины потоков. В области высоких энергий (Ek>30 МэВ/н) рост отношения Fe/O связан с определенным влиянием галактических космических лучей на характеристики солнечного ветра в условиях низкой солнечной активности.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 80-85 (2016) | Рубрика: 18

Минасянц Т.М.

Мингалиев М.Г.

Астрономический журнал, 96, № 4, с. 311-338 (2019) | Рубрика: 18

Минина Н.А.

Рощупкин В.В., Ляховицкий М.М., Покрасин М.А., Минина Н.А. «Влияние закалки на скорость ультразвука в сталях» Теплофизика высоких температур, 57, № 3, с. 397-403 (2019)

Приведены результаты экспериментального исследования стержневой скорости ультразвука, относительного температурного расширения и рассчитанных на их основе плотности и модуля Юнга ряда сталей в закаленном и отожженном состояниях в широком температурном диапазоне. Обработка опытных данных методом наименьших квадратов позволила получить аппроксимирующие уравнения для температурных зависимостей исследованных и рассчитанных свойств сталей.

Теплофизика высоких температур, 57, № 3, с. 397-403 (2019) | Рубрика: 06.03

Мирзоев А.А.

Гельчинский Б.Р., Мирзоев А.А., Воронцов А.Г. Вычислительные методы микроскопической теории металлических расплавов и нанокластеров (2011). 200 с.

Рассмотрены современные методы расчета межчастичного взаимодействия, электронной структуры и моделирования неупорядоченных структур. Особое внимание уделено методикам моделирования, основанным на методе сильной связи. Обсуждаются методы молекулярной динамики, обратного Монте-Карло, многогранников Вороного, а также Шоммерса и Реатто. Методом многогранников Вороного подробно исследуется структура ближнего порядка построенных моделей. Подробно рассмотрен развиваемый авторами метод моделирования неупорядоченных систем. Он применен для расчета электронной структуры и свойств некристаллических систем различных типов. Объяснено поведение электропроводности и магнитной восприимчивости металлического расплава при переходе металл–неметалл, а также температурная зависимость скорости звука. Рассмотрены развитые авторами аналитические методы расчета электронной структуры и магнинтных свойств, основанные на использовании функций Грина в приближении сильной связи.

Вычислительные методы микроскопической теории металлических расплавов и нанокластеров (2011). 200 с. | Рубрики: 02 06.03 06.11

Мироненко М.В.

Датчики и системы, № 1, с. 4-7 (2019) | Рубрика: 07.16

Датчики и системы, № 1, с. 7-13 (2019) | Рубрика: 07.16

Датчики и системы, № 1, с. 14-17 (2019) | Рубрика: 07.18

Миронов А.В.

Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 399-403 (2018) | Рубрика: 18

Миронов А.П.

Миронова И.В.

Аюков С.В., Миронова И.В. «Гелиосейсмические модели Солнца с программой MESA» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 149-159 (2016)

Пакет программ MESA - открытый код для расчета звездной эволюции, который активно развивается авторами и интернет-сообществом. В нем реализована возможность учета большого количества физических процессов в звездах. Мы применяем код MESA для расчета стандартной модели Солнца и сравниваем с моделью, рассчитанной кодом HPCSE (ГАИШ МГУ). Модели достаточно близки, что указывает на хорошее качество обоих кодов. Также с помощью MESA рассчитана модель, в которой внесены изменения в микрофизику (ядерные реакции и непрозрачности). С помощью этих изменений модель с низким содержанием тяжелых элементов приведена в согласование с гелиосейсмическими данными (глубина конвективной зоны, плотность и скорость звука, содержание гелия в конвективной зоне). Аналогичная модель HPCSE лучше воспроизводит гелиосейсмические данные, но в коде HPCSE больше возможностей по подбору модификаций.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 149-159 (2016) | Рубрика: 18

Митрофанов К.Н.

Астрономический журнал, 96, № 2, с. 156-171 (2019) | Рубрика: 18

Михайлов А.В.

Григорьев Л.В., Морозов И.С., Шакин О.В., Нефёдов В.Г., Михайлов А.В. «Фотоприемник ультрафиолетового диапазона на структуре ZnS-ZnO с поверхностной акустической волной» Оптический журнал, 86, № 3, с. 68-71 (2019)

Проведено исследование структурных свойств тонкой пленки ZnO, синтезированной реактивным ионно-плазменным методом. Показано, что совместное применение методов реактивного ионно-плазменного напыления и импульсного электронно-лучевого напыления позволяет сформировать тонкопленочную гетероструктуру ZnS-ZnО с малыми структурными дефектами. Представлены результаты исследования оптических и фотоэлектрических свойств ZnS-ZnО в диапазоне длин волн от 0,26 до 0,45 мкм. Проведены исследования спектральной зависимости частотного сдвига поверхностных акустических волн при воздействии ультрафиолетового излучения на поверхность гетероструктуры ZnS-ZnО фотоприемника, созданного на основе акустоэлектронного усилителя. DOI:10.17586/1023-5086-2019-86-03-68-71.

Оптический журнал, 86, № 3, с. 68-71 (2019) | Рубрика: 06.17

Михайлов А.Г.

Астрономический журнал, 96, № 1, с. 51-69 (2019) | Рубрика: 18

Михайлов А.Г., Пиотрович М.Ю., Булига С.Д., Нацвлишвили Т.М., Гнедин Ю.Н. «Связь между спинами и массами сверхмассивных черных дыр в далеких активных ядрах галактик с z>4.0» Астрономический журнал, 96, № 6, с. 443-455 (2019)

В рамках гибридных моделей генерации релятивистских джетов получены ограничения на величину спина сверхмассивных черных дыр в активных ядрах галактик (АЯГ) на красных смещениях z>4.0. Показано, что эти АЯГ обладают сверхмассивными черными дырами с параметром вращения (спином), далеким от предельного керровского. Построенная диаграмма “масса–спин” показывает, что спин в среднем растет с увеличением массы сверхмассивной черной дыры. Полученные результаты дают возможность сравнения с результатами численного моделирования эволюции массы сверхмассивной черной дыры и ее спина. Это открывает потенциальную возможность исследовать характер аккреции в родительских галактиках.

Астрономический журнал, 96, № 6, с. 443-455 (2019) | Рубрика: 18

Михайлов Д.Н.

Иванова Э.А., Михайлов Д.Н. «Моделирование особенностей спектра акустического излучения при течении газа через образцы горных пород на основе теории ансамбля взаимосвязанных поровых резонаторов» Физика Земли, № 3, с. 126-134 (2019)

Предложена новая модель, описывающая поровое пространство в виде ансамбля взаимосвязанных резонаторов Гельмгольца. С помощью этой модели удалось улучшить воспроизведение особенностей спектра экспериментально зарегистрированного шума при фильтрации газа через пористую среду. Представлены результаты расчета собственных частот на примере модели порового пространства известняка Indiana Limestone. В качестве основного механизма генерации акустического шума газовым потоком рассматриваются микровихри в порах. Приведены численные расчеты на COMSOL Multiphysics, показывающие, что микровихри начинают генерироваться при числах Рейнольдса в порах порядка 1–10.

Физика Земли, № 3, с. 126-134 (2019) | Рубрика: 09.03

Мутовкин Н.В., Михайлов Д.Н., Софронов И.Л. «Моделирование акустических полей, генерируемых фильтрационным потоком в околоскважинной зоне» Математическое моделирование, 31, № 6, с. 95-106 (2019)

Рассматривается задача моделирования акустических полей, индуцированных течением флюидов в околоскважинной зоне пласта. Проведено исследование влияния свойств пород-коллекторов, геометрии и фазового состава флюида на акустическое поле в скважине. С помощью численного моделирования показано, что эти факторы существенно влияют на пространственно-частотную картину спектра, и выявлено значительное усиление амплитуды на определенных частотах спектра. Представлены результаты моделирования для различных случаев резервуаров с нефтяными и газовыми скважинами.

Математическое моделирование, 31, № 6, с. 95-106 (2019) | Рубрика: 09.09

Михайлова О.И.

Дзапарова И.М., Джаппуев Д.Д., Куреня А.Н., Михайлова О.И., Наливкин М.А., Нароенков С.А., Петков В.Б., Пузин В.Б., Саванов И.С., Сергеев А.В. «Создание системы реального времени для проведения оперативного поиска и последующего изучения астрофизических объектов в оптическом и высокоэнергичном гамма-диапазонах» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 22-27 (2018)

Для проведения синхронных наблюдений астрофизических объектов методами классической астрономии, гамма-астрономии и физики космических лучей создана система сбора и анализа данных с установок Баксанской нейтринной обсерватории (БНО) ИЯИ РАН и комплекса астрономических телескопов на пике Терскол. Поиск всплесков интенсивности космических лучей и космического гамма-излучения проводится на комплексе установок БНО. Поиск и последующее изучение оптических вспышек, сопутствующих обнаруженным установками БНО событиям, проводятся на комплексе астрономических телескопов обсерватории на пике Терскол Института астрономии РАН по целеуказаниям от установок БНО. Для проведения поиска транзиентных явлений в оптическом диапазоне по внешним целеуказаниям (от установок БНО, сети GCN и т. д.) разработана и создана универсальная программа управления комплексом астрономических телескопов.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 22-27 (2018) | Рубрика: 18

Михеева Е.В.

Астрономический журнал, 96, № 4, с. 339-348 (2019) | Рубрика: 18

Михнюк А.Н.

Драченко В.Н., Михнюк А.Н., Якутов И.Н. «Калибровка приемных антенных решеток в морских условиях» Датчики и системы, № 1, с. 22-28 (2019)

Описан метод калибровки приемных антенн в натурных морских условиях без предъявления жестких требований взаимного позиционирования в эксперименте. Приведены результаты, демонстрирующие возможности данного метода, полученные при численном моделировании и экспериментально.

Датчики и системы, № 1, с. 22-28 (2019) | Рубрики: 07.19 07.20

Мишуров К.С.

Мурашов В.В., Алексашин В.М., Мишуров К.С. «Определение степени полимеризации матрицы полимерного композиционного материала ультразвуковым методом» Заводская лаборатория. Диагностика материалов, 85, № 5, с. 33-39 (2019)

Представлены результаты определения степени полимеризации матрицы полимерного композиционного материала (ПКМ) лазерно-акустическим методом ультразвукового контроля. Исследовали образцы ПКМ, применяемых для изготовления интегральных конструкций. Показано, что превышение допустимой степени полимеризации подформованных заготовок приводит к снижению прочности соединения элементов конструкции и не позволяет при формовании получить требуемую форму и геометрические размеры изделия. Использованы принципиально новые параметры диагностики, которые характеризуются высокой точностью определения и достоверностью. Для прогнозирования режимов отверждения образцов с заданными значениями степени превращения анализировали кинетику реакции методом дифференциальной сканирующей калориметрии. Экспериментальные результаты для расчета кинетических параметров получали на термоаналитическом комплексе DSC 1 (Швейцария). Кинетические параметры процессов полимеризации и степень отверждения связующего в пластиках определяли по тепловому эффекту реакции. Установлено, что при определении степени полимеризации матрицы ПКМ ультразвуковым методом (лазерно-акустическим способом возбуждения ультразвуковых колебаний) произведение ослабления донного сигнала продольных ультразвуковых колебаний на время прохождения сигнала в прямом и обратном направлениях и энергию структурного шума, позволяющую учесть пористость материала, можно использовать в качестве надежных параметров диагностики. Предложенный метод обеспечивает большую точность определения по сравнению с другими способами контроля степени полимеризации.

Заводская лаборатория. Диагностика материалов, 85, № 5, с. 33-39 (2019) | Рубрика: 04.14

Мозговой М.В.

Сарафасланян А.Х., Чепраков В.В., Суворов Д.А., Мозговой М.В., Волков А.В. «Детектирование неизвестных звуков для людей с нарушенным слухом на основе вариационного автоэнкодера» Вестник Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (МГТУ). Серия: Приборостроение, № 1, с. 35-49 (2019)

Представлена система детектирования неизвестных звуков для людей с нарушенным слухом, разработанная на основе вариационного автоэнкодера. Проиллюстрирована архитектура созданного вариационного автоэнкодера, энкодерная и декодерная части которого состоят из полносвязных слоев. Описан процесс создания базы данных для обучения системы, приведено разбиение данной базы на блоки для обучения, тестирования и детектирования неизвестных звуков. Описана методика обучения системы и ее математическая основа, включающая в себя метод стохастической оптимизации Adam и вариационный нижний предел в качестве функции потерь. Проведено тестирование разработанной системы, установлено полное отсутствие ложно-отрицательных результатов детектирования неизвестных звуков и вероятность ложноположительного результата 14%, что вполне приемлемо для ее практического использования. Приведены технологии, использовавшиеся для реализации системы, а также устройство, в которое система должна быть интегрирована. Рассмотрены дальнейшие возможности для улучшения системы

Вестник Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (МГТУ). Серия: Приборостроение, № 1, с. 35-49 (2019) | Рубрика: 13.06

Мозохина А.С.

Мозохина А.С., Мухин С.И. «Некоторые точные решения задачи о течении жидкости в сокращающемся эластичном сосуде» Математическое моделирование, 31, № 3, с. 124-140 (2019)

Рассматриваются некоторые точные решения уравнений гемодинамики в сокращающемся сосуде в квазиодномерном приближении применительно к задачам, возникающим при описании течения лимфы. Приведены решения для линеаризованной задачи в случае принудительных малых сокращений просвета сосуда. Получено и исследовано аналитическое решение нелинейной системы при зависимости сечения сосуда только от времени. Точные решения воспроизведены в численном расчёте.

Математическое моделирование, 31, № 3, с. 124-140 (2019) | Рубрика: 04.01

Моисеев А.А.

Орлова А.Г., Субочев П.В., Моисеев А.А., Смолина Е.О., Ксенофонтов С.Ю., Кириллин М.Ю., Шахова Н.М. «Бимодальная визуализация функциональных изменений кровотока методами оптоакустической и оптической когерентной ангиографии» Квантовая электроника, 49, № 1, с. 25-28 (2019)

Впервые продемонстрированы результаты комплементарного исследования функциональных изменений кровотока поверхностных тканей человека методами оптоакустической (ОА) микроскопии и ангиографической оптической когерентной томографии (ОКТ-А) в ходе окклюзионного теста. Данные ОА микроскопии позволили выявить повышение кровенаполнения сосудов как результат сосудистой окклюзии, а данные ОКТ-А продемонстрировали снижение доли сосудов с функционирующим кровотоком. Представленный в работе комбинированный подход может быть использован в экспериментальной и клинической медицине для исследования функциональных изменений микроциркуляции при диагностике сосудистых патологий поверхностных тканей и оценке ответа микрососудистого русла на лечение.

Квантовая электроника, 49, № 1, с. 25-28 (2019) | Рубрика: 06.17

Моисеев А.В.

Опарин Д.В., Моисеев А.В. «Поиск источников ионизации газа в галактиках: дополнение к классическим методам» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 186-191 (2018)

Для изучения состояния ионизованного газа, излучающего в оптическом диапазоне, традиционно применяются диаграммы отношения эмиссионных линий, позволяющие разделить основные источники ионизации: молодые звезды в областях HII, активные галактические ядра, ударные волны. В случае процессов с мощной энергетикой (например, галактик Сейферта) проблем с выделением областей с разным типом ионизации практически не возникает. Однако неопределенность появляется в промежуточных случаях. Открытым остается вопрос о том, чем обусловлено наблюдаемое состояние диффузного ионизованного газа (DIG), в том числе на больших расстояниях от галактической плоскости: утечкой Лайман-квантов из областей звездообразования, старым звездным населением, ударными волнами, порожденными процессом текущего звездообразования. Представляется, что разрешить указанную неопределенность можно добавлением в классические диагностические диаграммы дополнительного параметра – дисперсии скоростей газа по лучу зрения. Мы анализируем наблюдательные данные для нескольких близких галактик с разными источниками ионизации газа: объектов с галактическим ветром, карликовых галактик со звездообразованием. Данные о дисперсии скоростей получены из наблюдений на 6-м телескопе САО РАН со сканирующим интерферометром Фабри–Перо, информация об отношении основных эмиссионных линий взята из опубликованных результатов интегрально-полевой спектроскопии.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 186-191 (2018) | Рубрика: 18

Моисеев Е.И.

Моисеев Е.И., Фролов А.А. «Граничное управление процессом колебаний струны при условии сопротивления среды на правом конце за время, меньшее критического» Дифференциальные уравнения, 55, № 4, с. 555-566 (2019)

Изучается задача граничного управления колебаниями струны, которое осуществляется за промежуток времени, меньший критического. Управление производится смещением на одном конце струны, а на другом задано однородное граничное условие, содержащее наклонную производную, причём её направление не совпадает с характеристиками. Задача изучена в классическом смысле. Получены необходимые и достаточные условия существования единственного управления, а само управление найдено в явном аналитическом виде.

Дифференциальные уравнения, 55, № 4, с. 555-566 (2019) | Рубрика: 04.08

Мокрушин Ю.М.

Гуляев Ю.В., Казарян М.А., Мокрушин Ю.М., Шакин О.В. Акустооптические лазерные системы формирования телевизионных изображений (2016). 254 с.

В монографии изложена теория акустооптического взаимодействия для анизотропных кристаллических сред, обладающих гиротропными свойствами, и на её основе разработана методика расчета пространственного распределения интенсивности светового излучения на проекционном экране при дифракции импульсного лазерного излучения на амплитудно-модулированном ультразвуковом сигнале в кристалле парателлурита (ТеО2). Исследование характеристик акустооптической системы с импульсным методом формирования строки для отображения и записи информации с использованием лазеров на парах меди позволяет распространить полученные авторами результаты на системы с использованием полноцветных импульсных твердотельных лазеров, которые в настоящее время бурно развиваются.

Акустооптические лазерные системы формирования телевизионных изображений (2016). 254 с. | Рубрики: 02 06.17

Молчанов В.Я.

Молчанов В.Я., Китаев Ю.И., Колесников А.И., Нарвер В.Н., Розенштейн А.З., Солодовников Н.П., Шаповаленко К.Г. Теория и практика современной акустооптики (2015). 458 с.

Рассмотрен широкий спектр теоретических проблем, возникающих при изучении взаимодействия света с полем акустической волны, пути их решения и представлены результаты технической реализации полученных результатов в спектроскопии, оптической обработке информации, лазерной технике, оптоволоконной связи, кристаллофизике, микробиологии.

Теория и практика современной акустооптики (2015). 458 с. | Рубрики: 02 06.17

Молярова Т.С.

Молярова Т.С., Акимкин В.В., Шустов Б.М. «Химический состав льдов в протопланетных дисках» Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 328-333 (2018)

Астрохимическое моделирование протопланетных дисков позволяет делать предсказания о химическом составе вещества вокруг молодых звездных объектов. Это же вещество впоследствии входит в состав объектов будущей планетной системы. В частности, состав кометных льдов предположительно несет в себе отпечаток химического состава исходного материала в протопланетном диске. В работе исследуется химический состав льдов в ансамбле моделей протопланетных дисков с различными параметрами, такими как размер и масса диска. Выделены области диска, состав льдов в которых близок к наблюдаемому составу кометных льдов в Солнечной системе. Рассмотрена зависимость положения этой области от параметров диска.

Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 328-333 (2018) | Рубрика: 18

Монич Д.В.

Бобылев В.Н., Монич Д.В., Тишков В.А., Гребнев П.А. Резервы повышения звукоизоляции однослойных ограждающих конструкций (2014). 118 с.

Рассмотрены вопросы повышения звукоизоляции однослойных ограждающих конструкций зданий конечных размеров при диффузном падении звуковых волн. Исследованы внутренние резервы повышения звукоизоляции ограждений с учетом двойственной природы прохождения звука. Разработан метод расчета оптимальных физико-механических параметров однослойных ограждающих конструкций конечных размеров.

Резервы повышения звукоизоляции однослойных ограждающих конструкций (2014). 118 с. | Рубрики: 02 10.08

Бобылев В.Н., Монич Д.В., Тишков В.А., Гребнев П.А. Расчет звукоизоляции сэндвич-панелей с учетом акустического разобщения слоев. Учебное пособие (2016). 35 с.

Рассмотрены теоретические основы расчета звукоизоляции однослойных ограждающих конструкций зданий конечных размеров при диффузном падении звуковых волн. Представлены инженерные методы расчета звукоизоляции однослойных ограждений.

Расчет звукоизоляции сэндвич-панелей с учетом акустического разобщения слоев. Учебное пособие (2016). 35 с. | Рубрики: 02 10.08

Моргунов Ю.Н.

Моргунов Ю.Н., Каменев С.И., Безответных В.В., Петров П.С. «Исследование возможности позиционирования автономных подводных аппаратов при выполнении ими глубоководных миссий» Подводные исследования и робототехника, № 1, с. 48-54 (2019)

На основе экспериментов, проведенных в сентябре 2017 г. в Японском море, обосновывается возможность позиционирования автономных подводных аппаратов (АПА) при выполнении ими миссий на глубинах, существенно превышающих глубину оси подводного звукового канала (ПЗК). Результаты экспериментальных исследований эффекта фокусировки акустической энергии в придонном слое на шельфе и переходе в глубокое море для условий летне-осенней гидрологии сравниваются с расчётными данными. Эксперименты по приему широкополосных импульсных сигналов проводились на различных удалениях от источника навигационных сигналов (ИНС), установленного у побережья вблизи мыса Шульца. Для приема сигнальной информации была использована система с распределенными по глубине гидрофонами, обеспечивающая длительную регистрации сигналов на фиксированных глубинах или в процессе погружения. В результате экспериментов были получены импульсные характеристики и рассчитаны эффективные скорости звука при приеме навигационных сигналов на глубинах до 500 м и на дистанциях до 200 км, показана применимость результатов к задачам позиционирования АНПА.

Подводные исследования и робототехника, № 1, с. 48-54 (2019) | Рубрика: 07.18

Моргунов Ю.Н., Безответных В.В., Буренин А.В., Войтенко Е.А., Голов А.А., Стробыкин Д.С., Тагильцев А.А. «Автономная комбинированная приемная акустическая система на основе трехкомпонентного векторного приемника и гидрофона» Приборы и техника эксперимента, № 3, с. 116-119 (2019)

Разработана гидроакустическая автономная приемная система с использованием комбинированного приемника. Она предназначена для проведения исследований векторно-скалярной структуры звуковых полей в условиях мелкого моря, с глубиной погружения до 100 м, посредством регистрации звукового давления и трех ортогональных компонент колебательного ускорения с датчиков, имеющих чувствительность 150–180 мкВ/Па. Кроме того, синхронно регистрируются данные о положении системы в пространстве с датчиков ориентации и глубины, которые вместе с данными акустических каналов сохраняются на SD-карту.

Приборы и техника эксперимента, № 3, с. 116-119 (2019) | Рубрика: 07.19

Морева М.В.

Плотников В.А., Морева М.В., Паскаль Ю.И. Квазиравновесное термодинамическое описание термоупругих мартенситных превращений (2013). 138 с.

Предлагается термодинамическое квазиравновесное исследование термоупругих мартенситных превращений. Проанализированы гистерезис в цикле мартенситных превращений, явление фазового наклепа и акустическая эмиссия как один из каналов диссипации энергии.

Квазиравновесное термодинамическое описание термоупругих мартенситных превращений (2013). 138 с. | Рубрики: 02 06.20 14.04

Морозов И.С.

Оптический журнал, 86, № 3, с. 68-71 (2019) | Рубрика: 06.17

Морозов Н.Ф.

Глазов А.Л., Морозов Н.Ф., Муратиков К.Л. «Теоретическое и экспериментальное исследование лазерного фотоакустического эффекта вблизи отверстия в металлических пластинах с внутренними напряжениями» Физическая мезомеханика: Международный журнал, 22, № 2, с. 49-58 (2019)

Экспериментально и теоретически проведено исследование характера изменения лазерного фотоакустического сигнала вблизи отверстия в металлических пластинах из алюминиевого сплава Д16. Проанализирован процесс формирования фотоакустического сигнала от металлов в рамках стандартной теории термоупругости, учитывающей только тепловое воздействие лазерного импульса на деформации решетки металла. Произведено сравнение фотоакустических экспериментальных и теоретических результатов для пластины с отверстием из алюминиевого сплава при наличии в ней механических напряжений. Экспериментально и теоретически исследовано влияние внешних механических напряжений на поведение лазерных фотоакустических сигналов вблизи отверстия в металлических пластинах из сплава Д16. Установлено, что стандартной теории термоупругости недостаточно для корректного описания зависимости фотоакустического сигнала от напряжений вблизи отверстия в пластинах из алюминиевого сплава. Отмечается, что для достижения соответствия полученных экспериментальных и теоретических результатов наряду с тепловым воздействием лазерного излучения на решетку необходим учет дополнительного воздействия на нее электронного газа. Описана процедура калибровки лазерного фотоакустического сигнала от напряжения. Показана возможность оценки внутренних напряжений в металлах фотоакустическим методом в сочетании с методом сверления отверстий.

Физическая мезомеханика: Международный журнал, 22, № 2, с. 49-58 (2019) | Рубрика: 06.17

Глазов А.Л., Морозов Н.Ф., Муратиков К.Л. «Лазерная фотоакустическая регистрация остаточных напряжений в металлических пластинках с отверстием» Доклады академии наук, 484, № 3, с. 277-280 (2019)

Исследован характер изменения фотоакустического сигнала вокруг отверстия в образцах из дюралюминия. Сравниваются экспериментальные результаты с решением классической задачи для распределения напряжений вокруг круглого отверстия в предварительно напряжённой пластине. Продемонстрировано хорошее соответствие поведения фотоакустического сигнала с пьезоэлектрической регистрацией и распределения напряжений вокруг отверстия. Показана возможность оценки внутренних напряжений фотоакустическим методом в сочетании с методом сверления отверстий.

Доклады академии наук, 484, № 3, с. 277-280 (2019) | Рубрика: 06.17

Морозова Т.И.

Борисов Н.Д., Копнин С.И., Морозова Т.И., Попель С.И. «О роли соударений с нейтралами в процессе модуляционного возбуждения пылевых звуковых возмущений в запыленной ионосфере» Физика плазмы, 45, № 4, с. 346-352 (2019)

Проведена оценка роли неупругих столкновений электронов и ионов с нейтралами при развитии модуляционной неустойчивости электромагнитных волн с участием пылевых звуковых возмущений в плазме запыленной ионосферы, а также влияния столкновений электронов, ионов и пылевых частиц с нейтралами на проявления модуляционного взаимодействия в запыленной ионосфере. Показано, что влияние столкновений электронов и ионов с нейтралами при этом обычно менее существенно, чем влияние столкновений пылевых частиц с нейтралами. Продемонстрировано, что влияние модуляционной неустойчивости на распространение электромагнитных волн в плазме запыленной ионосферы наиболее существенно на высотах 100–120 км. Модуляционное взаимодействие в запыленной ионосфере важно для объяснения таких эффектов, как наземные наблюдения низкочастотных ионосферных радиошумов с частотами ниже 50 Гц, генерация инфразвуковых волн в ионосфере и возможность их детектирования у поверхности Земли, усиление интенсивности зеленого свечения ночного неба на длине волны 557.7 нм от слоя нижней ионосферы, расположенного на высотах 110–120 км, модуляционное возбуждение неоднородностей концентраций электронов и ионов в ионосфере на высотах 100–120 км. Объяснен факт отсутствия наблюдений низкочастотных ионосферных радиошумов во время таких явлений, как серебристые облака и полярные мезосферные радиоотражения, обусловленных присутствием пылевой плазмы на высотах 80–95 км. Показано, что данный факт связан с тем, что модуляционные процессы на этих высотах подавлены.

Физика плазмы, 45, № 4, с. 346-352 (2019) | Рубрика: 08.04

Морозова Ю.В.

Гаврилов В.А., Ландер А.В., Морозова Ю.В. «Сопоставление данных скважинных геоакустических и электромагнитных измерений с данными по механизмам очагов землетрясений» Доклады академии наук, 484, № 6, с. 745-749 (2019)

Приводятся результаты сопоставления данных двух методов скважинного геофизического мониторинга напряжённо-деформированного состояния геосреды в зоне Петропавловск-Камчатского геодинамического полигона с данными по механизмам очагов землетрясений, произошедших в этой зоне на том же временном интервале.

Доклады академии наук, 484, № 6, с. 745-749 (2019) | Рубрика: 09.07

Москвин В.В.

Москвин В.В., Шляпников А.А. «Программное обеспечение для потоковой обработки фотометрических наблюдений» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 113, № 1, с. 83-87 (2017)

Показано использование программных продуктов nova.astrometry.net, SExtractor и Aladin для поиска транзиентных явлений на сериях фотометрических изображений. Рассмотрен алгоритм учета искажений, вносимых в изображения во время наблюдений. Алгоритм основан на корреляционном анализе рядов фотометрических оценок блеска объектов в поле изображения. Показана возможность поиска транзиентных явлений на временах меньших и больших времени наблюдения.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 113, № 1, с. 83-87 (2017) | Рубрика: 18

Москвин В.В., Шляпников А.А., Jiang I.G., Горбачев М.А. «Наблюдение звезд с экзопланетами в КрАО» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 85-88 (2018)

Представлены наблюдения звезд, у которых были обнаружены изменения блеска, связанные с прохождением экзопланет. Описана работа, проводимая с декабря 2016 года в ФГБУН “Крымская астрофизическая обсерватория РАН” (КрАО), после заключения договора о совместных исследованиях с Институтом астрономии Национального университета Цинь Хуа (Тайвань). В список объектов для наблюдений были включены красные карлики с активностью солнечного типа из каталога GTSh-10 с целью поиска возможных вспышек, связанных с наблюдаемым прохождением экзопланеты на фоне звезды. Приводятся данные по наблюдаемым объектам, а также число наблюдений прохождения экзопланет на момент подачи статьи в печать. Наблюдения выполнялись на телескопе МТМ-500 КрАО. Большая часть наблюдений выполнена в цветовой полосе, близкой к стандартной Rc. При обработке данных использовалась оригинальная методика, позволившая производить анализ транзитного явления с точностью ∼0.005m. Основная информация, полученная при реализации проекта, размещена на специально созданном сайте обсерватории.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 114, № 1, с. 85-88 (2018) | Рубрика: 18

Москвичев Д.Ю.

Потапкин А.В., Москвичев Д.Ю. «Снижение уровня звукового удара с помощью разогрева набегающего потока» Письма в Журнал технической физики, 45, № 10, с. 42-45 (2019)

Представлены результаты расчетов уровня звукового удара, возникающего при локальном разогреве потока воздуха перед тонким телом, совершающим сверхзвуковой полет в тепловом следе за областями нагрева. Число Маха холодного потока воздуха равно 2. Расчеты выполнены с помощью комбинированного метода "тел-фантомов". Показано, что локальный последовательный разогрев набегающего потока в двух областях перед телом обеспечивает снижение уровня звукового удара более чем на 30% по сравнению с уровнем звукового удара от тела в холодном потоке.

Письма в Журнал технической физики, 45, № 10, с. 42-45 (2019) | Рубрика: 08.10

Моторина Г.Г.

Цап Ю.Т., Моторина Г.Г., Копылова Ю.Г. «Диагностика вспышечной плазмы по данным рентгеновских и ультрафиолетовых наблюдений: механизмы энерговыделения и излучения» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 137-145 (2016)

Проведен сравнительный анализ оценок меры эмиссии и температуры корональной вспышечной плазмы, полученных из спутниковых наблюдений на GOES, RHESSI и SDO/AIA. Показано, что в зависимости от методов измерений и обработки данных значения параметров вспышечной плазмы могут значительно отличаться (вплоть до одного порядка). Обсуждаются достоинства и недостатки различных подходов. На основе фитирования спектра рентгеновского излучения события 9 ноября 2013 г. установлено, что электроны, ускоренные в вершине вспышечной петли, не способны обеспечить наблюдаемые потоки жесткого рентгеновского излучения в ее основаниях, что свидетельствует о дополнительном хромосферном ускорении заряженных частиц.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 137-145 (2016) | Рубрика: 18

Мошников В.А.

Нано- и микросистемная техника, 21, № 2, с. 73-82 (2019) | Рубрика: 06.11

Муницын В.А.

Муравьев В.В.

Муравьева О.В., Муравьев В.В., Стрижак В.А., Мурашов С.А., Пряхин А.В. Акустический волноводный контроль линейно-протяженных объектов (2017). 234 с.

В монографии систематизированы и обобщены результаты исследований авторов в области теории и практики волноводного акустического контроля линейно-протяженных объектов с использованием нормальных волн Похгаммера–Кри, крутильных волн и волн в воздушных волноводах, в частности, процессов распространения нормальных акустических волн, закономерностей отражения от дефектов и нарушений в геометрии сечения объекта, построения методик и приборов дефектоскопии, структуроскопии и тензометрии линейно-протяженных объектов, в том числе, с использованием ЭМА-преобразователей.

Акустический волноводный контроль линейно-протяженных объектов (2017). 234 с. | Рубрики: 02 14.04

Муравьева О.В.

Петров К.В., Муравьева О.В., Мышкин Ю.В., Башарова А.Ф. «Моделирование магнитных, электрических и акустических полей проходного преобразователя для контроля цилиндрических объектов» Дефектоскопия, № 2, с. 16-24 (2019)

Представлены результаты численного моделирования магнитных, электрических и акустических полей проходного ЭМА-преобразователя продольных волн методом конечных элементов в программной среде COMSOL Multiphysics. Описаны основные подходы, использованные при моделировании. Исследовано влияние конструктивных зазоров между ЭМА-преобразователем и объектом контроля на величину и распределение плотности вихревых токов, основной и мешающий компоненты поля подмагничивания. Проведен анализ влияния рабочей частоты на параметры акустического поля, даны рекомендации по выбору рабочей частоты преобразователя и добротности зондирующего импульса для формирования требуемой эпюры смещений по диаметру объекта и оценки чувствительности к поверхностным и внутренним дефектам, расположенным на различной глубине.

Дефектоскопия, № 2, с. 16-24 (2019) | Рубрика: 14.04

Муратиков К.Л.

Доклады академии наук, 484, № 3, с. 277-280 (2019) | Рубрика: 06.17

Муратов М.В

Петров И.Б., Муратов М.В «Применение сеточно-характеристического метода в решении прямых задач сейсморазведки трещиноватых пластов (обзорная статья)» Математическое моделирование, 31, № 4, с. 33-56 (2019)

В обзорной статье рассматриваются работы, посвященные методикам решения прямых задач сейсморазведки трещиноватых платов. Трещиноватые слои, как известно, являются потенциальными углеводородосодержащими коллекторами, которые активно изучаются в настоящий момент. В силу высокой стоимости полевых разведочным работ, численное моделирование является важной частью в подобных исследованиях, позволяющей существенно снизить финансовые и временные затраты. Рассматриваются работы, посвященные традиционным распространенным на практике методикам моделирования с применением эффективных моделей. Также значительная часть статьи посвящена работам, в которых применяются методики, разработанные авторами для решения поставленного круга задач. Эти методики основаны на использовании сеточно-характеристического численного метода с интерполяцией на неструктурированных треугольных (в двумерном случае) и тетраэдральных (в трехмерном случае) сетках. Сеточно-характеристический метод наиболее точно описывает динамические процессы в задачах сейсморазведки, так как учитывает природу волновых явлений. Используемый подход позволяет строить корректные вычислительные алгоритмы на границах и контактных границах области интегрирования. Важная часть данной статьи посвящена различным используемым моделям трещиноватости. Также рассмотрены приведенные в работах авторов результаты математического моделирования с использованием разработанной методики. Представлены важные практические выводы, полученные в рассматриваемых работах.

Математическое моделирование, 31, № 4, с. 33-56 (2019) | Рубрика: 09.08

Мурашов В.В.

Мурашов С.А.

Мурга М.С.

Мурга М.С. «Учет заряда в процессах разрушения межзвездной пыли» Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 301-306 (2018)

Представлены результаты исследования влияния электрического заряда на эффективность наиболее важных процессов разрушения пылинок в межзвездной среде (МЗС). Рассмотренные процессы включают в себя фоторазрушение ультрафиолетовым полем излучения, распыление высокоэнергетичными ионами и электронами и дробление при столкновениях пылинок друг с другом. Расчеты показывают, что наиболее важную роль заряд играет в процессе фоторазрушения: заряженные пылинки разрушаются в несколько раз эффективнее, чем нейтральные. В работе также обсуждаются другие эффекты, связанные с зарядом пылинок и влияющие на темпы их разрушения.

Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 301-306 (2018) | Рубрика: 18

Сивкова Е.Э., Вибе Д.З., Мурга М.С. «Временные шкалы разрушения углеводородной пыли в областях ионизованного водорода и остатках сверхновых» Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 307-311 (2018)

Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) являются одним из основных компонентов пыли в межзвездной среде. Наблюдательные данные указывают, что в областях звездообразования углеводородные частицы эволюционируют: меняется их распределение по размерам и структурные свойства. В работе оценены временные шкалы разрушения пылевого ансамбля для различных условий, характерных для зон ионизованного водорода и остатков сверхновых. Исследовано влияние отдельных параметров среды (температуры и скорости) на темп разрушения пыли.

Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 307-311 (2018) | Рубрика: 18

Мурзабеков М.М.

Мурзабеков М.М., Фатеев В.Ф., Пругло А.В., Равдин С.С. «Метод компенсации погрешности наклона оси телескопа в астроизмерителе уклонения нормали к геоиду» Астрономический журнал, 95, № 12, с. 912-914 (2018)

Представлен усовершенствованный метод измерения уклонения нормали к геоиду с помощью цифрового телескопа. Приведено описание алгоритма традиционного метода, описаны алгоритмы и особенности исполнения предлагаемого метода. Статья основана на докладе, сделанном на конференции “Современная астрометрия 2017”, посвященной памяти К.В. Куимова (ГАИШ МГУ, 23–25 октября 2017 г.).

Астрономический журнал, 95, № 12, с. 912-914 (2018) | Рубрика: 18

Мутовкин Н.В.

Математическое моделирование, 31, № 6, с. 95-106 (2019) | Рубрика: 09.09

Мухин С.И.

Математическое моделирование, 31, № 3, с. 124-140 (2019) | Рубрика: 04.01

Мышкин Ю.В.

Дефектоскопия, № 2, с. 16-24 (2019) | Рубрика: 14.04

Мясников А.В.

Мячин Д.Ю.

Боровик А.В., Мячин Д.Ю., Уралов А.М. «Модель внепятенной вспышки» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 1, с. 38-46 (2016)

В настоящее время наиболее разработанной моделью солнечной вспышки является “стандартная” модель “CSHKP”, которая объединяет многочисленные имеющиеся наблюдательные и теоретические схемы. Модель “CSHKP” достаточно хорошо описывает завершающую фазу солнечной вспышки – фазу расходящихся вспышечных лент, однако она не применима к начальной фазе вспышки, в том числе к появлению первичных вспышечных лент над линией инверсии фотосферного магнитного поля. В работе приводятся данные анализа крупных статистических исследований солнечных вспышек за последние сто лет. Использованы качественные наземные наблюдения солнечной хромосферы в линии Hα Байкальской астрофизической обсерватории и данные по магнитному полю обсерватории Китт-Пик (США) для внепятенной солнечной вспышки 16 марта 1981 г., имеющей ряд особенностей, которые невозможно было объяснить в рамках “стандартной” модели. На основе полученных данных и анализа имеющихся в литературе теоретических моделей солнечных вспышек, в том числе модели “CSHKP”, предлагается эмпирическая модель внепятенной солнечной вспышки.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 1, с. 38-46 (2016) | Рубрика: 18