Ю

Юлдашев П.В.

Росницкий П.Б., Степанов И.Л., Юлдашев П.В., Гаврилов Л.Р., Сапожников О.А., Хохлова В.А. «Возможности использования ультразвуковых фазированных решеток с максимальной плотностью заполнением поверхности элементами для ударно-волнового хирургического воздействия на глубокие структуры головного мозга» Ученые записки физического факультета МГУ, № 2, с. 1910302_-1-9 (2019)

Предложены три модели ультразвуковых фазированных решеток с 256-ю, 512-ю и 1024-мя элементами и максимальной плотностью заполнения поверхности элементами для ударно-волнового хирургического воздействия на глубокие структуры головного мозга через неповрежденный череп. В отличие от существующих систем ультразвуковой нейрохирургии, с помощью данных решеток возможна реализация не теплового, а механического способа разрушения пораженных участков мозга (гистотрипсию с кипением). Такой подход позволяет избежать нежелательного теплового перегрева и повреждения костей черепа. Предложенные решетки гораздо более компактны по сравнению с существующими аналогами: они имеют форму сегмента сферы с углом раскрытия 60° и апертурой 200 мм, тогда как существующие решетки – форму полусферической чаши с диаметром 300 мм. Проведена сравнительная оценка пространственных областей эффективного и безопасного электронного перемещения фокуса для предложенных решеток и показана возможность создания объемных разрушений размерами более 20 мм. Расчёты нелинейных эффектов показали возможность формирования в фокусе разработанных решеток ударных фронтов с развитым разрывом амплитудой более 70 МПа, необходимых для реализации механизма гистотрипсии с кипением. При этом, с учетом потерь на прохождение пучка через кости черепа и ткани мозга, значения интенсивности на элементах решеток не превышают технологический предел: 40 Вт/см2

Ученые записки физического факультета МГУ, № 2, с. 1910302_-1-9 (2019) | Рубрики: 04.11 08.10 15.02

Юнгельсон Л.Р.

Юнгельсон Л.Р. «Симбиотические звезды: формирование, эволюция, популяция» Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 150-161 (2018)

Рассмотрены современные представления об образовании и эволюции симбиотических звезд. Модель популяции симбиотических звезд сравнивается с данными наблюдений. Обсуждается проблема согласования численности наблюдаемых симбиотических звезд и предсказаний моделей.

Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 150-161 (2018) | Рубрика: 18

Юнгельсон Л.Р., Куранов А.Г., Постнов К.А. «Симбиотические рентгеновские источники» Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 174-179 (2018)

Построена модель популяции симбиотических рентгеновских звезд, учитывающая нестационарность квазисферической дозвуковой аккреции вещества звездного ветра гиганта медленно вращающимися нейтронными звездами. В модели, рассчитанные авторами ранее, внесены уточнения, позволяющие более адекватно описать наблюдаемые распределения источников по орбитальным периодам, периодам вращения нейтронных звезд и их рентгеновским светимостям в диапазоне ∼1032–1036 эрг/с.

Научные труды Института астрономии РАН, № 1, с. 174-179 (2018) | Рубрика: 18

Юренин К.Ю.

Алексенко В.Л., Шарко А.А., Шарко А.В., Степанчиков Д.М., Юренин К.Ю. «Идентификация структурных особенностей механизмов деформирования при изгибе методом акустической эмиссии» Техническая диагностика и неразрушающий контроль, № 1, с. 32-39 (2019)

Приводятся результаты исследования и методика обработки спектральных характеристик сигналов акустической эмиссии при испытаниях образцов из стали Ст3сп на четырехточечный изгиб с целью оценки возможности их использования для решения задач диагностики. Выявлены существенные различия в изменениях спектральных характеристик и моментах возникновения сигналов акустической эмиссии при различных стадиях нагружения образцов. Обнаружен упреждающий эффект фиксации дискретных изменений структуры материала методом акустической эмиссии при изгибе.

Техническая диагностика и неразрушающий контроль, № 1, с. 32-39 (2019) | Рубрика: 14.04

Юрков В.В.

Липунов В.М., Владимиров В.В., Горбовской Е.С., Кузнецов А.С., Зимнухов Д.С., Балануца П.В., Корнилов В.Г., Тюрина Н.В., Гресс О.А., Власенко Д.М., Габович А.М., Юрков В.В., Кувшинов Д.А., Сеник В.А. «Концепция многофункционального астрономического комплекса и динамически интегрированной базы данных в применении к многоканальным наблюдениям глобальной сети МАСТЕР» Астрономический журнал, 96, № 4, с. 288-304 (2019)

Сформулирована концепция создания многофункционального астрономического комплекса в применении к роботизированным астрономическим сетям и системам. Описана практическая реализация этого подхода в Глобальной сети телескопов-роботов МАСТЕР МГУ. Впервые описана динамически интегрированная база данных МАСТЕР (ДИБД), которая превращает сеть роботов-телескопов в роботизированную сеть. На примере реальных многоканальных астрономических исследований, проводимых на Глобальной сети МАСТЕР, показана эффективность предложенной концепции. Глобальная сеть МАСТЕР постоянно участвует в многоволновых и многоканальных экспериментах по исследованию астрофизических источников, находящихся в экстремальных условиях, в том числе источников гравитационных волн, регистрируемых на детекторах коллаборации LIGO/VIRGO, источников нейтрино сверхвысоких энергий (IceCube и ANTARES), источников быстрых радиовспышек (FRB) и гамма-всплесков (GRB). Так, сеть МАСТЕР обеспечила самый обширный обзор первого поля ошибок гравитационно-волнового всплеска, зарегистрированного LIGO GW 150914 (5 тысяч квадратных градусов) и провела первую независимую локализацию гравитационно-волнового сигнала GW 170817. Кроме того, сеть МАСТЕР открыла более 1600 оптических транзиентов различной физической природы. По целеуказаниям системы МАСТЕР наводились все крупнейшие наземные и космические телескопы мира.

Астрономический журнал, 96, № 4, с. 288-304 (2019) | Рубрика: 18

Юровский Ю.Ф.

Вольвач А.Е., Юровский Ю.Ф., Самисько К.В., Самисько С.А., Якубовская И.В. «Мониторинг солнечной активности в радиодиапазоне станциями службы Солнца “KRIM”» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 179-186 (2016)

Радиоастрономический диагностический комплекс, созданный на базе радиотелескопа РТ-22 и трех малых радиотелескопов, интегрирован во Всемирную службу мониторинга солнечной активности, которая включает 14 наземных станций в кооперации с орбитальными обсерваториями. Это дало доступ к 24-часовому ежедневному объему информации в широком диапазоне длин волн о событиях, которые происходят на Солнце и влияют на земные процессы. Четыре робот-радиотелескопа КрАО, объединенные в Службу Солнца “KRIM”, ведут наблюдения Солнца в режиме мониторинга и алертов. Данные радиомониторинга солнечной активности сохраняются в цифровом виде и выставляются на сайты мировой службы Солнца в реальном времени. Регулярное текущее обслуживание и модернизация радиотелескопов, предназначенных для осуществления Службы Солнца в КрАО, а также ежедневные наблюдения Солнца позволили получить высококачественные данные о свойствах солнечной активности. Описываются аппаратура и методика наблюдений динамических спектров радиоизлучения Солнца. Предлагается метод исключения влияния свойств антенны на измеряемый сигнал путем использования известного спектра радиоизлучения спокойного Солнца.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 179-186 (2016) | Рубрика: 18

Юрчишин В.Б.

Тихонова О.И., Абраменко В.И., Куценко А.С., Юрчишин В.Б. «Различные режимы всплытия активных областей на Солнце» Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 98-106 (2016)

Исследовался режим всплытия 14 активных областей (АО). Для 12-ти АО использованы данные о продольной составляющей магнитного поля, полученные с помощью Helioseismic and Magnetic Imager (HMI) на борту космической станции Solar Dynamic Observatory (SDO). Для остальных АО, использовались данные Michelson Doppler Imager (MDI), полученные спутником Solar and Heliospheric Observatory (SOHO). Все АО всплывали на видимой стороне солнечного диска. Мы вычисляли производную по времени, R(t), от суммарного беззнакового магнитного потока АО, т.е. скорость всплытия. Показано, что режим всплытия не универсален: в каждой АО имеет место свой процесс всплытия с уникальным временным профилем функции R(t). При этом можно идентифицировать два основных типа всплытия. Первый тип - регулярное всплытие с квазипостоянным поведением производной потока в течение 1–3 дней и довольно низкой средней за это время величиной производной: 1022 Mаксвелл в день. Второй тип можно описать как ускоренное всплытие, характеризующееся длинным (более одного дня) интервалом быстрого нарастания производной до довольно больших величин порядка 1022 Максвелл в день. После этого интервала следует короткий (порядка трети суток) интервал с постоянной производной, сменяющийся монотонным уменьшением функции R(t). Первый тип событий можно ассоциировать со всплытием магнитных трубок с квазипостоянным потоком, который проходит через фотосферу с квазипостоянной скоростью подъема. Такие события можно объяснить действием глобального динамо, генерирующего тороидальные трубки глубоко в конвективной зоне. События второго типа можно интерпретировать как свидетельство работы подфотосферного турбулентного динамо, генерирующего дополнительный поток (за счет турбулентных движений плазмы) по мере всплытия трубки.

Известия Крымской астрофизической обсерватории, 112, № 2, с. 98-106 (2016) | Рубрика: 18

Юсифов Э.Ф.

Юсифов Э.Ф., Мамедов А.А., Новрузов Н.Э., Халилова В.С. «Модель динамики численности паукообразных в спектре их межвидовых конкурентных отношений» Математическое моделирование, 31, № 4, с. 131-144 (2019)

Рассмотрены вопросы построения и исследования математической модели для изучения динамики численности паукообразных герпетобионтов в спектре их трофических конкурентных отношений. Обсуждаются вопросы определения необходимых переменных и расчетных коэффициентов для построения и исследования модели применительно к различным трофическим ситуациям. Базисом для создания модели послужили нелинейные дифференциальные уравнения Лотки–Вольтерра. Исследования, проведенные с помощью построенной модели, показали, что реакция системы на любое возмущение носит колебательный характер. Характер решения зависит от начального возмущения. Решения отличаются величиной амплитуды и периода колебаний. Установившиеся решения математической модели являются многопериодичными колебаниями, которые характерны для биологических систем. Приведены численные и графически представленные результаты исследования предложенной модели.

Математическое моделирование, 31, № 4, с. 131-144 (2019) | Рубрика: 17