Астрон. ж. 2019. 96, № 1

Бисикало Д.В., Жилкин А.Г., Курбатов Е.П. «О возможных электромагнитных проявлениях сливающихся черных дыр» Астрономический журнал, 96, № 1, с. 3-16 (2019)

Рассматривается сценарий слияния двух черных дыр, окруженных аккреционным диском. В результате излучения гравитационных волн масса центрального объекта уменьшается, и аккреционный диск испытывает возмущение. По результатам расчет ов показано, что основным следствием этого возмущения является формирование ударной волны, распространяющейся от центра к периферии диска.

Астрономический журнал, 96, № 1, с. 3-16 (2019) | Рубрика: 18

Филина А.А., Аникин И.А., Баранов А.А., Чечеткин В.М. «Гамма-излучение при аккреции вещества оболочки на компактный остаток сверхновой» Астрономический журнал, 96, № 1, с. 17-26 (2019)

Цель предлагаемой работы – изучение аккреции вещества на компактный гравитирующий остаток (нейтронная звезда) центральной части разлетающейся оболочки сверхновой второго типа. Для получения структуры вещества в окрестности нейтронной звезды были проведены расчеты взрыва с энергетикой СН II. Энергия разлетающейся оболочки и параметры предсверхновой соответствуют известным значениям для SN 1987A. В работе продемонстрировано, что в результате такой аккреции у поверхности компактного остатка образуется слой достаточно плотного и горячего газа для протекания реакций нуклеосинтеза. Таким образом, одним из результатов нашей работы является демонстрация возможности протекания r и rbc-процесса или взрывного нуклеосинтеза в компактной оболочке нейтронной звезды. Второй результат – эффект получения линий излучения нестабильных элементов, образовавшихся в центральной части оболочки нейтронной звезды.

Астрономический журнал, 96, № 1, с. 17-26 (2019) | Рубрика: 18

Курбатов Е.П., Жилкин А.Г., Бисикало Д.В. «О возможном механизме радиоизлучения в полярах» Астрономический журнал, 96, № 1, с. 27-40 (2019)

Предложен способ генерации радиоизлучения в полярах, в основе которого лежит механизм циклотронного излучения тепловых электронов на фоне флуктуирующего магнитного поля. Источником флуктуаций является альфвеновская волновая турбулентность. Получены выражения для спектра излучения и степени поляризации. На примере системы поляра AM Her были рассчитаны потоки радиоизлучения от аккреционной струи. В рамках предложенной модели эмиссии оказывается возможным получить наблюдаемые потоки излучения в диапазоне частот VLA при реалистичных характеристиках плазмы.

Астрономический журнал, 96, № 1, с. 27-40 (2019) | Рубрика: 18

Федорова В.А., Родин А.Е. «Обнаружение быстрых радиовсплесков на радиотелескопе БСА ФИАН» Астрономический журнал, 96, № 1, с. 41-50 (2019)

В работе приведены результаты поиска одиночных импульсных сигналов на радиотелескопе БСА ФИАН на частоте 111 МГц в период с июля 2012 г. по май 2018 г. Использовался метод свертки данных с шаблоном заданной формы и последующей сверткой с пробной мерой дисперсии. Для анализа данных был выбран участок с центральными координатами α=05h32m; δ=+41.72°, а также участок неба с ранее зафиксированными импульсами FRB 121102 (координатами α=05h32m; δ=+33.1°). Всего в каждом луче было обработано 355 часов наблюдений. В ходе обработки удалось зарегистрировать три радиовсплеска с мерой дисперсии 247 пк/см , 570 пк/см и 1767 пк/см .

Астрономический журнал, 96, № 1, с. 41-50 (2019) | Рубрика: 18

Вольвач Л.Н., Вольвач А.Е., Ларионов М.Г., МакЛеод Г.К., ван ден Хеевер С.П., Волак П., Олеч М., Ипатов А.В., Иванов Д.В., Михайлов А.Г., Мельников А.Е., Ментен К., Беллоче А., Вейс А., Мазумдар П., Шуллер Ф. «Гигантская вспышка мазера водяного пара в галактическом источнике IRAS 18316-0602» Астрономический журнал, 96, № 1, с. 51-69 (2019)

Представлены результаты длительного мониторинга галактического мазерного источника IRAS 18316-0602 (G25.65 1.05) в линии водяного пара (переход 616–5 , частота линии f=22.235 ГГц), выполненные на радиотелескопах РТ-22 (Симеиз), РТ-26 (ХартРАО), РТ-26 (Торунь). На РТ-22 источник эпизодически наблюдался с 2000 г., более регулярные наблюдения начаты в 2017 г. В объекте зарегистрирована самая мощная за всю историю наблюдений двойная вспышка, начавшаяся в сентябре 2017 г. и продолжавшаяся до февраля 2018 г. В большинстве своем мониторинг вспышки осуществлялся в ежедневном режиме. Детальное исследование изменения плотности потока излучения источника, в максимуме достигающего P≈1.3·105 Ян, позволило сделать важные научные выводы о возможном механизме излучения в линии водяного пара. Экспоненциальное нарастание плотности потока излучения в двойной вспышке свидетельствует о том, что мы имеем дело с ненасыщенным мазером вплоть до максимальных значений плотностей потоков излучения. Дополнительным аргументом в пользу такого состояния мазера является не очень высокая линейная поляризация (≈30% ), почти вдвое более низкая, чем в таком известном галактическом киломазере, как Orion KL. Более точное расстояние, полученное для IRAS 18316-0602 (12.5 кпк), и значение плотности потока излучения в максимуме вспышки (≈1.3·105 Ян) делают этот источник самым мощным галактическим киломазером. Двойственная форма вспышки с экспоненциальными подъемами плотности потока излучения исключает возможность объяснения вспышечного явления эффектом направленности диаграммы излучения по отношению к наблюдателю. Физическую природу вспышки следует связать с внутренними параметрами среды, в которой находятся мазерные глобулы, излучающие в линии водяного пара. Быстрый экспоненциальный рост плотности потока излучения киломазера и экспоненциальные спады требуют наличия взрывного подъема плотности среды и потока квантов, приводящие к увеличению температуры от начального базового уровня в 10–40 К. Предложен механизм первичного энерговыделения в IRAS 18316-0602, который можно связать с кратной массивной звездной системой, находящейся на стадии эволюции, предшествующей главной последовательности. Вспышка в объекте может инициироваться гравитационным взаимодействием массивного компаньона с центральной звездой в периастре. В результате мощного гравитационного возмущения возможен сброс оболочки центральной сверхмассивной звезды, которая достигает аккреционного диска и создает взрывной подъем плотности и температуры в газово-пылевой среде, где расположены мазерные глобулы.

Астрономический журнал, 96, № 1, с. 51-69 (2019) | Рубрика: 18

Абубекеров М.К., Гостев Н.Ю. «Влияние цифрового шума на результаты интерпретации транзитной кривой блеска» Астрономический журнал, 96, № 1, с. 70-74 (2019)

Часто используемые алгоритмы интерпретации кривых блеска, например, распространенный алгоритм JKTEBOP, имеют ограниченную точность, что приводит к ошибкам округления, и, как следствие, к нефизическому вкладу в невязку (цифровому шуму). На примере интерпретации транзитной кривой блеска двойной системы HD 209458 продемонстрирована необходимость учета цифрового шума. Показано, что улучшение точности вычисления кривой блеска позволяет более надежно решать вопрос об адекватности наблюдаемой кривой блеска используемой модели, поскольку исключается нефизический вклад в невязку, связанный с ошибками вычислений. Интернет-ссылка на разработанный алгоритм приведена в Заключении.

Астрономический журнал, 96, № 1, с. 70-74 (2019) | Рубрика: 18

Аткин Э.В., Булатов В.Л., Васильев О.А., Воронин А.Г., Горбунов Н.В., Гребенюк В.М., Дорохов В.А., Карманов Д.Е., Ковалев И.М., Кудряшов И.А., Курганов А.А., Меркин М.М., Панов А.Д., Подорожный Д.М., Полков Д.А., Пороховой С.Ю., Свешникова Л.Г., Ткачев Л.Г., Ткаченко А.В., Турундаевский А.Н., Филиппов С.Б., Шумихин В.В. «Энергетические спектры протонов и ядер космических лучей, измеренные в эксперименте НУКЛОН с использованием новой методики» Астрономический журнал, 96, № 1, с. 75-88 (2019)

Представлены некоторые результаты исследований космических лучей, полученные в ходе космического эксперимента НУКЛОН в 2015–2017 гг. Этот эксперимент предназначен для прямых измерений энергетических спектров и химического состава (Z=1–30) космических лучей в диапазоне энергий 2–500 ТэВ. Представлены экспериментальные результаты, в том числе энергетические спектры различных обильных ядер, измеренные с использованием нового кинематического метода KLEM (Kinematic Lightweight Energy Meter). Первичная энергия восстанавливается с помощью регистрации пространственной плотности вторичных частиц, рожденных при неупругом взаимодействии в углеродной мишени.

Астрономический журнал, 96, № 1, с. 75-88 (2019) | Рубрика: 18