Астрон. ж. 2019. 96, № 2

Тутуков А.В. «Роль излучения гравитационных волн в эволюции звезд и галактик» Астрономический журнал, 96, № 2, с. 91-105 (2019)

Рассмотрены условия образования тесных двойных астрономических объектов со звездами главной последовательности, вырожденными карликами различных типов, нейтронными звездами и черными дырами различных масс. В работе исследуется эволюция наиболее тесных двойных систем такого рода под влиянием излучения ими гравитационных волн. Оценены условия, при которых компоненты исследуемых систем могут за время короче хаббловского слиться в результате излучения их системами гравитационных волн. В рамках самосогласованной сценарной модели оценена частота таких событий в Галактике, их наблюдаемые проявления, природа продуктов слияния и роль этих событий в эволюции звезд и галактик. Изучены условия образования и эволюции сверхмассивных двойных черных дыр (СМЧД) в ходе столкновения и слияния галактик в их плотных скоплениях.

Астрономический журнал, 96, № 2, с. 91-105 (2019) | Рубрика: 18

Черенков А.А., Шайхисламов И.Ф., Бисикало Д.В., Шематович В.И., Фоссати Л., Местль К. «Влияние супервспышек родительских звезд на динамику оболочек горячих юпитеров» Астрономический журнал, 96, № 2, с. 106-119 (2019)

Проводится исследование влияния супервспышек родительских звезд солнечного типа на газодинамику протяженных оболочек экзопланет-гигантов. Во время вспышек интенсивность излучения родительской звезды в диапазонах жесткого ультрафиолета (EUV) и мягкого рентгена (X-rays) может кратковременно увеличиваться на несколько порядков величины, что будет приводить к резкому локальному нагреву атмосферы на подзвездной стороне с формированием ударных волн в атмосфере. Ранее с использованием одномерной аэрономической модели, корректно учитывающей нагрев и химические процессы в атмосфере, были произведены расчеты газодинамического отклика атмосферы горячего юпитера HD 209458b на характерные супервспышки солнечноподобных звезд. Для исследования оттока вещества атмосферного газа, результаты, полученные в одномерной модели, использовались в качестве упрощенных граничных условий для расчета трехмерной структуры течения после вспышки. По результатам трехмерного газодинамического расчета показано, что выброшенное в результате вспышки вещество увеличивает размер оболочки в течение нескольких часов, что может быть зафиксировано с помощью уже имеющихся возможностей наблюдений. Показано, что для наиболее мощной рассматриваемой супервспышки темп потери массы может увеличиваться на порядок величины на несколько десятков часов после вспышки.

Астрономический журнал, 96, № 2, с. 106-119 (2019) | Рубрика: 18

Жаров В.Е., Орешко В.В., Потапов В.А., Пширков М.С., Родин А.Е., Сажин М.В. «Пульсарная шкала времени» Астрономический журнал, 96, № 2, с. 120-143 (2019)

Рассматривается пульсарная шкала времени, возможности ее реализации, а также возможные приложения к фундаментальной астрономии и физике.

Астрономический журнал, 96, № 2, с. 120-143 (2019) | Рубрика: 18

Казанцев А.Н., Потапов В.А., Сафронов Г.Б. «Исследование гигантских импульсов пульсара B0301+19 (J0304+1932) на частоте 111 МГц» Астрономический журнал, 96, № 2, с. 144-155 (2019)

Проанализированы результаты наблюдений пульсара B0301+19(J0304+1932), проведенных на Большой сканирующей антенне (БСА) Пущинской радиоастрономической обсерватории на частоте 111 МГц в 2012–2017 гг.

Астрономический журнал, 96, № 2, с. 144-155 (2019) | Рубрика: 18

Крауз В.И., Митрофанов К.Н., Войтенко Д.А., Астапенко Г.И., Марколия А.И., Тимошенко А.П. «Лабораторное моделирование радиального распределения тороидального магнитного поля в осевом струйном выбросе молодых звездных объектов» Астрономический журнал, 96, № 2, с. 156-171 (2019)

Представлены результаты экспериментов по исследованию радиального распределения магнитного поля в осевых плазменных потоках, образующихся при сжатии токово-плазменной оболочки на плазмофокусной установке КПФ-4-ФЕНИКС. Генерация плазменных потоков происходила в разряде при стационарном наполнении камеры установки рабочим газом аргоном или водородом, а также при импульсном напуске аргона. Анализ радиальных профилей распределения магнитного поля и их изменения во времени позволил определить область локализации захваченного магнитного поля, а также область протекания обратного тока на периферии плазменного потока. Показано, что поперечный (радиальный) размер плазменного потока зависит от плотности окружающей среды (фонового газа), в которой происходит его распространение. Эксперименты выполнены в рамках работы по лабораторному моделированию нерелятивистских струйных выбросов молодых звезд.

Астрономический журнал, 96, № 2, с. 156-171 (2019) | Рубрика: 18

Чашей И.В., Тюльбашев С.А., Субаев И.А., Извекова В.А. «Глобальная структура солнечного ветра на фазе спада солнечной активности по данным мониторинга межпланетных мерцаний» Астрономический журнал, 96, № 2, с. 172-176 (2019)

Приведены результаты анализа данных трехлетней серии мониторинга межпланетных мерцаний в 2015–2017 гг. на фазе спада солнечной активности. Наблюдения выполнены на радиотелескопе БСА ФИАН на частоте 111 МГц. Показано, что в течение рассматриваемого периода пространственное распределение уровня мерцаний в среднем было близко к сферически симметричному и не испытывало сильных временных вариаций на месячных и годовых интервалах. Среднемесячные значения уровня мерцаний не коррелируют с числами Вольфа.

Астрономический журнал, 96, № 2, с. 172-176 (2019) | Рубрика: 18